Сибирское
Казачество
28 декабря 2019 Просмотров: 394 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

В составе пограничных нарядов казаки в этом году задержали 465 нарушителей и предотвратили ввоз контрабандной продукции \ Атаманская ёлка 2019

В составе пограничных нарядов казаки в этом году задержали 465 нарушителей и предотвратили ввоз в регион контрабандной продукции

В Ростовской области эффективно организована служба донского казачества. Об этом заместитель губернатора Ростовской области Михаил Корнеев рассказал сегодня, 25 декабря, на расширенном заседании областного правительства.

На Дону созданы и успешно работают 54 казачьи дружины, в составе которых к несению службы привлечены 1156 казаков Войска Донского, в том числе 104 дружинника конных взводов и конного центра.

Они оказывают содействие администрациям городов и районов, взаимодействуют с органами внутренних дел в территориях и на транспорте, с подразделениями ФСБ России и МЧС России, природоохранными ведомствами. За 11 месяцев этого года дружинники приняли участие более чем в 64 тысячах мероприятий. Практика повседневного сотрудничества дает хорошие результаты.

«Совместно с правоохранительными органами ими выявлено около 18 тысяч административных правонарушений и свыше 1000 преступлений. В составе пограничных нарядов казаками задержаны 465 нарушителей, предотвращен ввоз контрабандной продукции на сумму, превышающую шесть миллионов рублей», – отметил Михаил Корнеев.

Казачьи пожарные команды в этом году совершили около 100 выездов на тушение пожаров и загораний, в ходе которых спасено десять человек. В рамках единого дня борьбы с дикорастущей коноплей казаки-дружинники уничтожили свыше 87 тонн наркосодержащего растения.

«В этом году администрациям Азовского, Дубовского, Мартыновского, Обливского, Орловского, Советского и Тарасовского районов, к которым ранее были нарекания, удалось наладить тесное взаимодействие дружинников с подразделениями органов внутренних дел, – уточнил замгубернатора. – В результате показатели деятельности дружин возросли в 1,5 раза».

Отдельно Михаил Корнеев отметил работу добровольных народных дружин Дона, которые на 25% укомплектованы казаками Войска Донского. Они вносят существенный вклад в обеспечение общественной безопасности и правопорядка на улицах и в местах массового скопления граждан.

За успехи в государственной и военной службе, охране общественного порядка 13 казаков в этом году были поощрены губернатором Ростовской области.

Управление информационной политики правительства Ростовской области

———————-

1b
Фольклорный ансамбль ВСЧзС «Казаки Влтавы», под руководством подьесаула В.Бычка исполнили Рождественские колядки, вместе с детьми они водили хоровод и пели традиционные новогодние детские песни.

В завершение праздника каждый из детей смог прочитать стихи или спеть песенку Деду Морозу и получить сладкий новогодний подарок.

 

Организаторы мероприятия сформировали более 90 благотворительных подарочных пакетов.

От всей души поздравляем Всех с наступающим Новолетием и Рождеством Христовым!

Желаем Всем всего самого наилучшего в новом 2020 году и ждём Вас на наших мероприятиях!

4d

 

Зам. начальник отдела ВСЧзС
Туранина Елена.

 

———————-

Сергея Разуваева выдвинули товарищем атамана (первым заместителем) Рязанского отдельского казачьего общества

В субботу, 21 декабря,  в  Доме культуры поселка Молодежный Ибредского сельского поселения Шиловского района прошел казачий круг, в котором участвовали 150 атаманов и представителей станиц и хуторов Рязанской области. Они собрались, чтобы выбрать товарища атамана (первого заместителя) Рязанского отдельского казачьего общества (РОКО).

Работу круга благословил настоятель Христорождевственского храма села Желудево, Шиловского района, Рязанской области, протоиерей Владимир Ефремов. 

Общим решением круга на эту должность выдвинули атамана Шиловского района есаула Сергея Разуваева.

Разуваев — глава Ибредского сельского поселения, ветеран боевых действий на Северном Кавказе.

На круге рассмотрели вопрос сотрудничество казачьих обществ с правительством Рязанской области, с муниципальными районами и органами местного самоуправления. А еще казаки решили 75-летию Победы в Великой Отечественной войне провести областную акцию по восстановлению могил участников вонйы, за чьими захоронениями, ввиду сложившихся обстоятельств, нет должного ухода.

За участие в патриотическом воспитании молодежи многие из присутствующих в зале получили награды.

Контроль за проведением круга осуществляли офицеры казачьего общества из Москвы.

Атаман РОКО казачий полковник  Юрий Серегин подарил Дому культуры поселка Молодежный и администрации Ибредского сельского  поселения картины с изображением Андрея Тарковского и основателя  ВДВ Василия  Маргелова.

По окончании круга с концертом выступили казачьи ансамбли из Шилова, Мосолова, Лесного, Кириц, Старожилова.

Проникновенные душевные стихи прочитал казачий поэт Вячеслав Максимов. 

———————-

«Дед - казак, отец - сын казачий, а ты...»: как передавалось казачество

«Дед — казак, отец — сын казачий, а ты…»: как передавалось казачество

Нецензурная и хлёсткая пословица «Дед — казак, отец — сын казачий, а ты … собачий» употреблялась в казачьем сообществе в отношении тех родов, у которых из поколения в поколение отчётливо прослеживалась динамика нравственной деградации.

Если в чей-то адрес высказывалось подобное выражение, значит, воспитательный процесс в этой семье дал сбой, и внук настолько опозорил честь фамилии, что не имеет право называться казаком.

Воспитатели

Чтобы сын, а потом и внук, не давали поводов краснеть за их поступки, родители должны были растить и формировать личность ребёнка в соответствии с принятыми в казацком сообществе регламентами и ритуалами.

Девочка, как будущая хозяйка очага и верная подруга жизни, с детства приучалась к домашним хлопотам, рукоделию и покорному отношению к мужчине.

Мальчик, как защитник и хозяин, получал знания и навыки необходимые для героического, справедливого и доброго служения Богу, Отчизне и семье.

Немаловажную роль в становлении малышей играли крёстные или духовные родители, которые принимали непосредственное участие в воспитательном процессе: крёстная мать, отвечала за девочку, а крёстный отец за мальчика.

В целом система казачьего воспитания строилась по спирали, в которой всякий виток охватывал определённый возрастной отрезок и представлял собой замкнутый цикл развития. Каждая новая ступень формирования личности, начиналась с одних и тех же физических, духовных и интеллектуальных упражнений, но на более сложном и качественном уровне. Для того чтобы мальцы могли продемонстрировать свои способности в станицах устраивались различного рода игры – соревнования.

С самого раннего детства погружённые в соответствующую среду, казаки впитывали в себя родную культуру, учились управляться с оружием, «дружить» с конём, петь казачьи песни, пересказывать местный фольклор и жить согласно кодексу чести истинного станичника.

С 12 лет молодёжь начинали приводить на станичный сход – Круг, чтобы они смотрели и запоминали ход самого важного общественного мероприятия казаков, на котором решались все насущные проблемы.

Проявив себя с лучшей стороны, малец мог заслужить прозвище «матёрый казачина», но только в том случае, если его дед и отец из-за качественной подготовки и смелости, сумели вернуться живыми из всех своих военных походов.

Современное казачество

В наши дни в обществе наблюдается повышенный интерес к казачеству. Сегодня любой желающий, в том числе и тот, кто не исповедует православие, успешно пройдя трёхмесячные испытания, может с разрешения Схода стать членом казачьей общины.

Но, как поясняет атаман станицы «Адмиралтейская-Невская», уполномоченный Малого Круга казаков Санкт-Петербурга и Ленинградской области Игорь Чипизубов, ни восприятие казачьей идеологии, ни совершенное знание их традиций и обычаев, не способны превратить человека иной национальности в настоящего казака.

Новоиспечённый член казачьего войска, хоть и будет включён в соответствующий реестр, но всё же будет считаться приписным казаком. Атаман Тверского станичного казачьего общества Альберт Меньшиков отмечает, что носить гордое звание потомственного казака сможет лишь внук обратившегося в казачество инородца.

По словам атамана Верхне-Донского округа Юрия Карташова, казаком по роду, то есть представителем четвёртого восточнославянского народа, а не просто военного сословия, может именоваться не каждый. Это право имеется у тех, в чьих жилах течёт хоть капля казачьей крови, и неважно по какой линии она досталась человеку – по отцовской или по материнской.

Ашхен Аванесова

———————-

Интересные факты об экранизациях романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова

Интересные факты об экранизациях романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова

«Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова – одно из величайших произведений русской литературы. Бессмертная книга принесла автору всенародное признание и всемирную славу. В 1965 году «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе. Это один из немногих случаев заслуженного вручения Нобелевской премии по литературе. Ни для кого не секрет, что российские учёные и литераторы довольно редко удостаиваются Нобелевской премии, но и когда награждают, то для гуманитариев-писателей придумывают формулировки. То ЦРУ публикует документы о своей причастности к выдвижению на Нобелевскую премию по литературе Бориса Пастернака с романом «Доктор Живаго», а то вдруг то же премией по литературе награждают Светлану Алексиевич – автора документальной прозы и публицистики, что тут же стало поводом для упрёка в адрес нобелевского комитета. Особо это отмечается в статье «Испытание Нобелем: Светлана Алексиевич и её «многоголосное творчество»»  Светланы Замлеловой, опубликованной в газете «Советская Россия. Улики» № 12 от 15.10.2015 г. В своей статье она пишет: «Светлану Алексиевич награждали не за «создание художественного мира», а за её многоголосное творчество  — памятник страданию и мужеству в наше время. Например, книга « У войны неженское лицо» (1985) посвящена женщинам Великой Отечественной войны, книга «Цинковые мальчики» (1989) – войне в Афганистане, «Чернобыльская молитва» (1997) – трагедии в Чернобыле. В её книгах все страдают и мучаются, но, по мнению Алексеевич, они сами виноваты в этом, так как этим людям не хватает культуры.  Они ведь от природы варвары и жертвенность русских – это проявление дикости. Ведь, по оценке Светланы Алексеевич, русский человек не понимает, свободу, ему нужен казак и плеть, а на вольные стройки ехали одни голодранцы, у кого ни кола, ни двора. И так далее – по рецептам Альфреда Коха, Ларисы Латыниной и Валерии Новодворской». Так что Нобелевский комитет не соврал: многоголосное творчество у Алексиевич присутствует. Поэтому это лишний показатель того, как сейчас Запад оценивает писателей, пишущих на русском языке и какие критерии необходимы для получения Нобелевской премии по литературе для русских писателей сейчас. Светлана Алексиевич – гражданка Белорусии, но это не важно. Ведь как сказал в своё время Сергей Владимирович Михалков, поэт, много лет при жизни возглавлявший Союз писателей России: «Любой писатель, независимо от национальности, пишущий на русском языке является русским писателем». Также как Вильям Сароян – армянин по национальности, но писавший на английском языке – один из выдающихся писателей США.

            «Тихий Дон» — великая эпопея о трагедии рубежа веков – трагедии войны империалистической, трагедии революции, трагедии гражданской войны, трагедии разрушения векового уклада жизни русского казачества на переломных этапах истории России в начале ХХ века. 

            Ощутимая часть романа Шолохова посвящена войне – сначала Первой мировой, потом Гражданской.  Шолохов создаёт жуткие, предельно натуралистические картины гибели людей. Проявляется он здесь и в качестве историка – например, при восстановлении в романе исторической правды о «Великом мятеже».

            За четыре года до смерти Михаил Шолохов (1905-1984 гг.) по словам ростовского литературоведа Константина Приймы, на вопрос, почему авторы книг о его творчестве обходят молчанием вопрос о тщательно скрываемых причинах верхнедонского восстания, обронил коротко: «Боятся Правды….»

            В статье Дмитрия Митюрина «Тот самый Мелехов», опубликованный в журнале «Загадки истории» № 13 за 2016 год, сообщается, что прототипом главного героя – Григория Мелехова – был лихой казак Харлампий Ермаков, успевший не по одному разу послужить и у белых, и у красных и расстрелянный 27 июня 1927 года по специальному решению коллегии ОГПУ, возглавляемой Генрихом Ягодой. В этой статье даётся подробное описание восстания верхнедонских станиц, известное под названием Вешенское. Цитирую: «Участие в нём приняли около 30-35 тысяч казаков, сформированных в пять дивизий. Командующим был избран выслужившийся из нижних чинов подъесаул (примерно старший лейтенант) Павел Назарьевич Кудинов.

            Восстание началось в ночь с 26 на 27 февраля, а 1 марта наскоро сколоченный Харлампием Ермаковым отряд выступил на станицу Каргинскую. Впоследствии на допросе в ОГПУ он следующим образом вспоминает о своём участии в тех событиях: « 5 марта 1919 года  старики-казаки выбрали меня командиром сотни. Я со своей сотней участвовал в бою под станицей Каргинской, где было взято: пехоты 150 человек, 6-7  орудий и другое. Некоторые из красноармейцев были приговорены к расстрелу, но я создал такую обстановку, что они остались живы».

            По очевидным причинам, Ермаков не упоминает о том, что во время рейда на Каргинскую он лично взял в плен комиссара Лихачева, смерть которого от руки конвоировавших его казаков можно считать одним из самых жутких эпизодов «Тихого Дона».

            В 1960-х годах живший в Болгарии Павел Кудинов рассказывал советскому журналисту»: «Возглавлял первую (в романе – мелеховскую) дивизию хорунжий, георгиевский кавалер из хутора Базки Харлампий Васильевич Ермаков. В романе он у Григория Мелехова командует полком. Ермаков был храбрый командир, забурунный казак. Многие его приметы, поступки и выходки Шолохов передал Григорию Мелехову. … Я Харлампия знал хорошо. Мы с ним – однополчане. И его семейную драму я знал. Его жена трагически умерла в восемнадцатом году, оставив ему двух детишек. А его заполонила новая любовь. Тут такие бои, земля горит под ногами, а Харлампия любовь крутит-мутит… Порубил Харлампий Ермаков матросов в бою, а потом бился головой об стенку.  И эти его вечные вопросы «Куда мы идём? И за что воюем? – тоже правда». 

            Ермаков действительно появился в романе в качестве подчинённого комдива-1 Мелехова и даже пил с ним  за «нашу погибель». Погибель, впрочем, пришла не сразу.

            После объединения с прорвавшейся на Дон группой генерала Секретева (7 июня 1919 года) повстанческая армия была расформирована, а её бойцы влились в состав возглавляемых Деникиным Вооружённых Сил Юга России (ВСЮР).

            Лидеров восстания понизили в званиях. Выше командира сотни у белых Ермаков не поднимался, хотя сражался умело и храбро.

            А что же любовь, та самая которая столь некстати «крутила-мутила» Харлампия? Звали её Ольга Солдатова. Она действительно сопровождала Ермакова во время отступления к Новороссийску, но заболела тифом и была оставлена в одной из деревень на попечение чужих людей.

            Сам Харлампий сдался красным 3 марта 1920 года. По счастью, попал он в 1-ю конную армию к Будённому, который и сам был донским уроженцем и как раз в это время формировал из перешедших от белых казаков несколько новых соединений.

            Ермакова назначили командиром сотни в 3-й Донской отдельный Советский конный полк, а затем переместили на должность командира эскадрона. Он успел повоевать против поляков и врангелевцев, был дважды ранен, получил наградную шашку, некоторое время исполнял должность командира полка, а завершил карьеру начальником кавалерийской школы в Майкопе.

            Из Красной армии уходить Ермаков не хотел, но угодил под сокращение как человек с сомнительным прошлым. Домой он вернулся 5 февраля 1923 года, и довольно скоро был арестован по обвинению в организации Вешенского восстания. В своих объяснениях Ермаков, естественно, затушевывал своё участие в тех событиях, объясняя, что «был внезапно захвачен в плен белыми, насильственным путём оставался у них на службе – едва не силой оружия принужден был занять должность командира отряда».

            В защиту арестованного его земляки подписывали прошения, причём одно из них было составлено комсомольской ячейкой хутора Базки, возглавляемой будущим мужем Пелагеи Ермаковой. И Харлампия отпустили. 

            Именно в этот период между первым и вторым арестами (с июля 1924-го и до конца 1926-го) с ним и общался Михаил Шолохов. Часами Ермаков рассказывал о своей жизни и даже показательно рубил берёзовые чурки знаменитым «баклановским ударом».

            Харлампий к этому времени успел жениться вторично, на молодой женщине по имени Анна, работал с сельсовете и хуторском комитете взаимопомощи. Казалось, жизнь налаживалась, но в январе 1927 года последовал новый арест.

            В обвинительном заключении указывалось, что «Ермаков Харлампий Васильевич… во время выборов руководил группировкой, которая агитировала против коммунистов на проведение своих лиц, объединяет вокруг себя кулаков, агитирует против Соввласти, старается провести лиц, лишённых права голоса…» Разумеется, припомнили ему и Вешенское восстание.

            Последним в уголовном деле Ермакова хранится акт, где говорится, что он был расстрелян 17 июня 1927 года по специальному решению Коллегии ОГПУ, возглавляемой Генрихом Ягодой. 

            Неизвестно, как встретила известие о казни Ермакова его жена, но та самая Ольга Солдатова, которая уже вернулась и снова жила со своим законным супругом, как рассказывают, пошла за 100 вёрст пешком, чтобы на коленях выпросить у чекистов тело Харлампия. Не отдали.

            Многосерийный телевизионный фильм «Тихий Дон» Сергея Урсуляка без преувеличения можно назвать самой ожидаемой премьерой 2015 года. Это четвертая экранизация романа. 

            Первая попытка экранизации этого произведения – эпоса о судьбе донского казачества была предпринята режиссёрами-супругами Ольгой Преображенской и Иваном Правовым в 1930 году созданием немого кинофильма на кинокомпании Союзкино (СССР). Сценарий написали они же. Автор романа Михаил Шолохов лично консультировал  сценаристов. Фильм был озвучен в 1933 году. Премьера состоялась 14 мая 1931 года, а в озвученном варианте 14 сентября 1933 года. Главного героя произведения – Григория Мелехова сыграл Андрей Абрикосов, народный артист СССР (1906-1973 гг.), актёр театра им. Е.Вахтангова. В его фильмографии более 40 ролей, сыгранных в различных фильмах: «Дело пестрых» (1958 г.) – комиссар милиции Силантьев, «Руслан и Людмила» (1972 г.) – князь Владимир, «Свадьба в Малиновке» (1967 г.) – Балясный, «Братья Карамазовы» (1969 г.) – Самсонов и в «Поднятой целине» (1959 г.) – Ипполит Шалый – экранизации другого романа Михаила Шолохова. Кстати, в первой экранизации в роли Дарьи снималась Елена Максимова, впоследствии сыгравшая роль матери Олега Кошевого в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948 г.)

            В этом же фильме «Молодая гвардия» дебютировал ученик С.А. Герасимова и будущий постановщик экранизации 1992 года «Тихого Дона»  — Сергей Бондарчук в роли Андрея Андреевича Валько.

            Фильм «Тихий Дон» у режиссеров-сценаристов и супругов Ивана Правова и Ольги Преображенской получился с упором на любовь Григория к Аксинье. Бурную страсть авторы картины объяснили происхождением главного героя (бабкой Гришки была турчанка, которую его дед привёз как трофей после очередной войны с историческим противником России – Турцией.

            Фильм получился довольно откровенным. В картине разыгрывалась мучительная, запретная любовь, на которую обрушивались роковые обстоятельства. У фильма был трудный путь к зрителю: картину пытались не пустить на экраны. Приговор был таков: «Любование бытом казачества», «внеклассовость» и «отсутствие поддержки революции». Критики прозвали его казачьим адюльтером, а главный чекист в то время – Генрих Ягода – антисоветским развратом. Правова и Преображенскую надолго отлучили от любимого дела, но они остались на свободе, но были изгнаны из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой: «за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей».  

Эмма Цесарская по мнению многих — лучшая исполнительница роли Аксиньи. В 1937 году её муж, видный чекист Станиславский, был расстрелян, а она с грудным ребёнком была выселена в бараки на окраину Москвы. По совету Михаила Шолохова в 1938 году она написала письмо Вячеславу Михайловичу Молотову, в то время занимавшему пост Председателя правительства СССР. Ей разрешили сниматься в кино, но только в эпизодических ролях. В её фильмографии более 30 киноработ, но наиболее интересные – в фильмах – «Нахалёнок» (1961) и «Когда казаки плачут» (1963). Сценарии по этим фильмам написаны по «Донским рассказам» Шолохова.

Естественно, не без его помощи Эмма Цесарская попала на съёмки.

            Знаменитый фильм-эпопея «Тихий Дон» Сергея Герасимова на сегодняшний день является лучшей экранизацией романа Михаила Шолохова, несмотря на то, что он вышел на экран в 1958 году. Почему этот фильм является шедевром? Да потому что в нём есть всё: любовь, ненависть, страсть, борьба. Создан был фильм, совершенно неожиданно, неполитизированным, в котором главный герой не относится ни к «красным», ни к «белым». Здесь показан человек, который хотел найти правду, справедливость, счастье и любовь. Гражданская война – это брат на брата, сын на отца. За своими идеологическими целями людьми были забыты дружба, родство и просто человечность.  Казалось бы, люди, выросшие бок о бок, никогда не начнут уничтожать друг друга, но эти узы были разорваны идеологическим популизмом с обеих сторон. Метание, растерянность людей – всё это было в полной мере отражено в «Тихом Доне». На мой взгляд «Тихий Дон» Сергея Герасимова – величайший фильм не только советского, но и всего мирового кинематографа. Эта картина неподвластна времени.  Несмотря на огромное количество персонажей, центральным является образ Григория Мелехова, на роль которого был приглашён не самый известный, никому неведомый потомственный дворянин, но талантливый актёр Пётр Глебов – двоюродный брат по матери Сергею Михалкову, тоже дворянину по происхождению и двоюродный дядя народным Артистам России, кинорежиссёрам Никите Михалкову и Андрону Михалкову-Кончаловскому. Даже несмотря на то, что Глебов отчасти уже стар для этой роли, он смог передать характер Мелехова, показать его трагическую судьбу скитальца и «правдоискателя». Если Пётр Глебов смотрится вполне хорошо в последней серии, где за плечами его героя немалый жизненный путь, то в первой части немолодость бросается в глаза. Хотя типаж, конечно, редкий.

            В отличие от фильма Герасимова,  в сериале Урсуляка главные роли исполняют молодые актёры.  Григория Мелехова играет 31-летний Евгений Ткачук (против 42-летнего Петра Глебова, а Аксинью Астахову играет 22-летняя Полина Чернышева (против 29-летней Элины Быстрицкой). 

Моя близкая родственница – настоящая казачка с Суровикино – 86-летняя Клавдия Трифоновна Карагичева, на мой вопрос: «Как она нашла по модели поведения при исполнении роли Мелехова – актёра Ткачука из последней экранизации «Тихого Дона» — ответила просто: «Гришка, он ведь красивый казак был, а этот не похож! Прежний фильм был лучше, актёры хотя бы правильно гутарили – по-нашему!!!»

Но нельзя не отметить потрясающую актёрскую работу Людмилы Зайцевой – мать братьев Мелеховых и Сергея Маковецкого в роли отца. По большому счёту другие актёры  эти роли просто не вытянули бы. Достойный выбор режиссёра Сергея Урсуляка. 

А у Сергея Герасимова стоит отметить игру Даниила Ильченко, сыгравшего Пантелея Прокофьевича – отца Григория. Столь малочисленный юмор, уже не столь актуальный сегодня, присутствует в фильме благодаря ему.

Образ Аксиньи в фильме Герасимова 1958 года воплотила Элина Быстрицкая. Во время кастинга она признавалась режиссёру, что давно хотела играть эту роль красивой, сильной, волевой казачки, готовой на всё ради любимого мужчины. Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа – Михаил Шолохов. Однажды ему показали все отснятые пробы, и он выбрал из них ту, в которой пробоваплась Быстрицкая, воскликнул: «Так вот же Аксинья!» Элина Быстрицкая вспоминает: «После премьеры фильма «Тихий Дон» (в прокате 1958 года фильм собрал 47 млн. зрителей, заняв первое место), была огромная зрительская почта. Но одно письмо, помню, было совершенно особенное – послание от тридцати старейшин донских казаков. Они писали, что просят называться Аксиньей Донской».

Кстати, в отборе актёров к данной картине лично принимал участие сам Шолохов. Игра актёров была великолепна, причём игра каждого, даже эпизодического героя! Станиславский говорил, что зритель должен: «поверить актёру и это будет высшая оценка его игры». Сергею Герасимову удалось всё, начиная с казачьего говора и заканчивая потрясающими по накалу эмоциональными сценами вроде той, где Григорий Мелехов возвращается в родной хутор. Пётр Глебов в роли Григория бесподобен. Он сумел раскрыть образ своего книжного прототипа. Элина Быстрицкая также блестяще с ролью красавицы и роковой женщины. 

За участие в фильме Пётр Глебов и Элина Быстрицкая стали народными артистами СССР.

Отдельного разговора заслуживает достоверность воссоздания фактура казацких женщин того времени: совсем другое время и совсем другие типажи. Герасимов весьма точно передал атмосферу книги, о чём говорил сам М.А.Шолохов: «Я рад, что фильм идёт в одной дышловой упряжке с моим романом».

 Как зритель, я понимаю, что «Тихий Дон» Сергея Герасимова – это мегамасштабная картина, отличные съёмки, но всё так… по-советски хорошо и правильно!!!

Роль Мишки Кошевого в исполнении Геннадия Карякина – это роль правильного комиссара – творца новой жизни, который всё знает и очень он положительный. Однако убийство им Петра Мелехова не вызывает тех переживаний за героя, которые смог передать Сергей Бондарчук в своей поздней 1993 года телеверсии «Тихого Дона».

А в сериале 2015 года Сергея Урсуляка Мишка Кошевой вообще полстаницы сжигает – этого я у Шолохова в романе как-то не нашёл.

Можно сделать вывод, что подход к экранизации двух Сергеев: классика Герасимова и успешного Урсуляка отражает время и обстановку в стране, когда они создавали свои киношедевры.

Экранизация «Тихого Дона» Сергея Герасимова стала эталонной и завоевала любовь зрителей повсюду, особенно на Дону, тем более, что сценарий режиссёра одобрил сам Михаил Шолохов.

«Каждое новое поколение должно было постичь роман во всей его глубине и объёмности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах и проблематике», — справедливо писал Герасимов.  Можете представить потрясение Герасимова, когда его ученик Сергей Фёдорович Бондарчук начал подготовку к своей экранизации «Тихого Дона».

Замысел экранизации «Тихого Дона» возник у Сергея Бондарчука, по его словам, после одной из встреч с Михаилом Шолоховым — писатель признался режиссеру, что недоволен киноверсией «Тихого Дона», созданной Сергеем Герасимовым, и мечтает о другой экранизации своего романа. Очень интересно об этом вспоминает супруга С.Ф.Бондарчука – народная артистка Ирина Константиновна Скопцева: «Начиналось это все так. Сергей Федорович пришел к Шолохову за советом, когда собирался снимать «Войну и мир». Шолохов удивился: «Да что ты! Четыре тома даже поднять трудно. Как же ты будешь это снимать?!» И в этих разговорах Шолохов постоянно проговаривался, что хотел бы видеть новую, более полную, экранную версию «Тихого Дона». Оказывается, экранизацией Герасимова он был не очень доволен». Это была середина 60-х годов, а спустя несколько лет, в 1975 году в журнале «Советский экран» (№ 11), в статье Александра Липкова «Отменно длинный, длинный фильм«, было упомянуто, что в планах телевидения — съемки 13 серий «Тихого Дона» (режиссер С.Бондарчук). Особенно интересны подробности разговора двух великих режиссёров об этом в воспоминаниях народного артиста СССР Евгения Самойлова: «Я присутствовал при разговоре Сергея Федоровича с его учителем — Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Бондарчук тогда сказал, что хочет снимать «Тихий Дон». И знаете, как ответил Герасимов?
— Дай мне спокойно умереть, Сережа, а потом снимай так, как ты думаешь.
При жизни Герасимова к «Тихому Дону» Сергей Бондарчук так и не приступил».

С началом перестройки появилась надежда осуществить давно вынашиваемый замысел экранизации «ТихогоДона», тем более, что в Госкино Сергея Бондарчука поддержали. Из интервью с Ириной Скопцевой: «В начале 1990-х гг. была предварительная договоренность с Гостелерадио. Сергей Федорович сел писать сценарий для сериала — сначала 19 серий, потом 15, затем сократили до 13. Писал он без денежного договора. Сергей Федорович был готов снимать. Но средств на это никто не выделял — пошла волна всеобщей «перестройки», и Сергей Федорович оказался в опале». На практике это означало только одно — отсутствие государственного финансирования для съемок «Тихого Дона». Но выход был найден — при содействии режиссера Али Хамраева, снимавшего «Тамерлана» в копродукции с Италией, сотрудничество Бондарчуку предложили итальянские продюсеры Джузеппе Коломбо и Рисполи. В январе 1990 г. студия «Время», которой руководил Бондарчук, подписала контракт с итальянской фирмой «International Cinema Company», от лица которой выступал Рисполи, о производстве десятисерийной телеверсии и пятичасовой киноверсии романа «Тихий Дон». Одним из главных условий договора было участие зарубежных звезд, способных обеспечить широкий прокат на Западе (на роль Григория Мелехова приглашен Руперт Эверетт, на роль Аксиньи — Дельфин Форест, на роль Пантелея — Ф. Мюррей Абрахам). Съемки происходили в России — с «Мосфильмом» был заключен контракт об оказании технических услуг. Съёмки фильма «Тихий Дон» начались в 1990 году и были завершены в довольно короткие для такого масштабного проекта сроки. Сам съёмочный процесс длился 11 месяцев, монтаж – 6 месяцев. В картине были задействованы как российские (советские), так и зарубежные актёры, и их гонорары очень разнились. Когда начались проблемы с финансированием проекта, актёрам пришлось около месяца работать бесплатно, что вызывало большое недовольство у иностранцев. Из-за перерасхода бюджетных средств итальянская студия «Чинченита», где проходил монтаж фильма, объявила себя банкротом, и все рабочие материалы картины были конфискованы банком-кредитором в 1992 году. 

Началась долгая изнурительная тяжба между киноконцерном «Мосфильм», «Временем» и ассоциацией «Возрождение». «International Cinema Company» по контракту должна была заплатить «Времени» за организацию съемок несколько миллионов долларов, затем, с началом «шоковой терапии» «Возрождение» стало требовать оплатить стоимость своих услуг уже «по биржевым ценам».

В 1993 году, когда Бондарчук вновь обратился к Рисполи с просьбой о выделении средств на завершение монтажа и озвучивание, продюсер выразил большое недоумение, что все отпущенные по договору средства уже кончились. Выход фильма, обошедшегося, по самым приблизительным подсчетам, в 10 млн. долларов, был приурочен к Рождеству 1993 года. Однако продюсер увез отснятый материал в Лондон. Отчаянные попытки Бондарчука договориться с Рисполи не возымели успеха. Режиссер умер, так и не дождавшись выхода «Тихого Дона» на экраны.

Больше десяти лет семья Сергея Бондарчука предпринимала попытки вернуть в Россию фильм «Тихий Дон». После длительных переговоров в 2005 году Первый канал выкупил у итальянцев 460 коробок с пленкой, но без озвучки, и не без личного участия президента Российской Федерации В. В. Путина. Из отснятого Бондарчуком материала получилось три фильма – российский сериал, итальянский сериал и итальянский трёхчасовой фильм. Плёнку для российской картины монтировал сын Сергея Бондарчука – Фёдор Бондарчук, он же стал режиссёром телеверсии. Премьера российского фильма «Тихий Дон» состоялась на Первом канале 7 ноября 2006 года. Константин Эрнст (генеральный директор Первого канала): «Мы сделали фильм плотнее. Темпы современного кино и 15-летней давности – разные. Это современная работа. Мы позиционируем «Тихий Дон» как самый главный наш проект сезона 2006/2007 года». Несмотря на все старания, которые приложил Первый канал к тому, чтобы вернуть последний фильм Сергея Бондарчука на родину, отзывы критиков о «Тихом Доне» были не слишком благоприятными. В основном критика картины сводилась к тому, что актёры-иностранцы так и не вписались в российские реалии. Тем не менее фильм «Тихий Дон» Сергея Бондарчука выполнил одну из своих основных задач – открыл классическое произведение Михаила Шолохова для молодого поколения, воспитанного в основном на американских боевиках. И здесь не может быть другого мнения – фильм 1993 года – это чистая экранизация романа «Тихий Дон», безо всяких творческих домысливаний автора фильма. 

В момент, когда была премьера фильма,  автор этой статьи был в очередной служебной командировке на Северном Кавказе. Смотрели с большим интересом всем личным составом военной базы «Ханкала» в Чеченской республике. Интересно, что вслед за Первым каналом телеканал «Россия – 1»  показал фильм «Тихий Дон» режиссёра Сергея Герасимова. У телезрителей – участников боевых действий была возможность сравнить два киношедевра. По ходу просмотра мне часто приходилось переводить казачий своеобразный говор на современный язык, так как телепублика была молода и как «гутарят» казаки она просто не знала. Мне это было особенно приятно, так как я понимал, что к казачеству я имею прямое отношение по своему генеалогическому древу – родословной. Автору этой статьи совсем недавно удалось узнать свою родословную,  и выяснилось, что по указу Петра I  в 1716 году для защиты Воронежа от набегов кочевников был образовано военное поселение Калач (в настоящее время – Калач – районный центр Калачеевского района Воронежской области). Сотня черкасских казаков во главе с сотником Демьяном Варавиным была принята в Острогорский казачий полк Войска Донского и получила название Калачеевской сотни. Казаки этой сотни и были первыми жителями Калача. В этом же городе родился мой дед – Варавин Борис Денисович – командир одного из первых бронеотрядов Красной Армии и его родной брат – Андрей Денисович Варавин — матрос второй статьи команды крейсера «Варяг». участник легендарного неравного боя с японской эскадрой близ Инчхона (бывший Чемульпо) 27 января (9 февраля) 1904 года во время русско-японской войны 1904-1905 года. 23 февраля 1904 года Варавин Андрей Денисович был награждён знаком отличия Военного Ордена 4 степени (Георгиевский крест) за № 97876, 31 августа 1904 года — медалью в память о бое при Чемульпо, в 1954 году – государственной наградой СССР и России – боевой медалью «За отвагу». И вообще, все Варавины в Калаче просто называются – казаки.

Режиссёр четвёртой экранизации в 2015 году Сергей Урсуляк  считает, что произведение такой силы надо экранизировать раз в 10 лет, «чтобы каждое последцющее поколение могло вновь и вновь открывать его для себя». «Сегодня новая экранизация необходима для того, чтобы вновь вернуть роман в круг обсуждения, привлечь новую волну интереса к нему, заново раскрыть «Тихий Дон» для зрителя», — говорит Урсуляк. Что мы с вами и делаем, уважаемые читатели!

Я категорически не согласен в мнением ряда кино- и литературных критиков о том, что роман и киноверсии романа «Тихий Дон» интересны только фанатам советской киноклассики, исследователям казачества , как видеоиллюстрации к прочитанной книге. Читать и смотреть «Тихий Дон» обязательно надо, но вот действительность пока об этом не свидетельствует.  В своей статье «Испугались правды», опубликованной в газете «Завтра» № 93 декабрь 2015 года, писатель Александр Бобров приводит интересные данные той реакции, которая появилась в обществе после премьеры телесериала «Тихий Дон» режиссёра Сергея Урсуляка в ноябре-декабре 2015 года: «Спасибо творческому коллективу Сергея Урсуляка: старались, снимали в любую погоду, в натуральных декорациях, в потрясающих первозданных пейзажах, скакали, кашеварили, играли, как могли, волновались… То, что критических откликов — больше, чем положительных — не суть важно. Радует, что они, многочисленные и заинтересованные, возникли, что роман и судьбы его героев по-прежнему волнуют… Расстроило, что из молодёжи этот фильм мало кто смотрел: спросил у студентов 1-го курса журфака — никто не удосужился.

Рейтинги разрекламированного фильма оказались ниже ожидаемых: по данным TNS первую серию «Тихого Дона» в воскресенье, 29 ноября 2015 года, смотрели 4,9% жителей столичного мегаполиса и 6,7% жителей провинциальной России. Это далеко от первых мест в рейтинг-листе самых популярных программ недели».

Жаль уходящую эпоху, рушившиеся устои казачества, их культуру, быт, говор, но огромное спасибо Михаилу Александровичу Шолохову, что он в своём романе описал всё это и навсегда оставил в истории эту удивительную цивилизацию, имя которой «казачество».

Николай Варавин, кинозритель, историк, ветеран боевых действий и МВД России, актёр Волжского драматического театра, член Союза писателей города Волжского Волгоградской области 

———————-

О казаках из Красноармейского района, нашедших последний приют на острове Лемносе

О казаках из Красноармейского района, нашедших последний приют на острове Лемносе

Нет сегодня точной цифры, сколько казаков из Полтавской, Ивановской, Староджерелиевской, Старонижестеблиевской и других станиц бежали от красного террора в 20-х годах прошлого века и рассеялись по всему свету. Некоторые  скупые данные можно найти лишь в отдельных источниках, к примеру, в книге Леонида Решетникова «Русский Лемнос». Ее принес в редакцию газеты полтавский предприниматель Игорь Проворов. В этом издании есть сведения о казаках-эмигрантах из нашего района, попавших на греческий остров Лемнос, который для сотен людей стал местом последнего приюта.

Игорь Проворов рассказал и о судьбе своих двоюродных дедов, воевавших в Гражданскую за белых. Дед Илья Карпенко – уроженец станицы Петровской Славянского района и второй дед – Яков Цыганок из станицы Гривенской Калининского района – в 20-х годах сгинули, казалось, бесследно.

Но потом случилось чудо, информация о них нашлась: об одном – в девяностые годы прошлого века, о другом – в 2004-м. Вот что узнал о них полтавчанин.

В Гражданскую войну Илье Карпенко суждено было попасть в Белую армию. Семнадцатилетнего парнишку из станицы Петровской «забрили», не спрашивая, за какую идею он хотел бы повоевать, да и вообще – хотел ли…

Не успел новобранец понюхать пороху, как в противостоянии выявился победитель, врангелевцы же поспешили покинуть Родину. Их война была проиграна. На чужбину подался и молодой хлопец, так как товарищи по оружию твердо говорили: «Надо уезжать. Пощады не будет никому…»

Пароход с беглецами из России причалил к христианскому болгарскому берегу. Илье повезло еще больше. Пока решались организационные вопросы по приему военных эмигрантов, он скрылся. Помыкавшись в безлюдных местах, вышел на посадку кукурузы, начал жадно есть поспевающие початки и был пойман хозяином поля. Делать нечего: Илья рассказал о себе. Старый болгарин оказался милосердным. Привел в селение и, сообщив соседям, что этот юноша – его приемный сын, оставил жить у себя.

Несколько раз беглец встречал пароходы из России в надежде, что среди вновь прибывших окажется земляк, и он узнает что-либо о семье.  Однажды такая встреча состоялась, но… Лучше б ее вовсе не было. Казак из Петровской сообщил ему, что его отца с матерью расстреляли красные. За сына, то есть за Илью, который воевал против Советов.

С этой тяжелой ношей вины Илья Карпенко прожил до 1944 года. Во время освобождения Болгарии он, уже немолодым человеком, воевал с фашистами в ополчении. Когда отряд болгар встретился с регулярными частями Красной армии, Карпенко нашел среди освободителей его новой родины петровчанина. Оказалось, что известие о гибели родителей – чудовищная ошибка, они живы и здоровы. Но, конечно, это не означало, что Илья Карпенко тут же отправился в СССР. Родина для него будет закрыта еще долго. А когда долгожданный час пробьет, он по состоянию здоровья не сможет тронуться в далекий путь. В станицу Петровскую приедут уже его дети и внуки.

Родня из Петровской ахнула, когда на пороге их дома оказались гости из Болгарии. Это была непередаваемая словами встреча, во время которой и стали известны рассказанные выше подробности жизни на чужбине деда Ильи.

Его величество случай

О другом двоюродной дедушке – Якове Цыганке –  ничего не было известно вплоть до 2004 года. И вот однажды троюродному брату Игоря Проворова Вячеславу Шульге, казаку из станицы Гривенской, попала в руки тоненькая книжица. Как потом выяснилось, это было первое издание литературно-исторического исследования «Русский Лемнос» Леонида Решетникова, в котором рассказывалось, в каких неимоверно трудных условиях жили беженцы из России на греческом острове.

Вячеслав раскрыл книгу, что называется, наугад, и вот ведь Его величество случай – на глаза тут же попалась фамилия Цыганок. Он стал лихорадочно вчитываться: да, все так и есть, это сгинувший без следа Яков, двоюродный дед Игоря Проворова по линии отца.

В разделе, где были перечислены те, кто не пережил поселения на острове и кого здесь же захоронили, Шульга прочел следующее: «Цыганок Яков Алексеевич, 1894-11.04.1921. Станица Гривенская, Кубанская область. Участник Первой мировой войны в 3-й сотне 11-го  Кубанского пластунского батальона. В октябре 1914 г. награжден Георгиевским крестом за успешную разведку и бой с австрийцами 08.06.1915 под селением Баламутовка. В годы гражданской войны сражался с красными. В Крыму и на Лемносе – в Кубанском техническом полку».

Еще полистав книгу, Вячеслав нашел упоминание и о своем пропавшем без вести деде – Иване Шульге. Так же, как и Цыганок, он упокоился на чужбине – на Лемносе.

Последний приют

Фото Игоря Проворова

Вот как описывает жизнь казаков-эмигрантов  на греческом острове автор исследования Леонид Решетников. Лемнос – это камни, скупая растительность, редкие селения. И ветер. С осени до весны с моря почти беспрестанно дует. В первой партии прибывших на остров беженцев были раненые белогвардейцы, семьи офицеров, другие гражданские лица, решившие, что турецкий или какой-нибудь другой берег – для них спасение. Расселением их сначала занималось военное ведомство англичан, затем французов. Но и в том, и в другом случае союзническая ответственность была минимальной. Палаточные лагеря продувались ветрами, пайка не хватало насытиться даже ребенку, не то что взрослому человеку. Было катастрофически мало лекарств. Тиф, скарлатина, корь, воспаление легких, туберкулез косили людей без разбора: аристократ ты, ребенок, баронесса или просто с простреленной грудью казак.

Через Лемнос прошло 24 тысячи кубанских, донских и астраханских казаков. Большинство из них позже разметало по белу свету. Около восьми тысяч в 1921 году вернулись в Россию в надежде на прощение, но попали либо в лагеря, либо на принудительные работы и впоследствии были репрессированы. А для 390 беглецов остров стал их последним приютом.

Исполнительный директор общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», а в прошлом директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников написал книгу об этой трагедии. В ней собраны сведения о том, как беженцы налаживали быт, поддерживали боевой дух и дисциплину. Среди многочисленных примеров стойкости – тот факт, что при лагерях в обязательном порядке были палаточные церкви, кубанцы открыли детскую школу и даже военное училище. В Кубанский инфекционный госпиталь французское военное ведомство отправляло на излечение даже своих военнослужащих.

Удивительно и то, что в 1921 году казачьи полки провели парад в честь прибывшего на остров лидера Белого движения на Юге России барона Врангеля. Они до последнего оставались верны присяге.

 …После 80-летнего забвения русское кладбище на Лемносе отыскали сотрудники посольства России в Греции Артур Ростомов, Алексей Попов и автор книги «Русский Лемнос» Леонид Решетников. Началась кропотливая работа по восстановлению имен соотечественников, почивших на скалистом острове, наведению порядка на погосте. На пожертвования здесь установили величественный мемориал.

…В этом году гривенская родня собрала Игоря Проворова в дорогу с наказом отвезти на могилу прадеда Якова Цыганка кубанской землицы. Проворова включили в состав делегации общества «Двуглавый орел», отбывающей в Грецию. Но, увы. Пограничная служба в аэропорту  Домодедово воспрепятствовала этому «в связи с имеющимся временным ограничением на выезд, наложенным Красноармейским РОСП».

Потом разобрались: ограничение было ошибкой, его отменили, но поездка-то сорвалась…

Теперь Игорь Проворов строит планы на следующий год, который отмечен печальной датой: 100-летием лемносовской трагедии.

Найдутся ли родственники?

Поименный список казаков из станиц нынешнего Красноармейского района, эмигрировавших на остров Лемнос, опубликованный в книге Леонида Решетникова «Русский Лемнос». Большинство из них там и были похоронены в 1921 году.

1

Бурак (Буряк) Емельян, 1865-30.01.1921. Станица Староджерелиевская, Кубанской области. Вахмистр, в 1906 году – атаман родной станицы. Участник борьбы с большевиками. На Лемносе – санитар 2-го Кубанского госпиталя. На острове был с сыном Степаном, 1904 г.р., который после смерти отца перебрался в Югославию и умер в Белграде в декабре 1937 года.

2

Дегтерев (Дехтерев) Константин Алексеевич, 1859-02.01.1921. Из станицы Полтавской Кубанской области. В русской армии в Крыму – фельдшер в 4-м Кубанском стрелковом полку. На Лемносе был санитаром в 1-м (инфекционном) Кубанском госпитале.

3

Кирпо (Кирло) Василий (Иванович?), 24.03.1921. Станица Староджерелиевская, Кубанской области. Старший урядник Кубанского казачьего корпуса. В боях в Крыму был ранен. Эвакуирован из Севастополя 01.11.1920 на пароходе «Ялта».

4

Крикливый Козьма Иванович, 1869-10.02.1921. Станица Полтавская, Кубанской области, из казачьей семьи. Титулярный советник. В 1908-1917 годах – пристав 1-й части управления полиции г. Екатеринодара, до декабря 1910 – коллежский регистратор, затем губернский  секретарь, с мая 1913 г. – коллежский секретарь. В январе 1917 г. повышен до титулярного советника со стажем с сентября 1916 года. В октябре 1916 г. награжден орденом св. Анны 3-й ст. В 1919 году – чиновник военного ведомства, заведующий оружием 1-го Таманского казачьего полка. На Лемносе – в Кубанском беженском батальоне.

5

Перерва (Перезва) Алексей (Васильевич?), 1904-31.05.1921. Станица Староджерелиевская,  Кубанской области. 4-й Кубанский стрелковый полк.

6

Радченко Иван Степанович, 1890-19.02.1921. Станица Старонижестеблиевская Кубанской области. Казак, из семьи приказного оружейного мастера. Учитель начальной школы станицы Славянской (1910-1911 г.). Участник Первой мировой войны в 10-м Кубанском пластунском батальоне. Урядник. Награжден Георгиевским крестом 4-й степени за то, что в ночь с 16 на 17 июня 1915 г., находясь в разведке, захватил троих австрийских солдат и доставил их к командиру батальона. В последующем был ранен в бою. В гражданскую войну воевал на стороне Белой армии. На Лемносе – в 4-м Кубанском стрелковом полку.

7

Стратий Прасковья Стефановна, 21.03.1921. Дочь казака Стратия Стефана Никифоровича из станицы Староджерелиевской Таманского отдела Кубанской области. После Лемноса Стефан Стратий жил в эмиграции в югославском городе Бор. В 1930-е годы входил в состав местной казачьей станицы, был членом ревизионной комиссии правления. В Сербии у него родились два сына – Василий и Николай, которые учились в Первом русском кадетском корпусе. Умер С.Н.Стратий не ранее 1944 года.

8

Супрун Петр Варфоломеевич (Тимофеевич), 01.08.1898-02.03.1921. Станица Полтавская Кубанской области. Казак. Участник Первой мировой войны. В гражданскую войну – урядник Кубанского артиллерийского дивизиона.
На Лемносе, в Кубанском беженском лагере, в январе 1921 г. находились Федор (1905 г.р.) и Кирилл (1904 г.р.) Супруны из станицы Роговской.

9

Тимошенко Никифор (Данилович?), 1872-27.02.1921. Станица Ивановская, Кубанской области. Казак. Кубанский беженский батальон.

10

Шкурко (Шкурка) Михаил Фотиевич, около 1884-1921 г. Станица Ивановская Кубанской области. Казак. Участник Первой мировой войны. 5-й Кубанский стрелковый полк.

Сергей Базалук

———————-

Бессарабские казаки — славянские пионеры «Дикого Юга»

Бессарабские казаки — славянские пионеры «Дикого Юга»

23 ноября 1806 года началась Русско-турецкая война, побудившая к возвращению в Россию многих запорожских казаков и образованию в Бессарабии Усть-Дунайского казачьего войска.

В первые годы XIX в. в Бессарабии проживали до 10 тыс. казаков, в основном потомков тех запорожцев, которые после упразднения Екатериной II Новой Сечи перешли под руку османского султана. Центром коша первоначально было селение Вилково, а за тем Татарбунары. В начале войны османские власти переселили большую часть казаков за Дунай, где на территории современной Румынии возникла Задунайская Сечь.

В 1807 г. по инициативе командующего русской армией в Молдавии Ивана Михельсона на Нижнем Дунае началось формирование нового казачьего войска. Усть-Дунайское казачество было призвано оказывать содействие в начавшейся войне регулярным русским войскам, а также побудить к реэмиграции казаков, сохранявших верность султану.

Основу формируемого войска составили бессарабские (буджакские) казаки, но довольно быстро оно стало пополняться переселенцами из-за Дуная. Центрами сосредоточения усть-дунайцев были определены Килия и Галац.

Начало юридическому оформлению войска положил рескрипт Александра I, изданный в феврале 1807 г. Его основным лоббистом был Михельсон, испытывавший острую нехватку людских ресурсов в условиях начавшихся военных действий.

В официальном наименовании войска «Усть-Дунайское Буджакское» соединились названия двух его полков. К августу 1807 г. они насчитывали 1387 человек, проживавших в 39 куренях. По традиции, заложенной ещё Григорием Потёмкиным, Михельсон сам записался в число казаков.

Войско пополнялось также крестьянами — переселенцами из Молдавского княжества и Буковины. Однако, к огорчению российских властей, гораздо больше было желающих переселиться из Подольской и Херсонской губерний.

Согласно войсковым спискам, 31% казаков прибыли из-за Днестра, 27,5% — происходили из задунайских запорожцев, 21,5% — бывшие черноморские казаки, оставшиеся в регионе после передислокации черноморцев на Кубань, 9% — уроженцы османских областей, 7% — переселенцы из Австрии, 4% — из Польши.

Российские крестьяне массово селились на пустующих землях юга Бессарабии, надеясь в формируемом казачьем войске укрыться от крепостнических порядков, рекрутских наборов, распространения помещичьего землевладения в Причерноморье. В крестьянской среде южных губерний империи тогда распространялись слухи о Подунавье как о «райской земле», где царят свобода и благополучие.

Среди переселенцев было значительное число беглых крепостных, что вызывало недовольство помещиков и обеспокоенность правительства. В результате в июле 1807 г. родился Высочайший рескрипт, гласивший:

«По разнесшимся в Новороссийском крае слухам об учреждении на Дунае Запорожской Сечи возникли между крестьянами разные беспокойства… Целые селения оставляют места их жительства и вооруженной рукой, противясь действию земской полиции, пробираются за границу… Находя, что учреждение сие произведет в пограничных губерниях между крестьянами вредные последствия, поручаю… заведение на Дунае Сечи остановить и все, что доселе было по сему предмету сделано, отменить…»

Это привело к распаду так до конца и не сформировавшегося казачьего объединения. До окончания войны под командованием майора Подлесецкого воевала набранная из казаков-добровольцев гребная флотилия. Она действовала в «узких водах» Дуная, участвовала в осаде крепостей и обеспечивала коммуникации и переправы на реке.

При новом командующем армией Петре Багратионе действовал отряд казаков под начальством хорунжего Боровика. Он выполнял функции армейских разведчиков.

К концу войны до половины состава бывших усть-дунайцев и буджакцев перебазировались на Кубань к казакам-черноморцам. Часть осела в Буджаке и других регионах Пруто-Днестровья, некоторые вернулись в Задунайскую Сечь.

Перипетии Русско-турецкой войны 1806-1812 годов свидетельствуют об оправданности курса на казачью колонизацию Причерноморья, проводимого на исходе XVIII в. Потёмкиным-Таврическим. Отказ от этого курса, переход к помещичьей колонизации региона привёл к тому, что за 15 лет до начала новой Русско-турецкой войны с Днестра на Кубань были переселены 25 тыс. черноморских казаков.

Подрыв российского демографического ресурса в Причерноморье негативно повлиял на действия русской армии в той войне. В начале и конце военного конфликта Россия смогла выставить против турок на Балканах лишь до 45 тыс. человек. Учитывая обстоятельства 1812 г. и замыслы Наполеона по использованию в своих интересах османов, это едва не привело к трагическим для Российской империи последствиям.

Оставшиеся после 1812 г. в Бессарабии казаки основали две группы селений — станиц. На речке Дракуля 45 казачьих семей обжили одноименное бывшее ногайское селение (сегодня это преимущественно украинское село Трудовое). Впоследствии часть переселенцев из него основали неподалёку село Новое Спасское, имеющее ныне молдавско-русский состав (76% молдаван и 20% русских).

На реке Сарата малороссы и молдаване обжили бывшее ногайское селение Акмангит (ныне это село Белолесье), часть его жителей впоследствии основали в нескольких километрах от Аккермана село Староказачье.

Жители вновь образованных селений были причислены к казённым крестьянам, но себя продолжали считать казаками. Многие усть-дунайцы пополнили тогда же в бессарабские города, колонии балканских переселенцев (болгар, гагаузов) и немцев.

Новая попытка создания казачьего войска в Буджаке и Подунавье была предпринята в начале русско-турецкой войны 1828 — 1829 годов. К этому времени Бессарабия уже вошла в состав Российской империи, являлась ближайшим тылом русской армии.

В июне 1828 г. император Николай I повелел Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору Михаилу Воронцову приступить к формированию двух казачьих полков (конного и пешего), под названием «Дунайских». Конный полк должен был действовать на коммуникациях регулярных войск, а пеший — нести службу на судах Дунайской гребной флотилии.

Казачьи станицы, основанные выходцами из Усть-Дунайского войска стали основой для формирования конного полка. 400 объезженных лошадей для него пригнали с Кубани. После окончания войны на казаков возлагалась функция охраны стабилизировавшейся по Дунаю и Пруту русско-турецкой границы, в 40-х годах к этому прибавилась обязанность нести караульную службу в Одессе, Херсоне и Аккермане.

Казаки были освобождены от выплаты податей и несения повинностей, получали деньги на боевое снаряжение, а во время военной службы — жалование. Службу в двух пятисотенных полках станичники несли по 3 года, сменяя друг друга.

По традиции, поощрялось пополнение войска за счёт задунайских казаков, переселенцев из Дунайских княжеств и Балканских владений султана. Административный центр Дунайского казачества разместился в селении Волонтировка (теперь оно находится на юге Республики Молдова), основанного молдаванами и балканцами, ставшими добровольцами русской армии во время войны 1806-1812 годов.

Однако и на этот раз основным кадровым резервом Дунайского войска стали внутренние губернии Российской империи.

В 30-х годах к дунайским казакам было разрешено присоединяться всем добровольцам, если они прежде имели хоть малейшую принадлежность к казачьей или регулярной военной службе. Это привело к притоку бывших военнослужащих: отставных солдат, их сыновей и «пасынков», обедневших дворян, бессарабских мелких землевладельцев («мазыл»). Кроме того, властями к войску приписывались казённые крестьяне.

Развивалась инфраструктура Дунайского войска: в станицах открывались школы, резервные склады продовольствия («хлебные магазины»).

Этнический состав войска отличался пестротой, характерной и для современной Бессарабии: основную часть дунайцев составляли малороссы, русские, молдаване, но были и сербы, албанцы, цыгане, болгары, греки, гагаузы. Офицерский состав формировался в основном из кубанцев и донцев, которые зачастую оседали в Бессарабии после службы. В середине 30-х годов в восьми станицах Дунайского войска жили свыше 7 тыс. человек обоего пола. К середине века его численность почти удвоилась.

Становление второго Дунайского войска споткнулось о проблему отсутствия должного земельного фонда. Ведь к 30-м годам XIX в. основная масса земель бывшей османской Бессарабии была распределена между колонистами и помещиками. К 1838 г. из искомых 110 тыс. десятин земли власти смогли выделить станицам лишь 37,3 тыс. Кроме того, территория войска не была компактной.

Несмотря на своё наименование, войско не обладало землями непосредственно по берегу Дуная. Все станицы и хутора находились в сухой Буджакской степи. Проекты правительства по смещению казаков ближе к устью Дуная до начала Крымской войны так и не реализовались.

По мере роста численности войска проблема малоземелья становилась всё более острой. В итоге в 1844 г. приём в состав дунайских казачества извне был прекращён.

Из-за дефицита земельных угодий в Дунайском войске не было крестьян-подданных, как в других казачьих объединениях России. Зато в войске были свои цыгане.

В бытность Дунайского войска в Буджакских степях была проведена кампания по переводу части бессарабских цыган к оседлому образу жизни и привлечению к военной службе.

Цыгане были среди казаков Запорожской Сечи, Бугского войска, однако их число там было не велико. В Дунайском же войске они стали основой для формирования целого полка (третьего, созданного во время Крымской войны).

В 1836 г. из-под Оргеева в Аккерманский уезд были переселены свыше 300 семей цыган «лингураров» («ложкарей»), промышлявших преимущественно деревообделочным ремеслом. На юге они обосновались в двух вновь основанных селениях — Фарионовке и Каире (здесь и сегодня живёт много цыган). Процесс их окрестьянивания шёл не просто, вызывал протесты, случались даже побеги за Дунай.

В 1839 г. было принято решение о включении буджакских цыган в казачество. Чтобы ускорить процесс привыкания цыган к крестьянско-казачьим порядкам в их сёла подселили малороссов и молдаван. Процесс обустройства цыган на новом месте, обучения их военному делу, оснащению их экипировкой лёг на войско. Для того, чтобы облегчить овладение цыганами «верховым» искусством им предоставляли лошадей, выезженных другими казаками.

Тем не менее, к началу 50-х годов цыгане стали привыкать к своему новому статусу: семьи обзаводились сельскохозяйственным инвентарём, домашними животными, цыганские дети уже посещали станичные школы. С этого времени цыган стали привлекать к несению военной службы, по сути это было уже второе поколение переселенцев.

Крымскую войну часть дунайских казаков встретила на Кавказе. С 1847 г. по две сотни от каждого полка несли службу в Грозном, размещались аванпостами по Тереку. В общей сложности на Кавказе до конца войны находились более 500 дунайцев.

Оставшиеся сотни (в т.ч. четыре цыганских) охраняли бессарабскую границу, занимали оборонительную линию в Одессе, отряжались для действий за Дунаем против османов, часть входила в гарнизоны Измаильской и Аккерманский крепостей. Из 64-х казаков — дунайцев был сформирован конно-ракетный отряд, действовавший за Дунаем.

В сентябре 1855 г. первым двум Дунайским полкам, за отличную службу на Кавказе и Дунае были пожалованы знамена.

Утрата Россией по итогам Крымской войны Подунавья имела для бессарабских казаков катастрофические последствия.

Это окончательно похоронило проекты получения войском земель на Дунае, ещё больше обострило проблему малоземелья, т.к. ряд станиц и хуторов находились на землях, уступленных Молдавскому княжеству (вассальному Порте). Решить проблему территориального приращения войска в послевоенный период было затруднительно, т.к. в российскую часть Бессарабии и Причерноморье хлынул поток переселенцев (около 30 тыс. человек), на желавших оставаться в Подунавье.

Начался процесс оттока станичников из Дунайского войска, сокращался служилый состав. К 60-м годам с едва удавалось формировать смены для несения службы лишь в одном полку.

В 1856 г. войско переименовали в Новороссийское, но в таком статусе просуществовало не долго, т.к. в 1868 г. было распущено. Офицеров причислили к дворянству Бессарабской области с предоставлением им земельных владений. Простые казаки получили паи на земли бывших станиц и хуторов.

Полковые знамёна были сданы для хранения «на вечные времена» в церковь станицы Волонтеровки, а оружие — на Бендерский артиллерийский склад. Часть казаков уже по традиции ушла на Кубань, но основная масса осталась в Бессарабии. Многие из тех, кто ушёл из родных станиц, пополнили население бессарабских городов.

Несмотря на недолгую историю бессарабских казаков, они внесли существенный вклад в освоение «Дикого Юга» — пустынного Буджакского края. Большинство населённых пунктов, основанных дунайцами, существует и по сей день. Казаки принесли сюда земледельческую культуру, начав распашку засушливых целинных земель. По сегодняшний день на юге Бессарабии сохраняется этническое многообразие, которое начало формироваться в рамках Дунайского казачьего войска.

 

———————-

Незаконнорожденный автор «Кубанских казаков»: 16 ноября на Дону появился на свет Николай Погодин

Незаконнорожденный автор «Кубанских казаков»: 16 ноября на Дону появился на свет Николай Погодин

В этот день 119 лет назад в Донецке Ростовской области родился сценарист и драматург Николай Погодин. Город в те времена назывался станицей Гундоровской, а настоящая фамилия лауреата двух Сталинских и одной Ленинской премий – Стукалов.

Николай появился на свет незаконнорожденным. Его мама Евдокия Григорьевна Стукалова ушла от мужа, забрала дочерей Анну и Раису и переехала с Тамбовщины на Дон. Зацепиться за жизнь в богатой казачьей станице без мужа, да с двумя детьми, оказалось сложно. А когда в 1900 году родился Николай, которого в церковной книге записали незаконнорожденным, стало совсем тяжело.

Фото: donetsk-dr.ru Станица Гундоровская

Женщина подалась в Ростов, к брату. Он с семьей жил в небольшой комнатке и зарабатывал пошивом брюк. Платили ему 25 копеек за пару, поэтому в работе помогала вся семья – жена и сестра кроили и шили несложные детали, дети пришивали пуговицы. Но у Николая было плохое зрение, ему было трудно вдевать нить в игольное ушко. Из-за этого приходилось терпеть насмешки двоюродных братьев и сестер. Но по вечерам мама рассказывала сказки и пересказывала единственную книгу, которая у нее была, – «Историю французской революции». Еще он любил наблюдать, как мама делала писанки – на покрытом черным лаком яйце выводила тонкие кружевные узоры. В выходные она продавала их у храма, а однажды заняла второе место в конкурсе на лучшую писанку и получила шесть рублей. А Коля, глядя на это все, мечтал, сочинял, фантазировал.

Фото: commons.wikimedia.org Дореволюционный Ростов

Он выучился читать и писать и, как только представилась возможность, – подросшие сестры помогли матери деньгами – пошел в школу. Его сразу взяли в третий класс. Учительнице нравились его стихи, и она хотела помочь талантливому мальчику продолжить образование, но ничего не вышло.

С 14 лет Николай начал работать: сначала учеником слесаря, потом продавал ленты для пишущих машинок. Когда началась февральская революция, в холод и снегопады бегал по улицам Ростова с газетой «Приазовский край». Потом пошел добровольцем в Красную армию.

Фото: sherstinka.ru Красноармейцы в Ростове

Распрощаться с боевыми товарищами заставило недомогание, а вскоре молодой человек слег с воспалением легких и сыпным тифом. Болезнь дала осложнение на глаза. Не отходившие от его постели мать и сестры думали, что Коля ослепнет, но молодой организм справился.

Выздоровев, он понес в газету заметку и получил работу – парню предложили быть корреспондентом «Трудовой жизни». Он с радостью согласился.

«Звонок в редакцию: «Немедленно спецкора». Бегу! Дисциплина! Мне выдают в Донпродкоме карабин: «Стрелять умеешь?» – и пачку папирос в виде премии за активность. А через час по глухим донским дорогам на автомобиле ночью мчимся куда-то далеко, на совсем одичавший, злобный казачий хутор», – позже вспоминал Николай Погодин  работу в редакции.

Свои материалы Николай подписывал псевдонимами «Нахичеванец» или «Николай Скиталец». Но, прочитав роман Леонида Андреева «Сашка Жегулев», увлекся одним из героев и очередную заметку подписал «Николай Погодин». Этот псевдоним остался с ним навсегда.

Николай не терял времени даром: одновременно с увлечением театром и участием в постановках писал очерки о рабочих «Красного Аксая», которые создавали тракторы, сочинял повести и публиковался в нескольких донских газетах.

В 1924 году его очерк перепечатала «Правда». Газета попала на глаза сестре Владимира Ленина. Он сам в то время был тяжело болен, и ему читали вслух.

Вскоре Погодин получил приглашение работать в столичной газете.

«Этот счастливый день вижу сейчас во всех подробностях, точно это случилось вчера, – писал Н. Погодин сорок лет спустя. – Ошеломляла, если хотите, отрывала от земли самая подпись… Неповторимое, единственное в жизни чувство это было от того, что подписала телеграмму мне сестра Ленина…» – вспоминал он.

В Москву Николай перебрался в 1925 году. Вскоре опубликовал сборники очерков «Кумачовое утро» и «Красные ростки». Первую книгу Погодин отправил Максиму Горькому. Тот прочитал и ответил, предрекая в письме донскому писателю место в русской литературе.

Шло время, Николай колесил по стране, отправляя в «Правду» очерки и статьи о самых больших событиях и стройках в СССР.

В 1929 году он попал на Волгу, где возводили тракторный завод. Серии очерков Николаю показалось мало – началась работа над пьесой «Темп».

Фото: e-libra.ru Спектакль «Темп»

Не сразу, но ее все же было решено поставить. Автор, присутствовавший на репетициях, вносил правки даже за пару недель до премьеры.

«Пьесу сейчас не посылаю вам. Вот третий раз переделаю окончательно, тогда читайте… Как слон, работаю над пьесой… Нет, вообще теперь пьеса уже не совсем драматический очерк…» – вспоминал он о первом напряженном опыте работы в качестве драматурга.

Публика приняла спектакль на ура.

«На сцену впервые хлынула толпа «несценичных» людей, одетых в телогрейки и лапти. Они говорили на своем колоритном языке о таких нетеатральных вещах, как темпы, соревнование, пуск завода, и эти слова волновали зрителей, потому что вся страна жила тогда теми же чувствами и мыслями».

В конце 1930-х годов Николай создал первую часть трилогии о Владимире Ленине «Человек с ружьем», а через 20 лет стал первым и единственным драматургом, который получил Ленинскую премию за произведения об Ильиче.

«Я не был в Смольном. Не встречался с Лениным. Так что же все-таки сделало мое произведение живым? А живым оно стало потому, что меня поразила одна ленинская фраза. На III Всероссийском съезде Советов он привел разговор, услышанный им в вагоне Финляндской железной дороги. Старушка сказала: «Теперь не надо бояться человека с ружьем».

Успех пьесы был огромным, и позже, завершив ряд других работ, Погодин взялся за продолжение, которые увидело свет под названием «Кремлевские куранты».

Фото: kino-teatr.ru

В годы Великой Отечественной войны Николая признали негодным к службе по состоянию здоровья. Вместе с семьей он должен был уехать в эвакуацию, но остался в столице.

Фото: twitter.com

Еще в конце 1930-х годов Погодин попробовал себя в роли киносценариста. Премьера одного из самых известных фильмов по его сценарию – «Кубанских казаков» – состоялась 26 февраля 1950 года.

Кино возили по городам и станицам. «Мы так долго ждали, когда же привезут «Кубанских казаков». В тот день после работы спешили, побыстрее кормили скотину, приводили себя в порядок и шли в клуб, смотреть. Потом обсуждали, спорили. А когда появились телевизоры и в программе значился этот фильм, моя мама, она тогда уже болела раком, а обезболивающего не хватало,  весь день терпела, не пила драгоценную таблетку, чтобы вечером, после лекарства, забыть о болезни и посмотреть «Кубанских казаков», — рассказывала одна из жительниц станицы Вешенской.

Завершающая часть трилогии о Ленине – «Третья патетическая» – была закончена в 1958 году.

Фото: newauction.com.ua

Не смотря на успех, Погодин не забывал родину.

«Хочется мне в «Юг» писать («Советский юг»). Понимаешь, тоскую по Ростову. И знаю, неплохо бы писал, потому что именно в Ростов хочется писать. Раз-два в месяц подвалом что-нибудь. Гонорар меня не интересует, потому что гонорара в Москве – пиши-обпишись…» – писал он в одном из писем.

Позже он стал главным редактором журнала «Театр». К этому времени в семье Николая Погодина выросли двое детей: сын Олег стал киносценаристом. Одна из его работ – сценарий фильма на пьесу отца «Кремлевские куранты». А дочь Татьяна вышла замуж за внука писателя Корнея Чуковского.

Сыну передался авантюрный характер отца.

«В те времена имя младшего Погодина было окружено романтическим ореолом. У него был роман с молодой и красивой замужней женщиной, женою какого-то генерала с Лубянки. Рассказывали, что она вышла замуж без любви, дабы вызволить из Гулага своего осужденного отца. А финал у этой истории был весьма печальный: дама покончила с собою и в предсмертном письме призвала к тому же своего возлюбленного. И у Олега действительно была попытка самоубийства – он стрелялся. Но, по счастию, пуля не попала в сердце, а повредила селезенку, и врачам пришлось этот орган удалить», — вспоминал его приятель Михаил Ардов.

Всего Николай Погодин написал больше 20 пьес и 10 киносценариев, создал больше десятка комедий, ряд очерков, статей, корреспонденций и зарисовок.

Фото: newauction.com.ua

Умер он в 1962 году. Телеграмму о том, что отец при смерти, Олег получил в Коктебеле. Достать билет на самолет было непросто, но друзья Погодина знали, что где-то поблизости отдыхает Юрий Левитан.

«И вот писатели под руки ввели легендарного диктора на коктебельскую почту. Мне в тот момент вспомнился Гоголь, то место, где нечистая сила среди ночи приводит в церковь Вия… Казалось, что сейчас Левитан скажет «подземным» голосом: «Разомкните мне губы!» Между тем телефонистка набрала номер начальника аэропорта в Симферополе… Диктор взял трубку, и все мы услышали тот самый голос, который когда-то вещал: «Приказ Верховного Главнокомандующего…» Он сказал: «Говорит Левитан. Вы меня узнаете?» Дело было улажено в две минуты, и Олег улетел к умирающему отцу».

В честь Николая Погодина в Ростове-на-Дону назвали улицу, а в Шахтах – драматический театр. Еще один театр имени Погодина собирает зрителей в городе Петропавловске (Казахстан).

———————-

Казачья доблесть в первой мировой воине

Казачья доблесть в первой мировой воине

Более века, 101 год назад окончилась Первая мировая война, одной из главных фигур в которой была Россия. В советское время значение той войны принижалось, а современники подчас высказывают о ней разные мнения.

Но сейчас, говоря об ее участниках от Российской империи, хочется остановиться на следующем. В грозную пору, когда Германия объявила войну России, сражения разворачивались и на территории нашей страны. Миллионы патрио- тов-соотечественников, прежде всего, доблестно служили интересам Родины, проявляя небывалый героизм на фронтах, получая за это заслуженные награды.

Немалую роль в боевых операциях российской армии играли представители казачества, показывая особое мужество и стойкость духа.

Составленные из казаков подразделения наводили немалый страх на врага. Известен факт: в процентном соотношении казачьи части понесли наименьшие потери среди воинских подразделений России. Это связано с высокой воинской подготовкой казаков, которых сызмальства готовили и к созидательному труду, и к ратной службе. Они были физически развиты, тактически грамотно вели боевые операции. В рядах противника даже имелось указание: не нападать на одного казака количеством менее пяти человек.

Демонстрировали образцы храбрости и отваги наши земляки — донские казаки. Так, во всей русской армии первым Георгиевским кавалером стал казак Усть-Хоперской станицы Козьма Крючков. Вместе еще с тремя казаками он разгромил германский взвод и лично уничтожил 11 кавалеристов противника. Среди офицеров первым, получившим офицерский Георгиевский крест, был другой донской казак, сотник 1-го Донского казачьего полка Сергей Болдырев.

На полях сражений Первой мировой более 37 тысяч донцов нижних чинов были награждены Георгиевскими крестами и медалями, а 58 офицеров удостоены высшего ордена Святого Георгия Победоносца. Соответственно, в Хоперском округе Всевеликого войска Донского более 6000 казаков стали обладателями почетных наград. Высшую награду из казачьих офицеров получили четверо. И среди них — уроженец х. Нижнедолговского ст. Луковской Матвей Васильевич Кривов.

Донские казаки не раз спасали русские войска от разгрома в Лод- зинской военной операции (ноябрь — декабрь 1914 года). Здесь также отличился 35-й Донской казачий полк, где служил М.В. Кривов.

…В ту пору воинское формирование Донских частей в Хоперском округе происходило следующим образом. Сборные пункты различных полков, отдельных и запасных сотен располагались в целом ряде станиц и хуторов, ныне находящихся на территории нескольких районов. Из казаков станицы Луковской формировалась 26-я отдельная сотня, из казаков Алексеевской и Акишевской станиц — 29-я отдельная сотня, 30-ю отдельную составляли казаки Тишанс- кой и Алексеевской станиц. После сборов мобилизованные отправлялись на войну со станции Филоново. Каждая станица выставляла по 2-3 сотни. Всего же из Хоперского округа должно было отправиться на фронт почти 10 тысяч человек.

В историю вошли офицеры, уроженцы станиц и хуторов нынешнего Нехаевского района, командующие в период войны казачьими частями. Вот имена некоторых из них: Анатолий Васильевич Упорников, Николай Николаевич Упорников, Анатолий Васильевич Упорников, Василий Васильевич Упорников (все из ст. Аки- шевской, командовали полками). Андрей Евграфович Протопопов (ст. Бурацкая) — войсковой старшина, командир пластунского батальона.

Вышеупомянутый М.В. Кривов был награжден орденом Святого Георгия IV степени. Обладателями Георгиевских крестов (причем, у каждого была не одна награда) за отличия в боях с неприятелем стали наши земляки Кирилл Романович Волоцков, Влас Григорьевич Иванов, Федор Григорьевич Климов, Терентий Дмитриевич Привалов, Федор Михайлович Прячкин. Славный боевой путь прошел Павел Иванович Пастухов, получивший несколько Георгиевских крестов и золотую шейную медаль на Станиславской ленте «За храбрость».

Война неотделима от человеческих смертей, и казачьи сыны также погибали в ожесточенных сражениях. Известно, что были убиты и пропали без вести в Первую мировую: по ст. Акишевской — 27 человек; по ст. Бурацкой — 9 человек; по ст. Луковской — 15 человек; по ст. Тишанской — 24 человека.

Память о героях-казаках, снискавших славу и павших на поле брани в расцвете сил, жива и через сотню лет. Их героизм и мужество не были напрасными. Казачество было гордостью армии страны, а его боеспособность вносила значимый вклад в военные победы Российской Империи.

При подготовке статьи были использованы материалы, предоставленные Нехаевским районным историко-краеведческим музеем. Помощь оказал атаман СКО «Нехаевский юрт» Н.Н. Никифоров. 

 

Источник: КАИЦ, Белказак, КАИЦ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *