Казак казаку – брат? \ Другие новости российского казачества от 16 декабря 2019 г.
И, снова здорова. Видно время и события происшедшие с начала казачьего движения за возрождение казачьего народа и восстановление его прав, так и не научили ничему казаков.
Вновь, как и прежде, идут межказачьи распри, вновь идут споры о переделе земли и деление казаков на «наших» и «не наших». Укоренившиеся и обросшие «своей» свитой атаманы и атаманчики, так рьяно защищающие свои права нахождения у госкормушек, что напрочь забыли о тех казаках, что и поставили их на управление казачьими общинами. Подтасовки решений «своих» атаманских советов в свою пользу, стало уже закономерностью в их деятельности. То ли это выделение или распределение земельных участков, то ли вопрос о присвоении казачьих чинов и иные блага – везде главными участниками выступают только «свои» и немножко «другие» (чтобы пургу не гнали), казаки.
«А зачем казакам земля?» – рассуждают такие «атаманчики» (язык не поворачивается назвать этих «деятелей» атаманами). «Они, т.е. казаки, мол де её всё равно в аренду сдадут кому-нибудь.» «А мы землей этой распорядимся как надо – и за аренду деньги в общину платить будем, и казаков не забудем.» А то, что ещё и десятину от прибыли надо в эту общину отчислять, такие «деятели» напрочь забывают и живут себе припеваючи. А когда казаки, видя такой «беспредел», желают расторгнуть договор аренды с такими «горе арендаторами», то натыкаются на такое противостояние, что голливудские страшилки – отдыхают. Такие «атаманчики» начинают судиться со своими, уже бывшими для них казачьими общинами, подтасовывают факты, размахивают в судах липовыми справками (добытыми «непосильным трудом»), заверяя, что это казаки их лишили сна и здоровья.
Мне, лично, жаль таких горе «атаманчиков». Наступит время и все расставит по своим местам. Они живут среди людей и люди видят кто они на самом деле. И никакие бывшие заслуги не спасут «этих» от праведного народного гнева. Они не думают, что гнев этот падет на головы их потомков и потомкам их придется покинуть привычное место проживания из-за «заслуг» их предков.
А не проще ли найти разумный компромисс и уладить все дело миром? Мало вам того, что инородцы на нашей земле, с подачи таких как вы, стали уже заявлять, что они на этой земле ХОЗЯЕВА? Это вы и никто другой позволили своими распрями и поисками у пришельцев управы на своих казаков, считать инородцам, что они хозяева на казачьей земле. Пришла пора жестко спросить с вас за это! Вплоть до требования выселить вас из казачьих станиц, как врагов казачьего народа и изгнать из казачьих общин. Не место вам и вам подобным в среде казаков. Да и были ли вы казаками?
В смутные 90-е, кто только не приходил во вновь создаваемые казачьи общины? Это и по сей день аукается в казачьем движении. Но когда-то надо, братья казаки, браться за очищение своих рядов, иначе так и будем, как старый мерин, спотыкаться на все четыре ноги. А чтобы не наступать вновь на одни и те же «грабли», необходимо ужесточить прием в казачьи общины новых казаков. Только строго проверенная и сто раз подтвержденная родословная, может дать возможность вновь принимаемому казаку войти в общину. И никак иначе! В противном случае мы будем пожинать все те же плоды раздоров и дрязг. А оно нам надо?
Пусть реально казаков станет меньше, но это будут истинные казаки, а не сброд ряженных и ни на что не годных. Последние события в сопредельном государстве показали «кто есть кто». К чести казаков они не уронили своего славного имени и памяти предков. Они в очередной раз показали «дядям, ведущим войну лежа на диване», что для казака чужой беды не бывает. Никто никому не приказывал, никто никого не уговаривал. Сами инициировали сбор гуманитарного груза, сами его возили, а если была возможность, то оставались добровольцами и помогали попавшему в беду народу, отстаивать свои права, и…, случалось, гибли за этот народ, неся неувядаемую славу своему, казачьему народу. И там, на земле другого государства, не было ни реестровых, ни общественных, ни вольных – было единение в одну большую казачью семью, которой все по плечу.
И хочется спросить: «А, что, казаки, нас только горе может вновь сплотить в одну огромную непобедимую СЕМЬЮ?!» «Так что ли?!» Может быть пора стряхнуть со своих плеч этих «горе атаманчиков» и сесть за один большой круглый стол и решить наконец-таки все разногласия и споры, и зажить одной БОЛЬШОЙ и ДРУЖНОЙ КАЗАЧЬЕЙ СЕМЬЕЙ на зло врагам нашим. Пусть каждый казак и его семья помнят – на них и только на них смотрят глаза их предков, на них их чаянья и надежды. Надежды на то, что придет такое время, когда вновь имя КАЗАК, будет звучать гордо и вновь казаки обретут статус НАРОДА, так безжалостно попранный «погаными».
Мой призыв к вам братья – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! Объединяйтесь назло врагам вашим, забыв все распри и обиды. Целый веник никому не сломать, а по прутику… Не позволяйте «поганым» втаптывать имя КАЗАКА в грязь. Не забалтывайте на советах и советишках разного рода вопрос об объединении, а требуйте со своих атаманов его разрешения до полного решения этого вопроса. Ибо вместе мы СИЛА и да поможет нам Бог!
Любо объединению казаков в единую и неделимую СЕМЬЮ!!!
Слава Богу – МЫ, КАЗАКИ!!!
Спецкор журнала «Казачье Братство» на Кавказских Минеральных Водах,
казачий полковник, Божьей милостью,
Валерий Правоторов
На фото: Торжественный митинг, приуроченный к 363-й годовщине Переяславской Рады (Дня воссоединения Малой Руси с Великой Русью). 18 января 2017 года, Симферополь, возле памятника Богдану Хмельницкому.
Взято с сайта http://lugansk-online.su/.
———————-
17 декабря 1991 года в Тирасполе состоялся сход потомков казаков, на котором было принято решение о возрождении на берегах Днестра Черноморского казачьего войска (ЧКВ).
В 1792 году по решению императрицы казаки были переселены на Кубань, где впоследствии на их основе было создано Кубанское казачье войско. Но ушли не все – часть осталась, сохраняя на протяжении веков казацкий жизненный уклад и традиции.
2 февраля 1993 года Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики был создан отдельный резервный казачий пограничный полк министерства государственной безопасности. 18 мая этого же года личный состав полка на Мемориале Славы в Тирасполе в торжественной обстановке принял присягу на верность народу ПМР.
Как сообщается на сайте ЧКВ, 09 декабря 2019 года состоялся расширенный Совет Атаманов Черноморского Казачьего Войска.
В первом вопросе совета заместители Войскового Атамана довели информацию о проделанной работе войска за 2019 год.
Начальник штаба отметил важность ведения грамотного делопроизводства в округах и станицах.
Начальник духовно-нравственного отдела довел атаманам информацию о проделанной работе войска в различных направлениях: Молодежь; Культурно-массовая работа; Информационная деятельность; Духовная и др. После чего предложил в будущем активизировать работу с казаками военнослужащими различных министерств и ведомств, больше уделять внимание казачьим семьям и проводить совместные мероприятия. Окружным священникам уделить больше внимания на духовно-нравственное воспитание казаков и членов их семей. В округах и станицах провести занятия по знанию нормативных документов ЧКВ.
Начальник военного отдела рассказал о немалой работе проведенной офицерами отдела и помощниками атаманов по моб. подготовке, военно-спортивным сборам казачат и другим мероприятиям.
Начальник производственно-хозяйственного отдела доложил о ведении хозяйственной деятельности войска.
Следующим вопросом на Совете атаманов стала подготовка плана работы ЧКВ на 2020 год. В следующем году республика отмечает две крупные даты: 75 лет Победы в ВОВ и 30 лет со дня образования ПМР. В связи с этим Совет Атаманов принял решение первую половину года посвятить юбилею Победы Советского народа в ВОВ, а вторую юбилею Приднестровской Молдавской Республике. А также отметить 30-летие образования Союза Казаков России.
Далее атаманам был доведен план проведения торжественных мероприятий по случаю 28-ой годовщины возрождения ЧКВ, и новогодних утренников для казачат.
С праздником вас, братья казаки-черноморцы!
Казачий Информационно-Аналитический Центр.
———————-
В 2019 году исполнилось 170 лет со дня основания станицы Лобановской, ныне село Лобаново, в котором прошли мои детские счастливые годы в доме моих дедушки и бабушки — Леонтия Федоровича и Татьяны Григорьевны Щербининых.
Дед очень мало рассказывал о своем детстве. Деда Лёва, так мы его звали, по паспорту Леонтий Федорович Щербинин, родился 18 февраля/ 3 марта 1908 года и был крещен на следующий день с именем Лев в честь небесного покровителя – святителя Льва Римского, в Покровской церкви станицы Лобановской, что в 75 км от Кокчетава, ныне Кокшетау, по Арык-Балыкской трассе. Он не охотно отвлекался на мои приставания по истории семьи и станицы. И сейчас я понимаю почему. Время было такое, боялся за нас, так как его отец казак Федор Никитич Щербинин был убит во время антикоммунистического мятежа в 1921 году в канцелярии станицы Лобановской.
Уже живя в Москве и имея возможность пользоваться фондами Ленинской и Исторической библиотек, различными архивами, материалами из Интернет, например, много материалов было опубликовано на сайтах «Сибирский казак» http://ka-z-ak.ru и «Всероссийское Генеалогическое Древо» https://vgd.ru Андреем Ивановым, из книг историка В.А. Шулдякова, из книг В.В. Антонова, С.М. Андреева и других источников, мне удалось для себя прояснить картину исторических событий:
По распоряжению Императора Николая I летом 1847 года начались работы по выбору мест для ряда новых поселений Сибирского линейного казачьего войска в Киргизской степи. Эти работы были поручены командиром Отдельного Сибирского корпуса П.Д. Горчаковым обер-квартирмейстеру корпуса барону Сильвергельму и штабс-капитану корпуса топографов Кокоулину. Экспедиция сделала инструментальную съемку пяти больших участков, наиболее удобных для основания новых казачьих поселений. Уже в 1847 году, за два года до основания поселения, в описании участка № 3 озеро Култук-куль имело второе название – Лобаново. Свое название будущая станица в 1849 году получила по названию озера. Каким образом появилось второе, русское, название озера неизвестно. Можно предположить, что его дали сибирские казаки, поселенные к этому времени при Кокчетавском приказе или находившиеся на службе в Кокчетавском военном отряде. В районе этого участка мог находиться казачий пикет, которым когда-то командовал урядник по фамилии Лобанов. Версии могут быть самыми разными, но почему появилось это название неизвестно.
На участке № 3 были основаны три поселения – станицы Лобановская, Аиртавская и Чалкарская. Первыми поселенцами будущей станицы Лобановской были 1 офицер, 2 урядника и 12 казаков с семьями из числа казаков Пресногорьковской линии, направленных командованием на новое место жительства в мае-июне 1849 года. В архивах сохранился список партии из 22 семей крестьян-переселенцев, зачисленных в казаки, переселившихся в будущую станицу Лобановскую в июле 1849 года из двух волостей Бузулукского округа Оренбургской губернии:
— Покровская волость Никольское сельское общество и село Никольское, другое название села – Домашкино:
1. Блощицын Антон Иванович, 64 года (с ним 14 чел. муж. пола, 14 чел. жен. пола);
2. Духнов Сидор Степанович, 57 лет (с ним 9 чел. муж. пола, 12 чел. жен. пола);
3. Гончаров Федор Васильевич, 27 лет (с ним 3 чел. муж. пола, 6 чел. жен. пола);
4. Прокофьев Яков, 44 года (с ним 1 чел. муж. пола, 2 чел. жен. пола);
5. Твердохлебов Ананий Иванович, 42 года (с ним 6 чел. муж. пола, 11чел. жен. пола);
6. Крохмалев Козьма Артемьевич, 50 лет (с ним 4 чел. муж. пола, 5 чел. жен. пола);
7. Терещенко Степан Егорович, 41 год (с ним 2 чел. муж. пола, 4 чел. жен. пола);
8. Усатов Абросим Степанович, 56 лет (с ним 7 чел. муж. пола, 6 чел. жен. пола);
9. Крохмалев Егор Артемьевич, 32 года (с ним 3 чел. муж. пола, 3 чел. жен. пола);
10. Евченков Афанасий Евдокимович, 38 лет (с ним 5 чел. муж. пола, 4 чел. жен. пола);
11. Ольхов Максим Андреевич, 68 лет (с ним 9 чел. муж. пола, 6 чел. жен. пола);
12. Твердохлебов Павел Алексеевич, 23 года (с ним 1 чел. муж. пола, 2 чел. жен. пола);
13. Усатов Илья Дементьевич, 45 лет (с ним 4 чел. муж. пола, 4 чел. жен. пола);
14. Щербинин Роман Иванович, 63 года (с ним 8 чел. муж. пола, 6 чел. жен. пола);
15. Зинченков Алексей Емельянович, 29 лет (с ним 4 чел. муж. пола, 4 чел. жен. пола).
— Лабазинская волость сельское общество и деревня Скворцовка:
16. Черменев Петр Евдокимович, 46 лет (с ним 1 чел. муж. пола, 6 чел. жен. пола);
17. Косарев Ефим Федорович, 33 года (с ним 7 чел. муж. пола, 5 чел. жен. пола);
18. Лапкин Яков Маркович, 41 год (с ним 2 чел. муж. пола, 6 чел. жен. пола);
19. Ломакин Григорий Михайлович, 46 лет (с ним 1 чел. муж. пола, 5 чел. жен. пола);
20. Скворцов Андрей Васильевич, 43 года (с ним 4 чел. муж. пола, 4 чел. жен. пола);
21. Черников Алексей Семенович, 39 лет (с ним 2 чел. муж. пола, 4 чел. жен. пола);
22. Кочетов Григорий Кириллович, 29 лет (с ним 5 чел. муж. пола, 1 чел. жен. пола).
Следующая партия крестьян-переселенцев прибыла в будущую станицу Лобановскую только весной 1850 года, так как партии крестьян-переселенцев из Новоузенского, Хвалынского, Балашовского уездов Саратовской губернии добрались до Кокчетава только в сентябре 1849 года и остались зимовать.
Значительная часть переселенцев была из Покровской волости, наверное, поэтому церковь в станице Лобановской позже была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В станице были построены: школа, несколько частных лавок, пожарная вышка вместе с конюшней, канцелярия станичного атамана (станица). В Лобановскую станицу входило три населённых пункта: Лобаново, Чалкар, Аиртав. Станичный атаман был военным и хозяйственным распорядителем всей станицы. Получал государственное жалованье. Имел право арестовывать провинившегося на 3 суток. В Аиртаве и Чалкаре выбирались дополнительно поселковые атаманы, которых содержала община. Атаманы следили за чистотой населённого пункта, опрятностью водоёмов, соблюдением правил противопожарной безопасности и общежития. Школу община строила на свои средства. Она же нанимала учителя, оплачивая ему 20 рублей в месяц. Изучали следующие предметы: арифметику, историю, закон Божий, пение, чистописание. Мальчики изучали военное дело. Обучение было раздельным. Занятия начинались в октябре, после окончания осенне-полевых работ, и оканчивались в апреле, к началу весеннее- полевых работ.
В 1886 году в Лобановской станице насчитывалось 228 дворов и 1847 жителей обоего пола. Деревянная церковь, станичное правление, хлебный магазин, 5 водяных и 26 ветряных мельниц, 3 кузницы, 2 лавки и питейный дом. С 28 октября по 8 ноября проводилась ежегодная Михайловская ярмарка.
Казаки станицы Лобановской составляли 4-ю сотню 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка в составе 1-го военного отдела (с центром в Кокчетаве) Сибирского Казачьего Войска. 6/19 декабря 1916 года Император Николай II принял шефство над полком и внёс в его списки своего сына Алексея, Августейшего Атамана всех Казачьих Войск России. Полк стал именоваться 1-й Сибирский казачий Ермака Тимофеева, ныне ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА полк. Его чины получили право носить на погонах царские вензеля.
Октябрь 1917-го не только расколол страну, но и прошел глубокими трещинами по станицам, по семьям. Сибирцы, оставшиеся верными присяге, в 1918 году влились в составе трех полков в Степной корпус Сибирской армии Сибирского временного правительства, а после образования в июле 1919 года Сибирского казачьего корпуса проведенная мобилизация казаков дала к сентябрю уже 7,5 тысяч шашек. Время, однако, было уже упущено, красные неумолимо теснили Колчака к востоку, и в сентябре Сибирский казачий корпус после ряда лихих кавалерийских атак откатился назад. Часть сибирцев ушла с Каппелем на восток в Ледовый поход, часть отступила с Анненковым в Семиречье, остальные возвратились в свои станицы.
В 1921 году станица Лобановская стала одним из центров Западно-Сибирского восстания 1921—1922 гг. Причиной восстания стала политика со стороны большевиков. 18-19 февраля 1921 года под лозунгами «Довольно разверсток!», «Долой коммунистов!», «Советы без коммунистов!» поднялись станицы к западу и юго-западу от Кокчетава: Лобановская, Аиртавская, Имантавская, Арык-Балыкская, Верхне-Бурлукская, Нижне-Бурлукская, Якши-Янгизставская и Акан-Бурлукская. Энергия вспышки восстания была такова, что коммунисты сразу же потеряли контроль над большей частью Кокчетавского уезда. Нечеловеческая жестокость была с обеих сторон. Однако довольно быстро большевики мобилизовали силы — из советских войск, действовавших под Петропавловском, была выделена Южная группа под командованием чрезвычайного уполномоченного Сибревкома Е. В. Полюдова. Она и сыграла решающую роль в разгроме кокчетавского очага Западно-Сибирского восстания.
12 марта 1921 года части 233-го стрелкового полка атаковали станицу Лобановскую. Согласно советской сводке, повстанцы здесь проявили «необыкновенное упорство и ожесточение», в цепях защитников станицы были не только мужчины, но и женщины, и дети. Вообще, лобановские казаки отличались вольнолюбием, развитостью, сплоченностью, на военной службе выделялись подтянутостью, расторопностью, громадными чубами, они с гордостью говорили: «Мы – лобановцы». Красные 12-го марта все же взяли Лобановскую, но бой за неё был действительно упорным. На это указывают понесенные красными потери: 40 человек убито, 90 ранено. Причем повстанцы в других местах еще сломлены не были. 13 марта с двух сторон: от станиц Чалкарской и Имантавской – они предприняли «несколько усиленных контратак на Лобановскую», но были частями 233-го полка отбиты. Перелом в борьбе за станицы произошел только 14 марта 1921 года.
Трехдневные бои за станицы Лобановскую, Чалкарскую, Имантавскую были наиболее драматичным моментом восстания в Кокчетавском уезде. Казаков здесь легло навсегда до 900 человек. Потери красных, несмотря на их абсолютное превосходство, действительно были большими: очевидно, несколько сот человек. Ведь только в один день, 12 марта, только в двух местах: у Лобановской и Чалкарской — красные лишились 182 человек, в том числе 59 убитыми. В красных полках был выбит почти весь командный состав. Повстанцы дрались самоотверженно, с отчаянием обреченных. Знали, пощады им не будет. Станицы переходили из рук в руки, горели. Член Казачьего отдела ВЦИК Ф. П. Степанов сообщал, что восставшие казаки «тысячами, как мужчины, так и женщины, с палками и трещотками лезут на пулеметы …». Трещотки, за отсутствием настоящих пулеметов, использовались казаками для имитации пулеметной стрельбы и психологического воздействия на врага. До какой же отчаянной ненависти надо было довести еще недавно миролюбивых людей, чтобы они вот так, с палками и трещотками, включая женщин, — пошли в лоб на красноармейские пулеметы.
Привожу живой рассказ казачки станицы Лобановской Подкорытовой (Андреевой) Ольги Алексеевны, 1904 года рождения, записанный её внуком Хребтенко Константином в 1970-х годах и опубликованный на сайте http://ka-z-ak.ru в 2011 году: «В станицу входили красные. А наши решили их встретить. Первым же залпом из-за плетней снесли командира с коня и множество бойцов первых шеренг колонны. Завязался бой. Казаки сели на коней и ушли в степь. Красные за ними. В степи бой продолжался, оставшийся день и ночь до самой зари. Бабы в страхе ждали – кто вернётся? Вернулись красные. Небольшая горстка, по сравнению с начальным количеством. Но злые с боя, смертельно усталые, голодные и израненные. Первыми же их словами были: «Да за одного только командира вас всех перестреляем! А за товарищей погибших и всю станицу сожжём!..» Но по вековой природе мудрые бабы с воем повисли у воинов на руках и растащили их по одному по хатам. А там накормили, перевязали и злость у бойцов пошла на убыль, и они в массе своей позасыпали. А, проснувшись, пошли дальше: «Ладно, живите…» До вечера бабы стащили в станицу убитых казаков и красноармейцев. И было и тех, и других столько, что персональные могилы для всех вырыть было невозможно. Поэтому выкопали рядом две большие братские и сложили в одну красных, в другую своих станичников. Отпели и тех, и других. А ночью втихую сползлись домой недобитые (раненые – А.Щ.) казаки.»
Мой прадед Федор Никитич Щербинин находился в канцелярии станицы Лобановская, когда его настигла смертельная пуля. Когда прадеда хоронили, то при нем оставили обмундирование, сапоги и оружие, что, со слов деда, означало уважение и почет. Всех убитых казаков и их семьи похоронили в братской могиле, их свозили на саночках. Моему деду Лёве было тринадцать лет, когда он осиротел, мама Мария Федоровна умерла раньше, на руках у него осталась младшая сестра Катя. Политика расказачивания, раскулачивания и неурожайные годы вынуждали казаков уходить на заработки, и мой дед был вынужден искать работу в туркестанском «хлебном крае» — Ташкенте. В 1934 году, вернувшись в Лобаново, Леонтий Щербинин заслал сватов к родителям Анны Твердохлебовой, и, получив согласие, сыграли свадьбу. 18 июля 1935 года родился мой отец Иван Щербинин. Но в течение года умерла его мама. Очередное тяжкое испытание обрушилось на деда. Практически до двух лет он растил моего отца в одиночку. И только в 1937 году дочь соседа — казака Григория Романовича Петрова Татьяна, приехавшая из Кокчетава на несколько дней, пожалела моего отца и предложила деду, чтобы он посватался. Так у деда появилась жена, у моего отца — мама, и которая через тридцать лет стала моей дорогой и любимой бабушкой Таней. Теплые воспоминания с любовью о бабушке, Татьяне Григорьевне Щербининой (2/15 января 1911 – 5 декабря 1975), я храню всю жизнь. Самый ароматный хлеб из печи был у нас, самые вкусные крестики с клубникой и заварные сладкие колечки были у нас, в доме всегда пахло ароматной выпечкой. А каши на домашнем молоке с маслом из чугунка или вишневые компоты, а жареные карасики под сливочным соусом или хрустящие соленые грузди с рассыпчатой картошечкой – нет ничего вкуснее. Жили своим трудом, не богато, но все необходимое было, и главное – была семья и вера. Дед всю жизнь чтил память погибших казаков, приводил меня к братской могиле, которая была обозначена небольшим гранитным камнем. Приходили на могилу тихо, сидели у камня и молчали. Он не дожил до того момента, когда на братской могиле был поставлен поклонный крест в 2011 году, дед умер 11 декабря 1982 года. А бабушка Таня рассказывала о своих братьях – героях, Павле и Сергее, которые ушли на фронт в первые дни войны и погибли в августе 1942 года под Ленинградом, и о тяжелом труде в тылу ради Великой Победы. В центре села Лобаново стоит обелиск лобановцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов. 285 человек не вернулось с фронта. Большое количество погибших пришлось на первые годы войны. Многие из них до сих пор числятся пропавшими без вести.
Вечная память погибшим героям — лобановцам, среди которых:
Павел Григорьевич Петров: 28 октября/ 10 ноября 1908 года рождения, был призван на фронт Рузаевским РВК 17 июля 1941 года, служил в составе 3 отдельного стрелкового батальона 119 отдельной стрелковой бригады, полевая почта 1764, последняя письменная связь была 14 июня 1942 года, пропал без вести в августе 1942 года.
Сергей Григорьевич Петров: 30 апреля/ 13 мая 1913 года рождения, был призван на фронт Рузаевским РВК, погиб 4 августа 1942, похоронен в Колпино под Ленинградом.
В советское время в Лобаново существовал исторический музей, организованный усилиями краеведа Петра Федоровича Антонова. В музее были экспонаты, отражавшие быт казаков. А после смерти П. Ф. Антонова музей был закрыт. Часть экспонатов перенесли в Лобановскую школу, часть разошлась по домам. В 1999 году усилиями школьников и учителей в Лобановской школе организовали вечер, посвященный 150-летию села. Был ли вечер, посвященный 170 –летию села Лобаново, мне не известно. Пусть данная статья и станет памятником в честь 170 –летия со дня основания казачьей станицы Лобановской и всем казакам Сибирского Казачьего Войска, и их потомкам.
Александр Щербинин.
Фотографии:
Казаки станицы Лобановской составляли 4-ю сотню1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка в составе 1-го военного отдела (с центром в Кокчетаве) Сибирского Казачьего Войска. Казак Федор Никитич Щербинин в верхнем ряду пятый справа.
Мой прадед казак Федор Никитич Щербинин в центре с карабином в окружении лобановских казаков.
Мой дед Леонтий Федорович Щербинин с моим отцом Иваном и сестрой Екатериной в 1936 году.
Петров Павел Григорьевич 28 октября/ 10 ноября 1908 — август 1942 г. Пропал без вести под Ленинградом.
Петров Сергей Григорьевич 30 апреля/ 13 мая 1913 — 4 августа 1942. Погиб под Ленинградом, похоронен в Колпино.
Установка Поклонного креста на месте захоронения казаков, павших во время восстания 1921 года в станице Лобановская в 2011 году.
В центре села Лобаново стоит обелиск лобановцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов.
Лобановцы на Красной площади 9 мая 2018 г, с портретами своих дедов Щербинин Александр.