Казачий бизнес на доверии \ Каким образом выстраивается взаимодействие реестрового и нереестрового казачества?
Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденная Президентом России от 15.09.2012 № Пр-2789 (далее – Стратегия), определяет направления взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления с российским казачеством в целях формирования эффективного общественно-государственного партнерства. Реализация Стратегии осуществляется на основе утверждаемых в установленном порядке планов мероприятий по ее выполнению, разрабатываемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, казачьих обществ, общественных объединений казаков.
А теперь посмотрим, как обстоят дела с реализацией указанной Стратегии во Владимирской области. В постановлении Администрации Владимирской области от 29.12.2017 № 1169 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Реализация государственной национальной политики во Владимирской области» имеется Подпрограмма №5 «Российское казачество во Владимирской области», для реализации которой в областном бюджете предусмотрены средства на развитие владимирского казачества (а это не только ВлОКО ЦКВ) в размере: на 2018 год 1.100.000 руб.; на 2019 год 1.520.000 руб., на 2020 год 1.520.000 руб., на 2021 год 1.520.000 руб., на 2022 год 1.520.000 руб., на 2023 год — 1.520.000 руб., всего — 8.700.000 руб. Целью Подпрограммы №5 является совершенствование механизмов общественно-государственного партнерства в сфере реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества во Владимирской области, которое на момент утверждения представляли следующие некоммерческие организации (юридические лица):
I. Владимирское отдельское казачье общество войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», в структуре которого на тот момент находились: 1) Александровское СКО; 2) Владимирское ГКО; 3) Вязниковское ХКО; 4) Гороховецкое ХКО; 5) Ковровское ХКО; 6) Кольчугинское ХКО; 7) Петушинское ХКО; 8) Радужное ХКО; 9) Собинское ХКО; 10) ХКО «Камешковское»; 11) ХКО «Муромец»; 12) Юрьев-Польское ХКО. Всего 12 (двенадцать) первичных казачьих обществ. Эта информация основана на сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также на зарегистрированных в установленном порядке уставах казачьих обществ, экземпляры которых хранятся соответственно в Управлении Минюста России по Владимирской области и инспекциях ФНС России, в которых эти общества состоят на налоговом учете. Несмотря на данное обстоятельство, ВлОКО ЦКВ во всех отчетах показывает наличие в своей структуре 13 (тринадцати) первичных казачьих обществ.
II. Казачьи организации, не входящие в структуру ВлОКО ЦКВ (общественные объединения казаков): 1) Владимирское региональное отделение общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз казаков-воинов России и зарубежья»; 2) Владимирское хуторское казачье общество; 3) Гусь-Хрустальное хуторское казачье общество; 4) Казачье общество «Хуторское казачье общество «Ковровское казачество»; 5) Камешковское хуторское казачье общество; 6) Меленковское хуторское казачье общество; 7) Муромское хуторское казачье общество; 8) Судогодское хуторское казачье общество; 9) Хуторское казачье общество «Медведков»; 10) Хуторское казачье общество города Владимира. Всего 10 (десять) общественных объединений казаков.
Несмотря на Стратегию, ни одно из общественных объединений в Подпрограмме № 5 не участвует. Таким образом, Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на территории Владимирской области не реализуется, а предназначенные для развития российского казачества во Владимирской области бюджетные средства расходуются только на нужды ВлОКО ЦКВ. Причем, для того, чтобы стать участником этой Подпрограммы, атаман ВлОКО, советник Губернатора Петрусенко М.Ф. и его первый заместитель, адвокат ВОКА №2 Горелов Г.Ю. представили в Администрацию Владимирской области недостоверные исходные данные, касающиеся численности казачьих обществ в структуре ВлОКО ЦКВ, количества и наименований казачьих кадетских классов и казачьих детских военно-патриотических объединений, которые курируются ВлОКО ЦКВ. Волевым решением атамана ВлОКО ЦКВ Петрусенко М.Ф. Судогодское ХКО включается во все возможные отчеты в качестве структурного подразделения ВлОКО ЦКВ. Но одного волевого решения для этого маловато. Нужна еще и государственная регистрация. А ее почему-то нет. Доказательством этому являются устав Судогодского ХКО с отметкой о его государственной регистрации Управлением Минюста России по Владимирской области и сведения, содержащиеся ЕГРЮЛ. Никакие ухищрения адвоката Горелова Г.Ю. не способны опровергнуть данную информацию.
Для Подпрограммы №5 характерно и то, что в отличие от предыдущей госпрограммы, которая была отменена, в ней вместо мероприятия «Создание сети казачьих кадетских классов» включено направление «Развитие сети казачьих обществ». Это уже похоже на уход от социальной ориентации. Несмотря на наличие в Подпрограмме этого направления, до настоящего времени структура ВлОКО ЦКВ не пополнилась ни одним вновь созданным и в установленном порядке зарегистрированным казачьим обществом.
В октябре 2017 года у атамана Юрьев-Польского ХКО Морозова А.Н. закончился срок полномочий. Поскольку казаков у него к этому времени не осталось, отчетно-выборный круг (общее собрание казаков) проводить стало некому. Морозов А.Н., подобно капитану тонущего корабля, решил покинуть Юрьев-Польское ХКО последним и 14 октября 2017 года вступил в порядке перевода в Александровское СКО, также входящее в структуру ВлОКО ЦКВ. Таким образом, Юрьев-Польское ХКО фактически прекратило свою деятельность. Окончание срока атаманских полномочий Морозовым А.Н. подтверждается Уставом Юрьев-Польского ХКО (срок 5 лет), протоколом круга Александровского СКО от 14.10.2017 № 6, приказом атамана ВлОКО ЦКВ от 05.03.2018 № 1л/с «Об окончании полномочий атамана», рапортом Морозова А.Н. от 11.07.2018, протоколом заседания совета атаманов ВлОКО ЦКВ от 10.03.2018 № 2 и протоколами всех последующих заседаний совета атаманов ВлОКО ЦКВ, которые также проводились и проводятся в отсутствие атамана Юрьев-Польского ХКО Морозова А.Н. В них регулярно фиксируются сведения об окончании срока его атаманских полномочий, отсутствии в казачьем обществе казаков, его членстве в Александровском СКО. В настоящее время ВлОКО ЦКВ, при всем своем желании, не сможет переделать эти документы «задним числом», поскольку их заверенные копии приобщены к материалам гражданского дела № 2-2455/2018, хранящегося в архиве Октябрьского районного суда г. Владимира. Казачье общество, в котором нет ни атамана, ни казаков, подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Но кто-то продолжает сдавать фиктивную отчетность за эту организацию. Данная фикция, видимо, нужна, чтобы не нарушать статистику.
В августе 2018 года по решению круга (общего собрания казаков) Владимирское ГКО покинуло структуру ВлОКО ЦКВ, о чем атаман ВлОКО ЦКВ Петрусенко М.Ф. был своевременно уведомлен. Несмотря на данный факт, Петрусенко М.Ф. и Горелов Г.Ю. продолжают показывать Владимирское ГКО структурным подразделением ВлОКО ЦКВ. Опять же, видимо, чтобы не нарушать все ту же статистику.
Чтобы пустить Администрации пыль в глаза или втереть очки, ВлОКО ЦКВ в паспортах казачьих организаций стало показывать дополнительно Хуторское казачье общество «Боголюбовское», которое якобы создано в 2018 году и входит в структуру ВлОКО ЦКВ. Для его создания адвокат Горелов Г.Ю. даже «обработал» и вывел из состава Владимирского ГКО 11 (одиннадцать) казаков, часть из которых стали как бы членами ХКО «Боголюбовское», другая часть болтается неизвестно где. На самом деле такого юридического лица не существует. Любые утверждения адвоката Горелова Г.Ю. о том, что эта организация создана без образования юридического лица – это байки для неграмотных. Главным нормативным актом, который регламентирует создание и деятельность общественных объединений без образования юридического лица, является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Однако для таких общественных объединений предусмотрены совсем другие организационно-правовые формы, нежели «казачье общество».
На момент утверждения новой госпрограммы в 10-ти казачьих обществах ВлОКО ЦКВ, внесенных в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — ГРКО), общая численность казаков, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы, составила 291 чел. Эта цифра остается прежней и основана на отчетах по форме ГРКО 03, ежегодно представляемых в Управление Минюста по Владимирской области всеми реестровыми казачьими обществами, входящими в структуру ВлОКО ЦКВ, а таковых всего 10 (десять). В течение 2018-го и 2019-го годов в ГРКО дополнительно не внесено ни одного казачьего общества. Так что при проведении проверки приписки сразу были бы выявлены. Но в Администрации Владимирской области все основано на доверии. Поэтому исходные данные, представленные ВлОКО ЦКВ для внесения в Подпрограмму № 5, никто не проверял.
ВлОКО ЦКВ показывает наличие под своим крылом 6-ти казачьих кадетских классов в г. Владимире и г. Гусь-Хрустальном, а также 8-ми казачьих детских военно-патриотических объединений. Во-первых, казачьих кадетских классов во всей Владимирской области не 6, а только 5, в том числе: 2 – в МБОУ «СОШ № 48» г. Владимира (мкр. Лесной); 2 – в МБОУ «СОШ № 47» г. Владимира (мкр. Оргтруд) из 1 – в МБОУ «СОШ № 10» г. Гусь-Хрустальный. Во-вторых, казачий кадетский класс в г. Гусь-Хрустальный создан и курируется казаками Владимирского ГКО по договору с МБОУ «СОШ № 10». ВлОКО ЦКВ не имеет к нему никакого отношения. В третьих, в МБОУ «СОШ № 48» г. Владимира (мкр. Лесной) казачьи кадетские классы с 01 сентября 2019 года не функционируют, так как нет соответствующего педагога из числа казаков, в связи с чем дополнительное образование кадеты не получают. В-четвертых, наличие у ВлОКО ЦКВ 8-ми казачьих детских военно-патриотических объединений – это явная «липа», так как отсутствует их элементарный список с названиями, местами расположения и фамилиями руководителей. Никто эти данные от ВлОКО ЦКВ не запрашивал и, соответственно, ни с кем не сверял и не проверял.
Теперь о, так называемом, прогнозе конечных результатов Подпрограммы № 5. В разделе 6 Подпрограммы № 5 сообщается: «Реализация Подпрограммы приведет к достижению следующих конечных результатов к концу 2023 года:
— количество членов казачьих обществ во Владимирской области увеличится до 520 человек;
…
— количество членов казачьих обществ, привлеченных к несению государственной или иной службы во Владимирской области, к осуществлению иной деятельности, предусмотренной частью 4 статьи 5 Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», к 2023 году увеличится до 305 человек.». В соответствии с частью 1 статьи 123.15 Гражданского кодекса Российской Федерации казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат … отдельские казачьи общества, в которых фиксированная численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, соответствует численности таких членов казачьего общества, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами. Согласно Приказу Минюста Российской Федерации от 24.08.2012 № 166 «О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» внесению в ГРКО подлежат отдельские казачьи общества, в которых фиксированная численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 1000 членов. ВлОКО ЦКВ никогда не состояло и не состоит в ГРКО, поскольку за прошедшие 10 лет общая численность его членов не превысила 400 чел., а численность казаков, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и того меньше — 291 чел. И эта цифра не меняется с ноября 2017 года, когда последним в ГРКО было внесено ХКО «Камешковское». На этом рост численности казаков, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы прекратился.
Статья 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 281-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ» гласит: «Уставы казачьих обществ, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (в редакции настоящего Федерального закона) в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Уставы таких казачьих обществ до приведения их в соответствие с нормами Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.». С учетом данной нормы права ВлОКО ЦКВ должно до 13 августа 2021 года: 1) нарастить численность членов, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы не менее, чем до 1.000 (одной тысячи) чел.; 2) привести свой устав в соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ. Но ВлОКО ЦКВ за 10 лет своей деятельности достигло численности в 291 чел., принявших эти самые обязательства. За оставшиеся 1,5 года достичь численности в 1.000 (одну тысячу) человек для него не реально. При невозможности ВлОКО ЦКВ выполнить требований действующего законодательства к августу 2021 года оно в соответствии с частью 2 статьи 123.15 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (АНО). Если и этого не произойдет, то оно будет исключено из ЕГРЮЛ решением суда по представлению Управления Минюста России во Владимирской области как не соответствующее требованиям законодательства. Прогноз выполнения показателей Подпрограммы № 5, хотя и более или менее реальный, но сильно заниженный по достижению к 2023 году общей численности членов ВлОКО ЦКВ в 520 чел., а принявших обязательства — в 305 чел. (т.е. в среднем по 2,33 чел. в год) , не соответствует требованиям статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 281-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества», а также Приказу Минюста России от 24.08.2012 № 166 «О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». Итак, ни в 2018-м, ни в 2019-м годах ВлОКО ЦКВ не создало ни одного казачьего кадетского класса, не зарегистрировало ни одного казачьего общества, ни одного казачьего общества не внесло в ГРКО. Зато фактически потеряло 2 казачьих общества вместе с казаками. На очереди еще одно – Вязниковское ХКО, в котором ВлОКО ЦКВ уже более двух лет подряд пытается сменить действующего атамана Владимира Яцкова, но это отдельная история.
Несмотря на такие «достижения», на развитие ВлОКО ЦКВ выделено средств из областного бюджета: в 2018 году – 1.100.000 руб., в 2019 году – 1.520.000 руб. Всего в 2018-2019 годах ВлОКО ЦКВ израсходовало бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в размере 2.620.000 руб. По вопросам нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств ВлОКО ЦКВ Петр Косцов (в прошлом атаман Владимирской региональной общественной организации «Владимирский казачий округ») обращался в Счетную палату Владимирской области. Но его там то ли не поняли, то ли подумали, что это была анонимка и, в надежде на то, что продолжения не будет, отправили ему отписку. Мол, была уже проверка в 2019 году и все нормально. Видимо, опять сработал административный ресурс.
Если в 2017 году атаман ВлОКО ЦКВ Петрусенко М.Ф. пожалел 150.000 руб., выделенных ВлОКО ЦКВ по другой госпрограмме на мероприятие «Создание сети казачьих кадетских классов», и направил их на другие нужды, то в 2019 году он же потратил 170.000 руб. бюджетных средств на приобретение шатра, расписанного под казачий курень, с которым теперь ВлОКО ЦКВ ездит на «гастроли». Что тут можно сказать? Приоритеты у всех разные. Но эти и другие «расходы» — отдельная тема.
В 2020 году из областного бюджета на нужды ВлОКО ЦКВ также выделено 1.520.000 руб. Если никто не обратит внимание на нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств, то процесс продолжится. А чего бояться? Ведь за одну миллионную субсидию, выделенную ВлОКО ЦКВ, вице-губернатор Боцан-Харченко решением суда оштрафован всего на 10.000 руб. Это же мелочи.
P.S. За каждое свое слово в данной статье готов ответить в суде.
Атаман Владимирского ГКО Степан Буянов
———————-
В онлайн режиме атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда продолжает отвечать журналистам на актуальные вопросы, касающиеся взаимодействия реестрового и нереестрового казачества.
Каким образом выстраивается взаимодействие реестрового и нереестрового казачества? Создание Всероссийского казачьего общества стало фактором, объединившим реестровых казаков и общественников, или поводом идеологических конфронтаций между ними?
— 4 ноября 2019 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин утвердил Устав Всероссийского казачьего общества, принятый на Учредительном круге в ноябре 2018 года. В Уставе конкретно определены цели и задачи организации, учредителями которой являются 11 реестровых казачьих войск, располагающихся на территории 79 субъектов РФ. Одной из таких задач является организация взаимодействия между реестровыми казачьими войсками и общественным казачьими организациями. В реестре на сегодняшний день насчитывается около 180 тысяч казаков, а общественников — более 600 тысяч. Но, и те, и другие являются патриотами своей страны, и, естественно, всем нам небезразлично будущее России, какова будет роль страны на международной арене, какое будущее ждет наших детей и внуков.
Да, реестровые казаки взяли на себя обязательства по несению госслужбы, определенные Законом РФ №154 «О несении государственной службы российского казачества». Казачьи общественные организации таких обязательств на себя не берут. Но наша совместная деятельность будет направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие системы казачьего образования, которая подразумевает изучение истории, культуры, обычаев и традиций казачества, а также основ Православной культуры. В память о героическом прошлом казачьих предков мы вместе будем организовывать и проводить поминовения. Вместе будем заниматься наставнической деятельностью, проводить спортивные мероприятия и заниматься работой по созданию Союза казачье молодежи России.
Отношения наши должны выстраиваться таким образом, чтобы не было идеологических конфронтаций, а были серьезные результаты и консолидирующая деятельность, направленная на развитие российского казачества и улучшение жизни населения страны. Тогда придет авторитет и уважение. Сейчас мы только в начале совместного пути. Безусловно, я понимаю, что есть много казаков, которые вроде и ратуют за развитие казачества, но на самом деле пытаются судить всех и вся, подвергать агрессивной критике любое начинание, деятельность, направленные на сближение реестровых казачьих войск и общественных организаций. Трудно понять, что движет мыслями таких людей, какие цели и задачи они перед собой ставят. И хочется увидеть, что они сами сделали полезного для дальнейшего развития казачества России, кроме написания разного рода пасквилей.
Объединение реестрового и нереестрового казачества находит отражение и в проекте Федерального Закона РФ «О развитии российского казачества», и в Стратегии развития российского казачества до 2020 года, утвержденной президентом страны.
Уверен, что будущее казачества – в объединении казаков реестра и общественников по тем направлениям, которые я назвал. Эта работа будет направлена на благо жителей страны и на благо Великой России.