Перечень поручений по вопросам реализации государственной политики в отношении российского казачества \ О женщинах в казачьем сообществе
Утвержден
Президентом РФ
09.04.2021 N Пр-561
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОРУЧЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Президент утвердил перечень поручений по вопросам реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.
- Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Москвы в рамках реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 — 2030 годы (далее — Стратегия) принять меры по созданию в составе федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей» Центрального музея российского казачества и обеспечению его деятельности, предусмотрев при этом необходимое финансирование.
Доклад — до 31 декабря 2021 г., далее — ежегодно.
Ответственные: Мишустин М.В., Собянин С.С.
- Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах обеспечить:
а) оказание консультативной помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке и утверждении планов мероприятий по реализации Стратегии;
б) проведение анализа результатов реализации Стратегии органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
в) мониторинг создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов, обеспечивающих общественный контроль за ходом выполнения планов мероприятий по реализации Стратегии.
Доклад — до 15 февраля 2022 г., далее — ежегодно.
Ответственные: полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.
- Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) разработать совместно с органами местного самоуправления при участии Всероссийского казачьего общества, иных объединений казаков и утвердить планы мероприятий по реализации Стратегии.
Срок — 1 июня 2021 г.;
б) обеспечить привлечение Всероссийского казачьего общества, иных объединений казаков к выполнению планов мероприятий по реализации Стратегии.
Доклад — до 31 декабря 2021 г., далее — ежегодно.
Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, Долуда Н.А.
———————-
Несмотря на обильный поток самого разного рода писем и сообщений, которые ежедневно поступают в адрес КИАЦ, при их открытии, жемчужины действительно важной, проникнутой заботой, любовью, а порою и болью за судьбу казачьего народа мыслей и информации, обнаруживаются весьма редко.
Полученное недавно письмо и прилагаемые к нему проекты, автором которых является директор-художественный руководитель Фестивально-гастрольного агентства «Разгуляй», Председатель Межрегиональной общественной организации «Союз Казачьей Танцевальной культуры», Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии Александр Михайлович Литовченко, явило на сегодня, пожалуй, одну из наиболее крупных такого рода жемчужин.
За многие годы работы (12-ть педагогических, 12-ть профессиональное руководство Госансамбля «Казачья вольница» – Краснодарская филармония; 12-ть частный бизнес: фестивально-гастрольное агентство и пр.), в данный момент Александр Михайлович, как он пишет: «Фиксирую только председательство Межрегиональной общественной организации «СОЮЗ КАЗАЧЬЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ».
С позволения Александра Литовченко привожу его письмо, адресованное мне, как руководителю КИАЦ. Надеюсь, казаки и казачки, особенно занимающиеся сохранением, поддержкой и развитием казачьей культуры, откликнутся на поднимаемые в нем проблемы и вопросы. После чего, сообща подумаем, что можно и нужно сделать, чтобы их решить, используя казачьи и не только казачьи информационные и иные ресурсы. Подумаем также, каким образом в решении этих проблем задействовать государственные структуры, ответственные за реализацию госполитики в отношении российского казачества, включающую в себя содействие сохранению и развитию культуры российского казачества, а также тесно связанную с ней задачу воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности к служению Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества.
Напоминаю, что Президент России В.В. Путин объявил 2022 год Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Так что есть время и возможности, чтобы к следующему году подготовить ряд крупных и менее крупных проектов, представляющих богатую казачью культуру во всех её красках и многообразии.
Далее предоставляю слово Александру Михайловичу, включая от себя вставки видео и некоторые пояснения по тексту, выделяемые мною цветом):
Выступать комиссаром подлинности и полноты понимания казачьей культуры не стану. Но верую, что Казаки России — длинномасштабный проект матушки истории, и она нам не подвластна. Но чувствуется время, день и час, когда мы вырываемся из жёстких объятий, сотворившей нас истории и начинаем творить казачью жизнь сами. Мир меняется быстрее, чем человек, но истина остаётся неизменна и, главное, как ею распорядиться. И еще вдогонку, несколько смыслов, от собратьев по возрождению: «Безыдейный, бездуховный народ, к сожалению, ничего не построит и, скорее всего, будет завоёван»
Письмо мотивированно, как реакция и впечатления меня, казака, на культурологическую профильность, национально-творческую практику в деятельности вашего Центра (имеется ввиду КИАЦ), на большое будоражащее пространство и время истории российского казачества. Листы письма отразят, только то, что увидено и услышано в цифровом контенте Вашего Центра.
Ограничусь тремя видео исходниками.
- Громов
- Женщины
- О Главном! Культура защитница наша.
Вопрос разрозненности, и не только территориями, структурами, но и приближенностью к законному финансовому, главное, к самому факту объединения наших летопоступков.
Громов
Нельзя не заметить важность самого факта и его фиксации, с таким информационным полем обеспечения выступления Владимир Прокофьевич Громов 15 июля с.г.
Чему я несравненно рад и сам готов вести себя в фарватере сказанного.
Поддержка культуры российского казачества заявлена, с позиции задач, и с позиции кто должен выполнять её, тем важна, что именно Президентом РФ 2022 год объявлен годом не материальной культуры народов России.
И там, и здесь, подчеркивается важность традиционной народной культуры в определении самосознания, духовного мира, идентичность.
Перекосы и приоритеты в области службы, военной истории, никогда не решат вопросы духовности, являющейся основой многоликой, многожанровой культуры.
В том то и проблема, что нынешние казаки не являются носителями традиционной народной культуры.
Более века, разоружив нас духовно, подменив национальное сознание на симулякр (на еврейско-большевистскую липу) советская власть оставили казаков уязвимыми для буржуазной массовой культуры. И как важно, чтобы наши проекты, национальные представления, массовые исторические церемонии стали опытом образования и чувственного переживания наших детей и внуков.
Вопрос только в том, что одна из истин Рода казачьего, так свободно сформированная сейчас атаманом Громовым, почему-то сложилась и так ярко представлена при освобождении его от ответственности территориального атаманства.
Женщины
Общественно-политическая, культурная практика советского периода, использовавшая практику продвижения управленческих кадров, полностью сдулась в период, так называемых «демократических реформ». Но в стереотипе мужского управленца еще остается незыблемое: то, что культуру должны возглавлять, а значит, заниматься ею — женщины. Такое было переложено и на период становления казачьего обновления и возрождения.
На Кубани это дошло до абсурда, когда культурой казачьей столицы Екатеринодара-Краснодара многие годы занималась женщина с якутским типом лица (фото не прилагается).
Большевистское сознание простраивалось на упрощенном, а главное, безответственном принятии решений перед титульным народом территории и считало возможным: женщина в популярных видах искусства, выдаваемая за «мастера», — то и её дорога прямиком в руководящие структуры.
Я надеюсь, вы не сочтете меня в неприятии узких глаз. Зависимые от системы и не вкушавшие «радость» ответственности за национальный характер, не способны породить Традицию и ее представить. Женщины в казачьих продвижениях — это ошибка, ложный путь, и я не стану больше это проверять.
Так, ни Елена Купряхина, ни режиссёр-постановщик Алиса Курганская не выведут казачью культуру к оформленному, а главное, истинному звучанию, обеспечивающему так сильно задолжавшейся потребности не только казакам, но и русскому народу.
Опасность и ложность мотивации женщин казачьих объединений, представляющих научные, образовательные и организационно-постановочные направления жизнедеятельности структурированных казачьих объединений (войск). Мной выслушаны содержательные протуберанцы двух участниц процесса:
советник Верховного Атамана СКВРиЗ по культуре Елены Купряхиной, речь от 26 декабря 2020 г.;
встреча с автором сценария, режиссёр-постановщиком фильма «Падение Феникса» Алисой Курганской.
Особым восприятием отмечено участие от пишущего сообщества МОО «Гильдия межэтнической журналистики» Маргариты Арвитовны Лянге.
Наш «мужской взгляд» — это взгляд разума, баланса и единственно возможного возрождения национально казачьего, где женское находится в ясно отражённом мужском. В казачьей среде женщина никогда не имела уничижительного статуса и тому мы будем придерживаться. Но, период длинного советского и нынешних политико-экономических выкрутасов представил нам столько женского предательства нашей русскости, что женское управленческое мышление, а надо понимать полностью ангажированное на власть заняло большую часть культурного пространства, не только в с современных модернистских формах/жанрах (флешмоб, кинофестивали, инсталляции), но и в традиционном воспроизводстве национальной казачьей культуры.
Ув. А. А., вы, конечно, подумали о том, что я о женщинах в казачьем сообществе. Нет, как режиссер контрастных ощущений: все, о чём я сейчас – это о наших атаманах?!
Их хитрое (осознанно-без осознанное) придерживание процессов познания и развития Традиции казачьей, отсутствие личных знаний и практик, в связи с этим, их трусости.
Ни дай Бог, чтобы Вы заподозрили меня в женоненавистничестве.
О главном!
Мы все объединены и заинтересованы в привлечении внимания к народному творчеству казаков России. При всем том, что мы на полпути в разработке нормативно-правовых документов, главное все же, остается в том: нас должны хотеть видеть, переживать и верить в наше так ярко, исторически сложившееся искусство. На этом пути спасут нас не «охи-ахи», а внедрение современных форм популяризации традиций, на основе представления лучших организационно-творческих практик.
Человеческое несовершенство проглядывает и в наш «совершенный» век.
Мы видим, как разрушается принцип духа, идеала, — искусства высокого примера. Наше время переполнено фактами, константами завершения культурных явлений без участия национальной традиции, культурно-исторической основы. Современные тенденции имеют кумулятивный характер и привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности национально-культурных институтов. Коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области истории знаний, практик, так и жизнедеятельных, но не допущенных к процессу, массовых национальных представлений, и самой индустрии национальной праздничной культуры.
Мы свидетели действительно большого кризиса художественной системы с национальным ликом. И, все же, мы желаем принять активнейшее участие в интеграционной «шля-дорожке», с принципиально глубоким взаимодействием, возрождением, адаптациями национальных массовых представлений, в стилистике площадных Театров, где казачья история, так ярко зафиксированная в культурной традиции, будет громко произносима. И тут хочется испытать поддержки Государства, осознавая, что национальная культура, массовые национальные представления на больших площадях, в парках, национально исторических местах городов, станичных пространств – это духовно-стратегическое оружие. Историко-национальные, театрализованные представления (праздники), массового публичного произношения имеют высшую социальную значимость, формируют, так долго разыскиваемое, государственно-патриотическое мировоззрение.
Самое страшное: наступление времён, когда из национального искусства изгоняется Дух, он становится, никому не нужен.
А там дэ жэвэ казацка Слава, там без Духа нэ можно!
Вычитывая Стратегию до 2030 года, мы сами испытываем ответственность в деятельности, направленной на национальную безопасность, воплощенной развернутой политикой и поддержкой российского казачества. Нам так важно, чтобы было исполнено законодательное регулирование вопросов сохранения, охраны, изучения, использования, актуализации и пропаганды нематериального культурного наследия, где будет представлено традиционное народное исполнительское искусство, обычаи, обряды и церемонии, а особенно, массовая праздничная культура, развернутая индустрия.
Для этого вот уже 14 лет мы выстраиваем себе сами социальный заказ на проведение общественно значимых событий, акции в художественно-праздничной форме (о списке и форматах речь в проектах).
Сознание многих управленцев от культуры так вязко, что им проще видеть предметы искусства, их ощупывать. И как им точно сложнее с явлениями нематериальной, духовной культуры, тем более оценить её, в торопливом рапортовании на «верх».
В силе нематериальной, национальной культуры результаты не скоротечны, они насыщено аккумулируются в российском народе, в его поколениях, за счет яркости и образно обустроенных представлениях традиции в воинских церемониях, сюжетно-обрядовых театрализациях, музыкально-танцевальных представлениях.
Констатируя не жизнерадостность возобновленного, реконструированного исторического посыла, в некоторых наших государственных репродукциях непрямого контакта, хочется заявить, что с нашим участием можно сменить восприятие российским народом телевизионные версии, на живое восприятие массы национальных людей объединенных в Театре-сфера, до отказа наполненным историческим контентом (начиная с 9-12 веков), правдой о Российском казачестве.
Каждый раз, вырывая из уст тинэйджеров: «Зачем нам быть на массовом празднике, национальном площадном представлении, — мы же всё видим по ТВ». Мы не дадим разновозрастной публике отвыкнуть от прямого очеловеченного общения, тем более на таком популярно всеми фольклоре, каким является творчество казаков России!
Сейчас очевидно: казачьей многожанровой культуре не помогают.
А многие при этом делают очень умный вид, отвлекая и манипулируя, покрикивая: духовность, духовность. Кстати, нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Где же, уникальная семейно бытовая традиция и ежедневная культура, где воинская культура, где межнациональный паритет? Типология казачьего народа столь многообразна и завершена, что она сама явит базовые духовные скрепы, помноженные на факты уникальной истории казачества и не только как Российского явления. НО! Должны быть постоянно события ее произнесения и представления!
Еще раз о массовой культуре – это засилье образов, за которыми не стоит реальность. Поэтому в образах «насилия» не чувствуется боль, в «сексуальных» образах из рекламы нет желания, а за эмоциями в интернете нет живого общения. Мы свидетели действительно «упражнений» вокруг пустоты.
Паники нет, — человечество создало столько великого, что и нам с вами хватит вполне, и вообще всем. Вопрос о Представлении Национального в пространстве и времени нашей и других жизни.
Всё формируется и разваливается во времени и пространстве.
В этот дуализм активнейшим образом вмешивается политика государственных мужей, всегда находящихся в положении «временщиков».
Отвлечение и подмена: грамоты, дипломы, сертификаты.
Грамоты — лучше мнение профессионального специалиста со стороны;
Диплом — участие в большом национальном многожанровом, выездном проекте;
Сертификат – дополнительное профессиональное образование у мастеров.
Я никогда не думал, что органы образования такие вражистые: сертификат финансовая основа руководителя, флешмоб – лучший национальный танцмассив.
Отправляя именно Вам материал, не могу не привести хотя бы один пример, чтобы остаться в обосновании. Нам взрослым ясно, что молодежь является «социокультурным продуктом» своего времени. В последнее время снижение ценностей духовной культуры среди россиян, особенно среди молодежи (вся предыдущая практика наша опирается как на казачью молодежь, в основном образовательную, так и на молодежь, ориентированную на восприятие массового национального представления на основе казачьей традиции), связано с глубоким общественным кризисом в стране. На глазах происходит искажение исторически сложившейся общечеловеческой и национальной иерархии этических и эстетических ценностей в искусстве и быту, уменьшение фундаментального значения народного и духовного искусства.
Так вот, после программы «Самоварфест — 2019» представители администрации (президент Фонда «Культура наций», директор Фестиваля русского гостеприимства «САМОВАРФЕСТ» Долгарева Наталья Андреевна), информирует читателей о яркости и самобытности содержания праздника: «На нем выступили более 500 участников — граффити, скейтбординг, битбокс, рэп-фристайл, DJ-сеты, хип-хоп-спектакли, брейкинг с мастер-классами, а также уникальный фьюжн из национального коллектива и ультрасовременных музыкальных жанров сделали эту сцену одной из самых популярных на празднике». В письменном обращении к Наталии Андреевне, я интересуюсь, как это соотносится с нашей русскостью? Как, каким образом, здесь представляется, позиционируется наша многожанровая, многонациональная праздничность россиян. Для вас замечу, что это формат – молодежный!
Молодежь особенно восприимчива к массовой культуре, которая в первую очередь для нее и создается, и не случайно в настоящее время эскапистско-развлекательная тенденция превратилась в постоянное культивирование «массовой культуры», которая табуирована на официальном уровне превознесена и идеализирована как новое «прогрессивное явление». Тому есть доказательства об участии Запада в произносимых тенденциях.
Мы пойдем дальше, создавая новые события коллективных, соборных форм общения, труда и переживания нашей самобытной общностью.
Опора на собственные силы, искореняя философию бедности.
Тем более, что факт на нашей стороне: традиционная казачья культура оказалась столь притягательной и востребованной в современном обществе!
Понимая наличие функционального дефицита в деятельности казачьих структур, в первую очередь, руководящего звена, не внимательное, не целево-программное отношение к культурной деятельность. Она, культурная деятельность — это общественная практика по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей, и предоставлению культурных благ в области: культурного наследия, в т.ч. нематериального культурного наследия, профессионального и любительского художественного творчества.
И в качестве отвеса, я и творческие партнеры ответственно заявляем, что можем обеспечить уникальные площадные национальные представлении, в стилистике Театра-сфера и, 6 часов, не отпуская разновозрастную публику, представлять:
«Дикое Поле», «Хмельной дух минувшего», «Курган казачьей Славы!», «Там дэ живе казацка слава», «Росстань», «Шоб, було не хило», Пластуновская Казарла, «Праздничная Толока», «Тихий Дон» — 5-я версия снимается здесь, А у нас нынче гостюшки, Булавинская подкова, Танцмарафон – «Казак-FM» — все это фигуры памяти нашей истории…
«Казачью Триаду», как базовый сценарий «Казачьей станица Москва -2021» я высылаю Вам.
Такое вот письмо прислал уважаемый Александр Михайлович Литовченко. Ждем, как минимум, ваших комментариев, а как максимум конкретных предложений и проектов по развитию казачьей культуры, которые можно было бы вынести на рассмотрение Комиссии по работе с общественными объединениями казаков Совета при Президенте РФ по делам казачества. Это позволит включить отобранные проекты в план реализации Стратегии госполитики в отношении казачества на 2022 год, а значит, заручиться их государственной поддержкой.
И, в заключение, хочу поделиться видео, сделанным специально для этой статьи. Показанные на них кадры были отсняты в 2019 году в Тамани, во время проведения XXVI Всероссийского фестиваля-конкурса «Казачок Тамани». Александр Михайлович, готовил танцевальную часть галла-концерта и проводил тренировки коллективов перед выступлениями на сцене ДК культуры поселка Веселовка. Планировалось взять у него специальное интервью для КИАЦ, но обстоятельства сложились так, что сделать задуманное не получилось. Очень надеюсь, что это удастся сделать при следующей нашей встрече.
А.Зборовский