Сибирское
Казачество
04 января 2020 Просмотров: 2 774 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Казаки-землепашцы: от службы по договору к присяге царю \ Казаки готовы вернуть дедовские земли \ Донские казаки назвали вымыслом поддержку властей

Казаки-землепашцы: от службы по договору к присяге царю

Казаки-землепашцы: от службы по договору к присяге царю

Отношения казаков и Русского государства долгое время строились на обоюдных интересах по защите границ. Москва не вмешивалась во внутренние дела казачьих сообществ, позволяя им руководствоваться собственными законами. Однако после того, как казаки начали практиковать пашенное земледелие формат правовых взаимоотношений с Москвой кардинально изменился.

О централизации власти в Донском войске, регулировании Русским государством своей внешней политики при участии казаков и обмене земли на присягу царю рассказывает в пятом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Серьезный конфликт казаков с Борисом Годуновым заставил Москву задуматься о проведении более тонкой политики выстраивания взаимоотношений с казачеством. Грубые, прямолинейные шаги, направленные на жесткое подчинение казачьих войск, не оправдали себя. Попытка применить силу со стороны государства вызвала решительное сопротивление казаков, выступивших против ограничения их традиционных прав и вольностей.

Москва, правда, и не помышляла до поры до времени вмешиваться во внутренние дела казачьих войск и распространять на эти территории свою юрисдикцию в полном объеме. Здесь явно наблюдался такой подход Центра: всё из правовых обычаев казаков, что не вступало в противоречие с интересами Русского государства, могло оставаться в прежнем состоянии. 

Следовательно, расхождения намечались пока только в проведении внешней политики Москвы и Войска. Они заключались на практике в том, что Русское государство было намерено установить нормальные мирные добрососедские отношения со всеми пограничными государственными образованиями, что является вполне естественным в международных отношениях. Безопасность своих границ Москва старалась достигнуть путем мирных переговоров. 

Но казачьи войска вели себя по-другому, они все ещё во многом рассчитывали на получение дополнительных доходов от своих удачных грабительских набегов на соседей, и время от времени совершали свои походы на Казань, Крым и в другие области. Таким образом деятельность казаков часто не совпадала с политикой Москвы, что приводило к неприятным для той и другой стороны переговорам и переписке.

В ответ на строгие упреки Москвы казаки заявляли, что с крымцами и другими ордами кочевников в принципе не может быть мирных отношений, потому что они никогда их не соблюдают и, пользуясь любой неожиданностью и всяким удачным случаем, нападают на казачьи городки, убивают людей и угоняют скот и пленных.

Москве было о чем задуматься: с одной стороны, казачьи станицы служили заслоном для русских земель от набегов кочевников, а с другой – своими порой не в меру агрессивными действиями казаки провоцировали ответные удары южных соседей, которые приходились не только на казаков, но и на территории русских земель. Это и вызывало недовольство московского руководства, пытавшегося добиться как можно более длительных перемирий и передышек в этой постоянной войне со Степью.

А так как Москва постоянно снабжала казаков оружием, боеприпасами, сукном и провиантом, то жертвы казачьих набегов – Крым и Турция – считали казаков подданными московских царей. Потому и жалобы на действия казачьих отрядов они посылали в Москву. В ответ московские власти отвечали, что казаки им «не подвластны» и, следовательно, Русское государство не может нести ответственность за их лихие дела. 

Но всё же время от времени Москва пыталась урезонить казачьих атаманов, так как их налеты на соседей приводили к ухудшению отношений Руси с пограничными государствами. Но наказывать казаков в буквальном смысле Москва не могла, не имела права: казаки за предоставляемую материальную помощь обязывались царю военной службой, но присяги ему не приносили.

В свою очередь, казачьи атаманы отвечали Москве, что во многих районах Дикого поля действуют никому не подконтрольные «воровские шайки», которые тоже называют себя казаками. Атаманы немного лукавили: на самом деле такие набеги могли совершать и отряды из станиц, входящих в состав Войска. 

Отвергая упреки в несогласованных с Москвой действиях во внешних отношениях, лидеры казаков в то же время не хотели портить с ней отношения и пытались все более твердо осуществлять политику централизованного управления казачьей вольницей. 

Так, уже с 1572 года Донское войско было объединено под властью одного атамана и была введена жесткая дисциплина: за неповиновение войску применялись решительные меры не только к отдельным лицам, но и целые станицы «брались на щит» и виновные поголовно уничтожались.

Однако, несмотря на конфликты из-за разных подходов к вопросам отношения с соседними государствами, ни Москва, ни казаки, похоже, не помышляли о принципиальном разрыве между собой. Связи между ними сохранялись на постоянной основе и все более упрочивались. 

Но проблема подчинения казачьего сообщества государству с одновременным сохранением больших прав у казаков оставалась, и решалась она постепенно – путем взаимных уступок сторон.

Значительным событием в жизни казачьих войск явилось принятие ими в 1671 году присяги на службу московскому царю. Это уже ставило казаков в определенную степень юридической зависимости от Русского государства. Права и суверенитет казаков тем самым сократились.

К еще более серьезным переменам в правовом положении казаков привело их решение о переходе к ведению земледельческого хозяйства. Это произошло в 1695 году. Теперь занятие земледелием уже не влекло за собой сурового наказания по прежним нормам их обычного права. Состоялось «оседание казаков на землю». 

Каждая казачья семья получила право возделывать отведенные станице пахотные угодья. А это означало наступление конца их кочевому и полукочевому образу жизни. Земля привязывала казаков к определенной местности, что позволяло государству осуществлять контроль над этими людьми. Уходили в прошлое те времена, когда казачьи отряды, совершив что-либо неугодное Москве, легко снимались с места и растворялись в необъятных просторах Дикого поля, избегая ответственности и наказания.

С появлением пашенного земледелия сами казаки почувствовали необходимость закрепления их прав на земельные участки. В обычаях и традициях казаков подобные акты не были предусмотрены. Поэтому они и потянулись к государству как к солидному и прочному источнику их прав на землевладение. Только государство своим авторитетом и силой могло обеспечить им гарантии прав на обладание сельскохозяйственными угодьями.

А государство, в свою очередь, воспользовалось этой ситуацией и вступило в роль верховного собственника земли. Так складывались новые правовые основания взаимоотношений Русского государства и казачества. Москва «жаловала» казакам земельные угодья, а те принимали присягу на верность царю и обязывались нести военную службу по защите границ страны и участвовать в походах русского войска.

Таким образом, отношения Русского государства и казачества, несмотря на разногласия по отдельным вопросам, становились все более тесными. Они строились на взаимовыгодных условиях. Москва увидела на своих южных границах стихийно возникший заслон от беспокойных соседей, содержание которого ей вначале вообще ничего не стоило. 

Это было вполне удачной находкой для Московии. Оставалось только поддержать эти казачьи заставы по мере возможности и необходимости, что было не очень затратно. Да и в дальнейшем поддержка казачьих войск обходилось государству не очень дорого. 

Казаки, защищая самих себя, тем самым защищали и русские земли. Это были саморегулируемые военные образования, выполнявшие роль пограничных войск. И Москве не было смысла вмешиваться во внутренние дела казачьих сообществ и навязывать им свои законы во всех отношениях. Большинство свобод и прав казаков сохранились и после принятия присяги царю.  

———————-

Казаки готовы вернуть дедовские земли

Казаки готовы вернуть дедовские земли

Второй конец палки территориальных претензий

Атаман Таманского отдела Кубанского казачьего войска, депутат ЗКС, казачий полковник, Герой Кубани Иван Безуглый прокомментировал для «Сегодня.ру» украинские претензии на территорию Краснодарского края.

— В течение последних пяти лет на Украине озвучивают территориальные претензии к России. Журналисты, политики и госчиновники объявляют территории РФ «исконно украинскими». Чаще всего упоминают Кубань. На прошедшей пресс-конференции Владимира Путина украинский журналист Цымбалюк пытался угрожать украинскими танками на Кубани. На чем основаны эти претензии?

— Если бы речь шла о нормальных, адекватных людях, живущих в реальном, а не в выдуманном ими мире, я бы сказал, что причина только в их плохом образовании и незнании истории. Но тут дело не только в безграмотности, но и в массовом психозе, охватившем часть украинского общества, а так же в запредельной наглости авторов этих заявлений, которые, несмотря на их очевидное, преследуют конкретную цель – создать у малороссов иллюзию, что Киев способен на что-то претендовать и угрожать России. Совсем, как в басне Ивана Крылова: «Ах, Моська, знать она сильна, коль лает на слона».

— Но почему именно Кубань?

— Дело в насквозь лживой украинской историографии. Как мы знаем, Таманский полуостров и прилегающие к нему земли были пожалованы нашим предкам — Черноморским казакам Государыней императрицей Екатериной Великой за их выдающиеся подвиги и самоотверженность в защите интересов Российской Империи. Эти земли были значительно расширены, отвоеваны, превращены в самую благодатную часть России трудом, потом и кровью многих поколений казаков Кубани. Отметим так же, что казаки не случайно просили у Екатерины именно Тамань — в их среде сохранилось предание, что именно здесь на землях древнего Тмутараканского княжества жили их предки.

Так вот, так называемые киевские «историки», основываясь на лживом утверждении, что запорожские казаки, ставшие ядром Черноморского, а затем и Кубанского войска, и освоившие наш богатый край, якобы, украинцы (хотя в 18 веке и народности такой не было). И поэтому, дескать, Украина имеет права на Кубань. 

Однако в реальности дело обстоит совсем иначе. Можно сказать, с точностью наоборот.

— Можно поподробнее?

Прежде всего, отметим, что казачий народ никакого отношения к так называемой «украинской государственности» не имеет. У наших предков были свои военно-административные структуры — Запорожское войско, Гетманщина. Но малороссы — крестьяне, потомки которых сегодня называют себя украинцами, в них участия не принимали. В дальнейшем эти структуры были упразднены, а затем в измененной форме воспроизведены на Кубани, которая и является единственной наследницей Запорожского войска, а вовсе не тот балаган, который сегодня его участники называют «украинской державой». Все их претензии на «казачье прошлое» напоминают утверждения некоторых румынских «историков», что именно Румыния – наследница Римской Империи на том основании, что древние римляне колонизовали некогда ее территорию.

— Президент России Владимир Путин на прошедшей пресс-конференции прямо указал, что часть территорий Украины — это исконно русские земли, которые к Украине вообще не имели никакого отношения.

— Все Причерноморье, западные земли российские были переданы Украине большевиками со странной формулировкой «для повышения процентного соотношения пролетариата в Украине». Добавим, что это еще и огромные территории Области Войска Донского, исконные казачьи земли. К этому мы прибавим, и земли наших предков, охватывающие не только нынешние Херсонскую, Запорожскую и Днепропетровскую области, но и почти всю Центральную Малороссию.

Сегодня, как сказал наш Президент, с эти «ленинским наследием» нам предстоит разобраться. И я вам скажу, что мы отнюдь не намерены безучастно наблюдать за гибелью края, в котором жили наши деды.

— Каким Вы видите участие казаков в преодолении волюнтаристских решений большевистских вождей?

— Напомню, что казаки Кубани сыграли одну из главных ролей в мероприятиях по возвращению Крыма. В настоящий момент в Таманском отделе создана Первая казачья Таманская дивизия. Ее казаки оттачивают ратное мастерство. Многие из них участвовали в борьбе с террористами на Ближнем Востоке и в защите народных республик Донбасса. При этом хочу отметить, что помимо чисто военных задач, дивизия способна и осуществлять миротворческие миссии, охранять общественный порядок, проводить спасательные и гуманитарные операции. И весь этот опыт наверняка будет востребован при осуществлении мероприятий по возвращению наших исконных земель.

Так что Цымбалюк и прочие дуралеи сами старательно кликают на себя беду.

— Насколько реальным вы считаете перспективы возврата наших земель?

— Сама логика развития ситуации говорит о необходимости этого шага. Соседние территории неуклонно превращаются во владения хаоса и беззакония. И волей не волей нам придется с этим что-то делать. Мы готовы к возвращению дедовских земель. Ждем приказа  Главнокомандующего.

Беседовал Борис Джерелиевский

…………………………………………………..

Ставропольское казачье войско. Размах крыльев

О Ставропольском казачьем войске «Вечерка» в свое время немало рассказывала своим читателям. И еще расскажет, тем более что следующий год у войска будет юбилейный — в сентябре 2020-го оно отметит 30-летие. Этому будет предшествовать череда ярких и значимых мероприятий. Собственно, она началась задолго до юбилея.

Летающее войско

Для людей, не сильно посвященных в хитросплетения новейшей казачьей истории, уточним, что Ставропольское казачье войско, входящее в Союз казаков России, не реестровое. То есть обязанности по несению государственной службы на себя не принимало. Но в общественной, политической, экономической, культурной жизни страны, края и города принимает самое активное участие. Сохранение казачьей культуры, традиций, воспитание в этих традициях подрастающего поколение, сохранение и защита родной земли — это то, ради чего и возрождалось казачество, то, ради чего оно сегодня и существует.
Казачьи общества, не входящие в реестр, одно время даже на официальном уровне называли «общественными», но самим казакам такое определение не нравится. Они себя называют «вольными». Не в смысле «что хочу, то ворочу» — нет. Речь идет в первую очередь об экономической самостоятельности. Ставропольское казачье войско денег из бюджета не берет, не ждет и не имеет этого в планах.

……………………………………………………

Донские казаки назвали вымыслом поддержку властей

Участники блог-тура посетили казачьи станицы Ростовской области, жители которых пожаловались на отсутствие работы. Сельчане отметили, что несмотря на кажущееся внимание со стороны властей, казачество постепенно «сливается», теряет самостоятельность.

 

 

Интернет-журнал «7×7» и Telegram-канал «Архитектурные излишества» провели с 20 по 24 ноября блог-тур «Казаки в России сегодня: репрессированный народ или вигиланты (псевдополицейские, самостоятельно взявшие на себя контроль над общественным порядком)».

В приглашении на блог-тур сказано, что его организаторы выбрали тему в связи с «годовщиной столетия казачьей государственности».

«В 1917 году на Дону был впервые избран (а не назначен) атаман. Вскоре образовалась республика Всевеликое Войско Донское со своими законами, государственными символами, экономикой, внешней политикой и армией. На протяжении трех лет казакам удавалось сдерживать натиск Красной армии и большевистских сил, но в январе 1919 года появилась знаменитая директива, с которой началось расказачивание. В итоге многим из них пришлось покинуть Россию, став важной частью русского зарубежья», — говорится в приглашении, опубликованном на сайте sendpulse.com.

Организаторы также отмечают, что в современном обществе к казакам относятся нередко иронично, называя из «ряжеными».

«По закону о реабилитации репрессированных народов казаки могут определять себя как отдельный народ. Так произошло в 2010 году во время переписи населения. Но в будущем, скорее всего, у них не будет такого права», — говорится в приглашении.

Согласно указу президента от 15.06.1992 года № 632 «О мерах по реализации закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», государство обязано поддерживать «движение за возрождение казачества, восстановление экономических, культурных, патриотических традиций и форм самоуправления казачества, не допуская вместе с тем возврата к каким-либо сословным привилегиям и принудительному навязыванию гражданам казачьего уклада жизни», рассказала ранее «Кавказскому узлу» адвокат коллегии адвокатов Краснодарского края Наталья Баянова.

Организаторы тура также акцентировали внимание на том, что «официально казаки могут помогать полиции во время патрулей или дежурств на мероприятиях, но в реальности зачастую они действуют самостоятельно, иногда попросту избивая активистов или протестующих». «Так произошло 5 мая 2018 года на Тверской площади Москвы», — говорится в приглашении.

Прослеживается нетерпимость к казакам

По словам организатора тура, журналистки издания «7×7» Даши Ананьевой, участие в туре приняли 11 журналистов и блогеров.

«Мы — интернет журнал «7х7″ совместно с Павлом Гнилорыбовым придумали такую вот поездку. Мы вообще часто проводим различные блог-туры. Выбираем интересную тему, делаем анонс через чаты, через рассылки и набираем команду людей, которым бы было интересно поехать в такую вот поездку. Это у нас уже 14-й блог-тур. В этом году мы ездили на Шиес, где сейчас идёт большой протест против строительства мусорного полигона. До этого ездили на нефтеразливы, на добычу угля в Кузбасс, на Соловки, узнавали, как сохраняется память о репрессированных людях», — рассказала она корреспонденту «Кавказского узла» по дороге в станицу Старочеркасскую.

«Сейчас мы видим, что прослеживается такая нетерпимость к казакам, после того как ряженые в казаков люди приходят на акции протеста, агрессивно себя ведут… Поэтому захотелось разобраться в этой теме. Всё не так просто, и чтобы понять, нужно поехать в те места, где живут настоящие казаки, поэтому мы и оказались на Дону», — рассказала Ананьева.

Она призналась, что «сейчас люди закрыты», неохотно общаются с журналистами.

«Мы какое-то время пытались найти выход. Потом познакомились с Пашей Гнилорыбовым, который родом отсюда и в целом хорошо знает казачью жизнь, казачий быт и их нравы. Мы обратились к Паше, он согласился нам помочь, составил план поездки. Приехали в Ростов-на-Дону… Посетили также город Новочеркасск. Искали там казаков, посетили несколько казачьих объектов, но самое интересное, что в Новочеркасске мы не смогли найти ни одного казака», — рассказала Ананьева.

Казаков в традиционной одежде можно увидеть только по праздникам

Станица Старочеркасская встретила участников блог-тура пронизывающим ветром. Несмотря на непогоду, на центральной улице, где находятся торговые ряды, оказалось много туристов. Местные жители рассказали корреспонденту «Кавказского узла», что летом туристов бывает намного больше. Люди в казачьей одежде, однако, замечены не были.

Местный житель Владимир рассказал, что казаков в их традиционной одежде можно увидеть только по праздникам. По его словам, многие местные жители вынуждены уезжать на заработки в Аксай или Ростов-на-Дону, а то и в другие регионы России, так как в станице возможностей заработать, кроме торговли, нет.

Местная жительница, казачка Татьяна, рассказала, что вынуждена заниматься торговлей после того, как вышла на пенсию, потому что нужно кормить семью.

«Живём мы тем, что выращиваем помидоры и другие разные овощи. Разводят люди свиней, держат баранов. Работы тут нет, многие уезжают на заработки в город. Сейчас туристов стало меньше — холодно — и торговля идёт плохо. Хорошо, что дорогу к нам сделали, а то только на пароме можно было добраться. Зима наступила и всё — сообщение с нами встало, навигация закрылась, и автобусы не ходили. Сейчас в этом плане, конечно, хорошо», — рассказала она.

По ее словам, станичники, несмотря на трудности, стараются помогать друг другу.

«Так, чтобы сказать: «Я вот, казачка и как-то по-другому себя ощущаю» — нет такого. Как и все обычные люди. Тут половина приезжих живёт», — также отметила Татьяна.

Другая местная жительница, которую также зовут Татьяна, рассказала, что станичники живут главным образом за счет туристов и своего хозяйства. По ее словам, в станице ведется реконструкция храма и мужского монастыря, но там работают в основном приезжие.

«А я вот вынуждена стоять под церковью с протянутой рукой, просить милостыню», — пожаловалась она.

Современные казаки уже не те, что были раньше

В станице Раздорской участники блог-тура посетили музей казачьего быта. Сотрудник музея рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что летом в музей приезжает много туристов, сейчас же их количество уменьшилось.

В хуторе Каныгин, который является частью Раздорской, у местной церкви участники блог-тура встретили Ивана Торопова, который вместе с внучкой выпасал лошадей. Он рассказал, что является потомственным казаком, и все его родственники были казаками, но пожаловался при этом, что современные казаки «уже не те, что были раньше».

«Я смотрю на фотографии предков. Сидит казак весь в крестах. Мой дед рассказывал отцу, отец — мне, что когда дед участвовал в войне с турками, под ним шесть лошадей погибло. Вот это казаки были! Вот, видишь, храм построили. Это было сделано за казачьи деньги. А сейчас ряженые понацепляют на себя медалей, где, спрашивается, они их завоевали, за что заслужили? Вон у нас атамана назначили, он на коне никогда не сидел. Сейчас ещё в хуторе много приезжих. Приезжают, покупают дома под дачи, а местное население либо уезжает, либо вымирает. Много по хутору брошенных домов», — пожаловался он корреспонденту «Кавказского узла».

Он рассказал о том, как раньше выбирали атамана. «Собрались мужики, сделали круг и выбирают. По справедливости, кто достоин быть атаманом, кто это заслужил. А сейчас главы ставят своего. Какой это атаман, спрашивается, и кому он служить будет — народу или чиновнику? Думаю, понятно. Сейчас ещё такая тенденция, что у нас скупают земли, пруды. Кто-то на этом делает деньги, а кто-то вынужден выживать. Я считаю себя достаточно богатым человеком в хуторе, хотя, конечно, уже возраст, и трудней следить за хозяйством. Раньше разводил овец, но потом решил избавиться от них и большую часть продал. У меня пять лошадок и один жеребец, коровы есть, куры, утки. Я живу за счёт этого. А где сейчас работать? Всё разрушили, нового ничего не создали», — посетовал Торопов.

Он отметил, что негативно относится к реестровым казакам. «Я тут всю жизнь живу. У меня четверо детей. Я в душе казак, но к реестровым сам не отношусь…, плохо к ним отношусь. Они только погоны и кресты себе вешают. Хороший казак что-то для хутора делает, а эти ходят, только зарплату им платят, и больше с них никакого толку. Меня, конечно, всё это возмущает…, вообще жизнь в целом. Раньше, после войны, скотины в хуторе было больше, а сейчас… Прогресс говорят, так значит, больше возможности должно быть, а у нас, наоборот, упадок. Люди очень плохо живут. В хуторе жило много людей, сейчас тут проживает человек 150. Чиновники о нас вспоминают только перед выборами, не нужны мы им», — также заявил он.

Власти постепенно «сливают» казаков

Дом атамана Евгения Абышкина расположен на возвышенной окраине хутора, словно специально, чтобы наблюдать за жизнью сельчан. Когда участники блог-тура подошли к дому, атаман чинил крышу амбара. Жена позвала Абышкина, он бросил работу, чтобы пообщаться с журналистами.

«Я реестровый казак, атаман, родовой казак. Мои предки были казаками, принимали участие во многих войнах. Сейчас реестровые казаки занимаются обеспечением правопорядка. Присутствуют на различных мероприятиях, следят за порядком, чтобы чего-то не произошло, занимаемся патрулированием. Мне бы, как атаману, хотелось бы заниматься возрождением казачества, но как таково этого не получается. К сожалению, нас постепенно власти «сливают». С одной стороны, они вроде как и за поднятие казачества, а с другой стороны, мы нищие и босые. И такими мы им нравимся, а не нравимся мы им, когда самостоятельные. Они хотят, чтобы мы строго были в их подчинении, исполняли их приказы, пожелания», — пожаловался он.

Он также посетовал, что «казаков сейчас раз-два и обчелся». «На хуторе проживают сейчас 24 казака, те, кто состоит в дружине. Им платят зарплату, сейчас её подняли до 11 тысяч. Как раз дружина и обеспечивает порядок, допустим, на церковных праздниках. Любые массовые мероприятия без нас не проходят, мы помогаем полиции обеспечивать порядок», — сообщил он.

В ходе переписи населения России в 2002 году казаками себя назвали 140 тысяч 28 человек, свидетельствуют данные таблицы, опубликованной на сайте Росстата (Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство). Во время переписи 2010 года в графу «казаки» были внесены только 67 573 человека. В отличие от предыдущей переписи населения, в 2010 году к ней добавилось уточнение в скобках — «русские казаки».

Он также отметил, что хуторских казаков не привлекали к разгонам митингов, да и не является это обязанностью казаков. «Не должно быть такого, казаки должны быть с народом. Сейчас не самое простое время, людям очень трудно, поэтому, конечно, многие недовольны тем, что происходит в стране. Все мы — люди, все живём на одной земле и, конечно, должны поддерживать и помогать друг другу», — заявил он.

По его словам, хуторяне были недовольны, когда закрывали школу и детский сад, «из-за чего теперь приходится возить деток в соседнее поселение», но каких-то пикетов и митингов не было.

«Если школьников ещё возит автобус, то маленьких приходится в станицу Раздорскую самим родителям отвозить в детсад. Мы писали жалобы, нам приходили отписки. В итоге ничего не получилось добиться, на открытый конфликт с властью люди побаиваются идти. Сейчас вообще такая политика по всей стране, чиновники экономят на всём», — отметил Абышкин.

Он посетовал, что предпосылок для возрождения казачества нет. «Некоторые бьют себя в грудь, заявляя, что он казак, а дальше — ничего… Вот раньше у наших дедов были наделы своей земли, а сейчас нас мимо земли прокатили. Хотя есть закон обществам получать землю без аукциона, бесплатно, но нам всё время почему-то говорят, что земли нет, хотя она есть», — пожаловался атаман.

По словам Абышкина, люди не хотят вступать в казачество, так как не видят, что это может им дать.

«Даже форму в дружине приходится покупать за свой счёт, а у нас, как я уже сказал, нет даже земли, нет подпитки. Мне, как атаману, форму выдали бесплатно, но деньги я как реестровый казак не получаю. Только получаю за то, что состою в дружине. А вообще казак — это должно быть в душе», — сказал он.

Человек не должен идти к государству и просить признать его казаком

Участники блог-тура покидали хутор уже затемно. По дороге Павел Гнилорыбов рассказал корреспонденту «Кавказского узла» о том, почему возникла идея организовать блог-тур.

«Я сам родился в одной из станиц Ростовской области, мои предки живут на Дону с начала XVIII века. Отучился в Москве и живу теперь, можно сказать, по всей России, вследствие своей работы. Занимаюсь публицистикой, журналистикой, читаю лекции. Сам я казак», — рассказал он немного о себе.

Он считает, что у казачества есть будущее. «Я рад показывать свою землю в самых разных её ипостасях, я рад представлять казаков. Тот туризм, который устроен на Дону, совершенно идиотский, представляющий казаков как танцующих…, машущих шашкой и больше ничего не умеющих. Дон — это огромный мир поэтов, земледельцев, это своя отдельная цивилизация. После всех этих репрессий, потому что государству не нужно сильное, самодостаточное казачество, люди всё равно держатся, создают низовые связи, решают вопросы за государство, которое лишает их социальных гарантий. Люди поддерживают друг друга. Нет, я не говорю, что всё хорошо — всё далеко не хорошо, но я вижу зачатки возрождения. Это происходит не так быстро, как хотелось бы, но и шашкой рубали, и топили в Крыму с большей скоростью. У казаков есть будущие, и хоронить их никто не собирается. Ещё раньше мы задавали себе вопрос, а стоит ли оставаться в казачестве, может, это всё отошло, но сейчас видно, что будущие есть в наших детях», — заявил Гнилорыбов.

По его словам, казакам необходимо создавать общины, «где люди бы доверяли друг другу». «Я сам собираюсь вернуться на Дон. Государство пытается встроить казаков в свою спираль, тем самым принизив их, заставляя заниматься ненужными делами…, следить за теми, кто не туда выкидывает мусор, участвовать в разных показных парадах. Такого не должно быть, на мой взгляд. Казак — это то, что внутри. Я не должен идти к государству и просить признать меня казаком. Я он и есть», — резюмировал Павел.

……………………………………………….

В Амурском госархиве пили чай по особому рецепту казаков

Зачем казак Дмитрий Пешков в одиночку доехал на коне от Амура до Петербурга, куда делись кони особой амурской породы, как заваривали чай местные казаки и по какой походке можно узнать настоящего казака? — на эти и другие вопросы ответили в пятницу, 29 ноября, в Амурском государственном архиве.

Здесь прошла традиционная «Ночь в архиве», которая в этом году была посвящена истории амурского казачества. Всего в Амурском госархиве хранится 175 уникальных документов, посвященных амурским казакам.  Это и приказы по войскам, и именные списки казаков, и карты заселения Приамурья.

Настоящей исторической сенсацией стали документы об открытии казаками Игнашинского минерального источника. По рассказам очевидцев того времени, лечебную воду из Приамурья доставляли даже к царскому столу.

Сливан от казаков: в амурском архиве напоили казачьим чаем и рассказали о казачьей походке

Что за блюдо такое — сливан, с чем его едят и как казака в бою тулуп спасал — об этом и многом другом рассказали в Амурском госархиве. Традиционное мероприятие «Ночь в архиве» на этот раз было посвящено казакам-переселенцам, которые первыми пришли на Амур. И случилось это историческое событие 160 лет назад. 10 января 1859 года (29 декабря 1858 года по старому стилю) Александр II подписал указ об образовании Амурского казачьего войска

На один вечер кабинеты в архиве потеряли свой академический вид и превратились в казачью станицу, а сотрудницы — в веселых и гостеприимных казачек. Они с удовольствием пели, плясали и угощали гостей настоящим казачьим чаем — сливаном.

 

— Сливан — крепкий чай с топленым молоком, который нужно пить с колотым сахаром вприкуску. Иногда для жирности и вкуса в него могли добавить масло, сметану или поджаренную муку. Такой напиток не только согревает, но и насыщает, — сделали замечательную рекламу казачьему чаю хранительницы истории.

Виктор Лесков, самый музыкальный казак на вечере, на минутку отложил гармошку, отодвинул деревянные ложки, бережно поставил балалайку, чтобы рассказать интересные истории из казачьего быта.

— Про казаков раньше говорили, что они выглядят как звери, а ходят как пьяные, — начал Виктор Николаевич. — Но не всегда слегка покачивающая походка говорила о том, что казак перебрал. Наоборот, казаков за пьянку сурово наказывали. А секрет походки прост — когда шашкой рубишь, на месте стоять нельзя. И с детства юному казаку ставили ноги определенным образом, чтобы шаг был немного загребающим. Да и постоянная езда на лошади делали ноги немного колесом. А вообще у казака даже овчинный тулуп считался оружием.  В такой одежде человека не обхватить в рукопашном бою, а если и обхватит кто длиннорукий, так можно присесть и выскользнуть из захвата.

Следы на карте

Всего в Амурском госархиве хранится 175 уникальных документов, посвященных казакам.  Это и приказы по войскам, и именные списки казаков, и карты заселения Приамурья. Кстати, следы первых казаков можно отыскать и на сегодняшней карте Амурской области. Самый «знаменитый» — село Волково, названное в честь казака-поэта, командира 4-й сотни Амурского конного казачьего полка Леонида Волкова.

В архиве бережно хранят память об этом удивительном человеке. Один из уникальных документов — запись из фонда краеведа Новикова-Даурского о последнем дне жизни казака: «21 июля /по старому стилю/ под деревней Колушань сотня Волкова наткнулась на окопы китайской артиллерийской батареи. Леонид Петрович бросился к повозке с зарядным ящиком, на котором сидел раненый китайский солдат. Этот последний зажег фитиль ящика, страшным взрывом китаец и Волков были убиты на месте, лошадь под Леонидом Петровичем также оказалась убитой. Осколком гранаты была пробита насквозь грудь поэта. Смерть его была моментальной». А уже через год, в 1901-м, была основана станица Волковская.

Село Чесноково назвали в память о командире Амурского 2-го конного полка Михаиле Акимовиче Чесноке. Сподвижник графа Муравьева-Амурского, он четверть века верой и правдой служил на Амуре. После Михаила Чеснока амурский полк возглавил Григорий Васильевич Винников. Судя по документам, благодаря ему от неминуемой смерти были спасены тысячи переселенцев.

Генерал-майор Беневский в рапорте перечисляет заслуги полковника: «Вследствие мелководья в 1888 году 150 семейств запасных нижних чинов остались зимовать в Покровке, где не было ни продовольствия, ни помещения, среди детей развилась скарлатина с большою смертностью. Благодаря распорядительности Винникова семьи казаков отправили в Сретенск первым зимним путем, что доставило выгоду казне не менее десяти тысяч рублей. Выполнил Винников и задачу по спасению переселенцев, что прибыли в Сретенск осенью, когда пароходство было прекращено, — 900 душ остались без средств, хлеба, теплой одежды. Среди них оказались больные тифом. Винников сумел не только обеспечить людей продуктами, но и к Рождеству отправил их на подводах в Благовещенск. Сыпной тиф был прекращен». Еще при жизни полковника, 1887 году, было основано село Винниково. В 1900-м Григорий Васильевич Винников погиб при подавлении восстания ихэтуаней.

На коне до Санкт-Петербурга

Героев среди амурских казаков хватало. Чего стоила конная поездка сотника Дмитрия Пешкова от Благовещенска до Санкт-Петербурга! Своим походом, который продлился 193 дня, казак хотел показать достоинство коней особой амурской породы — кучерявой «монголки». Его конь, верный Серко, не подвел — преодолел 8 283 версты. Его не испугали ни расстояния, ни 40-градусные морозы. А зима в тот год выдалась невероятно суровой. В своем дневнике, который сотник вел каждый день, он выделил для себя всего три обозначения погоды: «мороз ужасный», «мороз убийственный», «мороз невероятный».  

Император подвиг амурского казака и выносливость Серко оценил, но развитие амурская порода коней не получила. Как говорят специалисты, помешало этому Японская война — целые табуны пустили на мясо, а оставшихся увезли в Америку во время интервенции после революции.

Амурская вода к царскому столу

В «послужной список» амурского казачества можно внести не только боевые заслуги, но и служение обществу в мирных целях. Так, именно казаками был открыт Игнашинский минеральный источник (Сковородинский район). По легенде, воду из этого источника привозили даже к царскому столу. И не удивительно, амурская вода лечила малокровие, заболевания желудочно-кишечного тракта, мочекаменные болезни, нервные заболевания и многие другие.

В 1891 году был открыт Игнашинский минеральный курорт, на котором с 1891 по 1941 год отдыхало до 6 000 человек в год. 

— Сейчас собираемся восстанавливать источник, специально приехали в архив узнать его историю, — рассказал предприниматель Валерий Ижендеев. — Хотим создать условия, чтобы люди и сегодня на этот источник приезжали и лечились. А в том, что вода из Игнашинского источника не потеряла свои лечебные свойства, говорят факты. Мой товарищ еще летом набрал полтора литра, в дороге попил эту водичку — изжоги до сих пор нет. Другой после этой вода забыл, что такое панкреатит, и камни из почек «посыпались». На следующий год планируем отрыть там лечебницу.

……………………………..

Содержание омских казаков за год выросло в три раза

 

За год на зарплату омским казакам из регионального бюджета было выделено втрое больше, чем в 2018 году. Деньги выделяются на компенсацию расходов, которые несут казаки за предоставление услуг правоохранителям.

Ранее Городу55 в министерстве региональной безопасности сообщали, что омские реестровые казаки с 2010 года сотрудничают с пограничниками, полицией, ДОСААФ, управлением лесного хозяйства и другими региональными ведомствами. УМВД по Омской области в 2016 году самостоятельно заключило соглашение с ХКО «Днепр», которое подразумевало привлечение для фиксации нарушений ПДД 60 комплексов, принадлежащих «Днепру».

……………………………………………………..
 

«Атамань» впервые заработает в новогодние праздники

Жителей и гостей Краснодарского края приглашают посетить выставочный комплекс со 2 по 12 января.

Как рассказали в министерстве культуры региона, специально для гостей комплекса будут организованы тематические фотозоны, подготовят насыщенную программу.

­– Гости смогут погрузиться в новогоднюю казачью атмосферу, принять участие в традиционных новогодних казачьих гуляньях и обрядах, своими руками изготовить различные новогодние сувениры и обереги, – добавили в ведомстве.

Кроме того, можно будет узнать о том, какие у казаков были новогодние обычаи и приметы: как одевались, что ели, как развлекались, чем увлекались и многое другое.

Более подробная информация, а также расписание новогодней программы размещены на сайте выставочного комплекса «Атамань».

…………………………………………..

О жизни, культуре, традициях

Материалы нового номера газеты «Казачий кругЪ» полностью соответствуют казачьему девизу 2019-го года — «Год истории и культуры донских казаков».

Открывает выпуск газеты обзор областного конкурса «Донская красавица – 2019». В журналистском материале представлены все участницы конкурса от четырех казачьих округов Волгоградской области. В репортаже с конкурса отмечены все достоинства претенденток. Но победительницей вышла Ангелина Носова, представительница Хоперского казачьего округа.

Прошлая неделя была богата на официальные мероприятия в контексте межнациональных отношений. Прежде всего, размещена информация о заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, которую возглавил В.В.Путин.

Также размещена информация о встрече Главы Правительства России Д.А. Медведева и руководителя ФАДН И.В.Баринова.

Комитет по делам национальностей и казачеству Волгоградской области, завершая календарный год, подвел итоги ежегодного областного конкурса «Лучшая народная дружина». Награды победителям вручил заместитель председателя регионального комитета Олег Степанников.

Продолжая официальную тему, редакция разместила материал о состоявшемся в Москве заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества под руководством помощника Президента РФ А.А.Серышева.

На заседании Совета были рассмотрены вопросы о ситуации в российском казачестве, об основных направлениях деятельности. Руководитель ФАДН И.В.Баринов доложил участникам об исполнении пунктов плана Стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года и проекте документа стратегического планирования на новый период.

Игорь Баринов подчеркнул, что государственная политика в отношении российского казачества должна быть направлена на улучшение условий жизни казаков и их семей.

О высокой творческой планке нескольких коллективов Волгоградской области рассказывают журналисты издания.

Так, достижениями Волгоградского Государственного ансамбля Российского казачества анонсируется юбилейный концерт этого коллектива в честь своего 20-летия.

В честь семидесятилетнего юбилея заслуженного художника России, почетного члена Российской Академии художеств, Почетного гражданина Волгоградской области Владислава Коваля опубликовано большое интервью с маэстро.

В материале «Государственная премия» названы лауреаты государственной премии Волгоградской области в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительской деятельности за 2019-й год.

Рубрика «Экскурсия в музей» посвящена Кумылженскому районному историко-краеведческому музею, который расположился в старинном казачьем курене 1903-го года купца Ершова.

Традиционно в рубрике «Календарь донского казака» можно прочитать о самых интересных датах казачьей истории.

………………………………………………

В Курске прошел XI областной смотр-фестиваль «Казацкая слобода»

7 декабря, в центре народного творчества «Русь» прошел XI областной благотворительный смотр-фестиваль «Казацкая слобода».
Смотр был посвящен казакам-курянам, ставшими Героями Советского Союза.

Как сообщили в пресс-службе администрации Курска, в нем приняли участие 23 творческих коллектива и 10 солистов региона. Специальным гостем «Казацкой слободы» стал дуэт «Поющие сердца» из города Орла.
Зрители смогли также увидеть уникальные предметы народного творчества. Выставку и творчество исполнителей оценил заместитель главы Курска Владимир Гребенкин.

Фото пресс-службы администрации Курска.

…………………………………………..

Мичуринск принял участников Большого казачьего круга: гостей порадовали зрелищными выступлениями и вкусными угощениями

Десятки ребят, вступив в борьбу за главный кубок, должны были проявить всю свою казачью удаль и мастерство.

Девушки постарались удивить жюри, показав какие они рукодельницы, и хозяйки, покорив экспертов кулинарными изысками. Парни оттачивали мастерство рукопашного боя, разбирали-собирали автомат и, конечно же, никуда без рубки шашкой.

Для гостей работал музей казачьей истории, где ребята рассказали о своих исследованиях, ведь что за казак, который не знает своих корней.  А все желающие могли попробовать традиционные галушки. Варёное тесто, которое к столу подавали с салом, а в пост с овощами и специями.

— Заходите, мы вас накормим…горяченькими.

— Таак, и кто же их готовил?

— Мы

— Галушки — всё по-украински. Молодцы девчата!

— Вы знаете, как таковая история об этом умалчивает, как они правильно!

— Для хозяйки главное, чтобы ее…

— Нет. У казаков был хозяин. Готовили кашевары. 

…………………………………………..

Работать сообща

В этом году круг прошел в Омске. Здесь собрались атаманы и казаки, представители молодежи и станичных обществ из всех регионов, где дислоцируется Сибирское войско.По словам атамана войскового казачьего общества казачьего генерала Геннадия Привалова, 2019 год стал во многом успешным, им отмечена динамика работы большинства организаций.  

– Отчетный круг – традиционное мероприятие, где мы слушаем отчет о проделанной работе, который нам представляет атаман. На круг приезжают по 10 делегатов от каждого региона, где присутствует Сибирское войско, – рассказал Геннадий Клушин, атаман Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества. – В этом году атаман рассказывал о реализации Стратегии развития российского казачества до 2020 года, утвержденной президентом Российской Федерации. На обсуждении казаки были единодушны в желании сообща продолжать работу, вести конструктивный диалог с властью и поддерживать государственную политику в области развития и сохранения нашей культуры.

Как пояснил Геннадий Клушин, отчетный круг позволяет атаманам и казакам из разных уголков Сибири быть в курсе последних новостей и государственных инициатив, непосредственно касающихся их жизни. Здесь же члены обществ обсуждают и проблемы, которые нельзя решить на местечковом уровне. 

– Например, перед нами сейчас стоит задача включить Обь-Иртышское отдельское казачье общество в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, – пояснил Геннадий Владимирович, рассказав и о других проблемах, с которыми казакам приходится сталкиваться, в частности, нехватке финансирования. Но, по признанию атамана, это не сказывается на той активности, которую проявляют казаки Югры на местах.

На страже покоя

В 2019 году они продолжили работу по обеспечению исполнения принятых обязательств по несению государственной службы, содействию в повышении роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма, сохранению культурно-исторических традиций, укреплению связей с объединениями казаков из других регионов.
Так, хутор «Сургут» заключил договоры с региональным департаментом гражданской защиты населения, Природнадзором Югры и окружным департаментом недропользования. В рамках этих договоренностей казаки следили за общественным порядком, помогали в поисках пропавших людей, очищали лес и посёлки от мусора, патрулировали леса и окраины поселений в пожароопасный сезон. В этом году представители хуторского казачьего сообщества не один раз помогали сотрудникам ГИБДД, выходя с ними в рейды, общаясь с водителями, раздавая памятки. Стоит отметить, что люди в казачьей форме здесь уже не воспринимаются как какая-то экзотика, это реальные помощники исполнительной власти на местах.
Очень много внимания казаки уделяют сегодня патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Они выдвигают интересные инициативы, получают на них финансирование за счет участия в грантовых конкурсах. 


Воспитывая патриотов

Станица Верхне-Кондинская в этом году реализовала совместно с администрацией Советского района и музеем истории и ремесел проект «Где казак, там и слава». Его грантовая поддержка составила 497 тыс. рублей.
В рамках этой инициативы казаки в октябре провели обряд «Посажение на коня». В нём приняли участие более 40 школьников Советского района. Казаки сажали ребят верхом на коней, вручали оружие и принимали в свои ряды. Кстати, обряд провели согласно многовековым традициям.
 
– В старину мальчика сажали на боевого ретивого коня, чтобы он доказал, что дорос до звания мужчины, удержавшись в седле. Далее на мальчика надевалась шашка, как при службе. Конь и посажённый на него юнец проходили три круга перед казаками и обществом. Мы постарались соответствовать обряду. Радует, что эта традиция возрождается по всей России, – отметил казак Александр Курпитко.

Особую востребованность сегодня получает культура казачества как часть культурного кода российского народа. К слову, эта тема еще в прошлом году поднималась на конференции «Роль сибирского казачества в культурно-историческом развитии региона» в окружном доме народного творчества. Тогда было решено, что начинать «поднимать этот пласт» нужно с семьи. В результате родился целый цикл просветительских мероприятий под названием «Казаки и домашний уклад». Во время встреч с представителями Сибирского войска жители Югры в 2019 году знакомились с обычной жизнью казачьих семей в XVIII-XIX веках. 
В окружном доме народного творчества работает комната казачьего быта, в ней воссозданы интерьер и уклад представителей этого сословия. По словам представителя учреждения, в этой обстановке приятно общаться, рассказывать посетителям о культуре казачества. Здесь сотрудники вместе с гостями разучивают песни и хореографические элементы, проводят традиционные игры.
Большим успехом в этом году пользовалась передвижная фотовыставка «Сказ о казаках Сибири», которая прошла в городах Югры. Ее организовал также дом народного творчества автономного округа. За все время своего существования экспозиция побывала в Ханты-Мансийске, Сургуте, Березово, Мегионе и Лангепасе. Зрителям было представлено 46 фотокомпозиций и более 80 фотографий, отражающих исторические страницы и современность казачества Западной Сибири. Основу коллекции фотовыставки составили материалы центра русской культуры и соорганизаторов выставки.


Шашки наголо

Югра – многонациональный регион, где разные народы живут в дружбе и согласии. В округе нет места национальной розни. И в народное единение казаки также вносят свою важную лепту.
В Мегионе уже в четвертый раз они проводят межэтнический фестиваль «Наш дом – Югра». Идейный вдохновитель фестиваля, атаман Мегионского городского казачьего общества Константин Павлов рассказал, что это мероприятие проводится на средства президентского гранта: 

– Для нашего многонационального города крайне важно, чтобы люди больше узнавали о культуре живущих рядом народов. Нам хотелось «обменяться» песнями, танцами, блюдами, боевыми искусствами. Вообще это уже четвертый по счету фестиваль, а при содействии фонда президентских грантов мы проводим его второй раз. Будем и дальше участвовать в конкурсе, ещё есть много новых идей! 

На фестивале, кроме мелодичных песен и красивых костюмов, зрители увидели и сегодня необычное искусство владения шашкой. Своей удалью гостей удивили воспитанники казачьего клуба «Богатырь». Самые смелые из гостей смогли посоревноваться в рубке шашкой «Казарла».  Как потом признался один из участников этого состязания Арсен Акаев, он до этого держал в руках шашку, но не рубил, а тут – захотелось себя проверить.

В этом и есть призвание современных потомков Ермака – увлекать, рассказывать, развивать и воспитывать. И в первую очередь, своим примером! С чем казаки Югры успешно справляются. 

Из истории

Казачий круг, казачий сход — общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. Компетенция круга в решении вопросов местного характера (касающихся всех собравшихся) была не-
ограниченной. На нём решались вопросы военного, экономического, административного, общественно-политического, юридического, социально-бытового и другого характера (ведение войны и заключение мира, раздел между куренями угодий, о переизбрании сечевой старшины и другие).

Автор текста: Александра Михеева

………………………………….

Открытым остается вопрос о выделении казакам ЕАО земли для развития сельского хозяйства

Глава региона Александр Левинталь провел встречу с атаманами казачьих обществ Еврейской автономной области, на которой обсуждались насущные вопросы работы и развития этих объединений, сообщили ИА ЕАОMedia в управлении по внутренней политике ЕАО. 

– Построение работы с казачеством имеет уже определенные традиции: военно-патриотическое воспитание, работа с молодежью и проведение игр «Атаманец», профессиональное ориентирование. Такие формы работы дают позитивный отклик, – рассказал губернатор области Александр Левинталь. 

Глава региона выразил благодарность казакам за их работу в сфере охраны порядка и взаимодействие с пограничниками, отметил, что в перспективе развитие такого направления как поступление на контрактную службу. Открытым остается вопрос о выделении казакам земельных участков и развитии сельского хозяйства. Губернатор дал поручение рассмотреть вопрос о выделении земельных участков желающим заниматься сельским хозяйством и фермерством в Облученском районе. 

Атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Константин Селиверстов обратился к губернатору области с просьбой по отсрочке платежей за подтопленные земли и о помощи в приобретении в Биробиджанском районе земельного участка, где находится конюшня. В этом вопросе получено согласие главы Биробиджанского района Сергея Солтуса. Этот вопрос будет вынесен на обсуждение в правительстве ЕАО. 

Кроме того поднимался вопрос о создании частного охранного предприятия для охраны различных социальных объектов и образовательных учреждений области.

В настоящее время администрациями муниципальных районов и городского округа оказывается поддержка в виде передачи в безвозмездное пользование и аренду недвижимого имущества казачьим обществам.

…………………………………..

Казачество – площадка единения

Завершился очный этап регионально-просветительской акции «Казачий диктант». В ней приняли участие ребята из 4500 казачьих классов, 57 казачьих школ, 7 кадетских корпусов, а также студенты училищ, колледжей и вузов.

Поддержать своих детей в школы пришли и родители. Многие из них также отвечали на вопросы теста.

Правление Кубанского казачьего войска, департамент по делам казачества и военным вопросам и региональное министерство образования были не только организаторами, но и участниками культурно-просветительской акции.

Председатель Союза казачьей молодежи Кубани Александр Агибалов, заместитель руководителя департамента по делам казачества и военным вопросам Виталий Лысов, заместитель министра образования, науки и молодежной политики края Андрей Цветков писали диктант в классах вместе с юными казачатами школы № 61 с региональным статусом «казачья образовательная организация».

Атаманы отделов и округа Кубанского казачьего войска явились не только соорганизаторами мероприятия, но и его участниками. Атаман Ейского отдела Кубанского казачьего войска Павел Лях писал диктант в школе № 2 станицы Ленинградской. Атаман Екатеринодарского отдела Виктор Светличный – в казачьей школе № 8 города Краснодара. Атаман Черноморского округа Сергей Савотин – в Новороссийском казачьем кадетском корпусе. А атаман Кавказского отдела Сергей Бикеев – в Кропоткинском казачьем кадетском корпусе им. Генерала Г.Н. Трошева.

Широкий общественный резонанс у жителей края Казачий диктант получил потому, что казачество сегодня становится площадкой геополитического единения многочисленных народов, проживающих в крае и той отправной точкой, которая даст молодому поколению уверенность в своем будущем. Об этом говорят сами родители и преподаватели.

Наталья Хомутова – заместитель директора по учебной работе казачьей школы № 61 хутора Ленина рассказывает:

— К нам в хутор Ленина приезжают жить и с Дальнего Востока, Красноярска, Сахалина, Якутска, Омска, Казахстана. Дети мигрировавших семей учатся в нашей школе, потому что их родители хотят, чтобы они поближе познакомились с культурой региона, который для них становится родным. Родители просят, чтобы их детей приняли именно в казачий класс. И их можно понять. Потому что казачье образование несет сегодня глубокие знания истории, культуры, традиций, духовной жизни. В наших классах учатся дети других религиозных конфессий. Выбор родителей объясняется тем, что именно казачье образование воспитывает особый характер и мышление детей, которые становятся ответственными, собранными. Раньше других сверстников казачата задумываются о своем будущем.

Мама учащегося 1 казачьего класса, Светлана Калиус отмечает:

— Своего ребенка отдала в казачий класс, потому что здесь больше перспектив. Мы планируем поступить в престижные учебные заведения. Хочу, чтобы мой сын рос в атмосфере добра и поддержки. Мы приехали из Казахстана в 1998 году. Сама закончила эту школу. Мне очень нравятся ее традиции и отношение преподавателей к своей работе и к детям. Для нас обучение в казачьей школе – хороший старт.

Напоминаем, с 12.00 начался второй этап Казачьего диктанта. На сайтах Кубанского казачьего войска и Союза казачьей молодежи Кубани открыт доступ к он-лайн тестированию. Желаем всем участникам успехов!

………………………………………

Белоярские казаки приняли участие в заседании Совета по развитию туризма

Реестровые казаки «Станицы Белоярская» под патронажем администрации Белоярского городского округа выступили с презентацией праздника-фестиваля «День казачки» на заседании Совета по развитию туризма в Свердловской области.

Региональное Министерство инвестиций и развития провело конкурсный отбор событийных мероприятий, которые претендовали в следующем году на получение государственной поддержки в рамках программы «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года». Праздник-фестиваль «День казачки», который впервые организовали в поселке Белоярский в июне 2019 года, был выбран в числе лучших для презентации на региональном Совете по развитию туризма.

Казаки «Станицы Белоярская» (Дмитрий Мерзляков, Игорь Карташов, Сергей Рыков) не попали в число победителей, но приобрели опыт работы с Советом по развитию туризма и произвели очень позитивное впечатление на аудиторию, сообщается на сайте Белоярского городского округа.

 

 

………………………………………………………..

В Калужской области обсудили актуальные вопросы развития казачества

В Калужской области обсудили актуальные вопросы развития казачества

24 декабря состоялось заседание Совета по делам казачества при губернаторе области, которое провел заместитель главы региона Василий Быкадоров.

В Калужской области обсудили актуальные вопросы развития казачестваОткрывая мероприятие, он напомнил, что в настоящее время на федеральном уровне рассматривается проект документа стратегического планирования в данной сфере на период до 2030 года. Эта работа должна быть завершена в следующем году. Стратегия заложит концептуальную основу дальнейшего развития и консолидации российского казачества.

В ходе заседания речь шла о выполнении плана мероприятий по реализации в 2017-2020 годах Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года на территории Калужской области.

По информации министерства внутренней политики и массовых коммуникаций, в регионе проделана большая работа по консолидации казачества и усилению его роли в решении государственных и муниципальных задач. В 17 муниципальных районах и двух городских округах приняты программы поддержки казачества. В Обнинске, Калуге и Малоярославце действуют народные дружины, учреждённые казачьими обществами. В охране общественного порядка регулярно участвуют около 160 казаков. Налажено сотрудничество в сфере лесной охраны. Из казаков Калужского ОКО ВКО «ЦКВ» сформирован отряд народной дружины по защите госграницы России «Казачья застава» — с 2017 года вахтовым методом казаки несут службу на участке границы в Воронежской области.

В Калужской области обсудили актуальные вопросы развития казачестваНачато развитие системы непрерывного казачьего образования — в Людиново и Калуге сформированы десять казачьих кадетских классов и групп. В Бабынино создан сводный казачий кадетский взвод. В кадетских подразделениях Калужского ОКО ВКО «ЦКВ» воспитываются более двухсот казачат разного возраста. Налажена допризывная подготовка казачьей молодёжи и регулярное направление её на военную службу по призыву в войсковые части, подлежащие комплектованию членами казачьих обществ.

Василий Быкадоров акцентировал внимание представителей всех заинтересованных ведомств на важности работы с казачьей молодежью, отметив весомый вклад казаков в духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения: «В наше время просто необходимо уделять этому внимание. Сначала идет воспитание казачат в семье, и только потом – в школах, в кадетских классах. Это наше будущее, просветительская работа».

Среди других направлений деятельности калужских казаков – сельское хозяйство, где в настоящее время необходимо решить ряд насущных вопросов, не позволяющих существенно влиять на формирование экономической базы казачества. В свою очередь, еще наращиванию могло бы способствовать создание на базе казачьих обществ негосударственного компонента системы обеспечения региональной безопасности, а также разработка и производство продукции двойного назначения, например, беспилотных летательных аппаратов.

……………………………………………

 

Источник: Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *