Сибирское
Казачество
01 мая 2018 Просмотров: 107 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Сибирское казачество в новостях : 1 мая 2018 год

Три месяца бийчане изучали ценности русских традиций

Три месяца бийчане изучали ценности русских традиций

 

В Бийске в течение трех месяцев работал проект «Азбучные истины». Проект реализован Музеем русского алфавита и истории письменности «Слово» (г. Белокуриха) с использованием гранта Президента Российской Федерации. В четырех павильонах торгового центра «Модный» размещались экспозиции проекта.

На первой площадке  посетителям предлагалось изготовить обереговые куклы, заняться ручной лепкой из глины, резьбой по дереву, обучали вязанию и ткачеству. На второй площадке раскрывали рисуночный способ передачи информации. В качестве примера демонстрировалась выставка древних наскальных рисунков-петроглифов, выполненных по технологии эстампажа – документального метода копирования.

На третьей выставочной площадке проводили мастер-классы по каллиграфии, печати первой страницы букваря на аналоге станка первопечатника Ивана Федорова, по созданию семейной азбуки, написанию имени на языках народов мира гусиным пером.

Четвертая площадка была посвящена различным носителям информации. Здесь раскрывалось такое понятие, как народная память. В качестве примера приводилась культура казачества. В истории России существовало сословие, благодаря которому, прирастала новыми землями Россия, развивались экономика, язык, культура. Это сословие – казачество. Казачьи обычаи, традиции, обряды, песни, костюмы, танцы отражают в себе и несут информацию по истории России, рубежи которой защищали казаки.

Посетить мероприятия любой желающий мог бесплатно. В церемонии торжественного закрытия мероприятия  приняли участие казачьи атаманы Алтайского края под руководством Александра Ерохина. Концерт явился настоящим подарком для посетителей выставки. Выступления поэтов, вокальных и казачьих коллективов из Барнаула («Русь»), Бийска («Хуторок»), Белокурихи («Слово») никого не оставили равнодушными. Особую теплоту и уважение вызвали работы участников проекта «Я выбираю жизнь» (Алтайская краевая общественная организация «Вместе против рака»), выступления творческих коллективов «Ника» и «Задоринка», общественных  организаций инвалидов «Содружество» и «Содействие» г. Бийска. Участников конкурса «Буква моего рода» и многочисленных партнеров проекта наградили дипломами.

– Наша команда приняла участие в работе научной конференции «Сибирь, Россия, Мир в исследовательском и образовательном пространстве» в Новосибирске, – рассказывает директор Музея русского алфавита и истории письменности «Слово» Андрей Покидаев. – Вместе с  руководителями площадок выставки Людмилой Бондаревой и Еленой  Назаренко мы  показали презентацию проекта «Азбучные истины». Сердечно благодарим всех, кто вложил частицу своей души, принимая участие в реализации проекта.

 

Нина Черниковская

———————-

Казаки Омского ОКО СВКО и казачьи кадеты КШИ №9 приняли участие в Дне памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

Казаки Омского ОКО СВКО и казачьи кадеты КШИ №9 приняли участие в Дне памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

26 апреля 2018 года отмечается трагическая дата – 32-я годовщина со дня самой страшной техногенной катастрофы в истории – аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Ровно 32 года назад произошла крупнейшая техногенная катастрофа в мире – авария на Чернобыльской атомной электростанции.

В Омской области работает Омская региональная общественная организация инвалидов «Союз Чернобыля», которая объединяет переселенцев из Чернобыля и спасателей, которые участвовали в ликвидации катастрофы.

Традиционно в Парке Победы у мемориального знака «Ангел Хранитель» собрались участники ликвидации последствий катастрофы, родственники тех, кто умер от лучевой болезни, представители власти, общественности, молодежь, казаки Омского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества и казачьи кадеты КШИ №9 города Омска.

Памятная церемония началась с Крестного хода от Часовни Александра Невского к памятному знаку «Ангел Хранитель».

Войсковым священником Сибирского казачьего войска, настоятелем Свято-Никольского казачьего храма протоиереем Игорем Скобеевым была проведена поминальная панихида.

Затем состоялся траурный митинг, были возложены цветы и венки к мемориалу.
Казачьи кадеты несли торжественную Вахту памяти и возложили гирлянды к памятному знаку.

Члены Омского ОКО СВКО также почтили память погибших в радиационных авариях и катастрофах, отдав дань уважения тем, кто в едином с ними строю продолжает трудиться и воспитывать подрастающее поколение, показывая и доказывая своим примером, что даже жуткий атом не может помешать их активному восприятию жизни.

От имени главы региона к участникам ликвидации аварии, родственникам ушедших из жизни «чернобыльцев» со словами поддержки обратился начальник Главного управления региональной безопасности Омской области Г.Н. Привалов, который подчеркнул, что страна всегда будет помнить и гордиться подвигом тех, кто рискуя собственной жизнью и здоровьем, спасал мир от ядерного опустошения.

«Здесь сегодня собрались ветераны-ликвидаторы, их родственники. Низкий поклон уважения всем вам за то, что вы пережили. События тех лет оставили неизгладимый след на ваших судьбах и жизнях. Вечная память тем, кого нет сегодня. Спасибо вам за то, что вы сделали для будущих поколений».


Тысячи сибиряков добровольно, по зову сердца, откликнулись на беду, проявив при этом героизм и мужество. Среди них наши земляки. От Омской области в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС участвовали более полутора тысяч человек. Омичи занимались дезактивацией станции, прилегающих территорий, возводили «саркофаг», чтобы разрушенный реактор перестал быть источником радиоактивного загрязнения окружающей среды. А позже, строили жильё, возводили школы, больницы, дошкольные учреждения и другие объекты.

«Кто-то работал в Рыжем лесу в Чернобыле, кто-то на крыше третьего энергоблока, кто-то занимался дезактивацией территории у реки Припять. Сибиряки работали практически на всех объектах», – рассказал участник тех событий, председатель Омской региональной общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» С.М. Андреев.

706 омичей – участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС – награждены государственными наградами: Орденом Красной звезды, Орденом Мужества, Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Медалью «За отвагу», «За спасение погибавших».

Среди членов Омского ОКО СВКО выделяется своей активной жизненной позицией, неутомимостью, энергией, широтой русской души и трудолюбием атаман Омского районного казачьего общества Н.В. Бобровицкий, один из  участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, который всегда рядом со своими братьями-казаками и всегда надежно подставляет свое плечо.
Омские казаки высоко ценят настоящего казака, гражданина и патриота Н.В. Бобровицкого и в его лице всех тех, кто ценой собственной жизни и здоровья устранял последствия техногенных катастроф минувшего века. Пожелаем  атаману Омского РКО и всем его однополчанам  крепкого сибирского здоровья, несгибаемой  жизненной позиции, тепла, уюта и благополучия  в жизни. Да хранит Вас Бог в здравии и благоденствии!

Мы всегда будем в неоплатном долгу перед участниками радиационных аварий и техногенных катастроф, ведь благодаря их мужеству и самопожертвованию спасено множество жизней, сохранен мир на нашей планете и, несмотря ни на что, продолжается Жизнь.

———————-

Есть в Чебаркульском районе старинное казачье село Травники, ведущее свою историю с 1768 года. Неслучайно здесь расположен музей «Казачья изба» — единственный в области и один из немногих в России. О том, как создавался музей и какие редкие экспонаты в нем имеются, — наше интервью с директором Натальей Завьяловой.

 

— Наталья Александровна, с какого времени ведет отсчет музей «Казачья изба»?

— Наш музей начал создаваться в 2001 году, когда я пришла работать директором Центра народного творчества. У меня казачьи корни, и село Травники стало для меня идеалом казачьей культуры. Старожилы рассказывали мне бесценные местные предания. То, что я узнала о травниковской станице — это только благодаря им — людям, которых уже нет среди нас. Одна из таких историй связана с травниковским кладбищем: старожилы знали, где находятся могилы казаков. За много лет эти захоронения покрылись толстым слоем земли, и никаких примет, что это могилы, не было. Однако, по своим детским воспоминаниям старики смогли найти и показать каменные надгробия, на которых и сегодня можно прочесть фамилии и даты. Таких казачьих захоронений конца 19 века — одиннадцать. Еще один факт истории: наши травниковские казаки ходили служить в троицкие лагеря. Раньше я не понимала, почему у нас такой интерес к Троицку, к казакам. Мы, клубные работники, встречаемся на мероприятиях, поем одни и те же песни. Оказывается, чебаркульские казаки в 18 лет уходили на четыре года служить в Троицк! Ниточка этой связи осталась до сих пор.

— С чего начал создаваться музей и сколько здесь сейчас экспонатов?

— В моей семье хранились старинные полотенца, принадлежавшие моей бабушке. В Центре народного творчества я увидела на подоконниках старинные утюги. Появилась мысль собрать уникальные вещи в одном месте. Вскоре их начали приносить местные жители, и сейчас приносят. Потому что поверили в наш музей, увидели, что к казачеству большой интерес, и он не ослабевает. Многие люди от туристических фирм целенаправленно едут в наш музей «Казачья изба». Сейчас здесь более 600 экспонатов: часть из них аутентичная, некоторые воссозданы. В музее можно увидеть все, чем жила казачья станица, при этом многие экспонаты дореволюционных времен. Хранится у нас и самый первый утюг, состоявший из рубеля и болванки, а также чугунный, и углевой, и электрический — советских годов. Много кухонной утвари, которой пользовались казачки. Отдельного внимания заслуживает традиционная одежда. Вот манекен казака в стандартной для Оренбургского казачества одежде — китель, фуражка и шаровары с синими «вставышами», и «холодным оружием» — плеткой, с вшитой свинцовой пулей на конце, которая носится в правом сапоге. Казачка одета в традиционную «парочку»: юбку и блузку, шаль и ботинки на «венском каблучке». Стены украшены казачьими вышитыми рубахами из домотканой ткани, к которым прилагались красивые пояса. По ним можно «читать», ведь их ткали для любимых женихов и мужей и оставляли дарственную надпись, например: «Ткала Анна Иоанновна Суворова. Он твой. 1903 год». Среди коллекции расписных полотенец особенно выделяется свадебное полотенце казачки 1924 года. В стране — разруха, ниток для вышивания просто не было, но смекалистые невесты находили способ приготовить себе приданое, расписывали полотенца красками, которые делали сами.

c8 dZCIi9Hw

— Есть ли уникальные экспонаты?

— Да, старинная казачья икона начала 19 века, которая состоит из маленьких иконок. Или старинное зеркало, которое помнит гражданскую войну. Оно висело в доме последнего атамана Антонова. К сожалению, о биографии атамана нам ничего не известно, как говорится, поздно спохватились. В Челябинске жила его внучка, но побеседовать с ней при жизни мы не смогли. Когда началась революция, дом остался брошенным, и это зеркало в нем. В годы гражданской войны дом получил статус офицерского из-за своей красоты: крыльцо было выполнено из каслинского литья! Приходили «красные» — жили в этом доме, приходили «белые» — и тоже располагались здесь. Так что это зеркало видело обе стороны революции. Бывало и мне видится в этом зеркале фигура солдата… Еще в нашем музее есть нож от старой шашки, который много лет пролежал под землей.

e12tUgpJFcU

— В этом году деревня Травники отметит 250-летний юбилей…

— Да, Травники были основаны в 1768 году. В Чебаркуле уже была построена крепость, и станица понемногу разживалась. Если в семье рождался мальчик, ему выделяли землю, потому что казак должен быть при форме, при строевом коне, шашке и земле. Сначала наделы были в районе Пустозерово, Малково, Щапино, а потом и в Травниках. Существует три версии появления название деревни, но ни одна из них не подтверждена. Первая: здесь поселился казак по фамилии Травников. У нас есть вековой памятник с перечнем фамилий участников русско-японской войны, но фамилии Травников не встречается. Вторая версия: когда люди пришли сюда и увидели эти красивые пойменные травы, то дали созвучное название деревне. Третья версия: первым здесь появился казак с многочисленным семейством и начал собирать полезные и лечебные травы, которыми потом лечили занедуживших. Я больше всего склоняюсь к третьей версии, ведь у нас в селе и в настоящее время живут травницы, которые знают где растут целебные травы.

 

Беседовала: Ирина Волик

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *