Всероссийское казачье войско начнет работу 1 апреля 2019 года
Всероссийское казачье войско начнет работу 1 апреля 2019 года
Вице-губернатор Краснодарского края, атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда сообщил, что главными направлениями деятельности центрального штаба станут государственная служба казачества, система казачьего образования, культуры и молодежной политики, экономическое развитие казачьих обществ, взаимодействие со СМИ, налаживание контактов с общественными казачьими организациями и казаками за границей.
Основными органами Всероссийского казачьего войска станет Большой круг, Совет атаманов и правление, которые будет утверждать главный атаман России. Его назначит президент страны Владимир Путин. Долуда отметил, что это случится не раньше весны 2019 года.
В составе Всероссийского казачьего войска будут совещательные органы: совет стариков, казачий суд, контрольно-ревизионное управление, совет по взаимодействию с религиозными организациями.
Войско начнет работу 1 апреля 2019 года и в первую очередь займется вопросом комплектования профессионального коллектива штаба.
«Очень важно, чтобы в нем были специалисты своего дела, представляющие казачество из всех реестровых войск. Далее работа будет сфокусирована на том, чтобы вывести войско на высокий уровень в плане несения государственной службы, системы патриотического воспитания и казачьего образования, экономики», — сказал Долуда.
По словам атамана, штаб будет помогать развитию реестровых войск.
Сейчас задачи по развитию казачества обозначены более чем в 20 федеральных законах и 84 президентских указах, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края.
Как писали Юга.ру, 27 ноября в Москве состоялся Большой казачий круг, на котором казаки объединились во Всероссийское казачье общество. Численность организации составляет около 200 тыс. человек.
Новая структура обеспечит исполнение обязательств по несению государственной службы, а также будет содействовать повышению роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма, сохранять культурно-исторические традиции и укреплять связи с объединениями казаков за рубежом.
———————-
Казачья пятилетка — о юбилее фольклорно-спортивной группы переславского казачества
Культура, традиции, не так много существует народов, кто смог бережно пронести два этих элемента сквозь время, но те, кому это удалось делятся ими с потомками в надежде на продолжение этого, если так можно выразиться «ритуала». С традициями какая штука собственно происходит в последние десятилетия — многие от них отрекаются, считая пережитком прошлого и мешающим развитию и дороге к будущему, но это не так, ведь народы становились сильными и великими, отчасти, как раз благодаря тому, что чтили свои традиции и были верны своей культуре.
В минувшую субботу, 1 декабря, в стенах городской библиотеки имени Александра Невского состоялось мероприятие, которое было приурочено к пятилетнему юбилею фольклорно-спортивной группы переславского казачества «Казачий вар».
Сотрудниками библиотеки специально для торжества был подготовлен сценарий, а ведущей мероприятия стала заведующая библиотекой — Юлия Тотьмянина. Она ввела гостей в общий курс дела касательно казачьего мира, рассказала множество историй и наиболее значимых для этой общности людей фактов.
Разумеется, ключевым вопрос стала фраза: «А что же такое — казачий вар?» Ответ был ёмким, информативным и более чем исчерпывающим — это образный «котёл», внутри которого вывариваются все ключевые моменты казачьей истории, делая особый упор на культуру и конечно же традиции. «Вар» происходит от слова «вариться», но не обязательно в буквальном смысле, а в конкретно этом случае, слово «вар» означает «единение». Речь об объединении поколений, передаче традиций, обмене опытом и просто совместном получении удовольствия от повседневности — танцы, песни, участие в народных играх, изучение ремёсел, постижение боевого казачьего искусства. Но главное, что всё это делается вместе, всей семьёй. Во все времена казаки отличались именно высочайшим уровнем самоорганизованности.
На празднование юбилея казаки прибыли в библиотеку семьями: Кашины, Кирилловы, Рыбкины, Макиенко, Измайловы. Есть в коллективе группы «Казачий вар» и один по-настоящему особенный участник — влюблённый в Россию в целом и казачество в частности гражданин Швейцарии Вениамин Курт Форстер. Вениамин прибыл в Россию ещё в 2010 году и много путешествовал, много где побывав, он решил, что остановится тут, в Переславле и решение он это принял три года назад. Ему тут очень нравится, а природа и даруемое ею умиротворение способствуют его основному занятию — пчеловодству.
Гости мероприятия были в восторге от буквально всего — казачьи песни, танцы, игры, а особенно всем понравились юные казачки, продемонстрировавшие виртуозное владение фланкировкой казачьей шашкой. Привлекала гостей именно тёплая, уютная, буквально семейная атмосфера, когда буквально все, словно у себя дома.
Группа «Казачий вар» не только бережно хранит песенное наследие, но и приумножает его. В репертуаре коллектива буквально десятки казачьих песен, которым присутствующие активно подпевали. Не забываем, что это был юбилей, а значит день рождения, а какой день рождения без подарков? — всем приехавшим семьям были вручены грамоты руководства Городского библиотечного объединения, православные календари и книги.
Ну и под конец, интересный и довольно важный факт:
27 ноября 2018 года в Москве, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, представители 11 реестровых казачьих войск приняли решение о создании Всероссийского казачьего общества. После объединения всех реестровых войсковых казачьих обществ всероссийское казачье войско будет насчитывать около 200 тысяч человек. Наказной атаман будет назначаться указом Президента России Владимира Путина сроком на шесть лет.
———————-
Самарские казаки отпраздновали 28-ю годовщину возрождения казачества
В субботу, 1 декабря самарское казачество отпраздновало 28-ю годовщину начала возрождения казачества в Самаре, Самарской области и Поволжье.Юрий Иванов вновь возглавил волжское казачество.
Праздничное мероприятие «Слава Богу, что мы — казаки!» прошло в Самаре, во Дворце культуры железнодорожников имени А.С.Пушкина.
Праздник начался в фойе Дворца, где играл Духовой оркестр Детской школы искусств № 14 Самары, гостей и участников праздника бесплатно угощали чаем и казачьими пирожками, был размещен стенд с фотографиями из истории казачьего возрождения в Самаре, работала выставка-продажа казачьего оружия, книг и атрибутики.
В начале праздника к собравшимся в зале казакам и гостям с вступительным словом обратился атаман Самарского казачьего землячества, председатель Совета Ассамблеи народов Самарской области казачий полковник Юрий Еругин.
Поздравили всех с праздником священник Самарского отдельского казачьего общества Волжского войскового казачьего общества, настоятель Кирилло-Мефодиевского собора Самары отец Сергий (Гусельников), участник учредительного круга Самарского казачьего землячества 30 ноября 1990 года Константин Гусев, директор Самарского казачьего кадетского корпуса, атаман станицы «Красноглинская» Волжского войскового казачьего общества, казачий полковник Александр Рябов, председатель Совета Самарской региональной общественной организации «Украинский национально- культурный центр «Проминь» («Луч»)» казачий полковник Иван Каплиенко.
Концерт открыл автор-исполнитель казачьих песен Павел Коровин. Музыкальный подарок казакам приготовили артисты ансамбля «Песни России» МБУ «СКДК»(городской округ Чапаевск, руководитель Наталия Широкова), исполнившие казачью песню «Вражья пуля», а также песни «Три главных цвета» и «Льются песни крылатые». С праздником собравшихся поздравили казачий кадетский клуб «Междуречье» (руководитель подъесаул Эдуард Сергеев), народный ансамбль казачьей песни «Россы» Дворца культуры «Дружба» посёлка Алексеевка (руководитель Татьяна Белик), член Союза бардов Самары Евгений Измайлов и др.
Порадовало зрителей выступление юных исполнителей: детского вокального коллектива «Соловушки» (руководитель Людмила Абрамова) детского фольклорного ансамбля «Ажина» ГБОУ «Самарский казачий кадетский корпус» и Детской школы искусств № 3 городского округа Самара «Младость». (руководитель Яна Зыбина, концертмейстер Виктор Арцымович), ансамблей народной песни «Родничок» и «Потешки» Детской школы искусств № 14 Самары (руководитель Ольга Ильина, педагог-хореограф Алия Сурина, концертмейстер Андрей Малеев) и вокалисток — обладательницы гран-при международного фестиваля в Италии Алёны Сидоровой и лауреата первой премии международного фестиваля Александры Нуждовой.
Завершили праздничный концерт ансамбль казачьей и русской песни «Дубравушка» из Тольятти (руководитель Светлана Балабашина). Под занавес все участвовавшие в концерте артисты исполнили песню Кубанских казаков «Розпрягайте хлопцы коней».
В конце праздника атаман Самарского казачьего землячества казачий полковник Юрий Еругин вручил организаторам и участникам казачьего праздника благодарственные письма и памятные книги.
———————-
Ненец утер нос донским казакам
В этом году на Ямале появился первый кадетский казачий класс в школе-интернате Тазовского района, где обучаются дети-ненцы. Все они приняли клятву, их родители довольны. Об этом атаман Обско-Полярного отдельского казачьего общества Сергей Захарченко сообщил представителям Молодежного парламента на круглом столе о развитии российского казачества на территории автономного округа. Кроме того, на всероссийских казачьих играх, которые проходили в донской станице Вешенская, ненец-казак занял первое место. «Утер нос всем донским казакам», — отметил он. Сергей Захарченко заявил, что следующий кадетский казачий класс планируют открыть в Ямальском районе.
В округе действует миссионерская деятельность под руководством подъесаула Петра Колесникова, который путешествуя по стойбищам с масштабной выставкой, рассказывает о сибирском казачестве.
По словам депутата Законодательного Собрания ЯНАО Едены Лаптандер, ненцы уже давно православные, большинство их них крещенные. У них присутствует ещё мистика: чумы, идолы, священные места, но в любом случае это уже идет как не основа, а память истории.
Члену молодежного правительства Илье Иванову тема казачества близка. Он стоял у истоков возрождения кадетского казачьего класса в Новом Уренгое в 2005 году. Илья — не потомственный казак, а прописной, так принято говорить.
«Когда зарождалось казачество, хотелось приобщиться к культуре, узнать его историю, традиции, обычаи, поносить форму. Это положительно сказалось не только на мне, но и на моих сверстниках», — поделился мнением Илья.
Так, у новоуренгойских кадетов есть своя традиция. Каждый год 22 июня они проводят акцию «Пост 89», стоят по часу в карауле у Вечного огня.
Владимир Артамонов из Лабытнанги считает, что нужно изучить ямальский закон о казачестве, внести свои предложения и внедрить их в социально значимые проекты, воплощаемые в округе.
———————-
Возрождение казачества обсудили в Калуге
Утром в понедельник, 3 декабря, губернатор Анатолий Артамонов и врио главного федерального инспектора по Калужской области Алексей Лебедев провели очередное координационное совещание руководителей органов государственной власти и территориальных структур федеральных органов исполнительной власти региона.
Разговор начался с рассмотрения результатов работы по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года.
Заместитель губернатора Василий Быкадоров рассказал об итогах состоявшегося накануне в Москве Учредительного собрания (круга) Всероссийского казачьего общества.
По его словам, в ближайшее время предстоит масштабная работа по возрождению и развитию российского казачества. Казачьи общества в субъектах страны, в том числе в калужском регионе, ждут большие изменения.
— Важнейшей задачей, поставленной руководством страны, является объединение на местах всех здоровых сил — общественных организаций и реестрового казачества — в единое реестровое общество. Эту задачу необходимо выполнить в самые короткие сроки, — сказал Василий Быкадоров.
Он предложил вернуться к рассмотрению вопроса о создании в структуре министерства внутренней политики и массовых коммуникаций области подразделения, отвечающего за работу с казачеством. Губернатор поддержал эту инициативу.
О проводимых в регионе в рамках Стратегии мероприятиях участников совещания проинформировал атаман Калужского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества (ВКО) «Центральное казачье войско» Борис Комисаренко. Речь, в частности, шла о совершенствовании государственной службы казачества и взаимодействии казачьих обществ с органами исполнительной власти и местного самоуправления, о подготовке казачьей молодежи к государственной службе, культурно-просветительской и военно-патриотической деятельности.
Борис Комисаренко вручил министру образования и науки области Александру Аникееву Благодарственное письмо за активное сотрудничество министерства в реализации образовательных, воспитательных и молодежных проектов, а также за содействие в организации участия калужского казачества в культурных, спортивных и военно-патриотических мероприятиях всероссийского уровня. Атаман выразил надежду на дальнейшее развитие взаимовыгодного общественно-государственного партнерства в этой сфере.
Врио главного федерального инспектора по Калужской области Алексей Лебедев поинтересовался положением дел с организацией воинского учета и проведением призыва казаков на военную службу. Эта работа ведется членами казачьих обществ на основании соглашения с областным военным комиссариатом. По словам Бориса Комисаренко, в планах призыва на этот год числится свыше 40 казаков.
Завершая обсуждение, Анатолий Артамонов отметил, что с принятием данной Стратегии, Правительство РФ и Президент России Владимир Путин придали российскому казачеству еще более высокий статус.
Губернатор рекомендовал руководству Центрального казачьего войска взять на постоянный контроль деятельность этого движения в регионе и при поддержке глав администраций муниципалитетов провести ревизию реестровых казаков. Он также акцентировал внимание на активном участии казачества в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
— Для казака патриотизм заключается не в умении стрелять, — уверен губернатор. — Патриотизм – это когда казак после срочной службы возвращается на родную калужскую землю, когда он любит то место, где родился и чтит традиции своих предков.
Министерству образования и науки области поручили уделить особое внимание развитию сети учреждений, реализующих образовательные программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества.
Органам государственной власти и местного самоуправления региона необходимо продолжить работу по привлечению членов казачьих обществ к государственной и иной службе, а также по формированию земельных фондов для размещения казачьих поселений и ведения хозяйственной деятельности.
———————-
Создание хутора в селе Березовка
По инициативе донских казаков, проживающих в селе Березовка Данковского района 28 ноября был проведен сход. На нем решался вопрос о создании казачьего хутора на территории данного поселения. На сход были приглашены: атаман регионального отделения СКВРиЗ в Липецкой области Гордеев С.А. , атаман станицы «Данковская» Макаров В.В., начальник штаба станицы «Данковская» Бодрых В.В. настоятель храма Димитрия Солунского с. Березовка, духовник казаков хутора «Никольский» иерей Владимир Андросов. Также на сходе был глава Березовского сельского поселения Малашкин Владимир Михайлович, который является казаком станицы «Данковская».
Часть казаков села Березовка уже состоят в станице «Данковская», они недавно принимали присягу в Георгиевском храме г. Данкова, теперь в казачьих рядах в селе прибыло и назрела необходимость в создании хутора в составе станицы «Данковская».
Отец Владимир вышел с предложением назвать хутор по приходу «Димитриевским», так как храм Димитрия Солунского был построен в честь воинов Куликовской битвы, а казак прежде всего воин Христов.
Казак и глава Березовского сельского поселения Малашкин В.М. предложил на должность и.о. атамана хутора «Димитриевский», до проведения хуторского Круга, казака Хайлова Юрия Викторовича. Все казаки проголосовали единогласно.
Выступление регионального атамана Сергея Гордеева началось с поздравления хутора с его рождением. Поздравив и.о. атамана Юрия Хайлова, Сергей Гордеев сказал ему напутственные слова и заметил, что должность атамана не подразумевает только ношение казачьей справы, а в первую очередь нужно оказывать помощь отцу Валентину в Георгиевском храме г. Данкова на службах, помощь отцу Владимиру и главе сельского поселения в восстановлении сельского храма Димитрия Солунского, в поддержании общественного порядка на территории хутора, работать с молодежью, со школой и так далее.
В заключении отец Владимир прочитал молитву и пригласил всех казаков хутора в субботу в храм на службу, сказав, что это будет их первое начинание дел в хуторе. Также он попросил помощь казаков в алтаре. Казаки все дружно согласились.
Виктор Макаров
———————-
Дон на разломе истории
Донские кадеты провели научно-практическую конференцию «Донские казачьи полки».
Тема конференция была посвящена началу Гражданской войны на Дону.
Историческую конференцию подготовили кадеты и педагоги кадетских корпусов и профессиональных казачьих кадетских заведений области, работники департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений во главе с директором С.Н.Бодряковым.
Среди почетных гостей в работе конференции приняли участие заместитель председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества В.Н.Василенко, заместитель министра общего и профессионального образования региона П.Н.Серов и заведующий лабораторией «Казачество» Южного научного центра РАН, д.и.н., профессор А.В.Венков.
Приветствуя ребят и педагогов, гости отметили возросший интерес к истории Отечества и региона в настоящее время. Немалая заслуга в этом кадет казачьих корпусов, лицеев и техникумов, которые своим участием в исторических реконструкциях, казачьих праздниках и фестивалях, конференциях и слетах, пропагандируют изучение донской истории. Они пожелали кадетам успехов в исследовательской работе.
Доктор исторических наук профессор А.В.Венков сделал обзорную лекцию для участников о донских казачьих полках на рубеже 1917-1918гг. Эта информация послужила своеобразным прологом для докладов юных исследователей.
Девять докладов об истории казачьих полков на разломе истории, о формировании Донской армии, о трагедии братоубийственной войны сделали юные казаки. В гражданских войнах не может быть героев, но отвага, доблесть, мужество казаками ценятся, несмотря на политическую принадлежность.
Предметом изучения кадет Белокалитвинского Матвея Платова казачьего кадетского корпуса стала история 11-го Донского генерала от кавалерии графа Денисова полка в 1918-1919 годах.
А воспитанник Донского Императора Александра III казачьего кадетского корпуса представил доклад по истории 7-го Донского казачьего полка, сделанный им на основании материалов Государственного архива Ростовской области.
Судьбе первого донского партизана В. Чернецова посвятили свою работу шахтинские кадеты, которые уже много лет занимаются изучением истории этого периода. Ребята не только прочитали стихи Н. Туроверова, но и продемонстрировали фильм, посвященный реконструкции этих исторических событий.
Кадеты показали итоги исследований также по истории 9-го Донского графа Орлова-Денисова полка, 10-го Донского казачьего полка, 16-го Донского казачьего генерала Грекова 8-го полка. Несколько сообщений было посвящено казакам — георгиевским кавалерам.
Директор департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Сергей Бодряков подвел итоги конференции и вручил благодарственные письма за успехи в изучении истории донских казачьих полков.
Работа конференции завершилась экскурсией по культурно-выставочному центру «Донская казачья гвардия».
Справка.
С 2016 года по инициативе заместителя Губернатора Ростовской области М.В. Корнеева казачьи кадетские образовательные заведения глубоко изучают историю Донских казачьих полков Российской империи, их участии в Первой мировой войне 1914-1918 годов, Гражданской войне на Дону. Своими исследовательскими работами учащиеся делятся на научно-практических конференциях.
Кадетам и педагогам было предложено изучать историю полков, которые формировались казаками в тех местах, где сейчас расположены казачьи кадетские образовательные учреждения. Это города Новочеркасск, Шахты, Белая Калитва, Миллерово, Азов, Сальск поселок Орловский, Тацинский.
В кадетских корпусах оформлены стенды с историей изучаемого донского казачьего полка. Организована работа в архивах Ростовской области и других городов, написание рефератов, научных статей и исследований по данному вопросу, проведена конференция в 2016 году.
В ноябре 2017 года в КВЦ «Донская казачья гвардия» состоялась научно-практическая конференция «Донские казачьи полки в 1917 году: от Февраля к Октябрю», посвященная столетию Русской революции 1917 года и началу Гражданской войны на Дону в 1918 году.
В феврале 2018 года – «Александровские чтения», подготовленные департаментом по делам казачества совместно с педагогическим коллективом Донского Императора Александра III казачьего кадетского корпуса.
30 ноября 2018 года в КВЦ «Донская казачья гвардия» состоялась очередная итоговая научно-практическая конференция «Донские казачьи полки», посвященная началу Гражданской войны на Дону.
———————-
Павлово-Посадские казаки приняли присягу на Круге
24 ноября 2018 года в Храме Вознесения Господня на Городке г. Павловский Посад, при соблюдении вековых установленных казачьих традиций, прошел очередной Круг Павлово-Посадского хуторского казачьего общества.
По благословлению настоятеля Храма о. Игоря (Крамарука) и вступительного слова атамана А.Г. Потапова, казаки обсудили и определили стратегические направления функционирования общества на грядущий 2019 год.
Почетными грамотами были награждены кадеты ВПМО «Православный казачий центр», проявившие усердие на пути служения Вере Православной и Отечеству. Четверо казаков приняли присягу и пополнили ряды Павлово-Посадского ХКО. Пятеро кандидатов, по истечении испытательного срока, произнесли торжественную клятву и стали полноправными кадетами ВПМО «Православный казачий центр».
Слава, Богу, что мы казаки!
———————-
Александр Проханов: Корень кубанского казачества был подрезан во многом в советское время
«Попытки кубанских казаков возродить свои исторический уклад носят пока декоративный характер… Казаки остаются со своими нагайками, плётками и ворчанием». Так считает Александр Проханов, русский философ, писатель, председатель «Изборского клуба». О скрытых смыслах исторического процесса и о судьбах российских регионов мы поговорили с Александром Андреевичем. Он рассказал о духовном и стратегическом значении Дальнего Востока, поделился «мрачной гипотезой» относительно исхода русского населения с дальних рубежей страны. Отдельной темой беседы стала проблема регионального сепаратизма, со
общает корр. ИА KrasnodarMedia(Москва).
———————-
В РГАСПИ состоится научная конференция «Казачество в гражданской войне. Уроки истории. К 100-летию начала политики расказачивания»
28 января 2019 года в Москве в Российском государственном архиве социально-политической истории (ул. Б. Дмитровка, д. 15) состоится научная конференция «Казачество в гражданской войне. Уроки истории. К 100-летию начала политики расказачивания» и посвященная этой теме выставка документов. Мероприятие проходит в рамках казачьего направления XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: cвобода и ответственность». Организаторы — Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и РГАСПИ.
Работу конференции возглавит председатель Синодального комитета митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Ведущим выступит директор РГАСПИ А.К. Сорокин.
В этот день в РГАСПИ прибудут архиереи Русской Православной Церкви, войсковые священники ВКО, руководители и сотрудники епархиальных структур по взаимодействию с казачеством, представители российского казачества, научно-образовательного сообщества, молодежных казачьих организаций, СМИ, а также студенты.
В программе конференции заявлены выступления митрополита Кирилла; епископа Ейского и Тимашевского Германа; д.и.н., профессора Южного федерального университета А.И. Агафонова; д.и.н., профессора Южного федерального университета В.П. Трута; д.и.н., главного специалиста РГАСПИ Л.А. Лыковой; клирика Благовещенской епархии игумена Игнатия (Чигвинцева); ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерея Тимофея Чайкина, других докладчиков.
Конференция посвящена одному из самых сложных периодов в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута преследованиям.
По окончании конференции ее участники примут участие в церемонии открытия выставки документов. Они познакомятся с документами из фондов РГАСПИ, в том числе, фондов Политбюро ЦК ВКП (б), Донбюро РКП(б), личных фондов В.И. Ленина, И.В. Сталина, других представителей руководства Советского государства, рассказывающие о становлении и реализации его политики по отношению к казачеству, ее ключевых событиях, региональных особенностях. Среди героев выставки — белые и красные. В.И. Ленин, Я.М. Свердлов и Л.Д. Троцкий, А.М. Каледин и Г.М. Семенов, атаманы и казаки, инициаторы трагедии и ее рядовые участники. Некоторые документы будут продемонстрированы публике впервые.
По вопросам аккредитации представителей СМИ обращаться к руководителю пресс-службы Синодального комитета Селивановой Наталье Александровне (press@skvk.org моб: 89167300810).
***
26 марта 2014 года в Москве в РГАСПИ, впервые в новейшей истории, по инициативе Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и РГАСПИ состояласьнаучная конференция «Судьба русского казачества в ХХ веке. К 95-летию начала расказачивания». Это крупное событие в летописи соработничества Церкви, казачества и науки пполучило высокую оценку российского общества. Кроме РГАСПИ, выставка документов была показана в здании Правительства Москвы на Новом Арбате, а также в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, других музейных площадках Ставропольского края.
———————-
В Ростове прошла научно-практическая конференция «Донские казачьи полки»
В культурно-выставочном центре «Донская казачья гвардия» ДГТУ состоялась научно-практическая конференция «Донские казачьи полки».
Участие в мероприятии приняли директор департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Сергей Бодряков, заместитель председателя донского парламента – председатель комитета по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества Вячеслав Василенко, доктор исторических наук, заведующий лабораторией «Казачество» ЮНЦ РАН, член-корреспондент Академии наук России, профессор Андрей Венков, руководители, преподаватели, кадеты и студенты казачьих кадетских образовательных учреждений.
— Традиция проведения научно-практических конференций зародилась в 2016 году, — напомнил Сергей Бодряков. – Была предложена идея изучения кадетами истории донских казачьих полков Российской империи, их участия в Первой мировой войне 1914-1918 годов, Гражданской войне на Дону. Интересна история полков, которые формировались казаками в тех местах, где сейчас расположены казачьи кадетские образовательные учреждения. Это города Новочеркасск, Шахты, Белая Калитва, Миллерово, Азов, Сальск, поселок Орловский, станица Тацинская.
За три года в соответствии с методическими рекомендациями департамента была проведена работа по изучению истории донских казачьих полков. В кадетских корпусах оформлены стенды с историей изучаемого донского казачьего полка. Организована работа в архивах Ростовской области и других городов, написание рефератов, научных статей и исследований по данному вопросу.
В 2018 году работы воспитанников казачьих образовательных учреждений посвящены началу Гражданской войны на Дону. Результаты своих исследований представили воспитанники всех кадетских корпусов и студенты казачьих кадетских техникумов.
Так, например, предметом изучения кадет Белокалитвинского Матвея Платова казачьего кадетского корпуса стала история 11-го Донского генерала от кавалерии графа Денисова полка в 1918-1919 годах.
Воспитанник Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса (г.Новочеркасск) Алексей Пятницин представил доклад на тему «Материалы по истории 7-го Донского казачьего полка в коллекции ГАРО».
Судьбе первого донского партизана В.Чернецова посвятили свою работу шахтинские кадеты.
Работа конференции завершилась экскурсией по культурно-выставочному центру «Донская казачья гвардия».
———————-
На казачьей службе
Кто такие современные казаки? Какими они были 300 — 500 лет назад? Что отличает их от обычного населения? Чем объяснить конфликты, нередко возникающие вокруг темы казачества?
На эти и другие вопросы «РБ» отвечает директор института исторического и правового образования, заведующий лабораторией истории и культуры казачества России Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы кандидат исторических наук, доцент Алексей КОРТУНОВ.
———————-
Уходить на покой не собираюсь
Сегодня постоянному автору «Русской народной линии», известному петербургскому священнику директору Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, научному сотруднику Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, настоятелю храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерею Геннадию Беловолову исполнилось 60 лет. Редакция «Русской народной линии» от души поздравляет отца Геннадия с юбилеем, желает ему душевного и телесного здравия, многая и благая лета, Божией помощи в его многообразной деятельности на пользу Русской Православной Церкви и во благо Отечества.
Накануне годовщины состоялась беседа заместителя главного редактора «Русской народной линии» Александра Тимофеева с отцом Геннадием не только о жизненном пути юбиляра, но и о важнейших событиях и тенденциях в жизни Церкви и России.
Вас знают как яркого проповедника и общественного деятеля, но о Вашем жизненном пути мало известно. Вы родились в религиозно и национально специфическом регионе России — на Северном Кавказе. Как проходили годы Вашего становления в этом месте? Не могли бы Вы рассказать о Ваших предках и родителях?
60 лет в миру — время пенсионного возраста, а для священника — это пора духовной зрелости, время полноты духовного служения. Не собираюсь подводить итоги своей жизни, но с удовольствием поделюсь воспоминаниями.
В моем паспорте в графе «место рождения» названо селение, которое теперь уже не существует на карте России — хутор Подгорный. Он исчез с лица Русской земли в результате социальных экспериментов хрущевской эпохи — укрупнений деревень. Моя бабушка Марфа Тихоновна рассказывала о «торжественном мероприятии» закрытия родного селенья. Мне не было еще года, когда наша семья переселилась в село Ипатово на Ставрополье, а позже, когда мне было уже 10 лет, мы переехали в Пятигорск. Этот известный в истории и литературе лермонтовский город я считаю городом своего детства. Здесь я окончил школу и начинал свой духовный путь. У нас был небольшой домик у подножия горы Машук с видом на Кавказский хребет, Эльбрус, поэтому для меня, как говорил Лев Николаевич Гумилев, «кормящим пейзажем» являются вершины Кавказских гор и шапка двуглавого Эльбруса, который я видел по утрам из своего окна.
В нашем представлении Кавказ является традиционным мусульманским регионом, но для меня Кавказ всегда был колыбелью Христианства на территории нынешней России, как исторически, так и в личном плане.
Немногие знают, что древнейшие христианские храмы в России находятся именно на Северном Кавказе. В горах Карачаево-Черкесии и Осетии находятся древнейших храма и часовни, возведенные до Крещения Руси в начале Х века. Чудо, что эти храмы в Архызе, на горе Шоан и Сенты сохранились до наших дней, а на одной из скал Архыза открылся древний Лик Спаса Нерукотворного. Я эти храмы открыл для себя еще в 1970-е годы. Сейчас в них периодически совершаются службы.
Кавказ наполнен христианскими преданиями, которые, кстати сказать, хранят горские народы. Согласно одному из преданий, Эльбрус стал двуглавым, потому что Ноев ковчег задел его днищем и раздвоил вершину. Знаменитую вершину Казбек в Осетии называют «Чырыстийи чъупп», что в переводе означает «Пик Христа». По народным легендам в глубине этой вершины сохраняется шатер Авраама. Это объясняется тем, что большинство кавказских народов в древности были христианами и лишь в Средние века были исламизированы.
Я люблю Кавказ не только как свою малую Родину, но и как древнюю колыбель Православия. Могу только повторить вслед за поэтом:
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Поэтому, когда меня спрашивают: «Откуда ты, отче?», — отвечаю: «Спустился с гор…»
Мои предки были самыми простыми людьми, в свое время пришедшие осваивать земли Кавказа из глубины России. Мой дедушка Иван Максимович Беловолов был чабаном, в чем я усматриваю определенную символическую преемственность. Он пас, выражаясь церковной терминологией, «овец бессловесных», а я как пастырь пасу «овец словесных». В нашей семье все были верующими, особой богобоязненностью отличалась бабушка Марфа Тихоновна. Но в храм меня никто насильно не водил. Впервые я посетил церковь в селе Ипатово на Пасху, это был храм святителя Феодосия Черниговского в простом белом домике. До сих пор помню крашенные разноцветные яички, белые полотенца на иконах, густой дым ладана.
Вопросы о Боге, о душе, о смерти и бессмертии встали ребром в старших классах школы.
Затем Вы поступили в Московский институт культуры на отделении режиссеры, но, не проучившись и года, были исключены за религиозные убеждения…
Как я пошел в режиссеры? В Пятигорске я познакомился с известным режиссером и актером Юрием Томошевским. Он был заметным деятелем петербургской культуры, основателем театра «Приют комедианта», инициатором многих культурных начинаний.
К сожалению, в начале мая этого года он трагически погиб в возрасте 61 года. Юрий был из Пятигорска. При Педагогическом институте иностранных языков он вел театральную студию, куда меня привел знакомый. Юрий предложил мне попробовать свои таланты и дал мне роль летописца Пимена в «Борисе Годунове». Работая над спектаклем я погрузился в мир русской истории, вспоминал русский царей, беседовал с самозванцем Гришкой Отрепьевым. Я вдохновенно читал знаменитый монолог как свои собственные слова:
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро…
Томошевский вдохновил меня на режиссерский путь.
Где же Вы учились?
Я поехал покорять Москву. Провинциалу трудно было поступить во ВГИК, поэтому я подал документы на отделение режиссуры в Московский институт культуры. Проучился год. Прекрасно помню руководителя нашей группы режиссера Вандалковского. Было очень увлекательно — я открыл для себя мир театра и режиссуры. Все мечтали о сцене, о постановках. Но тогда даже самых дерзких мечтах, я подумать не мог, что буду «ставить» вечера-концерты в Большом драматическом театре имени Товстоногова, правда, уже в качестве священника. Сейчас я вспоминаю то время с улыбкой и удивлением. Как ни парадоксально, именно во время своей учебы на отделении режиссуры я сознательно обрел веру — пришел к Православию и стал посещать храмы и ездить по монастырям Москвы и Подмосковья. У меня была целая программа поездок по монастырям…
В течение года по воскресным дням мы с моим сокурсником Евгением Карапузовым объездили практически все обители, которые тогда стояли закрытыми и заброшенными: Николо-Пешношский монастырь, Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, Саввино-Сторожевский монастырь, Новый Иерусалим, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь и многие другие. Сегодня все эти обители восстановлены. Посещая их сегодня, глядя на их великолепие, я вспоминаю руины, которые видел сорок лет назад.
Тогда же я посетил и Псково-Печерский монастырь, увидел старца Иоанна Крестьянкина, который произвел на меня глубокое впечатление. Я открыл для себя Святую Русь, что стало для меня потрясением. Если меня спросить, кто меня привел к Богу, в Церковь, то я искренне отвечу: «Меня к Богу обратила Россия!» Молодым студентом я осознал, что живу в православной стране, принадлежу к православному народу. Я беззаветно полюбил Святую Русь, стал ее странником и гражданином. В моей душе возникло глубокое и непреодолимое желание служить Богу, Царю и Отечеству.
К тому моменту в институте уже выяснили, что я каждое воскресенье езжу по монастырям, посещаю храмы. Я не скрывал своей религиозности, открыто постился, чем приводил в ужас своих сокурсников. В конце концов меня вызвали на комсомольское собрание, где хотели меня припугнуть: «Вы знаете, что мы готовим работников идеологического фронта? Мы вас может отчислить из рядом комсомольцев». Это был конец 1970-х гг — разгар застоя. Не знаю, на что надеялись комсомольские функционеры, но прямо на собрании я написал заявление об уходе из комсомола и положил его на стол: «Если я не соответствую нормативам комсомола, то прошу вас отчислить меня из его рядов». Комсорги поняли, что перегнули палку, но было уже поздно. «Молодой человек, вы понимаете, что отчисление из комсомола означает ваше автоматическое отчисление из вуза». Из Пятигорска срочно вызвали мою маму, попытались надавить на меня, чтобы я забрал заявление: «Ваш сын совершает необратимую ошибку!»
Но у меня была уверенность в своей правоте и дерзость молодости и дар безрассудства. Мне хотелось пойти против системы, совершить поступок, который я воспринимал как исповедничество веры. Мне сказали в ректорате: «Вас исключат и выдадут «волчий билет», в Москве вы никуда больше не поступите».
Я решил, что теперь должен служить в Церкви и поехал в Московскую семинарию, чтобы узнать о возможности поступления. Но там мне не удалось ни с кем поговорить. Затем я отправился в Петербург, где в семинарии встретился с ныне уже покойным инспектором протоиереем Георгием Тельписом, который отнесся ко мне с большим участием. Но как только он узнал, что я отчисленный студент Московского института культуры, отвел меня под лестницу и сказал: «Вы знаете, что мы находимся под контролем и не можем принимать студентов из светских вузов. К сожалению, ничем не могу Вам помочь». Моя мечта, казалось, была навсегда перечеркнута.
Этот год учебы, как ни странно, в последующие годы моего священнического служения оказался весьма полезным, когда я занялся культурно-просветительской деятельностью.
Все же Вам удалось получить высшее образование, закончив факультет филологии. Почему Вы выбрали филологию?
Что мне оставалось делать? Я решил пойти на филфак. Мне казалось, что это наиболее близкий к семинарии курс наук. На филфаке изучают старославянский язык, славянскую филологию, древнегреческий язык. Я буду иметь возможность читать древние церковные тексты, летописи, Евангелие. Наших русских классиков я всегда воспринимал как носителей христианской идеи. А Достоевский был ее глубочайшим апостолом. К тому времени я очень увлекся Львом Толстым и Федором Михайловичем. В моей душе они долго боролись. Мне было очень жаль, что Лев Николаевич был отлучен от Церкви. Но потом Достоевский победил и стал для меня путеводной звездой.
Я закончил филологический факультет Кубанского государственного университета в Краснодаре. Моя дипломная работа была посвящена роману Достоевского «Братья Карамазовы».
Кстати сказать, наш выпуск филфака дал Церкви трех священников. Кроме меня это протоиерей Сергий Овчинников, духовник кубанского казачьего войска, и священник Игорь Нещерет, который несет свое служение в г.Болхове.
Вы учились в казачьем краю?
Екатеринодар (Краснодар) — столица кубанского казачества, он открыл для меня дух казачество. Я не имею казачьих корней, только крестьянские, но искренне люблю дух казачества с его удалью, размахом, благородством. И мне бывает обидно, что русское казачество часто пытаются дискредитировать, представляя нагаечниками, ряжеными «со щами в усах». Нет, казаки — это наши рыцари степей и гор, воины веры. Казачество — это особая система ценностей, которую замечательно раскрыл в своих трудах мой сокурсник по филфаку, идеолог кубанского казачества протоиерей Сергий Овчинников. В своих программных статьях и книгах отец Сергий показал казаков как хранителей и защитников Православия. Он открыл много интересных вещей, например, обычай у казаков во время чтения Евангелия на службах, вынимать на половину шашку из ножен. Шашка в этот момент представлялась мечом духовным. По прочтении Евангелия шашка вновь влагалась в ножны. Согласитесь, очень глубокое символическое действие.
На Кубани я узнал мир русского старообрядчества. Здесь на берегу Азовского моря до сих пор проживают потомки казаков-некрасовцев — староверов, которые еще в начале 17 века во главе с атаманом Игнатом Некрасом уехали в Турцию, спасаясь от преследований, где и прожили почти три века, сохранив при этом старые русские традции, язык и даже одежду. В 60-ые годы 20 века большая часть из них вернулась на Родину и поселилась в Ставропольском и Краснодарском краях.
Во время учебы на филфаке у нас несколько раз были диалектологические экспедиции к казакам-некрасовцам. Встречаясь с ними, я увидел живую Русь 17 века. Хутора на берегу Азовского моря и на Ставрополье потомков казаков-некрасавцев оказались осколками домосковской Руси. Когда они жили в Турции, самым страшным грехом для казачки было выйти замуж за турка-иноверца. Ее наказывали смертной казнью. Такой ценой была сохранена идентичность казаков-некрасовцев. Это были красивые, достойные, мощные русские люди, сохранившие старую веру, иконы, песни.
В силу традиции казаки-некрасовцы вели замкнутый образ жизни. С ними было трудно найти контакт. Но в силу того, что я был верующий, они допустили к себе.
Батюшка-старовер отец Петр благословил меня даже помогать на службе. Я читал на клиросе. Знакомство с казаками-некрасовцами — бесценный опыт. Еще в начале 1980-ых годов они ходили по воскресеньям в храм в национальной одежде. Многих тех людей уже нет в живых, а новое поколение адаптируется к условиям современной жизни.
После окончания вуза Вы работали школьным учителем и экскурсоводом…
После окончания университета необходимо было отработать три года по распределению. Как правило, посылали в дальние села, где нужно было решать кадровые проблемы. В это время требовался преподаватель русского языка и литературы «на зоне» т.н. химиков в Краснодаре. В советское время было обязательное среднее образование для всех граждан и государство давало его даже в тюрьме. Мне было интересно увидеть мир осужденных людей, познакомиться и пообщаться с ними. Я попросил направить меня преподавателем в тюремную зону. Преподавать литературу осужденным было непросто. На выполнение домашнего задания рассчитывать было бесполезно. У заключенных были свои интересы.
Бытует мнение, что заключенные зачитываются Достоевским. Так ли это?
У меня была большая свобода в формирования программы. Хотя в классе сидел конвоир, но но надо мной не висел контроль гороно, завуча или директора школы. Когда я в первый раз пришел в класс, у нас по программе был Максим Горький. «Слушай, и так жизнь горькая, расскажи что-нибудь интересное, про жизнь». Я подумал и решил почитать им вне всякой программы «Записки из мертвого дома» Достоевского. Буквально с первой страницы они слушали, затаив дыхание. Я им просто зачитывал и пересказывал страницы первой лагерной книги в нашей литературе. Это длилось несколько занятий.
В конце я спросил своих учеников о их впечатлениях, и услышал, что со времен Достоевского ничего не изменилось, вплоть до определенных словечек и тюремных традиций. Достоевский и здесь оказался весьма актуальным писателем. Также мы изучали и анализировали «Преступление и наказание».
Осужденные приходили на уроки после работы, поэтому моей задачей было им просто по-человечески помочь.
Два года в этой школе мне списали за три положенных, наверное, за вредность.
30 лет тому назад Вы перебрались в Ленинград…
Для меня это всегда был Санкт-Петербург…
После преподавательской деятельности в школе я около полугода работал экскурсоводом на Кавказе, возил экскурсии в Теберду и Домбай. Благодаря этому я хорошо знаю историю этих мест и сейчас мог бы провести экскурсию. Горы не любить невозможно. Единственное, чему не научился, кататься с гор на лыжах.
Потом в 1986 году я переехал в Санкт-Петербург, хотел поступить в аспирантуру Института русской литературы (Пушкинский Дом). Устроился ради жилья дворником, убирал Литейный. Но нужна была и профильная работа. Я подумал: где бы я хотел работать? Ну, конечно, в музее Достоевского — в доме моего любимого писателя. Как-то проходя мимо музея, я решил узнать: не нужен ли сотрудник?
Директор музея Белла Нуриевна Рыбалко была удивлена посетителю с улицы. В этой яркой женщине сочетались кавказские корни с характером генеральши. «Вы знаете, — ответила она, — из нашего музея увольняются только на тот свет, поэтому у нас свободных мест нет». Но внимательно осмотрев меня, увидев мою бороду и длинные волосы, она спросила: «Вы что — в Бога веруете?». Я понимал, что мой положительный ответ мог повлиять на прием на работу. Я ответил как у Достоевского: «Верую». «А я вот коммунистка», — парировала Белла Нуриевна. Наступила минуты тишины. «Но именно поэтому я вас возьму на работу. Вы на меня не будете доносы писать?» — спросила она еще раз, — есть тут у меня один сотрудник, пишет на меня доносы. Мне нужен сотрудник, который не будет скандалить. Верующие же не пишут доносы? Давайте ваш телефон, я вам позвоню», — пообещала директор музея. Во время всего нашего разговора с ней в углу кабинета сидел человек, который я не сразу заметил и который так и не проронил ни слова. Как позже выяснилось, это был правнук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский. Потом он мне сам напомнил о том, как я исповедовал Бога и за это был принят на работу в музей. «Откуда вы знаете?» — удивился я. «А я был в этот момент в кабинете…»
Но тогда прошел месяц ,я так и не дождался звонка. В день рождения Федора Михайловича я пришел на традиционную конференцию в музее Достоевского — Достоевские чтения. Сижу в зале, слушаю доклады, в президиуме — Белла Нуриевна. И вдруг, заметив меня, она между докладами делает жест в мою сторону: «Почему Вы не звоните? У нас появилась вакансия. Не хотите у нас работать?» Я не верил своим ушам. «Пишите заявление о приеме на работу». Я написал заявление о приеме в музей Достоевского 11 ноября 1987 года — в день рождения Федора Михайловича. И вот уже больше 20-ти лет работаю в музее, сейчас на полставки.
В следующем году широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси. С этого момента произошло, по меткому выражению Святейшего Патриарха Кирилла, второе Крещение Руси. В то время в Санкт-Петербурге музей Достоевского был одним из очагов православного возрождения. В музее проводилось огромное количество мероприятий, которые организовывали, в том числе и Вы. Будучи отроком, мне посчастливилось бывать на этих мероприятиях.
Некоторыми православными христианами конец 80-ых — начало 90-ых годов вспоминается с ностальгией, как время пассионарных людей, горящих верой. Тогда популярно было общество святителя Игнатия (Брянчанинова), тщательно конспектировались лекции отца Владимира Цветкова, большой интерес вызывали публичные выступления митрополита Иоанна (Снычева).
Нередко можно услышать мнение, что времена изменились и горячую веру сменила теплохладность.
Празднование тысячелетия Крещения Руси сыграло ключевую роль в возрождении Православия на Святой Руси. Неслучайно, тысячелетний юбилей называют вторым Крещением Руси.
Могу сказать без преувеличения, что в духовном возрождении Санкт-Петербурга Музей Достоевского сыграл одну из важнейших ролей как неформальная площадка, где могли встречаться православные люди. Само имя великого писателя уже обращает сердца к Богу. Через свой музей Фёдор Михайлович стал просветителем и проповедником Христа. Начиная с 1988 года в музее были проведены десятки православных выставок, вечером, встреч с духовенством. Мы приглашали в гости архимандрита Иннокентия Просвирнина, протоиерея Владимира Цветкова, и других.
В то время в Музее Достоевского собрался замечательный коллектив. Беллу Рыбалко сменила Наталья Туймебаевна Ашимбаева, которая и по сей день является директором музея. Сотрудники Музея Наталья Чернова, Вера Бирон, Мария Брусовани всей душой были открыты к Богу.
Серия православных выставок и мероприятий в музее началась с выставки пасхальных яиц. Я узнал, что протоиерей Борис Глебов собрал уникальную коллекцию пасхальных яйца и предложил ему сделать выставку. В результате в Музее была впервые представлена коллекция фарфоровых яиц, в том числе работы Фаберже. Выставка открыла серию выставок и мероприятий. Тогда к православию был повышенный интерес. На открытие приезжало телевидение, популярный тогда журналист Невзоров снимал в Музее репортажи. На эти выставки стояли очереди.
Затем я проводил выставку современной иконы — работы священника Георгия Иващенко. Мы осознали, что иконы не только — история, не только Андрей Рублев и Феофан Грек, но традиция жива и сегодня. К сожалению, отец Георгий уже преставился. Царствие ему Небесное.
Чуть ли не каждую неделю в Музее проходили духовные вечера.
На одном из них родилось известное ныне Общество святителя Игнатия (Брянчанинова). Тогда из Казахстана приехал батюшка — отец Владимир Цветков я организовал цикл его бесед, после которого его слушатели объединились в общество свт. Игнатия. Зал музея не большой, поэтому со временем лекции общества перенесли в аудиторию медвуза. Общество существует до сих пор. А отец Владимир Цветков — ныне уже седовласый старец — приезжает из нижегородской глубинки.
Теперь всех выставок и мероприятий не упомнишь. В музее впервые выставляла свои работы теперь известный фотограф Людмила Иванова, многие художники христианского направления.
Также в нашем музее я проводил выставку ныне покойного византолога Гелиан Михайлович Прохоров представлял свою живопись. Это великий ученый, переводчик, исследователь исихазма. Он оставил интересное живописное наследие.
Была даже какая-то эйфория, вдохновение и окрыленность…
Это было время веры и надежды. Мы верили в возрождение России, мы надеялись на ее скорое преображение после эпохи безбожия. Тогда был популярна фраза из фильма «Покаяние»: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?». Казалось, нужно совсем немного, — и Россия возродится. Конечно, тогда мы не могли представить, что страна вскоре развалится, что наступят трудные времена, что спустя два десятилетия атмосфера в обществе поменяется и открытие храма, которое тогда воспринималось как великое событие и победа, будет вызывать 2010-е годы сопротивление и непонимание общества. Можно ли было тогда представить, что в храме девицы могут устроить «песни и пляски», что люди будут выходить на митинги с плакатами «Стоп храм!»?! Ныне многое перевернулось. Сегодня наблюдается очень охлаждение к вере и Церкви.
Причем одновременно с охлаждением происходит профанация Православия. Храмы наполнились «захожанами», по сути случайными людьми, которые примкнули к Церкви, кажется, только потому, что стало модным быть православным человеком.
В этом свете характерна судьба журналиста Невзорова — в то время он воспринимался как знамя возрождения, был патриотом, отстаивавшим церковные позиции, защищавшим возрождение храмов, а теперь стал ярым богоборцем и богохульником. К сожалению, нет глубокого анализа, почему так произошло. У нас присутствует внутренняя самоуспокоенность, мы слишком автоматически воспринимаем слова Христа о том, что «врата ада не одолеют Церковь». В конкретных ситуациях могут быть поражения и отторжения от церковной ограды. Если мы не разберемся, что же не так пошло, опять наступим на старые грабли.
Почему Вы решили принять священный сан?
Еще будучи студентом, я мечтал стать священником, но затем эта, казалось, была зачеркнута или отложена надолго. Внутреннее желание стать пастырем во мне никогда не пропадало. Работая в тюремной школе, экскурсоводом в горах и музее Достоевского, я сознавал, что для меня это не просто работа, а служение Богу, Церкви, России.
Когда началась перестройка, мы в Музее Достоевского создали православную общину, которая поставила цель вернуть храм Владимирской иконы Божией Матери, стоящий рядом с Музеем — приходской храм Федора Михайловича. На тот момент в 1988 году в Петербурге еще не было ни одного прецедента открытия храма. Для открытия храма мы решили сформировать общину на базе музея Достоевского. Ее членами стали сотрудники музея. Именно благодаря Музею в Петербурге Церкви был возвращен первый храм. Об этом не многие знают и помнят, а ведь — явление знаковое.
Это теперь легко открыть храм, но тогда, в 1988 году, ситуация была иной — было вообще не ясно, куда страна движется, что будет завтра? Мы решили усилить общину высокими именами — обратились к Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Дело в том, что его дед жил напротив Владимирского храма и был в нем старостой. И чуть ли не его дед устроил бесплатные похороны великого писателя. Дмитрий Сергеевич дал нам свое согласие: «Я с удовольствием, я почту своим долгом войти в общину». Потом я узнал, что рядом с музеем живет Лев Николаевич Гумилев. Он принял нас у себя дома и сказал, что ради храма готов на всё. Если нужно быть в общине — он будет, если нужно куда-то пойти — он пойдет, если что-то написать и подписать — напишет и подпишет. Действительно, он с нами много походил — мы были на приеме у тогдашнего главы города Большакова в Ленсовете. Нас принимала его помощница Валентина Ивановна Матвиенко.
И с ним же в первый раз переступили порог Владимирского храма, в котором тогда располагался вычислительный центр военного ведомства, увидели зашитый в фанеру иконостас. Слава Богу, лепнина и иконостас сохранились. К сожалению, запретили фотографировать, поэтому мы остались без исторических кадров. У нас сложились теплые дружеские отношения со Львом Николаевичем.
Потом мы организовали пикет со сбором подписей в поддержку передачи храма Церкви. В этом деле нам помогали молодые активисты, в частности, депутат Сергей Ковалев. Нам удалось собрать тысячи подписей, которые у меня до сих пор хранятся. Борьба за храм длилась почти целый год — немногие верили, что нам удастся вернуть собор Церкви. Как ни странно, в ноябре 1989 года нас вызывают и сообщают, что передадут нам храм, но с условием, что передадут его именно епархии, а не общине. Поэтому собор Владимирской иконы Божией Матери имеет особый статус митрополичьего храма, т.е. его настоятелем является правящий архиерей. С одной стороны, нам пошли навстречу, а с другой, — задвинули, дали понять, что мы были слишком активными борцами. Мы не стали создавать лишних проблем, главное, что храм возвращен Церкви. На входной лестнице храма храма висит стенд с фотографиями участниками той первой общины.
Почти 20 лет Вы возглавляли храм Иоанна Богослова (Леушинское подворье). Благодаря Вам запущен процесс по общецерковному прославлению игуменьи Таисии.
Леушинское подворье для меня началось с Кронштадта, С Мемориальной Квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1995 году началась работа по возвращению и возрождению квартиры дорогого батюшки. Я погрузился в материалы отца Иоанна, его жизни и тогда узнал, что его ближайшей духовной дочерью была игуменья Таисия, а Леушинский монастырь был его духовным детищем. У меня было большое желание побывать и посетить эту обитель, но потом я узнал о его судьбе — он был затоплен. Монастырь мне представился русским градом Китежем под водой.
В 1999 году инициативная группа под руководством Александра Шалавина совершила поездку на Рыбинское водохранилище, а по пути они заехали в Сомино. Дальше мы поехали вместе. Я совершил на затопленном острове первую панихиду. Тогда я открыл для себя затопленное детище отца Иоанна. Как раз в том году вода опустилась и впервые за несколько десятилетий руины монастыря выступили из-под воды. Был установлен крест на берегу водохранилища. Наша поездка, молитва и панихида стали точкой отсчета — первым Леушинским стоянием.
В тот же год, после первой поездки, я был назначен настоятелем храма исторического подворья Леушинского монастыря в Петербурге на улице Некрасова. Кстати, тогдашний митрополит Владимир подписал указ о моем назначении 11 ноября 1999 года — в день рождения Достоевского.
Меня не оставляет Федор Михайлович. Я как-то высказывался на эту тему, что Достоевский имеет молитвенное дерзновение — он не просто великий, но благодатный писатель. Я молюсь о нем и ему, почитая его как непрославленного святого. Верю, что когда-нибудь Фёдора Михайловича прославят в лике святых.
В 2000 году мы уже приехали туда как представители действующего храма Леушинского подворья. А затем почти каждый год совершали паломничество в затопленный монастырь и проводили Леушинские стояния. В 2005 году на это место приехало уже 2 тысячи человек. Затем начались радости и скорби, но в итоге там был возведен храм и учрежден два года тому назад Ново-Леушинский монастырь. Мы начали с нуля, а закончилось основанием женского монастыря на берегу водохранилища.
Став настоятелем храма Леушинского подворья, я еще глубже открыл для себя удивительное явление — Леушино. И был весьма удивлен, что о нем мало знают. На протяжении 17 лет наше приходское издательство издало почти все сочинения игуменьи Таисии, мы проводили просветительские вечера, выставки, концерты по городам, связанным с матушкой — Петербург, Боровичи, Рыбинск, Череповец. Но самое главное, игуменья Таисия — не просто великая подвижница, а святая. Процесс ее прославления начался давно — мы перелопатили все архивы, провели множество конференций. Став заместителем председателя комиссии Тихвинской епархии по канонизации, я включил в повестку дня вопрос о ее практической канонизации.
Мы подали соответствующие материалы и процесс канонизации сделали предметом обсуждения, выступили с инициативой объединить деятельность комиссий по канонизации пяти епархий, связанных с игуменьи Таисией. В конце 2016 года на Леушинском подворье был проведен общий съезд комиссий. К сожалению, процесс канонизации матушки приостановлен в связи с моим увольнением. Поэтому сейчас канонизацией занимается только Череповецкая епархия. А я уже не являюсь членом комиссии Тихвинской епархии по канонизации.
Благодаря одной только канонизации игуменьи Таисии Ваше имя уже вошло в историю русского Православия. Православные христиане твердо верят, что ее общецерковное прославление — лишь вопрос времени.
Наша беседа подходит к концу. С какими чувствами и мыслями Вы встречаете свое 60-летие?
Я убежденный нелюбитель юбилеев. В свой день рождения не собираюсь сидеть за праздничным столом, принимать букеты цветов и слушать многолетия. Для меня день рождения — это день молитвы. Я уже взял у правящего архиререя благословение на полторы недели в отпуск. Хочу совершить поездку в Екатеринбург, помолиться на Царской Голгофе в год 100-летия мученичества Царской семьи.
Буду молиться за свои храмы и приходы, близких людей, духовных чад и сестер.
С Божьей помощью удалось благоукрасить и восстановить в историческом виде храм мой первый храм — в с.Сомино; возродить Леушинское подворье, создать Мемориальный Музей в Квартире святого праведного Иоанна Кронштадтского, построить и освятить два новых храма — св.Иоанна Кронштадтскогои в пос.Подборовье и Божией Матери Невской Скоропослушницы в пос.Заборье, спасти от разрушения еще два старинных — в дальних уголках нашей митрополии — Тихвинской Божией Матери в пос.Поток и Федоровской Богоматери в д.Лидь.
Но 60-летний юбилей — не время подводить итоги. Я не собираюсь уходить на покой. У меня ощущение, что всё впереди, все только начинается…
Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество