Сибирское
Казачество
15 августа 2019 Просмотров: 75 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Как деды-казаки в «Журавушке» хоровод водили \ Завершилась поисковая экспедиция казачьего поискового отряда им. Я.П. Бакланова \ Бзиюкская битва. Чужая война черноморских казаков

Как деды-казаки в «Журавушке» хоровод водили

Как деды-казаки в «Журавушке» хоровод водили

Недавно детский сад «Журавушка» г. Тихорецка навестили дорогие гости: временно исполняющий обязанности атамана Тихорецкого районного казачьего общества Олег Синько, председатель совета стариков Тихорецкого РКО Петр Алисов и его коллега из Тихорецкого городского казачьего общества Владимир Дутов.

Казаки рассказали детишкам о казачьем оружии и показали его детям.

Гости поведали и о самых старинных его видах – разновидности булавы и кистеня, и о самых известных: казачьих шашке, пике и нагайке. Благодаря последней, опытный боец не только успешно отбивался от врагов, но мог и обезоружить их.

В благодарность детки в казачьей форме под руководством своих воспитателей исполнили для гостей песню «Ой, да над Кубанью-рекой». Затем казаки-наставники водили с ребятней особенный хоровод, в такт повторяя с ними казачьи заповеди в стихотворной форме: «Честь и имя казака – в жизни главное всегда», «Слово взял – его держи, казачьим словом дорожи»…

Председатели Совета стариков Тихорецких городского и районного казачьих обществ имеют большой опыт общения с детьми. Казачьих «дедушек» хорошо знают не только ребята из городских детсадов, но и посетители детских библиотек, где местные казаки время от времени проводят с ними свои встречи.

И пусть дети еще не осознали всю полезность этой встречи, но когда они вырастут, казачий быт и заповеди, станут для них не просто узнаваемыми, но и родными.

———————-

Завершилась поисковая экспедиция казачьего поискового отряда им. Я.П. Бакланова

Завершилась поисковая экспедиция казачьего поискового отряда им. Я.П. Бакланова

09.08.2019. завершилась поисковая экспедиция казачьего поискового отряда им. Я.П. Бакланова Хуторского казачьего общества Солнечногорского района, Отдельского казачьего общества Московской области, Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» в республику Карелия.

В ходе выезда были обследованы районы Северной Карелии и намечены новые цели для поисковых работ. Благодарим всех участников экспедиции.

———————-

Праздник казачьей культуры

Праздник казачьей культуры

В станице Етеревской Михайловского юрта прошёл восьмой фестиваль казачьей культуры «Мы – потомки казаков».

Организатором праздника выступил Михайловский центр культуры Волгоградской области при поддержке администрации городского округа город Михайловка и казаков юртового казачьего общества «Михайловский юрт». Казаки под руководством станичных атаманов А.Цыканова и С.Барышникова помогли в благоустройстве площадки и проведении мероприятия.

В праздничном концерте приняли участие казачьи творческие коллективы из городского округа город Михайловка, а также из Фроловского, Даниловского и Кумылженского районов Волгоградской области.

Перед зрителями выступили такие известные казачьи коллективы, как «Себряки» (г.Михайловка), семейный ансамбль казака Алексея Гудкова «Старина» (станица Березовская), исполнитель старинных казачьих песен и романсов, солист ансамбля казачьей песни «Станица» Юрий Щербаков.

В этот день со сцены звучали традиционные казачьи песни о войне, семейных отношениях, любви и службе. Зрители и участники фестиваля приобщились к исконной казачьей культуре и получили заряд хорошего настроения.

Также организаторы не упустили возможность поздравить казаков Михайловского юрта с присвоением новых чинов. На основании приказа войскового атамана В.Г. Гончарова шесть казаков юрта удостоились присвоения чина «вахмистр».

———————-

Всероссийский фестиваль-конкурс «Казачек Тамани» откроется 17 августа

Всероссийский фестиваль-конкурс «Казачек Тамани» откроется 17 августа

Мероприятие состоится в Темрюкском районе Краснодарского края.
26-й Всероссийский фестиваль «Казачек Тамани» будет проходить с 17 по 27 августа. Он направлен на объединение детей и молодежи, патриотическое воспитание, формирование духовности на основе сохранения истории и культуры традиций и обычаев казачества.

В фестивале примут участие представители 15 регионов России: республик Карелия, Коми, Крым, Алтайского, Краснодарского, Красноярского и Ставропольского краев, Воронежской, Калужской, Кемеровской, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Самарской, Сахалинской областей.

В рамках праздника состоятся конкурсы «Казачьему роду нет переводу» (вокал, музыка, танцы, фольклор), «Наша Берегиня» (конкурс для девочек на знание истории Малой Родины, казачьих традиций), «Юный Атаманец» (конкурс для мальчиков по строевой подготовке, рукопашному бою, на знание казачьих традиций и родословной), конкурс по декоративно-прикладному искусству.

———————-

Джигитовка, курени и хоры: в

Джигитовка, курени и хоры: в «Коломенском» пройдет IX фестиваль «Казачья станица Москва»

24 августа в музее-заповеднике «Коломенское» пройдет IX «Казачья станица Москва». Международный фестиваль по праву считается самым крупным праздником казачьей культуры в России. Именно поэтому в 2019 году организаторы приняли решение провести «станицу» в предпоследние дни лета – в разгар сезона отпусков. Этот яркий, масштабный и душевный летний праздник соберет москвичей и гостей столицы, чтобы познакомить с уникальной культурой и традициями российского казачества.

Центральное культурное событие – концерт на главной сцене, где в этом году снова пройдет конкурс казачьих творческих коллективов. Его участниками из года в год становятся самодеятельные казачьи ансамбли и солисты из более чем 30 регионов РФ. Звездами программы станут Кубанский казачий хор, Глеб Матвейчук, Родион Газманов и Петр Елфимов.

Этнографическая программа и выступления а-капелла будут представлены сразу на нескольких площадках. Кроме того, зрителей ждут сюрпризы и на малой сцене мероприятия.

Фото: пресс-служба фестиваля

 

На площадке «Казачье подворье» состоится традиционный конкурс куреней (казачьего жилища) из Москвы и области, Вологды, Орла, Тулы, Смоленска, Курска, Владимира и Белгорода. Казачье подворье познакомит гостей со старинными народными промыслами и декоративно-прикладными ремеслами (будет развернуто пять зон для мастер-классов) и покажет устройство куреня. Рядом расположится кухня, куда всех пригласят записать казачьи рецепты и отведать традиционные блюда.

В этом году посетителям впервые представится возможность принять участие в съемках для прямой интернет-трансляции мероприятия с ведущим канала Москва 24 Иваном Распоповым. Онлайн-зрители смогут в режиме реального времени проголосовать за понравившийся коллектив. Подведение итогов конкурса и вручение наград состоятся в тот же день.

В перерывах между выступлениями на большом экране главной сцены будут транслироваться краткие лекции об истории и культуре казаков, театрализованные скетчи.

Также с историей казачества, в том числе с историей современных войсковых казачьих обществ, гости фестиваля смогут познакомиться на специально подготовленной интерактивной выставочной экспозиции, где расположится и передвижная планшетная выставка «Казачество на государевой службе» из фондов создаваемого в настоящее время Центрального музея Российского казачества.

Фото: пресс-служба фестиваля

 

Кроме того, для зрителей проведут интеллектуальные игры, победители которых получат призы и сувениры.

Никого не оставят равнодушным показательные выступления по традиционному казачьему воинскому искусству – джигитовке. В перерывах между ними в течение дня пройдут театрализованные выступления группы из пяти всадников.

Для детей в возрасте от 3 до 10 лет приготовлена особая программа. Профессиональные аниматоры организуют мастер-классы, подвижные игры и состязания, покажут отечественные мультипликационные и художественные фильмы по мотивам народных сказок. Часть площадки конструктивно предназначена для игр детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разумеется, в программе не только развлечения. Российское казачество славится своими богатейшими православными традициями, поэтому в «Коломенском» будет развернут походный храм, где после обряда освящения иконостаса будет проведен торжественный молебен.

Время работы площадок – с 10:00 до 20:00

———————-

Бзиюкская битва. Чужая война черноморских казаков

Бзиюкская битва. Чужая война черноморских казаков

Черноморские казаки, поселившиеся на Тамани в 1792-м году, хоть и были встречены черкесами несколько враждебно, но в самом начале острых конфликтов с горцами не имели. К тому же черкесы сами были ослаблены междоусобицами, поборами знати и родовыми войнами, которые племена вели с переменным успехом. Вскоре между казаками и горцами даже завязалась меновая торговля. Именно тогда появились первые дружеские (куначеские) отношения. Будущие враги даже ездили друг к другу в гости.

Но уже тогда турки с нескрываемым гневом взирали на подобные взаимоотношения. Анапа, находившаяся тогда во власти осман, являлась настоящим плацдармом не только для военных действия Порты, но и для активной агитации и провоцирования конфликтов между русскими и черкесами. Вскоре же произошло событие, которое до сих пор вызывает споры. Событие это получило имя Бзиюкской битвы. Это сражение стало «подарком» для антирусской пропаганды турок и агрессивных черкесских племён, и «подарок» этот был сделан невольно руками самих русских казаков…

КАВКАЗ – ДЕЛО ТОНКОЕ

В конце 18 века Кавказ стал ареной столкновения многочисленных военных и политических интересов. В этом бурлении в регион проникали различные новые идеи и политические взгляды, и каждый стремился использовать их себе на пользу и во вред противнику. Взрывоопасность подобной ситуации нельзя недооценивать, учитывая сложность и патриархальность социального уклада жизни горцев.

Так, тфокотли (крестьяне-земледельцы, одна из самых бесправных и бедных каст черкесского общества) абадзехов и шапсугов подняли восстание против собственной аристократии. Как и любое восстание после долгих десятилетий порабощения оно сопровождалось насилием. В итоге черкесскую аристократию с территории абадзехов и шапсугов изгнали, лишив земель и имущества. В это же время соседи абадзехов и шапсугов – бжедуги (бжедухи) – остались верны старинным обычаям и своим князьям, сохранив феодальный строй. Более того, бжедугская аристократия гостеприимно отнеслась к эмиграции на свои земли шапсугской и абадзехской знати. Назревала новая война.

Шапсуги и абадзехи желали не просто навсегда избавиться от правления аристократии, но и экспортировать обретённый «демократический» опыт в земли соседей. Одновременно с этим бежавшая в бжедугские земли знать желала не только вернуться, но и восстановить свои феодальные права и, чтобы это осуществить, она возбуждала бжедугов идти походом против своих врагов. Бжедуги оказались не чужды призывам, тем более что они сдабривались обещаниями знатной наживы, если бжедугские воины будут участвовать наравне с шапсугской и абадзехской знатью в набегах на бывшие княжеские земли. Так затягивался узел кровавой и типично кавказской междоусобицы.

Однако отдельно стоит также упомянуть и другую причину кровопролития между этими племенами. Бжедугские князья традиционно старались расширить свои сферы влияния и завоевать для племени больше земель. Так, в то время среди бжедугской знати возвысился князь Батыр-Гирей (в некоторых трудах его именуют Батый-Гирей или Батчерий Хаджимуков), который значительно расширил свои владения за счёт как раз шапсугов и абадзехов.

Напряжение продолжало нарастать, и крупная битва была уже неизбежной. Так и оказалось. 29 июля 1796-го года у речки Бзиюк в балке Негиде (в районе нынешней станицы Новодмитриевской и посёлков Афипский и Энем) сошлись два войска. Одно состояло из шапсугских крестьян, а другое из бжедугов и бывшей шапсугской и абадзехской знати. Однако существуют упоминания и об участии в кровавом побоище и других черкесов, как это часто бывает на Кавказе. Так, среди участников сражения, павших в битве, значится имя князя натухайцев Калабата, воевавшего на стороне бжедугов. Это более чем правдоподобно, т.к. Калабат был одним из первых разорителей турецкой Анапы, а значит, являлся естественным союзником бжедугов и, следовательно, русских.

ДРУЖЕСКОЕ ПЛЕЧО И МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

Но как же в рядах бжедугов оказались русские? Дело в том, что именно бжедуги первыми выказали свою лояльность казачьим поселенцам, на что последние также ответили дружелюбно. Как и сказано выше, завязались меновая торговля и самая настоящая дружба. И вот незадолго до битвы, как принято считать, сам Батыр-Гирей явился к атаману Черноморского казачьего войска — генерал-майору Захарию Чепеге.

Естественно, бжедугский князь расписал ситуацию исключительно в свою пользу. Также в некоторых источниках упомянуто, что Батыр-Гирей выразил желание принять подданство Российской империи, конечно, с сохранением контроля над своими землями, сохранением всех привилегий и прочего. Просил же за это князь защиту от враждебных ему племён. Неискушённый в хитросплетениях кавказской политики и родовых отношениях Чепега дал своё согласие.

Черкесская аристократия

Вскоре был собран отряд (по одним данным, это была просто казачья сотня, по другим — сводный отряд в 300 бойцов), начальство над которым поручили полковнику Еремееву. Ему было приказано следовать в Екатеринодар (Краснодар). Там военному отряду выделили одну пушку. Далее казаки проследовали за Кубань в район реки Бзиюк. На следующий день к казачьему отряду подошли около четырёх тысяч бжедугов (порой упоминают до 8 тысяч) – по тем временам весьма крупное войско для черкесских земель. Через некоторое время появился и неприятель, который числом не уступал, а по некоторым данным, даже превосходил бжедугов и их союзников. Численность шапсуго-абадзехского войска могла доходить до десяти тысяч воинов.

День выдался солнечный и жаркий, но стоило тысячам шапсугов и абадзехов показаться на равнине, как мрачные тучи окутали небо, и начался дождь. По преданию, в этот момент военачальники бжедугов попросили казаков выстрелить из пушки, которая в ту пору на Кавказе, конечно, невидалью не была, но являлась редкостью и считалась большим подспорьем в бою. Как минимум психологическим, т.к. сами черкесы в те времена ещё активно использовали луки со стрелами.

Так или иначе, но шапсуги и абадзехи всё же ринулись в бой первыми со всем возможным ожесточением. Их конница глубоко вклинилась в строй бжедугского войска, опрокинув передние ряды воинов. Вскоре шапсугские знаменосцы, по обычаю первые в атаке, оказались едва ли не в тылу бжедугов. Однако эта стремительность, обещавшая поначалу победу шапсугам, обернулась против них.

Внезапно шапсугская конница начала терять наступательный темп и распадаться. При этом она оказалась с двух сторон заблокирована бжедугами, а её авангард напоролся на пехоту противника, которая, казалось, и поджидала такого случая. Не выдержав напора пехоты и потеряв всяческий контроль над своей конницей, шапсуги принялись беспорядочно отступать. Отступление быстро превратилось в бегство, во время которого конница смяла часть собственной пехоты, устроив страшную давку.

Тем временем конница бжедугов фактически разбила конников-шапсугов. Пехота шапсугов оказалась более стойкой, но, опять же, их сила и отвага обратилась для них же бедой. Ободрённая бегством врага конница бжедугов ударила в тыл шапсугской пехоте. В итоге пехотинцы оказались в полном окружении, и огромное их количество пало под ударами противника. Около двух тысяч конников и пехотинцев восставших крестьян-тфокотлей навсегда остались на поле у Бзиюка. Однако эта победа досталась бжедугам дорогой ценой – на поле брани пал князь Батыр-Гирей. Тот самый князь, который просил подданства России и уже тогда имел большой политический вес среди черкесов.

СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ ОПРЕДЕЛИЛИ ПОЛИТИКИ

Степень участия в сражении русского отряда казаков до сих пор является предметом спора. Василий Александрович Потто, генерал от кавалерии Русской императорской армии и историк, к примеру, приводит слова одного старого казака, непосредственного свидетеля тех событий (приведено в сокращении):

«Как только показались шапсуги, бжедугский князь попросил есаула стрельнуть из пушки. Стрельнули… Наша сотня стояла в стороне и собственно в битве не принимала никакого участия, а смотрела так, как на какую-то комедию… Напрасно черноморцы указывали им на беспорядок в рядах неприятеля и ручались за успех, ежели кинуться дружно. Бжедуги твердили одно, что этого сделать нельзя, и просили казаков не вмешиваться… Убитых и раненых с обеих сторон было много, всех их забрали и повезли с собой по аулам… Сотенный также повел нас к Кубани, и мы прибыли домой благополучно, без всякой потери».

Однако, по другим данным, в том сражении казаки всё же понесли определённые потери. Так, был ранен прапорщик Блоха, командовавший артиллеристами при одном орудии, а также ранения получили около восьми казаков. К тому же их участие не ограничилось одним-единственным выстрелом. В разрозненных свидетельствах местных жителей казаки открывали артиллерийский огонь в сторону неприятеля неоднократно.

Захарий Чепега

ПОСЛЕДСТВИЯ ПОРОЙ СТРАШНЕЕ, ЧЕМ КАЖУТСЯ

Сама битва в итоге оказалась крайне кровопролитной. Тысячи воинов остались на поле брани. Но геополитические и социальные последствия стали ещё более разрушительными. Во-первых, бжедуги, лишившись своего отважного и дальновидного князя, потеряли политическое влияние на соседей. Смерть князя также внесла некоторое шатание в их ряды. Часть бжедугов, хоть и оплакивала, как и все, гибель лидера, но уже не считала себя связанной его просьбой о русском подданстве и столь тесном союзе с казаками. Кровь застилала воинам глаза, в чём их тяжело винить.

Во-вторых, шапсуги, и без того знатно расшатавшие социально-административные устои своей революцией и изгнанием аристократии, стали сильнее подвержены чужому влиянию. Несмотря на то, что многие историки трактуют те события как первый шаг к якобы установившейся в Шапсугии республиканской форме правления, на практике всё было иначе. Затяжная война с бжедугами, а теперь и с русскими, шатание в построении нового порядка – всё это привлекало в земли шапсугов всевозможных абреков (изгоев), авантюристов, политических провокаторов и прочий сброд. Шапсуги в итоге, не без усилий извне, конечно, практически стёрли свою самобытность.

В-третьих, турки, сидевшие в Анапе, отслеживали все новости Северного Кавказа. Мимо этого сражения, которое давало им все возможности раздуть междоусобицу, а главное — натравить черкесов на русских, турки пройти не могли. Вскоре их эмиссары перетянули шапсугов и абадзехов на свою сторону, и набеги на станицы казаков стали постоянными. А ещё через некоторое время они раздули настоящую войну, посеяв ненависть между русскими и черкесами, несмотря на то, что весомая часть черкесов, как крестьян, так и аристократов, перешла на сторону русских.

И, в-четвёртых. Можно ли было Чепеге избежать участия в Бзиюкской битве? Скорее всего, да. А можно ли было избежать затягивания в кавказский капкан через ту или иную битву или спровоцированный набег? Без выдворения Османской империи с Кавказа, безусловно, нет. Не будь Бзиюкского сражения, которое считают отправной точкой кровопролития между Российской империей и Кавказом, была бы уже намеренная провокация, инспирированная османами.

———————-

Цикл поисковых экспедиций «В поиске до конца» начал свою работу!

Цикл поисковых экспедиций «В поиске до конца» начал свою работу!

В минувшие выходные – с 9 по 11 августа – поисковый отряд «Южный» Второго казачьего военного отдела Оренбургского казачьего войска провёл в Сосновском районе под селом Долгодеревенское Челябинской области поисковые работы, где в начале XX века шли бои «белой» армии Колчака и красноармейцев.

Место для поисков было выбрано не случайно – в прошлом году казачьему отряду посчастливилось найти на этой местности фрагмент офицерской шашки образца 1838 года, штык от винтовки Мосина, элементы конской сбруи и армейский котелок.

Экспедиция, открывающая Цикл поисковых экспедиций «В поиске до конца», получивший поддержку ФАДМ «Росмолодёжь», приковала к себе внимание не только юных активистов, желающий попробовать себя в поисковой деятельности, но и челябинских журналистов.

«Поисковая работа – это не только восстановление исторической памяти, но и вовлечение молодёжи в социальные практики через развитие гражданского и патриотического сознания как основы сопричастности к истории родного края. Ни для кого не секрет, что, произнося «Челябинская область» на ум приходят ассоциации с промышленным суровым городом, на который упал метеорит. Одновременно с этим Челябинская область – это фарватер истории целой страны. В середине 1918 года Южный Урал стал ареной ожесточенной Гражданской войны. Сто лет отделяют нас от тех дней, и все же гражданская война еще не вполне стала историей. Память, передающаяся из поколения в поколение жива в сердцах молодёжи Челябинска», — рассказывает руководитель проекта Цикл поисковых экспедиций «В поиске до конца» Екатерина Слугина.

Двухдневные поиски увенчались успехом – удалось найти гильзы английского и российского производства, использовавшихся армией Колчака, одношпуньковую пряжку от ремня, деталь от портупеи Российской Императорской Армии, пуговицу от мундира, нательный крестик и полтинник 1924 года.

«По данным «Поискового движения России», в реестре Челябинской области существует 38 поисковых отрядов. Все они отправляются в другие регионы для того, чтобы увековечивать память о погибших в Великой Отечественной войне. Тема Гражданской войны не отражается в деятельности ни одного отряда, кроме нашего. Мы даём ребятам уникальную возможность узнать, что такое поисковая деятельность не в искусственно созданной среде, а в условиях реальной действительности полевой работы», — делится поисковик Василий Кошмар.

———————-

17 - 27 августа

Положение XXVI Всероссийского фестиваля-конкурса

«Казачок Тамани»

Сроки проведения: с 17 по 27 августа 2019 года.

Место проведения: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Тамань, п.Веселовка, (побережье Чёрного моря).

  1. Общие положения.

1.1 Настоящее положение определяет статус, цели, задачи, порядок проведения XXVI Всероссийского фестиваля-конкурса «Казачок Тамани», его программу, условия участия, категории участников.

  1. Цель и задачи.

2.1 Цель фестиваля – повышение эффективности гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания на основе сохранения традиций и обычаев казачества и народов, проживающих на территории Российской Федерации и стран Ближнего Зарубежья.

2.2 Задачи фестиваля:

• Способствовать формированию творческих способностей через приобщение к разнообразным формам художественно-творческой деятельности средствами казачьего и народного фольклора, декоративно-прикладного искусства.

• Содействовать популяризации среди участников фестиваля и его зрителей нравственно-культурных и традиционных моральных ценностей народов России.

• Создавать условия для повышения значимости патриотического воспитания детей и молодежи.

• Способствовать популяризации в детской и молодежной среде принципов взаимопонимания и уважения к культуре, нравам и обычаям казачества и разных народов, проживающих на территории Российской Федерации и стран Ближнего Зарубежья.

• Обеспечить возможности для более активного вовлечения детей и молодежи в творческие мастерские, кружки и студии народного творчества.

  1. Участники.

3.1 В фестивале «Казачок Тамани» принимают участие:

· Солисты и ансамбли, занимающиеся на базе ДШИ, ДМШ, досуговых центров, ДК, ДДиЮТ, кадетских школ-интернатов, казачьих классов, общеобразовательных школ, средне-специальных музыкальных учебных заведениях, ВУЗов из регионов Российской Федерации и Ближнего Зарубежья, основной целью деятельности которых является сохранение самобытной культуры, родословных корней, традиций и обычаев дедов и прадедов;

· Представители кружков, студий, центров декоративно-прикладного искусства.

3.2. Возрастные категории:

  • 6-8 лет
  • 9-12 лет
  • 13-15 лет
  • 16-19 лет
  • 20-25 лет
  • старше 25 лет
  • смешанная группа

3.3. Официальная информация о фестивале размещена на сайте: www.centerzarnica.ru

3.4. В рамках фестиваля проходят конкурсы:

  • «Казачьему роду нет переводу»;
  • «Наша Берегиня»;
  • «Юный Атаманец»;
  • «Казачьи традиции и современность»;
  • стенгазет «Моя Малая Родина»;
  • плакатов «Я выбираю свободу».
  1. Организаторы.

4.1 Общее руководство подготовкой и проведением XXVI Всероссийского фестиваля-конкурса «Казачок Тамани» осуществляется организационным комитетом.

4.2 Организаторы фестиваля:

· Администрация Краснодарского края;

  • Администрации МО Темрюкский район;
  • Министерство культуры Краснодарского края;
  • Кубанское казачье войско;

· Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»;

  • Союз казаков-воинов России и Зарубежья;

· Автономная некоммерческая организация «Центр патриотического воспитания и туризма «Зарница»;

  • при поддержке:
  • ГАУК КК «Выставочный комплекс «Атамань»;
  • ДОСААФ России;
  • МБУК «Новотаманский культурно-социальный центр».

4.3 Оргкомитет утверждает порядок и программу проведения фестиваля.

4.4 Оргкомитет осуществляет:

· Координацию действий по подготовке и проведению мероприятий фестиваля;

· Информирует участников из всех регионов Российской Федерации о проведении фестиваля по различным каналам передачи информации (электронная и почтовая рассылка, проведение рекламной компании во время публичных мероприятий, привлечение ресурсов, средств массовой информации, размещение информации в социальных сетях);

· Выполнение иных видов работ, связанных с подготовкой и проведением фестиваля.

5 Условия проведения фестиваля и участия в нём.

5.1 Фестиваль проводится в период с 17 по 27 августа 2019 года.

5.2 Место проведения: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Тамань, п. Веселовка.

5.3 В программу фестиваля входит:

5.3.1 Участие в конкурсе «Казачьему роду нет переводу» по следующим номинациям:

  • Вокал (казачьи песни, народное, эстрадное, хоровое пение, авторская песня) 2 номера для конкурса один с музыкальным сопровождением, второй без сопровождения;
  • Хореография (народный танец, танцы народов мира, эстрадный танец, современный танец) — 2 номера для конкурса;
  • Инструменталисты (народные, эстрадные, оркестры) 1 номер для конкурса;
  • Художественное слово (представляются поэтические, прозаические произведения, фрагменты произведений, а также отрывки из поэтических спектаклей и литературных композиций. Длительность выступления не более 5 минут, поэтические театры до 15 минут) — 1 номер для конкурса;
  • Фольклор (обрядовый/аутентичный – предполагается наличие композиционно-законченного фрагмента, длительностью не более 15 мин. сценического времени)
  • Художники-дизайнеры, модельеры, театры и студии мод ;

· другие номинации (в соответствии с принятыми заявками).

Количество номеров для конкурса – 2.

Основные критерии оценок членами жюри:

— техника исполнения;

· композиционное построение номера;

· соответствие репертуара возрастным особенностям исполнителей;

· сценичность (пластика, костюм, реквизит, культура исполнения);

· подбор и соответствие музыкального и хореографического материала;

· артистизм, раскрытие художественного образа.

5.3.2 Участие в конкурсе «Наша берегиня».

  • «Моя родимая сторонка» — участница-претендентка в сказительной или песенной форме представляет историко-этнографический сказ о своём родном крае, городе или районе, станице, об участии своих земляков в Великой Отечественной войне (продолжительность до 3 мин).
  • «Традиции предков храним» — конкурсантка должна показать или рассказать один традиционный народный обряд (семейный, календарный, гадательный и т.д.), (продолжительность до 3 мин).
  • «Казачка — рукодельница» — участницам необходимо вышить один из элементов национального орнамента. Время 20 минут. Конкурсантки должны дома подготовить выставку своих работ (5 работ).
  • «Ты моё дитятко» — участница должна исполнить одну колыбельную песню (продолжительностью не более 4-х минут, не допускается использование плюсовых фонограмм).
  • «Посидим рядком, да трошки погутарим» — конкурс на знание казачьего говора. За каждый правильный ответ – 1 балл.
  • «Длинная коса – девичья краса» — конкурс для болельщиков на самую длинную и красиво заплетенную косу.

Основные оценки участниц конкурса членами жюри:

· Мастерство исполнения (чистота интонирования, диапазон голоса, сложность воспроизведения);

· Подбор репертуара (оригинальность подобранного произведения, оригинальная аранжировка);

· Артистичность (эмоциональность исполнения, контакт со зрительской аудиторией, сценический образ);

· Зрелищность (костюмы, сюжетная линия, хореографическая поддержка)

5.3.3 Участие в конкурсе «Юный Атаманец».

Конкурсные задания:

«Парад Атаманцев» — участники демонстрируют навыки строевой подготовки, способности к выполнению команд на месте и в движении, индивидуально и в строю, выправку, казачью форму или народный костюм. Исполнение строевой песни.

«Честь имею» — участник — претендент должен предоставить изображение своего родословного древа (формат А4) и устный рассказ о своих предках, а затем ответить на вопросы викторины.

«По-казачьи скроен и один в поле воин» — участник – претендент:

должен продемонстрировать навыки владения приёмами рукопашного боя (казачья традиция), показать приёмы самообороны в условном бою с атакующими условными противниками (группа поддержки), допускается использование муляжей казачьего холодного оружия (шашка, нагайка), рекомендуется использование музыкального оформления, продолжительность выступления до 2-х минут, продемонстрировать свою физическую подготовку;

— осуществляет разборку-сборку автомата АК-74;

-соревнование по фланкировке шашкой заключается в умении участника показать работу с традиционным казачьим оружием – шашкой, как одной, так и двумя руками. Во время упражнения с одной, а затем с двумя шашками конкурсант демонстрирует фигуры фланкировки, техничность которых оценивается судьями. Фигуры фланкировки участник увязывает с двигательными возможностями традиционного казачьего танца (любого варианта), которые оцениваются судьями (артистизм).

«Забавы молодцов – весёлых удальцов» — участник –претендент с группой поддержки должен продемонстрировать народную игру, молодецкую забаву — продолжительность до 3-х минут.

«Веселитесь, храбрые казаки» — участник-претендент демонстрирует исполнительское мастерство в сольном исполнении народной /казачьей/ песни, танца или стихотворения /один номер/.

Основные критерии оценки участников Конкурса членами жюри. Чёткая, лаконичная и емкая речь, выправка, находчивость, смекалка, физическая сила, волевые качества, инициатива и прочие качества, присущие лидеру команды (атаману).

5.3.4 Участие в конкурсе «Казачьи традиции и современность».

Критерии для участников конкурса:

— на конкурс принимаются детские работы, представляющие декоративно – прикладное творчество Кубани, других регионов РФ;

— умение представить свою экспозицию;

— умение показать способ изготовления поделки, т.е., проведение мастер-класса, где прослеживается сохранение традиционных технологий изготовления экспонатов;

— качество изготовленного экспоната.

5.3.5. Участие в гала-концерте:

— Номера для выступления на гала-концерте отбираются жюри;

— Количество номеров – 1.

5.3.6. Изучение исторических и культурных памятников Кубани, во время обзорных экскурсий, во время посещения музеев Темрюкского района.

5.3.7. Изучение истории и культуры России, традиций и обычаев казачества и народов проживающих на территории Российской Федерации.

5.3.8. Работа Школы казачьей культуры.

5.4. Оргкомитет вправе предложить дополнительные услуги по экскурсионной и культурной программе.

5.5. Срок подачи заявок:

· Дата окончания приема заявок – 20 июля 2019 года.

6. Содержание.

6.1. Деловая программа фестиваля предусматривает: репетиции, проведение конкурсов, гала-концерт, проведение мастер-классов.

6.2. Проведение «Вахты памяти» в Музее военной техники под открытым небом «Военная горка» г. Темрюк.

6.3. Посещение музеев: Таманский Археологический музей-филиал Краснодарского Государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, Дом-музей М.Ю. Лермонтова ст.Тамань-филиал Краснодарского Государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, ГАУК КК «Выставочный комплекс «Атамань».

7. Контактная информация.

7.1. Оргкомитет фестиваля:

Адрес: 350020, Россия, г. Краснодар, ул. Красная, 143, оф.9

  • Сайт: www.centerzarnica.ru
  • Электронная почта: zarnica2015@inbox.ru

Тел./факс: 8(861) 255-26-45, тел.: 8(861) 255-79-26, 8(918) 379-33-46, 8(918)650-62-45.

Фото и видео КИАЦ

———————-

16 - 19 августа

НКО «Фонд развития культуры народов Сибири и Дальнего Востока «Северная Радуга» при поддержке Европейской Ассоциации Фольклорных Фестивалей (ЕАФФ), Благотворительного Фонда «Руспомощь» Управы и местного отделения партии «Единая Россия» района Лианозово г. Москвы, Хуторского казачьего общества «Богородское», Казачьего информационно-аналитического Центра, Парка культуры и отдыха «Лианозово», Парка культуры и отдыха «Сокольники» с 16 по 19 августа 2019 г. в г. Москва проводит III Международный фестиваль музыки и танца «Друзья в Москве».

Фестиваль проходит под эгидой дружбы народов в самом сердце России — в городе Москве с целью продвижения народных талантов нашей многонациональной России и ознакомления с культурными традициями разных стран и народов.

Само название фестиваля — «Друзья в Москве» носит объединяющий смысл. Миссия фестиваля — развитие народной дипломатии и установление дружбы и мира на земле посредством музыки и танца. Фестиваль способствует межкультурному диалогу между участниками, воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и толерантности к культурным традициям и обычаям других этносов и направлен на развитие и укрепление дружественных культурных связей.

В этом году нашими зарубежными гостями станут фольклорные ансамбли из Индии, Болгарии, Казахстана, ДНР, а многонациональную Россию представят таланты Якутии, Калмыкии, Тулы, Ульяновска, Белгорода, Москвы и Московской области.

Калейдоскоп этнической музыки и танцев, который объединяет творческие коллективы из разных стран – вот что значит Международный фестиваль музыки и танца «Друзья в Москве»! Ждем вас на нашем празднике мира и дружбы!

Вход на все мероприятия свободный

Подробнее…

———————-

6 ноября

6 ноября 2019 года в Москве в здании Российского государственного архива социально-политической истории (ул. Б.Дмитровка, д.15, 11.00-13.00) состоится научная конференция «Казачество в Гражданской войне. Исход».

Организаторами выступают Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

На конференции предполагается обсуждение роли казачества в событиях последнего этапа Гражданской войны (1920-1922 гг.), Исход казаков и участников Белого движения за рубеж и основные этапы становления казачьей эмиграции через призму наиболее важных событий в мировой и отечественной истории в 1920-х — начале 1930-х гг.. Также темой для обсуждения станет актуальная проблема сохранения культурно-исторических традиций и духовно-нравственных ценностей российского казачества за рубежом.

С ключевыми докладами выступят митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, и директор РГАСПИ А.К. Сорокин. В программе конференции запланированы выступления ведущих специалистов центральных и региональных архивов, ученых-историков, казачьих духовников и других исследователей.

Конференция позволит расширить историографическое освоения темы Гражданской войны и Исхода, ввести в научный оборот новые исторические источники, а также даст возможность обсудить политическое и духовно-нравственное значение сохранения традиций казачества за пределами России.

В этот же день в выставочном зале РГАСПИ состоится церемония открытия историко-документальной выставки «Казачество в Гражданской войне. Исход».

Выставка подготовлена РГАСПИ при участии «Государственного архива Российской Федерации»; «Российского государственного военно-исторического архива»; «Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва»; «Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына», «Государственного архива Приморского края».

Организаторы приглашают к участию в научной конференции членов научного и образовательного сообщества, атаманов и казаков, членов общественных объединений казачества, представителей органов государственной власти, Русской Православной Церкви, средств массовой информации, учащихся образовательных организаций.

Для участия в конференции просим направлять заявки по электронным адресам РГАСПИ и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством: rgaspi@inbox.ru; i.kotina@skvk.org по форме (Приложение №1).

Статьи для сборника материалов конференции принимаются до 01.10.2019 года. Тексты должны быть оформлены в соответствии с требованиями (Приложение №1).

Контакты РГАСПИ:

Волобуева Татьяна Александровна, тел. 89258298171.

Контакты СКВК:

Котина Ирина Алексеевна, тел. 89150630680.

Для аккредитации журналистов: и.о. руководителя пресс-службы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тихон Лазуткин press@skvk.org, моб. 89166333892.

Приложение № 1

———————-

Кубанская Джура станет площадкой добрососедства и дружбы

Кубанская Джура станет площадкой добрососедства и дружбы

Более 400 участников и зрителей собрали в Краснодаре III открытые казачьи состязания «Кубанская Джура-2019». На мероприятии присутствовали атаман Екатеринодарского отдела войсковой старшина Виктор Светличный, духовник Кубанского казачьего войска протоиерей Иоанн Гармаш, казаки районных и первичных казачьих обществ Екатеринодарского отдела.

Соревнования традиционно прошли в память защитников Пашковской переправы в годы Великой Отечественной войны.

Организаторами спортивного мероприятия выступили казаки Старо-Пашковского казачьего общества имени Страстотерпца Царя Мученика Николая. Всестороннюю поддержку им оказали депутата ЗСК Краснодарского края Андрей Горбань, депутаты городской Думы Игорь Брагарник, Галина Качура и Сергей Быков, присутствовавший на состязаниях. После молебна и напутственного слова о. Иоанна началась борьба за звание лучших в таких видах соревнований, как фланкировка, рубка лозы, стрельба из пневматической винтовки, метание ножей и казачьем многоборье. Участником мог стать любой желающий казак или казачонок, так как выступающие были поделены на две категории: юношество и казаки от 18 лет.

-Три года назад мы собрались в наше Старо-Пашковское казачье общество и тогда же, как-то сама собою, пришла мысль организовать «Казачью джуру», в первую очередь для казачьей молодежи и приурочить это спортивное мероприятие ко дню памяти пашковчан — защитников города, — рассказывает атаман Сергей Хребто. — И место проведения ведь то же самое, где проходило сражение, в котором по словам стариков участвовали мальчишки 14-17 лет, вооруженные кто рогаткой, кто кирпичом, кто вилами… Мы подумали, не это ли тот самый пример истинного героизма для подрастающего казачьего поколения, который должен отложиться в их памяти?! И даже погодные условия на этих состязаниях такие же, как в те боевые дни: палящее солнце и духота, так что каждый из казачат физически может прочувствовать, каково было на Пашковской переправе их сверстникам.

По словам атамана, «Кубанская джура» призвана отражать присущий молодежи соревновательный дух и стать площадкой для обучения традиционным казачьим видам состязаний, местом, где будут завязываться новые знакомства и добрососедские отношения. Поэтому мероприятие планируется вывести на всекубанский уровень, с приглашением кунаков из республики Адыгея.

После награждения победителей ценными призами: казачьими шашками, кинжалами и кубанками, казаки Старо-Пашковского общества пригласили всех участников на традиционную трапезу.

— Я очень доволен форматом этого мероприятия, — поделился своими впечатлениями атаман Екатеринодарского отдела Виктор Светличный, — выражение глубокого почтения к памяти героических защитников Пашковской перправы и, в тоже время, настоящий казачий праздник с дружественой, почти семейной атмосферой. На «Казачьей джуре» нашлось место и для спортивных достижений, и для традиционного казачьего фольклора. Мы, конечно, учтем этот опыт проведения мероприятий. Уверен, что на следующий год такие состязания пройдут во всех районных обществах Екатеринодарского отдела, каждый из которых будет приурочен к какой-либо знаменательной дате казачьей истории.

———————-

Караваем, казачьими песнями и лезгинкой участники

Караваем, казачьими песнями и лезгинкой участники «Машука» встречали глав субъектов СКФО

Праздничные подворья развернули делегации всех регионов СКФО во вторник в рамках празднования Дня округа на молодежном форуме «Машук-2019», который с 9 по 30 августа проходит в Пятигорске (Ставропольский край), передает корреспондент ТАСС.

На праздничных подворьях были представлены национальные ремесла, выставка предметов быта и культуры народов Северного Кавказа, а также реализованные проекты участников форума прошлых лет. Подворье Ставропольского края встретило глав субъектов округа караваем и казачьими песнями. Руководители делегации рассказали о молодежных проектах, проводимых на территории края, и представили мобильный мультимедийный музей истории казачества, реализуемый благодаря грантовым средствам «Машука».

Делегация из Дагестана познакомила гостей с национальными инструментами, медно-чеканными изделиями, художественной керамикой, самобытными украшениями и знаменитыми табасаранскими коврами ручной работы. Делегация Кабардино-Балкарской республики представила свой национальный колорит глазами молодых дизайнеров, ювелиров и модельеров.

Экспозиции музейных экспонатов и этнической посуды представили национальные подворья Чечни и Ингушетии. Представители Северной Осетии и Карачаево-Черкесии устроили мини-концерты с национальной музыкой и танцами. Также гости смогли посетить выставку национальных костюмов, познакомиться с особенностями изготовления изделий из дерева, шерсти, войлока и керамики.

«Я рад и доволен, что таким образом проходит первая смена. Уверен, что вторая и третья будут не менее интересные», — сказал журналистам полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Матовников.

О форуме

Северо-Кавказский молодежный форум «Машук» проводится в Пятигорске (Ставропольский край) с 2010 года, за это время в нем приняли участие около 20 тыс. человек. В 2018 году форум проходил с 10 по 24 августа, на него съехались почти 2 тыс. человек. В 2019 году форум проходит с 9 по 30 августа, впервые на «Машуке» будет организована третья смена, а число участников увеличится до 3 тыс.

———————-

Ермаковские казаки приглашают на соревнования на кубок атамана

Ермаковские казаки приглашают на соревнования на кубок атамана

В субботу, 17 августа, на центральном стадионе райцентра Ермаковское пройдут соревнования на кубок атамана станичного казачьего общества «Ермаковское» Владимира Форселя «Казачья удаль».

В программе соревнований – переворот покрышки, погрузка камней на платформу, масс-реслинг, тяга телеги на 60 метров, метание бревна любым способом и тяга авто.

По информации пресс-службы администрации Ермаковского района, к соревнованиям допускаются все желающие не моложе 16 лет. Регистрация участников состязаний начнется в 14 часов. Начало соревнований – в 14.30.

———————-

Ставропольские казаки вернулись с наградами с международного фестиваля

Ставропольские казаки вернулись с наградами с международного фестиваля

Казаки Ставропольского округа Терского района приняли участие в международном военно-спортивном фестивале «Православный воин. Дивеево -2019». Команда нашего края состояла из 20 человек, они приняли участие в таких соревнованиях, как тактическое троеборье «Битва регионов», армейский рукопашный бой, спортивный лазертаг «Штурм» и другие. Ставропольчане заняли призовые места в военно-тактических соревнованиях разведгрупп, в соревновании по рубке шашкой и по армейскому рукопашному бою. В военно-спортивном фестивале «Православный воин. Дивеево — 2019» приняли участие спортсмены из разных городов России, Беларуси и Болгарии.


———————-

14 августа 1775 г. 244 года назад Манифестом Екатерины II ликвидирована Запорожская Сечь

 14 августа 1775 г. 244 года назад  Манифестом Екатерины II ликвидирована Запорожская Сечь

Общественно-политическая и военная организация украинского казачества Запорожская Сечь долго сохраняла относительную автономию в Российской империи, поскольку играла видную роль в ее войнах с Турцией и Крымом.

После воссоединения Украины с Россией (1654), на Запорожье были распространены привилегии, которыми пользовались другие российские казачьи войска. Запорожское казачество защищало южные границы России, но одновременно и укрывало беглецов, прятавшихся на Сечи от преследования царских властей.

Правительство Екатерины II вынуждено было терпеть казацкую вольницу, пока нуждалось в ее помощи для борьбы с турками и татарами. Однако, после победы в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов, царское правительство перестало нуждаться в сохранении Сечи. Кроме того, во время Крестьянской войны 1773-1775 годов, когда против режима Екатерины II выступила повстанческая армия Емельяна Пугачева, на Запорожье произошли антиправительственные волнения.

———————-

15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие летней резиденции русских императоров — Петергофа

15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие летней резиденции русских императоров — Петергофа

Впервые Питерхоф (Петергоф) упоминается в походном журнале царя Петра I в 1705 году, вскоре после закладки на Неве новой столицы России – Питербурха (Петербурга).

Идея создания на близлежащем берегу Балтийского моря загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы грандиозному дворцово-парковому комплексу французского короля Людовика XIV в Версале под Парижем, возникла у Петра в 1714 году. Дошедшие до нас рисунки царя, его указы и пометки на документах подтверждают, что общая концепция планировки подобного ансамбля под Петербургом также принадлежит ему самому.

Стратегическое значение Петергофа состояло и в том, что через него проходила дорога к Ораниенбауму и по паромной переправе в Кронштадт. В процессе строительства, в 1721 году здесь основали специальную мастерскую по обработке мрамора (с 1801 года – Гранильная фабрика).

Ко времени торжественного открытия резиденции (4) 15 августа 1723 года был уже отделан Большой дворец, распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, построены малые дворцы Монплезир и Марли, а также были почти готовы Эрмитаж, более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды.

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, КАИЦ, КАИЦ, КАИЦ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *