Сибирское
Казачество
06 января 2019 Просмотров: 976 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Ученые рассказали о старинных новогодних обрядах донских казаков

Ученые рассказали о старинных новогодних обрядах донских казаков

Ученые рассказали о старинных новогодних обрядах донских казаков

Казаки Области Войска Донского соблюдали в новогодние праздники множество обычаев, чтобы обеспечить себе счастье и благополучие в будущем году. Например, они сажали девочек квохтать на подушку, чтобы в доме был достаток птицы и яиц или ходили колядовать целыми ватагами, выпрашивая подарки у хозяев, рассказала РИА Новости старший научный сотрудник Южного научного центра РАН Татьяна Власкина.Изучение «Народного календаря» казаков проводилось этнолингвистами на территории бывшей Области Войска Донского в течение многих лет.

Значение обрядов

По словам Власкиной, в древности зимние Святки имели особое значение. Речь идет о времени от Рождества до Крещения, включавшего и Васильев день, на который с 1699 года был официально «назначен» русский Новый год. «Это был период умирания старого года, наступление хаоса, а затем — возрождения мира для нового годового цикла, его очередное упорядочивание и перераспределение общинной доли всех благ. Подобные представления были не чужды и донским казакам», — рассказала собеседница агентства.

Она пояснила, что обычаи и обряды зимнего календаря были объединены двумя смыслами – разрушение старого и создание нового. «Для наших мест и так называемого титульного населения, то есть донских казаков и их потомков, подобное сакральное отношение к зимним ритуалам продлилось вплоть до второй половины 19 века», — сказала она.

Позже обряды стали развлекательными, хотя отдельные старожилы в хуторах и станицах помнят их традиционное значение.

Доля счастья

К важным святочным ритуалам относилось приготовление и раздача кутьи – каши из толченых зерен пшеницы, смешанных с сытой (мед, разведенный водой) или узваром (напиток из сухофруктов). «Сегодня кутья больше известна как поминальное блюдо, но многие пожилые и верующие люди помнят, что ее также подавали на ужин в рождественский сочельник», — отметила Власкина.

Такая трапеза, по ее словам, символизировала перераспределение доли между предками и потомками – живыми и мертвыми. «От синонима, не слишком часто сейчас употребляемого слова «доля» – часть, происходит всем известное слово счастье: вот и получается, что поедая кутью, казаки получали свою долю, свое счастье», — пояснила собеседница агентства.

Святочные обходы

Другой пример новогодних обычаев — праздничные обходы домов, которые совершались по нескольку раз за Святки целыми ватагами. Это могли быть дети или взрослые, которые наряжались и исполняли обрядовые песенки, молитвы в обмен на подарки и угощения.

Они из обходов были приурочены только к Рождеству, и их участники изображали евангельских героев, оповещающих мир о рождении Христа, что соотносится с идеей рождения нового мира. Другие – продолжались до Крещенского сочельника, обходчики надевали различные маски и, представляя пришельцев из иного мира, пели хозяевам пожелания, выпрашивая продукты. Они же могли устраивать «бесчинства», например, снять ворота с петель или затащить телегу на крышу сарая.

«Святочные обходы домов тоже связаны с идеей перераспределения доли: в обмен на подношения необыкновенные посетители наделяют хозяев счастьем», — пояснила Власкина.

Кадетский казачий корпус имени атамана Матвея Платова
«Наши деды – славные победы»: как воспитывают потомственных казаков
Джигитовка, рубка шашкой и лозоплетение… Елена Косова побывала в Белокалитвинском кадетском корпусе, где растят самых настоящих донских казаков.

На коня, на кобылу, на сивую гриву…

«Любопытно, что по редким и наиболее старинным сведениям в донских станицах самыми активными участниками зимних обходных обрядов были взрослые казаки», — рассказала она.

Так, в конце 19 века в донских областных ведомостях сообщалось, что в станице Раздорской на реке Медведице дома на Новый год обходят отарщики — смотрители конских табунов. В числе прочих действий, они говорили: «На коня, на кобылу, на сивую гриву, на пушистый хвост, на стопу блинов, на бутылку водки, на меру пшеницы, на букатку мяса, на рубль денег…».

«Это, по всей видимости, должно было принести хозяевам счастье в виде плодовитости и благополучия лошадей», — пояснила она.

Птицеводческое счастье

Власкина отметила, что одни символические действия в новогодние праздники должны были обеспечить счастье в «концептуальном плане», то есть в целом, другие – в какой-то конкретной сфере жизни торговле, рыбной ловле или животноводстве, как например, в случае с плодовитостью лошадей.

«Или еще один пример — сажание девочек на подушку с пером, лежащую на пороге, должно было наделить семью, своего рода, «птицеводческим счастьем»: яйценоскими курами или утками, гусынями – в зависимости от происхождения пера в подушке», — рассказала она.

Для этого детей еще и заставляли квохтать или гоготать по-птичьему. Порог дома в этом ритуале выполнял роль границы между мирами. И именно усопшие предки должны были помочь потомкам обрести желаемое.

Ход времени

С течением времени, многие святочные ритуалы стали восприниматься менее серьезно. По мнению Власкиной, немалую роль в этом играла церковь, считавшая многие народные обычаи вредными суевериями. К таким, например, относятся святочные гадания, направленные не на получение своей доли счастья, а на узнавание судьбы.

«В советское время ни о каких ритуальных действиях речь идти не могла. Народные традиции доживали свой век в виде старушечьих причуд и полузапретной игровой магии, особенно популярной у молодежи. Это касается и идеи получения доли», — сказала собеседница.

В советское время понятие судьба, доля рассматривались обычно в героическом ключе, а одно время (в 20-30-е годы) и вовсе считались мещанскими. «Сегодня народные обычаи, имевшие некогда ритуальное значение, перешли в категорию развлечений, вместе с более «молодыми» обычаями, к которым относятся украшение елок, салат «Оливье» и многое другое, они создают неповторимую атмосферу всеми любимого праздника», — заключила она.

———————-

В Ессентуках детей порадовал казачий Дед Мороз

В Ессентуках детей порадовал казачий Дед Мороз

Для маленьких жителей города-курорта организовали новогодний утренник с казачьим «уклоном».

Ключевым действующими лицом торжества стал колоритный Дед Мороз – казак, которого мастерски сыграл Дмитрий Кузьменко. Бородатый волшебник обратился к ребятам с традиционным зычным приветствием: «Здорово дневали!», а затем с пристрастием расспрашивал участников праздника о любимых играх, успехах в учебе и поведении в течение прошедшего 2018 года.

Остальных персонажей постановки также сыграли казаки. Они же разработали и сам сценарий, готовили костюмы и подарки. В целом Ессентукское городское казачье общество поздравило 172 ребенка, в том числе 70 подарков были предоставлены Ставропольским окружным казачьим обществом ТВКО.

Примечательно, что поздравить ребят с Новым годом пришел и самый пожилой казак Валентин Коренюгин, ветеран Великой Отечественной войны и участник возрождения казачества на Северном Кавказе. 94-летний дедушка находит силы посещать почти все молодежные и детские мероприятия общины и всегда становится уважаемым гостем таких акций.

———————-

Казаки Аксайского юрта организуют митинг против присоединения Аксая к Ростову

Казаки Аксайского юрта организуют митинг против присоединения Аксая к Ростову

По мнению жителей Аксая, присоединение их города к Ростову приведет к массе негативных изменений в повседневной жизни аксайчан. Казачье сообщество инициировало проведение митинга. Об этом 5 января сообщает информационный портал Don day.ru.

-Мы, казаки, с недоумением узнали из СМИ о том, что обсуждается присоединение Аксайского района к Ростову. Мы считаем, что этого допустить ни в коем случае нельзя,- цитирует портал организаторов митинга

Предполагается, что для пожелавших приехать на митинг жителей Аксайского района, будут организованы специальные автобусы. Митинг запланирован на 8 января у здания районной администрации.

Правда, портал ничего не сообщает о том, согласовано ли проведение мероприятия в законном порядке.

———————-

3500 дружинников и 1450 казаков помогают полиции обеспечивать безопасность на Ставрополье

3500 дружинников и 1450 казаков помогают полиции обеспечивать безопасность на Ставрополье

Губернатор Владимир Владимиров в декабре 2018 года поручил силовикам обеспечить безопасное проведение праздников на Ставрополье. Зампред правительства региона Юрий Скворцов рассказал об исполнении этого поручения.План мероприятий охватывает период с 30 декабря 2018 года по 13 января 2019 года. Соответствующие задачи были озвучены губернатором на координационном совете с главами силовых ведомств края, а также в рамках антитеррористической комиссии.

Как пишет информационное агентство «Победа26» со ссылкой на Юрия Скворцова, часть поставленных задач уже выполнена, теперь необходимо отработать рождественские праздники.

Полиция дополнительно привлекла более 3,5 тысячи человек из народно-добровольных дружин и 1450 казаков. Безопасность в храмах обеспечат сотрудники частных охранных предприятий.

Ранее сообщалось, что за порядком на дорогах Пятигорска с 24 декабря 2018 года по 6 января 2019 года проследят сотрудники Госавтоинспекции.

———————-

6 января православная церковь чтит Преподобномученицу Евгению

6 января православная церковь чтит Преподобномученицу Евгению

Преподобномученица Евгения пострадала в III в. при императоре Галлиене. Вместе с ней пострадали Прот, Иакинф и Клавдия. Евгения была дочь египетского правителя Филиппа и жены его Клавдии, отличалась красотой и; получила блестящее образование. Многие знатные лица искали ее руки, но она не хотела выходить замуж. Случайно прочитав книгу Деяний Апостолов, она стала в душе христианкой, но таилась от родителей. Однажды, совершая прогулку в сопровождении евнухов Прота и Иакинфа, святая научила их христианской вере и убедила поступить в монастырь. Сама она остригла волосы, надела мужскую одежду, крестилась и вместе с евнухами поступила в мужской монастырь под именем Евгения. Родители долго искали дочь, но не нашли. Евгения предалась иноческим подвигам. Случилось, что через 3 года ее жизни в монастыре умер настоятель, и братья просили ее занять настоятельское место. Что было делать Евгении? Она предложила братии принести Евангелие и, раскрыв, прочитать, что откроется. Евангелие открылось на словах: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам рабом» (Мф. 20:26). И Евгения, увидев в этих словах Божие повеление, приняла игуменство и трудилась для всей братии. Господь удостоил ее дара чудотворения. Но вскоре случилось со св. Евгенией тяжкое испытание. Исцеленная ею знатная женщина Меланфия полюбила ее как мужчину и соблазняла к плотскому сожитию. Когда же Евгения начала отвращать Меланфию от греха, то она оклеветала Евгению, будто бы она соблазнила ее. Правитель приказал заключить в темницу Евгению со всеми иноками монастыря и многими христианами. Назначен был суд над всеми узниками и даже казнь им. Собралось множество зрителей. Чтобы оправдать не столько себя, сколько в своем лице иноков и христиан, Евгения объявила, что она женщина и дочь правителя. Правитель тотчас же узнал в ней свою дочь. Какова же была радость для правителя, его жены и детей, когда нашлась Евгения, которую они так долго искали! Тогда все иноки и христиане были освобождены, и для христиан в Александрии настали мир и благоденствие. Но скоро донесено было императору, что Филипп покровительствует христианам, и его убили. После смерти отца Евгения собрала вокруг себя девушек и с ними проводила благочестивую жизнь, а мать ее устроила странноприимный дом, где служила больным и странникам. Евгения, Прот и Иакинф обратили ко Христу многих, в том числе знатную римлянку Василлу. Когда же император Галлиен воздвиг гонение на христиан, то предал всех их смерти. Мощи святых мучеников почивают в Риме.

———————-

Сборная России вышла в полуфинал молодежного ЧМ по хоккею

Сборная России вышла в полуфинал молодежного ЧМ по хоккею

Хоккеисты молодежной сборной России одержали крупную победу над сверстниками из команды Словакии в матче 1/4 финала чемпионата мира среди игроков не старше 20 лет.

Результат встречи, прошедшей в ночь на четверг по московскому времени в Ванкувере, — 8:3 (4:0, 3:0, 1:3) в пользу россиян. В их составе голы провели Григорий Денисенко, Степан Старков, Александр Алексеев, Никита Шашков, Клим Костин (дважды), Кирилл Слепец, Илья Морозов. В составе Словакии отличились Мартин Фегервары, Милош Роман и Михал Иван.

В полуфинале сборная России сыграет с командой США, в другом матче 1/2 финала встретятся команды Финляндии и Швейцарии. Ранее в четвертьфинале сборная США победила Чехию (3:1), Финляндия взяла верх над Канадой (2:1, вырвав победу в овертайме), а Швейцария нанесла поражение Швеции (3:1).

Полуфиналы запланированы на субботу.

На чемпионате мира в Канаде россияне финишировали на первом месте в группе А, выиграв все четыре матча.

———————-

Сборная России завоевала бронзу молодежного ЧМ по хоккею

Сборная России завоевала бронзу молодежного ЧМ по хоккею

Хоккеисты молодежной сборной России стали обладателями бронзы чемпионата мира среди игроков не старше 20 лет.

В матче («Интерфакс» вел его текстовую трансляцию) за третье место, прошедшем в Ванкувере в ночь на воскресенье по московскому времени, россияне со счетом 5:2 (2:0, 1:2, 2:0) победили сверстников из сборной Швейцарии.

———————-

Гуманитарная литературная помощь для библиотеки станицы Кабардинской Апшеронского района.

Осенью 2018 года казаки и казачки Кубанского казачьего центра «Баско» и казачьей общины г.Геленджика участвовали в ликвидации последствий ЧС в Апшеронском и Туапсинском районах Краснодарского края.

После ликвидации организовали сбор гуманитарной литературной помощи для сельской библиотеки станицы Кабардинской Апшеронского района, которая была полностью затоплена в результате стихийного бедствия.

На призыв казаков по сбору литературы предусмотренной школьной программой и научной литературы откликнулось много людей из г.Геленджика и г.Новороссийска. Неравнодушные жители привозили книги из своих семейных, частных библиотек в пункт сбора по адресу: г.Геленджик, мкр. «Северный», д.12, Кубанский казачий центр «Баско».

24 декабря 2018 года первая машина с гуманитарной литературной помощью поехала в ст.Кабардинскую, где её встретили казаки, атаман станицы и директор библиотеки.

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, КАИЦ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.