Сибирское
Казачество
28 сентября 2019 Просмотров: 570 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Казаки: вчера, сегодня, завтра \ К вопросу внесения казаков в общероссийский классификатор информации о населении

Казаки: вчера, сегодня, завтра

Когда я подал документы на вступление в станицу Самарского окружного казачьего общества, я радостно сообщил об этом своей маме. Но, к моему удивлению, мама совсем не обрадовалась. «Будешь пьяным по праздникам около церкви ходить?» – с печалью в голосе спросила она.

Действительно, 1990‑е годы нанесли по лицу российского казачества хлесткий преступный удар. Появилось и прижилось позорное понятие «ряженые». Объявилось несметное количество «родовых», «потомственных» «казачьих генералов».

В безумной погоне за высокими чинами и экзотическими мундирами от кутюр новые станичники забыли о предназначении казачества. В мишуре бесконечных казачьих праздников с шаблонной песней «Ойся! » и фланкировкой бутафорскими шашками затерялись идеалы чести, служения Отечеству и вера наших великих предков. Однако время не стоит на месте. Давайте взглянем на казачество, устремленное в будущее. Кем станут наши потомки – казаки XXI и XXII веков?

Из глубины веков

История казачества в России идет рука об руку со становлением нашего государства из самой глубины веков. Казаки подарили нашей родине Сибирь, освоили ее просторы вплоть до дальневосточных окраин. Герои‑станичники испокон веков защищали отечество во всех войнах, сотрясавших границы земли русской, всегда оставались примером воинской доблести и носителями истинно православного духа.

Все мы прекрасно помним об обороне Севастополя в Крымской войне, о Русско‑японской и Первой мировой войнах. Во время Великой Отечественной войны название «пластунских» по традиции получили некоторые казачьи батальоны, полки и 9‑я пластунская стрелковая дивизия.

Мы помним и чтим имена героев‑защитников Отечества: первооткрывателя Ермака Тимофеевича, Матвея Ивановича Платова – войскового атамана войска Донского, графа, генерала от кавалерии, героя войны 1812 года. Самого известного атамана не только на Дону – во всей России и в мире, потомка запорожского казака адмирала Павла Степановича Нахимова. И многих, многих других.

Были в истории нашего государства и кровавые страницы. В дни трагических испытаний казачество принесло свою безмерную жертву на алтарь безрассудных свершений XX века. Братоубийственная Гражданская война, расказачивание, политические репрессии и десятилетия богоборчества, эмиграция. Разрушались храмы, пропадали с лица нашей земли казачьи станицы, забывали казаки свои корни и традиции.

Прокатилось Красное колесо по казачьей земле.

Жертвы красного террора

«Казаки – единственная часть русской нации, которая способна к самоорганизации. Поэтому они должны быть уничтожены поголовно. Они своего рода зоологическая среда, и не более того… Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас. Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море».

Лев Троцкий, народный комиссар по военным делам РСФСР, 1918‑1923 гг.

24 января 1919 года считается днем начала истребления российского казачества. В этот день оргбюро ЦК РКП(б) после обсуждения шестого пункта повестки дня – «Циркулярного письма ЦК об отношении к казакам» – приняло секретную директиву «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» с резолюцией: «Принять текст циркулярного письма. Предложить комиссариату земледелия разработать практические мероприятия по переселению бедноты в широком масштабе на казачьи земли». Этот документ фактически развязал руки красным палачам, и уже 3 февраля 1919 года появился секретный приказ председателя РВС республики Троцкого, 5 февраля – приказ № 171 РВС Южного фронта «О расказачивании». Директива Донбюро РКП (б) прямо предписывала: а) физическое истребление по крайней мере 100 тысяч казаков, способных носить оружие, т.е. от 18 до 50 лет; б) физическое уничтожение так называемых верхов станицы (атаманов, судей, учителей, священников), хотя бы и не принимающих участия в контрреволюционных действиях; в) выселение значительной части казачьих семей за пределы Донской области; г) переселение крестьян из малоземельных северных губерний на место ликвидированных станиц…

В дореволюционной России было 11 казачьих войск. Большевики практически уничтожили казачество, причем не только Донское. Уральский областной Революционный комитет в феврале 1919 года издает инструкцию, согласно которой следовало «объявить вне закона казаков, и они подлежат истреблению».

Во исполнение инструкции были использованы имеющиеся концентрационные лагеря, и организован ряд новых мест лишения свободы. В докладной записке в ЦК РКП(б) члена Казачьего отдела ВЦИК Ружейникова в конце 1919 года сообщается, что на местах принимались наиболее жесткие и решительные репрессивные меры: к примеру, в ночь на 7 мая 1919 года из заключенных в Уральской тюрьме 350‑400 человек из состава 9‑го и 10‑го Уральских казачьих полков, перешедших на сторону большевиков, в марте 1919 года было расстреляно 100‑120 человек, несколько заключенных казаков были утоплены.

В Астраханской губернии конфискованные у казачества земли не подлежали возврату. Казачество было лишено права использования природных ресурсов, таких как лесные угодья, рыба. В Астраханской губернии в 1920 году в концентрационных лагерях содержалось около 2000 казаков.

Во исполнение секретного приказа № 01726 и.о. командующего Кавказской Трудовой армии А. Медведева была сожжена станица Калиновская, станицы Ермоловская (ныне с. Алханкала), Романовская (Заканюртовская) (с. Заканюрт), Самашкинская (с. Самашки), Михайловская (с. Серноводское) подверглись репрессивным мерам и были разграблены. Станица Кохановская была полностью уничтожена. Мужское население станиц из числа казаков в возрасте от 18 лет до 50 лет в соответствии с приказом было решено «погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север для тяжелых принудительных работ». Из перечисленных станиц было выселено 2917 семей – около 11 тыс. человек.

На Кубани 25 января 1931 года было депортировано 9 тыс. семей, около 45 тыс. казаков из районов Черноморья было выселено на освоение засушливых районов Ставрополья и Сальских степей. В течение 1930‑1931 годов было арестовано и депортировано не менее 300 тыс. казаков из различных регионов, в большей степени из Уральской области и бывших территорий казачества на Северном Кавказе.

Православное духовенство всегда разделяло тяготы и испытания в годы лихолетья вместе со своим народом. Не стал исключением и период расказачивания. Вот только некоторые имена и фрагменты биографии казачьих священников‑новомученников.

За короткое время (весну и лето 1918 года) в Кубанской области большевиками было убито 43 священника. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 году было расстреляно и замучено духовных лиц разного звания:

В Кубанской области – 69;

Черноморской губернии – 37.

Священник Иоанн Пригоровский (ст. Незамаевская) убит в пасхальную ночь 1918 года. Убийцы выкололи священнику глаза, отрезали язык и уши и закопали живьем в навозной яме.

Священник Александр Подольский (ст. Владимирская) весной 1918 года после глумлений и избиений был зарублен на свалке. Прихожанин, попытавшийся его похоронить, был застрелен на месте.

Священник Григорий Никольский (Марие‑Магдалинский женский монастырь под ст. Роговской) убит красноармейцами 27 июня 1918 года после литургии выстрелом в рот с криками: «И мы тебя приобщим».

Священник Иванов, прослуживший 30 лет в ст. Попутной, был заколот красногвардейцами за свои проповеди, где указывал, что большевики ведут Россию к гибели.

Священник Троицкой церкви ст. Вознесенской Алексей Павлов (60 лет) был убит на станичной площади.

Священник Михаил Лисицын убит 22 февраля 1918 года в ст. Усть‑Лабинской после трехдневных мучений и глумлений. На его теле оказалось более десяти ран, голова была разрублена в куски.

Священник Иоанн Краснов (ст. Должанская) сожжен живьем в паровозной топке в апреле 1918 года.

Священник Александр Флегинский (56 лет) после мучений и издевательств убит в ст. Георгие‑Афипской.

Священник Иоанн Малахов хутора Танайки Черноморской губернии был арестован красногвардейцами вместе с женой. Были расстреляны после издевательств в ст. Мингрельской.

В ст. Пластуновской был убит священник Георгий Бойко. На горле у него была ужасная рана.

В Краснодаре в одну ночь по приказу Буденного убито шесть священников.

Читая эти страшные строки, невольно задумываешься, о том, сколько сил и духовного прилежания следует найти в себе нам, казакам современным, чтобы возродить душу казачества. Все мы неоднократно слышали, да и сами постоянно твердим: «Казак без веры – не казак! » Только богатейший тысячелетний духовный опыт православного самосознания сможет воскресить к жизни наши казачьи корни. Поиски фольклорных и иных скреп так и останутся лишь внешней этнографической идентификацией возрождаемого казачьего сословия. Задумайтесь только, сколько самобытных традиций и неповторимых исторических атрибутов сплотило воедино российское казачье братство? Вот перечень казачеств, который сам по себе впечатляет: донское и запорожское, яицкое (уральское) и терское, городовое рязанское, украинское реестровое и кавказское линейное, волжское и астраханское, черноморское и бугское, оренбургское и кубанское, сибирское и якутское, забайкальское и амурское, семиреченское и уссурийское… Объединяло и объединяет их православная вера и служение родине.

Казак – не только воин

Рассуждая об истории и становлении казачьей России, следует помнить, что казак – не только воин. История великой страны писалась не только на картах великих сражений. Наши потомки должны гордиться не только ратными подвигами своих пращуров, но и знать казаков‑писателей, ученых, изобретателей и политиков.

Немногие знают, но истоки российского кинематографа тесно связаны с казачеством, что в очередной раз доказывает новаторский и пассионарный характер казаков.

Родоначальником российского кино стал Александр Ханжонков – потомственный казак, подхорунжий 1‑го Донского казачьего полка. Первую российскую кинокомпанию он создал еще в 1906‑м! Одним из первых российских фильмов считается «Джигитовка казаков 1‑го Оренбургского казачьего полка». Эта лента Александра Федорецкого, пионера русского кинематографа, была показана осенью 1896 года, через год после парижской премьеры «Прибывающего поезда» братьев Люмьер. К слову, это был еще и первый в мире трюковый фильм.

Возможно, вы улыбнетесь, но великий французский писатель Александр Дюма считал себя потомком запорожского казака, который прибыл во Францию вместе с Генрихом III в составе казачьего отряда, сопровождавшего этого монарха из Польского королевства, где его выбрали королем. Вероятно, есть основания считать, что на основе этого отряда запорожских казаков был создан тот самый одиозный полк королевских мушкетеров, так красочно описанный Дюма в его романах.

Казаком был также Семен Иванович Дежнев – один из виднейших русских мореплавателей‑землепроходцев, открывший пролив между Америкой и Азией, впоследствии названный Беринговым.

Нельзя, конечно же, обойти вниманием гениального писателя, казака Михаила Александровича Шолохова – киносценариста, лауреата Нобелевской премии по литературе. Его произведение «Тихий Дон» стало в нашей стране своеобразной энциклопедией казачества.

Дорогу в российское небо тоже первыми прокладывали казаки‑офицеры. Первым генералом‑летчиком в ХХ веке стал Вячеслав Григорьевич Баранов, уроженец станицы Луганской. Накануне Первой мировой войны – в мае‑июне 1914‑го – возглавляемая им группа летчиков Гвардейского корпуса совершила перелет по маршруту Петербург‑Псков‑Ямбург‑Гатчина‑Петербург. Последовавшие события затмили этот подвиг. На фронте Баранов – признанный мастер разведывательной авиации, награжден почетным Георгиевским оружием.

Штурмуют небо казаки и в наши дни. Геннадий Иванович Падалка – Герой Российской Федерации, летчик‑космонавт. Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Геннадий Иванович совершал космические полеты в качестве командира основной экспедиции на орбитальном комплексе «Мир», многократно выходил в открытый космос.

Перечислять имена казаков‑героев можно бесконечно. Богата ими земля русская!

О будущем

А что же сегодня? Как мы готовимся к новой эре? Каким будет казак завтрашнего дня? Судите сами. Казаки кадетских классов Самары посещают уроки робототехники в Объединенном исследовательском университете, создают программы и презентации по истории России на персональных компьютерах, изучают современную авиационную технику в классах и ангарах военной кафедры. Занятия для будущих героев проводят офицеры‑казаки, офицеры‑преподаватели военной кафедры, офицеры‑инструкторы международной контртеррористической тренинговой ассоциации.

Студенческая молодежь прошлым летом смогла познакомиться с работой наших казаков на Международном молодежном форуме «Волга». Мастер‑классы по боевым искусствам, военно‑историческая реконструкция, соревнования по метанию холодного оружия и многое другое приготовили и провели для молодежи казаки Самарского окружного казачьего общества.

Но, что самое ценное, в этом году стартовали курсы повышения квалификации при Самарской духовной семинарии для офицеров‑наставников и преподавателей, занятых в казачьем образовании. Открытие курсов благословил митрополит Самарский и Сызранский Сергий.

Занятия для казачьей интеллигенции проводят видные специалисты по истории, теологии, психологии и православной культуре. Прошла первая сессия, подводятся итоги, преподаватели казачьих классов начинают делиться полученными знаниями с кадетами‑учениками.

А это значит, что духовное возрождение казачества не за горами, что продолжим мы дело славных предков и не только сохраним завещанное, но и сторицей приумножим.


На фото: Богдан Виллевальде. Казаки в Бауцене. 1813. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

———————-

Ростовчане хотят внести понятие «казак» в классификатор информации о населении

К проведению всероссийской переписи населения, намеченной на 2020 год, представители донского казачества вновь подняли вопрос о фиксировании такой национальности как «казак». Да, в 2010 году, во время переписи населения 67 660‬ россиян идентифицировали себя казаками по национальности.

Правда, по данным Росстата, казаки по национальности все-таки различались между собой по принадлежности к языку (часть из них была калмыками, еще часть — украинцами, следующие – русскими, и большая часть просто обозначила себя казаками). Казалось бы, все правила соблюдены, считаешь себя казаком — считай, государству от твоей собственной национальной идентификации ни холодно, ни жарко.

Тем не менее, казаки Первого Донского округа вынесли на всеобщее обсуждение на портале «Российская общественная инициатива» предложение внести казаков в перечень национальностей России. Авторы инициативы обратили внимание, что в таком документе, как общероссийский классификатор информации о населении национальность «казак» так и не появилась.

— Если национальность «казак» будет зафиксирована в Общероссийском классификаторе, то это в первую очередь даст возможность реализации конституционного права граждан по самоопределению национальной принадлежности, — говорит один из авторов петиции кандидат политических наук казак Иван Болдырев. — В связи с тем, что национальности казак нет в классификаторе, мы сталкиваемся с рядом проблем, некоторыми юридическими казусами. К примеру, не можем записать в ЗАГСах национальность своих детей как казак или казачка. Такая небольшая недоработка регламентных процедур приводит к неожиданным осложнениям, надо просто формально внести казаков в список национальностей России. С этим предложением мы и вышли на сайт «Российская общественная инициатива».

На сайте инициативу казаков пока поддержали только 164 человека, зато против выступили почти 500 человек. Собеседника корреспондента РИА SM-News эти показатели не удивляют. Он считает, что против голосуют люди, не обладающие полной информацией по казачеству.

— Это отголоски геноцида казачьего населения, который проходил с 1918 по 1938 годы советской власти. В исторических источниках, оставленных разными авторами, казаки идентифицировались как народность, или национальность (это синонимические выражения), — утверждает Иван Михайлович Болдырев. – Наша задача — восстановить историческую справедливость.

Тут мы начинаем с казаком Болдыревым углубляться в такие разговоры, которые современные историки до сих пор для себя не решили — «Существует ли такая национальность — казак?». По мнению казака Болдырева — несомненно, со своей культурой, своими традициями.

А вот исполнительный директор регионального отделения «Военно-исторического общества», военный историк, военный политолог Александр Нетёсов утверждает, что казачество — это военно-служивое сословие.

— Да у них были и свои права, и свои особые обязанности. Но именно как у военно-служивого сословия. Первая обязанность которого была — служить российскому государству, — говорит военный историк. — Не нужно искусственно создавать особый народ, особую национальность. Большевики за время своего существования создали около 100 национальностей – и что? В 90-е годы была на Дону такая идея — создать республику «Казакия». Это был чистейшей воды сепаратизм, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

Если такие инициативы периодически возникают, значит, проблема не закрыта, людям есть что обсудить, и есть о чем поспорить. По крайней мере на сайте «Российских общественных инициатив» целый год будет идти голосование по вопросу внесения казаков в общероссийский классификатор информации о населении.

———————-

Слава Богу, что мы казаки!

Казаки Первого Донского округа выступили с инициативой включить наименование «Казаки» в Общероссийский классификатор информации о населении.

Соответствующая инициатива, автором которой является казак Богоявленской станицы Константиновского юрта И.М. Болдырев, размещена на портале «Российская общественная инициатива». Как отмечено в её тексте, данная мера позволит гражданам, идентифицирующих себя казаками, реализовать право указывать свою национальную принадлежность, закрепленное в ч. 1 ст. 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность». Автор подчёркивает, что в настоящее время отсутствие наименования «Казаки» в Общероссийском классификаторе информации о населении является острой проблемой, которой сопутствует возрастающий социальный запрос со стороны казаков. Проведение в 2020 году Всероссийской переписи населения значительно повышает актуальность этой проблемы.

Российская общественная инициатива — портал для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации, созданный во исполнение указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

Для направления инициативы на рассмотрение органов власти необходимо набрать не менее ста тысяч голосов в поддержку инициативы в срок не более одного года со дня размещения. Проголосовать на сайте «Российская общественная инициатива» могут только граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и зарегистрированные на портале «Госуслуги».

———————-

Поисковая экспедиция в урочище Сандармох, Республика Карелия

По обращению Правительства Республики Карелия и руководства Медвежьегорского музея Российское военно-историческое общество совместно с Союзом поисковых отрядов Карелии и Ярославского регионального отделения Поискового движения России провели поисковую экспедицию в урочище Сандармох (Медвежьегорский муниципальный район, Республика Карелия). Полевые работы проводились в период с 12 по 21 августа 2019 года.

Поисковая экспедиция проходила по согласованию с Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия и при поддержке Министерства обороны Российской Федерации. Обследовалась территория, которая находилась в 1941-1944 г.г. под финской оккупацией.

В состав экспедиции входили профессиональные археологи, антропологи и поисковики, военнослужащие 90-го отдельного специального поискового батальона Минобороны России.

Основная цель экспедиции – поиск захоронений узников финских концентрационных лагерей и погибших военнослужащих РККА в боях против финских оккупантов в Карелии в 1941-1944 г.г.

С 25 августа по 5 сентября 2018 года в урочище Сандармох проводилось детальное обследование местности. По результатам обследования и принято решение о проведении поисковой экспедиции.

Экспедиция в урочище Сандармох вызвала большой интерес со стороны СМИ. На местах поисковых работ присутствовали журналисты различных федеральных и региональных изданий. Некоторые активисты, прикрываясь удостоверениями журналиста, открыто препятствовали проведению поисковых работ.

Причина и обстоятельства гибели 16 человек, обнаруженных поисковиками, предстоит установить экспертам Следственного комитета Республики Карелия.

Во всех мероприятиях в период работы поисковой экспедиции активное участие принимали казаки Карельского отделения СКВРиЗ.

Пресс-служба Карельского отделения СКВРиЗ

———————-

С 4 по 6 октября в Волгоградской области будет проходить Всероссийский фестиваль-конкурс традиционной казачьей песни «Станица». Своё мастерство представят исполнители казачьей песни из Сибири, Астрахани, Москвы, Ельца, с Урала и, конечно, нашей области.
О том, как будет проходить фестиваль, и какие сюрпризы ждут любителей казачьей песни, нам рассказала руководитель Областного центра казачьей культуры ВГИИК, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры РФ, профессор Волгоградского института искусств и культуры, руководитель ансамбля старинной казачьей песни «Станица» Ольга НИКИТЕНКО.

— Мы с нетерпением ждем наших гостей. Приедут 11 коллективов из восьми регионов страны, — рассказывает Ольга Григорьевна. — С уверенностью скажу, что вся Россия сегодня интересуется казачьей песенной традицией – от Сахалина и Урала до юга нашей страны. Очень приятно осознавать, что песня донских казаков проникла в самые дальние уголки нашей необъятной Родины, завоевала и продолжает завоевывать сердца соотечественников.
— А почему это происходит? Хотелось бы знать Ваше профессиональное мнение.
— Прежде всего, казачья традиция — это воинская, мужская  традиция. Ведь, в основном, песня складывалась в походах. В ней много военной темы, воспевается героическое прошлое казаков что, собственно, и привлекает молодежь, особенно юношей. Глубина и сила только в исторической, героико-патриотической песне, что составляет основу казачьей культуры. Это единственная традиция, где мужчина, юноша и мальчик надевают военную форму, исполняют дедовские песни  и становятся сопричастными с историей донского казачества.
Эта форма, эта традиция, эти песни пропитаны кровью и болью тех, кто не жалел себя, сражаясь за Отчизну, создавая ее историю. Сорок лет я вместе с казачьей песней и каждый раз, анализируя природу ее феномена, задумываюсь, как же удержать ее в относительно первозданном виде?
Да, сегодня время других ритмов, мелодий интересов к народной культуре, но наша цель – сохранить корневой пласт казачьей песни, чтобы была понятна ее глубинная история. Хотелось, чтобы создавались мужские певческие коллективы, где воинская, казачья песня звучала глубоко и убедительно. Она грела душу нашим предкам, была с ними и в горе, и в радости. Она проста и понятна, оттого и трогает сердце русского человека. А наше живое исполнение наполняет казачью песню честностью и открытостью.
— Ольга Григорьевна, ваша кафедра народного искусства и традиционной культуры ведет большую работу в этом направлении. Вы много ездите по стране с мастер-классами…
— …И к нам приезжают учиться со всей России, есть и иностранные студенты, которые хотят больше узнать о культуре, о песне казачьей. И я горжусь тем, что у нас единственная кафедра в стране, которая глубоко изучает традиции казаков нашего региона.
Мы открыли курсы профессиональной переподготовки по казачьей культуре, где работают ведущие ученые нашего города: профессор, доктор филологических наук Василий Иванович Супрун, профессор, доктор исторических наук Марина Александровна Рыблова, профессор кафедры народного искусства и традиционной культуры ГОБУК ВО «ВГИИК» Лариса Валентиновна Винская, доцент кафедры народного искусства и традиционной культуры Оксана Степановна Васильева, донскую хореографию ведут старший преподаватель кафедры Наталия Владимировна Щербакова и артист ансамбля Юрий Александрович Щербаков.
Из разных уголков России обучаются на этих курсах слушатели опытные, знающие культуру своего региона, но желающие изучить и традиции донских казаков. Например, приезжали к нам из Салехарда организаторы фестиваля «Казачий разгуляй». А недавно я к ним ездила с мастер-классами, знакомила с нашей культурой, рассказывала и показывала старинные, казачьи песенные образцы. Надо сказать, они были в восхищении: «Ах, как это красиво! Как необычно!».
В этом наша миссия – просвещать и пытаться удержать нашу уникальную культуру. И делаем мы это благодаря  таким гигантам, знатокам и носителям казачьей культуры нашей области, как Виталий Михайлович Борцов – организатор и руководитель народного ансамбля «Хопер», Валентина Семеновна Кубракова – руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Горница», Елена Викторовна Фирсова – руководитель фольклорного ансамбля «Старина», Татьяна Ивановна и Иван Николаевич Поповы – руководители ансамбля «Казачья удаль»,  Яков Владимирович Иванов – руководитель ансамбля «Бузулук», Виктория Валерьевна Путиловская – руководитель ансамбля «Покров», ансамбль «Станица» ГОБУК ВО «ВГИИК», руководителем которого является ваша покорная слуга и многим другим.
Желание изучать традиции казаков Дона у людей огромное. Вы представляете, недавно из Перьми на машине на курсы профессиональной подготовки  приехали муж с женой, да еще и двое ребятишек! Мама с папой учатся, дети подхватывают! Вот она поросль! И, слава Богу! Казачьей традиции жить!
Хотелось обратиться к нашим руководителям и участникам казачьих ансамблей, руководству области приезжайте сами и направляйте к нам учиться. Хотя и живете вы, как говориться, «на земле», но, в современном мире трудно удерживаются исконные традиции. Надо совместными усилиями крепить свои позиции, знания в деле сохранения корневой культуры донского казачества.
— Расскажите, что ждет зрителей на фестивале?
— Ее Величество традиционная казачья песня!
Открытие фестиваля-конкурса состоится 4 октября в 15 часов в ДК Профсоюзов. Откроет мероприятие ансамбль старинной казачьей песни «Станица» ГОБУК ВО «ВГИИК», творческой деятельности которого на будущий год исполнится 40 лет.
Конкурсную программу начнут  областные  коллективы из Алексеевски, Новоаннинска, Фролово, Урюпинска, Михайловки. Участники будут исполнять песни своих районов, демонстрировать старинные костюмы. Затем эстафету примут городские самодеятельные и профессиональные коллективы – фольклорно-этнографический ансамбль «Покров» (руководитель Виктория Путиловская), студенческий коллектив кафедры народного искусства и традиционной культуры ГОБУК ВО «ВГИИК» «Венец» (руководитель Оксана Васильева), творческое объединение «Беседа» Областного центра казачьей культуры ГОБУК ВО «ВГИИК» (руководитель Галина Чеботарева), ансамбль «Вольница» (руководитель Александр Байраков), ансамбль «Краснотал» (руководитель Надежда Протопопова) и другие. В этом году мы, к сожалению, из-за сокращенных сроков проведения  фестиваля-конкурса не включили выступления детских и юношеских казачьих коллективов, но обязательно проведем  для них отдельный конкурс. Нам очень хочется показать нашим гостям, нашим друзьям, как живет казачья песня в нашей области.
Почему основной конкурсный день будет проходить в хуторе Вертячий?
— Во-первых, надо поддержать хутор и подарить его жителям праздник народного творчества. Моя давняя мечта фестивали проводить в хуторах. Город – это, конечно, хорошо, а что видят и слышат жители в самых дальних уголках нашей области? Как им помочь разбудить генную память? Поэтому будем ездить по хуторам и станицам. Да, это далеко, да, это неудобно для городских жителей, но и для них мы предоставим возможность познакомиться с творчеством фольклорных коллективов других регионов России.
Итак, в хуторе Вертячий Городищенского района мы проведем конкурсную программу. Для нас она – конкурсная, а для жителей хутора – замечательный концерт. Затем мы переедем на турбазу «Вертячий»,  где пройдут семинары и мастер-классы по казачьей культуре, которые проведут профессор, доктор исторических наук Марина Александровна Рыблова, доцент кафедры народного искусства и традиционной культуры нашего вуза Оксана Степановна Васильева, старший преподаватель кафедры  народного искусства и традиционной культуры Наталия Владимировна Щербакова и я.
На базах «Вертячий» и «Лазурный берег» мы споем, станцуем, коллективы проведут творческие лаборатории,  расскажут о себе, познакомятся, проведут вечерки. Надеемся, будет костер Дружбы.
На третий день фестиваля, 6 октября в 15.30 в Волгограде, в ЦКЗ, пройдет церемония закрытия Всероссийского фестиваля-конкурса «Станица». В концертной программе «В кругу друзей» региональные фольклорные коллективы выступят для горожан и гостей города, тем самым, внося свой весомый вклад в дальнейшее развитие отечественной казачьей культуры.
Мы всех приглашаем на этот праздник казачьей песни! Приходите!
Беседовала Светлана ЖДАНОВА

———————-

Соглашение о сотрудничестве заключено между ГКУ «Казачий центр государственной службы» Волгоградской области и Невельским городским казачьим обществом «Станица Калмыковская» Сахалино-Курильского окружного казачьего общества (Сахалинская область) Уссурийского войскового казачьего общества. Подписи под этим документом поставили директор Казачьего центра Александр Проценко и атаман «Станицы Калмыковской» Владимир Высоцкий.
На данный момент соглашение имеет рамочный формат: намерение о совместном взаимодействии представителей Всевеликого войска Донского и Уссурийского казачьего войска. Планируется, что уже в будущем году благодаря ему начнет работать обширная программа патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи.
«Подобное соглашение ранее было нами заключено с кубанскими казаками, — рассказывает Владимир Высоцкий. – И сейчас благодаря этому наши казачата активно участвуют в различных мероприятиях Краснодарского края. Мы решили развивать этот положительный опыт. Поэтому я прибыл в Волгоград для налаживания отношений с местными казаками. Почему был выбран именно ваш город? Проводимые в волгоградском регионе различные крупные казачьи мероприятия известны всей России. Мы хотим чтобы наши казачата были в числе их постоянных участников, чтобы они воочию познакомились с самобытной донской культурой, смогли самостоятельно познать историю и традиции вашего уникального казачьего края. Все это может быть реализовано благодаря соглашению о сотрудничестве. Но основе этого документа будет составлена программа и представлена на утверждение региональной власти. Мы знаем, что казаки Волгоградской области уделяют большое внимание работе с детьми, молодежью и хотели бы перенять их опыт, а также познакомить донцов со своими наработками. Уверен, что наше совместное взаимодействие даст ощутимые результаты».
В скором времени буде заключено соглашение о сотрудничестве ГКУ «Казачий центр государственной службы» и Сахалино-Курильского окружного казачьего общества. С волгоградской стороны оно уже завизировано, как только атаман В. Высоцкий доставит документ в Сахалинскую область подпись под ним поставит окружной атаман. Это свидетельствует о том, что дальневосточные казаки очень внимательно относятся к сохранению и преумножению своей истории и традиций. Сейчас в этом регионе действует 20 объединений дополнительного образования, ориентированных на традиции российского казачества. Администрация Невельского района всесторонне поддерживает проект «Детский центр казачьей культуры «Казачата — наше будущее». Каждый год в оздоровительно-досуговом центре «Юбилейный» проходят специализированные смены «Казачок» и «Казачий сполох». Там ребята в возрасте от 5 до 18 лет изучают строевую и огневую подготовку, боевое искусство, традиционную хореографию и вокал. Сахалинские казачата ежегодно становятся победителями и призерами всероссийских фестивалей и соревнований.
«Пописанное соглашение о сотрудничестве является ярким подтверждением актуальности исторического казачьего постулата: нет уз святее братства, — считает директор ГКУ «Казачий центр государственной службы» Александр Проценко. – Несмотря на то, что нас разделяют тысячи километров донские и уссурийские казаки близки и единодушны в решении общих целей и задач. Работа с молодежью и у нас, и в Сахалинской является в приоритете. Сегодня это как никогда злободневно. Позитивные активные молодые силы нуждаются в объединении вокруг традиций своей земли. И потому встречи, общение, совместная работа молодых казаков способствуют их сплочению вокруг идеи защиты и процветания нашего Отечества».

———————-

IMG_9356

IMG_9351

IMG_9344

Атаман ВСЧзС казачий полковник Михаил Дзюба поблагодарил организаторов мероприятия и лично старосту г.Хлумец, Зетлитзера Романа за приглашение на памятные мероприятия.
Субботним вечером атаман ВСЧзС вместе с помощниками готовили  на костре плов из баранины. В общем, кулинарные умения атамана и казаков  ВСЧзС оценили все.
В воскресенье в до обеденное  время в «лагере» проходили спортивные соревнования между участниками Казачьего Бивака.

IMG_9191

Поздно  вечером участники Казачьего Бивака II – 2019 разъехались по домам.

Время быстро пролетело, в коллектив влились новые члены нашей казачьей организации, дети поближе смогли познакомиться, а взрослые, как всегда не смогли наговориться.

Слава Богу, что мы Казаки!

Зам.Атамана ВСЧзС
Войсковой старшина Григорьев А.В.

 

———————-

26 апреля в храме “Всех Скорбящих Радость” города Минска проходил 6-ой большой круг РОО “Белорусское казачество”.VI_Bolshoy_Krug_kazakov_ROO_34Belorusskoebig На круге присутствовали делегаты из всех районных и областных отделов Республики Беларусь.16_kazakiN
С вступительным и напутственным словом к казакам выступил духовник РОО “Белорусское казачество” протоиерей О.Игорь (Коростелёв), начальник синодального отдела по взаимодействию с казачеством.
Затем Верховный Атаман, казачий генерал Улахович Н.Д. подвёл итоги работы организации за отчётный период. Было сказано много хорошего о работе в организации, но не забыто и то, что мешает достижению поставленных задач.
Выступали атаманы, говорили казаки, но в целом работа организации признана удовлетворительной.
На круге был предложен проект обращения к президенту Республики Беларусь в его поддержку, как единого кандидата на предстоящих в 2015 году выборах.
Далее состоялись выборы Верховного Атамана РОО “Белорусское казачество” и в очередной раз казаки оказали доверие Улаховичу Н.Д. выбрав его единогласно. Верховный Атаман – Н.Д.Улахович, был приведён к присяге.
Затем были выдвинуты и утверждены казаки в Совет атаманов, Контрольно-ревизионный орган и Совет стариков.

СОСТАВ СОВЕТА СТАРЕЙШИН РОО “БЕЛОРУССКОЕ КАЗАЧЕСТВО”
1.Дрызлов В.И.- казачий полковник
2.Мариничев Н.Ф.- казачий полковник – председатель
3.Маценов В.В.- войсковой старшина
4.Немлихер А.А.- казачий полковник
5.Николаенко С.М.- казачий генерал
6.Попов В.Н.- казачий полковник

СОСТАВ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОГО ОРГАНА РОО “БЕЛОРУССКОЕ КАЗАЧЕСТВО”
1.Рабков А.П.- казачий генерал – председатель
2.Руднев В.И.- войсковой старшина
3.Силанов Д.Г.- хорунжий

СОСТАВ СОВЕТА АТАМАНОВ РОО “БЕЛОРУССКОЕ КАЗАЧЕСТВО”
1.Гончаров А.Г.- войсковой старшина
2.Дробышев И.Т.- казачий полковник
3.Ефимов А.Ю.- подъесаул
4.Жуменок Г.А.- казачий полковник
5.Лемешевский С.Н.- войсковой старшина
6.Мотузко Г.Г.- казачий полковник
7.Николаев В.Н.- казачий полковник
8.О.Игорь(Коростелёв)- протоиерей
9.Петруша П.А.- войсковой старшина
10.Ромейко Л.Д.- казачий полковник
11.Улахович Н.Д.- казачий генерал
12.Шапоров С.А.- сотник
И ещё, на круге Верховным Атаманом при Совете Атаманов утверждена новая должность, по взаимодействию казачества с Православной церковью. Возглавит эту работу казачий полковник – Селицкий В.В.                         После выбора рабочих советов, Верховный Атаман ознакомил казаков            о подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвящённых         20-летию со дня образования РОО “Белорусское казачество”.

С заключительным словом выступил есаулец Ефимов А.Ю., который подводя итоги работы нашей организации высказал, что РОО “Белорусское казачество” сама по себе уникальная организация на территории Белоруссия, получившая признание во многих странах. И то, что наша организация объединяя казаков, участвует в съездах, конгрессах, конференциях и проводит совместные мероприятия вот уже на протяжении 20 лет, живёт и работает на равных с другими организациями на территории стран содружества – это уже случившийся исторический факт. И дальнейшее развитие казачества заключается, только в его единстве.

Слава Богу, что мы КАЗАКИ !

Казачий полковник   Г.А. Жуменок

———————-

Изображение

Казачий генерал Улахович Николай Дмитриевич (избран большим кругом РОО “БК” в октябре 1995 г. и является им по настоящее время, неоднократно переизбирался казаками на следующий срок).                                            Родился 21 августа 1951 г. в г.Минске. Родители: отец – бывший партизан, узник фашистских концлагерей, умер в 1998 г. Мать – пенсионерка, проживает в г. Минске. Женат, имеет дочь и сына, а также 3-х внуков и 2-х внучек. Учился в 10-ой и 37-ой школах г.Минска.                                                            Трудовую деятельность начал после окончания Минского архитектурно-строительного техникума в 1969 г. мастером треста №15 “Спецстрой”, затем начальник участка управления “Минск водоканал”. С 1970 по 1992 г. проходил службу в Вооружённых силах СССР начиная путь с Дальнего Востока и окончил в Республике Беларусь в звании полковника , и в должности заместителя начальника территориального военно-строительного управления.   Имеет три высших образования:техническое,военное и гуманитарное.               Отличник военного строительства, Почётный строитель Байконура, награждён 12-тью правительственными наградами СССР. После увольнения из Вооружённых сил – главный инженер ЖКХ “Минского тракторного завода”. Начальник Главного управления капитального строительства Управления Делами Президента Республики Беларусь, Генеральный директор Республиканского центра учёта и регистрации недвижимости Республики Беларусь, Генеральный директор научно-производственного объединения “Жилкоммунтехника”, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Минского областного исполнительного комитета.                                Награждён:Благодарственными письмами Президента Республики Беларусь, Почётной грамотой Национального Собрания Республики Беларусь, Почётными грамотами Министерств и ведомств, а также администраций городских и областных исполнительных комитетов, юбилейными медалями от имени Правительства Республики Беларусь, Почётный работник жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.                                                  Награждён Православной церковью орденами,медалями и грамотами. Общественная деятельность: Председатель Белорусской Патриотической партии, Верховный Атаман Республиканского общественного объединения “Белорусское казачество”. Участвовал во всех международных конгрессах мирового казачества, съездах ряда партий и общественных объединений России и Белоруссии и конференциях Русской Православной Церкви.

———————-

Мiнiстэрства юстыцыi Рэспублiкi Беларусь

ПАСВЕДЧАННЕ
аб дзяржаўнай рэгiстрацыi грамадскага аб’яднання

№ 01490

Рэспублiканскае грамадскае аб’яднанне
“Беларускае казацтва”

(РГА “Беларускае казацтва”)

Зарэгiстравана рашэннем Мiнiстэрства юстыцыi
Рэспублiкi Беларусь ад 09 жнiўня 2006 года №292.

У Адзiным дзяржаўным рэгiстры юрыдычных асоб i
iндывiдуальных прадпрымальнiкаў № 101048880.

Министр                                   В.Р. Голованов

———————-

Верховный Атаман РОО “Белорусское казачество”

Казачий генерал – Улахович Николай Дмитриевич

Духовник РОО “Белорусское казачество”

Протоиерей  О. Игорь (Коростелёв)

Совет Атаманов:

  1. Казачий генерал – Улахович Н. Д.
  2. Протоиерей – О.Игорь (Коростелёв)
  3. Казачий полковник – Дробышев И.Т.
  4. Казачий полковник – Жуменок Г.А.
  5. Казачий полковник – Мотузко Г.Г.
  6. Казачий полковник – Ромейка Л.Д.
  7. Войсковой старшина – Гончаров А.Г.
  8. Войсковой старшина – Лемешевский С.Г.
  9. Войсковой старшина – Петруша П.А.
  10. Есаул – Ефимов А.Ю.
  11. Есаул – Шапоров С.А.
    12. Урядник – Аврамен В.Н.

Состав контрольно – ревизионного органа:

1. Казачий генерал – Рабков А.П.
2. Войсковой старшина – Руднев В.И.
3. Сотник – Силанов Д.Г.

 

Состав Совета Старейшин:

1. Казачий генерал – Николаенко С.М.
2. Казачий полковник – Дрызлов В.И.
3. Казачий полковник – Мариничев Н.Ф. – председатель
4. Казачий полковник – Попов В.Н.
5. Войсковой старшина – Маценов В.В.

 

Источник: КАИЦ, КАИЦ, КАИЦ, КАИЦ, Казачий кругъ, Казачий кругъ, Белказак, Белказак, Белказак, Белказак, Белказак

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *