Сибирское
Казачество
28 декабря 2019 Просмотров: 136 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

«Амазонство», матриархат и «бабы-геройки»: как живут современные казачки \ «Конфисковать хлеб и расстрелять»: как большевики расправлялись с казаками

«Амазонство», матриархат и «бабы-геройки». Как живут современные казачки

«Амазонство», матриархат и «бабы-геройки». Как живут современные казачки

Кубанские казачки носят джинсы и «делают» по моде брови, как любые их современницы на Урале или в Париже. Но всё равно отличаются от других. Это совершенно особенный тип женщин. Легче разглядеть его, конечно, в станичном интерьере, там характеры органичнее вписаны в среду. «АиФ-Юг» рассказывает, как живут современные казачки в дальних станицах Кубани.

Как живут и общаются

Там, где всё ещё можно услышать балачку, сохранились «старые» корни, выражающиеся в понятия принципов «здорового» мироустройства. Условная казачка сельская трудолюбива и домовита. Как правило, она живёт «у своём доми». У большинства ухоженный огородик, садик, в кладовой тесно от банок с вареньями и соленьями. Иногда есть корова, козочки, кролики и курочки, как «тильки для сэбэ», так и на продажу. И даже если вам не надо того сала, вы купите — таков дар убеждения казачки.

Житель станицы Каневской Краснодарского края Игорь Погорелов, «жертвой» стихийных покупок на местном привозе (рынке) становится всегда, к собственному удовольствию. Рассказывает, например, такую историю в диалогах «за сало»:

 

— Дядечка, шо вы его мацаете? Бэрить, сало хороше. И ось и ось ще если мало.

— Да я бы по кусочку взял и там и там.

— Танюха, слышь, та отвлекись ты от тех баб, он и мого и твого сала хочэ.

— Та який по кусочку. Бэрыть весь шматок. Свынка молода була, целувать хотилось.

Домик у станичницы отремонтирован, дворик украшен клумбами с цветами, а иногда и со «скульптурами» — лебедями из шин. Она — хозяйка, мать и жена. Гордится своей семьёй, пестует домочадцев и самолично воспитывает, нередко и жёстко: хворостиной. Конечно, она имеет обо всём своё мнение и способна «решать за правительство». Смело и без рефлексий по поводу резкости и уместности высказываний. Обобщаю: кубанская казачка — женщина яркая, уверенная в себе и «забравшая волю». Та, которой мужчинам хочется подчиняться — добровольно и с восторгом.

 

Кем работают и на чем ездят

В 40 километрах от Краснодара есть посёлок Ильский. Коренные ильчанки каневчанкам сёстры по духу, плюс они на удивление мобильные. Сложно сказать, с чем это связано, но чем старше дама, тем вероятнее, что у неё во владении велосипед, обязательно с корзинкой для покупок. Велосипеды заменяют хозяйственные сумки с колёсиками — такова местная традиция. У дам 50+ популярен мототранспорт. Продавщица в продмаге — статная, фигуристая, интересу чужаков к скутеру удивляется: «Очи ще не повылазилы? И шо такэ? Якысь ди-и-иво?».

Другая яркая наездница торгует на местном рынке, её мотороллер пережил апгрейд — вместо маленького заводского багажника короб из ДСП.

 

«Сторгувалась! Вы шо тама робыте? Ах тыж, бисый головэнь! Глядыть мени! Зараз прииду!», — кого-то строго отчитывает она по телефону и выжимает газ.

На машинах сотни дам, некоторые и работают водителями. Таксисток — три, а Антонина Скрипченко водит маршрутное такси. На лобовом стекле на присоске милая «девочковая» безделушка — голубой дракончик. Пассажиров встречает улыбкой и пожеланием здравствовать.

«В 1980-х в нашем колхозе работала женщина-механизатор, — вспоминает ильский старожил Анатолий Иванович. — Переехала из Казахстана, там успешно целину пахала, а кубанские чернозёмы капризные, не всегда справлялась. Если она останавливала трактор в поле, на помощь спешили все, кто рядом. Гордились: в нашем коллективе дама! До начала 1990-х на станции скорой помощи работала женщина-водитель. Пациенты её любили, возила «мягко» и быстро».

Глава администрации Ильского поселка городского типа — мужчина. Но большинство замов — дамы. В медицинских, образовательных учреждениях они также на ключевых должностях. Любопытно, что в отличие от города в магазинах совсем нет продавцов-мужчин. Ни одного. По словам продавщицы-кассира филиала известной торговой сети, мужчины не справляются: «То зарплата им маленькая, то покупатели нервные, бесят, а ещё улыбаться искренне не умеют».

 

 

Представители сильной половины человечества в магазинах — грузчики или охранники (эту позицию делят с коллегами-охранницами). На примере посёлка прослеживается закономерность: женщины давно и успешно конкурируют на рынке труда с мужчинами, в том числе в исконно мужских (прежде) профессиях. А от мужчин такой «ответки» нет.

Кубанская казачка, как правило, работает. Если нет подходящей вакансии в станице — ездит на работу в город или райцентр. Если некуда устроиться — оформит ИП, будет крутиться, не пропадёт. Обычно она замужем, двое детей. Семейные отношения построены на равенстве и взаимоуважении. Но во многих семьях решающий голос — женский. Казачки, действительно, «зибралы усю волю!». Мужчин это в равной степени восхищает и возмущает. Некоторые мечтают о супруге, которая на мужа молится. Но… мало. Отсюда — обиженные женихи: хотели бы жениться, да никто не берёт — несмотря на дефицит мужчин. На Кубани 5,6 млн жителей, женщин 52,6 %. И среди них немало тех, кто выбрал статус казачки вольной.

Ещё недавно одиноких женщин (в особенности бездетных, даже если это их выбор) в станицах было принято жалеть. Так было ещё лет 30 назад. Общественное мнение  переменили женщины, сделавшие выбор в пользу своего удобства и спокойствия.

Как мирятся с патриархатом

1990-е больно ударили по селу. Колхозы разваливались, поля зарастали бурьяном. В этот сложный период некоторые мужчины объявили реальности «пьяную забастовку». Женщинам пришлось тянуть и детей, и мужей. И ведь вытягивали.

«Отец работал в колхозе «Победа», зарплату не платили, — вспоминает жительница поселка Ильского Светлана Якимова. — Так было на предприятиях, где работали наши соседи по улице. Мужчины собирались вечерами, ругали правительство и пили самогон. Жёны в это время пытались выкрутиться, брались за любые подработки. Мама, после того как сократили её интеллигентную должность, осталась на производстве рабочей. На станке часто в две смены, очень тяжёлая работа. Платили копейки, но хоть что-то! Домой приходила без сил, что-то готовила и валилась спать… Однажды папа после посиделок пришёл домой ночью и, глядя на спящую маму, растрогался. Заварил чай. Стал будить: «Тяня, я тебе чаю наколотил!». Представьте чувства мамы. «А? Что?!». Толкнула его. Сильно. Папа собой тумбочку разбил и торшер. Утром с распухшим лицом пошёл на остановку, и вахтовый автобус проехал мимо — коллеги его не узнали! Конечно допытывались: «Что случилось?!». Он отвечал не без гордости: «Жинка побила! Заслужил…». Бланши свои носил как медали. После того «чая» всё изменилось. Отец забыл о вечеринках, нашёл другую работу».

 

«В патриархальном обществе статус мужчины обычно на порядок выше, чем у женщины, — говорит кандидат исторических наук Игорь Васильев. — На Кубани ситуация специфическая. Казак — воин, постоянно пропадал на службе. Забота о хозяйстве иногда надолго ложилась на плечи женщины. Казачке приходилось быть сильной и рассудительной, принимать решения. Поэтому традиционно высокому статусу казака, воина и хлебороба соответствовал и сравнительно высокий статус казачки-хозяйки. Особенно это касалось замужних женщин-матерей. Мать-казачка — значимый исторический персонаж. Умная, деловая, яркая… Особый подвиг казачки в том, что при Советах сумели сохранить часть исконных казачьих традиций, культуры и ментальность. Многие женщины обладают способностью сравнительно гибко и эффективно адаптироваться к неблагоприятным социальным условиям, при этом оставаясь верными традициям и нравственным ценностям. К тому же в период противостояния первой половины XX века к ним проявляли всё же больше снисхождения. Тогда как репрессии целенаправленно уничтожали самых сильных и достойных из казаков. За десятилетия Советской власти их последовательно отучали, сочетая «кнут и пряник», быть самостоятельными хозяевами, главами семейств и воинами».

 

Какие казачки прославились

О том, что девочку-казачку воспитывали как будущую жену, мать, хранительницу очага, хозяйку, всем известно. Меньше вспоминают о ратных подвигах казачек, остающихся в тени мужского героизма. Но «баб-героек» в исторических хрониках немало. В 1862 году на Липецком посту отличилась казачка Марьяна Горбатко. На её глазах убили мужа, Ефима. Марьяна «со страшным криком» бросилась на горцев. Убила выстрелом из ружья одного, заколола штыком второго. Разъяренные товарищи убитых зарубили казачку. Но как рассказывали потом участники набега, о кончине казачки сожалели. За такую храбрость справедливо было бы подарить жизнь.

Защищая родной Полтавский курень, казачка Ульяна Линская утопила нападавшего горца в бочке с квасом. Участник русско-кавказской войны Аполлон Шпаковский, нёсший службу на передовой Лабинской линии, описал случай, произошедший в 1940-х годах с 16-летней казачкой Анной Сердюковой. Девушка работала в огороде, когда заметила приближение шестерых всадников. «Горец бросил кинжал в свою жертву, но судьба не дала ей погибнуть. Инстинктивно она схватила упавший кинжал, держа острием назад. В это время горец набежал и охватил ее, но кинжал прошел навылет через живот горца». Девушку пленили, по-видимому, изнасиловали… В себя она пришла, когда горцы остановились на ночлег. Пленницу, «не ощущая от нее угрозы», не стали связывать. Анна дождалась, когда все уснут, вынула кинжал у вожака и всадила ему в горло. Схватила шашку и пистолет убитого, принялась рубить… Последний, успевший вскочить, «под влиянием панического страха бросился бежать, но остервенелая Анна погналась за ним, и выстрел положил и его на месте». Анна Сердюкова получила Георгиевский крест первой степени, пожизненный пансион в 50 рублей серебром и золотом. Это далеко не полный список геройств казачьих «амазонок».

 

Историки называют «амазонство» явлением универсальным для разных времен и народов. Но у казачек оно — особенное, поскольку проявлялось не только на войне. В 1990-м женщины устроили «бабий бунт» в Краснодаре. Тогда из-за событий в Нагорном Карабахе объявили срочную мобилизацию резервистов. Женщины мужчин отбили, вернули мужей, сыновей, братьев домой. Менее известен случай, описанный старожилом станицы Мингрельской. Сергей Дамницкий рассказывал о событиях голодного 1932-го: «Ближе к базару, там почта була. Бабы сбыралысь. Ну, вот — «Дайты нам царя» — крычалы. Царя?.. Як далы царя! Взялы, да плеток. Щас мы вам дамо царя! Женско восстанье, мужикив нэ було». Мужчины, когда требовалось гражданское мужество, нередко отступали, а они вызывали огонь на себя.

———————-

«Конфисковать хлеб и расстрелять». Как большевики расправлялись с казаками

«Конфисковать хлеб и расстрелять». Как большевики расправлялись с казаками

24 января 2017 года исполнилось 98 лет со дня подписания большевистским руководством директивы о «расказачивании», политики, направленной на лишение казаков прав, ликвидацию казачества как социальной, этнической и культурной общности. За годы Гражданской войны и в первые десятилетия после неё, по подсчётам историков, было уничтожено свыше миллиона казаков. 

«Казачий узел»

В России до 1917 года проживали более 6 млн казаков. В революционных событиях на начальном этапе казачество заняло позицию нейтралитета. Но события развивались столь стремительно, что казаки встали перед необходимостью выбора. Пришедшие к власти большевики невзлюбили казаков за то, что те являлись профессиональными военными и не так давно служили российской монархии. В итоге их объявили «опорой самодержавия» и «контрреволюционным сословием».

«Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и заигрывание с казачеством, — писал Владимиру Ленину член Донского бюро РКП(б) Исаак Рейнгольд. — Ни на минуту нельзя забывать, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица – вооруженный лагерь, каждый хутор – крепость».

 

«То, что началось 100 лет назад, нам ещё предстоит переосмыслить. Это не так просто, ибо многие поколения советского периода выросли на идеях коммунизма, — признаётся Геннадий Васильев, историк из Магнитогорска. — Занимаясь вопросами восстановления памяти жертв политических репрессий, встречал факты внесудебных приговоров в период Гражданской войны. Особого значения этому не придавал, списывал на ошибки только что пришедшей к власти политической силы. Но, увы, это были спланированные мероприятия по отношению не только к тем, кто сопротивлялся приходу большевиков, но и к сомневающимся».

 

Свыше 33 тыс. южноуральцев пострадали от политического террора.

 

Поголовное истребление

В результате 24 января 1919 года на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) было принято циркулярное письмо ЦК об отношении к казакам, где говорилось следующее:

«Учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. И далее… провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью».

У казаков приказали конфисковать хлеб и другие сельхозпродукты, провести их полное разоружение и уравнять в правах с иногородними.

«Под террор попадало подавляющее количество казаков-уральцев, — отмечает Васильев. — Знал ли о постановлении Ленин? Знал! И не только — поощряя данное мероприятие, он писал: «…надо поощрять энергию и массовость террора».

На самом деле, как выяснил южноуральский историк, применять такую жестокость к казакам стали ещё с 5 сентября 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров принял постановление о «красном терроре». Его суть сводилась к массовым арестам, взятию заложников и массовым расстрелам. Красный террор, в отличие от белого, применялся к мирному, безоружному населению.

 

«Директива ЦК о массовом терроре положила начало расказачиванию — чудовищному ограблению и истреблению народа, а казаки все фактически оказывались вне закона и подлежали истреблению, если не пулей, так голодом, — говорит краевед. — На казачьи земли хлынули безземельные крестьяне из соседних областей и особенно казахи».

Известны случаи таких расправ в Кизильском, Агаповском, Нагайбакском, Карталинском (ранее Полтавском) районах Челябинской области. А в Верхнеуральском районе в один день, 20 октября 1920 года, массовому аресту подверглись 65 жителей станицы Краснинской. Практически все из них прошли Первую мировую или Гражданскую войны. Правда, не все начинали последнюю на стороне Красной армии, но к моменту демобилизации, входили в её состав. Практически все были хлеборобы.

Кто были первые жертвы политических репрессий советской власти на Южном Урале? Посмотрите этот список, может быть, среди них есть и ваши родственники.

247 детей стали сиротами 

«Самым молодым был 17-летний Александр Потюков. Самыми старшими — 69-летний Семён Борзенков. Единственной женщине, Николаевой Вере, было 65 лет. Все имели семьи, за исключением 17- летнего Саши. Так, в семье Михаила Косогорцева было 10 детей, по девять детей было в семьях Травкина Якова и Ефима Шутова. После ареста глав семейств, без средств существования остались 247 детей, — отмечает Геннадий Васильев. — Массовые репрессии начались с 1920 года. По понятным причинам невозможно восстановить имена всех репрессированных первых лет Советской власти, но общественность вправе знать правду о трагизме страны».

 

Из 65 человек, трое не реабилитированы по сей день: Аитов Иван и Мельников Илья, приговорённые к пяти годам концлагерей, и расстрелянный Григорий Ломовцев. Двадцать южноуральцев приговорили к смертной казни. 1 декабря 1920 года, ровно через пять дней после вынесения приговора, они были расстреляны. Справедливость восторжествовала только через 72 года, когда 62 из 65 жителей станицы Краснинкая посмертно реабилитировали.

В октябре 2017 года выйдут в свет седьмой и восьмой тома Книги памяти жертв политических репрессий в отношении жителей города Магнитогорска и прилегающих сельских районов. Это ещё около 10 тысяч фамилий жертв сталинского геноцида и пострадавших. Все книги учитель истории из Магнитогорска Геннадий Васильев издаёт на свои средства.

«Надеюсь, что потомки репрессированных примут участие в издании «Книг памяти», а главы районов юга Челябинской области помогут пополнить библиотеки сельских поселений этими изданиями», — говорит краевед.

Связаться с Геннадием Александровичем Васильевым можно по телефонам: 8 (3519) 285884, 8-903-090-32-75; электронной почте: repressii-mag@mail.ru; его сайт можно посмотреть тут.

———————-

Копейчанин восстановил забытое прошлое казачьей станицы

Копейчанин восстановил забытое прошлое казачьей станицы

Особое место в ее рассказах занимали воспоминания о родне и односельчанах, большинство которых принадлежало к казачьему сословию.

Тема казачьей старины настолько увлекла Олега Константиновича, что однажды он поехал в Красноармейский район, на малую родину своих предков, чтобы полнее узнать о тех краях, где когда-то жил большой род Пингиных. К его глубочайшему удивлению, сельчане, к которым Олег обращался с расспросами, только разводили руками: «Ничего нам о казаках неизвестно. Все наши деды-прадеды – простые крестьяне-землепашцы».

 

Олег вернулся домой несолоно хлебавши, но на том не успокоился. «Странное получается дело, — думал он. – Не может такого быть, чтобы прабабушка перепутала населенный пункт. Даже в почтенном возрасте она оставалась умной, здравомыслящей женщиной. Но отчего в деревне не нашлось никого, кто мог бы подтвердить ее слова?».

Потомок казаков начал самостоятельный поиск информации. Работал в архиве с историческими документами, расшифровывал старинный рукописный шрифт церковно-приходских книг, изучал краеведческую литературу – и в итоге смог заново открыть позабытые потомками подробности судеб станичников.

Результатами этой впечатляющей многомесячной работы заинтересовалась Елена Уфимцева, сотрудница Петровского дома культуры. Основываясь на краеведческих изысканиях Олега Чугаева и на бережно хранимых им заметках о жизни Пингиных, где практически дословно зафиксированы рассказы Христины Николаевны, она написала документальную повесть «Казачья доля». Делимся с читателями отрывками этого самобытного литературного труда.

   
         Олег Чугаев               Елена Уфимцева

 

Недолгое счастье

Летним жарким деньком у казака Николая Козьмича и его супруги Марии Яковлевны Пингиных родилась дочурка. При крещении в местной Петропавловской церкви нарекли ее Христиной. После крестин принимали гостей, угощали сытно. Крестные на прощание наказ давали: «Ну, Христинушка, быть тебе счастливой да любимой».

Недолго росла Христина в любви материнской и ласке отцовской. Тятенька помер в 1914 году, сгорел за месяц от болезни. Мать вышла замуж за петровского казака, а вскоре тоже умерла при вторых родах. Осталась маленькая Христина жить с отчимом и младшим братом Колей. Недолго погоревав, отчим привел в дом новую жену Марию. Родились у них свои дети. Падчерица, поняв, что стала лишней в доме, ушла жить к своему деду Козьме.

Старый казак Козьма Пингин, овдовев, перебрался из соседнего поселка Коновалово в Петровку поближе к сыновьям. Жалел внучку-сироту, старался всегда с собой ее брать. Ездили на базар в Челябинск, продавали сметану, молоко, масло, творог. Выезжали поздно вечером, чтобы на рассвете быть уже там. Маленькая Христина не хотела трястись в повозке всю ночь, тихо плакала, покорно усаживаясь рядом с дедом. Козьма целовал золотую макушку внучки и доставал красивую коробочку с леденцами: «На-ка вот, ревушка, волшебные конфетки, съешь — и сразу слезки высохнут». Вечерами дед читал библию. Христина не умела читать, зато деньги считала ловко.

 

Погоня со стрельбой

Не успели оглянуться, как Христина заневестилась. Сын аптекаря не устоял перед ее красотой, стал ухаживать. Упитанный низкорослый Федор все вечера стоял под воротами, поджидая молодую казачку. Да зря ожидал. Бесшумно проскользнув мимо него, улыбнувшись, летела Христина на встречу к своему счастью – в объятья молодого казака Елисея Смолина.

   
            Христина Пингина                      Елисей Смолин

Всем хорош был он – статный красавец с черным чубом, из зажиточной семьи Анистифора Смолина. Был у них добротный дом из сосновых бревен на высоком каменном фундаменте, два амбара, сарай каменный. В хозяйстве имели сеялку, сноповязалку. Засевали более пятидесяти десятин. Держали они в своем хозяйстве двадцать лошадей, тридцать коров, постоянно нанимали работников.

Отгулявши в 1928 году свадебку, Христина и Елисей собрались как-то на рынок в уездный город Челябинск. Возвращались затемно уже, вдруг заметили, что их повозку преследуют верхом на лошадях неизвестные мужики. Как потом оказалось, местные бандиты, нанятые сыном аптекаря. Получив отказ Христины, он долго вынашивал месть, строил планы, как извести бывшую возлюбленную и ее избранника.

Когда преследователи уже было нагнали Смолиных, Елисей достал пистолет и начал палить в воздух. Не ожидая такого отпора, бандиты отстали. Христина ошарашена была и погоней, и тем, что у мужа оказался пистолет — утаил ведь от властей, не побоялся. Трофейный, привез после службы в отряде Анненкова, в гражданскую.

Ох, эта проклятая война! В 1918 году для борьбы с Блюхером мобилизовали многих казаков в белую армию, вернулись единицы. Поселок наполовину обезлюдел. Христина была совсем маленькой, но до сих помнит траур вдов и стариков.

Еще вспомнила рассказы деда о бое за Надыров мост возле одноименной деревни. Полсотни казаков петровских там полегло. Вот где беда-то, лиходейка – брат пошел на брата, цвет на цвет. Проклятущая война!

Не все казаки выдержали испытание разлукой с родиной. Некоторые, поддавшись на призывы советской власти, вернулись домой. Так Елисей после эмиграции из Китая вернулся в 1924 году в Петровку.

Не ведала еще тогда молодая казачка, что это было не самое страшное испытание для них с Елисеем, для всех казаков петровских.

 

Ссылка

Февральская ночь выдалась неспокойной. На улице не на шутку разыгралась пурга. Елисей все ворочался. Не спалось и Христине — беременна вторым была. Первая дочка Луня умерла в тот же день, когда с крестин вернулись.

Во дворе залаяла собака, кто-то зашел на крыльцо. Стук в дверь, такой настойчивый и резкий, что похолодела душа. Елисей встрепенулся, поднял голову: «Стучат ли чё ли? Пойду гляну, каво там черт ташшит». Вышел в сенки, скоро вернулся и тихо позвал: «Жена, вставай, проводи меня». Христина соскочила с кровати, накинула шалку пуховую, ватными ногами пошаркала к мужу.

Елисей, бледный как полотно, схватил ее, прижал к себе: «Не реви, баба, не реви. Ты ж казачка, все стерпи. Доля твоя такая – терпеть и ждать. Я вернусь, слышишь, я вернусь». Христина в ужасе онемела, двинуться не могла. Елисей мягко ее оттолкнул, оделся быстро и вышел.

Наутро уже все в поселке знали: забрали многих казаков, сотрудники НКВД на машине из Челябинска были. На следующий день вновь прошли аресты, дома пустели друг за другом.

Потом пришел черед и баб с детьми да стариков. На конном дворе запрягали лошадей, в сани усаживали людей, не дав им собрать скарб. В санях среди других, окаменевших от страха и горя, сидела беременная Христина с матерью и сестрой Елисея.

Ехали долго, ночью пытались бежать с золовкой. Но женщин быстро поймали и вернули. По дороге в ссылку несчастные люди умирали от холода и голода. Тех, кто выжил, на барже по реке отправили в Тобольск. Там Христина и узнала о судьбе мужа. Прибывшие позже ссыльные принесли страшную весть: «Всех казаков расстреляли».

 

Еще одна потеря

Беременная Христина работала на сплаве леса по пояс в ледяной воде. Один Бог ведает, что дало ей силы выжить. Рожать Христину перевезли в женский монастырь. Родилась девочка, но у маленького истощенного младенца не было ни шанса на жизнь.

После родов Христину вернули в лагерь. Опять все сначала — каторжные работы день за днем. Но ей уже было все безразлично. В душе – страшная черная пустота. Молила лишь Бога забрать ее к дочкам.

Как-то во время работы Христине удалось спрятаться на пароходе под лавочкой. Убежала, когда стемнело, пробралась в соседнюю деревню. Устроилась в крестьянскую семью, работала по хозяйству. Но когда хозяева узнали, что приютили беглую каторжанку, то сразу сдали ее властям, остерегаясь возмездия. Христину вернули на сплав леса.

Там ее заприметил новый начальник и позвал работать в свой дом по хозяйству. Христина, недолго думая, согласилась. В дом к начальнику приходил политзаключенный из Грузии. Впервые за долгое время молодая измученная женщина почувствовала заботу, тепло, надежное мужское плечо. Стали они с Вахтангом жить вместе, через год родился сын Георгий.

У Вахтанга закончился срок ссылки, и Христина выехала с ним по подложным документам. Долго добирались на поезде с пересадками. Остановились на железнодорожном вокзале в Астрахани. Когда Анна на минуту отлучилась, чтобы раздобыть еду, Георгия украли. Вахтанг, узнав о несчастье, взял чемоданы и молча ушел.

 

Золотая гора

В Астрахани Христина устроилась работать на плантацию. Встретился там ей и достойный мужчина Гурий Лобачев, из казаков. Через год они сошлись. Зарегистрировались в Астрахани и уехали в станицу Обливскую, недалеко от Сталинграда. Оказавшись в теплом, сытом крае, оттаяла душа Христины. В 1937 году родилась дочь Мария, в 1939-м появилась на свет Ираида, а перед войной в 1941 году – долгожданный сын Сергей. Но счастье и в этот раз оказалось недолгим — началась война.

Гурий ушел на фронт. И вскоре в дом прилетела горькая весть – похоронка.

В 1945 году за овдовевшей Христиной стал ухаживать брат мужа. Он был женат, хотел бросить семью. Христина злилась на него: «Я потом не смогу выйти на улицу, позор какой будет». Сложившиеся обстоятельства давили на женщину, и она задумала уехать в Копейск, где жил брат Николай.

Первое время Христина снимала жилье в шахтерском городе. В 1948 году брат помог устроиться в энергоуправление разнорабочей. В послевоенном Копейске было голодно, дети плакали – им надоела одна картошка, хотелось овощей и фруктов. Христина сурово всем объяснила, что обратно они не вернутся.

Так и жили-выживали. Со временем подросшие дочки вышли замуж, сын женился, пошли внуки, потом и правнуки. Христина водилась с малышами, хотя уже была в годах. Так долго она ждала того момента, когда в доме станет много детей! Одно тяготило пожилую женщину – не могла она найти, где Елисей обрел свое последнее пристанище. Христина и ее дети делали запросы в различные архивы, но тщетно.

Только лишь в 90-х годах соседка принесла газету со статьей про расстрелянных казаков на Золотой горе. В тот же день Христине почтой пришло письмо. В конверте лежала справка о реабилитации Елисея Смолина.

Поехала Христина Николаевна к Золотой горе. Долгие годы неизвестности остались позади: «Вот и нашла я тебя, Елисеюшка, родненький мой казак».

———————-

На Кубани казак накрыл своим телом гранату

На Кубани казак накрыл своим телом гранату

Случай произошел 19 декабря 2019 года в хуторе Куликовском Ленинградского района.

Утром в администрацию сельского поселения поступила информация: рядом с детским садом разгуливает нетрезвый житель хутора Сергей Шостенко с гранатой в руке. Он попытался проникнуть на территорию дошкольного учреждения, однако закрытые входные калитки не позволили пьяному мужчине пройти в детский сад.

Злоумышленник направлися в сельскую администрации. Угрожая гранатой, он потребовал организовать встречу с главой администрации сельского поселения. Но глава поселения Александр Лимбирис после перенесенной операции находился в медицинской клинике краевого центра. Сотрудницы администрации сельского поселения пытались ему объяснить, что глава в Краснодаре. Тщетно. Сергей Шостенко не успокоился.

Находившийся рядом со зданием администрации депутат сельского Совета казак Куликовского ХКО Сергей Емельяненко, услышав крики, незаметно прошел в здание, в котором свирепствовал злоумышленник.

Укрывшись за дверью и выждав удобный момент, казак одним броском свалил преступника на пол, предварительно убедившись, что женщины в случае взрыва не пострадают. Затем, перехватив гранату из рук преступника, увидел, что чека взрывателя гранаты не вырвана, и передал ее в руки Татьяны Запорожец. Храбрая женщина отнесла гранату в безопасное место.

Обездвижив преступника, казак Емельяненко удерживал его до приезда оперативной группы полиции. Выяснилось, что боеприпас — макет гранаты Ф-1.

Как рассказал казак, ему было известно, что радиус разлета осколков оборонительной гранаты составляет около 200 метров. С момента выдергивания предохранительной чеки до взрыва — всего три-четыре секунды. Сергей Емельяненко, увидев, что в опасности находились беззащитные женщины, был готов накрыть гранату собственным телом. Сам он героем себя не считает и говорит, что просто поступил так, как должен был поступить мужчина.

— Казак Сергей Емельяненко совершил героический поступок. Да, граната Ф-1 оказалась макетом. Но никто же не знал об этом. Храбро повела себя работник администрации сельского поселения жена казака Татьяна Запорожец, взяв гранату в тот момент, когда Сергею Емельяненко нужно было высвободить руки для задержания горе-террориста, — считает есаул Андрей Лях.

Казаки Куликовского ХКО ходатайствовали перед атаманом Ейского отдела Павлом Ляхом о представлении казака Сергея Емельяненко к награде, а также отметить смелость Татьяны Запорожец.

Елена ПУСТОВАЯ

 

———————-

Счастливый талисман

Счастливый талисман

Забайкальский казак Дондок Иринчинов вписал своё имя в историю тем, что стал незаменимым помощником и счастливым талисманом для знаменитого путешественника, исследователя Центральной Азии Николая Пржевальского. Иринчинов сопровождал Пржевальского в четырёх его удачных экспедициях, а вот в пятую идти отказался – и в этой экспедиции Пржевальский… умер.

 

Белый хубилган 

 

 

 

———————-

245 лет со времени пребывания Емельяна Пугачёва в Симбирске

245 лет со времени пребывания Емельяна Пугачёва в Симбирске

Восстание яицких казаков, которое мы называем «пугачёвским» по имени его предводителя, переросло в 1773-1774 годах в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II.

В этом крестьянском восстании принимали участие и крепостные крестьяне Симбирской губернии. Войска Емельяна Пугачёва прошли по землям губернии через Курмыш и Алатырь.

«Симбирск едва ли не единственный из поволжских городов, который во времена пугачевщины не был в руках самозванца», — отметил в своих записях симбирский краевед Павел Любимович Мартынов.

Пленённый собственными полковниками после поражения в последнем бою у Солениковой рыболовецкой ватаги, Емельян Пугачёв был доставлен в Яицкий городок 15 (26) сентября 1774 года. Опоздавший к сражению генерал-поручик Александр Васильевич Суворов прибыл в Яицкий городок 17 сентября. Он потребовал у следователя Маврина завершить допросы самозванца, чтобы на следующее утро начать конвоирование Пугачёва в Симбирск, где в тот момент находился командующий правительственными войсками генерал-аншеф, граф Пётр Иванович Панин. Дорога заняла почти две недели и в Симбирск Пугачёв был доставлен утром 1 (12 по новому стилю) октября.

«Пугачёва привезли в Симбирск в начале октября 1774 года прямо к квартире, занимаемой гр. Паниным; его привезли в клетке. Панин встретил его на крыльце, окружённый штабом. «Кто ты таков?» –спросил Панин у самозванца. «Емельян Иванов Пугачёв» – отвечал самозванец. – «Как же ты, вор, смел называться государем?». «Я не ворон» – возразил Пугачёв, играя словами, – «я воронёнок, а ворон ещё летает»; этот дерзкий ответ поразил народ, стоявший около дома», — писал М. Арнольдов в статье «Действия самозванца Пугачёва и его шаек в пределах нынешней Симбирской губернии».

Портрет Емельяна Пугачёва, выполненный маслом неизвестным художником в 1774 году. Копия хранится в Ульяновском областном краеведческом музее

Интересно, что сразу по прибытии Пугачёва в Симбирск Панин распорядился выделить ему художника для изготовления портрета самозванца для императрицы Екатерины II. Имя художника в истории не сохранилось. На первом портрете Емельян Пугачёв был изображён в нагольном тулупе, отороченном белым мехом, в розовой рубахе. Тёмно-каштановые волосы подстрижены по-казачьи, небольшая борода, на правой руке видны кандалы и цепь, которой Пугачёв был прикован к стене тюремной камеры. Лицо худощавое и смуглое, взгляд прямой, художнику удалось передать живой и выразительный образ предводителя восстания.

Первый экземпляр портрета был готов 9 октября и направлен Паниным в адрес Григория Александровича Потёмкина с целью представления его императрице Екатерине II. Панин писал Потёмкину, что, возможно, императрице будет любопытно посмотреть на самозванца, доставившего ей столько хлопот. В письме брату, президенту Коллегии иностранных дел Никите Ивановичу Панину, Пётр Иванович сообщил об отправке портрета Потёмкину, и что «естли вы любопытны его (Пугачёва) харю скорее спознать, то можете её там увидеть». В этом же письме брату Панин, тем не менее, довольно уважительно отозвался о пленном мятежнике: «Надобно и в злодействе дать ему справедливость, что дух он имеет бодрый, который бы мог быть весьма полезен, естли бы обращён был не во зло, а в добро». Судьба данного первого портрета Пугачёва осталась неизвестной. Но в исторических документах прослеживается путь нескольких последующих копий, выполненных в тот же период в Симбирске. Один из них сейчас хранится в Ульяновском областном краеведческом музее.

В октябре 1774 года в Симбирск прибыл оренбургский учёный, географ, краевед и историк, академик Пётр Иванович Рычков. Он был занят написанием своей «Хроники осады Оренбурга» — одного из ценнейших свидетельств событий восстания, написанного непосредственным участником обороны города. Рычков заказал всё тому же оставшемуся в истории безымянным художнику несколько копий портретов Пугачёва, но не маслом, а тушью на бумаге.

Портрет Емельяна Пугачёва, выполненный тушью в 1774 году

Эти рисунки полностью повторяли композицию ранее сделанных портретов, и оренбургский учёный поместил их в некоторые экземпляры своей книги. Сам Рычков, посетивший Пугачёва в камере, писал в тексте своей «Хроники», что «личина Пугачёва, напереди сего описания приложенная, с подобием лица и стана его нарочно сходствует». Один из экземпляров своей книги, сопровождённой портретом Пугачёва, Рычков тут же в Симбирске преподнёс П.И. Панину, и именно этот экземпляр сохранился до наших дней в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Под портретом Пугачёва рукой Рычкова выполнена надпись: «Ежель кто не видывал врага отечеству большова, тот смотри здесь на личину Емельки Пугачёва».

Пугачёв был этапирован из Симбирска в Москву 28 октября (5 ноября по новому стилю) 1774 года под охраной Смоленского драгунского полка, где он был казнён 21 (10) января 1775 года.

Но художнику уже не требовалось присутствие натуры. После отъезда из Симбирска генерал-аншефа Панина всякие стеснения отпали, практически каждый симбирский дворянин и чиновник заказал себе свою копию пугачёвского портрета. Когда в 1898 году в Симбирске праздновалось 250-летие города, горожан призвали принести для юбилейной выставки различные исторические документы, предметы, в том числе — рисунки и картины. В итоге на экспозиции были представлены более двух десятков портретов Пугачёва — больше, чем портретов царей или выдающихся жителей города.

 

 

 

 


День памяти атамана войска Донкого

День памяти атамана войска Донкого

 

31 октября 2019 года исполняется 146 лет со дня преставления донского генерала, героя Кавказской войны, командира 17-го Донского казачьего полка Якова Петровича Бакланова.

 

Яков Петрович Бакланов бесспорно, один из самых выдающихся богатырей Дона, сочетавший в себе беспримерное личное мужество, силу и мастерство бойца с полководческим талантом.

 

Семья Баклановых проживала в Гугнинской станице и принадлежала к одному из дворянских родов Войска Донского. В 1824 году в возрасте 15 лет Яков Бакланов поступил на службу в 1-й Донской казачий полк в чине урядника.

 

Боевое крещение Я.П. Бакланова состоялось в 1828 году на войне с Османской империей. За многочисленные подвиги в Турецкой кампании 1828 – 1829 годов урядник Я.П. Бакланов был произведён сначала в хорунжие, а затем в сотники, награждён орденами Святой Анны 3-й и 4-й степеней.

 

Неувядаемую славу Я.П. Бакланову принесла его служба во время Кавказской войны. В походе за Кубань летом 1836 года его отряд разбил вчетверо превосходящий отряд горцев, за что был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом.

 

В 1850 году Я.П. Бакланов был назначен командиром 17-го Донского казачьего полка.

 

В 1851 году он разбил отряд горцев на Шалинской поляне, за что был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени. В феврале 1852 года Бакланов с отрядом из трёх пехотных батальонов, четырёх орудий и своего казачьего полка нанёс поражение 25-тысячному войску имама Шамиля, за что был пожалован орденом Святого Георгия 4-й степени, а уже в октябре 1852 года – чином генерал-майора.

 

С началом в 1853 году Крымской войны Я.П. Бакланов был командирован на Кавказский фронт. Там он принял участие в штурме турецкой крепости Карс, получив тяжёлое ранение, но оставшись при этом в строю. По возвращению с Кавказа был пожалован чином генерал-лейтенанта, на протяжении трёх лет состоял окружным генералом Второго округа Области Войска Донского.

 

В возрасте 58 лет, имевший многочисленные боевые ранения генерал Я.П. Бакланов вышел в отставку и поселился в Санкт-Петербурге.

 

31 (18) октября 1873 года после тяжёлой и продолжительной болезни герой Дона и России скончался. Похороны состоялись на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря. Пять лет спустя на могиле Я.П. Бакланова был установлен памятник, созданный на пожертвования и изображавший скалу, на которую брошены бурка и папаха, из-под папахи выдвинут чёрный «Баклановский значок».

 

В 1911 года его прах был торжественно перезахоронен в усыпальнице Вознесенского Войскового собора Новочеркасска, рядом с могилами других донских героев. Памятник Я.П. Бакланову также в целости был перевезён в Новочеркасск и установлен на площади Ермака.

 

———————-

Какие фамилии донских казаков имеют тюрское происхождение

Какие фамилии донских казаков имеют тюрское происхождение

Казаки, проживавшие на Дону, на протяжении долгого времени общались с восточным народом. И это легко можно подтвердить, отыскав в истории далеко «не русские» фамилии донских казаков.

Как у казаков появились тюркские фамилии

Раньше за основу фамилии бралось тюркское имя, которое принадлежало основателю рода. Это вполне мог быть мусульманин, который проживал в Подонье. На сегодняшний день существующая версия происхождения казаков от тюркского народа не доказана. Но несмотря на это у многих казаков текла тюркская кровь. Наверное, поэтому к представителям Востока у казаков было терпимое отношение. На протяжении долгого времени казаки хранили обычай: они брали с собой жен в военные походы. Не исключено, что имя ребенку могла дать его тюркская мама.

Также есть версия, согласно которой тюркские прозвища давались людям, находившимся в плену, а также тем, кто проживал среди турков или татар.

Когда примерно в XVIII веке за казаками были закреплены фамилии,  они частенько воевали против Турции и Крымского ханства.

Представители известных казачьих фамилий с тюркским происхождением

Известный советский и российский актер Николай Караченцев даже по этому поводу выделил отдельные строки в своих мемуарах. Он написал, что его фамилия появилась примерно в 1634 году. Как раз таки упоминание фамилии Караченцев было найдено в записях донских казаков. Актер попытался отыскать тюркские корни в фамилии и пришел к выводу, что практически во всех восточных языках «кара» переводится как «черный», а «чены» – «орел».

Еще одна казацкая фамилия с тюркскими корнями – Бурханов. Впервые данная фамилия появилась в 1764 году. Скорее всего, в основе данной фамилии лежит имя мусульманина Бурхана. В переводе с арабского – «правота веры». Если опираться на тюркско-монгольскую этимологию, то прозвище Бурхан давали сильным и властным людям, поэтому не исключено, что фамилия обозначает «господин».

Сочетание тюркского и казацкого можно встретить в фамилии Каракорсов. Казацким фамилиям было характерно окончание «-сков». А в переводе с татарского языка «коркор» — это «ставка», «стан». Существует легенда, рассказывающая о появлении города Семикаракорск в 1594 году. Его основали семь братьев-раскольников Каракорсковых, которые бежали на Дон.

Фамилия Маратханов после фонетических изменений также имеет схожесть с тюркским происхождением. Есть вероятность, что предка людей с данной фамилией звали Муратхан. Данная фамилия сочетает в себе тюркский формат «хан» и арабскую основу имени Мурат, что переводится как «желанный». А вот в Турции частенько встречается имя Мурахтан, которое, скорее всего, возникло в результате нескольких перестановок букв.

В наше время фамилия Рамазанов ассоциируется с жителями Азербайджана, Татарстана, Казахстана. Но ведь данная фамилия была популярна и среди донских казаков. Рамазан является тюркским вариантом имени Рамадан.

Многие исследователи относят фамилию генерал-майора Быкадорова к тюркскому варианту происхождения. В давние времена существовало прозвище «гнедой тур», которое давали сильному и жестокому человеку. Поэтому не исключено, что изначально Быкатуров было прозвищем (на современном татарском «туры» – это «гнедой»).

Также очень распространены фамилии Асланов, Алимов, Каратаев и другие. 

———————-

В Рубцовске справедливороссы устроили сюрприз для юных казаков

В Рубцовске справедливороссы устроили сюрприз для юных казаков

Местное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Рубцовске устроило сюрприз для воспитанников МБОУ «СОШ №23», о котором до последнего момента никто даже не подозревал.

Сегодня в Михайло-Архангельском храме Рубцовска юные казаки, воспитанники указанного выше учебного заведения принимали присягу, но ни кто из присутствующих на торжественной церемонии не знал, что после того, как они выйдут из храма их ждет сюрприз.

Сразу после торжественной части, юных казаков приехали поздравить активисты местных справедливороссов, во главе с председателем Совета местного отделения Сергеем Сущевским.

Руководитель Рубцовского отделения эсеров поздравил ребят со значимым в их жизни событием, а также с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым, после чего вручил каждому юному казаку, от лица партии, по новогоднему подарку.

Фото: «вРубцовске.ру»

 

 

 

———————-

Новочеркасских казаков приравняют к сотрудникам МВД

Новочеркасских казаков приравняют к сотрудникам МВД

В Госдуме начата работа над федеральным законом о казачестве. Согласно нормативному акту, казаков могут приравнять к сотрудникам МВД, рассказал в интервью «МК» депутат Госдумы Виктор Водолацкий.

Сегодня казачьи дружины выполняют функции правоохранителей в Ростовской области и Краснодарском крае. Особенно популярны дружины в Новочеркасске и прилегающих станицах.

Если новый закон будет принят, новочеркасские казаки будут получать не только премии из городского бюджета, но и стабильную зарплату. Также у дружинников появится право на компенсацию за понесенный на службе ущерб.

Законопроект может быть внесен в Госдуму уже в весеннюю сессию. Это означает увеличение роли казачества на федеральном уровне, а не только в исторических столицах, вроде Кубани и Дона. Нормативный акт повсеместно привлекать казаков к охране школ и детсадов по всей стране и обучать молодежь в исконных традициях казачества.

Получать госзаказы на охрану природных ресурсов казаки вовсе смогут без участия в тендерах. Согласно проекту закона, казачьи общества войдут под юрисдикцию профильных министерств.

 

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *