Сибирское
Казачество
23 апреля 2021 Просмотров: 693 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - 1 оценок.
Размер шрифта: AAAA

Русское православие и казачество \ Быть казаком — значит быть православным \ Соработничество \ «Огнепальный» протопоп Аввакум

Быть казаком — значит быть православным

По одну сторону камер в атаманском зале расположились атаман ВсКО казачий генерал Николай Долуда, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невиномысский Кирилл, ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин, первый заместитель атамана ВсКО Константин Перенижко. По другую – к диалогу приготовились врио ректора МГУТУ им. К.Г. Разумовского Сергей Чеботарев, войсковые священники и атаманы всех реестровых казачьих войск России. В общей сложности участие в заседании приняли более 55 человек.

Главной темой встречи стала консолидация духовенства и казачества.

Николай Долуда остановился на самых важных моментах, касающихся этого направления. С целью эффективной организации деятельности ВсКО, Николай Александрович уже побывал практически во всех казачьих войсках. Воочию увидев работу атаманов и войсковых священников, он с сожалением признал, что на данный момент нет единого понимания того, как необходимо заниматься развитием казачьих обществ

– Не буду скрывать, – сказал Николай Долуда, – многие атаманы войск привыкли к такому положению дел, которое сложилось к настоящему моменту в тех или иных казачьих обществах.

Особое беспокойство атамана вызывает ситуация за Уралом, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

– Главная причина многих проблем состоит в том, что в большинстве регионов до си пор отсутствовало взаимодействие между региональными и муниципальными органами исполнительной власти и казачьими обществами. Этот вопрос решен еще не везде, им мы сейчас активно и занимаемся.

Как известно, в своей деятельности российское казачество опирается на новую Стратегию, подписанную Президентом России в прошлом году. Именно в этом документе одной из приоритетных стоит задача – подготовить кадры для казачьих обществ.

– Никогда такая задача не ставилась на уровне руководства страны, – сказал атаман ВсКО. – На сегодняшний день у нас дефицит профессиональных кадров. И прежде всего мы должны готовить кадры в казачьих школах и казачьих кадетских корпусах. Важно, чтобы в образовательном и воспитательном процессе принимали участие наставники из числа казаков реестровых обществ. Более того, наставники должны быть не гостями, а вторыми классными руководителями!

И самое главное, в казачьих кадетских корпусах в полной мере должен присутствовать казачий компонент. Что это значит?! Что воспитанник корпуса наряду со стандартной учебной программой, изучает историю, культуру, традиции и обычаи казачества, получает знания о жизни, службе и деятельности современного войска, впитывает в себя наши духовно-нравственные ценности, учится жить сообразно христианским и казачьим заповедям. Всё это в последующем и формирует его личность, его гражданскую позицию. И если мы дадим возможность молодому казаку продолжить свое образование в одном из университетов учреждаемой нами Ассоциации казачьих ВУЗов, то получим грамотных высокопрофессиональных специалистов, атаманов первичных и районных обществ.

Прежде всего, по мнению Николая Александровича, необходимо обращать внимание на лидеров, начиная со школьной скамьи, где избирают атаманов классов, школы, затем группы в казачьем кадетском корпусе и самого корпуса. Ведь если их избрали, значит, есть потенциал, и молодой человек с такими качествами способен повести за собой и быть примером для остальных.

Для нас очень важно, чтобы в казачьем учебном заведении была тщательно продумана система изучения основ православной культуры, – подчеркнул атаман. – Нужно давать не только теоретические знания, но и на практике объяснять казачатам: как правильно зайти в храм, как помолиться, что нужно для, того, чтобы исповедоваться и причаститься.

Без присутствия священника не должно начинаться ни одно казачье мероприятие, более того, он должен стать их неизменным участником и постоянно взаимодействовать с атаманом войска, считает Николай Александрович.

Особое внимание атаманов Николай Долуда обратил на работу с молодежными казачьими организациями. По его словам, они не просто должны быть созданы, но, главным образом, заниматься общественно-полезной деятельностью. Оказывать помощь старикам, посещать интернаты, дома престарелых и приюты, ухаживать за памятниками, посвященными казачеству, героям и событиям войн. Казачья молодежь должна быть активной частью социума, о деятельности которой знают жители населённых пунктов.

– Очень важно, чтобы атаманы плотно работали с лидерами казачьих организацией, встречались с молодежью. Это будущее российского казачества, – подытожил казачий генерал.

Обращаясь к атаманам, Николай Долуда напомнил, что пришло время активнее работать с вице-губернаторами, курирующими вопросы казачества, главами муниципальных образований, решительно выражать свою позицию. Тем более такую возможность сегодня дают Стратегия и другие нормативно-правовые документы, разработанные специально для казачества.

– В казачьих войсках обязательно должны быть сформированы консультативные органы контроля за выполнением требований Стратегии, куда войдут атаманы всех уровней, от первичных обществ до войскового, – сказал Николай Александрович. – В конце года каждому войску предстоит отчитаться о том, как выполняются требования Президента.

Ни обошел стороной Николай Долуда вопрос популяризации в СМИ положительных информационных сообщений, поводов для которых действительно очень много во всех войсках.

– В каждом войске независимо от других ресурсов, должен быть свой официальный сайт, содержащий исчерпывающую информацию о деятельности казаков. Кроме того, он должен ежедневно обновляться, – подчеркнул он.

Основные вопросы со стороны священнослужителей затронул митрополит Кирилл.

Как известно задача войскового священника состоит в духовном наставлении и воцерковлении казачьих обществ. Однако, успех или неудача деятельности духовника во многом зависят от позиции атаманов всех уровней. К последним владыка обратился с убедительной просьбой оказывать поддержку войсковым священникам.

– Только сообща мы можем принести пользу казачеству, Отечеству и Святой Церкви, – сказал он.

Особо подчеркнул митрополит Кирилл необходимость проведения вебинаров совместно с казаками и духовенством. В следствии принятых по всей стране ограничений, призванных помочь в борьбе с COVID-19, эта форма диалога успешно заняла свою нишу в качестве одной из самых популярных на сегодняшний день. Кроме того, это позволяет охватить большое количество территорий. По мнению владыки проводить такие вебинары следует не реже чем раз в квартал.

Сегодня войсковому священнику необходимо координировать деятельность духовников казачьих обществ, казачьих образовательных организаций. Это позволит лучше понимать текущую работу на местах и сообща своевременно решать задачи.

Тех, кто уже активно внедряет эту практику митрополит Кирилл сердечно поблагодарил и заметил, что также хорошо приглашать на вебинары сотрудников Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Владыка напомнил о том, что по его поручению войсковые священники в обязательном порядке должны готовить ежеквартальные информационные справки, в которых будет отражена деятельность духовенства в рамках того или иного войска.

Упомянул митрополит о самом важном, на его взгляд, вопросе духовного окормления казачьей молодежи и казачьих образовательных организаций.

– От того, насколько внимательно мы будем заботиться о духовно-нравственном умственном и физическом развитии молодых казаков, зависит то, в какой стране мы с вами будем жить завтра.

В связи с этим, владыка вменил войсковым священникам на особом контроле держать составление плана мероприятий с участием казачьей молодежи, а также регулярно встречаться с молодыми людьми.

– Сегодня, когда получили развитие многочисленные социальные сети, а также ресурсы информационного и развлекательного характера, идет борьба за души наших детей. И нельзя ждать, когда их уведут из семей, сделают врагами страны и культуры.

Владыка обратил внимание на то, что сегодня в большинстве учебных казачьих заведений участие священника в образовательном процессе воспринимается позитивно. Однако, не везде еще эта практика имеет место быть в виду позиции директоров некоторых школ.

– Фактически из традиции образования казачат убирают самое главное – духовно-нравственное воспитание, – посетовал владыка.

В качестве хорошего примера митрополит привел корпуса и школы Юга России, где уже давно вошло в традицию посещение учащимися храма, их участие в таинствах и церковных праздниках. Более того, существует разработанный Синодальным комитетом Устав православного кадета, в котором изложены все духовые предписания юному казаку. Воспитанники казачьих кадетских корпусов с успехом пользуются ими.

Большой и общей задачей по мнению митрополита является участие в формировании информационного пространства.

– Этот фронт нельзя оставить, так как если мы уйдем, то место окончательно займут те, кто негативно настроен и к Церкви, и к тем духовно-нравственным ценностям, которые мы называем традиционными, – заключил владыка.

Константин Перенижко отметил ряд проблемных вопросов, касающихся взаимодействия молодежных организаций и войскового духовенства.

– К сожалению, на сегодняшний день за молодежными организациями не закреплены окормляющие их священнослужители, – сказал заместитель атамана.

Тем не менее, по словам Константина Перенижко, выводы, полученные на основании рабочих выездов в войска, говорят о следующем. В тех образовательных казачьих учреждениях, в жизни которых активно участвуют духовники, наблюдается положительная динамика: дети не состоят на учете в наркодиспансере, в подразделении по делам несовершеннолетних и, пожалуй, самое главное, среди учащихся в этих учреждениях нет суицидов.

В завершении выступления Константина Перенижко митрополит Кирилл поручил определить священников, которые могли бы стать духовниками казачьих молодежных организаций.

В рамках прошедшего мероприятия также прозвучал доклад Сергея Чеботарева, который рассказал о духовно-нравственном воспитании студентов на примере работы МГУТУ им. Разумовского. Помимо прочего, Сергей Николаевич сообщил о подготовке и тиражировании учебных пособий «Казачество на службе Отечеству». В пособие содержится информация об истории казачества, его культуре, традициях, о ремесленной деятельности казаков, а также о современных казачьих войсках, их устройстве и деятельности.

Иерей Тимофей Чайкин сообщил о предстоящих крупных мероприятиях, среди которых: XXIX Международные образовательные чтения, Евразийский форум казачьей молодежи «Казачьей единство», который в этом году планируется провести в селе Архыз Карачаево-Черкессии, конференция и выставка «Казаки-герои на службе Отечеству». В завершении онлайн-встречи участники имели возможность задать вопросы и рассказать о положении дел на территории войска.

Итогом расширенного заседания стало принятие ряда решений, направленных на повышение качества совместной деятельности Церкви и казачества России. Отдельным пунктом стало указание о необходимости создания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями в каждом казачьем войске. В задачи нового органа войдет забота о духовном просвещении российского казачества, подготовка рекомендаций и методических материалов по взаимодействию Русской Православной Церкви и казачества, освещение положительного опыта совместной деятельности в СМИ.

———————-

Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

Благодарность от руководства ГУ МВД России по Волгоградской области получили сержант патрульно-постовой службы Управления МВД России по Волгограду и казак-дружинник Волгоградского казачьего округа. Во время патрулирования они не дали пьянице прикурить сигарету от Вечного огня на Аллее Героев возле легендарного универмага, где пленили Паулюса.

За неблаговидным занятием застали 29-летнего гостя города. Он приехал из поселка Иловля, и, находясь в состоянии алкогольного опьянения хотел прикурить столь кощунственным способом. Сержант-патрульный и казак-дружинник задержали его. Как сообщил портал Высота102, в настоящее время в отношении него расследуется уголовное дело по достаточно серьезной статье — ч. 1 ст. 244 УК РФ; Надругательство над телами умерших и местами их захоронения.

———————-

Соработничество

Соработничество

27 марта 2021 года в Актовом зале Епархиального управления Вяземской епархии состоялась церемония подписания соглашений о соработничестве между Вяземской епархией Русской Православной Церкви, приходов Вяземской епархии, окормляющих казачество и Смоленским Отдельским Казачьим Обществом (СОКО) в лице атаманов СОКО и хуторов, располагающихся на территории Вяземской епархии.

СоработничествоУчастников мероприятия приветствовали песенными выступлениями коллективы казачьего кластера: коллектив МБОУ «Детского сада-начальной школы «Надежа» «Родничок» и ансамбль Кайдаковской СОШ «Виват, кадеты!».

С приветственными словами выступили руководители этих учебных заведений: Шикова С.В. и Тимофеева Т.Н.

С докладом об истории и причинах поселения казаков на Вяземской земле выступил начальник штаба Смоленского отдельского казачьего общества Сиденко С.А.

СоработничествоЗатем в торжественной обстановке были подписаны соглашения между Вяземской епархией в лице епископа Вяземского и Гагаринского Сергия и Смоленским отдельским казачьим обществом в лице атамана Миненкова А.В., а также между приходами Вяземской епархии в лице настоятелей и атаманами казачьих хуторов.

Затем со словами приветствия выступил почетный атаман, представитель стариков СОКО, казачий полковник Культяпкин А.И.

В продолжение мероприятия к присутствующим обратился епископ Вяземский и Гагаринский Сергий.

В своем слове владыка сердечно поблагодарил всех за многолетнее сотрудничество в сфере возрождения казачества на Вяземской земле и духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Его Преосвященство отметил особый вклад в работу этих направлений первого атамана СОКО, Культяпкина А.И.

Атаман СОКО войсковой старшина Миненков А.В. доложил о намеченных на ближайшее время совместных мероприятиях в рамках подписанных соглашений.

В заключение состоялся обмен мнениями.

По материалам сайта Вяземской епархии

Соработничество Соработничество Соработничество Соработничество

———————-

Аввакум, крещенный огнем

Масштабная выставка, посвященная истории и культуре старообрядчества открылась в начале второй декады марта в московском частном Музее русской иконы. Естественно, не обошлось без загадочной истории хранителя «старой веры» — протопопа Аввакума. Экспозиция «Аз Аввакум протопоп тако верую» приурочена к 400-летию этого духовного лидера старообрядчества…

«Огнепальный» протопоп (1620—1682) — ключевая фигура в истории нашей церкви, непререкаемый авторитет среди староверов всех конфессий. На государственном уровне он признан культурно-историческим феноменом, на годы и годы определившим путь России. Огромная мощь его личности и сегодня удивляет. Она воплотила в себе и яростного обличителя, и народного заступника, и горячего проповедника, и смиренного молитвенника и авторитетного учителя. Но мало кто вспоминает сегодня, что в дискуссиях о церковной реформе, затеянной патриархом Никоном и разрешенной в Кремле царем Алексеем Михайловичем, именно он, Аввакум, выигрывал все споры о «правильной вере». Этот факт напоминает, как важна забота о сохранении канонов древности, которые он отстаивал, сохраняя наследие мастеров слова и иконописи. Ведь это и благодаря ему мы можем сегодня лицезреть знаменитую «Троицу» Рублева, не отвергнутую потомками, читать «Слова о благодати…» и восхищаться «древними досками», дошедшими в списках от самих апостолов.

Аввакум был несгибаем, и потому без колебаний принял трагический путь сожжения в огненном срубе. И то, что он проповедовал, в «бунташное время» было всем ясно и понятно. Он воплощал не забытую в народе традицию церковников-нестяжателей, которых, как водится, победили стяжатели, — те, кто расширял монастырские владения, умножая число своих крепостных. Вот почему Аввакум, как аскет и бессребреник, проповедовал истину, что перед Богом должно быть равны все — «от царя до псаря».

Последние 14 лет своей жизни он провел в опале, в далеком заточении Пустозерска — в остроге за холодным Полярным кругом. Там, весной 1682 года его и спалили вместе с не дрогнувшими, верными сподвижниками. И, пройдя огненное испытание, наследие непокорного протопопа удивительным образом не потерялось. Нетронутым оно дошло до наших дней. Рукописные тексты, написанные в заточении и объединенные в три книги под названием «Пустозерских сборников», были заботливо представлены на выставке исследователями и меценатами.

Музей русской иконы порадовал любителей старины сохраненными оригиналами. Один — из собрания Дружинина (библиотеки Российской академии наук). Второй — из раритетов Барсова (Российской госбиблиотеки). Но была и третья книга. В рукописях от Заволоко сохранился знаменитый оригинальный текст «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». Последний труд никогда не покидал стен Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Однако передовые IT-технологии позволили представить на выставке его электронные копии — оцифрованные исторические автографы, никогда не соединявшиеся вместе. Именно от этого ощущения сопричастности к событиям истории возникало явное чувство погружения в пучины далеких драматических исканий. А более 70 икон, написанных с XVII по XX век дополнили картину «эпохи исканий» разнообразием библейских сюжетов, техникой меднолитой пластики, гравюр, а также уникальными географическими картами из частной коллекции.

Среди экспонатов были и предметы, принадлежавшие главному антагонисту протопопа – патриарху Никону. Они расширили представление об «опаленном времени». Тяжелые вериги и янтарные четки патриарха из музея «Новый Иерусалим» напомнили историю личного возвышения и падения Никона, дерзнувшего поставить власть церкви выше власти царской. За это реформатор поплатился, унеся за собой и огненную историю самого Аввакума.

Конечно, раскол Русской православной церкви, начавшийся в 50-х г.г. ХVII века был связан не только с замыслом патриарха по исправлению богослужебных книг и унификации их с греческими текстами. Тут разыгрался конфликт более глубокий, конфликт несогласия с уложениями самих Соборов, одобренных царем, но не принимаемых многими выходцами из народа, увидевшими впереди крушение самих основ. Вот почему противники реформы стали официально именоваться старообрядцами, были объявлены еретиками и преданы анафеме на Московском соборе 1656 года. А на другом, Большом соборе 1666—1667 г.г., их заклеймили за пристрастие к отмененному двоеперстию. Такие вехи испытало сердце несгибаемого Аввакума.

Церемония открытия выставки началась с выступления хора Духовного училища РПСЦ. В его исполнении прозвучали древние песнопения, существовавшие еще до разделения церкви. Церемонию открыла Галина Абрамова – мать трагически погибшего основателя Музея русской иконы Михаила Абрамова. Ее слова напомнили о русском цивилизационном коде, известном не только по стилю «слов, житий и писаний», но и по дошедшей до нас традиции обратной иконной перспективы, которую сменил «живоподобный» стиль Симона Ушакова. Речь Абрамовой напомнила и о непримиримости исторических споров, которые обернулись революцией 1917 года, искавшей справедливости в большевистских переустройствах и поддержанных промышленными кланами старообрядцев. Это напомнило о том, сколь необходимо сегодня согласие общества для его мирного, гармоничного устремления в будущее.

Организаторы мероприятия проделали титаническую работу, собрав более 180 памятников культуры, строго подчиненных принципам историчности и документальности. Протоиерей Иоанн Миролюбов, руководитель Патриаршего центра древнерусской традиции передал приветствие Патриарха Кирилла. А за проделанную работу слова благодарности высказал Митрополит Корнилий, епископ и предстоятель старообрядческой церкви, напомнивший, что не зря «пепел протопопа Аввакума стучит в нашем сердце…, сохраняя нас и православную Россию».

Почетный гость данной выставки
Есаул ВКО ЦКВ Артур ЦАПЕНКО,
Специально для КИАЦ



Слева на право: Почетный гость данной выставки, Есаул ВКО ЦКВ Артур ЦАПЕНКО и директор музея Русской иконы Задорожный Николай Васильевич

———————-

Прощеное воскресенье

Уважаемые старики! Братья казаки!
Казачки и казачата!

Среди большого числа православных праздников есть одна особенная дата, которая несет в себе духовное очищение и любовь к ближним. Нет ничего более благородного, чем простить обиды всем врагам, и не держать ни на кого зла, и месте с этим, попросить у всех прощения. Основу любви Всевышнего составляет именно всепрощение. Божественный смысл этого дня сводится к освобождению от обид, рожденных недовольством от жизни.

В 2021 году Прощёное воскресенье выпадает на 14 марта. В этот день необходимо   покаяться не только перед знакомыми, но и загладить вину перед окружающими, обиженными случайно. Нельзя забывать, что перед Богом мы все равны, и не следует считать себя выше остальных. Важно помнить о единстве людей, и взаимосвязи между людскими страданиями. Конечно, современная жизнь заполнена стрессами, и не ссориться бывает почти невозможно. Каждый день миллиарды людей по всей планете наносят обиды окружающим, и словом, и делом. Очень часто человек не готов простить обиду, даже услышав искренне раскаяние обидчика…

Прошедший год был для всех нас очень непростым. Пандемия внесла коррективы в наши планы, многое не удалось сделать. Пусть нас за это простят… Но никакие «ковиды» не смогут запугать нас и парализовать наше стремление жить на земле своих предков по нашим православным законам. Пока в наших жилах течет казачья кровь, никакие потрясения не изменят наш свободолюбивый дух и не вырвут из нашей души любовь к Отечеству и верность Православию! Пока мы едины, мы непобедимы, и в этом наша сила!

Завершающий день Масленицы – время для проявления добра и искренности.  Я хочу попросить прощения у всех, кого обидел, или с кем случились недомолвки.  И, обращаясь со словами извинения, говорю Вам: «Простите меня, Христа ради!».

Атаман Всекубанского казачьего войска,
член постоянной комиссии по работе
с общественными объединениями казаков
Совета при Президенте РФ по делам
казачества, заслуженный деятель науки
Российской Федерации, доктор с.-х. наук,
профессор, казачий полковник
В.И.Комлацкий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *