По случаю 100-летия начала политики расказачивания в казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» будет отслужена панихида
По случаю 100-летия начала политики расказачивания в казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» будет отслужена панихида
24 января 2019 года в 19:00 в Москве в казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле состоится заупокойная панихида по казакам – жертвам трагического решения Советской власти о начале политики расказачивания.
Богослужение возглавит митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
Приглашаем помолиться об упокоении душ усопших рабов Божиих в казачьем храме столицы представителей российского казачества, органов государственной власти, потомков жертв расказачивания, духовенство, окормляющее казаков, всех православных людей, для кого события, последовавшие за исторической скорбной датой, стали трагедией русского казачества.
Во многих храмах нашей страны и за рубежом ежегодно 24 января представители духовенства Русской Православной Церкви и потомки казаков, покинувших Родину после революции 1917 года, молятся по безвинно убиенным казакам, погибшим в годы массовых репрессий.
Справка:
Великая драма всего народа после Октябрьского переворота 1917 года складывалась из больших и малых трагедий отдельных сословий, социальных слоев, групп, народностей. В этом ряду одно из центральных мест в российской истории занимает трагедия русского казачества и связанная с ним цепь событий, известных нам как «расказачивание».
Принятое 24 января 1919 г. Постановление Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству. Подхватившие эту Директиву руководители были готовы идти еще дальше — через отмену лампас и упразднение станиц вплоть до самых крайних мер. Действие рождало противодействие, вылившееся в мощное Вёшенское выступление казаков на Верхнем Дону в поддержку Белого движения. Начался самый сложный период в отечественной истории, когда в годы братоубийственной
гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута жестоким репрессиям и изгнанию из России.
28 января 2019 года в 11:00 в Москве в Российском государственном архиве социально-политической истории, в рамках работы казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений, состоится научная конференция «Казачество в гражданской войне. Уроки истории. К 100-летию начала политики расказачивания» и открытие одноименной выставки документов. Мероприятие организовано Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством и РГАСПИ.
———————-
Письмо, присланное в КИАЦ, было коротким:
Возможна дискуссия.
В. Дронов
К письму прилагались два файла. В первом был текст очерка «БЫТЬ МОЖЕТ, ВЕРНЁМСЯ?», во втором — информация об авторе. Из последней следовало, что Валерий Александрович Дронов родился в 1949 году в станице Казанской Ростовской области. С 1960 года проживает в Дубовском районе.
Окончил Ростовский государственный университет.
Работал токарем, учителем, был комсомольским, партийным работником, сотрудником МЧС. 15 лет отдал службе в МВД РФ. Работал в Администрации Дубовского района, ведущим специалистом Законодательного Собрания Ростовской области.
Награждён двумя правительственными наградами, а также орденом ВВД «За Веру, Дон и Отечество» III степени, медалями Царицынского генеалогического общества «За вклад в развитие генеалогии» II степени, «За возрождение казачества Калмыкии».
Написал книги:
- «Очерки истории Дубовского района (1781–1917)»,
- «Станица Андреевская»,
- «Слобода Ильинка»,
- «Бузавы (Очерки истории калмыцких казачьих станиц и хуторов Задонья»,
- «Станица «Эркетинская (1800–1944)»,
- «Хутор Семичный»,
- «События Гражданской войны в Задонье»,
- «Дубовский район в годы НЭПа и коллективизации»,
- «Дубовский район в годы Великой Отечественной войны»,
- «Дубовский район в годы подъёма, крушения и депрессии (1945–2015)»,
- «Казачий Присуд»,
- «400 лет в педагогике»,
- «Позывной — Дон»,
печатался в 6 коллективных научных сборниках, в литературно-общественном журнале «Волго-Дон».
Знакомство с его очерком «БЫТЬ МОЖЕТ, ВЕРНЁМСЯ?» показало, что дискуссия не только возможна, но и неизбежна, поскольку речь идет о концепции возникновения казачества.
В самом начале очерка автор, в частности, пишет:
Имеются две основные концепции возникновения казачества: миграционно-колонизационная, разделяемая подавляющим большинством учёных (казаки — потомки переселенцев на Дон эпохи позднего Средневековья), и автохтонная (казачество составляют потомки древних народов, живших в Приазовье). Первая объясняет этот процесс, как миграцию населения из России путём колонизации края. Другая исходит из того, что казачество есть результат развития восточно-славян, перенесших половецкое и ордынское господство на Дону ещё до появления Киевской Руси, либо на заре её существования.
Все великие российские историки — Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров считали, что донские казаки — выходцы из России. На Дону в XIX веке тоже преобладала лишь одна точка зрения. В «Справочнике для области войска Донского от 1893 года» прямо изложено: «В последнее время большинство историков склоняется к мнению о чисто русском происхождении донских казаков: первоначально насельники Дона были выходцами из различных концов Руси, преимущественно рязанцы, новгородцы и севрюки из древнего княжества Северского».
Советские ученые полагали, что казаки это вольнолюбивые русские люди, преимущественно, крестьяне, бежавшие от усиливавшегося феодально-крепостнического гнёта за пределы Московского государства.
Большинство европейских историков теории о старых автохтонных корнях казачества оставляют даже вне рассмотрения.
Некоторые современные публицисты доисследовались до зарождения казаков в первых веках нашей эры, за полтыщи лет до возникновения русских. По их версии это народность, которая образовалась в начале первого тысячелетия как результат связей между туранскими племенами скифского народа кос-сака и приазовских славян с примесью аланов. Они вещают, что казачество ходило на защиту Трои, основало Рим… Кое-какие казачьи головы готовы самому Адаму нашить лампасы!
Печатать целиком этот очерк, ввиду его большого объема, не получится, поэтому даю ССЫЛКУ для скачивания.
Крупный фотографий Валерия Александровича в Интернете найти не удалось. Наиболее подходящая помещена в заголовке этого материала.
Ну и еще, для составления портрета автора, рекомендую посмотреть видео с его участием.
Руководитель КИАЦ
Алексей Зборовский
———————-
Митинг против присоединения к Ростову-на-Дону прошел в Аксае. На площади перед администрацией собрались сотни жителей как самого Аксая, так и населенных пунктов района. Плюсов у присоединения к донской столице нет, заявили митингующие.
Виртуальные выступления против слияния Ростова и Аксая начались в конце 2018-го, сразу после того, как о таких планах стало известно. В «реале» сначала планировалось провести сход казаков, который впоследствии и перерос в митинг. Интересно, что его поддержали сторонники компартии, с которой у донского казачества исторически непростые отношения.
На митинге, впрочем, хватало и рядовых жителей, которым не нравится перспектива объединения. Аксайчане приходили семьями, с маленькими детьми. Они пытались кататься по засыпанной солью и песком площади на санках, пока взрослые митинговали.
Выступающие заявляли, что власти не слишком пытаются объяснить им плюсы присоединения к Ростову. А вот минусов, считают люди, очень много. Люди боятся роста стоимости услуг ЖКХ, тарифов на проезд, перевода их земель сельхозназначения в территории под застройку или промышленность.
На митинге не хватало представителей властей, причем даже не Аксая и Аксайского района, а Ростова. Хотя бы для того, чтобы понять, как мегаполис воспринимается со стороны. Воспринимается, кстати, не очень: Ростов-на-Дону собравшиеся без лишних сантиментов называли городом бетонных коробок и плохих дорог.
В резолюции митинга также зафиксированы опасения по поводу утраты самобытности и казачьих традиций после присоединения к Ростову. Итоговый документ акции с требованием отказаться от планов по слиянию планируется передать властям. Вместе с сотнями «живых» подписей, собранных на митинге.
———————-
Перепечатка из LiveJournal. Автор terskiykazak
«Закатилось «наше солнце Терское», — так когда-то написал Георгий Ткачев после гибели Атамана Терского казачьего войска Михаила Караулова. Теперь впору говорить, что в закате уже само Терское казачье войско. И очень горько и больно сознавать, что самый большой гвоздь (возможно решающий) в крышку гроба Терского войска забивается в Северной Осетии, нами осетинами, которые всегда были главными союзниками терских казаков.
Некоторые могут сразу же возразить, что такое быть не может, что Терское казачество начало возрождаться во Владикавказе, что осетины всегда помогали казакам и т.д. В этом есть доля правды, но начнем по порядку. Я сам был свидетелем и непосредственным участником первых лет терского возрождения, лично был знаком с первым Атаманом ТКВ Василием Коняхиным и многими другими казаками, инициаторами возрождения. Я видел, с каким воодушевлением все это начиналась, сколько было ярких личностей, светлых замыслов и идей. Все это меня радовало, вселяло уверенность в хорошем будущем, как для казаков, так и для моего народа, так как, лишь при сильной России (неважно Империя это или Союз), сильном казачестве, осетинский народ процветал. В противном случае, он оказывался один на один с экстремистки настроенными силами, ничего хорошего от которых ждать не приходилось.
Тогда, в начале 90-х, властям Осетии Терское казачество было нужно, как сильный союзник для противодействия назревающий конфликтной ситуации и руководством республики ему была оказана всяческая помощь. Нужно сказать, что на первом круге участвовало руководство республики во главе с Ахсарбеком Галазовым. В те годы терским возрождением занимались в большинстве своем потомственные казаки, пусть не все у них получалось, не всегда они правильно поступали, но их помыслы были чистые, они искренне пытались возродить Терское казачество. Увы, всем этим замыслам было не суждено сбыться. И в этом вина не только самих казаков. После известных событий осени 1992 года, на них махнули рукой, выживайте, как хотите. И с этого времени ситуация в Терском казачестве только ухудшается. Положение усугубил и так называемый «реестр», который расколол войско на два лагеря – «общественников» и «реестровых». Последние находятся в привилегированном положении, так как государственные структуры поддерживают только их. Доходит до того, что «общественникам» порой даже священника на свои мероприятия с трудом удается пригласить, так как в епархии дана установка сотрудничать только с «реестровыми казаками». Думается со временем, «общественники» и «реестровые» найдут общий язык и как-то договорятся между собой. Но несовершенство российского законодательства оказало существенное влияние на возрождение казачества. Если первоначально казачьи структуры образовывались лишь потомственными казаками, то теперь казаками становятся все желающие.
Печально, что зачинателем этого процесса стала Осетии. Примерно в 1993-1994 годах в республике было образовано Аланское казачье войско. Трудно сказать, чем руководствовались его организаторы, создавая эту структуру. Если им хотелось стать казаками, то ничто не мешало организовать казачью общину в составе ТКВ. Но как видно, кому-то хотелось погреть руки на казачьем имени. В отличие от других казачьих структур, аланские казаки получили поддержку со стороны правительства РСО-А. Им выделялись кредиты, предоставлялись льготы. В 1996 году Аланское казачье войско вошло в состав «реестрового» ТКВ в качестве Аланского республиканского казачьего округа (АРКО). Постепенно АРКО подобрал под себя все другие реестровые структуры на территории Северной Осетии. Последним (примерно в 2005-2006 гг.) в состав АРКО вошел Моздокский особый казачий округ. В начале уже этого года был образован Ирафский отдел АРКО. Немного ранее был образован отдел АРКО в Южной Осетии. Таким образом, Аланский республиканский казачий округ стал единственной реестровой казачьей структурой ТКВ в Осетии. Здесь сосредоточены внушительные силы. Еще в 2001 году Атаман АРКО покойный генерал Марат Козаев заявлял, что в его подчинении 9 отделов, насчитывающих 21 700 человек, а всего в общины АРКО входит 68 тыс. человек. При этом никто не задумывается, что из этих почти 70 тыс. казаков, потомственных едва ли наберется один процент, а то и меньше. Чтобы как тодоказать свое право именоваться казаками, члены АРКО начинают придумывать собственную историю. Кто-то доказывает, что гребенские казаки являются потомками аланов, кто-то утверждает, что у всех осетин до революции был казачий образ (иначе говоря, все они были казаками)… От псевдо историков не отстают лидеры АРКО. В их выступлениях звучат утверждения, что генерал Козаев — потомственный казак, что он участвовал в возрождении казачества с 1991 года. В биографии нынешнего Атамана АРКО Харитона Едзиева написано, что он в казачестве с 1990 года.
Таким образом, оттеснив потомственных казаков, члены АРКО стали теснить их идеологически, переписывать историю. Удивительно, что все это делается на глазах у всего Терского войска. Но как видно, настоящие казаки настолько слабы, что не в силах противостоять напору членов АРКО. Намечаются опасные перспективы. Если так будет продолжаться и дальше, то Терское войско будет состоять лишь из членов АРКО. Судите сами. В Чечне, Ингушетии и Дагестане потомственных казаков сегодня фактически нет. В Осетии одни АРКОвцы, в Кабарде позиции реестрового казачества весьма слабые. Остается Ставропольский округ. На недавнем Войсковом круге ТКВ, прошедшем во Владикавказе подтвердились эти печальные мысли. Из всех делегатов половина представляли члены АРКО.
Подчеркну, что я не против того, чтобы осетины становились казаками. Я знаю историю, и знаю, что в числе казаков были и проходили службу осетины и другие народы России. Но здесь идет подмена понятия. Во-первых, зачем именоваться «аланскими казаками». Такого термина не было, зачем выдумывать то, чего не было, а затем все это еще обосновывать. Во-вторых, если кто-то захотел стать казаком, то нужно ведь как раньше, придти в общину потомственных казаков, изучить, перенять их обычаи, традиции, соблюдать образ их жизни. И если ты все делаешь правильно, принимаешь казачий образ жизни, то тебя примут в казачью общину, и ты станешь полноправным казаком. Увы, все этого нет. Более того, новоявленные «аланские казаки», зовут к себе потомственных казаков.
Но какой настоящий казак в здравом уме пойдет в подчинение к Едзиевым, Аветисянам, Хубуловым… Все эти «аланские казаки» пусть хоть сто раз обвешаются казачьими наградами и наденут генеральские погоны, но настоящими казаками никогда не станут. Они до сих пор так и не поняли саму сущность казачества, да и вряд ли поймут, да и не только они. Для них главное погоны, казачья «корочка» и так называемая «государева служба». Они даже не знают, что «удостоверения казака» никогда не существовало, что казаки никогда не были служивым людом. На службе были лишь те, кому пришел срок служить (как и сейчас призыв в армию), в остальное время казаки занимались своими делами. Никогда они не сидели на шее государства, как нынешний «реестр». А нынешние «аланские казаки» потому и стали казаками что им это выгодно. Сначала они получали кредиты (на якобы казачье фермерство и т.д.), затем вошли в «реестр» и стали получать деньги из бюджета за якобы свою службу. И им дела нет до возрождения казачьей культуры, традиций (а что это такое?), потомственные казаки в станицах (а кто это?), все это далеко от них. Потомственные казаки добиваются признания себя народом и здесь аланцы им не союзники, ведь как мы были осетинами, так ими и останемся. Смешно видеть, как аланцы возмущались созданием в Ингушетии казачества из ингушей, а в Чечне из чеченцев. Как он писали грозные письма и делали громкие заявления по этому поводу. Но позвольте, мои дорогие господа аланцы, но ведь вы такие же «казаки», как и ингуши или чеченцы, или они не имеют право на такую «этикетку». Да, в ТКВ были две станицы из казаков-осетин, но только они, все остальные осетины к казачеству никогда не имели отношения. Так же как никогда не имели отношение к казакам аланы.
Абсолютно!
Кто-то в моих рассуждениях может усмотреть разжигание межнациональных отношений, но на самом же деле само существование Аланского казачества наносит огромный вред межнациональной ситуации в Осетии и за ее пределами. Оно ставит под вопрос само существование Терского казачества. Вдумайтесь, руководство Северной Осетии пытается удержать русское население в Осетии, а в это время аланцы вытесняют потомственных казаков. Какие бы не были наши потомственные казаки, но казачество это было то поле деятельности которое было занято русскими (казаками). В этом была их духовность и образ жизни. А теперь у них отняли это поле. Фактически им было заявлено- если вы не с нами, вы не казаки. Каково это было услышать казакам из Архонской, Николаевской, Змейской и др. Да их деды и прадеды в гробах перевернуться, если они станут аланскими казаками.
Власти республики всячески поощряя деятельность аланских казаков игнорируют развитие ситуации, которая приведет к тому, что в Осетии не останется потомственных казаков (русских). А может быть в этом и есть смысл существования аланцев… Господа, аланские казаки как осетины, подумайте. Куда вы идете? Ведь потомственный казак всегда останется казаком, где бы он ни жил, с удостоверением он или нет, «реестровый» или «общественник». А кто вы? Что вы будете делать, если завтра отменят реестр и снимут вас с бюджетного финансирования? Мне обидно, что своими действиями вы разрушаете Терское казачество и тем самым способствуете вытеснению русских из республики. История нам, осетинам, этого не простит. Игра в казаки-разбойники никак не делает чести солидным, чувствующим ответственность за спокойствие на земле Осетии, ее гражданам. Я просто призываю подумать о последствиях, которые повлекут игры в аланские казаки.
То, что делается, это политика, но весьма опасная политика во всех сферах нашей сегодняшней жизни и особенно в сложившихся межнациональных отношениях, которая требует ответа на вопросы; а дальше что, для какой цели, целесообразность создания Аланского казачьего войска и каковы его духовные установки?
История свидетельствует, что казаки в России были сословием в российском обществе, имевшие свой стойкий образ жизни и духовную культуру. Ни аланы, ни их потомки в это сословие не входили, а образ жизни казаков им был чужд, за исключением осетин проживавших в станицах Черноярской и Новоосетинской. Спрашивается, стоит ли в XXI веке осетинам формировать так называемое аланское войско и какова цель создания этой чуждой для осетин общественной прослойки и кому это выгодно?
Это вопрос, на который обязаны сегодня ответить северо-осетинские власти и те, кто всяческими путями пытается сделать для себя удобную нишу под крышей власть предержащих. Завтра будет поздно! Завтра виновных не найдут!
Вадим БАСКАЕВ
terskiykazak: Эта статья написана несколько лет назад, но не потеряла своей актуальности сегодня. Многие осетины относятся к терским казакам с уважением, даже, уверен, по-братски.
К теме:
Казаки владикавказские и аланские,
Казачья культура в осетинском подчинении.
На фото: Круг Аланского казачьего округа ТКВ (ноябрь 2017г.)
———————-
Премия «Душа России» (с 2006 года имеет статус правительственной награды) вручается соотечественникам, посвятившим свою жизнь народному искусству и образованию, создавшим собственные системы передачи традиций предков молодому поколению. Ею награждаются самые достойные в этой сфере россияне. Среди обладателей престижной награды этого года – наш земляк, художественный руководитель народного ансамбля старинной казачьей песни «Бузулук» Яков ИВАНОВ.
Москва. Позади три напряженных дня репетиций под руководством художественного руководителя хора имени Пятницкого, народной артистки России Александры Пермяковой. Выступление в Филармоническом концертном зале имени Чайковского. Овации! Вот он, торжественный момент признания: награду Якову Иванову вручил министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.
Наш разговор с Яковом Владимировичем состоялся сразу же по возвращении из столицы.
— Вам вручена премия «Душа России» в номинации «Традиционная народная культура». Что сегодня несет понятие «традиционная культура», каково её место в нашем обществе? Чем она может быть полезна современному человеку?
— Традиционная культура любого народа – это система ценностей, его духовная ДНК, то, что и отличает один народ от другого, и что их объединяет. Прежде всего, это моральные скрепы, ведь культура – это не про «попеть и поплясать». За любым текстом песни, за любым обрядом стоит целая система установок: что такое «хорошо», что такое «плохо». В них высмеивается жадность, зависть, любой другой порок, а воспевается доброта, честность, порядочность. Разве эти вечные человеческие ценности не могут быть востребованы в современности?
Сегодня, к сожалению, наблюдается подмена «черного» «белым», это массированная атака на мораль и нравственность, на идентичность народа – разве это не требует обращения к его истокам? Мы блуждаем в темноте, поступаем неправильно, потому что не знаем, как нужно. А ответы на эти вечные вопросы находятся здесь, в традиционной культуре, где все давно уже пережито и сделаны выводы. Важно уметь этим воспользоваться.
— Премия, в приветственном адресе к которой говорится: «…за активную просветительскую и педагогическую деятельность, направленную на освоение народной культуры», подразумевает оценку Вашей работы и как учителя, и как хранителя традиционных народных ценностей. Как в этом качестве Вы себя еще реализуете, помимо ансамбля?
— Желание делиться знаниями, знакомить, просвещать – это самое главное, что сподвигло меня в 1996 году к созданию коллектива. Уже тогда говорили, что традиция на селе умерла. Мне было обидно это слышать. И я решил доказать и себе, и другим: можно воссоздать песенную культуру там, где она зародилась, главное — понимать задачи и опираться на знания предыдущих поколений. Мне хотелось, чтобы песни моей родины звучали, чтобы они не оборвались на последнем этнографическом коллективе нашего района. Пока мы говорим на своем языке, пока мы поем свои песни, наш народ жив. Поэтому коллектив задумывался не как концертный ансамбль, а как музыкально-песенная школа, где освоение материала, знакомство с ним шло по устным традиционным формам. То, что мы выбрали правильный путь, подтверждено оценкой моего труда многими заслуженными и уважаемыми людьми в фольклористике. Я всегда прислушивался к их мнению, советовался. Их поддержка, то, что они общаются со мной, человеком далеким от высшего музыкального образования, как с коллегой, равным им, давало мне силы и уверенность в работе. Сегодняшняя награда – этому подтверждение. За годы работы хормейстером у меня выработалась своя методика, дающая хорошие результаты. Люди, которые ко мне приходят, вообще не имея песенного опыта, начинают петь и сложный материал. Значит, я все делаю правильно!
Сегодня моя работа вышла далеко за рамки одного коллектива. Это различные семинары, конференции, круглые столы. В Москве и Санкт-Петербурге существуют клубы донской песни Якова Иванова, на базе которых я провожу свои мастер-классы. Планирую наладить подобную регулярную работу и в Казани, Омске, Крыму. Приглашают на Алтай. Но… далековато. Хозяйство, огороды надолго не оставишь (смеется). У меня много учеников, и каждый чему-то научил меня, а я научил их.
— Люди, которые приходят в Ваш коллектив, в Ваш Клуб донской песни, осознают задачи, которые Вы перед ними ставите?
— Наш коллектив существует более 20 лет. За это время через него прошло большое количество людей. Я не беру во внимание носителей, пожилых участников, настоящих казаков и казачек. Они априори уже и есть представители традиционной народной культуры. В наш коллектив вливались земляки с разной музыкальной подготовкой: и те, кто уже имел опыт участия в самодеятельности, и, образно говоря, с улицы, с нуля. О казачьей песне судили по «Любо, братцы, любо» и «Ойся, ты ойся». И обучались с самых азов. Приходилось с ними очень долго заниматься индивидуально, вне репетиций: «вытаскивать» и ставить голос, отучать от музыкальной фальши, объяснять законы звучания и казачьей манеры исполнения. Это сложный процесс. Как и любая наука, освоение народного творчества требует терпения и дисциплины, постоянной работы с материалами. Но универсальность нашей песенной культуры такова, что можно обучить любого желающего прикоснуться к этой сокровищнице. Каждый в силу своих возможностей берёт от нее ровно столько, сколько может унести. Кто-то уходит, получая лишь поверхностные знания, научившись хотя бы не фальшивить, осилив репертуар вполне достаточный, чтобы потом участвовать в какой-то самодеятельности и выступать на сцене. К освоению традиции это мало относится, это, скорее, форма досуга, а не наука. Сегодня они казаки донские, завтра – терские. Сегодня они в фуражке, завтра – в черкеске. Это такая, как у нас говорят, фольклорная тусовка — попеть, поплясать, шашкой помахать. Носителями наследия они никогда не станут и традицию не освоят, но развлечь себя вполне смогут.
А кто-то идет с нами дальше, погружаясь и погружаясь в саму традицию. Но для этого мало и 10 лет. Это на всю жизнь. Это своего рода служение, особая форма религии. Ты или веруешь, или нет. Или служишь ей, или просто зашел чайку попить.
— Премия – это своеобразный итог Вашей кропотливой работы. Что в планах?
— Я бы хотел расширить свою работу. У нас есть ансамбль, авторитетный, уважаемый, известный. Это на сегодня, по общему признанию, некий эталон. Но и он должен развиваться, совершенствоваться, двигаться вперед. Очень трудно с появлением нового участника постоянно все начинать сначала, чтобы вписать его в уже сформировавшийся состав. Приходится «откатываться» назад ради него, образно говоря, «снова в первый класс». Именно для тех, кто только вступает на путь знакомства с традицией, необходима другая форма. Думаю, самая оптимальная – это студия, в которой человек, интересующийся историей казачества, культурой родного края, сможет с этим познакомиться, понять и сделать для себя вывод: стоит ли ему этим заниматься серьезно или достаточно выучить 5 — 10 песен, чтобы попеть за столом с друзьями. Научиться для начала слушать и слышать.
Посещение не станет обязательным, как репетиций ансамбля, участник будет свободен в выборе времени: захотел – пришел, не захотел – не пришел. Хочется приблизиться к естественной форме быта, сделать его более традиционным. Пришли, пообщались, попели… Детская студия «Бузулук» у нас есть, теперь пришло время создать такую студию и для взрослых.
Что касается работы ансамбля «Бузулук», в этом году я получил еще один подарок, более ценный, чем все премии и звания вместе взятые. После выигранного в сентябре этого года Гран-при фестиваля в Крыму мы смогли приобрести уникальнейшие записи, сделанные еще на валиках экспедицией Российской академии наук в 1947 — 1949 годах. Представляете? Мы слышали голоса тех, кто пел в конце 40-х в хуторе Деминском. Я видел этих исполнителей только на старых фото, а тут услышал их голоса! В этом нам помог Пушкинский дом города Санкт-Петербурга. Теперь это архив ансамбля. Там есть ценнейший материал по похоронному и свадебному плачу – хоровой причет. А у нас теперь в планах новая цель: оживить эти записи и выпустить диск.
Моя огромная благодарность — всем, кто стоял у истоков создания и становления ансамбля, кто был его фундаментом, нашим «старикам», ныне ушедшим от нас: Раисе Филипповне Колесниковой и Нине Филипповне Богдановой, Александре Ивановне Кривенковой, Надежде Яковлевне Сотниковой, Николаю Эммануиловичу Конкину. Ныне здравствующим: Ивану Степановичу Попову, Фаине Григорьевне Ивичевой. Тем, кто со мной рядом, несмотря ни на что: Исаенковым Елене и Сергею, Вере Гориной, Оксане Гора. Мне не стыдно ни за одного из моих учеников, порой далеко не казаков по происхождению, коих теперь немало в разных коллективах по всей стране. Они распорядятся полученными знаниями по мере своих сил. Возможно, это даст им толчок к изучению своей родовой истории. Но в каждом из них есть искорка моих трудов и память моей земли. А это самая главная награда.
Галина СЛОБОДСКАЯ, газета «Авангард»
Новоаннинский район
———————-
В обновленном городском детско-юношеском молодежном центре Волгограда прошел ежегодный традиционный уже девятый по счету кадетский новогодний бал. Последние пять лет его неизменными победителями становились воспитанники казачьих кадетских классов МОУ СОШ № 110 Кировского района Волгограда.
Это учебное учреждение — флагман казачьего кадетского движения в городе-герое, она является опорно-базовой школой разработки и реализации этнокультурного казачьего компонента в общем образовании ресурсного центра федеральной системы патриотического воспитания детей и молодежи. В этом году исполнилось 10 лет кадетскому казачьему движению в МОУ СОШ № 100 Кировского района Волгограда. Её воспитанники постоянно становятся победителями, призерами, лауреатами различных творческих, спортивных смотров-конкурсов, фестивалей, соревнований.
Столь высокий уровень своего учебного учреждения учащиеся школы № 110 в очередной раз подтвердили в этом году на кадетском новогоднем бале. Его участниками стали более 300 юношей и девушек из разных волгоградских школ и гимназий. Это был праздник танца, музыки и грации. На паркете в ритме вальса кружили очаровательные пары, выступавшие в нарядах, соответствовавших бальному кодексу: девушки в длинных платьях, юноши – в парадной форме волгоградских кадет. Кстати, к участию в конкурсе не допускаются учащиеся, профессионально занимающиеся спортивными бальными танцами. В течении полугода школьники оттачивали классические па и тщательно готовили наряды и украшения, чтобы на балу продемонстрировать свое танцевальное изящество и покорить конкурсное жюри.
В школе № 110 кадетский бальный коллектив много лет назад был создан благодаря энтузиазму педагогов Галины Викторовне Бирюковой и Ирины Михайловны Зотьевой. И он до сих пор блистает на общегородском балу. В этом году под руководством хореографа Веры Николаевны Поляковой казачий кадетский коллектив произвел фурор. Он был удостоен высшей награды кадетского новогоднего бала – гран-при.
Помимо этого второй год подряд учащиеся МОУ СОШ № 110 Мария Ломова и Александр Блинов становятся призерами в номинации «Лучшая бальная пара». Директор школы Ирина Валентиновна Арбузова и атаман СКО «Станица Воскресенская» Волгоградского казачьего округа Николай Павлович Здоровцов поблагодарили за успешное выступление своих кадетов и поздравили их с заслуженной победой.
Кроме того танцевальный коллектив казачьего кадетского класса 8 «А» школы № 6 Центрального района Волгограда стал победителем в номинации «Открытие бала».
———————-
Краснодарские казаки накормили бездомных
В канун новогодних праздников нуждающихся не только вкусно накормили, но и раздали им сладкие подарки.
Казаки хуторского общества имени атамана Величко совместно с участниками благотворительного движения «Доброе сердце Кубань» провели благотворительную акцию. Столы накрыли возле храма Всех Святых города Краснодара. В меню: борщ, гречневая каша с мясом, салат из капусты. Несмотря на прохладную погоду, всего было роздано около 500 пакетов с продуктами и более 150 сладких сюрпризов.
— Такие акции проводятся с 2013 года по благословению настоятеля храма Всех Святых, духовника нашего общества архимандрита Трифона Плотникова, — объяснил атаман ХКО имени Величко Сергей Пономарев.
Тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, здесь волонтеры кормят каждое воскресенье. А один раз в месяц проводят масштабные акции, где раздают пакеты с продуктами.
———————-
Сочинские казаки спасли тонущего человека
Днем 7 января отдыхающие обратились к сотрудникам дружины выходного дня Центрального районного казачьего общества с сообщением о том, что в море тонет мужчина. Он звал на помощь, но безуспешно.
Несмотря на то, что в это время была опасная штормовая погода, молодые казаки Евгений Старостин и Андрей Шевченко быстро сориентировались в данной ситуации: дружинники бросились в воду. Казакам удалось вытащить утопающего на берег.
Незамедлительно были вызваны медики и полицейские. До приезда «скорой» дружинники приняли все необходимые меры помощи пострадавшему. Впоследствии выяснилось, что 49-летний мужчина оказался уроженцем Мордовии.
———————-
С верой в чудо!
В округах Всевеликого войска Донского казаки отпраздновали Новый год и Рождество Христово.
Так, 7 января в Астраханском государственном театре оперы и балета прошла Атаманская рождественская ёлка. В фойе театра работали интерактивные площадки для гостей праздника. Для ребят прошли мастер-классы по изготовлению рождественских сувениров: каждый смог попробовать себя в росписи керамики, сделать рождественского ангела, новогоднее украшение и народную рождественскую куклу.
После активных развлечений участники отправились в зрительный зал. Со светлым праздником Рождества Христова ребят поздравил атаман Астраханского округа Константин Маркелов. Он отметил, что летоисчисление сейчас ведётся именно от Рождества Христова, что подчёркивает важность этого события в истории человеческой. К словам атамана присоединился и духовник казаков Астраханского округа протоирей Дионисий Фокин, который подчеркнул глубокий смысл праздника для каждого верующего человека.
Затем зрители увидели спектакль «Белоснежные сказки кота Берендея». В течение всего дня для юных зрителей выступали образцовый ансамбль казачьей песни «Зарница», фольклорный ансамбль «Астраханская песня», вокально-танцевальный ансамбль «Этносфера», образцовый вокальный ансамбль «Исток», ансамбль традиционной песни астраханских казаков и ансамбль русской песни «Астраханские россы». Завершился праздник вручением памятных подарков и фотосессией с Дедом Морозом и Снегурочкой.
В канун Рождества Христова «Атаманская елка» для казачат состоялась и в Астраханском городском казачьем обществе. Праздник начался с театрализованного представления, на котором казачат встретили герои любимых сказок. Все персонажи вместе с ребятами закружились в новогодних хороводах. В завершении праздника состоялось чаепитие, в ходе которого каждый ребенок получил подарок от Деда Мороза и Снегурочки.
В Аксайском юрте в канун Нового года в отделе МВД России состоялось чествование спортсменов. Так, за активное сотрудничество и взаимодействие с отделом МВД России, популяризацию спорта и достигнутые высокие спортивные результаты учащимися детско-юношеской спортивной школы «Юность» почётной грамотой отмечен помощник атамана Аксайского юрта по спорту Андрей Грынь. Воспитанники спортивного клуба «Атаман Платов» также получили грамоты и новогодние подарки.
В Миллерово состоялась новогодняя «Атаманская елка». В мероприятии приняли участие казаки Миллеровского юрта во главе с атаманом Л.И. Пушкаревым, члены казачьих дружин и конного взвода юрта, военнослужащие — казаки роты территориальной обороны мобилизационного резерва, дети и внуки казаков, сотрудники ГКУ РО «Казаки Дона» по работе с казачьими обществами Миллеровского района подъесаул П.А. Панфилов и младший вахмистр В.Л Левочкина. Атаман Миллеровского юрта Л.И.Пушкарев поздравил всех собравшихся с Новым годом, пожелав семьям здоровья и процветания.Мероприятие началось с премьеры музыкальной сказки, далее состоялся праздничный концерт, в котором выступили творческие коллективы Миллеровского района.Затем сказочные персонажи вместе с ребятней, Дедом Морозом и Снегурочкой закружились в новогодних хороводах.В праздновании приняли участие 200 детей казаков, каждый из которых по окончании праздника получил новогодний подарок.
В Восточном округе казаки Сиротского хуторского казачьего общества Дубовского юрта во главе с атаманом В.И. Мельниковым при поддержке администрации Комиссаровского сельского поселения поздравили старшее поколение казаков и вручили им рождественские подарки.
В праздник Рождества Христова казаки Азовского юрта совместно с казаками Кулешовского хуторского казачьего общества при поддержке администрации Кулешовского сельского поселенияорганизовали для местных жителей Рождественские гуляния. На мероприятии казаки продемонстрировали навыки фланкировки шашкой, а также угостили всех желающих ухой.
Казаки Волжского округа встретили Рождество Христово в храме Святых равноапостольных Константина и Елены города Волжского на территории «Казачей заставы». По окончании рождественской службы казаки во главе с окружным атаманом Виктором Сухоруковым организовали для прихожан праздничный салют.
В этот день в Константиновской станице Волжского округа состоялись «Казачьи забавы». Самым популярным занятием стало катание на лошадях верхом, в запряженной повозке, тактическая игра лазертаг. Участники праздника также соревновались в рубке шашкой и стрельбе из пневматической винтовки. По окончанию всех участников казаки накормили сваренным на костре шулюмом.
Отметим, что в период Новогодних и Рождественских праздников казаки Всевеликого войска Донского в составе казачьих дружин и добровольных народных дружин приняли участие в мероприятиях по профилактике правонарушений и обеспечению безопасности граждан.
———————-
Новый атаман северодвинского казачьего общества Николай Васильков: «Нам нравится наша активная жизнь»
Прежде чем отправляться в гости к казакам — северодвинскому казачьему обществу, я подумала: а что же я знаю о них? «Тихий Дон», Григорий Мелехов, песни типа «Ты не вейся, чёрный ворон» да розенбаумовское «Только пуля казака во степи догонит…» Да ещё яркие казачьи наряды. И всё…
Оказалось, история казаков многогранна и противоречива. Одни источники утверждают, что казаки произошли от скифов, другие уверяют, что от хазар, третьи, что казаки и вовсе тюркско-славянского происхождения, а некоторые этнографы уверены, что казаки родом с княжества Тмутаракани. А ещё в казачьем фольклоре бытует очень симпатичная версия, что их предшественниками были древнерусские богатыри, нёсшие службу на степной границе под началом «матёрого» казака Ильи Муромца.
Все версии имеют право на жизнь. Но главное даже не в происхождении. Главное — казачьи нравственные законы и порядки. Главный постулат жизни казаков: «Душу — Богу, сердце — людям, жизнь — Отечеству, честь — никому». И в этом вся суть казачьих законов.
Но вопросов к северодвинским казакам оставалось немало. Вот и решила я задать их новому северодвинскому атаману Николаю Николаевичу Василькову, избранному казачьим кругом взамен сложившего свои полномочия основателя этого общества родового казака Николая Филипповича Чеснокова.
— Как же казаки-степняки оказались у нас на Русском Севере? И как сформировалось ваше общество?
— Казаки на Русском Севере были с давних пор в качестве служилых людей. Примером может быть знаменитый Семён Дежнёв, родившийся в казачьей семье в Великом Устюге. В XX веке рост казачьего сословия на Севере произошёл в результате известных репрессий 20-30-х годов. Тогда много казачьих семей было сослано на Север. И не только на Север, по всей России казаков раскидало. Недавно пришла к нам женщина, в семье которой много лет держался запрет на разговоры о том, что они казаки. Так запуганы были люди.
Общество наше было создано прекрасным человеком первым нашим атаманом Николаем Филипповичем Чесноковым, потомственным казаком. Мои корни тоже казацкие. Прадеды, дед и отец мой с Кубани, со станицы Успенской. Один из прадедов воевал в Турции с казачьим корпусом, в Гражданскую мои деды воевали и в Красной, и в Белой армии. Наша родовая казачья фамилия по отцу Носачёвы.
У нас в обществе есть и потомственные казаки, а есть и те, кто вступил к нам, принял присягу в день Покрова Пресвятой Богородицы в казачьем кругу, всей душой воспринял наши законы и порядки. Казаком становятся однажды — принял присягу, стало быть, до смертного часа ты казак, и никак иначе. Сейчас у нас в обществе двести человек, как прежде сказали бы, двести сабель.
— По поводу сабель. Прежде казаки в военное время призывались на службу царю и Отечеству. В мирное время они были землепашцами, но всегда были готовы к воинской службе. Сегодня этой задачи перед казаками не стоит. Что же легло в основу сегодняшних казачьих обществ?
— Сегодня служба казаков мирного характера. Для нас важно привить детям и молодёжи любовь к нашей Родине. Мы пропагандируем культурные традиции и историю казачества, принимаем участие в охране порядка на больших, в том числе церковных, праздниках.
Что касается творчества, мы выступаем своим фольклорным хором на разнообразных площадках города и области. Наше общество участвует в значимых проектах, таких, например, как «Другой возраст» в библиотеке «Бестселлер». Ещё мы проводим мастер-классы по изготовлению народных кукол (мастер Елена Патрушева), рассказываем о наших обрядах, например про казачью свадьбу. Игорь Рассоха, наш казак, провёл недавно мастер-класс по приготовлению старинного казачьего пирога. За 2017 год мы участвовали более чем в сорока мероприятиях. Это очень много.
— Все мероприятия требуют немалых расходов. В первую очередь это оборудование, костюмы и транспорт. Вы зарабатываете на ваших мероприятиях?
— Бог с вами, все мероприятия мы проводим бесплатно. А расходы у нас действительно немалые. Но тут нам помогают гранты администрации Северодвинска. Начнём с того, что аренда и коммунальные услуги за это помещение, где мы с вами встречаемся, оплачиваются администрацией Северодвинска. На средства грантов мы приобрели музыкальную аппаратуру и пошили костюмы. А что касается транспортных расходов, тут всё проще — ездим на своих машинах.
— Можно рассказать подробнее о вашем фольклорном ансамбле?
— В нашем ансамбле народ увлечённый и очень хороший. Сейчас как раз идёт у нас обновление репертуара. Очень нам нравятся старые казачьи песни «Трубочка», «Эх, душа казака», «Атаман», «Любо-любо», «Когда мы были на войне» и многие другие. Поём мы и современные песни, русские народные, всего примерно сто песен. Где их находим? Ищем в Интернете, нам присылают хорошие стихи, пишем на них музыку.
Наш руководитель Юлия Маринец сейчас в отпуске по уходу за ребёнком, но без руководителя мы не остались. На её место встала Людмила Силаева, как и положено у казаков, заменив временно выбывшего бойца в казачьем строю. Людмила не новичок в вокальном искусстве, а настоящий мастер. Работала художественным руководителем ансамбля в ДОФе. Сама Людмила говорит: «Я пришла не в коллектив, я влилась в дружную семью. Здесь, как в хорошей семье, все относятся друг к другу с уважением, любовью и заботой. Кроме того, мне близки казачьи законы, ведь казаки люди чести, долга и православия. От этом все наши песни».
— У общества богатая творческая жизнь, много друзей и общих проектов. Как вы всё успеваете?
— Да, друзей и новых творческих контактов у нас немало. Приведу лишь несколько примеров. Недавно в Архангельске наш ансамбль встречался в синагоге с еврейским обществом. Вместе с украинской диаспорой участвуем в проекте «Казачья свадьба», давно дружим с конным клубом «Тавро», даже участвовали с ними в проекте «День лошади». И конечно, мы наладили связи с другими казачьими объединениями, например, с красноборскими казаками провели малый казачий круг. Хороший праздник получился у нас.
Знаете, у нас в обществе собрался добрый, неконфликтный народ, все готовы помочь друг другу. Детвора наша не остаётся в стороне от мероприятий. Дети вообще хорошо нас принимают, — может, из-за наших колоритных костюмов, а может быть, и от особой доброй энергии, которая идёт от нас. Хотелось бы открыть в одной из школ города казачий класс, но пока этот проект по непонятным причинам продвигается туго.
…Нам нравится наша активная жизнь: репетиции, поездки, выступления. Так, лето 2018 года мы сейчас называем «безумное лето 2018 года». Наш ансамбль был просто нарасхват на праздниках города и области. Как у всех, и у нас есть проблемы, но мы уверены, что с Божьей помощью и поддержкой добрых людей они найдут решение. А мы будем трудиться, радоваться жизни и радовать людей нашим творчеством. И ещё раз скажу главное: спасибо, Господи, что мы казаки!
Татьяна Букурова
———————-
В краевом комитете по делам национальностей и казачества подвели итоги и наметили планы
В комитете Ставропольского края по делам национальностей и казачества прошло заседание коллегии по результатам деятельности комитета в 2018 году и задачам на предстоящий 2019 год. Участники заседания обсудили новую редакцию Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года. Подведены итоги работы комитета в сфере гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений, противодействия этническому и религиозному экстремизму. Их индикатором являются ключевые показатели ежегодного социологического исследования. Мониторинг бытовых событий, имеющих тенденцию перерастания в межнациональную плоскость, показал, что на протяжении последних лет количество таковых неуклонно снижается: если в 2015 году был выявлен 201 такой конфликт, то в уходящем году 132 инцидента. Все они были своевременно урегулированы, а их последствия минимизированы. Алексей Чаплыгин обратил особое внимание на усиление профилактической и воспитательной работы с молодежью, обучающейся в средне-специальных учебных заведениях Ставрополья, в которой теперь будет значительно усилена роль руководителей краевых национально-культурных организаций. О государственной поддержке казачества на Ставрополье в уходящем году рассказал начальник отдела по делам казачества Арсен Жиров. Он отметил, что реестровые казачьи общества сегодня созданы во всех муниципальных районах и городских округах Ставрополья. В крае охраняют правопорядок 108 народных дружин из числа казаков, также на 21 территории действуют подразделения окружной казачьей дружины. За 11 месяцев 2018 года с участием казаков раскрыто 135 преступлений, задержано 25 лиц, находящихся в розыске, изъято 894,3 гр. наркотических веществ, раскрыто 6446 административных правонарушений. С 1 января 2019 года окружная дружина по решению Губернатора Ставрополья будет увеличена еще на 40 человек. При поддержке комитета в крае проводятся более 30 мероприятий регионального и межрегионального уровней, направленных на развитие традиционной казачьей культуры, военно-патриотическое воспитание молодежи. В школах Ставрополья действуют 252 класса с преподаванием дополнительного казачьего компонента в учебных программах, где обучается более 5500 детей. За счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности, казачьи общества направили на приобретение формы и питание кадет более трех миллионов рублей. Кроме того, в уходящем году казаки, занимающиеся военно-патриотическим воспитанием молодежи, прошли профессиональную переподготовку на базе «Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова». Для улучшения учебной базы совместно с министерством образования края разработана типовая дополнительная образовательная программа для казачьих кадетских классов. На заседании коллегии также были подведены итоги работы в сфере противодействия коррупции и по рассмотрению обращений граждан. По итогам коллегии принят ряд решений, среди которых – проведение в 2019 году семинара для муниципальных и государственных служащих по детальному изучению Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года с участием экспертов от органов власти и научного сообщества.
———————-
8 января 1942 года началась Ржевская битва во время Великой Отечественной войны
Ржевская битва – боевые действия, проходившие во время Великой Отечественной войны в период с 8 января 1942 года по 31 марта 1943 года. Под этим названием условно объединяют 4 наступательные операции, которые провели советские войска Западного и Калининского фронтов против группы армий «Центр» на Ржевско-Сычёвско-Вяземском направлении. Ржевская битва была одной из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны, но до сих пор нет единого ответа, сколько советских солдат полегло на ржевской земле. Источники указывают разные цифры: от 1 до 2 млн. человек. Также одну из операций, Ржевско-Вяземскую, часть историков относят к Московской битве, а не Ржевской. Объясняется это тем, что операции не были частями единого наступления, между ними были временные интервалы от полутора до трех месяцев. Сюда относят следующие операции советских войск: 1. Ржевско-Вяземская операция 1942 года – наступательная операция Калининского и Северо-Западного фронтов, сроки проведения: 8 января – 20 апреля 1942 года. Первое сражение Ржевской битвы является и самым кровопролитным. Официальная советская статистика (Г.Ф.Кривошеев) указывает на 300 тысяч погибших советских солдат, а в современных исторических трудах, например, С.А.Герасимовой, Е.Федорова, цифры приближены к 700 тысячам человек. 2. Ржевско-Сычёвская стратегическая наступательная операция – боевые действия Калининского (генерал-полковник И.С. Конев) и Западного (генерал армии Г.К. Жуков) фронтов с целью разгрома немецкой 9-й армии (генерал-полковник В. Модель) группы армий «Центр» (командующий генерал-фельдмаршал Г. фон Клюге). В народе операции дали название «Ржевская мясорубка», за 2 месяца (с 30 июля по 1 октября 1942 года) в ней погибло порядка 300 тысяч солдат советской армии. 3. Вторая Ржевско-Сычёвская стратегическая наступательная операция (операция «Марс») – боевые действия Калининского (генерал-полковник М. А. Пуркаев) и Западного (генерал-полковник И. С. Конев) фронтов, в период с 25 ноября по 20 декабря 1942 года, с целью разгрома 9-й армии группы армий «Центр», оборонявшейся в Ржевско-Вяземском выступе. Руководил операцией Г.К. Жуков. Число погибших с нашей стороны – 100 тысяч солдат, со стороны немецкой армии – 40 тысяч. 4. Ржевско-Вяземская операция – заключительная часть Ржевской битвы, продолжавшаяся в период со 2 по 31 марта 1943 года, в результате которой удалось отодвинуть линию фронта от Москвы ещё на 130-160 километров, нанести поражение основным силам немецкой группы армий «Центр» в районе Ржев–Вязьма, освободить города Ржев, Сычёвку, Вязьму и другие, и тем самым ликвидировать ржевский выступ.
———————-
9 января 1769 года в России введены первые бумажные деньги – ассигнации
До начала правления Екатерины II в России в обиходе были медные монеты. Золото и серебро, которые ценились за границей, шли в основном на покрытие ежегодно растущих военных и дворцовых расходов. Чеканка медной монеты приносила серьезные доходы казне. Пока она чеканилась в небольшом количестве и служила разменом крупной монеты, с денежным обращением все было в порядке. Но ко времени правления Екатерины доля медных денег начала угрожающе расти, и они превратились в главное платежное средство внутри страны. Доставка таких денег вызывала серьезные трудности. Так, например, 1000 рублей медными монетами весили 62,5 пуда и требовали для перевозки две телеги. К тому же подсчет меди связан был с ошибками и занимал много времени. Для того, чтобы избавиться от этих недостатков, в России было решено ввести бумажные деньги. В связи с этим (29 декабря 1768) 9 января 1769 года Екатериной II был подписан манифест о введении в России ассигнаций номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей. Самые первые российские ассигнации хозяйственная Екатерина приказала изготовить из старых дворцовых скатертей и салфеток, которые таким необычным образом обрели вторую жизнь в новом благородном виде. Ассигнации напоминали титульный лист книги: вертикальный формат, изящные шрифты, одноцветная печать, ручного изготовления белая бумага с филигранью – фигурными водяными знаками. В центре красовался двуглавый орел с распростертыми крыльями и цепью ордена Андрея Первозванного, но не коронованный. Слева полукругом шла относящаяся к орлу надпись – «Покоит и обороняет». Вверху была надпись «Любовь к отечеству», внизу – «Действует к пользе онаго». Справа была изображена неприступная скала, под ней – бушующее море и головы чудовищ. Над всем этим было написано «Невредима». Все ассигнации выпускались одного размера и цвета и различались только цифрой номинала. К середине 1771 года 75-рублевые ассигнации печатать прекратили — из-за того, что мошенники научились переделывать 25-рублевые ассигнации на 75-рублевые. Для дополнительного устрашения фальшивомонетчиков была введена смертная казнь за подделку денег.
Источник: Российское казачество, КАИЦ, КАИЦ, КАИЦ, Казачий кругъ, Казачий кругъ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество