Сибирское
Казачество
23 февраля 2020 Просмотров: 415 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

В Москве открыли памятную доску Герою Советского Союза Оке Городовикову \ Настоящий казак и герой своего времени: полковник Ивае Богун \ «Русские Ратники» — казачий дух и вера православная

В Москве открыли памятную доску Герою Советского Союза Оке Городовикову

В Москве открыли памятную доску Герою Советского Союза Оке Городовикову

ЭЛИСТА, 10 февраля. /ТАСС/. Мемориальная доска военному деятелю, Герою Советского Союза, генерал-полковнику Оке Городовикову открыта в понедельник в Москве в районе Нового Арбата, сообщили журналистам в пресс-службе главы Калмыкии.

«Мемориальную доску известному военному деятелю, Герою Советского Союза, генерал-полковнику Оке Ивановичу Городовикову сегодня открыли в Москве на доме № 11 по Большому Ржевскому переулку, где Ока Иванович проживал с 1938 по 1958 годы. Именно здесь в 1956 году проводила первые заседания инициативная группа по восстановлению калмыцкой автономии», — сказали в пресс-службе.

С предложением увековечить память земляку активисты из Калмыкии выступали с 70-х годов прошлого века. По инициативе сына Оки Ивановича — Салавата Окаевича была создана рабочая группа из членов семьи Городовиковых, а также представителей Клуба «Улан Залата» Чингиса Берикова и Нарана Кюкеева. Средства на установку доски выделены правительством Москвы. Почетное право открыть мемориальную доску было предоставлено главе Республики Калмыкия Бату Хасикову, сыну героя Салавату Городовикову, а также представителям профильных департаментов Москвы, пояснил в пресс-службе.

«Открытие мемориальной доски великому калмыцкому воину состоялось благодаря муниципальной программе увековечения памяти Героев Отчества. Всего в Москве в честь 75-летия Великой Победы будет открыто пять мемориальных досок, первой из которых стала мемориальная доска Оки Городовикова», — добавили в пресс-службе.

Ока Городовиков родился 1 октября 1879 года на хуторе Мокрая Эльмута станицы Платовской (на Дону) в семье донского казака-калмыка. В 1903 году был призван на военную службу. После революции Городовиков стал один из организаторов Первой Конной Армии, затем крупным военачальником Красной Армии. Городовиков известен своими заслугами по организации обороны на рубеже Западной Двины, руководил формированием кавалерийских частей, был представителем Ставки Верховного Главнокомандования по кавалерийской части в ходе Великой Отечественной войны.

Городовиков умер 26 февраля 1960 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. На родине — в Калмыкии — его имя носят город Городовиковск и Городовиковский район.

 

———————-

«Русские Ратники» - казачий дух и вера православная

 

«Русские Ратники» — казачий дух и вера православная

«Русские Ратники» - казачий дух и вера православнаяВ составе Хуторского казачьего общества Солнечногорского района Отдельского казачьего общества Московской области войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» осуществляет свою деятельность казачий военно-патриотический клуб «Русские Ратники». Руководителем и организатором военно-патриотического клуба является заместитель атамана ХКО Солнечногорского района ОКО МО ВКО «ЦКВ» по работе с молодёжью, есаул Корешков Иван Александрович. Основная цель военно-патриотического клуба «Русские Ратники» — воспитание молодёжи в духе православия и патриотизма, опираясь на многовековой военно-бытовой уклад русского казачества. Решение о создании клуба было принято 14 октября 2011 года, в день главного казачьего праздника Покров Пресвятой Богородицы. Для занятий было выделено помещение и вскоре первые школьники пришли на занятие к казакам. В первое время преподавались дисциплины по истории казачества, основам Православия, осуществлялись просмотры тематических фильмов, изучались казачьи песни и патриотические стихи. И вскоре со стихами и песнями молодые казаки стали принимать участие в районных мероприятиях. Со временем была приобретена необходимая для дальнейшего обучения материально-техническая база в виде учебного оружия и расходных материалов к ним. Благодаря этому юные бойцы освоили разборку автоматов, пистолетов, пулемётов, винтовок, научились рубить шашкой, стрелять из пневматического оружия. А в метании ножей, сапёрных лопат, и в стрельбе из лука «Русским Ратникам» нет равных в округе.

Сегодня «Русские Ратники» — один из самых больших казачьих клубов в Московской области по количеству участников (почти 100 человек в возрасте от 7-ми до 17-ти лет). Занятия проходят 3 раза в неделю. Воспитанники клуба ведут активную деятельность по уходу за памятниками героям прошедших войн, посещают музеи, совершают поездки по местам боевой славы, участвуют в спортивных соревнованиях. Практикуются как однодневные, так и многодневные походы, где отрабатываются навыки разведения костра, установки палатки, приготовления пищи.

В ближайших планах казачьего клуба участие в местных и региональных военно-прикладных состязаниях. Идут годы, крепнет казачий дух на подмосковной земле! А «Русские Ратники» и впредь готовы служить казачеству, России и вере православной!

«Русские Ратники» - казачий дух и вера православная «Русские Ратники» - казачий дух и вера православная

 

———————-

 

Турнир по армейскому рукопашному бою в Калуге

Турнир по армейскому рукопашному бою в Калуге

В воскресенье 26 января 2020 года в СК «Красная звезда» г. Калуга прошел открытый турнир Калужской области по рукопашному бою, посвящённый памяти мл/с-та ВВ РФ Конина Александра Геннадьевича.

Областной турнир по рукопашному бою среди юношей и мужчин проводился в соответствии с положением о всероссийских соревнованиях по рукопашному бою (номер-код вида спорта1000001411Я).

В данном турнире приняли участие казаки и кадет ХКО «Хутор Жуковский».

На соревнованиях присутствовали и поддерживали своих казаков-спортсменов: атаман ХКО «Хутор Жуковский» Матренин Дмитрий, товарищ атамана, тренер-инструктор Федерации АРБ Калужской области Громыко Иван и казак Сергей Малых, а так же на соревнованиях в качестве одного из почетных гостей присутствовал начальник отдела по работе с казачеством Управления внутренней политики Министерства внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области, руководитель Калужского Областного Отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТЕРАНОВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО», подполковник запаса Туманов Владимир Валерьевич, который пожелал нашим казакам победы и спортивных успехов.

По результатам схваток все они заняли призовые места, которые распределились следующим образом:

Парашин Егор, категория 65 кг. Возраст 18+, 1 место.

Урожаев Вадим, категория 75 кг. Возраст 16-17лет, 2 место.

Завгородний Николай Николаевич, категория свыше 90 кг. Возраст 18+, 2 место.

Турнир по армейскому рукопашному бою в Калуге Турнир по армейскому рукопашному бою в Калуге

 

———————-

 

Знакомство с уникальным памятником материальной и духовной культуры

Знакомство с уникальным памятником материальной и духовной культуры

Воспитанники Центра «Армеец» и казачьего молодежного военно-патриотического объединения «Ермак» СХКО в сопровождении своих наставников совершили экскурсию в Ступинский историко-краеведческий музей, где смогли ознакомиться с экспонатами уникальной выставки «Платье красно за реку видно», посвящённой традиционному русскому костюму.

Знакомство с уникальным памятником материальной и духовной культурыСегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи. И во многом «стереть» «белые пятна» в знаниях культуры и традиций Отечества помогает настоящая выставка.

Перед ребятами и взрослыми, благодаря увлекательному повествованию сотрудника музея Д.В. Шершневой, предстала цельная картина истории традиционного костюма, который в значительной мере являлся «зеркалом» национального характера, нравственных устоев одежда отдельного человека, социальной группы, народа.

По ходу своего рассказа Дарья Викторовна отметила, что русский народный костюм, один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом и сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX века, является памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи. На протяжении столетий он не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя.

«Прекрасное в русском народном костюме проявляется в его способности преображать человека — делать его красивым, а также в удобстве, экономичности и целесообразности, в творческом раскрытии возможностей и особенностей материалов. В костюме соединяется все, что известно об искусстве вышивки, плетении кружев, ювелирном деле. Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Не случайно мы говорим «язык костюма», ведь одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который ее носит, самую разнообразную информацию, дающую представление не только о свойствах его характера и привычках».

Ребята, используя возможность трогать отдельные экспонаты руками, смоги узнать много нового о технологии изготовления тканей и хранении изготовленных из них элементов традиционной русской одежды. Так, например, для изготовления полотна для костюма использовались шерсть, лен, конопля, крапива иногда хлопок. А для окрашивания полотна – кора деревьев, цветы и ягоды. А чтобы придать сияющую белизну его длительное время вымачивали, а затем зимним солнечным днем выстилали на снегу.

Знакомство с уникальным памятником материальной и духовной культурыУзнали ребята и том, что в русском народном костюме проявлялась принадлежность владельца к христианскому вероисповеданию, например, в ношении нательных крестов; образков и крестов, прикреплявшихся к бусам, металлическим цепочкам, бисерным лентам, надевавшимся на грудь поверх одежды. Наравне с крестом признаком принадлежности к христианству считался пояс. Он был обязательной деталью мужского и женского костюма, им подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие — гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Раньше ходить без пояса считалось грехом. Распоясать человека означало обесчестить его… На новорожденного сразу после крещения надевали поясок.

В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно сохранялись. Так как пояс в народном костюме выполнял функцию оберега, то при его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, передававшиеся изустно на протяжении веков. В монастырских мастерских тканьё поясов сопровождалось молитвами. Традиционным цветом для поясов был красный, символизировавший жизненную силу и долголетие. По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получают распространение узорные пояса.

Также перед нами раскрылись некоторые тайны верхней одежды и головного убора. В результате знакомства с выставкой мы узнали, что существовали южнорусский поневный и северорусский сарафанный комплексы, что крой традиционного русского костюма – безлекальный, объём одежды создавался не вытачками или вырезами, а складками или сборками.

Когда мы всматривались в русские народные костюмы, то в глаза сразу же бросались изумительные головные уборы. Наиболее роскошным являлся женский головной убор. По его деталям часто можно было узнать, откуда владелица, ее возраст, семейное и классовое положение. В первую, очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду (пример — обруч, повязка), в то время, как замужние прятали волосы целиком. Женский головной убор всегда сочетался с прической. Девушки носили 1 косу, а замужние крестьянки — плели 2, оборачивая их вокруг головы или укладывая в пучок. Конец косы девушки украшали накосником, он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем.

Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хоть прядь волос. Наказывали общим презрением и тех, кто «опростоволосил» женщину или попытался это сделать.

Интересно, что платок, который носили и сейчас носят русские женщины — это результат развития восточного покрывала, а манера завязывать его под подбородком пришла на Русь в XVI-XVII веках, и научились они этому у немцев.

Многих юных экскурсантов подкупило то, что некоторые экспонаты можно потрогать руками. Например, настоящий ткацкий станок, на котором любой желающий мог попробовать соткать полотно.

Сегодня нам трудно понять, как в курной избе русского крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, как в этих условиях создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное» — русский народный костюм. Из тесной курной избы, где люди ютились вместе с телёнком, ягнятами и курами, выходила женщина в белом шушпане с яркой тканой каймой, в искусно сплетённых лаптях, голову её покрывал красный с узором платок. Она шла легкой красивой поступью сильного ловкого человека и, как все женщины в мире, чувствовала себя в праздничном наряде красивой и радовалась этому. То была одна из немногих доступных русской крестьянке радостей, в которой тесно переплелось ощущение праздника и удовлетворение творчеством.

По завершению экскурсии нам стала более понятна русская поговорка «По одежке встречают, по уму провожают». Она указывает на то, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, — все это с древности являлось своеобразной визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, национальной и сословной принадлежности, возрасте и семейном положении человека. Одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Коллекция русского народного костюма, представленная в музее, открыла перед нами прекрасное народное искусство, является свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства.

После посещения выставки практически все экскурсанты еще раз прониклись мыслью, что такие уроки познание истоков культуры своего народа помогают понять и объяснить многие моменты истории и, может быть, помогут избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, заполонившим России в последнее время. Потому что, как отмечал С.В. Михалков: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

Игорь Кучменко

……………………………………………………………………………………………………………………

Настоящий казак и герой своего времени. Предавал русских, поляков и казаков. Пока поляки не решили, что с них хватит

 

Ой, какой это был прекрасный во всех отношениях человек! Другие ведь в историю, истории, хроники и исторические романы не попадают!?

Казачий полковник Иван Богун известен во многом благодаря талантливому перу Генрика Сенкевича и его «Огнем и мечом», первому роману знаменитой «Трилогии». Ну и само собой, фильму Ежи Гофмана, где главного гада и врага главного героя — казака Богуна (ставшего, правда, из Ивана Юрием) отлично сыграл Александр Домогаров.

 
 
 
 
Надо сказать, что кино, не передает всей эпичности истории этого настоящего казака.

Судите сами. За свою карьеру он успел – поддержать Хмельницкого и выступить против него. Потом поддержать гетмана Выговского и выступить против Выговского, поддержать Юрия Хмельницкого и перейти к врагам Юрия Хмельницкого. Потом выступить с русскими против поляков и Выговского, перейти к полякам и выступить с ними против русских и Юрия Хмельницкого. И наконец, отправиться с коронной армией Речи Посполитой отвоевывать у русских Левобережье, а там тайно вступить в сговор с русскими и передавать им сведения о польских планах и обещать, что в генеральном столкновении ударит в тыл полякам. Наверное и ударил бы, но не повезло – поляки все узнали и на этом похождения одного из самых эпичных персонажей Руины закончились.

И вот все это он – Иван Богун. Настоящий герой своего времени, когда настоящие казаки воевали то за одних, то за других, то за третьих против первых и вторых сразу.

 

Как ему все это удавалось? Да ничего удивительного, время было такое. А Иван Богун, все-таки был похоже на самом деле талантливым военным и, главное, умел держать нос по ветру, а также своевременно выбирать правильную сторону.

Кстати, первые достоверные сведения о нем появляются не с того момента, когда и где он родился, потому что, возможно, что выдвинулся из простых казаков или был потомком какого-нибудь небольшого командира. Он точно принимал участие в Азовском осадном сидении, командовал одним из отрядов запорожских казаков, пришедшим на помощь под Азов.

Потом, когда началась Хмельниччина, Богун стал одним из активных участников и руководителей восстания. И отличился, защищая Винничину и Брацлавщину от поляков. Более того, когда в 1651 году казаков окружили под Берестечком, а татары свалили с поля боя, прихватив с собой Хмельницкого, окруженные выбрали своим командиром Богуна и тот смог вывести через болото значительную часть сил (правда, поляки считают, что он почти никого не вывел. Но все дело в том, что уже через несколько месяцев у Хмельницкого была новая сильная армия).

Дальше Богун сначала обиделся на Хмельницкого за Белоцерковский договор с поляками, потом был категорически против Переяславской рады, на которой не присутствовал и присягу Москве не принес (правда, есть данные, что позднее все-таки присягнул). Но кошка между гетманом и его полковником пробежала.

Потом поддерживал Выговского и Юрия Хмельницкого, когда те предавали Москву. Впрочем, стремления гетманов сблизиться с Турцией или Польшей он тоже не принимал, считал, что Войско Запорожское само справится со всеми. Но гетманы относились к возможностям казаков и Гетманщины реалистичнее.

Поэтому Богун, как один из казачьих полковников в 1656 году принял участие в походе на польские замли на помощь шведам. Потом выступил против гетмана Выговского, решившего помириться с поляками. Затем – против Юрия Хмельницкого, подписавшего Слободищенский трактат. Потом – с русскими против Выговского, а через год – против русских с Юрием Хмельницким.

 

В 1662 году Богун попал в плен полякам. Но король Ян Казимир освободил его в обмен на участие в походе на Левобережье. Дело дошло до осады Глухова – последнего города Левобережья перед границей с Россией. Пока шла осада, Богун успел договориться с деблокирующей русской армией под командованием Ромодановского (всего год назад все тот же Богун сражался с Юрием Хмельницким против Ромодановского), что он ударит во время сражения в тыл полякам.

Но видно достал он всех. Яну Казимиру донесли о новой измене Богуна. На этот раз его схватили и судили быстро и коротко. По законам, так сказать, военного времени.

Последовательный был персонаж, ничего не скажешь. Всех предать успел, никого не забыл.

 

 

Источник: Российское казачество, ЦКВ, ЦКВ, ЦКВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *