Сибирское
Казачество
14 сентября 2019 Просмотров: 161 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Святогор: каким на самом деле был русский богатырь-великан \ Сколько стрельцов лично казнил Петр I \ Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

Один из первых героев русских былинных эпосов, богатырь-великан Святогор, сказания о котором вобрали мифы и истории многих народов. Например, схожие ситуации происхождения и жизни богатырей встречаются у народов Кавказа (Сослан), народов Севера (о великане и Торе), в сказках индийцев-буддистов, историях древних персов (например, «Тути-наме»), средневековых литературных произведениях («Калевала», «Римские Деяния»).

Почти во всех историях, где фигурирует Святогор, финал предсказуем и печален — богатырь обречен на погибель, на смерть. По мнению ряда исследователей русского фольклора, в частности, советского филолога, профессора Ленинградского Университета В. Я. Проппа, эта обреченность вполне закономерна. По своей сути Святогор является представителем «темного», дохристианского мира. Его мать — Сыра Земля, отец — существо иного мира, тоже «темного». То есть в мире новом, куда стремятся наши предки, к вечной жизни и спасении в Вере, такому персонажу нет места. Он — неприменимая уже первобытная сила. Но, как все историческое, исконное в своем народе, уважаемая и почитаемая им.

Версий «ухода» Святогора несколько. Согласно одной из них, он навсегда остается с персонажами языческого мира, своей родней. Не выдержавши его тяжести, его поглощает Мать — Сыра земля, затягивая его, губя и призывая к себе. По другой — Святогор уже встречается с представителями нового мира, новыми героями — Ильей Муромцем, персонажем новгородских и киевских эпосов. И, найдя гроб и примерив его, богатыри понимают, что он впору Святогору, что старое должно уйти, освобождая место неизбежности перемен.

В. Н. Топоров, В. В. Иванов в работе «Мифы народов мира» предлагают еще одна вариацию встречи Святогора и Микулы Селяниновича, при которой последний предложил Святогору сдвинуть суму, в которой заключена «вся тягость земная». Богатырь, который с легкостью справляется с проблемами и тяготами земными, не в силах справиться со скорбями и душевными горестями людей. И, поверженный столь неожиданным противником, умирает от горя.

Есть версии, связанные с соблазнением Ильей Муромцем жены Святогора. Убив неверную жену и простив соблазнителя, Святогор передает часть своей силы и свой меч Илье, а сам умирает, так как его миссия завершена, что доказывает оказавшийся ему впору встреченный на пути гроб.

Некоторые (немногочисленные) версии истории жизни Святогора оставляют его в живых. Например, по одной из них Микула поделился с ним секретом сумы. А. Ф. Гильфердинг в работе «Онежские былины» поясняет, что такие интерпретации былин характерны для народов Севера, в верованиях которых христианские и языческие обычаи и традиции до сих пор тесно переплетены и интегрированы и старое уступает место новому лишь отчасти, объединяясь с ним.

…………………………………………

Сколько стрельцов лично казнил Петр I

«Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Русские люди очень терпеливы, но когда их терпению приходит конец, наступают страшные времена, не знающие пощады и милости. История же предлагает нам неопровержимые доказательства бессмысленности русского бунта.

Дважды взбунтовавшиеся

Если говорить о стрелецких бунтах, то их было два. Первый случился в 1682 году после смерти царствующего Федора Алексеевича. Второй – уже во время правления Петра в 1698 году. Правда, и в том и в другом случае ключевую роль в организации восстаний сыграла старшая сестра Петра Великого – неутомимая царевна Софья, которая страстно желала руководить страной. Официальная версия, которую декларировали стрельцы, – невыплата жалованья. Однако все мы знаем, что была у стрелецких бунтов и политическая подоплека – борьба за власть.

Двойной трон

Во время первого бунта выборные стрельцы явились 26 мая во дворец и высказали желание всего народа: старший брат Иван пусть будет первым царем, а младший Петр считается вторым. Опасаясь за свою жизнь и боясь повторения погромов, бояре согласились, а патриарх Иоаким незамедлительно совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух нареченных царей, а через месяц венчал их на царство. В оружейной палате Кремля и сегодня можно увидеть двухместный трон для юных царей.

Находчивая Софья

Несмотря на неудачу первого бунта, Софья не оставила надежды завладеть троном. После возвращения царствующего Петра из-за границы она придумывает какую-то по-женски наивную причину для свержения брата. Софья объявляет, что Петра во время двухгодичного заграничного путешествия подменили, и страной теперь руководит вовсе не «милый Петруша» и не великий самодержец, а самозванец. Однако кажущееся сегодня нелепым заявление стало последней каплей, переполнившей терпение стрельцов. Их отряды, отправленные в Великие Луки, вернулись в Москву якобы для защиты царевны, на деле же для участия во втором Стрелецком бунте.

С миру по ложке…золотой

Одним из главных требований стрельцов была выплата жалованья, которая составила, по их скромным подсчетам, 240 тыс. рублей. Такой суммой царская казна не обладала. Тогда Софья, по-прежнему не имеющая никаких формальных полномочий, отдала распоряжение собирать для выплаты долга деньги по всей стране, а также переплавить в монеты всю золотую и серебряную посуду из царской столовой. История умалчивает, каких средств оказалось больше: народных или «переплавленных», но долг стрельцам вернули.

Мы белые и пушистые

Конечно же, несмотря на то, что стрельцы уже находились в Кремле, якобы в качестве охраны, они чувствовали неуверенность, подозревая, что как только покинут эти стены, их власть закончится. Пытаясь обезопасить себя от возможных преследований, они выдвинули еще один ультиматум. Его требования заключались в следующем: все действия 15–18 мая 1698 года, в том числе убийства бояр, правительство должно признать законными и совершенными исключительно в интересах государства и царской фамилии. При этом на Лобном месте стрельцы велели установить памятный столб с вырезанными именами всех воров-бояр, многих из которых они убили без суда и следствия. Правительству не оставалось ничего иного, как выполнить эти унизительные требования.

Месть Петра

Ненависть к стрельцам, которую испытывал Петр, родилась в нем в 10-летнем возрасте, когда, стоя на Красном крыльце Кремля, он видел вздернутое на стрелецкие копья тело князя Долгорукого и ужас в глазах своей матери – царицы Натальи Кирилловны. Поэтому неудивительно, что, будучи уже царем, он лично руководил расправой над стрельцами. Петр даже прервал свою очередную заграничную командировку и вернулся в Москву, правда, когда бунт уже был подавлен. Он велел организовать новое расследование, в результате которого было повешено 2000 стрельцов, 601 человек, в основном несовершеннолетние, биты кнутом, клеймены и сосланы. Петр лично пытал бунтовщиков, помогая известным московским палачам Алешке и Терешке, а пятерым стрельцам собственноручно отрубил головы.

Свеча в руке

По одной из версий, Петр решил придать процедуре казни стрельцов больше устрашающей торжественности. Он велел вывозить осужденных на казнь в черных санях, которые были увиты черными лентами. Стрельцы должны были сидеть в них по двое, а в руках держать зажженные свечи. Лошади – непременно черные, а возницы – непременно в черных тулупах. Так это или нет, достоверной информации нет, однако на своем полотне «Утро стрелецкой казни» Суриков изобразил стрельца именно со свечой в руке.

………………………………………….

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

Католического святого по имени Патрик включили в православные святцы. Эта новость может шокировать, однако на самом деле специально созданная комиссия решила, что оснований для столь смелого шага предостаточно.

Кто такой Патрик?

Будущий святой предположительно появился на свет на территории Британии. Будучи еще юношей, Патрик был похищен и оказался в рабстве. Приняв данность, как наказание за неправедную жизнь, он обратился наконец к Богу. Однажды молодой человек услышал голос, который поведал ему о том, что скоро он вернется в родные края, и корабль уже ожидает его. Так все и произошло.

Возвратившись домой, Патрик стал учеником святителя Германа и через несколько лет, уже в сане епископа, отправился в Ирландию проповедовать христианство. Конечно, поначалу язычники приняли Патрика не слишком тепло. Однако епископ упорно продолжал свою миссию, объясняя на трилистнике единство Бога в 3-х лицах. За годы своего служения Патрик обратил в христианство более 100 тысяч ирландцев и основал несколько сотен церквей.

Западный праздник

Сегодня святой Патрик считается одним из самых почитаемых на Западе. Каждый год 17 марта католики отмечают день его памяти. В этот день верующие Ирландии, Англии, Канады, США и многих других стран не только посещают церковные богослужения. Они участвуют в праздничных парадах, танцуют, поют. При этом люди наряжаются в одежды зеленого цвета. Это цвет, как и трилистник, является традиционным символом дня святого Патрика. Несмотря на то, что праздник выпадает на пост, алкоголь в этот день все-таки употребляют. Такие послабления для своих прихожан сделала Католическая церковь. Теперь день святого Патрика отмечают и в России.

Критерии отбора

Как же получилось, что католический святой попал в православный месяцеслов? Основная причина для такого решения специальной комиссии и Синода – это годы жизни Патрика и дата его канонизации. Он родился в конце  IV века (предположительно 385 год), а умер в середине  V века (461 год). Патрик был произведен в святые до 1054 года, то есть до того момента, когда случился раскол, и христианская церковь разделилась на восточную и западную, на православную и католическую. Таким образом Патрику удалось соблюсти одно из главных условий для включения в православный месяцеслов, которое говорит о том, что святой не должен быть замешан в борьбе против восточной церкви.

Конечно, Патрик был зачислен в православные святцы не только благодаря вышеуказанному стечению обстоятельств. Учитывались и безупречность вероисповедания святого, и обстоятельства его жизни и прославления, и многие другие факторы. Это подтвердил и Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Примечательно, что вместе с Патриком в православный месяцеслов были включены и еще несколько «западных» святых. Например, преподобная Женевьева Парижская, святитель Герман, епископ Парижский и другие.

В России день поминовения святителя Патрикия, просветителя Ирландии, отмечается 30 марта. Расхождение в 13 дней с датой праздника в других странах объясняется тем, что раньше люди жили по юлианскому календарю, в соответствии с которым праздник святого Патрика действительно выпадал на 17 марта. Однако, согласно современному исчислению, эта дата должна отмечаться именно 30 марта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *