Сибирское
Казачество
26 ноября 2019 Просмотров: 1 047 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Как казаки-некрасовцы сохраняют самобытность \ Уссурийское казачье войско отпраздновало 130-летие своего образования \ Крестом и мечом

Как казаки-некрасовцы сохраняют самобытность

Как казаки-некрасовцы сохраняют самобытность

В посёлке Новокумском на Ставрополье уже более полувека живут казаки-старообрядцы. Приехали они из Турции (куда бежали из России в начале XVIII века после конфликта с царской армией), где на протяжении более 250 лет их предки сохраняли свой язык, веру, традиции. 

Свои грехи замаливают, чужие прощают

Каждый месяц в казачьем музее Новокумского проходят посиделки клуба «Гутарка». Там жительницы посёлка собираются, общаются, поют песни, вспоминают традиции некрасовцев. На октябрьской встрече речь шла о свадебных обрядах.

«Осень — благоприятное время для свадеб у казаков, лучше всего жениться на Покров, — рассказали в музее. — С конца августа по ноябрь — период между большими церковными постами. Его называют «осенний мясоед». Начинался он с Успения и заканчивался рождественским постом. В это время можно есть мясо, тогда как в пост это запрещено».

 

С тем, что казаки предпочитали жениться по осени, не согласна методист Центра казачьей культуры Ольга Козина. По её словам, она сама из рода некрасовских казаков и они, живя в Турции, играли свадьбы весной после Пасхи и летом.

«А осенью после окончания полевого сезона мужчины собирались в артели и уходили в море на рыбный промысел», — говорит Ольга Яковлевна.

Бывает, казаки старой закалки держат пост, а их дети и внуки — уже нет. Они разъехались по разным городам, забыли веру отцов и дедов. Изредка собираются в отчем доме по большим праздникам. Например, на Новый год.

С точки зрения старообрядцев — а некрасовцы к ним относятся — новогодние гулянья для православных — сплошной грех. Люди объедаются, выпивают и гуляют в разгар Рождественского поста. Но некрасовские казачки — женщины смиренные, никого не судят. С детства умеют радоваться тому, что имеют, а на то, что многих выводит из себя, не обращают внимания. Свои грехи замаливают, чужие прощают.

И вот, соблюдая строгий пост, под Новый год, ожидая детей и внуков, готовит казачка сочные котлеты, селёдку под «шубой», запекает и тушит уток. Традиционное блюдо некрасовцев — рыбные вареники — у неё всегда заготовлено в морозильнике. Встречает она родных богато накрытым столом, а сама не ест ничего и в церковь ходит по несколько раз в день. При этом надевает свой яркий и пёстрый многослойный наряд. Тот самый, что в Турции носила ещё её бабушка.

Красавушки-лебёдушки

В этих нарядах рукава, передник и даже пояс — всё сшито из разноцветных лоскутов. Многочисленные петельки на лифе с крохотными пуговицами сшиты вручную, как и весь костюм. На кончиках пояса и на головном платке — разноцветная бахрома. За пояс заткнут беленький платочек. Платок на голове — красный с узорами жёлтыми. У замужней казачки он завёрнут специальным образом, на турецкий манер. И на платок этот прикрепляют булавочки с камешками от сглаза, украшениями из бисера в виде цветов, крохотных рыбок. В тёплое время казачки украшают платок живыми цветами из своего палисадника. Оденутся красавушки (так называют нарядных женщин казаки) и плывут лебёдушками в «церкву». На ногах у них белые носочки и опрятная удобная обувь, так как стоять службу нужно иногда не один час.

Храм в посёлке Новокумском небольшой, разделён на две части. В одной, куда вход с улицы в первую дверь от ворот, собираются мужчины. Эта комната ближе к алтарю. Следующая дверь ведёт в зал для женщин. Казаки говорят, что мужчины впереди стоят не только потому, что они играют главную роль в семейной и общественной жизни, но и потому, что во время службы нужно кланяться до пола, и если женщины будут впереди мужчин, это может наводить на грешные мысли.

В храме некрасовцев нет росписей на стенах и потолке, отделки сусальным золотом, дорогих икон, но царит особая атмосфера благодати, умиротворения. Наверное, из-за древних образов, которыми увешаны стены. На вид иконы невзрачные, тёмные, на многих только очертания святых. Но они намоленные, много раз освящённые. Эти иконы, как и церковные книги, далёкие предки нынешних казаков унесли с собой из России в Османскую империю. Там, на чужбине, реликвии помогали некрасовцам жить, сохранять свою православную веру и язык, оставаться собой на протяжении почти трёх столетий.

254 года на чужбине

В ноябре 1708 года после подавления Булавинского восстания, связанного с попыткой Петра I вернуть в армию крестьян, сбежавших и спрятавшихся в казачьих станицах,  остатки повстанцев под предводительством атамана Игната Некрасова ушли с Дона сначала на Кубань, на земли Крымского ханства, затем на территорию Османской империи.

«Прожили они на чужбине 254 года. Что-то заимствовали у османов в одежде, в кухне появились турецкие нотки, например, выпечку заливают сладким сиропом наподобие восточных сладостей. Но некрасовцы сохранили главное — веру, язык, фольклор, традиции», — говорит потомственная некрасовская казачка, директор Центра казачьей культуры Оксана Шепелеева.

Её свёкор был зачат ещё в Турции, а на свет появился в Будённовске. Он стал первым из некрасовцев, родившихся на Ставрополье. Чуть раньше него, прямо на корабле, родился Семён Бабаев. Он стал тысячным на теплоходе «Грузия», который перевозил 999 казаков-некрасовцев из Турции в СССР в сентябре 1962 года. Здесь был совсем другой мир, и некрасовцы произвели сенсацию, будто на машине времени вернулись из глубины веков.

«Будь, детушка, уступлива»

Одна из традиций, которую сберегли некрасовцы, — свадебная.

«Свадебный обряд начинался с «оголашивания» невесты. Мать, тётьки, сёстры, крёстная, подруги оголашивали, то есть плакали, причитали, пели заунывные песни, мол, «отдаём тебя во чужи рученьки, будь послушна, детушка, уступлива», — рассказывает Оксана Шепелеева.

За причитаниями невесту наряжали. Костюм по фасону напоминал повседневный, но был из более дорогих тканей, шёлка.

«На голове у неё кичка — шапка с ушками и сорока — ободок, расшитый монетами серебряными и золотыми. Убранство невесты завершал покров из белой полупрозрачной ткани, закрывающий лицо девушки. Жених приходил с друзьями и родственниками, они выкупали невесту. Сначала предлагали гостинцы, платочки. Родственники и подружки невесты подарки хвалили, но ждали денег. Когда монеты со звоном переходили к ним в руки, считалось, что девичью красу продали», — говорит Оксана.

Жительница посёлка Новокумского Левокумского района Ставрополья Анисья Васютова — одна из тех, кто вернулся 57 лет назад из Турции в Россию и поселился среди виноградных плантаций Левокумья. Замуж её выдали 15-ти лет от роду ещё в турецком селе Коджагёль. Некрасовцы именовали его Майнос, по названию озера, у которого находилось живописное поселение некрасовцев.

«Молодёжь тогда знакомилась на праздниках, на свадьбах. На Маслену (Масленицу) парни и девчонки брались за руки и водили карагод (хоровод)», — рассказывает Анисья Васютова.

Анисья Васютова с сыном Алексеем.

Своего жениха Парфёна Анисья знала, в одном ведь селе жили. Но до свадьбы молодые люди почти не общались. Был он из трудолюбивой семьи.

«Отец и мать у него работяги были, как и у нас. Все тогда много работали. Фасоль, хлеб, кукурузу сеяли, арбузы выращивали, рыбу ловили. Вырастят зерно, продадут — вот и деньги», — вспоминает казачка.

Отец и крёстная будущего мужа пришли сватать Анисью (в девичестве Пушечкину. У казаков и говор, и фамилии ласковые: Лебедковы, Пушечкины, Николушкины, Милушкины), когда ей было всего 14. Девочке не хотелось идти замуж, но воля батюшки — закон.

«Почти все так и женились, как велят родители. Редко — когда по любви. Замужество в 14-15 лет было обычным делом», — говорит Анисья Васютова.

Шумно и весело отгуляли сватовство, а через год, когда девушке исполнилось 15, сыграли свадьбу. В итоге прожили они с Парфёном Ивановичем 55 лет. Пятерых детей вырастили.

Рыбка – сказка, фасоль — песня

Накануне свадьбы у невесты и жениха собирались казачки, дружно готовили угощения. Пироги с разными начинками, сладости, похожие на восточные. С кулака пыщещки (крохотные пышечки в сиропе), катламощки — жареные рулетики, порезанные на кусочки из пресного теста, залитые сладким сиропом, плящинду — запечённые рулеты с тыквой, уложенные рядами, также обильно политые сиропом. Обязательно готовили рыбу.

«Наловят в озере тараночек вкусных-вкусных, свежих, — нажарют. Перцы тоже», — вспоминает Анисья Марковна. 

Рыбу и болгарские перцы жарили на большой сковороде на самодельной печи на дровах. Такие печи и сейчас есть у казачек во дворах. Приготовленные там маленькие пузатые пирожки и борщ с филигранно нарезанной капустой, которая не варится, а доходит в снятом с огня казане, намного вкуснее, чем на обычной плите. Пожаренная там рыба тает во рту. Подаётся и просто аппетитными кусочками с хрустящей корочкой, и томлённая с томатами и луком. Жареные перцы не едятся, а уплетаются. То же можно сказать и про жареные баклажаны, помидоры, кабачки. Казаки-некрасовцы очень вкусно готовят рыбью икру, которую называют «икорощка». Сазанью икру с солью хорошо взбивают, избавляют от жилок. Добавляют сок лимона, мелко нарезанный лучок, растительное масло, и всё это хорошо перемешивается.

Классическое, по-некрасовски колоритное блюдо — рыбные вареники. Крупную рыбу пожирнее отваривают, охлаждают. Мясо отделяют от костей, делают фарш с мелко нарезанным лучком, чесночком, солью и чёрным перцем. Лепят крошечные вареники и оставляют на каждом у одного края дырочку. Так, чтобы фарш не вышел наружу, а бульон, в котором варилась рыба и будут кипеть вареники, попал внутрь и сделал их сочнее. Подаются рыбные вареники вместе с щорбой — бульоном, где они варились.

И ещё одна «песня» некрасовской кухни — суп из белой фасоли. Бобовые выращивали и готовили в каждой казачьей семье. Белую фасоль, которую казачки и сейчас выращивают в огороде, кладут в кастрюлю с водой или бульоном. Туда же крошат морковку, лук, помидоры, перец, соль, специи, растительное масло. Ставят на медленный огонь и занимаются другими делами. Про это блюдо казачки говорят: «Поставила томиться и пошла в огород». Пока хозяюшка наводила порядок на грядках, наваристый, питательный и в то же время лёгкий и очень вкусный суп с воздушной фасолью и овощами был уже готов.

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 44. АиФ-СК 30/10/2019
© / Анисьи Васютовой / Из личного архива

———————-

Уссурийское казачье войско отпраздновало 130-летие своего образования

Уссурийское казачье войско отпраздновало 130-летие своего образования

В субботу, 9 ноября, рядом с Уссурийском прошли конноспортивные соревнования, посвящённые 130-летию образования Уссурийского казачьего войска, сообщает DEITA.RU.

Как отметил атаман казачьего уссурийского войска казачий полковник Игорь Доценко, подобное спортивное мероприятие впервые проходит в Приморском крае.

«Впервые уссурийские казаки отпраздновали день своего образования, спортивным мероприятием, где мы постарались совместить конный спорт и казачьи упражнения, в том числе и джигитовку. Конечно, нам хочется сделать подобный праздник ежегодным», — рассказал атаман Игорь Доценко.

По его словам, в настоящее время уссурийские казаки развивают много компонентов в патриотической работе. Подобные мероприятия это одна из точек притяжения молодых ребят, которые могут «заразиться» конями, луками, шашками, пистолетами и другим казачьим атрибутом.

Соревнования прошли при поддержке администрации Приморья в рамках государственных программ «Развитие физической культуры» и «Безопасный край», благодаря которым у жителей Приморья формируется чувство патриотизма и национального согласия.

Отметим, что Уссурийское казачье войско является самым молодым, оно было образовано в 1889 году. Помимо Приморского края, уссурийские казаки проживали вдоль Уссури. На сегодняшний день количество казаков, проживающих на территории Приморья, порядка шести тысяч человек.

Иван Юрьев

———————-

Комиссариатами Воронежской и ещё двух областей начат призыв в первую казачью роту общевойсковой армии

Комиссариатами Воронежской и ещё двух областей начат призыв в первую казачью роту общевойсковой армии

Призыв проводится комиссариатами Курской, Воронежской и Белгородской областей.

———————-

Крестом и мечом

Крестом и мечом

Настоятель Свято-Никольского храма города Губкинский Валерий Колесников покорил Интернет виртуозным танцем с холодным оружием под казачьи песни. Оказалось, что батюшка, всю жизнь посвятивший спорту, имеет черный пояс по айкидо. Саблю же держит не так давно, всего около месяца. Учиться в танце управлять оружием отец Валерий начал через Интернет, просматривая видеоролики.

 

———————-

Казачьи регалии: 230 лет назад полководец Суворов передал кубанским казакам символы власти

Казачьи регалии: 230 лет назад полководец Суворов передал кубанским казакам символы власти

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

В конце XVIII столетия одной из головных болей у Екатерины II были сечевики. И нашим и вашим — сегодня казаки воют за Россию, завтра примкнут к Османской империи, а послезавтра — к Польше.

В конце XVIII столетия одной из головных болей у Екатерины II были сечевики.

В конце XVIII столетия одной из головных болей у Екатерины II были сечевики.

Потому в 1775 году императрица приказала упразднить Запорожскую Сечь. Коль хотите остаться на русской земле — служите Екатерине, а ежели зарабатывать желаете — будьте добры, немедленно покиньте чужую территорию. Большая часть хлопцев решила воевать за османов, а остальные не смогли предать императрицу. Их-то и прозвали «верными».

КАЗАЧЬИ ДРАГОЦЕННОСТИ

Запорожские регалии – знамена, булавы, перначи, пушки, а также церковные ценности, после упразднения Сечи были конфискованы.

В 1775 году императрица приказала упразднить Запорожскую Сечь

В 1775 году императрица приказала упразднить Запорожскую Сечь

 

Под регалиями, в узком смысле слова, понимают внешние знаки монархической власти: державу, скипетр, корону. В казачьих войсках ими стали обозначать предметы, несущие на себе, прямо или опосредованно, печать Высочайшей милости. В Кубанском казачьем войске понятие «регалии» пришло на смену выражению «клейноды» (с немецкого переводится как «драгоценность» — Авт.), употреблявшемуся в Запорожском, а затем в Черноморском войске.

— В экспозиции нашего музея выставлены только четыре предмета, имеющих отношение к Запорожской Сечи — три значка, изготовленные казаками в первой половине 70-х гг. XVIII в. (четвертый значок в Москве на реставрации) и напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1759 году в серебряном позолоченном окладе, — рассказывает «Комсомолке» научный сотрудник Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына Павел Новиков. – При советской власти, во время изъятия церковных ценностей, оклад (весом 10 килограммов) чудом избежал переплавки и с 1922 года Евангелие находится в фондах музея.

В музее находятся запорожские значки Кисляковского куреня 1774 года (сверху), Брюховецкого куреня 1770 года и Ирклиевского куреня 1770 года. Фото: архив музея Фелицына.

В музее находятся запорожские значки Кисляковского куреня 1774 года (сверху), Брюховецкого куреня 1770 года и Ирклиевского куреня 1770 года. Фото: архив музея Фелицына.

 

После упразднения Запорожской Сечи Евангелие отправили в Санкт-Петербург. Уже после переселения на Кубань атаман Черноморского войска Тимофей Котляревский, в связи с постройкой нового войскового Воскресенского собора, жаловался на нехватку церковных вещей. Обратившись в Синод, он попросил вернуть часть конфискованного — уже в декабре 1798 года святыню привезли в Екатеринодар.

При советской власти оклад (весом 10 килограммов) чудом избежал переплавки и с 1922 года Евангелие находится в фондах музея.

При советской власти оклад (весом 10 килограммов) чудом избежал переплавки и с 1922 года Евангелие находится в фондах музея.

СИМВОЛЫ ЧЕСТИ

Верные казаки проявили бесстрашие и отвагу в русско-турецкой войне , чем заслужили доверие фаворита Екатерины II князя Потемкина.

— Но, князь понимал, что для привлечения нескольких тысяч запорожцев, воевавших на стороне турок, нужно было новое войско — с землей и новыми жалованными регалиями, — объясняет Павел Новиков. — 11 января 1788 года Екатерина дала свое согласие на пожалование бывшим запорожцам земли на Таманском полуострове (какое же казачье войско без владений). Это и было подтверждено через три дня Высочайшим указом, на основании которого первым войсковым атаманом стал Сидор Белый.

Тогда же у казаков появились первые регалии. Начало им положили первое полковое знамя для конной казачьей команды — розовое с белым равноконечным крестом и восьмилучевой звездой ордена Андрея Первозванного, а также пернач, пожалованный князем Потемкиным Захару Чепеге.

— Это был большой пернач-шестопер из стали с позолотой. Он имел особый статус, как принадлежащий начальнику конной команды Захару Чепеге, — продолжает историк. — Позже став войсковым атаманом, он передал его начальнику казачьей флотилии (пешей команды) войсковому судье Антону Головатому, у которого пернач находился до самой смерти.

Пернач-шестопер имел особый статус, как принадлежащий начальнику конной команды Захару Чепеге.

Пернач-шестопер имел особый статус, как принадлежащий начальнику конной команды Захару Чепеге.

 

Через некоторое время, выполняя поручение князя Потемкина полководец Александр Суворов вручил Сидору Белому очередную партию символов власти – войсковое белое знамя с государственным гербом и Андреевской звездой, три полковых розовых знамени с белым равноконечным крестом в сиянии и Андреевской звездой, серебряную с позолотой атаманскую булаву и две большие бронзовые позолоченные булавы для войскового писаря и войскового есаула.

— Изображение креста с сияющим в середине солнцем представляет привязанность войска к вере христианской; на другой же стороне, в звезде, девиз ордена святого апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» означает хранение им веры, проповедуемой сим апостолом в странах, по Днепру лежащих, и верность к государю и отечеству… — указано в документе подписанным Суворовым и датированным 27 февраля 1788 года.

Одно из полковых знамен, пожалованных Екатериной II Черноморскому войску. Фото: архив музея Фелицына.

Одно из полковых знамен, пожалованных Екатериной II Черноморскому войску. Фото: архив музея Фелицына.

 

В 1789 году князем Потемкиным от имени императрицы черноморским казакам были пожалованы еще десять полковых знамен, а также малые булавы и перначи для командиров полков и полковых есаулов.

— Когда полки Черноморского казачьего войска отправлялись в дальние боевые походы, жалованные знамена, булавы и перначи выносились из войскового храма во время молебна, а затем все символы воинской чести снова водворялась на хранение в церковь, за исключением знамен полков, которые отправлялись в поход, а также булав и перначей, взятых командирами для повседневного пользования в качестве атрибутов власти.

В 1789 году князем Потемкиным от имени императрицы черноморским казакам пожаловали еще несколько булав и перначей.

В 1789 году князем Потемкиным от имени императрицы черноморским казакам пожаловали еще несколько булав и перначей.

 

ВОЙСКОВЫЕ ПЕЧАТИ

Кроме того 13 мая 1788 году казакам была пожалована войсковая печать. Сразу же с нее в Туле по заказу Антона Головатого были изготовлены две копии – идентичная и малая, а позже еще четыре копии – две идентичных и две малых (для конной и пешей команд). По словам научного сотрудника Павла Новикова, две печати – большая и малая находятся в экспозиции музея. Печати эти весьма выразительны по исполнению. На их лицевой стороне выгравирована фигура черноморца в свитке и широких шароварах, с круглой шапкой на голове, держащего в правой руке саблю, в левой — развернутое знамя. Изображение казака обрамлено текстом, литеры которого при оттиске своей белизной четко выделяются на темном фоне ободка — «Печать коша войска верных казаков черноморских».

Правда, старая запорожская традиция — изображать на печатях казака — сохранялась в Черноморском войске всего 14 лет. В 1801 году было Высочайше указано: «Войску черноморскому употреблять печать, каковая в войсках Его Императорского Величества быть положена». Так попал на казачью печать российский государственный герб — двуглавый орел.

Gо заказу Антона Головатого были изготовлены две копии печати.

Gо заказу Антона Головатого были изготовлены две копии печати.

 

Еще одной необычное регалией является трехфунтовая бронзовая пушка пожалованная казакам князем Потемкиным 22 октября 1788 года. На стволе этого артиллерийского орудия, экспонирующегося на первом этаже музея, изображены Андреевская звезда и дата «1732» .

— Скорее всего, князь выбрал это орудие именно из-за Андреевской звезды, такой же, как и на ранее пожалованных знаменах, — объясняет Павел Новиков. — Некоторые исследователи считали, что пушка эта была пожалована еще запорожцам, при Императрице Анне Иоанновне, и Потемкин ее просто вернул. Однако известно, что никаких пожалований Запорожскому войску в виде артиллерии от русских Императоров и Императриц не было. Пушка эта была отлита в Санкт-Петербурге в 1732 г. для лейб-гвардии Семеновского полка, во времена Потемкина была уже списана, и князь нашел ее в одном из арсеналов.

ДАР НА НОВОСЕЛЬЕ

30 июня 1792-го императрица Екатерина II подписала грамоту, в которой жаловала казакам правый берег Кубани (от реки до Усть-Лабинской крепости) и Таманский полуостров. Кроме того, черноморцы получили новое войсковое знамя и пару серебряных литавр, а на новоселье императрица подарила казакам серебряное вызолоченное блюдо с надписью «Дар Великой Екатерины Великой Войску Верному Черноморскому», серебряную позолоченную солонку с государственным гербом и серебряную позолоченную подставку под нее.

Копия с жалованной грамоты Екатерины II (конец XVIII века).

Копия с жалованной грамоты Екатерины II (конец XVIII века).

 

— Все пожалованные императрицей черноморскому войску регалии, в том числе и переданные ранее князем Потемкиным от ее имени, являются абсолютно новыми и не имеют никакого отношения к Запорожской Сечи, — подытоживает Павел Новиков. — Причем, часть из этих жалованных предметов (в основном булавы и перначи) была изготовлена при ставке князя, а часть (знамена) в мастерских московской оружейной палаты, директором которой был также князь Потемкин.

*СЛОВАРИК «КП»

КЛЕЙНОДЫ — регалии, являвшиеся войсковыми знаками отличия в казачьих войсках и символами власти.

ПЕРНАЧ – холодное оружие, которое представляет собой разновидность булавы, к головке которой прилито несколько (до двух десятков) металлических пластин (перьев). Большое распространение получила разновидность пернача с шестью перьями, называемая шестопером. В XV-XVII вв. булава и пернач – холодное оружие ударно-раздробляющего действия, позднее – статусный предмет, символ власти.

———————-

У Всероссийского казачьего общества теперь есть атаман

У Всероссийского казачьего общества теперь есть атаман

4 ноября был обнародован Указ Президента России о назначении атаманом Всероссийского казачьего войска Николая Долуды — казачьего генерала, атамана Кубанского казачьего войска. Таким образом, процесс создание Всероссийского казачьего войска  можно считать свершившимся — впереди большая организационная работа.

Вопрос о необходимости создания ВКВ был поднят два года назад — в октябре 2017 г. на Первом форуме реестровых казачьих войск России в Краснодаре.

Выступая на нем, Николай  Долуда, говоря о необходимости объединения российского казачества, подчеркнул, что казаки — наиболее патриотически настроенная часть общества, обладающая большим потенциалом, который не используется государством в полной мере. Атаманы всех остальных 10-ти реестровых войск поддержали предложение кубанского коллеги.

Специалистами Кубанского войска, профильным департаментом краевой администрации и комитетом ЗСК был разработан проект устава Всероссийского казачьего общества, который получил одобрение Совета атаманов реестровых войск РФ. И год назад, в декабре 2018 года решение о создании единого казачьего общества было принято Большим кругом, прошедшем в Москве, подавляющим большинством голосов выборных казаков.

Для реализации принятых решений понадобилось внести ряд поправок в действующее законодательство, в частности в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества». 13 июня Правительство РФ одобрило поправки, дающие право главе государства утвердить устав Всероссийского казачьего общества, а также назначать его атамана.

И вот это назначение состоялось. Что будет дальше? Каковы цели и возможные пути развития Всеросийского войска? На эти и другие вопросы ответил старейший атаман Кубанского казачьего войска, атаман Таманского отдела, казачий полковник Иван Безуглый.

— Иван Васильевич, какова цель создания Всероссийского казачьего войска?

— Еще в начале 90-х стало очевидно, что процесс возрождения казачества, захвативший массы казачьего народа, необратим. Войска и объединения казаков становятся реальной силой, способной серьезно влиять на ситуацию в стране и постсоветском пространстве. Это, в свою очередь, подняло вопросы об участии казаков в государственном строительстве России и необходимости координирующего органа, способного объединить усилия всех казачьих обществ. Но создать его удалось только сейчас, более чем через двадцать лет.

— Но ведь было же Управление по делам казачества, Совет при президенте по делам казачества…

— Эти структуры не обладали необходимыми возможностями для объединения всего казачьего народа, и строго говоря, такие задачи перед ними и не ставились. Они служили своего рода мостиком, информационным каналом между казаками и руководством страны.  Но как совершенно справедливо заметил наш батька Николай Александрович Далуда, потенциал казачества не был по-настоящему задействован. И мы надеемся, что Всероссийское казачье войско позволит объединить и скоординировать наши усилия и обеспечить эффективное развитие казачьих обществ даже там, где они в силу ряда обстоятельств находились в стагнации.

Очень важно и то, что в структурах Всероссийского войска будут работать не просто назначенные чиновники, а казаки, люди, посвятившие всю свою жизнь служению казачьему народу.

— Год назад, когда было принято решение о создании Всероссийского казачьего войска, многими высказывались опасения, что в его рамках будут обезличены и лишены своих исторических основ и традиций все казачьи войска…

— С правовой точки зрения все 11 реестровых войск остаются юридическими лицами и их права не будут ущемлены. Точно так же, никто не станет покушаться на традиции и исторические особенности каждого из войск, так как это является одной из основ их существования.  Какая-либо унификация будет иметь место только там, где она необходима — например, порядок присвоения чинов, несение государственной службы и т.д. То есть, казачья самобытность не пострадает, а вот порядка, будем надеяться, добавится.

Кроме того, есть еще один немаловажный момент. Развитие войсковых обществ в значительной степени зависит от успешного взаимодействия с местными властями. И далеко не везде оно столь благоприятно для казаков, как, скажем, на Кубани. В то время, как Всероссийское войско должно заставить власти, там, где это является проблемой, повернуться лицом к казакам.

— Но кроме казачьих обществ, входящих в госреестр, есть немало и других казачьих организаций…

— Задача по выстраиванию с ними эффективного взаимодействия и включения их в общую работу на благо казачьего народа и славы Российского государства будет одной из важнейших для созданной структуры. И это не просто. Если на Кубани абсолютное большинство казаков входит в реестр, то в некоторых  других регионах ситуация иная. И с людьми нужно работать, чтобы они поверили в успех новой инициативы и начали взаимодействие. Нужно учесть и то, что есть немало таких общественных «войск», которые представлены одним только «атаманом» и еще небольшой группой «полковников» и «генералов». Причем, все они стремятся говорить, не больше, не меньше, как от лица всего казачества России. Есть просто психически нездоровые люди. А есть и конкретные враги казачьего народа и России, которые работают на наших врагов, стремясь расколоть казачество, подорвать единство страны. И со всем этим предстоит разбираться, отделяя зерна от плевел.

— Как Вы думаете, почему выбор Президента пал именно на Николая Далуду?

— Это как раз совершенно понятно. Николай Александрович, напомню, был главным инициатором  создания Всероссийского войска, и согласно старинному армейскому правилу, реализация  этой инициативы легла на его плечи. Ну, а если без шуток, то следует отметить: тот факт, что Кубанское казачье войско сегодня является самым мощным и хорошо организованным — во многом заслуга нашего атамана. На должность главы Всероссийского войска рассматривались и другие кандидаты. Но такого опыта руководства казачьим войском не было не у кого из них. Кроме того, я убежден в том, что многочисленные успешные наработки кубанцев должны быть внедрены и в практику других войск. Это и воспитания детей, казачьей молодежи, организация военно-полевых сборов, участие казаков в охране общественного порядка, хозяйственная деятельность и многое другое.

— Наверное, жалко расставаться с таким  атаманом…

— А мы с ним и не расстаемся. Он, согласно существующим правилам, еще три месяца будет руководить ККВ, подготавливая сдачу дел своему преемнику. Кроме того, я убежден, что, возглавив Всероссийское общество, Николай Александрович не забудет  Кубанское войско, которое его вырастило.

Беседовал Борис Джерелиевский

———————-

Казаки помогли задержать преступников в Кореновском районе

Казаки помогли задержать преступников в Кореновском районе

В хуторе Казаче-Малеванном, при содействии участкового уполномоченного майора полиции отдела МВД России по Кореновскому району Александра Немальцева, который состоит в Журавском станичном казачьем обществе совместно с атаманом Журавского СКО хорунжим Александром Михайленко и казаком Сергеем Титаренко, при попытке совершения кражи металла была задержана группа лиц из соседнего района.

Журавское СКО тесно сотрудничает с полицией, регулярно проводит плановые рейды, профилактические беседы, оказывает помощь семьям оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

———————-

Сообщи где торгуют смертью

Сообщи где торгуют смертью

Казаки казачьих дружин Всевеликого войска Донского принимают участие в общероссийских акциях «Сообщи, где торгуют смертью!» и «Дети России».

Соответствующие распоряжения подписаны начальником управления по организации и координации деятельности казачьих дружин Всевеликого войска Донского подъесаулом О.И. Баранниковым.

Профилактические мероприятия проводятся МВД России при участии заинтересованных ведомств и организаций. Казачьи дружины Всевеликого войска Донского принимают в них участие на регулярной основе.

В рамках антинаркотических мероприятий казаки-дружинники совместно с сотрудниками полиции проверят объекты транспорта и торговли, места массового пребывания молодежи, учреждения с круглосуточным пребыванием детей, жилой сектор, а также проведут серию профилактических бесед с подростками из группы риска. Целью акции является также выявление лиц, распространяющих наркотические вещества.

Для приема информации о фактах, связанных с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков, на постоянной основе работает круглосуточный анонимный телефон доверия главного управления МВД России по Ростовской области: 8(863)249-34-44, а также телефон Наркологического диспансера Ростовской области: 8(863)240-60-70.

———————-

Отчётно-выборный Круг Отдельного казачьего общества Республики Карелия

Отчётно-выборный Круг Отдельного казачьего общества Республики Карелия

2 ноября 2019 года в Петрозаводске (Республика Карелия)состоялся отчётно-выборный Круг Отдельного казачьего общества Республики Карелия. На отчётно-выборном круге присутствовали казаки СКВРиЗ в том числе руководитель СКВРиЗ по Ленинградской области казачий  полковник Дарнев Василий Николаевич, как представитель Верховного атамана СКВРиЗ Дьяконова Николая Леонидовича в Северо-Западном округе , Совет стариков СКВРиЗ по Северо-Западному федеральному округу, казаки и атаман Финляндского ЮРТа. В качестве приглашённых гостей в Республиканском Круге принимали участие и казаки представительства Оренбургского ВКО«Хутор Троицкий». Представители федеральной власти Республики Карелия, священнослужители Петрозаводской епархии.

Атаман и казаки ЮКО «Финляндский Юрт» были любезно приглашены Атаманом ОКО Республики Карелия Митягиным Олегом Дмитриевичем как почётные гости. На кругу осуждались разные дела, успехи станиц и хуторов входящих в ОКО Республики Карелия, были заслушаны доклады атаманов о проделанной работе. Вручены знаки отличия и награды за вклад в развитие и популяризации Казачьей культуры на территории Республики Карелия.

 

 

В ходе Круга было предоставлено слово Атаману ЮКО «Финляндский Юрт» Шестакову Андрею Константиновичу.

-Господа атаманы и все уважаемые участники Круга нашего крепкого и нерушимого«Союза Казаков-Воинов России и зарубежья». По Вашей воле мне доверена почётная обязанность возглавлять казачество Финляндии и других прибалтийских стран. Судьба российского казачества была связана с этим холодным зарубежьем настолько сильно, насколько тесно была связана общая история России и Финляндии.

Казаки принимали активное участие в многочисленных войнах России со Швецией, на территории Финляндии в начале прошлого века, в городе Гельсингфорс / ныне Хельсинки/, постоянно размещался двухсотенный Оренбургский казачий дивизион. А начальник 12-й Кавалерийской дивизии Русской Императорской армии, генерал-майор Маннергейм – будущий президент Финляндии имел под своим началом и 3-й Уфимский-Самарский полк Оренбургского казачьего войска.

Казак и воин -это единое и неразделимое понятие. А если воин, то защитник не только своего настоящего Отечества, но и своей исторической памяти, за которую в настоящее время нам

порой приходится вести за рубежом непримиримую борьбу. Сегодня я хочу поднять перед вами один очень важный, на мой взгляд, вопрос о сохранении могил, захоронений и памятников нашим воинам за рубежом. Этому вопросу российское правительство и лично президент Владимир Владимирович Путин сейчас уделяют большое внимание. Уже подписаны и действуют соответствующие указы и постановления, составлен перечень захоронений за рубежом, имеющих для России историко-мемориальное значение.

У России и Финляндии был большой период общей совместной истории, однако здесь на территории Финляндии до настоящего времени нет ни одного объекта, включённого в этот перечень. По необъяснимым причинам российские чиновники не находят в Финляндии таких захоронений. Приведу вам такой вопиющий пример. Почти в центре Хельсинки с 1826 года по 30-ые года прошлого века существовало русское воинское кладбище, на котором было захоронено порядка 3 – 5 тысяч воинов Российской Императорской армии, которые служили делу укрепления и защиты внешних границ Финляндии будучи в составе Российской Империи.

С грустью могу сказать вам что во времена войн «Зимней 1939 года» а после Второй Мировой мемориальное кладбище/захоронение воинов Российской Империи было фактически уничтожено до основания, а земля превращена в городской парк. Ныне на этом месте чудом сохранилось несколько мемориальных плит с могил, а ведь их было несколько тысяч! В данный момент власти города собрали надгробия в одно место в центре парка и установили табличку на которой обозначено: Здесь было военное кладбище с 1826-1930 год. Надпись на финском и шведском языке.

Так же в их числе и памятник вахмистру 2-й сотни, 8-го Оренбургского казачьего полка, станицы Павловской Фёдору Г. Базарову.

Инициативная группа прихожан Свято-Никольского храма несколько лет назад неоднократно обращалась за поддержкой к чиновникам и официальным представителям Российской власти о предании этому почётному воинскому захоронению статуса охраняемого памятника и включения его в перечень историко-мемориального значения.

Однако как говорят: -А воз и ныне там!

Внятного ответа или же отказа от чиновников так и не последовало.

Прихожане Свято-Никольского храма лишь хотят должной памяти и уважения к казакам, матросам, офицерам Царской армии похороненных здесь в г. Хельсинки.

Для этого как минимум нужно установить монумент со словами скорби и благодарности с табличкой на русском языке!

С данной просьбой о помощи ко мне как атаману Финляндского Юрта, моим казакам, всем казакам России обратились православные люди Финляндии, с последней надеждой! Так как православные люди верят и надеяться на помощь только уже от КАЗАКОВ!

Ведь как издревле известно казаки есть архангелы веры Православной!

Я и мои казаки не можем оставаться безучастными в борьбе за отстаивание интересов справедливой исторической памяти в Финляндии. У меня есть конкретные предложения (общая концепция стратегии и тактики) решения вопроса о включении места бывшего русского воинского кладбища в перечень объектов, имеющих для России историко-мемориальное значение. Для совместных продуктивных действий мы должны подробно и детально обсудить эти предложения с Верховным Атаманом.

В заключении прочту вам стихотворение посвящённые памяти воинам Российской Императорской армии, захороненным на бывшем русском воинском кладбище в Хельсинки.

———————-

Видео новости о Казачьей Здраве в Ингушетии

Видео новости о Казачьей Здраве в Ингушетии

 

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *