Рождество святителя Николая Чудотворца / В Тобольске состоялся фестиваль казачьей культуры «Благовест» \ РПЦ предложила «русскому экзархату» войти в ее состав
В Тобольске состоялся фестиваль казачьей культуры «Благовест»
10 августа в Тобольском кремле состоялся XXI областной фестиваль казачьей культуры «Благовест», посвящённый 75-летию образования Тюменской области. Казаков и гостей фестиваля поприветствовал и поздравил с Днем памяти Ермака глава города Тобольска Максим Викторович Афанасьев, а также первый заместитель Зубова Яна Степановна.
Геннадий Николаевич Привалов, атаман Сибирского войскового казачьего общества, отметил, что «Культура — это та сцена, на которой консолидируется казачество и общество». А значит, фестиваль «Благовест» имеет огромное значение в сплочении этноса.
Посетители фестиваля самостоятельно смогли коснуться казачьей культуры. Гостям, помимо казачьих песен и танцев, была предоставлена возможность пострелять из лука, потренироваться в сборке и разборке автомата, поупражняться в метании ножей, а также посетить музей «Выставка оружия и казачьего снаряжения. Период 1905-1945гг.».
Фестиваль имеет статус регионального, участие в нем принимали как сибирские и уральские регионы, так и гости из Бишкека.
Валерия Макарова
———————-
РПЦ предложила «русскому экзархату» войти в ее состав
От имени патриарха Кирилла руководитель управления патриархии по зарубежным учреждениям митрополит Антоний обратился к так называемому «русскому экзархату» в Западной Европе с предложением войти в состав Московского патриархата.
«Если общее собрание архиепископии примет решение попросить о присоединении к Московскому патриархату и если соответствующее прошение будет представлено собранием Святейшему патриарху и Священному Синоду, последние могут принять решение о присоединении архиепископии к Московскому патриархату», — говорится в письме митрополита, написанном по поручению патриарха и распространенном в субботу заместителем управделами патриархии епископом Саввой.
В документе также излагаются условия, на которых Архиепископия русских приходов в Западной Европе (официальное название «русского экзархата») может войти в состав РПЦ.
Согласно документу, глава архиепископии войдет в РПЦ на правах епархиального архиерея, также в состав Московского патриархата будут приняты все желающие того клирики и миряне архиепископии. Имя главы архиепископии будет поминаться на богослужениях вслед за именем патриарха Московского.
Архиепископии обещают сохранить все ее богослужебные и пастырские особенности, а также устав и традиции управления.
При этом миро для совершения таинств архиепископия будет получать от Московского патриарха. Он же будет рассматривать предложенный архиепископией список кандидатов в архиереи и при необходимости вносить в него изменения.
Общее собрание архиепископии, которое определит ее дальнейшую судьбу, намечено на 7 сентября.
———————-
Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия-Смоленская», известна на Руси с древнейших времен. Одигитрия (от греч. — путеводительница) — один из самых распространенных образов Пресвятой Богоматери с младенцем.
Смоленская икона Божией Матери — одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь.
Греческий император Константин IХ Мономах (Порфирородный), выдавая в 1046 году свою дочь, царевну Анну, за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее в путь чудотворной иконой Одигитрией. После смерти князя Всеволода его сын Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск. Икона с 1111 года хранилась в Смоленском соборном храме, откуда и произошло современное название иконы. С помощью иконы Божией Матери благочестивый князь Владимир Мономах смирил непокорных удельных князей и, став великим князем Киевским, своей крепкой десницей установил на Руси мир и спокойствие.
Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску.
Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии» через Своего верного раба благочестивого воина Меркурия, который проникнув ночью в стан Батыя и перебив множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина, защитил жителей города.
———————-
Рождество святителя Николая Чудотворца
11 августа Русская Православная Церковь празднует Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских. Это один из самых почитаемых святых на Руси.
Надо сказать, что помимо двух основных праздников, посвященных святителю Николаю, празднуемых (по новому стилю) 19 декабря (блаженное успение святого) и 22 мая (перенесение святых мощей в город Бар), существуют и другие дни церковного чествования Угодника Божия Николы. А вот праздник его рождения пока не очень широко известен в России, поскольку был возрожден не так давно – в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено.
Николай Чудотворец родился в 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу о послании им ребенка. Господь услышал их и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного своего ребенка служению Богу.
Младенец же Николай со дня своего рождения показал людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Первое чудо он явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. К тому же новорожденный младенец еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.
Уже с младенчества Святой Николай начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. Став чуть постарше он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги. Будучи постоянно в трудах и молитве Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все свое имение нищим. Сам он вел простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий.
Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался.
Поэтому неудивительно, что этот святой почитался во все времена и у многих народов. Однако, точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель служил Архиепископом, и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь, где этот святой был чтим с древних времен.
К тому же, уже с 9 века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году. Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено.
И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.
———————-
12 августа православная церковь чтит Мученика Иоанна Воина
Церковь чествует святого Иоанна Воина, который после освобождения от службы в императорском войске Юлиана Отступника посвятил жизнь служению ближним.
Святой мученик Иоанн Воин (память 30 июля/ 12 августа) жил в IV веке. Сказание об этом святом содержится в Синаксаре Константинопольской церкви конца X века. Он служил в войске римского императора Юлиана Отступника (361 — 363), преследовавшего христиан, в полку таифалов – скифского племени, следовательно, он мог быть славянином. Имя Иоанн, древнееврейское. Его значение – дар Божий, милость Божия, благодать Божия.
Поскольку известия о таком чудесном человеке, о его человеколюбии и жертвенном подвиге во славу Божию стали известны на Руси задолго до ее крещения святым князем Владимиром, имя Иван очень давно получило такое широкое распространение в нашем народе. При возобновлении гонения на христиан, Иоанн воин был тайным христианином, пользуясь своим положением, всегда старался им помогать. Делая вид, что он ревностный преследователь христиан, святой помогал им избежать смерти, предупреждал об опасности, иногда освобождал из-под стражи арестованных. Кроме того, он поддерживал больных и немощных независимо от их вероисповедания, посещал темницы и утешал страждущих.
Когда император узнал о такой деятельности святого Иоанна, то потребовал его к себе. По дороге в Константинополь воины обращались с ним как с государственным преступником, морили его голодом и жаждой и били его. Когда святого привели в столицу, император Юлиан был в походе против персов, и святой Иоанн был заключен в темницу. Здесь-то и напало на мученика Христова малодушие; он боялся ожидаемой лютой казни. В течение нескольких месяцев он был закован в тяжелые цепи и претерпел немало лишений. Иногда мученик изнемогал душой, и его одолевали сомнения: стоит ли менять спокойную жизнь на такие страдания. Но в искушении, в борьбе плоти и духа святой Иоанн находил поддержку в молитве. Господь укреплял святого мученика, и он радостно прославлял милосердие Творца.
Мы знаем очень мало про жизнь святого мученика. Попробуем дополнить его житие реальными событиями более позднего периода истории. Старец Паисий Святогорец приводит очень наглядный пример, поясняя, как можно быть тайным христианином и не отрекаться от веры:
«В одной турецкой деревне было много тайных христиан, а староста был священником…. Однажды к нему пришли турки и донесли о том, что в определенном месте, в катакомбах, прячутся христиане. «Не беспокойтесь, — сказал он, — я пойду, погляжу». Взял он своих людей, пошел в эти катакомбы и застал там всех христиан, собравшихся вместе. Тогда он идет к царским вратам, снимает с крючка епитрахиль, надевает ее и служит вечерню! «Примите надлежащие меры, — сказал он им потом, а турок успокоил: — Никого там нет, это ложные слухи». Такие люди не отступники. Однако с той минуты, как христианина начнут подозревать и скажут ему «Мы видели, как ты крестишься! Ты христианин», а он ответит «Нет, я мусульманин», он становится отступником…»
После смерти Юлиана Отступника, убитого в походе, святой мученик Иоанн Воин был освобожден по приказу нового императора-христианина Иовиана (363–364). Испытанный скорбями и очищенный ими, как золото в горниле, он посвятил остальную жизнь служению Богу и людям. Все свое имение он употребил на пользу бедным, больным и страждущим, которые находили в святом Иоанне истинного утешителя и помощника. В чистоте и святости мученик Иоанн дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу. Он завещал совершить погребение своего тела на том месте, где погребали странников и нищих, которые всегда были близки его душе.
Со временем место погребения святого мученика Иоанна Воина было забыто. Однажды он явился в сонном видении благочестивой женщине и указал, где его могила. Святые мощи мученика были обретены нетленными. Господь прославил их чудотворениями. Если человек был другом Господу при жизни, то все просьбы его к Господу исполняются. Тем более, Господь исполняет просьбы тех, кто был праведен при жизни и почил. По молитвам к святому Иоанну были явлены многочисленные чудеса.
В народе считается, что святость Иоанна Воина заслужена еще и тем, что святой жил праведно и богоугодно, несмотря на всеобщее падение нравов вокруг него. Когда кругом царит грех и нарушение заповедей — дело обычное, очень трудно устоять и не поддаться соблазну… Позднее честные мощи мученика Иоанна Воина были положены в Константинопольском храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (†98 – 117; память 8 мая).
Богу было угодно, чтобы о жизни Иоанна Воина не сохранилось подробностей. И скорее всего, сам Иоанн Воин хотел бы, чтобы в день его памяти люди проявляли милосердие друг к другу, к тем, кто слабее, беднее, незащищеннее. Помощь ближнему освещает жизнь, делает ее осмысленной и цельной. Разочарование, уныние, пустота — уходят из жизни, когда человек начинает помогать тому, кто действительно нуждается в помощи.
В русской православной традиции имя Иоанна воина известно с давних пор, как великого помощника в скорбях и обстояниях. Особенно широко почитание св. Иоанна Воина было распространено в Малороссии. В «Сказании о святых» этому угоднику полагалась особая молитва об обретении украденных вещей и бежавших слуг. В Прологе об Иоанне Воине сказано, что он «изряднее рабом уходства удерживает, татьбы извещает и уличение яве творит». В Киевском Софийском соборе находилась икона св. Иоанна Воина с молитвой и кондаком этому угоднику.
В первой было написано: “О великий заступниче и угодниче Христов Иоанне Воинственниче! Помилуй раба твоего, сущаго в бедах, и скорбех, и во всякой злой напасти, и сохрани от всякаго зла, заступи от обидящаго человека. Тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога”. Или же в кондаке говорится: “О великий и всемилостивый страдальче Иоанне, дивный и страшный, небеснаго Царя воине! Приими моление от раба твоего и от настоящия беды, от лукаваго человека, от злаго хищения и будущего мучения избави мя, верно вопиюща Ти, аллилуйя”. Также святому Иоанну воину молятся за тех, кто находится в темнице и заточении.
Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество