Мустафа Кемаль Ататюрк. Этнические корни и религия
В Турции легко записать оппонентов в «евреи». В Османской империи издавна существовала иудейская секта Дёнме, формально принявшая ислам в 17 в, но хранившая свою подлинную веру в тайне. К концу 19 в. многие дёнме практически отуречились и их не отличить от обычных турок. Регистрация национальности граждан появилась у османов довольно поздно.
Дёнме (тур. Dönme, буквально — отступник) — каббалистическая секта, вышедшая из иудаизма, основанная Якобом Кверидо, братом последней жены Шабтая Цви.
Секта была основана в 1683 году в Салониках (отсюда другое принятое в Турции название секты — Selânikliler). Согласно учению дёнме, Шабтай Цви является Мессией. Его переход в ислам объяснялся тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну. Вслед за основателем, формально перешли в ислам и сектанты.
Позже с учением дёнме познакомился Якоб Франк и сам заразился идеей мессианства и Святого Отступничества, вызвав массовый переход польских евреев в католичество.
В конце XVII — начале XVIII в. дёнме раскололись на ветвь из Измира (Измирлилер) и ветвь ученика Шабтая Цви, Якоба Керидо (Якубилер).
В 1716 году часть Измирлилеров объявили сына Якоба Керидо, Берахию Руссо (он же Осман-Баба), воплощением (гилгулем) Шабтая Цви, так образовалась группа Каракашлар (на турецком — чернобровые). В 1720 году возникла группировка Капанджилар (владельцы весов), отвергающая авторитет Якоба и Берахии.
Различные группы дёнме находились в ссоре и не роднились одна с другой.
Уже в XIX веке немало дёнме ассимилировались.
Браки дёнме заключали только внутри общины, что привело к частичной генетической рецессии. Дёнме поддерживали младотурок в начале XX века, тогда министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей (1875—1926).
Во время обмена населением между Грецией и Турцией приверженцы дёнме были причислены к мусульманам и вынуждены были покинуть Салоники.
В Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что Кемаль Ататюрк вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля в Палестине. Радикальные исламисты обвиняют в революции трёх врагов — «сионистов, масонов и дёнме».
Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в заговорах. К концу XX века дёнме полностью интегрировались в светскую Турцию и перестали заключать браки исключительно внутри общины. Сейчас замкнутый характер имеет только группа каракашларов.
Отношение еврейской общины Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения.
Сейчас в Турции проживают около 2 500 дёнме. В частности, к ним принадлежал бывший министр иностранных дел Исмаил Джем.
Турецкие антисемитские движения всегда атаковали дёнме, их также обвиняли в организации всеобщего заговора и в том, что они — тайная сила, которая управляет турецким правительством.
Турецкий журналист и активист дёнме Ильгаз Зорлу, основавший в 2000 году издательство «Zvi Publishers», хотел признания его евреем, но бейт дин (раввинский суд) отказался признавать его евреем без полного обращения в иудаизм и отверг его претензии. Зорлу заявил, что принял иудаизм в Израиле, и подал иск об официальном изменении в его документах вероисповедания с ислама на иудаизм. Суд удовлетворил его требования 7 августа 2000 г. Это также вызвало скандал, в частности, из-за того, что он сотрудничал с антисемитскими активистами, такими как Мехмед Шевкет Эйги (тур. Mehmed Şevket Eygi).
Исламисты и османисты часто называют Ататюрка участником сионистского заговора против империи. Есть также версии о его славянских/албанских корнях.
К потомкам дёнме причисляют Эрдогана, главу МИД Исмаила Джема и многих других. Ататюрк всё же самый уязвимый из всех и на то на есть основания. Рассмотрим 8 из них:
- Ататюрк курил, был пьющим и умер от цирроза печени.
- Внешность Отца турок напоминает балканский тип — албанцев и южных славян.
- Его происхождение окутано тайной. Известно, что в семье Мустафы говорили по-турецки, но задокументированная родословная обрывается уже на его родителях. Дальше идут догадки и спекуляции.
- Отец Ататюрка Али Ризад Эфенди был атеистом. Всего через пару месяцев в медресе отец перевел сына в школу европейского образца.
- Ататюрк жил в браке с Латифе Ушаклыгиль 2 года. У четы не было биологических детей, только усыновленные. Первая леди Турции демонстративно не покрывала голову, призывала турчанок к эмансипации и отказу от мусульманской одежды. Причина развода неизвестна до сих пор. Мемуары Латифе долгое время были засекречены, а позже ее семья запретила их публикацию из-за некоего компромата. Подтверждение турецких корней Мустафы Кемаля его женой обнародовали бы обязательно.
- Ататюрк был противником политического ислама и пытался выдавить религию на обочину общественной жизни. Цитаты:
«Турки не понимают ислам, учат пару арабских фраз, не читают Коран, а ходят в мечеть только по обычаю. Стоит им прочесть Коран и они сразу отвернутся от веры.» Из интервью Ататюрка послу США, 1933 г.
“Я вне религии. Иногда мне хочется, чтобы все они были похоронены на океанском дне. Суеверий в Турции быть не должно». Историк Andrew Mango.
В парламентской речи 1937 г. Ататюрк осуждал «догмы священных книг, якобы ниспосланных нам с небес. Нас вдохновляет лишь реальный мир«.
«С принятием арабской религии мы растеряли национальную идентичность, хотя и в доисламскую эпоху тюрки были великим народом.» «Vatandaş için Medeni Bilgiler»
7. Салоники, родной город Мустафы Кемаля, был неофициальной столицей сефардских евреев, «Иерусалимом на Балканах«. Крипто-иудеев Дёнме в Салониках было много; больше, чем христиан, мусульман и других евреев.
8. Министр иностранных дел Турции Тевфик Рушту Арас был потомком дёнме. В окружении Ататюрка было немало других дёнме и евреев. Сам он не раз приводил в пример французов, чтущих своего Наполеона, несмотря на его корсиканские корни.
Также есть сведения, что Ататюрк помнил еврейские молитвы, но источники признаются ненадежными. Большинство исследователей считают его агностиком или атеистом.
Отношение к данному вопросу в Турции
Полемика сторонников Ататюрка обычно начинается с утверждения о его турецкости и исламской вере, а заканчиваются примерно так: «Какая разница, кем он был? Без Ататюрка не было бы здесь ни турок, ни ислама.«