Сибирское
Казачество
20 июля 2019 Просмотров: 378 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Как чеченцы породнились с казаками \ У казаков на Дону прав всегда было больше

Как чеченцы породнились с казаками

В казачество вступали представители многих народов. Но самое удивительное, что казаками становились те, с кем российские подданные вынуждены были вести непримиримую войну – чеченцы.

Обоюдное влияние

Быт казачества, заселявшего левый берег Терека с XVI века, во многом складывался под влиянием соседних горских народов – чеченцев, ингушей, кабардинцев. Например, казачьи избы мало чем отличались от горской сакли, особенно внутренним устройством и убранством. Живший в молодые годы в Чечне Лев Толстой писал, что гребенские (терские) казаки «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Горская одежда максимально приспособленная к местным условиям охотно была принята и освоена казаками. Обыденными для казака стали кавказская бурка, бешмет, папаха, башлык и черкеска. Они также с удовольствием украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.

Российский писатель чеченского происхождения Герман Садулаев считает, что процесс взаимопроникновения казацкой и горской культур был взаимным. Так, по его мнению, спустившиеся с гор вайнахи именно у казаков научились ватажничеству, разбойным операциям и лихому молодечеству.

Породнились

Терские казаки уже с середины XVI столетия устанавливают добрососедские отношения с чеченцами. Живя бок о бок друг с другом иначе поступить было нельзя. Особенно близким для казаков оказался чеченский тейп варандой, часто принимавший крестьян, бежавших от крепостной зависимости. По свидетельству очевидцев, почти вся артиллерия имама Шамиля обслуживалась беглецами. Неслучайно и сегодня варандой называют «русским тейпом».

Но был и обратный процесс. Чеченцы, пытавшиеся скрыться от исламской экспансии, переправлялись через Терек и оказывались в казачьих селениях. Многие из них обосновались в станице Червленная (сегодня Шелковский район Чечни).

Терские казаки часто являлись кунаками чеченцев, они гордились такой дружбой и передавали ее из поколения в поколение. Толстой писал, что вплоть до второй половины XIX столетия «казацкие роды считались родством с чеченцами, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

Особенно тесно ассимилировались с казаками представители чеченского тейпа гуной, между ними традиционно был высокий процент смешанных браков. «Среди терских казаков даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью», – писал один из современников Толстого.

Интересное наблюдение о смеси русской и чеченской крови оставил в 1915 году краевед Ф. С. Гребенец. Он так описывал женщину станицы Новогладковской: «Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины». По мнению этнографов, в начале XX века практически в каждой новогладковской женщине текла чеченская кровь.

«Свиноеды»

С XVII столетия началась активной исламизации Чечни. Источники отмечают, что процесс этот проходил чрезвычайно болезненно. Нередко дагестанские мюриды приказывали целыми селениями вырезать тех, кто противился воле Аллаха.

Многие чеченцы, не пожелавшие принимать новую веру, стали постепенно заселять свободные левобережные территории и окрестности терских поселений. Некоторые из них в итоге оказались основателями будущих казачьих станиц. Так, основателем станицы Дубовской считается чеченец из тейпа садой по имени Дуба. Со временем многие левобережные села и пастбища сохранили древние чеченские названия.

Утихающие и вновь возобновляющиеся волны переселения продолжались вплоть до эпохи Петра I. К этому времени чеченцы вошли в тесное соприкосновение не только с бытом казаков, но и с обычаями христиан-староверов, с которыми были вынуждены покидать обжитые места правобережья Терека.

В начале XIX века уже непосредственно мусульманские старейшины способствовали выселению за Терек чеченцев, не желающих исполнять предписаний ислама. Находясь в положении мусульманских протестантов, они были чужими и среди христиан, и среди магометан. Единственным местом, где их прияли оказались казачьи станицы.

Одной из причин непринятия чеченцами ислама стали традиции свиноводства, от которых многие не захотели отказываться. «Да, мы русские», говорили они, – «мы едим свинью». Термины «русский», «христианин» и «свиноед» в те времена для чеченцев звучали как синонимы. Исследователь Александр Гапаев отмечает, что деление чеченцев на мусульман и немусульман было исключительно по признаку «свиноедения».

Точно установлено, чеченцы целыми семьями и даже родами принимали христианство – так они более органично вписывались в терский казачий этнос, а их потомки стали уже полноценными казаками. Хотя история знает и обратный пример, когда уже терцы обращались в ислам.

Об исламизации терских казаков, в частности, говорит историк Виталий Виноградов, который на научных конференциях и в печати неоднократно заявлял, что равнинная часть чеченской земли до «черных» гор исконно принадлежала русским. В доказательство он приводил то, что в селении Гуни проживают потомки терских казаков, которые в свое время приняли ислам и «очеченились».

Устойчивый этнос

Чеченский писатель Халид Ошаев вспоминал, как он в 20-х годах в качестве командующего для ликвидации «казачьих банд» был направлен на Левобережье Терека. Он тогда одним из первых обратил внимание на то, что пожилые казаки по-чеченски называют почти все местные старые топонимы.

Увлеченный Ошаев докопался до некоторых казачьих фамилий чеченского происхождения и через них добился свидания с лидерами «казачьих банд». На встрече советский командир объяснил, что среди казаков много его родственников и что ему не хочется проливать их кровь. В результате дискуссии «банда» оказалась расформирована. Тогда в ЧК возмущенные братанием Ошаева с «белоказачьими» бандами едва не расстреляли будущего писателя. Однако судьба оказалась благосклонна к нему.

Впоследствии став директором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Ошаев продолжал удивляться тому, что тюркские и русские названия полностью не вытеснили левобережные чеченские топонимы. Он, к примеру, заметил, что местечко Гунашка, многие казаки называли и по-ногайски – Карногай, и на русский лад – Черногай.

Объяснение этому может быть следующее. Оказаченные чеченцы были более адаптированы к местному климату, чем переселенцы из глубин России, среди которых фиксировался большой процент заболеваемости и смертности.

Отмечались случаи, когда почти все русское население, к примеру, Каргалинска, Кизляра, Святого Креста покидало уже обжитые места, спасаясь от болезней. А некоторые станицы, в их числе, Святой Крест, неоднократно подвергались полному опустошению. Это и способствовало устойчивости как нахской антропологии, так и преобладанию чеченской топонимики.

Не отличить

Казаки-гунойцы всегда хорошо знали свою родословную, и, приезжая в село Гуной, безошибочно показывали дома своих предков. Жители Гуноя расскажут туристам легенду о том, как исламскийпроповедник шейх Берса сбросил с горы гунойский котел со свининой (и покажут это место), после чего значительное количество представителей этого тейпа выселилось на Левобережье.

Сегодня родословные связи с казаками больше частью сохранили тейпы гуной и варандой. Только в одной станице Червленной в середине XX столетия проживало несколько десятков фамилий казаков гунойского происхождения, среди которых Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Велик, Тилик, Полушкины, Тихоновы, Метрошкины, Рогожины.

Совместно с группой экспертов антропологом Л.П. Шерашидзе и этнографом И. М. Саидовым были обследованы терские казаки, расселившиеся от Алпатова до Кизляра. Ученые подтвердили их этнографическую и антропологическую близость чеченцам. Любопытно, что порой внешнее сходство представителей обоих этносов было настолько сильным, что исследователи не могли отличить чеченских детей от казачьих.

———————-

В Челябинской области прошел совет кошевых атаманов Оренбургского казачьего войска

В Челябинской области прошел совет кошевых атаманов Оренбургского казачьего войска

13 июля 2019 года у деревни Сычёво Красноармейского района Челябинской области в рамках Историко-культурного фестиваля «Наследие Урала» на площадке Окружного казачьего общества Челябинской области «Четвертый казачий реестровый отдел» прошел совет кошевых атаманов Оренбургского войскового казачьего общества под руководством войскового атамана казачьего генерала Владимира Ивановича Романова.

В совете приняли участие представители Свердловской области: Среднеуральского отдела, «Исетской Линии» Пятого отдел и кошевые атаманы всех отделов, действующих на территории Челябинской области: Четвертого отдела, Второго военного отдела и Третьего Троицкого отдела.

Атаманы обсудили вопросы реализации коммерческих проектов Окружного казачьего общества Челябинской области «Четвертый казачий реестровый отдел» и выполнения решений первого совета кошевых атаманов.

———————-

Не брать. Не предлагать: Соль-Илецкие казаки приняли участие в акции по профилактике коррупции

Не брать. Не предлагать: Соль-Илецкие казаки приняли участие в акции по профилактике коррупции

Казаки Соль-Илецкого станичного казачьего общества Первого отдела Оренбургского казачьего войска совместно с сотрудниками полиции Соль-Илецкого городского округа, народными дружинниками и представителями Общественного совета провели на улицах города акцию по профилактике коррупции.

Соль-илечанам, а также гостям округа напомнили, что взяточничество – серьезное преступление, за совершение которого следует суровое наказание согласно Уголовному кодексу Российской Федерации. Причем как за дачу, так и за получение взятки. Полицейские заострили внимание на том, что каждый человек должен следовать двум простым правилам: никогда не идти на подкуп должностных лиц и никогда самому не требовать и не брать «подарков», злоупотребляя своими должностными полномочиями.

Народные дружинники, казаки и общественники рассказали гражданам, как действовать, если ты стал свидетелем коррупционных проявлений в обществе, и раздали памятки о пресечении фактов коррупции.

———————-

«Казачье единство – 2019»

15 июля 2019 года в Краснодарском крае на Кубанской земле состоялось торжественное открытие IV Евразийского Форума православной казачьей молодежи «Казачье единство – 2019».

Мероприятие направлено на создание условий для объединения молодых православных казаков, заинтересованных в сохранении, развитии и продвижении духовно-нравственных ценностей и традиций российской казачества из разных регионов России.

Более 200 молодых казаков из восьми войсковых казачьих обществ Российской Федерации собрались для получения знаний и обмена лучшими практиками. Делегацию Оренбургского казачьего войска представляют делегаты из четырех субъектов Российской Федерации: Свердловской, Оренбургской, Челябинской областей и Республики Башкортостан.

В день открытия форума после интенсивной зарядки и утренней молитвы прибыли почетные гости. С приветственным словом и благословением выступил председатель Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл; о значимости и важности развития казачьей молодежи отметил губернатор Краснодарского края Вениамин Иванович Кондратьев, также о силе и возможностях кубанских казаков рассказал атаман Кубанского казачьего войска Николай Александрович Долуда.

Также в этот день делегация каждого войска презентовала опыт деятельности своей молодежной организации и пообщалась с духовниками. В работе форма запланированы дискуссионные площадки, лекции по истории казачества, спортивные состязания и многое другое.

Организаторами форума «Казачье единство – 2019» выступили Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, Кубанское казачье войско, МГУТУ им. Разумовского (Первый казачий университет), при поддержке Екатеринодарской митрополии, правительства Краснодарского края, Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

———————-

У казаков на Дону прав всегда было больше

У казаков на Дону прав всегда было больше

Презентация этой поистине исторической книги состоялась в Донской публичной библиотеке 27 июня между двумя знаменательными датами. Несмотря на то что российской статистике уже более двухсот лет, профессиональный праздник – День работника статис­тики – учреждён лишь в 2014 году. Отмечают его 25 июня. А менее чем через месяц, 16 июля, 180 лет исполняется донскому ведомству. Этому событию и посвящён сборник. На идею его создать авторов подтолкнула выставка книг, подготовленная сотрудниками библиотеки ко II Открытому Российскому статистическому конгрессу, проходившему в Ростове в декабре прошлого года. Исторические материалы оказались не только интересными, но и поучительными для специалистов.

– Хочу сказать, нам есть чему поучиться у наших предшественников, – призналась руководитель территориального органа Федеральной службы статистики по Ростовской области Марина Самойлова. – Современную статистику часто критикуют, говоря, что мы даём цифры и мало комментариев к ним. Так вот, 180 лет назад как раз было очень много комментариев, был достаточно глубокий анализ, который предоставляли своим пользователям те, кто занимался сбором и анализом статистичес­ких данных. Более того, они не боялись дать какую-то свою оценку происходящим событиям, глубоко проанализировать, а правильно ли, по их мнению, негативно или позитивно развиваются экономика и социальные процессы.

Сборы на службу

За рассматриваемый период на донской земле произошло много трагических событий, в результате которых было утрачено по разным причинам немало ценных документов. Но эти белые пятна не помешали составителям статистического экскурса широкими мазками цифр нарисовать достаточно полную картину жизни области Войска Донского и сравнить её с советским периодом и тем, что происходит в наши дни.

Особую ценность представляют данные первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Нужно сказать, что административно-территориально ОВД находилась тогда совсем в других географических границах, включала в себя часть Донецкой и Луганской областей Украины, Волгоградской области и Калмыкии. Площадь была больше, но населяли её всего 2 млн 564 тыс. человек (сейчас 4 млн 200 тысяч). Мужское население преобладало – 50,5%. В городских поселениях (города Новочеркасск, Александровск-Грушевский, Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону, Таганрог, посад Азов и местечко Ейское укрепление) проживало 12,4% всего наличного населения, сельских населённых пунктов насчитывалось 11 057. Неудивительно, что при таком соотношении подавляющая часть населения области – 76,7% была занята в земледелии и добывающей промышленности. В обрабатывающей промышленности трудились 8,6%, деятельность 7,9% относилась к непромысловым занятиям, в торговле были заняты всего 6,2%.

Добыча каменного угля началась в 1797 году. До начала 60-х годов XIX века добывать уголь на Дону имели право только лица казачьего сословия. И лишь после отмены этого ограничения, когда к разработке горных пород допустили неказачье население, добыча антрацита и каменного угля пошла быстрыми темпами.

Стоит отметить, гораздо раньше, чем донцы получили понятие о земледелии, они уже обладали табунами лошадей и скота. За 24 года до всеобщей переписи прошла на Дону народная перепись, выяснившая, что в среднем на одну казачью семью приходилось свыше 11 голов рогатого скота, а на неказачью – около семи. Особое отношение у казаков, исполнявших воинские обязанности, было к коневодству. В конце девятнадцатого века на двор казачьего поселения в среднем приходилось порядка трёх лошадей, неказачьего поселения – около двух.

Традиционно на Дону было развито рыболовство, для многих семей рыба составляла основное питание, и ловили её круглогодично. Садоводство, огородничество, бахчеводство – промысел, скорее, любительский. Зато виноградарство относилось к числу важных видов деятельности. В 1859 году в области насчитывалось около трёх тысяч виноградных садов, в которых размещалось до 200 тысяч кустов белого и красного винограда. Популярность виноградарства объяснялась ещё и тем, что в отсутствие мужского населения, когда казаки находились в дальних походах, женщинам, старикам и детям ухаживать за виноградной лозой было легче, чем растить хлеб.

«Хлебопашество» было развито меньше, чем скотоводство. Представление о масштабах производства зерна, или, как тогда указывали в статистических источниках, «хлеба» дают цифры 1881 года. Валовой сбор зерна в расчёте на одного жителя составил более четырёх четвертей при норме ежегодного потреб­ления 2,5 четверти (четверть для сыпучих продуктов равна 209,7 л). В начале двадцатого века земледелие всё ещё носило ярко выраженный экстенсивный характер. Плодородных земель вокруг хватало, а орудий и технологий для улучшения обработки почвы с целью получения более высоких урожаев не было.

Урожай зерновых в 64 млн пудов (около 1 млн тонн), полученный в 1925 году, считался значительным. Его хватало на питание людям, корм скоту и семена.

Для сравнения, в рекордном 2017 году в Ростовской области было собрано 13,5 млн тонн зерновых.

Как известно, показатели растениеводства во многом определяются погодными условиями. И надо отметить, что помимо экономических данных специалисты собирали и такую информацию.

– Зимы бывают лёгкие, непродолжительные. Летняя жара доходит до 28 градусов, зато вечера бывают свежие, приятнейшие. В июле средняя температура воздуха составляет 20,5 градуса, наибольшая – 28,8, а наименьшая – 12,5 градуса, – процитировала записи, сделанные в XIX веке, Марина Самойлова.

В сборнике можно почерпнуть ещё много любопытного. В электронном виде он открыт для всеобщего доступа, достаточно зайти на официальный сайт Ростовстата и обратиться в раздел «Донской статистике – 180 лет». А в книжном варианте этот сборник и ещё один – «К целям устойчивого развития» Марина Александровна передала после презентации в министерство культуры региона, Донской публичной библиотеке, Ростовскому областному музею краеведения, библиотекам ЮФУ, ДГТУ и РИНХа. Представители вузов отметили, что данные этих сборников могут послужить отправной точкой для дальнейших научных исследований. Оценила книгу и работу статистиков учёный секретарь Областного музея краеведения Татьяна Абрамова:

– Для создания выставочных экспозиций мы, историки, оперируем прежде всего фактами, выбирая из большой канвы истории края самые интересные, яркие, насыщенные событиями случаи нашей жизни. Но факты, говорим мы, это упорная вещь. И для того чтобы факт стал упрямой вещью, бесспорной для всех, чтобы не дрались у наших витрин и экспонатов сторонники правых-левых, хороших и плохих, нужен обязательно аргумент. И этот аргумент – бесспорный, никем пока ещё не оспариваемый, – это статис­тические данные. И только в союзе аргументов и фактов появляются большие ценные музейные экспозиции.

Недаром, наверное, первый председатель того самого Новочеркасского статистического комитета наказной атаман области Войска Донского Максим Григорьевич Власов, выступая на том, самом первом заседании, сказал, что «статистика – это краеугольный камень всех политических решений в XIX веке». А уж в XXI веке – тем более.

Людмила Воробьева

———————-

Вениамин Кондратьев: казак — это не только служба, но и образ жизни

Вениамин Кондратьев: казак — это не только служба, но и образ жизни

В Темрюкском районе проходит Евразийский форум казачьей молодежи. На открытии форума присутствовал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

В регион приехали 200 казаков из 29 регионов страны, а также их руководители и духовные наставники. Официальный старт форуму 15 июля дали глава Кубани Вениамин Кондратьев и председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

В сентябре 1792 года к берегам Таманского полуострова подошли лодки переселенцев. Тогда прибыло около 3 тыс. черноморских казаков. Они начали обживать здешние места и стали защищать южные рубежи государства. С тех пор Тамань называют колыбелью кубанского казачества.

На форуме собрались молодые люди из восьми казачьих обществ — от Донского до Оренбургского. Кто-то из них — потомственный казак, а кто-то заинтересовался культурой и традициями родной земли. Евразийский форум — это возможность увидеться с единомышленниками и обменяться опытом.

«У нас все замечательно, но может быть еще лучше. Поэтому мы обсуждаем новые идеи, которые касаются развития молодежных организаций в каждом конкретном войске», — пояснил руководитель казачьей детско-молодежной организации в Ростове-на-Дону Леонид Бабич.

«Большой ценностью для всех казаков является принцип единства, который декларируется на форуме. Мы хотели бы подружиться с представителями других войск и обменяться лучшими практиками работы», — заявил руководитель делегации Терского казачьего войска Игорь Кочубеев.

«Мы все идем в одном направлении. Но разница в том, кто какой уровень занимает. У кого-то развито дошкольное образование, а у нас в Оренбургском войсковом казачьем обществе это пока на зачаточном уровне», — сказал представитель Оренбургского казачьего общества Никита Шмелев.

На таких летних сборах предусмотрены образовательные и духовные программы. Утро молодых казаков начинается с молитвы, далее проходят семинары и познавательные экскурсии. График расписан по минутам.

«Мы должны действовать вовремя, чтобы сохранить дух казачества и патриотизм в народе. Специально для мероприятия была выбрана Тамань. Именно на эту землю ступили кубанские казаки 227 лет назад. Здесь начиналось кубанское казачество. Они ступили на эту землю, поверили в нее. Мы гордимся нашими предками. Я бы хотел, чтобы последующие поколения тоже нами гордились», — отметил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

«Я надеюсь, что именно вы станете будущим казачества — образованные, патриотичные, профессиональные и духовные люди!» — подчеркнул митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

О том, как в XXI веке развивается казачество на Кубани, наглядно говорят цифры. За последние три года больше 10 тыс. молодых казаков и атаманов пополнили ряды Кубанского войска. А в кадетских корпусах и казачьих классах сейчас обучаются около 90 тыс. детей. Продолжатели традиций с ранних лет понимают, что быть казаком — это не просто носить яркую форму, но и быть членом одной большой семьи, которая не бросит в беде и не предаст свою историю.

«Казаком нужно быть не только на службе, но и в жизни, это очень важно. Мы бы хотели, чтобы дети выросли настоящими лидерами, теми, кто повлечет за собой молодежь. Вы должны быть примером для сверстников. Тогда люди по-настоящему поверят в казачество и казаков. Приходить на помощь — не просто слова, это должно быть принципом вашей жизни», — добавил Вениамин Кондратьев.

Главная задача казачества — защита народа и своего Отечества. Кубанские казаки с честью выполняют эту работу: патрулируют улицы, охраняют школы и детские сады. Они несут службу на пограничных заставах. Также в крае появился Союз казачьей молодежи, объединяющий почти 100 тыс. человек. Они помогают ветеранам и инвалидам, берут под попечительство детские дома. Таким опытом уже заинтересовались в других регионах.

«Здесь очень мощные исторические казачьи корни. Они познакомятся с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, который построили казаки в 1893 году. Они поймут систему непрерывного казачьего образования, которое есть только на Кубани. Губернатор предложил проводить такие форумы со следующего года на кубанской земле постоянно», — пояснил атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда.

Именно Таманский полуостров хранит боевые традиции, которые заложили черноморские казаки. На дарованных Екатериной II землях помнят и будут помнить и передавать историю от поколения к поколению.

 

———————-

76-я годовщина танкового сражения под Прохоровкой

76-я годовщина танкового сражения под Прохоровкой

Казаки БОКО ВКО «ЦКВ» приняли активное участие в торжестве, посвященном 76-й годовщине танкового сражения под Прохоровкой, которое прошло 12 июля в Белгородской области.

Центром торжеств стала Звонница — памятник победы в Прохоровском танковом сражении в июле 1943 года. Митинг, открывавший торжества, прошел у подножия Звонницы.

Участники митинга говорили о ничтожестве любых попыток оболгать подвиг тех, кто пал на Прохоровском поле. Самой яркой и запоминающейся частью митинга стало выступление участницы боев под Прохоровкой, председателя Совета ветеранов гвардейской 95-й стрелковой дивизии Марии Рохлиной.

Отвечая на недавнюю провокационную статью немецкого журналиста Свена Келлерхоффа, опубликованную накануне в газете Die Welt, Мария Рохлина сказала: «Что стоит за подобным словоблудием? Элементарная безграмотность, безответственность, хитрая политическая игра, подлость, генетическая обида за военное поражение? Или это пересмотр итогов Второй мировой войны? Причин может быть много. Пришла пора дать решительный отпор кощунству по отношению к героям, отдавшим свои жизни, подарившим миру мир, завоевавшим людям право жить и называться людьми».

По мнению ветерана Курской битвы, подобные публикации свидетельствуют о том, что сегодня «фашизм снова поднимает голову». Завершая свое выступление, Мария Рохлина призвала руководство России «защитить подвиг вершителей Победы».

Память погибших на Прохоровском поле участники митинга почтили минутой молчания. Затем состоялся концерт победителей Международного фестиваля патриотической песни «Красная гвоздика» имени И. Д. Кобзона.

———————-

Радиостанции мира хотят добавить в ротацию волгоградскую «Казачью справу»

Радиостанции мира хотят добавить в ротацию волгоградскую «Казачью справу»

Молодой волгоградский ансамбль за две июльские недели успел влюбить в себя зрителей и жюри двух престижных международных фестивалей. Ему рукоплескали в немецком городе Рудольштадте и российском поселке Шушенское.

На 40-й фолк-фестиваль Еврорадио (EFF) наш ансамбль старинной казачьей песни под руководством Сергея Казаку попал благодаря одной из крупнейших федеральных радиостанций. Он проходил в рамках самого шумного мероприятия Европы Rudolstadt-Festival. А организаторы международного события те же, что и у всемирно известного конкурса песни «Евровидение».

– Мы прошли отбор и за восемь месяцев до начала стали готовить программу. Хотелось выступить достойно, – рассказывает представитель коллектива Павел Быков. – Нам выпала честь выступить на приеме мэра Рудольштадта, а также открывать Международный фольклорный фестиваль на главной площади многожанровой программой, представить православные и духовные произведения в городской кирхе. Сейчас ждем результатов – они определяются по количеству радиостанций, которые захотят взять в эфир выступление того или иного коллектива.

Однако и само участие в Euroradio Folk Festival земляки из ансамбля «Казачьей справы» считают большой честью. Коллектив-то очень молодой – в августе отметит трехлетие. Основу репертуара составляют песни казаков Верхнего Дона, записанные в разные годы известными собирателями. Да и все шесть членов ансамбля тоже занимаются экспедиционной деятельностью.

– Старая казачья песня у нас звучит в первозданном виде, без всяких обработок и аранжировок. И это интересно как специалистам, так и широкому кругу зрителей, – замечает Павел Быков. – Рады, что смогли отобраться в этом году и на XVI Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири» в Шушенское. Нас взяли в номинацию «Вокальный ансамбль», где на одно место всегда претендует по 6–7 коллективов. К слову, туда нам удалось пробиться с третьей попытки… А еще рады, что стали лауреатами, вдвойне приятно, что жюри музыкальной премии возглавлял Сергей Старостин, председатель правления Российского фольклорного союза. Так что этот фестиваль для нас – ценный опыт.

У талантливого амбициозного коллектива из Волгограда много планов, в том числе снова отправиться в Шушенское, но уже за Гран-при.

 

Источник: КАИЦ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *