Закон о Казачестве. Постановка вопроса
Публикуем полностью статью , размещенную на сайте КИАЦ.
http://kazak-center.ru/news/zakon_o_kazachestve_postanovka_voprosa/2016-11-29-3213
Казачий Информационно-Аналитический Центр получил черновые наброски о структуре законопроекта нормативно-правового акта (НПА) «О Российском Казачестве». Обращаем внимание на важное обстоятельство, что это черновой проект в виде «заготовки», или тезисов, которую будет обсуждать кубанская рабочая группа.
Весьма вероятно, что к участию в обсуждении законопроекта будет приглашен и КИАЦ, а также все, кто готов к конструктивному сотрудничеству.
К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА НПА «О РОССИЙСКОМ КАЗАЧЕСТВЕ»
Напомню собравшимся 2 подхода в нормотворчестве, — закрепление в норме права уже сложившегося обычая, и нормоконструирование – попытка через создаваемую норму упорядочить или создать новые правоотношения. Очевидно, что современные запросы российского казачества ориентированы на второе — создать такие правовые конструкции, которые позволят развиваться – как качественно, так и количественно, в перспективе на выходе формируя этнокультурную социальную общность, обладающую всеми необходимыми ресурсами и механизмами своего самовоспроизводства и самоорганизации.
В таком мощном институте гражданского общества, как российское казачество, обладающем признаками публичной корпорации, априори стоящими на страже государственных интересов, смею надеяться заинтересовано и само государство, с учетом существующих вызовов современности. О признаках саморегулируемых организаций, т.е. публичных корпораций сделаю ссылку на работу Шарифова Мехти Шаматовича, «Современные институциональные формы взаимодействия государства и гражданского общества» // Российский юридический журнал. 2015. N 5. С. 15 — 29.
– В современном правовом поле федерального уровня действует порядка 60 федеральных правовых актов, регулирующих деятельность казачьих обществ, в том числе большое число Указов Президента РФ, начиная с 1992 года. Считаем, что назрела необходимость систематизации имеющихся правовых норм, с учетом государственного интереса в удовлетворении потребностей казачьих сообществ.
– Определяясь с предметом правового регулирования НПА, считаем что необходим акт в форме федерального закона, устанавливающий ряд правовых регуляторов – во-первых,– основные принципы государственной политики в отношении российского казачества (за основу положения Госстратегии до 2020 года, которая формально-юридически НПА не является, что делает возможным необязательность ее исполнения);
– во-вторых, этот закон, не должен повторять нормы, которые уже закрепили факт реабилитации казачества, как репрессированного народа;
– в-третьих, закон должен содержать такие правовые механизмы как:
– глоссарий, понятийный аппарат, термины и определения, включающие в частности и определение казачьего сообщества (общины), созданного в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, включающего в себя казаков, проживающих на определенной территории — одного или нескольких сельских и городских населенных пунктов, и членов их семей, причем как состоящих в реестре, так и не входящих в него по различным основаниям; кроме того требует нормативного определения и понятия: «российского казачества», к примеру, как исторически сложившейся общности граждан, имеющих определенные территории проживания, самобытные традиции культуры, традиционные хозяйственный уклад и взаимоотношения с государством,
казака, в т.ч. казака на службе,
казак — гражданин Российской Федерации, являющийся прямым потомком казаков или причисляющий себя к таковым, или вступивший в казачью организацию.
«объединение казачества» — казачий округ (отдел), казачье войско, отдельный казачий округ, территориальный казачий союз, казачье землячество, общероссийское казачье объединение;
«казачий круг (сбор)» — представительный орган казачьей сообщества, объединения казачества, созываемый из казаков сообщества или из выборных представителей объединений казачества для решения всех вопросов казачьей сообщества, объединения казачества в соответствии с уставами указанных сообществ и объединений и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Возможно, нормативного закрепления потребуют и иные термины, необходимость которых будет обусловлена целями закона – объединить в единую агломерацию казачьи формальные и неформальные сообщества. Попытка определения организационно-правовой формы такой агломерации будет предпринята чуть позже в ходе доклада.Кроме того, необходимо
— закрепление статуса федерального органа по делам казачества, проводящего единую государственную политику в отношении российского казачества,
— необходимо также упорядочить взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления и казачьих сообществ, а не просто предусмотреть возможность заключения договоров ОГВ и ОМС с казачьими обществами;
Далее также по блокам:
— территориальные основы деятельности российского казачества будут предусмотрены формой правового акта – федеральный закон, действующий на всей территории России, что позволит развивать казачьи сообщества и вне мест традиционного проживания казаков, при наличии на этих территориях прямых потомков казачьих родов и лиц, изъявивших желание вступить (быть приписанными) в организованные структуры российского казачества;– отдельный блок должен предусмотреть экономические основы деятельности российского казачества, в том числе основы земельной и налоговой политики.
В первичном приближении — Экономическую основу российского казачества составляют собственность казачьих сообществ, казачьих обществ, финансы, имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности и переданное в управление (в аренду без проведения торгов) казачьим сообществам, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей российского казачества (казачьих объединений), сохранения его традиционных образа жизни, форм хозяйствования и самобытной культуры.
– казачье самоуправление как элемент гражданского общества страны, причем здесь хотелось бы отметить множественность (многоукладность) подходов к проблеме – с одной стороны собственно казачье самоуправление, как внутренний регулятор и с другой стороны – как органично встроенный регулятор в механизм организации местного (муниципального) сообщества в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которое осуществляется с учетом исторических и местных традиций.
Согласно Концепции государственной политики в отношении российского казачества, утвержденной Президентом РФ 2 июля 2008 года одним из основных принципов данной политики является взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами.
Вместе с тем к необходимым мерам осуществления данной политики отнесено содействие в реализации прав граждан, относящих себя к российскому казачеству, на самостоятельное и ответственное решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций.
Под взаимодействием принято понимать целенаправленную деятельность органов управления по решению совместных задач, а также видов поддержки, оказываемой как со стороны казачьих обществ органам местного самоуправления, так и со стороны органов местного самоуправления казачьим обществам, и иных отношений, возникающих при реализации местного самоуправления и развития казачества. Таким образом, целью действующего законодательного регулирования возрождения казачества является развитие казачества как активного института гражданского общества, который бы участвовал как в решении государственных вопросов, так и вопросов местного значения. Из наиболее актуальных задач на местном уровне усматривается необходимость муниципальной милиции.
В завершение блока «казачье местное самоуправление» отмечу высокую разработанность данной темы, как в трудах историков, так и правоведов А.В. Фалалеев (Волгоград), О.Н. Сысоева (Ростов на Дону), Е.Е. Прокопенко (Ставрополь) и другие.
– социально-культурная деятельность российского казачества – при всей очевидности содержания данного блока особо хочу отметить культивирование и сохранение традиционных институтов – семьи и сообщества (общины) в традиционном ее понимании.
Возвращаясь еще раз к вопросу – для чего нужен этот закон, отмечу, что Российское государство должно получить возможность активного вовлечения всего потенциала российского казачества для формирования социальной общности, обладающей всеми необходимыми ресурсами и механизмами своего самовоспроизводства и самоорганизации, возможно в форме публичной корпорации, как организационно-правовой форме.
Отечественные исследователи неоднократно поднимали вопрос о закреплении в российском законодательстве еще одной формы взаимодействия государства и гражданского общества – публичной корпорации, однако среди них нет единого мнения о том, что понимать под публичными корпорациями.
Заслуживает внимания позиция О.В. Романовской, которая предлагает относить к ним негосударственные организации, основанные на членстве, имеющем публично-правовое предназначение, которое, в свою очередь, предопределяет наличие особого статуса организации и формы юридического лица <1>.
———————————
<1> Романовская О.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности профессиональных публичных корпораций в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Казань, 2011. С. 11.
О.В. Романовская перечисляет признаки профессиональной публичной корпорации: объединение субъектов, обладающих монопольным правом на осуществление определенного вида деятельности, по профессиональному признаку;
привлечение корпорации к управлению общественными отношениями;
возложение обязанностей по выполнению публичных функций;
установление особого государственного контроля за деятельностью самой корпорации;
высокая степень автономии;
наличие системы органов управления, характерных для объединений граждан;
наличие дисциплинарной власти по отношению к членам корпорации;
передача полномочий по осуществлению нормотворческих, исполнительно-распорядительных, контрольных функций по отношению к деятельности, осуществляемой членами корпорации.
Повторюсь – автор относит к публичным корпорациям и казачьи сообщества.Интересное сравнение — Опыт привлечения казачества к реализации задач по поддержанию публичного правопорядка можно сравнить с опытом создания в Израиле Гражданской гвардии — общественной организации, которая оказывает помощь государственным органам в осуществлении правоохранительной деятельности <1>.Гражданская гвардия состоит из добровольческих подразделений, в состав которых входят секторы (дорожное движение, пограничники, морской патруль, водолазы, саперное дело, спасательные и наблюдательные подразделения, диспетчерская служба и т.д.). При этом особую роль играет подразделение Гражданской гвардии, занимающееся предотвращением враждебной террористической деятельности и преступлений.
———————————
<1> Кацуба В.И. Система обеспечения внутренней безопасности государства Израиль: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. М., 2013. С. 14.
Безусловно важна широкая вовлеченность казачьих объединений, сообществ в подготовку и обсуждение как концепции, так и основных положений проекта федерального закона, если мы хотим, чтобы этот НПА прошел легитимацию в том социуме, которому он будет адресован.
Необходима такая концепция правового акта, которая бы не повторила структурных и аппаратных ошибок 8 законопроектов «О казачестве», лежащих сегодня в архиве Государственной Думы.
Ну и собственно концепция или план законопроекта:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА
ПРЕАМБУЛА
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья__. Основные принципы государственной политики в отношении российского казачества.
Статья__. Государственное регулирование вопросов развития российского казачества.
Статья__. Организации казаков (Структура казачьих организаций)
Статья__. Статус федерального органа по делам казачества, проводящего единую государственную политику в отношении российского казачества
ГЛАВА 2.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТАТУС КАЗАЧЬИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (КАЗАЧЬЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ)
Статья__. Основные принципы создания и деятельности казачьих организаций и их объединений
Статья __. Статус казачьих организаций и их объединений
Статья __. Создание казачьих организаций и их объединений
Статья __. Уставы казачьих организаций и их объединений
Статья __. Членство в казачьих организациях и их объединениях
Статья__. Государственная регистрация казачьих организаций и их объединений
Статья__. Символика казачьих организаций и их объединений, казачьи звания
ГЛАВА 3.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Статья__. Основы взаимодействия органов государственной власти с казачьими обществами
Статья__. Полномочия федеральных органов государственной власти области в сфере развития российского казачества
Статья__. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере развития российского казачества
Статья__. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере развития российского казачества
ГЛАВА 4.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ИНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Статья __. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание несовершеннолетних казаков и подготовка их к несению государственной службы
Статья __. Привлечение российского казачества к несению государственной службы
Статья __. Привлечение российского казачества к несению иной службы
Статья __. Муниципальная служба казачества (муниципальная милиция)
Статья __. Участие российского казачества в охране общественного порядка
Статья __. Участие российского казачества в охране государственной границы
Статья __. Участие российского казачества в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий
Статья __. Участие российского казачества в природоохранной деятельности.
Статья __. Иная общественнозначимая деятельность.
ГЛАВА 5.
ИНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Статья__. Казачья культура.
Статья__. Казачье образование. Подготовка несовершеннолетних казаков к государственной или иной службе российского казачества.
Статья__. Основы социальной политики в отношении казачества
Статья__. Взаимодействие с религиозными организациями
Статья__. Международное сотрудничество. Внешнеэкономическая деятельность.
ГЛАВА 6.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Статья__. Казачья собственность (имущество)
Статья__. Финансирование казачества.
Статья__. Казачье землепользование.
Статья__. Основы государственной налоговой политики в отношении российского казачества.
Статья__. Направления и формы государственной поддержки российского казачества
ГЛАВА 7.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья __. Вступление в силу настоящего закона
Статья __. Внесение изменений в действующее законодательство о казачестве
С уважением,
Горбань Андрей Евгеньевич,
Войсковой судья ККВ