Сибирское
Казачество
19 апреля 2018 Просмотров: 80 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Православная церковь и казачество — информация от 18 апреля 2018 года

Святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, скончался в 1303 году. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения. Так, во время великого князя Иоанна III (1462-1505), святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвенна мя имать, Бог же мой несть мене забыл никогдаже». Узнав об этом, великий князь Иоанн повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших. При сыне Иоанна III великом князе Московском Василии Иоанновиче (1505-1533) произошло событие, описанное в «Степной книге». Однажды великий князь с многочисленной свитой в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила Московского. Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости некий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже! Не дерзай с камни сего снести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил». Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, собрался было сесть на коня. Неожиданно конь вздыбился и упал мертвым на землю, подмяв седока, едва оставшегося живым. В царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584) на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя и служить о нем панихиды. Он же издал указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келий, пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития. В 1652 году царь Алексей Михайлович (1645-1676), по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила, совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексей Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. Во время обретения мощей среди собравшегося там многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил Московский был причислен к лику святых. Князь Даниил, за твердое исповедание веры и мужество в деле искоренения суеверий, был сильно любим, и почитался людьми как человек высокой нравственной жизни и мудрым в отношении правления Руси. В 1652 году состоялось обретение мощей князя, в 1791 году он был канонизирован для местного почитания Русской Церковью как святой благоверный князь Даниил Московский. Имя князя Даниила носят основанный им Данилов монастырь в Москве, расположенные вблизи монастыря Даниловская площадь, Даниловская и Новоданиловская набережные, Даниловский вал, а также город Данилов в Ярославской области. В 1997 году на площади Серпуховской заставы в Москве установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова. Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 г учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-х степеней.

———————-

Русская православная церковь во вторник отмечает Радоницу — пасхальное поминовение усопших.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в этот день совершит Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля.

Радоница всегда приходится на девятый день после Пасхи. Это название этимологически связано со словами «род» и «радость» и свидетельствует, что верующие должны радоваться, поминая покойных, которые, уходя из земной жизни, рождаются «в жизнь вечную».

Во всех храмах Русской православной церкви в этот день пройдут заупокойные богослужения, после которых, по сложившейся традиции, христиане посещают кладбища.

Как уточнили в патриаршей пресс-службе, богослужение в Кремле начнется в 09.30.

Архангельский собор до эпохи Петра I был местом упокоения русских царей и великих князей. Литургии на Радоницу здесь совершал и предыдущий патриарх Алексий II, отмечавший, что те, кто похоронен в усыпальнице Архангельского собора, «отличались благочестием, верой, твердым стоянием за Русь Святую, укреплением могущества нашего Отечества».

«В Церкви все живы»

По уставу, поминать усопших принято каждую субботу, в этот день священники могут служить заупокойную литургию. Об умерших усиленно молятся также на третий, девятый и сороковой день по их кончине – когда, как верят христиане, душа человека поклоняется Богу и ожидает Его суда над собой.

Но есть и особенные дни в году, когда церковь возносит молитвы за всех «от века почивших православных христиан». Это две Вселенские родительские субботы — Троицкая, мясопустная (предпоследнее воскресенье перед Великим постом, посвященное Страшному суду), Димитриевская суббота (поминовение воинов), а также Радоница (девятый день после Пасхи).

«В церкви не просто сохраняется память о прошлом, не просто сохраняются дошедшие до нас имена. В церкви силой благодати Божией все живы, все реально существуют», — сказал патриарх Кирилл в своей проповеди на Радоницу.

По его словам, своим видимым существованием церковь принадлежит земному миру, «а невидимой стороной своего бытия она вне времени и пространства». «И это не просто метафора, это реальность, которую каждый должен ясно сознавать и даже сердцем своим переживать, особенно в тот день, когда мы молимся за ушедших из этого мира наших братьев и сестер, имена которых не просто вспоминаются, а оживают в молитве Церкви», — отметил первоиерарх РПЦ.

День особенного пасхального поминовения усопших, отметил патриарх, очень важен не только потому, что верующие молятся о своих родных и близких, которые в этом нуждаются, но и потому, что люди имеют возможность «задуматься о том, что вообще означает факт смерти после воскресения Христова, и еще раз укрепиться в вере в то, что Христос разрушил смерть и даровал всем нам подлинное бессмертие».

«К этому бессмертию мы, живущие на земле люди, прикасаемся уже здесь через соучастие в жизни церкви земной и небесной», — заключил предстоятель.

Согласно церковному учению, если душа человека в загробной жизни страдает от своих грехов, то молитва о ней на земле помогает ей очиститься и получить прощение от Бога. Если же усопший был праведен, то он, в ответ на молитву о нем, сам перед престолом Божиим молится за тех, кто поминает его.

Святитель Иоанн Златоуст (IV век) учил: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями». По выражению святителя Феофана Затворника (XIX век), умершие нуждаются в молитвах «как бедный в куске хлеба и чаше воды».

Бесплатный транспорт и выходной

Столичные власти на Радоницу организовали бесплатные автобусы для проезда к кладбищам. Такие же меры были приняты ранее на Пасху, 8 апреля, и на Антипасху («Красную горку»), 15 апреля, поскольку в эти дни многие люди также традиционно посещают кладбища.

«В связи с православным праздником Радоницей — днем особого поминовения усопших — 17 апреля для проезда к городским и пригородным кладбищам будут организованы специальные бесплатные автобусные маршруты», — говорится на официальном портале мэра и правительства столицы.

На время работы дополнительных транспортных линий будут изменены маршруты ряда автобусов.

Некоторые региональные власти Радоницу объявляют даже выходным днем. Так, в этом году соответствующее распоряжение подписал глава Республики Алтай Александр Бердников.

«Необходимо обеспечить максимально удобные условия для граждан, которые в этот день отправятся на кладбище, чтобы помянуть своих родных и близких», — цитирует пресс-служба правительства региона слова Бердникова.

В прошлые годы подобные решения уже принимали власти Кемеровской и Брянской областей, Краснодарского края, Карачаево-Черкесии и ряда других регионов.

 

———————-

В епархиальном управлении состоялась встреча митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла с ректором Ставропольского государственного медицинского университета В.И. Кошелем.

Во встрече приняли участие настоятель храма Преображения Господня г. Ставрополя, директор Регентской школы Ставропольской духовной семинарии протоиерей Владимир Сафонов и руководитель Центра гражданского и военно-патриотического воспитания СтГМУ А.В. Карташов.

В.И. Кошель поздравил митрополита Кирилла с праздником Святой Пасхи и поблагодарил за возможность встретиться и обсудить важную общественную инициативу — установку в краевом центре памятника медицинским сестрам Ю.П. Вревской, Р.М. Ивановой и М.С. Наздрачевой.

Высокопреосвященнейший Владыка поддержал идею установки общего памятника и отметил, что готов содействовать реализации проекта.

Далее участники встречи обсудили один из вариантов памятника. После обмена мнениями было решено продолжить работу над эскизом с учетом высказанных предложений.

———————-

Святитель Иов (в миру Иоанн), первый патриарх Московский и всея Руси, родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старица в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн был обучен грамоте настоятелем Успенского Старицкого монастыря архимандритом Германом. Отрок любил читать Священное Писание и, обладая прекрасной памятью, знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. Около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец хотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 году, а позднее и в другие годы он был участником Церковных Соборов. В 1575 году святой Иов был назначен настоятелем Новоспасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель. 16 апреля [1] 1581 года архимандрит Иов был рукоположен во епископа Коломенского. 9 января 1586 года святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, 11 декабря 1587 года собором епископов поставлен Первосвятителем Русской Церкви — Митрополитом Московским и всея России. 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II, Митрополит Иов в Успенском соборе московского Кремля был поставлен Патриархом — первым Патриархом Московским и всея России. Русское правительство, архипастыри и весь народ с радостью восприняли это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. Каноническая подчиненность нашей Церкви Константинопольской была упразднена. В 1590 году на соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Соборе, определили Русскому Патриарху пятое место в диптихе Патриархов — после Иерусалимского. Это решение было подтверждено и на Соборе 1593 года. Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он повел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержании благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важно было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, особенно в новопросвященных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Святитель также предпринял некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. В трудные времена государственной смуты в начале XVII века святитель Иов сохранил свое истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия, он направлял патриотические воззвания в русские полки, боярам и воеводам. Среди всеобщего народного смятения святитель Иов сохранял твердость духа и стремился внести организованность в неустойчивой обстановке. После смерти Бориса Годунова он первым выразил верность вдовствующей царице Марии и ее детям. За ним присягнули бояре и все жители Москвы. Однако не все поддержали святителя. Через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроение и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной Литургии сторонники Лжедмитрия с позором вывели святителя из собора и повели на Лобное место, по дороге бесчестили и били. Через некоторое время святитель Иов, измученный, в простой черной рясе был посажен на телегу и отвезен в заточение в Успенский Старицкий монастырь. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве. После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Святителя Иова отличали глубока, чистая вера, любовь к ближним и Отечеству, утверждение и защита Православия, жертвенное служение Церкви Христовой, подтвержденное его исповедничеством. Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642-1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1989 году. Даты в тексте даны по старому стилю.

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *