КАЗАКИ-ЕВРЕИ
В отряде казачьего вожака Северина Наливайко во время восстания против поляков-католиков сражалось 11 иудеев. В 1649 году на Волыни действовал казачий отряд под началом двух иудеев, принявших православие: Лейбы и Якова. Отряд уничтожил еврея-арендатора Майера и предал огню и клинку еврейские местечки и замки польских панов во всей округе. В «Реестре казаков Войска Запорожского за 1649-1650-й гг.» вписаны фамилии явно не православного происхождения: Израитель, Жиденко, Жидовкин, Иудин. Автор известного исторического труда «История Малороссии» Николай Маркевич был потомком казака из иудеев, принявшего православие в эпоху Зиновия Хмельницкого.
Век XVIII-й продолжил традиции службы евреев казачеству. Марк Абрамович Маркович порвал с прошлым, отдал состояние православной церкви и даже стал ктитором одного из храмов. Его сын Андрей осаждал Батурин в составе казачьего полка и дослужился до чина полковника Лубенского казачьего полка. Его дочь Анастасия, стала женой Гетмана Ивана Скоропадского – ставленника Петра I, заменившего им, предавшего Гетмана Мазепу. По параллельной линии – он был предком Гетмана Украины Павла Скоропадского в 1918 году. Полковник Ахтырского казачьего полка Иван Мегерович- Перекрест (фамилия говорит сама за себя) отличился в сражении при Эрестфере. Погиб в польском походе в 1704 году казачий полковник Михаил Борухович. А при Гетмане Орлике (преемника Мазепы) в 1710-1719 гг. служил Генеральным есаулом полковник Павел Герцик – из евреев-выкрестов.
КАЗАКИ — ЕВРЕИ и КАЗАКИ-ИУДЕИ.
Это не одно и то же. В Российской империи, в составе «отдельного казачьего народа», воевали и служили этнические евреи, вступившие в полки после крещения. И казаки, сознательно принявшие иудаизм. Это не было рядом каких-либо примеров редких биографий. Князь Григорий Потемкин-Таврический – фаворит Екатерины II и властелин Новороссии, в 1787 году своим приказом сформировал Израильский казачий полк в составе двух конных эскадронов, артиллерийской батареи и пластунского (пехотного) батальона. Общим числом 700 сабель и штыков. Полк еврейских казаков даже получил пожалованное императрицей знамя: белое полотнище с голубой шестиконечной звездой Давида на одной стороне и с вышитым золотым императорским орлом, на другой стороне знамени. Полк два года воевал с турками, понес огромные потери. И его казаки были бы оскорблены, если бы их сегодня не признали частью «казачьего народа».
В начале ХХ века начался обратный процесс. Когда часть донских и кубанских казаков добровольно переходила в иудаизм. Так в 1913 году 34 казака-иудея станицы Лабинской Кубанского казачьего Войска, выступили в защиту обвиняемого в ритуальном убиении христианского младенца, киевского еврея Бейлиса. При этом никто их за смену вероисповедания из «казачьего народа» не увольнял и от несения службы не освобождал. Они были казаками, но не православными.
В январе 1920 года Походным атаманом Кубанского казачьего Войска был избран генерал-майор корпуса Генерального штаба, георгиевский кавалер и герой обороны Саракамыша – Николай Андрианович Букретов. Сын еврея Кавказских гор, принявший православие, окончил академию Генерального штаба и пытался поднять казаков- кубанцев дать отпор наступающей красной армии.
В числе казаков Войска Донского была обычной фамилия Юдин, а несколько станиц Верхнедонского казачьего округа до 1917 года даже исповедовали особую форму иудаизма, без раввинов, ибо не признавались традиционными иудеями.