Сибирское
Казачество
13 марта 2020 Просмотров: 524 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Казачий кукольный театр / Самое древнее казачество на Руси. Запорожье или Дон

Уникальный казачий кукольный театр существует сегодня в городе Волгограде.  Его создателем, руководителем, режиссёром, сценаристом и актером является Виктор Михайлович Колядич.

Кукольные театры существовали в конце прошлого столетия у верхних казаков. Когда в 1938 году собиратели фольклора и народного творчества встретили одного из представителей известной в свое время кукольной династии Петра Кондратьевича Кондакова, многое уже было забыто. Им удалось тогда записать несколько сюжетных сценок, кое-какие сведения о кукольниках и способах демонстрации кукол.

На Хопре наибольшей популярностью пользовались кукольные театры Константина Ивановича Кондакова и Тимофея Петровича Куроплина. Репертуар их был почти одинаков,  но техника постановки спектаклей разная. У Куроплина куклы были размером около девяноста сантиметров и приводились они в движение с помощью тонких шнурков, управляемых рукою кукольника, скрытого за ширмой. Театр Кондакова располагал двумя женскими и двумя мужскими куклами.
Основа куклы делалась из двух гладко выструганных деревянных пластин, сложенных крест-накрест. На горизонтальной пластине укреплялись «руки» куклы, они же служили опорой для руки кукольника. На верхнем конце крестовины укреплялась голова размером двадцать сантиметров в диаметре. Ее вырезали из мягкого дерева, чаще всего из липы, и ярко раскрашивали. Для кукол шились специальные костюмы, которые во время действия несколько раз менялись.
Представление проходило чаще всего в горнице, где гуляли гости. Начиналось оно так: в соседней с горницей комнате на пол расстилали ковер. На него садился кукольник. Его накрывали специальным пологом, так, чтобы он мог наблюдать за куклами и зрителями. Его руки просовывались сквозь отверстия в пологе, на них надевались куклы. Затем четверо дюжих казаков брали ковер за углы и вносили его в горницу, где проходило представление. По окончании сцены его снова выносили.
— В постановках казачьего кукольного театра было всего 4 персонажа: старый казак, молодой казак, старая казачка, молодая казачка, — рассказывает Виктор Михайлович Колядич. — В основном это был театр не для детей. Разыгрывались, как правило, представления на ярмарках, в дни больших праздников и гуляний.
— Где вы берете сценарии для своих спектаклей?
— В основном пишу сам. Я понимаю, что сценарий напрямую должен быть связан с казачьим фольклором. Поэтому много читаю. В основном это бытовые сценки про ярмарку, про войну, какие-то исторические моменты, смешные казусы из бытовой жизни казаков.
— А что Вас сподвигло заняться казачьим кукольным театром?
— Сложно сказать. Тяга к фольклору у меня была еще в институте. Живу на казачьей земле, стал изучать традиции. Мы сейчас очень много говорим о возрождении и сохранении традиционных народных ремесел. Так вот это одна из форм подачи обрядов, традиций, сказок в виде казачьего кукольного театра. Ведь в своих постановках я рассказываю о возникновении казачьего костюма, об истории различных праздников, обычаев, традиций, вплоть до того, как здоровались казаки, словом, наши спектакли носят глубокий познавательный характер.
— Как сегодня живет и работает Ваш кукольный театр, и где он базируется?
— К сожалению, у театра нет помещения, и труппа театра тоже непостоянная, поскольку не могу платить актерам каждый месяц, нет такой возможности. Когда я берусь за какие-либо проекты, то привлекаю друзей, знакомых, студентов-коллег из «серебряковки». Так и живет мой театр. Конечно, хочется иметь свое помещение, постоянных актеров. Но пока не получается.
Вот недавно я встретил своего друга, с которым учился в Саратове. У него тоже был свой театр кукол, правда, не казачий. Мы с ним объединились и создали «Мастерскую сказок». Делаем совместные проекты, в которых присутствуют и казачьи, и русские народные спектакли. Договариваемся с библиотеками, музеями, школами, детскими садами, где и реализуем свои идеи. Нас приглашают на мероприятия в города и села области. В перспективе нам, конечно, хотелось бы иметь свое помещение, чтобы было больше возможностей нести наше искусство в народ.
— Виктор Михайлович, у Вас есть и ростовые куклы. А кто их изготавливает? Это же сложная работа.
— Раньше, когда я работал в кукольном театре, у нас был целый цех, который занимался изготовлением кукол и декораций. Эти сложные конструкции выполняли бутафоры. Сейчас я обращаюсь за помощью к мастеру, который их изготавливает для меня. Да, мы заказываем не только малогабаритных кукол, но и ростовых, которые одеваются на человека. Многое делаем сами. И, заметьте, куклы фабричные отличаются от тех, которые изготовлены своими руками. Потому что актер и кукла — это единое целое.
— Что движет взрослым человеком, когда он хочет играть в куклы?
— Для начала, надо любить то дело, которое делаешь. Если один раз вошел в эту стихию, погрузился в эту тему, то назад не вернуться. И уже не смотришь ни на зарплату, ни на что. Это магия, которая идет с давних языческих времен, когда кукла была неотъемлемой частью многих ритуалов. А если куклой управляет искусный кукловод, то перед вами предстанет завораживающее зрелище, от которого не оторваться.
— Что для Вас кукла? Коллега, партнер или игрушка?
— Это форма жизни. Мы взрослеем, развиваемся и немного отходим от кукольного театра. Но он живет, развивается и будет жить всегда. Понятие театра кукол у многих связано с детством. Но в нем ставят и серьезные спектакли для взрослой аудитории: и Шекспира, и Чехова, и Брехта.
В театре есть такое выражение: попасть в маску. Художник придумал образ, а ты голосом должен в него попасть. Этому даже специально учат в институте. А у нас придумывают куклу, и мы должны попасть в ее характер, чтобы кукла ожила.
— А вы попали в свою маску?
— Наверное, да. Судить об этом зрителю. Но, поскольку театр имеет успех в нашем регионе, значит попали.
— Желаем Вашему театру творческих успехов, ну и, конечно, благополучия!
Беседовали Светлана ЖДАНОВА и Сергей АФАНАСЬЕВ.
Фото Сергея АФАНАСЬЕВА


Самое древнее казачество на Руси. Запорожье или Дон ( редакция сайта относится к данной версии происхождения казачества скептически — одна считаем, что она должна быть высказана)

 

Казачество — особенное военное сословие в средневековой Руси и Российской Империи. Для русского народа казаки всегда являлись символом свободы и храбрости. Мы знаем множество казачьих воинств: Запорожская Сечь, Всевеликое Воинство Донское, Яицкое Казачье Воинство и т.д. Но какое появилось на русской земле первым? Давайте разбираться.

 
 

Причины возникновения казачества

Для многих историков это и сейчас остается загадкой. Многие знают, что в казаки уходили беглые крепостные и разбойники, но этот процесс начался намного позже возникновения самого казачества. Согласно летописям и археологическим находкам казаки появились в начале XV века. Причиной возникновения казачества стала несостоятельность местных феодалов. При дворе любого князя имелась «вооруженная охрана«, состоящая из крепостных. Эти люди не были ровней дружинникам и дворянам и по сути лишь сторожили дом и владения князя. «Холопы-охранники» освобождались от оброка и все время посвящали военному делу, они не имели земель и кормились с барского стола.

 
Запорожские казаки
 
Запорожские казаки

При крушении феодальной системы во время правлении Ивана III многие князья разорялись и не могли больше содержать «вооруженных холопов«. Как следствие охрану просто изгоняли со двора, отпуская на вольные хлеба. Никому не нужные холопы уходили на окраины Руси и в будущем образовали казачество.

 
 

Так кто же был первым

Здесь Археология и летописи расходятся. Оружие в домах крестьян (настоящее оружие, а не крестьянские топоры и вилы) первым было обнаружено на Днепре. Т.ч. с точки зрения археологии первой появилась Запорожская Сечь. Хотя если посмотреть на суть дела с другой стороны, запорожским пахарям оружие было необходимо как никому другому. Малороссия постоянно страдала от набегов крымских татар и гнета поляков, поэтому многие историки не считают находки подобного типа аргументами в пользу возникновения казачества на Украине.

 
Оружие Запорожских казаков
 
Оружие Запорожских казаков

А вот первое летописное упоминание казаков — доказательство в пользу донских казаков. Впервые казаки упоминаются при описании похода Ивана III на Казань в 1467 году. Там впервые и упоминается, что в состав войск царя входил отряд донских казаков под предводительством атамана Ивана Руды.

 
Казаки атамана Ермака
 
Казаки атамана Ермака

Получается, что с точки зрения летописей первыми появились все таки донское казачество и лишь за ним зародились Запорожская Сечь и другие казачьи общины.

……………………………………………………………….

Волгоградская областная общественная организация «Волгоградский округ Донских казаков» приняла участие в IV общероссийской акции «Дарите книги с любовью» в Волгограде.
Главная идея события – вдохновить людей дарить друг другу хорошие книги и показать, что бумажная книга остается актуальным подарком и не теряет своей ценности. В этот Международный день книгодарения участники акции — сами дарители и юные читатели собрались в Волгоградской областной детской библиотеке. Для них было подготовлено веселое представление с участием литературных героев Вовки из Тридевятого царства и Мальвины. Вместе с Мальвиной школьники доказали Вовке важность книги, чтения и учения. Об этом же говорили и Лариса Тропкина, депутат Волгоградской городской Думы, директор МОУ «Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина»; детские писатели Владимир Марахин и Андрей Белоножкин; атаман Волгоградского округа Донских казаков, казачий полковник Виктор Селезнев.
Более 600 экземпляров книг с любовью были подарены библиотеке друзьями, партнерами и преданными читателями.

———————-

В Ростовской области рыбохрана и казаки спасли от браконьеров 1800 раков

В том числе 570 самок с икрой отпущены обратно в водоем. Во время осмотра Пролетарского водохранилища в пределах Ростовской области были обнаружены и изъяты запретные орудия лова — 80 многозаходных ловушек, а также 103 «двухходовых» раколовки. 

В ловушках уже сидели раки. Проверяющим удалось достать 1800 особей, в том числе 570 самок с икрой, уточнили в Азово-Черноморском управлении Росрыболовства. Спасение членистоногих состоялось в рамках совместного рейда сотрудников рыбохраны и казаков. 

Также в ловушках и раколовках запуталась рыба: 143 тарани, 197 окуней, 24 карася, 47 красноперок. Вся рыба и все раки были отпущены в водоем. По предварительным оценкам, размер предотвращенного ущерба составил более 400 тысяч рублей. Возбуждены дела об административных правонарушениях, ведется поиск браконьеров.

Ранее сообщалось, что на берегу Дона было обнаружено скопление пиленгаса, выбросившегося из воды. Позже выяснилось, что рыбу выбросили с браконьерского судна. 

Источник: http://www.panram.ru/news/kurezy-novye/v-rostovskoy-oblasti-rybokhrana-i-kazaki-spasli-ot-brakonerov-1800-rakov/

 

Источник: Казачий кругъ, Казачий кругъ, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *