Патриарх Кирилл одобрил создание Всероссийского казачьего общества \ Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством возглавил заседание Коллегии казачьих войсковых священников \ Об опыте взаимодействия казачества и церкви
Патриарх Кирилл одобрил создание Всероссийского казачьего общества
Создание Всероссийского казачьего общества поддержал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об этом заявил казачий генерал Николай Долуда 6 ноября на пресс-конференции в Краснодаре.
На мероприятии, посвященном назначению атамана Всероссийского казачьего общества, Николай Долуда сказал:
«Идею создания Всероссийского казачьего общества поддержал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Возникла реальная потребность в объединении казачества как мощного патриотического ресурса страны, чтобы полностью его раскрыть и использовать во благо Родины».
С 1 декабря структура начнет свою работу в Москве. По словам Николая Долуды, деятельность организации будет направлена на взаимодействие с властями всех уровней по несению государственной службы.
В число задач Всероссийского казачьего общества будет входить: распространение своего видения патриотического воспитания и его формирование у молодого поколения страны, сохранение культурно-исторической идентичности и контролирование деятельности войсковых казачьих обществ на территории России и за ее пределами.
Напомним, организация была создана в ноябре 2018 года. После назначения указом президента Путина Николая Долуды на должность атамана Всероссийского казачьего общества, структура должна начать свою деятельность с 1 декабря 2019 года.
Численность организации достигает двух сотен тысяч человек. А по стране организовано около трехсот общественных казачьих объединений.
———————-
Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством возглавил заседание Коллегии казачьих войсковых священников
5 ноября 2019 года в представительстве Волжского казачьего общества «Станица Волжская посольская» в Москве состоялось заседание Коллегии казачьих войсковых священников. Заседание Коллегии возглавил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. В мероприятии приняли участие: иерей Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, иерей Иоанн Малков, руководитель отдела по взаимодействию с епархиями и органами государственной власти, протоиерей Иоанн Гармаш, войсковой священник ВКО «Кубанское казачье войско», протоиерей Сергий Нестеров, войсковой священник ВКО «Волжское казачье войско», протоиерей Андрей Казанцев, войсковой священник ВКО «Енисейское казачье войско», протоиерей Марк Косолапов, войсковой священник ВКО «Иркутское казачье войско», протоиерей Павел Самойленко, войсковой священник ВКО «Терское казачье войско», протоиерей Георгий Сморкалов, войсковой священник ВКО «Всевеликое войско Донское», иерей Марк Кравченко, войсковой священник ВКО «Центральное казачье войско», протоиерей Максим Миняйло, войсковой священник ВКО «Оренбургское казачье войско», иерей Георгий Вардугин, войсковой священник ВКО «Сибирское казачье войско», иерей Евгений Козлов, заместитель председателя Комиссии по делам казачества Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, протоиерей Андрей Кузьмин, войсковой священник Союза казаков Украины «Войско Запорожское», Заместитель Председателя Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно–физического воспитания молодежи, Котина Ирина Алексеевна, руководитель учебно-методического отдела Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и другие сотрудники Комитета.
Открывая встречу, митрополит Кирилл приветствовал духовенство, окормляющее казачество в реестровых обществах и общественных объединениях. Высокопреосвященнейший владыка отметил вклад Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и казачьих духовников в дело духовного окормления казачества:
«Прошло девять лет деятельности Синодального комитета. Конечно, много сделано полезного. 1257 священников сегодня официально, с указами, окормляют казачьи общества. Многие казаки узнали о вере, стали регулярными прихожанами храмов, многие из них поняли необходимость венчания и созидания крепкой семьи, правильного воспитания детей».
Особое внимание было уделено духовному окормлению казачьей молодежи. Владыка привел в качестве доброго примера опыт взаимодействия с Первым казачьим университетом (МГУТУ им. К.Г. Разумовского):
«Трудно переоценить деятельность Церкви и Синодального комитета в отношении окормления кадетских казачьих корпусов, казачьих школ, казачьих классов. Пример тесного взаимодействия с Церковью показывает Первый казачий университет. Отец Тимофей, ответственный секретарь Синодального комитета, является духовником головного ВУЗа, я регулярно встречаюсь со студентами. Учащиеся регулярно молятся за богослужением в нашем казачьем храме Москвы».
Члены Коллегии рассмотрели вопрос о кадровых изменениях в составе Коллегии, а также подвели предварительные итоги деятельности войсковых священников в 2019 году. В этом году изменения коснулись войскового священника Всевеликого войска Донского. На эту должность был назначен протоиерей Георгий Сморкалов, который вошел в состав Коллегии.
Войсковые священники поделились опытом соработничества с заместителями атаманов ВКО по взаимодействию с Русской Православной Церковью. Также особое внимание духовников казачьих войск было обращено на работу с подрастающим поколением казаков. По мнению митрополита Кирилла, в этом направлении работа священнослужителей должна быть усилена.
Об организации и проведении казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений в 2020 году рассказала руководитель учебно-методического отдела СКВК Ирина Котина. Она рассказала о важности выступления священнослужителей, окормляющих казачьи войска, на казачьем направлении МРОЧ для популяризации успешного опыта и обсуждения существующих проблем. Также к работе над подготовкой конференции и выступлению Ирина Алексеевна призвала привлекать представителей казачества.
В завершение работы Коллегии митрополит Кирилл поблагодарил войсковых священников за труды во славу Русской Церкви и казачества.
———————-
Об опыте взаимодействия казачества и церкви говорили на конференции
В Новоселицком прошла конференция «Потомки казаков в Великой Отечественной войне», организованная Георгиевской и Прасковейской епархией в рамках ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Участниками его стали священники и казаки нескольких казачьих обществ ТВКО.
Говорили об историческом и современном опыте взаимодействия казачества и церкви, о развитии этого взаимодействия, о воспитании казачьей молодежи в традициях нравственных ценностей русской духовности и патриотизма.
– Взаимодействие казачества с представителями РПЦ должно служить обогащению духовной и нравственной жизни казачьих обществ, способствовать воспитанию казаков и членов их семей в духе любви к Отечеству, готовности к его защите, способствовать развитию милосердия и благотворительности, веротерпимости и гражданской ответственности, – отмечено в итоговой резолюции конференции.
———————-
На главный храм Вооруженных сил РФ установили первый купол
Первый из шести куполов установлен на строящийся в подмосковном парке «Патриот» Главный храм Вооруженных сил России, сообщает в пятницу Минобороны РФ.
———————-
Подвиг казачества и православного духовенства в годы войны обсудили на секции Рождественских чтений казачьего отдела
В Екатеринбурге прошла работа секция «Судьбы Русской Православной Церкви и казачества в годы Великой Отечественной войны» в рамках Регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений Екатеринбургской митрополии «Великая Победа: наследие и наследники» по направлению «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» во Дворце игровых видов спорта уральской столицы.
Работу секции возглавили атаман Оренбургского казачьего войска казачий генерал Владимир Иванович Романов и войсковой священник протоиерей Максим Миняйло, участниками духовники казачьих подразделений, атаманы станиц и хуторов, казаки и казачки.
Доклад протоиерея Максима Миняйло был посвящен героизму священников и казаков во время Великой Отечественной войны. Духовник войска привел примеры подвигов казаков и священнослужителей, которые, не смотря на пережитые репрессии и гонения, не задумываясь встали на защиту своей Родины. По словам отца Максима, важно уделять внимание личности героев и заботиться о том, чтобы память о них не была утрачена.
Начиная свое выступление, атаман ОВКО Владимир Иванович Романов представил участникам секции первый выпуск войскового журнала «Оренбургский казачий вестник» и поблагодарил организаторов Рождественских чтений за возможность обсуждать актуальные и злободневные вопросы современности, изучать существующие проблемы.
Говоря об участии казаков в Великой Отечественной войне, Владимир Иванович сделал обзор периода нашей истории, начиная с 1918 года, когда начались жесточайшие репрессии в отношении казачества. Это привело к тому, что наиболее подготовленные к войне люди были уничтожены. В дальнейшем казакам отказывали в службе в армии. Лишь с приходом к власти в Германии А. Гитлера советское руководство отменило эти ограничения и начало формировать казачьи кавалерийские дивизии, которые в годы Великой Отечественной войны проявили в боях доблесть, отвагу и мужество, повергая в ужас врага. Войсковой атаман отметил, что оренбургские казаки принимали столь же активное участие в войне, как и терские, кубанские и донские.
С темой «Традиционные ценности воинской культуры казачества как основа возрождения патриотизма в годы Великой Отечественной Войны» выступил кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социално-культурной деятельности УрФУ Роман Михайлович Николаев.
Также о проблемах и перспективах изучения казачества, участвовавшего в Великой Отечественной войне по обе стороны фронта, рассказал научный сотрудник центра «Россия — Моя история» Юрий Сергеевич Пыльцын.
– Сегодня мы провели секцию, в которой попробовали увидеть и осмыслить судьбы казачества и церкви в годы Великой войны, определить, что являлось основой подвига казаков и священников на полях сражений. Мы затронули и вопросы культурной идентичности казачьего патриотизма в сравнении с наследием воинского духа казачества в других войнах. Содержание исторического материала, который был представлен в докладах, показал нам, что несмотря на репрессии в отношении казаков и духовенства, они не только не утратили свои патриотические ценности и традиции, но и максимально ревностно их проявили в самые первые дни начала войны и пронесли их до ее окончания. Казачество и православное духовенство стали оплотом русского воинского духа, явили пример беспрецедентного мужества и героизма, потому что они опирались на самое верное основание в своей жизни – веру в Бога и надежду на его милость, – поделился впечатлениями о прошедшем мероприятии войсковой священник ОВКО, руководитель отдела Екатеринбургской епархии по взаимодействию с казачеством протоирей Максим Миняйло.
———————-
Войсковой атаман встретился с ответственным секретарем Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством иереем Тимофеем Чайкиным
29 октября 2019 года в рамках регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в Екатеринбурге в Культурно-просветительском центре «Царский» состоялась встреча атамана Оренбургского казачьего войска казачьего генерала Владимира Ивановича Романова с ответственным секретарем Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством иереем Тимофеем Чайкиным и войсковым священником, руководителем отдела по взаимодействию с казачеством, старшим священником Храма на Крови протоиереем Максимом Миняйло.
Также на встрече присутствовали заместитель директора ГАУ СО «Региональный центра патриотического воспитания» по работе с казачеством Максим Николаевич Канев, руководитель Молодежной казачьей организации ОВКО подъесаул Василий Эдуардович Кошмар и помощник руководителя отдела по взаимодействию с казачеством Екатеринбургской епархии Иннокентий Николаевич Григорьев.
Иерей Тимофей Чайкин отметил, что взаимодействие Церкви и оренбургского казачества осуществляется на высоком уровне, проводятся совместные мероприятия, наиболее важные из которых связаны с духовным окормлением молодежи.
Атаман ОВКО В.И. Романов рассказал о том, какая работа с молодежью проходит на территории Оренбургского казачьего войска: об открытии в Уральском государственном горном университете студенческого центра патриотического воспитания «Святогор» с казачьей направленностью, о предстоящем слете казачьей молодежи ОВКО «Молодежный казачий круг» и многом другом. Иерей Тимофей Чайкин обозначил важность работы духовников в молодежных казачьих организациях.
Также во время рабочей встречи обсудили другие вопросы, связанные с развитием основных направлений сотрудничества церкви и казачества: получение казаками теологического образования, создание новых казачьих школ и классов, профилактика неоязычества в казачьей среде и многое другое.
Иерей Тимофей Чайкин передал в дар В.И. Романову книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Казачество. Отечество, вера, служение», презентация которая состоялось 1 октября 2019 года в Москве. Войсковой атаман в ответ преподнес ответственному секретарю Синодального комитета Русской Православной Церкви первый номер журнала «Оренбургский казачий вестник».
Владимир Иванович также передал слова благодарности и низкий поклон председателю Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу за неоценимую помощь и поддержку казачества в течение многих лет.
———————-
Солнечногорские казаки готовят соглашение о взаимодействии благочиния и казачества Солнечногорска
В праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства казаки Солнечногорского района Отдельского казачьего общества Московской области войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» совместно с прихожанами и духовенством Солнечногорского благочиния Московской области приняли участие в праздничном богослужении. Богослужение проходило в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Мышецкое г.о. Солнечногорск Московской области. Божественную Литургию возглавил благочинный церквей Солнечногорского округа протоиерей Антоний Тирков. Ему сослужили настоятель храма протоиерей Александр Азаров, игумен Владимир Денисов и протодиакон Владимир Бурцев.
В завершении богослужения духовнику ХКО Солнечногорского района ОКО МО ВКО «ЦКВ» протоиерею Александру Азарову были вручены награды от Московской епархии и Солнечногорского казачества ОКО МО ВКО «ЦКВ».
Затем казаки были приглашены в помещение трапезной Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где в ходе беседы с благочинным церквей Солнечногорского округа протоиереем Антонием Триковым договорились о подготовке и подписании всеобъемлющего соглашения по взаимодействию благочиния г.о. Солнечногорск Московской области и Хуторского казачьего общества Солнечногорского района ОКО МО ВКО «ЦКВ».
———————-
Праздник чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Православные в этот день отмечают праздник чудотворной иконы Божией Матери, которая называется «Всех скорбящих Радость». На ней изображена Дева Мария в окружении людей, обуреваемых недугами и скорбями, а также ангелов, совершающих благодеяния.
Впервые икона прославилась как чудотворная в 1688 году, когда она находилась в Преображенской церкви в Москве. К слову, к тому времени образ уже был настолько ветхим, что его пришлось укреплять ветками кипарисового дерева. Чудо, которое явила икона, заключалось в исцелении родной сестры Патриарха Московского Иова. По преданию, взывая к Богородице об избавлении от болезни, Евфимия услышала голос, велевший ей идти в храм Преображения. После молебна над иконой женщина вылечилась. С того времени, согласно преданию, образ являл еще много чудесных исцелений.
На Руси с этого дня начинались зимние девичьи посиделки. Как правило, девушки занимались рукоделием, а одновременно пели или беседовали. Происходило все это при свете лучины, оттого и сам день нередко называли Светцем. «Русский светец — отрада девиц», — говорили в народе.
Также было принято молиться в этот день иконе Скорбящей Божьей Матери, просить ее избавить от скорби и болезней.
———————-
5 ноября православная церковь чтит память апостола Иакова Младшего
В этот день отмечается память одного из апостолов от семидесяти — Иакова Младшего, прозванного «братом Господним». Есть разные версии происхождения этого прозвища. Наиболее распространенной считается та, которая называет Иакова двоюродным братом Иисуса Христа. Еще по одной версии он приходится сыном Иосифу, родившимся еще до его обручения с Девой Марией.
По преданию, при земной жизни Христа Иаков не признавал его Спасителем, но обратился в веру после смерти и воскресения Иисуса. Его называют первым епископом Иерусалима. Около 63 года Иаков принял му
———————-
Казаки «Исесткой линии» Пятого отдела ОКВ прошли общегородским крестным ходом в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы
4 ноября 2019 года казаки ЕОКО «Исетская Линия» «Пятый отдел Оренбургского казачьего войска» отметили праздник в честь Дня Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства крестным ходом от Свято-Троицкого кафедрального собора до Храма-Памятника на Крови.
Крестный ход возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископ Тарский и Тюкалинский Савватий, викарий Киевской митрополии епископ Макаровский Гедеон, епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий, епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид. Вместе со священноначалием молитвенным шествием прошли атаман Оренбургского казачьего войска казачий генерал Владимир Иванович Романов и атаман «Исетской линии» подъесаул Игорь Сергеевич Ермаков.
Казаки «Исетской линии» несли в руках войсковую икону – Казанский образ Пресвятой Богородицы, войсковую хоругвь с изображением Табынской иконы Божией Матери, а также другие церковные хоругви.
– Для меня этот праздник – это единение нашего народа, торжество, благодарение Бога и Его Пречистой Матери и выполнение служебного долга, – поделился помощник войскового атамана по взаимодействию с общественными объединениями (организациями) подъесаул Алексей Владиславович Сапьянов.
– Православная вера – это важная часть казачьей жизни. Участие в крестном ходе – это честь для любого казака, несение служения! В 1612 году казаки приняли активное участие в возрождении Российской государственности после Смутного Времени, поэтому День народного единства – это особый день для нас! – рассказал атаман хутора «Уральский» Иван Владимирович Протасевич.
Кроме того, казаки Оренбургского казачьего войска во время крестного хода казаки несли службу по охране общественного порядка. По сообщению Екатеринбургской епархии, в праздник Казанской иконы Божией Матери – День народного единства в общегородском крестном ходе прошло восемь тысяч человек.
———————-
Архиепископия Западной Европы официально присоединилась к РПЦ
Грамоту о восстановлении единства архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской православной церковью вручил в воскресенье утром в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл архиепископу Иоанну, передает корреспондент «Интерфакса».
Передача грамоты стала знаковым событием, которое завершает процесс воссоединения приходов архиепископии, созданной эмигрантами из России, с Русской церковью.
Перед этим патриарх Кирилл впервые совершил в сослужении Иоанна литургию с участием делегация архиепископии. Архиепископ наряду с другими участвовал в облачении патриарха в начале службы, а ектении возглашались диаконами в том числе на французском и немецком языках.
Сразу после передачи грамоты патриарх объявил о возведении архиепископа Иоанна в сан митрополита «во внимание в твердом стоянии в канонической истине и к пастырским трудам, приведшим к восстановлению церковного единства».
Однако во время службы в храме Христа Спасителяпатриарх Кирилл впервые не помянул главу Элладской православной церкви архиепископа Иеронима, что означает прекращение евхаристического общения с ним. Причиной этого стало признание главой Церкви Греции неканонической религиозной структуры Украины (ПЦУ).
Архиепископия русских православных приходов в Западной Европе, известная также как «русский экзархат», около 90 лет, вплоть до конца 2018 года, находилась в подчинении Константинопольского патриархата.
В конце прошлого года Синод в Стамбуле в одностороннем порядке упразднил «русский экзархат», что побудило последний искать новые варианты своего канонического будущего, одним из которых было воссоединение в Церковью в России.
7 октября этого года Синод РПЦ включил в ее состав бывший «русский экзархат» Константинополя.
———————-
7 ноября- День памяти чтеца Маркиана и иподиакона Мартирия
Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.
Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву:
«Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни».
После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под мечь нечестивых (†около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.
———————-
В Ташлинском районе установили Поклонный крест в память о казаках
В День Покрова Пресвятой Богородицы близ села Бородинск Ташлинского района на месте старинного погоста был освящён Поклонный крест, установленный в память о погребённых здесь казаках. Именно казаки стояли у истоков зарождения края. Неустанно трудились, развивая и приумножая его богатства. Инициативу бородинцев, увековечить память своих предков, поддержала нефтяная компания «Сладковско-Заречное» (входит в состав промышленно-финансовой группы «САФМАР» Михаила Гуцериева). Они выделили средства на приобретение Поклонного креста и ограды, расчистили и благоустроили место для мемориала. Благодаря нефтяникам, с помощью спецтехники был поднят и доставлен к Поклонному кресту многотонный памятник, найденный несколько лет назад под горой, недалеко от кладбища. На нем выбито имя предка бородинской семьи Темновых, урядника Василия Михайловича Темнова. И спустя век потомки могут исполнить христианскую просьбу «Пролей слезу и помяни», высеченную на могильной плите казака. 14 октября, сразу после молебна в церкви Покрова села Бородинск, состоялось освещение мемориала, на которое собрались бородинцы, руководители Ташлинского района и представители компании «Сладковско-Заречное». — Сегодня у бородинцев действительно историческое событие, — отметил глава Ташлинского района Владимир Сусликов, — День единения, день памяти казакам и скорби за их трагическую судьбу. Спасибо жителям села за любовь к своей малой родине. Компании «Сладковско-Заречное» — за помощь, за ваше активное участие в жизни района. Действительно, с первых дней, как нефтяники начали работать в Ташлинском районе, они поддерживают начинания жителей, реализуют многие социальные проекты. Только в этом году при поддержке НК «Сладковско-Заречное» было отремонтировано 3 школы, 2 детских сада, 2 дома культуры. Проведен капитальный ремонт одного из этажей районной больницы. Нефтяники приобрели новый иконостас в часовню в поселке Кинделя, а в Ташле отремонтировали воскресную школу. Естественно, не могли не помочь и благородному начинанию бородинцев. — Когда жители вышли с инициативой об увековечивании памяти казаков – основателей села Бородинск мы, конечно же, поддержали эту инициативу, — подчеркнул Андрей Барышников генеральный директор нефтяной компании «Сладковско-Заречное», — Сохранение исторической памяти — это очень важно – без прошлого нет будущего.
———————-
День преподобного Нестора Летописца
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах 11 века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), увлекшегося иудейским мудрствованием.
Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах 11 века он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году, а также составил житие преподобного Феодосия Печерского.
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволили преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.
Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (945), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986) и Крещении Руси (988). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении
———————-
День памяти великомученика Димитрия Солунского
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами.
Димитрий уже достиг совершеннолетия, когда умер его отец. Император Галерий Максимилиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал юношу к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого проконсула, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства.
Приняв назначение, Димитрий вместо того, чтобы устраивать гонения и казни христиан, стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и поклонение идолам.
Когда Максимилиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных обратил в христианство, гневу императора не было предела. Возвращаясь из похода в Причерноморье, он решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, Димитрий заблаговременно повелел раздать свое имение нищим, а сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца. Император вошел в город, и Димитрий перед ним смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимилиан приказал заключить исповедника в темницу.
На рассвете 26 октября (8 ноября по новому стилю) 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле.
При святом равноапостольном Константине над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма, на этом месте были обретены нетленные мощи святого мученика.
На Руси почитание святого Димитрия Солунского началось сразу же после Крещения. В его честь строились храмы и монастыри. На иконах он изображается в воинском облачении, с копьем и мечом.
Суббота перед 8 ноября называется Дмитриевской родительской субботой, днем поминовения усопших.
———————-
День иконы казанской божьей матери
В этот день кланяются чудотворной Казанской иконе Божией Матери — одной из самых чтимых в Русской православной церкви. Согласно преданию, после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне явилась во сне Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась, а на месте явления иконы был впоследствии построен Богородицкий девичий монастырь. Его первой монахиней стала сама Матрона.
С чудотворной иконы было сделано несколько списков. Один из них был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, другой при Петре Первом был перенесен в Санкт-Петербург. К 19 веку Казанский образ стал самой почитаемой на Руси иконой.
———————-
3 ноября православная церковь чтит память Илариона Великого
В этот день отмечают память святого Илариона Великого, жившего в 3-4 веках в Палестине.
Иларион Великий изучал науки в Александрии, там же принял христианство. Вернувшись на родину, преподобный удалился к отшельникам близ Газы. Иларион считается основателем нескольких монастырей и первым проповедником монашества в Палестине. В конце своей жизни святой отправился в путешествие, чтобы вновь посетить Египет и поклониться могиле святого Антония Великого. Скончался Иларион на острове Кипр, заранее предсказав свою смерть.
———————-
2 ноября православная церковь чтит память Артемия Антиохийского
В этот день отмечается память Артемия Антиохийского — христианского святого, жившего в 4 веке. Согласно преданию, Артемий был военачальником при императоре Константине Великом и его сыне Констанции. За усердную службу правители наградили его должностью наместника Египта. Когда к власти пришел император Юлиан Отсупник и начал гонения на христиан, Артемий выступил с критикой его действий. За это его арестовали и подвергли пыткам.
Несмотря на многочисленные мучения, на которые обрекли его язычники, святой не отрекся от своей веры. В конце концов, Артемия обезглавили. Его тело антиохийская диакониса Ариста перевезла в Константинополь, где святого погребли в храме Иоанна Предтечи. Частица мощей мученика в 1073 году попала в Киево-Печерский монастырь.
На Руси было принято молить святого Артемия об избавлении от случайной смерти. Также его считали защитником от разного рода болезней – например, от грыжи. Также Артемия почитают своим покровителем военачальники и атаманы.
———————-
В храм Рождества Богородицы Верхнего Уфалея прибыли мощи Блаженной Матроны
1 ноября 2019 года в храм Рождества Пресвятой Богородицы Верхнего Уфалея Челябинской области прибыли мощи святой блаженной Матроны Московской. Во время нахождения в храме мощей дежурил казачий патруль станицы «Верхне-Уфалейская» Второго казачьего военного отдела Оренбургского казачьего войска.
Встретили блаженную Матрону верующие колокольным звоном. Над коленопреклоненными прихожанами настоятель храма протоиерей Александр Городинский и протоиерей Виктор Гапченко пронесли ковчег с мощами святой Матроны. Как известно, блаженная Матрона — одна из самых почитаемых святых в православии, верная покровительница, по молитвам к которой исцеляются болезней, печалей, даруется надежда, мудрость и терпение.
После крестного хода в храме прошла вечерняя служба. Во время пребывания мощей богослужения совершались каждый день: вечером — вечерняя, утром — литургия. 3 и 4 ноября после Божественной литургии пред мощами был отслужен водосвятный молебен. Также 4 ноября прошел Крестный ход до часовни во имя иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша».
———————-
1 ноября- перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского
В этот день отмечается перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского — святого, почитаемого в качестве покровителя болгарского народа. Иоанн родился в конце 9 века в семье благочестивых поселян в селе Скрино. Мальчик рано лишился родителей и в детстве стал работать пастухом. Однажды хозяин стада избил Иоанна за то, что тот потерял корову с теленком. Мальчик обратился с молитвой к Богу, и в ответ явилось чудо: пастух нашел пропажу, а затем перенес теленка через реку, идя по воде как по суше. Хозяин же, увидев это, щедро наградил отрока.
Позже Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей, где научился читать и писать, стал изучать богословские книги. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уединился в лесу, поселившись в сплетенной из хвороста хижине. Однажды на его жилище напали разбойники, и Иоанн был вынужден переселиться в пещеру. Там он прожил 12 лет, творя молитвы и соблюдая пост. В конце концов слава о преподобном распространилась по свету, и к нему начали приходить больные, ища у него исцеления. Спасаясь от внимания людей, Иоанн перешел в другую пещеру, где подвизался семь лет, терпя искушения от бесов.
Но и это место пребывания святого стало известно. Вокруг пещеры Иоанна стали селиться паломники, искавшие уединения, и здесь возник монастырь. Сначала иноки жили в хижинах, затем возвели храм и соорудили кельи. Преподобный Иоанн стал игуменом обители, наставляя братию примером праведной жизни. Перед смертью святой избрал преемника, а сам удалился в пещеру, где провел последние пять лет жизни.
Спустя 30 лет после кончины Иоанн явился игумену Рыльского монастыря и велел перенести его мощи в город Средец (ныне — София). Мощи святого были обнаружены нетленными.
На Руси в Иванов (Иоаннов) день провожали осень и встречали зиму. С этого времени начинались настоящие морозы.
———————-
Луков день
В этот отмечается память святого Луки — апостола от семидесяти, сподвижника апостола Павла. По преданию, он в числе семидесяти учеников Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном еще при земной жизни Спасителя. Впоследствии Лука сопровождал в путешествиях святого Павла. Апостол принял мученическую смерть в городе Фивы.
Лука почитается как автор одного из четырех Евангелий и Деяния святых апостолов. Также он считается первым в истории иконописцем. По легенде, он написал первую икону Пресвятой Богородицы. Его кисти приписывается еще несколько икон Божьей Матери, в том числе Владимирская Богоматерь, Ченстоховская икона Божьей Матери, Сумельская и Киккская иконы.
По понятным причинам, святого в народе почитали как покровителя иконописцев и вообще живописцев. На Луку людям этих профессий оказывали особый почет. Правда, при этом иногда и подшучивали: «Воля иконника Пятницу на коне, а Егорья пешим писать»; «Богов не сеют, не орут — их люди малюют»; «На образ взглянешь — свят не станешь».
———————-
30 октября православная церковь чтит память пророка Осии
По церковному календарю наступает день пророка Осии, который жил в Израильском царстве во времена, предшествующие гибели Израиля. По преданию, Осия боролся против идолопоклонства и обращал сердца евреев к Богу. Говорили, что жена пророка была распутницей, изменяла Осии и, в конце концов, оставила его. После этого он с еще большим пылом стал призывать израильтян к покаянию и истинной вере. Осия утверждал, что Господь отвернется от евреев и призовет в царствие язычников, которые поверят в него.
———————-
29 октября православная церковь чтит память Мученика Лонгина
В этот день православные чествуют мученика Лонгина. По преданию, римский воин Гай Кассий Лонгин, носивший звание сотника, входил в число стражей, охранявших место распятия Христа. Во время казни кровь Спасителя брызнула воину на глаза, и он исцелился от катаракты, которой страдал долгое время. С этого момента Лонгин уверовал в то, что Иисус был сыном Божьим, а спустя три дня вместе с другими воинами стал свидетелем воскресения Христа.
Новообращенный христианин отправился с проповедью к себе на родину, в Каппадокию. С ним последовали и два других воина, видевших воскресшего Иисуса. Однако Понтий Пилат распорядился поймать и обезглавить подвижников. Позже головы христиан нашла слепая женщина, которая погребла их и излечилась при этом от глазной болезни.
Благодаря церковному преданию, святой Лонгин считался исцелителем глазных болезней. В этот день ему молились все, у кого были какие-либо проблемы со зрением.
———————-
28 октября православная церковь чтит память Евфимия Солунского
В этот день православные отмечают память Евфимия Солунского, жившего в 9 веке в Палестине. Никита (такое имя дали будущему святому при рождении) появился на свет в христианской семье, по настоянию родителей рано женился, но уже в 18-летнем возрасте, оставив жену и дочь, принял постриг в монастыре на горе Олимп. Спустя некоторое время Евфимий стал схимником, ушел в Афон и поселился там вместе с отшельником Иосифом, с которым соревновался в умерщвлении плоти. Когда молва о его подвижничестве стала распространяться, и к святому потянулись паломники, он укрылся от людей на острове. После смерти своего товарища Иосифа Евфимий основал монашескую общину близ Салоник, восстановив развалины древнего монастыря святого Андрея.
Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество