Сибирское
Казачество
31 декабря 2016 Просмотров: 1 841 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

«Распутин — самозванец и известный развратник».А также, какие тайны скрывает история семьи Григория Распутина

grigoriy-rasputin-1Григорий Распутин был родом из простой крестьянской семьи из Тобольской губернии. Дата его рождения доподлинно не известна — по разным данным, он появился на свет между 1864 и 1872 годами. В молодые годы он обратился к религии — совершил паломничество в Верхотурский монастырь в Свердловской области, побывал в Греции на горе Афон, в Иерусалиме. За время странствий он завязал знакомства со многими монахами и представителями духовенства, в том числе с представителями Санкт-Петербургской духовной академии.

К 1904 году в глазах светского общества Распутин превратился в религиозную знаменитость. К нему проявил интерес император Николай II, удостоив «божьего человека» личной встречи. Со временем Распутин приобрел влияние на императорскую семью благодаря тому, что помогал единственному сыну императора, цесаревичу Алексею, бороться с гемофилией — неизлечимой наследственной болезнью, при которой нарушен процесс свертывания крови.

Арон Симанович, мемуарист, прославившийся как личный секретарь Распутина, писал в книге «Распутин и евреи. Воспоминания личного секретаря Григория Распутина»: «С первой же встречи с царевичем он отнесся к больному мальчику с особенной предупредительностью.

Его спокойствие и уверенное обращение сильно влияли на людей. Его особенное искусство воздействовать на больных сразу поставило его в надлежащее положение у кровати страдающего мальчика».

Для остановки кровотечений Распутин использовал народные средства — например, разваренную кору дуба, однако в глазах императорской четы это выглядело чудом. Как отмечает Симанович, Распутин сумел внушить царю, что болезнь наследника опасна для него только до восемнадцатилетнего возраста и что после этого срока он совершенно избавится от болезни.

Представители церкви относились к Распутину настороженно.

По мнению священников, он был представителем хлыстов — русской секты, возникшей, по разным данным, под влиянием западноевропейских мистических сект, манихейства (переосмысление Библии с примесью заимствований из буддизма и зороастризма), славянского язычества или старообрядчества.

Хлысты отрицают церковную обрядность, священные книги и священников, придерживаются строгого аскетизма, практикуют пищевое и половое воздержание. Последнее, впрочем, не очень согласовывалось с доносом от одного из священников, что к Распутину приезжают женщины и об их «страстях, от которых он избавляет их… в бане». Однако проведенное Православной церковью расследование не выявило никаких признаков «хлыстовщины».

Не увенчалось успехом и второе расследование, проведенное в 1912 году. По его результатам Распутин был назван «христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой».

Официальных обвинений над ним больше не тяготело. Тем не менее не верящих в благочестивость Распутина хватало. К 1912 году о нем вышло несколько статей, где говорилось о «мистическом распутстве», а сам Распутин назывался «духовным гастролером». А знакомый Распутина, бывший монах Илиодор, распространял письма скандального содержания, написанные Распутину якобы императрицей Александрой Федоровной и княжнами. Сейчас большинство исследователей считают их поддельными. Кроме того, в 1917 году Илиодор опубликовал книгу о Распутине «Святой Черт».

Во время церковных расследований Илиодор отзывался о Распутине следующим образом:

«Распутин — самозванец и известный развратник.
Используя свою власть над женщинами, он соблазнил несчетное их количество. Одна из его несчастных жертв пришла ко мне за помощью и рассказала, что обвиняемый ее загипнотизировал и она была не в силах ему сопротивляться. А потом это обезумевшее создание попыталось соблазнить меня. Конечно, я отправил ее в лечебницу для душевнобольных, но боюсь, что разум покинул ее навсегда».

Почитательниц у Распутина действительно было много. Как вспоминает Симанович, часть их верила в его сверхъестественные силы и божественное предназначение, часть просто отдавала дань моде, ухаживая за ним, или старалась добиться с его помощью каких-то преимуществ. Сам Распутин упоминал, что многие высокопоставленные лица прямо вешали ему на шею своих жен и любовниц, чтобы таким образом добиться для себя некой выгоды.

Влияние Распутина на императорскую семью превратило его в божество. По одному его слову чиновники получали высокие ордена. Назначения, для которых была необходима долголетняя служба, Распутиным проводились в несколько часов. «Не нужно было особых знаний или талантов, чтобы при его помощи сделать самую блестящую карьеру. Для этого было достаточно прихоти Распутина, — пишет Симанович. — Ни один царский фаворит никогда в России не достигал такой власти, как он».

При этом Распутин в открытую выражал свою неприязнь к дворянству. Он называл дворян собаками и заявлял, что «в жилах любого дворянина не течет ни капли русской крови». За столом он грязными руками делил куски пищи между своими поклонницами. А когда по праздникам его навещали почитательницы и поздравляли, обнимая его сапоги, он особенно обильно смазывал обувь дегтем, «чтобы валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы испачкали свои шелковые платья».

По рассказам того же Симановича, для кутежей Распутина был построен отдельный дом, который посещали любовницы князей, министров, финансистов. Сами министры приглашениями Распутина тоже не гнушались.

К 1914 году претензии общественности к Распутину оформились в полноценный заговор, который возглавили внук императора Николая I князь Николай Младший и политический деятель Михаил Родзянко. В июле на Распутина было совершено покушение — на него с ножом набросилась последовательница Илиодора Хиония Гусева. Распутин выжил, но провел в больнице несколько месяцев.

Следствие продолжалось около года, по его итогам Гусеву признали душевнобольной и поместили в психиатрическую лечебницу. Как гласят выписки из ее истории болезни, «Хиония Гусева была набожная, на религиозной почве начала проявлять признаки ненормального состояния. Однажды утверждала, что Илиодор приедет в дом Толмачевой на паре лошадей, запряженных в автомобиль. Зажгла в доме все лампадки, а затем ночью будила Толмачеву и Пуцкину встречать Илиодора. В другой раз выгоняла из дому Марию Завороткову, говоря, что в последнюю вселился бес». Нападение на Распутина она совершила потому, что

«Илиодор стал называть его лжепророком, развратником. Все это сильно действовало на испытуемую.

Ей стало казаться, что неправда царит на земле, она перестала ходить в церковь, поститься, молиться. Однажды после прочитанной газетной статьи о Распутине она решила отомстить за Илиодора, вообще за всех обманываемых и обесчещенных».

Сам Илиодор в книге «Святой Черт» пишет: «Она часто прерывала мои речи и горячо-горячо говорила: «Дорогой батюшка! Да Гришка-то настоящий дьявол. Я его заколю, как пророк Илья, по велению Божию, заколол 450 ложных пророков Вааловых! А Распутин еще хуже их».

Смерть настигла Распутина в ночь на 30 декабря 1916 года.

В список заговорщиков вошли князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович, политический деятель Владимир Пуришкевич и офицер британской разведки Освальд Рейнер. Убийство произошло во дворце Юсуповых на Мойке. Версии случившегося в показаниях участников расходятся и не согласуются с показаниями следствия. Так, например, все участники убийства утверждали, что Распутин получил пулю в сердце, но судмедэксперты не обнаружили ранения. Зато Распутин был ранен в печень, после чего вряд ли прожил бы и 20 минут, но по рассказам убийц, он полчаса-час бежал от них по улице.

Убийцы начали с того, что угостили Распутина отравленными цианистым калием вином и пирожками. Однако яд не подействовал — Распутин выпил несколько рюмок, а затем попросил чаю и предложил поехать к цыганам.

«Мне показалось, что ему известно, зачем я его привел сюда и что намерен с ним сделать. Между нами шла как будто молчаливая, глухая борьба», — писал Юсупов в книге «Конец Распутина».

Далее, по словам Юсупова, он посовещался с другими участниками заговора, и они решили было задушить Распутина, но выстрел из револьвера показался им более надежным. Юсупов выстрелил ему в спину.

«Мы верили, что Россия спасена, — вспоминал Юсупов, — и что с исчезновением Распутина для нее открывается новая эра, верили, что мы всюду найдем поддержку и что люди, близко стоящие к власти, освободившись от этого проходимца, дружно объединятся и будут энергично работать».
Распутин некоторое время не подавал признаков жизни. Его тело было неподвижно, пульс не прощупывался. Однако когда Юсупов собирался было уже отойти от убитого, его веки дрогнули, а затем он распахнул глаза, вскочил на ноги и вцепился в плечо Юсупова, пытаясь ухватить того за горло. На крики вырывающегося Юсупова прибежали остальные заговорщики и принялись стрелять в Распутина. Ему, по рассказам убийц, удалось выбраться из дома, и только при попытке перелезть через стену сада они поймали Распутина, связали, отвезли к Неве и сбросили в полынью, под лед.

Скрыть следы преступления заговорщикам не удалось.

На следующий день прохожие обратили внимание на капли крови на мосту, водолазы выловили тело Распутина. Члены его семьи были в курсе, что тот ушел в гости к Юсупову, а в доме, где произошло убийство, следователи обнаружили следы крови.

По заключению судмедэксперта, Распутин погиб от кровотечения, наступившего после ранения в живот. Он умер еще до того, как его сбросили в воду. Яда в желудке обнаружено не было.

Позднее доктор, который должен был положить в пирожки цианид, признался, что вместо него добавил аспирин.

Распутина похоронили в Царском Селе — не рискнули переправлять тело через полстраны в родной город. Долго в земле оно не пролежало. В марте 1917 года, после окончания Февральской революции, его сожгли в топке парового котла Политехнического института.

В 1990-х годах некоторые православные круги предлагали канонизировать Распутина как святого мученика, но Синодальная комиссия Русской православной церкви по канонизации святых отвергла эту идею.

Образ Распутина широко растиражирован в литературе, театре и кинематографе, ему посвящены как документальные, так и художественные произведения. Фильмы о нем снимались вплоть до наших дней, последним стал 8-серийный отечественный «Григорий Р.».

Кроме того, Распутину посвящено несколько песен, в том числе и зарубежных. Наиболее популярна песня группы Boney M «Rasputin», где его называют «величайшей машиной любви в России» и «любовником русской царицы». Также его именем названы клубы, отели, магазины, напитки и журналы по всему миру.

 

————————————————————————————————————————————————————

rasputin-11С именем Григория Распутина связано столько мифов, что их хватило на три поколения его потомков. Сегодня разглядеть за этими мифами семейное прошлое настойчивее многих историков пытается правнучка тобольского крестьянина Лоранс Юо-Соловьефф.

Нарядный павловопосадский платок, чехол для телефона, украшенный хохломой, в комплекте со славянской фамилией, произносимой на французский манер,— «русскость» коренной парижанки мадам Юо-Соловьефф не знает границ. С первых минут разговора становится ясно: интерес к перипетиям российской истории начала ХХ века для нее дело глубоко личное. Ведь именно это время определило историю ее семьи.

Из семерых детей Григория Распутина до взрослого возраста дожили трое: Матрена, которая еще в Петербурге сменила свое «деревенское» имя на более светское — Мария, Варвара и Дмитрий. После того как Дмитрия с семьей сослали в Салехард (ориентировочно в 1930-х, точная дата не установлена), а Варвара просто исчезла (одна из версий — скончалась в госпитале от тифа в середине 1920-х), Матрена осталась его единственным потомком, которому удалось пережить все революции и войны первой половины века.

Незадолго до своей смерти Распутин оставил любимой дочери записку: «Скорее беги, пока светло». Матрена не оставила ее без внимания: добыла для себя и мужа новые документы и решилась на побег. На западе был фронт, так что из Петербурга отправились в Европу через Владивосток. Путь занял почти два года и был полон приключениями: золото царской семьи на каждой станции искали в багаже, поезда застревали на Транссибирской магистрали по нескольку месяцев, мятеж подняли чехословаки, перед самой посадкой на пароход Матрена родила своего первенца, дочь Татьяну, а на пароход грузились, когда во Владивостоке уже «гостили» интервенты. Путешествие получилось почти кругосветным: оставив позади Сингапур, Японию, Суэцкий канал, семья высадилась в итальянском Триесте, оттуда через Прагу двинулась в Берлин. Еще через четыре года перебрались в Париж. Там Матрена танцевала в Театре Империи, пока в начале 1930-х ее не заметил директор американского цирка Barnum. Знаменитая фамилия заинтересовала антрепренера — он пообещал взять Матрену на работу в цирк и увезти ее в Америку, но с одним условием: сначала она должна войти в клетку со львами. Именно с этой семейной легенды внучка Матрены Распутиной, Лоранс, и начинает рассказ о своих родных.

— Конечно, бабушка согласилась,— гордо улыбается Лоранс.— После побега от революции, Первой мировой и Гражданской войны клетка со львами ее уже не очень пугала…

Лоранс Юо-Соловьефф, правнучка Григория Распутина

Лоранс Юо-Соловьефф, правнучка Григория Распутина

Историю своей семьи мадам Юо-Соловьефф, которая сейчас живет в пригороде Парижа, изучает и рассказывает уже не первый год. О своих русских корнях и о прадеде она узнала только подростком — имя Распутина долгое время было под запретом в родительском доме. Зато теперь, чтобы докопаться до истории своей семьи, о которой красочнее всего свидетельствуют бабушкины воспоминания и бессчетные мифы, она не ограничивается изучением «хронологической пыли» — в свои 73 года Лоранс уже несколько раз побывала в родной деревне прадеда и бабушки, что в Западной Сибири. На одной из ее фотографий — два ряда укрытых снегом изб, между ними — неровная колея, а над крышами — хмурое небо. Показывая мне фото, которое Лоранс сделала во время одного из таких путешествий в Покровское, она без экивоков называет деревню своего прадеда «унылой долиной».

— Да ведь здесь ничего не изменилось с тех пор, как мои предки уехали из этих мест в прошлом веке! — возмущается она.— Думаю, точно таким же здесь было и средневековье — все те же маленькие избы. Почти вижу, как моя бабушка гуляла по этой же дороге…

— А сами-то жители Покровского помнят, что здесь когда-то жил Распутин?

— Конечно. Когда я впервые побывала в Покровском в 2005 году, я ходила по деревне, стучалась в двери, спрашивала жителей, помнят ли они, что это деревня Распутина, все отвечали: «Ну конечно, знаем». И многие почтительно относятся к этому человеку. А вот когда во Франции выясняется, что я правнучка Распутина, люди обычно просто ахают.

— Много мифов окружают имя Распутина. Какой из них, на ваш взгляд, самый неправдоподобный?

— Сложно сказать. Зато я знаю, какой самый правдивый: он действительно был целителем. Ведь Распутина приняли ко двору только потому, что он умел лечить животных у себя, в своей сибирской деревне. Таких талантливых целителей, которые никогда не учились на ветеринаров, много во Франции, особенно в Бретани или Оверни. А слухи, которые окружали Распутина… Тут надо начинать с другого: когда в царской семье родился царевич, его болезнь — гемофилию — держали в тайне, то есть никто, кроме семьи, о ней не знал. Тем временем разговоры об уникальных способностях Распутина дошли до двора — и его решили позвать. Но поскольку знатные люди не понимали, что за человек Распутин и почему он бывает у императрицы, решили, что он, конечно, не просто так чай с ней пьет… Это смешно, он никогда не был таким уж близким другом императорской семьи. Во время революции, когда царь понял, что все против него, а единственным, кто был верен ему, остался Распутин, он стал называть его «мой друг». Моя бабушка редко рассказывала мне об императорской семье, ведь в семье такие разговоры были строго запрещены…

— Почему?

— Наверное, чтобы защитить меня, да и всю семью. Когда среди других эмигрантов во Францию приехал Юсупов, он очень быстро написал книгу воспоминаний «Конец Распутина», в которой подробно рассказал, как он «убил дьявола». Книга была очень популярна в 1930-е годы, а репутация Распутина соответственно была очень плохой… Позже, когда Россия и Германия заключили пакт о взаимном ненападении, о русских корнях тем более старались не говорить. Ну а дальше — большая война…

— Когда вы поняли, что Распутин — ваш прадед?

— Мне было около 12 лет. Одна моя подруга сказала мне: «Ты знаешь, что ты русская?» Я удивилась, но она обратила мое внимание на имя моей матери.

— Ну конечно, фамилия-то русская…

— Так я ее не знала — запрет. Помню, как мой отец говорил, стуча по столу, что не хочет, ни чтобы имя Распутина произносили дома, ни чтобы дома говорили о русских корнях семьи. Вот и не говорили. Только когда отец умер, мой кузен, его племянник, сказал: нужно вспомнить всю нашу историю, все, что мы знаем о прадеде.

— И что вы знали о Распутине?

— Что почти все, что о нем рассказывают, неправда. Что он никогда не был монахом, как любили говорить в Европе, что он никогда не устраивал безумных дебошей. Мне об этом рассказывали в детстве — теперь я обязана рассказать об этом… Да, он был родом из деревни, он приехал в Петербург с грязными ногтями, он не умел ни читать, ни писать до 40 лет, он действительно начал сильно пить после 1914 года — так сильно было его отчаяние из-за войны, в которой участвовала Россия. Он считал, что Россия погибла, что она уже разрушена, поэтому он и пошел за Юсуповым, чтобы его убили. Поэтому он написал своей дочери: «Скорее беги, пока светло».

— Думаете, он понимал, что именно Юсупов хотел его убить?

— Нет, но он знал, что до конца года он умрет. На него уже было совершено несколько покушений. Конечно, когда он шел к Юсупову, он прекрасно понимал, что это далеко не невинное приглашение на чай. Конечно, он рисковал.

— Когда Юсупов был в Париже, он не догадывался, что здесь живет дочь убитого им Распутина?

— Феликс Юсупов это прекрасно знал. Когда у вас много денег, вы знаете все и можете многое. Правда, он не навредил никому здесь — ему хватило убить… нет, уничтожить Распутина.

— Он никогда не говорил и не встречался с дочерью Распутина или ее семьей?

— Нет. Но моя тетя Мари, которая была замужем за нидерландским послом, некоторое время провела в Афинах. Там же тогда жила Ирина, дочь Юсупова. Они стали близкими подругами, и прямо перед отъездом она рассказала моей тете, кто она такая… История умалчивает, какова была ее реакция. Потом эта женщина навестила нас с мамой в Париже. Из нашего дома Ирина позвонила своему отцу Феликсу Юсупову и сказала в трубку: «Папа, это я. Знаешь, у кого я в гостях?» Встреч не было. Но Юсупов знал, что мы рядом.

— Какой вы помните вашу бабушку, Матрену Распутину?

— Она научила меня танцам, некоторым русским словам, песням, она сама пела постоянно! У нее были голубые глаза с сиреневым оттенком, знаете, как барвинок, цветок такой. Куда бы она ни входила, на нее сразу все обращали внимание. Она была очень светлым человеком, но скажу вам по секрету: к ней многие тянулись и сторонились ее одновременно. Впрочем, как и меня. Люди сторонятся меня даже сейчас. У меня есть друзья, которые говорят: «Знаешь, Лоранс, ты мне очень нравишься, но я не могу представить тебя своей семье». Просто потому, что я потомок Распутина.

— Она была верующим человеком?

— Разумеется. И в семье всегда отмечали важные церковные праздники, Пасху например. Я приняла православие после ее кончины, чтобы быть к ней ближе. И после нашего разговора поеду в собор Александра Невского на улице Дарю (русская православная церковь в Париже.— «О») и поставлю свечку за императорскую семью… Знаете, когда бабушка рассказывала мне о ней, она никогда не называла Николая по имени или просто царем, как это принято во Франции, но только Его Царское Величество. Мне это казалось таким наивным — в 1970-х во Франции никто так не говорил. Она выпустила три книги, никто их не читал, а она писала их от всего сердца. Но французам и всем европейцам такое читать неинтересно — они охотнее покупали книги Юсупова, которому хватило денег, чтобы не только издать свои книги, но и чтобы перевести их на испанский, итальянский, английский языки.

— А Распутина сегодня многие знают во Франции?

— Конечно, здесь «Распутин» — это имя нарицательное, которым иногда называют политиков, которые слишком любят давать советы. Хотя прадед не занимался никогда такой политикой! Правда в другом: царица Александра, которая видела в нем чуть ли не посланника Божьего, убедила Николая спрашивать совета Распутина только в отношении характера людей. Глядя на кого-то, он точно мог сказать, хороший перед ним человек или плохой. Но он совершенно ничего не понимал в политике! Тем не менее я слышала, что он спровоцировал революцию. Да-да, говорят, что он точно виноват в революции 1917 года, в Гражданской войне, а еще в Первой мировой войне и чуть ли не в войне 1940 года, когда в Париж пришли немцы. Единственное, в чем его пока не обвиняли,— это в убийстве…

ДОСЬЕ                                                                                                                                                                                                                                     
По-секретарски всему свету                                                                                                                                          
Легенда гласит, что Григорий Распутин предсказал гибель императорского дома в случае своего убийства
rasputin-13

1. Григорий Распутин. На обороте собственноручная его надпись «От скорби на радость, мир и труд во спасение Григорий» 2. Дочери Распутина 3. Распутин с детьми во дворе своей усадьбы 4. Дом Распутина 5. Распутин среди своих почитательниц

 

Помимо изустной легенды известны предостережения «старца», которые были обнародованы в книге секретаря Распутина Арона Симановича.

Они гласят: «Если же меня убьют бояре и дворяне и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства. Русской Земли Царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей Семьи, то есть детей и родных, не проживет дольше двух лет. Их убьют».

Это «предсказание» увидело свет в 1921 году, когда в Риге вышла книга Симановича «Распутин и евреи. Воспоминания личного секретаря Григория Распутина».

Современники, ненавидевшие Распутина и отравленные антисемитизмом, называли мемуары Симановича «лживыми», а самого автора — проходимцем.

Между тем судьба этого человека — авантюрная и трагическая одновременно. Он был купцом 1-й гильдии. В Петербурге занимался поставкой ювелирных изделий аристократии. Содержал игорные дома и сам был игроком. Вошел в доверие к Распутину, предупредив его о готовящемся на него покушении. После Февральской революции был арестован и заключен в «Кресты».

Заплатив состояние за освобождение, уехал в Германию, затем во Францию, где занимался, в частности, подделкой советских денег.

Во время Второй мировой войны был интернирован в лагерь для лиц без гражданства. Убит в Освенциме 31 июля 1944 года.

Следы его четырех детей из шести затерялись.

Достоверно известно о двух: сын Соломон был убит в концлагере Собибор в 1943 году; сын Иоанн, которого Распутин в детстве вылечил от «пляски святого Витта», после Второй мировой войны жил в Либерии, владел рестораном «Распутин», дружил с президентом страны Табменом и часто бывал в советском посольстве.

Икона Божией Матери "Знамение", извлеченная из могилы Распутина

Икона Божией Матери «Знамение», извлеченная из могилы Распутина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *