Сибирское
Казачество
10 сентября 2019 Просмотров: 82 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Традиции народов России: В каких случаях ханты крали себе невест \ Чуваши: откуда в России появился этот народ

В XVIII веке географ немецкого прохождения, Герард Миллер, описывал остяков (хантов) как многоженцев, которые имели по две-три жены, у которых ночевали по очереди. Количество жен зависело от состоятельности ханта – за каждую жену ему приходилось выплачивать калым, состоявший из одежды, рыболовных снастей, оленей, шкурок пушных зверей, котлов, топоров и табака. Стоимость минимального калыма составляла 1–2 рубля, среднего оценивалась в 10 рублей, а за красавиц давали намного больше.

Сватовство ханта

Обряд сватовства осуществлялся родителями ханта, как только тому исполнялось 18 лет. Главным был торг – родители невесты и жениха должны прийти к соглашению по калыму. Торговались долго и жарко, при этом выпивали, и потому сговор мог приводить к неожиданным результатам, когда отец невесты заламывал за дочь большую цену или наоборот, отдавал ее за рубль.

Если договоренности удавалось достичь, то за невесту уплачивалась часть калыма, а жених имел право остаться на ночь у невесты и жить у неё восемь дней, после чего был обязан уехать за калымом и возвращался только тогда, когда мог выплатить хотя бы его часть.

После этого хант оставался в семье невесты до тех пор, пока не выплатит калым полностью. Даже богатые хаты, которые могли выплатить весь калым сразу, жили у тестя и работали на него не менее месяца.

Поскольку все это время жених выполнял супружеские обязанности мужа, бывало и так, что дети у пары рождались еще до бракосочетания, а если брак по каким-то причинам отменялся, то дети оставались с матерью. Если жених отказывался от невесты, калым оставался у её родителей, но хуже всего была участь женщины, которую хант считал нелюбимой женой – она оказывалась на положении рабыни.

Если же жениха все устраивало, он после «отработки» возвращался с невестой домой и устраивал пир, на который созывал своих родственников и родных невесты.

Умыкание невесты

Миллер уточнял в «Истории Сибири», что ханты невест не воруют. Тем не менее в некоторых местах обычай умыкания существовал: его приводит историк Виктор Владимирович Митрофанов из Нижневартовска в работе «Обычаи свадебные, похоронные и поминок у остяков района реки Чая Томской губернии». В ней описывается традиция умыкания невесты в том случае, когда хант не мог договориться с ее родителями о выкупе.

В этом случае хант в вечер отказа устраивал вечеринку, на которую приглашал и девушку. На вечеринке он показывал себя «во всей красе» и уговаривал её бежать с ним. Если же девица не приходила, хант пытался уговорить ее через подруг или родственниц.

Если невеста соглашалась, то под благовидным предлогом выходила из дома, а влюбленный жених ждал ее в санях. Девушка садилась к нему, и жених что есть мочи мчал домой. Иногда невеста была одета настолько легко, что жениху приходилось заезжать в ближайшие юрты, чтобы отогреть ее и попросить теплой одежды.

Когда в семье узнавали, что дочь украли, мать плакала, а отец делал вид, что ему все равно, зная, что жених придет просить прощения.

Свадьба «убегом»

А жених, боясь погони, ехал к священнику, которому признавался, что украл девушку и просил их обвенчать.

Но православные священники часто не торопились с Таинством венчания. Венчали быстро лишь в том случае, если невеста была из их прихода, и они знали обоих. Если же о девушке ничего не было известно, то нужно было навести справки о ней и о ее семье. Жених был обязан съездить в приход избранницы и там взять бумагу, что девушка совершеннолетняя.

Тогда священник венчал молодых на следующих день. Православные традиции при этом почти не соблюдались, был только дружка», который обходил с иконой свадебный поезд и благословлял жениха и невесту.

После Таинства венчания в доме жениха начинался свадебный пир, ведь венчание давало ханту индульгенцию и возводило его в ранг мужа не только перед Богом русских, но и перед обществом, в том числе – перед родителями жены.

Венчать нельзя!

Но бывало и так, что священник наотрез отказывал ханту в венчании. Происходило это из-за неграмотности остяков: многие понятия не имели о степенях кровного иди духовного родства между невестой и женихом и не были знакомы с запретами, существовавшими в православной церкви.

Между тем, в 1810 году указом Святейшего Синода запрещались и даже подлежали расторжению браки между лицами, состоявшими в четвертой степени кровного родства (двоюродными братьями и сестрами), кроме этого, были запрещены браки между свояками, так как свойство приравнивалось к кровному родству (муж и жена – одна плоть); препятствием к браку было и наличие духовного родства, которое появлялось у крестных родителей ребенка.

Согласно правилу No 53 Трулльского собора в православии запрещены браки между крестными родителями и их ближайшими родственниками, так как крестные по отношению к младенцу имеют родство первого уровня, а с его родителями имеют родство второго уровня.

Автор приводит случай, который действительно имел место в Томской губернии. Два ханта-брата влюбились в двух сестер. Один из них женился раньше, и его венчали без проблем. Но после Таинства венчания, между вторыми влюбленными возникла степень родства — свойство, приравниваемое в церкви к кровному. Поэтому второй паре пришлось жить без венчания и даже прижить несколько детей.

Если же пару венчали без проблем, то уже на следующий день с извинениями к родителям невесты отправляли дружку, вооружившегося бутылкой водки. Церемония «уламывания тестя» длилась долго, иногда по 4 часа, после чего молодые падали в ноги отцу, и тот прощал беглецов.

Если же тесть упорствовал и сердился, то молодые уезжали и возвращались летом или через год. В случае бегства невесты калым выплачивался исключительно по желанию жениха.

В XIX веке ханты уже обращали внимание на девственность невесты. И в том случае, если невеста оказывалась «порченой», хант имел право не платить за нее весь калым, а ограничится его частью. Если же невеста оказывалась невинной, но обрадованный хант дарил её отцу дополнительный подарок.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Чуваши: откуда в России появился этот народ

По данным переписи 2010 года в России проживает 1 435 872 чуваша. Больше всего их в Чувашии (814 750 человек), в Татарстане проживает еще 116 252 чуваша, в Башкортостане – 107 450, а в Ульяновской области и в Самарской соответственно 94 970 и 84 105 чувашей.
Культура чувашей давно проникла в наш быт – многие в России любят ватрушки с картошкой и творогом, пельмени, рыбу, отваренную в молоке – традиционные чувашские блюда. Однако этот древний народ полон тайн, которые ученые не могут разгадать до сих пор.

Откуда название?

Никто не может точно сказать, почему чуваши называются чувашами.
В русских летописях они впервые упоминаются в 1521 году: «…И вси князи Казанскиа и Татаровѣ и Мордва и Черемиса и Чюваши».
Существует несколько гипотез происхождения названия «чуваш».
Считается, что «чуваш», «чаваш» – это самоназвание народа. Но откуда оно взялось? Одни филологи считают, что это измененное название «суваз», которое чуваши носили раньше. Во всяком случае, арабские путешественники еще в 10 веке упоминали некий народ – то ли суваш, то ли суваз, который жил в пределах Великой Булгарии и отказывался принимать ислам, оставаясь верным язычеству. Поскольку в арабском языке отсутствует звук «ч», то скорее всего это были чуваши.
Арабам вторит князь Андрей Михайлович Курбский, который упоминает в записках о существовании на реке Суре неких «горных черемисов», которые сами себя звали «чуваша».
Само же название могло произойти от имени родоначальника – богатыря Сувара или же от некоего народа савиры, которые ушли в леса от исламских проповедников со своим вождем по имени Выраг.
Английский востоковед Джерард Клосон считает, что название народа произошло от названия их предков – табгачей или тоба, которые впервые упоминаются в хрониках в III веке, как народ, живущий в Монголии. Тоба были кочевниками , несколько сот лет они жили в долине реки Онон, а затем вторглись в Китай и основали династию Северную Вэй. Жужани, основавшие позже Жужаньский каганат, считали себя потомками тоба.
Составитель этимологического словаря Макс Фасмер объясняет происхождение названия народа от киргизского слова Živaš и от названия нижних кумандинцев «чабаш»: и то, и другое означало «мирный». Название могло произойти и от татарского слова džуvаš, которое означает то же самое. Схожее слово есть и древнетюркском – javaš.
Как видите, даже поверхностное знакомство с мнениями ученых заставляет говорить о том, что перед нами – древний народ с таинственной историей.

Откуда они пришли?

Если чуваши жили в Булгарии еще в X веке, и уже тогда славились строптивостью и спаянностью, можно предположить, что корни народа древние.
Сами чуваши высказывают смелые предположения, что являются прямыми потомками древних шумеров.
Эта идея возникла еще во времена СССР: её выдвинул филолог Николай Марра, заявивший, что название «чуваш», «чаваш» – не что иное, как видоизмененное «шумар», «шумер».
Идею поддерживает чувашский автор Геннадий Егоров, пытающийся отследить схожесть языка с древнешумерским и считает, что Булгарию основали шумеры, пришедшие с юга в X–III вв. до нашей эры.
Действительно, чувашский язык выделяется среди тюркских, и считается единственным живым языком Булгарии. Филологи думают, что чувашский отошел от пратюркского на рубеже эр, и связывают это опять же с вторжением гуннов, что заставляет задуматься – а не стали ли чуваши потомками этого воинственного народа? Ведь возможного предка чувашей – народ тоба китайцы считали детьми гуннов.
Наука соглашается, что шумеры действительно уходили на север. Например, в Узбекистане около Термеза был найден шлем шумерского воина IV века до нашей эры, а некоторые тюркские слова действительно схожи.
Но все же большинство ученых связывают происхождение чувашей с тюрками, вышедшими из Азии и смешавшимися с автохтонными уграми. При этом возникает вопрос – откуда же взялись угры, и кем были эти тюрки? Быть может, все-таки гуннами? Но на вопрос нет ответа.

Они и выглядят странно

Только 10% чувашей имеют монголоидные черты, 65% – имеют смешанный тип, остальные – европейцы. Оксфордские антропологи считают что перед нами – древний народ из Восточной Азии с примесью европейской крови, которая произошла чуть большее тысячи лет назад в результате великой миграции народов.
Генетики считают, что около 50% распространенных у чувашей гаплогрупп имеют начало на Ближнем Востоке (J, E3b, I, К); около 20% ( N3) относятся к к Сибири, к Монголии или к Китаю, еще 18% (R1a) появилась на юге Русской равнины 15 000 лет назад, а оставшиеся имеют европейское происхождение.

И вера у них тоже странная

В отличие от других, у чувашей существует целый сонм духов воды, главный из которых — Шыв Турри; вода является границей миров и прародиной народа. Чтобы водяные духи не вредили, их ежегодно «кормили», забивая быков, а в трудные времена – убивая людей. Все водоемы и источники воды считались священными. Однако этнографы Ольга Викторовна Зарубкина и Марина Юрьевна Черноярова в работе «Cравнительная характеристика водных духов в русском и чувашском фольклоре» указывают на то, что чуваши считали русских неуязвимыми для воздействия водяных. Возможно, это было связано не только с христианством, но и с тем, что русский народ чувашами воспринимался как более сильный.

Зато женщины – красивые!

При всей древности народа и странном смешении генов, чувашские женщины считаются одними из самых красивых в России. Автор Зариф Башири в трудах указывает, что женщина в семье всегда занята даже больше мужчины, работает наравне с ним в поле, заботится о детях, и редко имеет возможность ухаживать за собой. Но не смотря на это, ее красота «берет вверх» и непостижимым образом чувашская женщина стареет очень поздно. При этом автор отмечает необыкновенную мастеровитость и трудолюбие чувашской женщины

……………………………………………..

Почему русские не переходили дорогу идущим на кладбище

В современном сознании покойник никак не ассоциируется с чем-то оптимистичным. Но у наших предков было немало поводов, чтобы посмотреть на смерть иначе.

Мощи святых

Если принять, что мощи святых принадлежали некогда конкретному человеку, который после смерти был канонизирован, то почитание мощей позволяет говорить о победе Жизни над Смертью, Радости над Печалью. Недаром обязательное почитание мощей было утверждено еще на Втором Никейском соборе в 787 году. В послании патриарха Иерусалимского Феодора сказано, что Господь даровал «останки святых, источающие немощным многообразные благодеяния, изливающие благовонное миро и прогоняющие демонов».
Так, одним из самых почитаемых на Руси святых был Николай Угодник, считавшийся покровителем русского народа и мужицким заступником. Молиться ему можно было «во всех нуждах» – просить и удачи в делах, и здоровья, и защиты в бою. К слову, до XVIII века сохранялась похоронная традиция, при которой покойнику в руки вкладывали «письмо к Николаю», содержащее просьбу о прощении грехов.

Дорогие гости

Интересная традиция, помогающая притянуть удачу на целый год, сохранилась у коренных народов Урала – нагайбаков. Как и их предки, нагайбаки ежегодно совершают приношение для усопших (закалывают корову), а затем «приглашают» покойников за стол – открывают все двери, окна и ворота, расставляют на столе посуду. Если этого не сделать, считают нагайбаки, удачи не будет.

Проводы-похороны

Хорошо известно, что одним из обрядовых действий Масленичной недели является сжигание (реже – утопление) чучела Зимы. Этот очистительный обряд был направлен на избавление всех живущих в округе от влияния злых сил. Нередко ритуальный костер складывали из старых ненужных вещей – рассохшихся кадок, развалившихся саней, обветшалой домашней утвари. Каждый старался благодаря «кремации покойника» избавиться от хлама. Проводы-похороны, сопровождаемые смехом, шутками, песнями, были залогом благополучной, сытой и безбедной жизни в течение нового аграрного года.

Встреча на дороге

По народной примете, приведенной в Словаре Владимира Даля, встретить покойника на пути – к счастью. Понятно, что речь идет о встрече похоронной процессии. Вот только рассчитывать на удачу следует при правильном поведении. Нельзя переходить дорогу идущим на кладбище или опережать процессию, двигаясь в том же направлении. Объяснить примету просто: смерть уже обошла стороной, а значит горевать не о чем.

Для победы в бою

По легенде, и после смерти легендарный атаман Иван Сирко приносил своим казакам удачу. Он завещал после смерти отрезать свою руку, чтобы войско брало ее в походы для победы.
Предания сохранили рассказы, когда казаки при встрече с неприятелем выставляли руку атамана вперед и с кличем «Душа и рука Сирка с нами!» одолевали врага. Поговаривали, что и при жизни Русский Дьявол (так называли Сирко турки) во время боя выставлял руку, на которой после удара сабли оставался лишь небольшой синеватый кровоподтек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *