Будем ли делать казачий народ? \ Мы сильны когда едины!
Несколько слов о стремлении некоторых казачьих деятелей обратить новых казаков в отдельный народ. Разговоры эти не новые. Но так и остались разговорами, так как никогда существенной базы для реализации такой идеи не возникало. Мы знаем историю первого казачьего государства – Гетманщины. Политические цели движущих сил, создавших это государство, были какими угодно, но не ставили целью создание суверенного государства, а тем более казацкого народа. Современникам словосочетание «казацкий народ» было смешно и неприемлемо. Они считали себя русскими людьми. Именно на сословной принадлежности настаивало казачество Гетманщины, уравнении его в правах со шляхетством и на этом условии немедленном вхождении в состав Польши. Но так как поляки на это не пошли, они в кровопролитных междоусобицах в пух и прах разнесли свою «нэньку» и прекратили существование.
Следующий раз идея Казакии возникла в казачьей эмиграции после Гражданской войны 1918–1920 гг. Опять же целью было не строительство казачьего народа, а, скорее, попыткой уцелеть как общность. Идея возникла, как мечта… Мечтой и осталась.
Следующий раз идея Казакии появляется в гитлеровской Германии. Конечно, гитлеровские стратеги не были озабочены созиданием казачьего народа. Их целью было закрепить падение СССР новыми образованиями – сателлитами на его территории.
И вот уже сегодня снова звучит старая идея. Теперь «казачий народ». Одновременно американцы озвучили свою заинтересованность в создании Казакии на территории России.
Но вернемся к народу. Многим кажется, что народы образуются естественным путем. Это представление ошибочно. Народы складываются в ходе сознательной деятельности людей, т.е. являются продуктами культуры. Можно целенаправленно создать народ. История знает немало таких случаев и даже очень свежих, но история не знает ни одного случая извлечения из глубины веков исчезнувшего народа. Что касается новых народов – их десятки, в том числе великие: итальянский, японский, американский и др. Так, итальянского народа как такового до середины XIX века не было, японского не было, американскому народу всего 200 лет, «как у нас любят говорить – он моложе Московского Большого театра». За всем этим стояли очень серьезные, опытные люди, имевшие соответствующие ресурсы. И, конечно, политическая воля. Большие профессионалы, которые понимали, как это делается, и делали свое дело, а не ходили с плакатами или заявлениями.
Рассмотрим на примере Японии. Для собирания раздробленных феодальных кланов и общин, которым во второй половине XIX века угрожали колонизация, империалистическая экспансия Запада, был создан и политическими средствами утвержден миф об императоре и его божественном происхождении. Выработанная программа собирания народа – «Реставрация Мейдзи» – задала новый формат верховной власти и ее отношений с феодальными кланами. Древние религиозные верования были превращены в государственную религию – синтоизм и служили мощным инструментом консолидации общества. Через систему образования в японцах было возбуждено чувство национализма, в который была заложена идея форсированного промышленного и технического развития. Так возникли Япония как государство-нация и то, что сегодня принято называть японским народом. Нечего и думать, что такие сложные конструкции появились сами собой за столь короткий срок. Еще более яркий пример искусственного собирания народа – США. Так, американский народ был собран в ходе Войны за независимость. А его сборка производилась отцами нации вполне сознательно. Проект вырабатывался на технических совещаниях, как в КБ. Схожая картина в Латинской Америке. Новые государства-нации формировались на месте бывших колоний в ходе Войны за независимость. Примечательно, что отцы новых народов-наций, считая себя фрагментами своих материнских империй, вполне сознательно проводили работу по сборке новых народов, так как хорошо понимали их значение для провозглашения независимости колоний.
В Европе появляются народы-нации, которые буквально изобрели. Например, Словакия. Таким образом, теоретически нет препятствий для создания еще народа. Но хотелось бы понять, чем вызвано стремление создать новый народ. Создание американских народов во многом обоснованно желанием получить независимость колониями. Создание японского народа произошло вследствие угроз экспансии Запада и технического отставания. Какими серьезными причинами вызвана необходимость создания особого народа – казаков?
Появление новых народов-наций существенно изменило ситуацию в регионах и мире. Привело к определенным последствиям в исторической перспективе. Есть ли гарантия, что строительство казачьего народа приведет к благу, а не к катастрофам, с вовлечением в них несчастных казаков? Как, например, попытка создания казачьих государств на Кубани и Дону в начале ХХ века. Современная попытка на Дону устроить казачью республику обернулась полным провалом, обнаружила полное отсутствие какой-либо поддержки, наличия ресурса и опыта.
На наших глазах происходит драма – строительство молодого государства Украина. Далеко не на пустом месте. Самая большая по территории страна в Европе, людские ресурсы, благоприятный климат, промышленность, наука. Но так как отсутствует исторический опыт государственного строительства и государственных мужей соответствующего уровня, она из цветущей советской республики деградирует и разваливается, идет гражданская война! Недаром говорят: «Хочешь что-либо развалить – поручи это заботам непрофессионала». Есть ли у вас концепция строительства и развития нового образования? С чего начнете? С депортации иногородних с казачьих территорий или поголовного оказачивания населения? Есть ли видение будущего? Присутствует ли ответственность? Людские и финансовые ресурсы? Создание народа в нашем случае – это еще и вычленение из русского народа. Больше не из кого. Значит, этим людям придется отказаться от своего народа, от своей великой истории! Каково это русскому человеку? Какой великой идеей, какой великой целью руководствуются эти безумцы, пытаясь вырвать из тела русского народа еще один кусок? Что предложите вместо? Историю Гетманщины или организацию Смуты вкупе с поляками? Другой нет. Все, что было позже, – это уже история России. Многие из ныне живущих сами участвовали в грандиозном действии – создании советского народа. В этом был некий смысл. Была перспектива. Идея создания советского народа была в известном смысле продолжением русской, которая была объединительной, создавшей, без преувеличения, уникальную цивилизацию. То, что предлагается строителями казацкого народа, есть разделение. Очередное разделение. К сожалению, есть у нас и такая черта. Скажу словами Тихомирова: «Мы, русские, напоминаем тот град, который разделился в себе и потому не может устоять. Разделение у нас во всем, и потому во всем пропадает наша сила. И что всего назидательнее – угнетают нас везде и всюду группы численно слабейшие, иногда ничтожно слабые…».
В любом случае создание народа – это работа. Сопутствующий атрибут такой работы – война. Как правило. Редко, где появление нового народа обошлось без войны. Наши «народники» ничего не делают в этом направлении, а только убеждают своих слушателей, что они – народ. В целом странная позиция для любого борца с чем-то или за что-то. В их «распоряжении» большой российский дом, к созданию которого приложили немало сил русские казаки, а они выбирают маленькую казацкую каморку! Неужели желание примерять генеральские погоны и высокие государственные должности в маленьком квазигосударстве застилает им глаза и лишает разума? Прислушаемся ли мы когда-нибудь к своему историческому опыту и просто к здравому смыслу!
———————-
Мы сильны когда едины!
Свежий выпуск газеты расскажет о главных событиях минувшей недели.
Открывает выпуск рубрика «Официально», где опубликованы Указы Президента Российской Федерации о Всероссийском казачьем обществе и о назначении Н.А. Долуды атаманом Всероссийского казачьего общества.
Материал «Мы сильны, когда едины» посвящен празднованию Дня народного единства и Дня Казанской иконы Божией Матери в Волгоградской области.
В рубрике «Отчетный Круг. Подведение итогов» читатель найдет информацию о прошедших очередных отчетных Больших Кругах Усть-Медведицкого и Хоперского округов.
Заметка «С днем рождения, станица!» расскажет о празднике, посвященном Дню почитания Святого Великомученика Димитрия Солунского, который организовали студенты Камышенского политехнического колледжа для казаков Дмитриевского юрта Волгоградского округа.
На третьей странице газеты размещен Устав Всероссийского казачьего общества, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2019 года № 543.
Большое интервью с автором и исполнителем песен, актёром театра и кино Игорем Растеряевым опубликовано в рубрике «Наш гость».
Рубрика «Смотр–конкурс» расскажет читателю подробности районного фестиваля детского творчества «Казачата», который впервые состоялся на Николаевской земле и собрал более 200 талантливых участников в возрасте от 5 до 18 лет.
В рубрике «Турнир» редакция разместила заметку о зональных соревнованиях: чемпионате и первенстве Южного и Северо-Кавказского федеральных округов по киокусинкай в Волгограде.
Традиционная рубрика «Неделя: день за днем» расскажет о решении регионального парламента о присвоении композитору Александре Пахмутовой звания Почетного гражданина Волгоградской области, о назначении губернатором Волгоградской области руководителей ряда профильных ведомств региона, а также о конном переходе казаков Иловлинского юрта.
———————-
Динамика – главный принцип развития Новокубанского РКО
Атаман Новокубанского РКО Дмитрий Шкареда отчитался за три года своей работы. В здании администрации района присутствовали атаман Лабинского отдела Виктор Верзунов, заместитель войскового атамана по экономике Сергей Захаров, а так же атаманы и казаки хуторских казачьих обществ, главы сельских поселений, молодежь.
За отчетный период атаманом и его штабом было проделано немало работы, в том числе по увеличению численности общества — его прирост составил 256 казаков. Это обусловлено, в том числе, и той работой с молодёжью, которая проводится в школах Новокубанского района и вне их стен. Так, наставники еженедельно посещают 64 казачьих класса, а не так давно для ребят был открыт патриотический клуб «Казачья Крепость», в котором 42 казачонка занимаются каратэ. За несколько месяцев существования клуба ребята приняли участие в 8 соревнованиях и 5 товарищеских встречах и заняли 15 первых, 21 второе и 33 третьих места. Во время отчетного сбора воспитанники клуба выступили перед казаками, в полной мере показав свое мастерство. На всех казачат были надеты новенькие кимоно с вышивкой названия клуба — тоже подарок районного общества.
Хорошо у новокубанцев обстоят дела со штабами в первичных казачьих обществах района: у всех имеются помещения, в них закуплена необходимая офисная техника, наглядные материалы и казачья символика.
Возможность развиваться и помогать у Новокубанского РКО действительно есть, и основана она на экономической деятельности, которую активно здесь развивают.
На сегодняшний день хуторские общества используют 14 земельных участков. У районного казачьего общества в пользовании 20 участков, общей площадью 658 гектар. В следующем году общество планирует получить одиннадцать тысяч рублей с одного участка и довести общую численность земель до одной тысячи гектаров. Так же казачьи общества получают финансовую поддержку от администраций сельских поселений и района. В 2019 году казаки Новокубанского РКО нашли возможность финансово поддержать развитие различных проектов, в том числе и социальной направленности. В течение года выделялись средства для дальнейшего развития хуторских обществ, на премирование казаков-наставников и казаков, принимающих активное участие в жизни общества. Финансовая помощь оказывалась также классам казачьей направленности, в том числе на поездки, праздники и проведение конкурсов для юных казачат. Все деньги расходовались по решению совета атаманов. Для выездов казаков Новокубанского РКО на военно-полевые сборы Лабинского отдела были приобретены раскладушки, автомобильный прицеп, столы, лавки и другие хозяйственные вещи.
— Заработанные нами деньги в рамках уставной деятельности идут на возрождение кубанского казачества, — сказал Дмитрий Шкареда, выступая перед собравшимися. — Уверен: и в дальнейшем общество будет многосторонне развиваться. Для этого, в черте города, нам были выделены земельные участки, на которых планируется установка тепличного комплекса. Кроме того, на трассе, у Новосельского поселения, планируется открытие торгово-ярмарочной точки для овощных культур. В настоящее время решается вопрос о взятии в аренду бывшего «Спирт-заводного комплекса».
Атаман Лабинского отдела Виктор Верзунов положительно отозвался о работе общества, поблагодарив Дмитрия Михайловича и всех казаков за отличную службу.
Действительно, атаман Новокубанского РКО Дмитрий Шкареда сумел объединить казаков и сегодня уверенно ведет их к общей цели. За это казаки общества дали ему положительную оценку и готовы и дальше его поддержать во всех начинаниях.
———————-
Подведены итоги конкурса «Лучший казачий дружинник города Волгодонска»
Конкурс проходил на территории стадиона «Труд» в городе Волгодонске с целью повышения престижа добровольного участия граждан в охране общественного порядка и выявления лучших казаков-дружинников, участвующих в охране общественного порядка, активно занимающихся физической культурой.
На конкурсе 18 участников представляли казачью дружину Волгодонского городского казачьего общества Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».
Казаки показали свою физическую подготовку в подтягивании на перекладине, беге на 100 метров, ответили на тесты по правовым вопросам, регламентирующим деятельность добровольных народных дружин, а также по медицинской подготовке для оказания первой помощи пострадавшим до прибытия медицинского персонала.
По результатам конкурса победителем стал командир казачьей дружины Алексей Неополькин, второе место занял командир отделения Илья Кабанов, третье – дружинник Владимир Пастушок.
Победители награждены дипломами и денежными премиями.
———————-
Фоторепортаж с Войскового Круга Оренбургского казачьего войска
26 октября 2019 года в Челябинском Доме культуры «Смена» состоялся Круг Оренбургского войскового казачьего общества. Войсковой Круг проводится один раз в год и является значимым событием в жизни войска. Все казачьи отделы, которые входят в Оренбургское казачье войско направили своих делегатов.
Публикуем фоторепортаж с мероприятия.
Все фотографии можно посмотреть, перейдя по ссылке https://vk.com/album-139038399_268098924
———————-
В «Станице Державной» прошло верстание казаков из трех хуторских казачьих обществ
3 ноября 2019 года в храме во имя Страстотерпца Цесаревича Алексия ХКО «Станица Державная» ЕОКО «Исетская Линия» «Пятый отдел Оренбургского казачьего войска» состоялось торжественное вступление кандидатов в казачьи общества. На круг, посвященный верстанию новых казаков, по приглашению атамана «Станицы Державной» Олега Анатольевича Мажары со своими кандидатами приехали казаки хутора «Лесной» из города Лесного и хутора «Каменный» из Екатеринбурга. Также в качестве гостей на круг прибыли представители казачества г. Верхней Пышмы и п. Шувакиша.
Перед проведением торжественного мероприятия казаки и кандидаты посетили Божественную литургию в храме, причастились Святых Христовых Тайн, получили благословение от настоятеля храма, духовника «Исетской линии» иерея Владимира Первушина на предстоящее верстание.
– Если мы казаки – мы защитники нашей православной веры, нашей Родины, нашей культуры и наших традиций, – напутствовал кандидатов отец Владимир.
В заседании круга принял участие войсковой атаман Оренбургского казачьего войска казачий генерал Владимир Иванович Романов. В качестве почетного гостя присутствовал заместитель главы администрации ГО Среднеуральск Алексей Григорьевич Сторожук.
После молитвы, выбора есаульца, уточнения регламента круга и оглашения повестки приступили к заслушиванию кандидатов в казачьи общества. Затем брал слово представивший соискателя на верстание атаман, давал дополнительные характеристики личности кандидата, ходатайствовал перед казаками о принятии положительного решения кругом. После одобрительного возгласа собравшихся казаков: «Любо!» кандидат торжественно принимал присягу казака, целовал крест и Евангелие, получал благословение отца Владимира и ставил подпись в присяге. Таким образом, в этот день в «Станице Державной» версталось 10 казаков, семь из которых были из самой «Державной».
– Люди, которые приходят в казачество, заранее знают, что они от этого ничего не получат, а скорее будет обратное – с них будет больше спроса, больше будет требоваться самоотдачи. Казаки всегда были великими гражданами нашей России, они всегда стояли на защите ее рубежей. И сегодня вы не просто поставили подпись, вы перед Богом дали клятву, что стали православными казаками. Помните, что с креста не сходят, с него только снять могут. Я искренне всех вас поздравляю с этим важнейшим событием в вашей жизни! Хочу пожелать вам добра, здоровья, долгих лет жизни, и самое главное – честного и верного служения нашей Отчизне. Мы должны быть едиными по духу, по вере, по убеждениям и по тому делу, которое вместе делаем, – произнес после принятия присяги войсковой атаман.
Как пояснил атаман «Станицы Державная» Олег Анатольевич Мажара, кандидаты по вступлению в казачьи общества готовились к принятию этого важного жизненного решения в течение года, жили среди казаков, участвовали во всех делах, учились казачьему ремеслу. В дальнейшем они продолжат служить по своему направлению, будут передавать свой опыт следующим поколениям.
———————-
Тульские археологи выяснили, почему епифанские казаки не хотели жить в остроге
В октябре 2019 года в окрестностях старинного русского города Епифани на Верхнем Дону сотрудники музея-заповедника «Куликово Поле» провели археологические работы. Археологи исследовали историю города и всего Епифанского уезда в XVI-XVII веках. Оказалось, что в неспокойное время казаки и их домочадцы предпочитали жить около крепости, а не внутри нее.
Фото: МК в Туле
Заселение Верхнего Дона началось в 1560-е годы, когда пустынные земли были отданы в вотчину одному из видных государственных деятелей эпохи Ивана Грозного князю, боярину Ивану Федоровичу Мстиславскому. Создавая город Епифань и заселяя Епифанский уезд, князь поселил в созданных им вокруг Епифани слободах от 500 до 700 казаков, в основном из соседнего Веневского уезда.
Острог — коменданту, казакам — слободы
Казаки и гражданское население Епифани предпочитало жить в слободах вокруг дубового острога, расположенного на высокой горе у Дона. У епифанского острога был один очень существенный недостаток – в нем не было своего источника воды, что создавало большие неудобства для обыденной жизни. Поэтому в самой крепости был только двор коменданта, его челяди и склады с продовольствием, казной, оружием и порохом. Одной из главных задач воеводы было переселить служилых людей гарнизона в крепость, а стрельцы и казаки противились этому.
Всего казацких слобод вокруг Епифани было восемь. Свои названия слободы получали по фамилии первых епифанских казацких сотников, например, Алешина, Козлова, Алтабаева, Шевырева.
Это было неспокойное время, когда пограничные русские земли терзали набеги крымских татар и ногайцев, поэтому каждая слобода представляла собой маленькую крепость, огражденную глухой стеной из бревен вертикально врытых глубоко в землю. Внутри такой ограды располагались дворы с жилыми и хозяйственными постройками казаков и их домочадцев. Значительные по площади пустые пространства внутри дворов использовались под стойла для скота и огороды. Казаки выбирали для своих поселений укромные места среди болот и стариц широченной поймы Дона, что также было мерой предосторожности от набегов татар.
Служение и вооружение епифанских казаков
В 70-е годы московское правительство часть епифанского казачества принимает на государственную службу. Казаки становятся дворянами (дети боярские) и получают участки пахотных угодий площадью около 30 га. За это казак должен был являться на военную службу в полном вооружении и на коне. Земельные наделы часто располагались далеко от места жительства казаков. Эти поля пахались наездом, то есть пахали, сеяли и убирали урожай периодически приезжая из слободы. Службу епифанского сына боярского, бывшего казака, обеспечивала его большая семья, состоявшая не только из родителей и детей, но и из братьев, в том числе и двоюродных, а то и троюродных, которые в случае необходимости заменяли выбывшего со службы главу семьи.
Казаки служили в русском войске в качестве легкой конницы и несли дозорную и сторожевую пограничную службу. Из государевой казны они получали огнестрельное оружие, порох и свинец для пуль. В ходе археологических исследований повсеместно были найдены такие пули и формочки для их отливки. Однако, большинство казаков было вооружено пиками, луками и стрелами. Наконечники стрел археологи также часто находят на казацких слободах.
Что находят археологи в епифанских слободах
Все служилое население епифанских слобод было православным. Об этом свидетельствуют сотни находок нательных крестов, иконок. Среди украшений большим успехом пользовались перстни-печатки. В ходе исследований было найдено большое количество бытовых предметов. Это фрагменты разнообразной посуды – кухонных и тарных горшков, крышек к ним, различных кувшинов, рукомоев, мисок, солонок, игрушек-погремушек, свистулек, изображавших животных, в основном лошадей.
Железные изделия представлены большим количеством разнообразных ножей, конских и сапожных подков, подпружных и ременных пряжек, некоторые из которых украшены. Найдено несколько кресал, светцов, плотницких и других инструментов. Среди сельскохозяйственных орудий обнаружены фрагменты серпов, кос. Одной из частых находок были дверные пробои, замки и ключи к ним.
Полевые научные исследования 2019 года еще раз показали, насколько интересна, сложна и увлекательна была жизнь наших предков, потомки которых до сих пор живут в Епифани и ее окрестностях. Поэтому особенно важно, чтобы героическая история минувших поколений епифанцев не оказалась незаслуженно забытой. Для этого в Епифани музеем-заповедником «Куликово поле» планируется создать новую музейную экспозицию, посвященную истории служилого населения этого региона.
Источник: КАИЦ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество