Обретение креста и другие новости Русского Православия от 03 апреля 2019 года
В результате проведенной поисковой операции проведенной казаками регионального отделения СКВРиЗ, в лесу, на бывшем ставропольском тракте был найден 200-сот килограммовый многовековой каменный крест.
Поклонные кресты
Несомненно, обычай водружать кресты при дороге, на полях, при входах в села и т. п. есть древний, христианский, православный обычай. Точно известно, что кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовали еще до нашествия татар, в XI-XII веках. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня.
Бывает, что на кресте есть живописное, а чаще резное изображение распятия с традиционными деталями, как-то: головою или черепом внизу, а по бокам копьем, губкой на шесте, лесенкой и проч. Изредка встречаются по поперечным концам изображения святых, особенно Богоматери, Иоанна Крестителя, ангела. Редко, но все же встречается на средокрестии икона, иногда углубленная в него и застекленная.
По древним преданиям Руси водружение креста соединялось с началом христианской проповеди и служило знаком будущего или начинающегося торжества христианства над неверием.
По свидетельству императора Константина Багрянородного, в земле печенегов (на юге Руси) еще в X веке в числе других памятников христианских, среди развалин древних городов находимы были каменные кресты, вырезанные из тофуса (гротный камень, мягкий, ноздреватый).
Крест при дороге, пред селом, среди села, при реке, колодезе, на поле, на горе, в лесу служит действенным источником ободрения, утешения для всякого доброго христианина из посе-лян, проводящих половину, если не большую, своей тяжко-трудовой жизни под открытым небом. В нем чувствуется благодатное дыхание любви Божией, повсюду сопровождающей человека, спасающей его от бед и напастей, врагов видимых и невидимых. Это чувство высказывается темно, безотчетно, своеобразно, наивно: но оно и живо и живительно.
Крест с Грушовой балки (Татарский лес)
О данном кресте нет никаких прямых указаний ни в одном историческом очерке или описании. В любом случае можно определенно утверждать, что в месте где был найден крест, установлен он не был, так как подобные кресты располагаются на возвышенности и у дороги, ближайшая дорога находится от района «Олимпийский» до телевышки. Видимо он стоял на верху, и кто-то его скинул, либо так как оползневая зона, дорога, как и крест просто съехали вниз. Есть также предположения, что по верхней части балки в лесу шла внутренняя дорога, более извилистая, но защищенная от солнца и ветра среди деревьев, этой же теории соответствует найденный старинный родник, который к сожалению, на данный момент в следствии движения почв не действует, но видно, что ранее он был популярен до такой степени что он обложен камнем. Крест стоял прислоненный к камню, на данном кресте видно множество следов от пуль, верхняя часть креста имеет следы реставрации так как видимо одна из пуль сломала его верхнюю часть.
Место нахождения – северный склон Грушевой балки (ориентировочные координаты 45°00’18.0″N 41°52’15.9″E)
Сама операция по поиску креста, была инициирована совместно с фондом казачества в лице Есаулова Тимофея, после акта вандализма по отношению к кресту на Татарском городище. Имея информацию, что крест ранее находившийся на склоне обрыва, был перемещен в глубь леса, но не имея никаких координат, казаки, зайдя со стороны Маяк 2/3 группой в количестве 8 человек выдвинулись в западном направлении цепью по лесу. Крест был в обнаружен в самый последний момент, буквально перед принятием решения о прекращении поисков. Район поисков представлял собой непростую непростую 3 километровую зону, каменистые расщелины, оползневые зоны, завалы из деревьев и заболоченные участки.
Крест высотой около 140-150 см, весом около 180-200 кг, пронесен на руках до дороги через ручьи и болотистую местность с резкими перепадами высот. Погружен на личный автотранспорт и доставлен в музей казачества. Время начала операции 10:00 – окончание 18:00 общее количество личного состава, задействованного в операции – 12 человек. Ответственный за выполнение операции – товарищ атамана ССКО «Станица Казанская» И. Панченко.
———————-
17 марта, в день праздника Торжество православия, среди казаков Камешковского хуторского казачьего общества (атаман Грибоедов А.А.), прошли православные чтения на тему: «Неоязычество и национализм. Истоки возникновения и опасность развития.» Проведению такого мероприятия способствовало событие, которое произошло с одним из казаков Камешковского ХКО.
Вдохновителем мероприятия выступил иерей РПЦ отец Сергий (Щелкунов). Он подготовил интересный материал по теме. Так же были заслушаны докладчики по отдельным моментам.
Такой формат общения был опробован нами впервые. Все участники смогли высказать свое мнение, задать интересующие вопросы и немного подискутировать. Казаки открыли для себя действительную, реальную опасность распространения неоязычества среди казачества и военнослужащих, служащих силовых ведомств и структур власти. Пока это не касалось общины, казакам казалось, что это где то далеко. Но опасность гораздо ближе и реальнее чем могло казаться. Не нужно представлять их как дикарей поклоняющихся пенькам, сегодня неоязычник, родновер это зачастую образованный и самодостаточный человек. Среди них много людей имеющих определенный опыт и знания. Обман и подлог выстраивается очень четко, неподготовленному человеку трудно опровергнуть их псевдонаучные, красиво сформулированные доводы.
Однозначным выводом участников стало то, что каждому православному человеку необходимо постоянно вооружаться знаниями, что бы не быть беспомощным в беседах с неоязычниками.
Нужно укрепляться в Вере и стараться быть примером для окружения.
В этот светлый и праздничный день, все прошло спокойно и по доброму. Будем развивать формат таких встреч.
———————-
Духовник МГУТУ им. К.Г. Разумовского иерей Тимофей Чайкин передал в дар книги для духовно-просветительского центра филиала Первого казачьего университета в г. Волоколамске
1 апреля по благословению Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла ответственный секретарь комитета иерей Тимофей Чайкин передал в дар духовно-просветительскому центру Московского областного казачьего института технологий и управления (филиал МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г.Волоколамск) книги духовно-нравственного содержания. Литература была подобрана специально для нужд студентов. Богословская, нравоучительная, аскетическая литература призвана ближе познакомить с Православием членов духовно-просветительского центра. Благодаря доброму соработничеству Синодального комитета и Университета студенты встречаются со священнослужителями, посещают лекции духовно-нравственной тематики, принимают участие в литургической жизни.
———————-
В Краснодаре пройдут Приднестровские поминовения
Памятный митинг пройдет 6 апреля на Славянском кладбище краевой столицы.
Напомним, что в 1992 году между властями Молдавии и жителями Приднестровья возник вооруженный конфликт. Тогда, на защиту мирного населения отправились около 120 кубанских казаков, пятеро из них погибли. В Краснодаре покоятся Александр Берлизов, Николай Петин, Валерий Татаренко, а двое — Алексей Антонов и Сергей Денисов — похоронены в родных станицах.
Также в этот день вспомнят Героя Абхазии Анатолия Сидоренко, накрывшего гранату своим телом и спасшего не один десяток жизней мирных жителей во время войны в Абхазии. Его могила находится рядом с местом упокоения героев Приднестровья.
Ежегодно к месту, где покоятся погибшие в Приднестровье, приходят их боевые товарищи, казаки Екатеринодарского казачьего отдела, воспитанники казачьего кадетского корпуса им. атамана М. Бабыча.
К воинским захоронениям собравшиеся возложили цветы и венки.
———————-
31 марта православная церковь вспоминает Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского
Святитель Кирилл был архиепископом в Иерусалиме в IV в. Родился он здесь же от благочестивых родителей. Став священником, три года говорил он поучения готовящимся ко крещению и новокрещеным — так называемые «огласительные» , которые дошли до нас. Когда же был рукоположен во епископы, то защищал истины веры от ересей Ария, Македония и других, за что три раза лишали его епископской кафедры и ссылали в заточение. По возвращении из ссылки св. Кирилл присутствовал на II Вселенском соборе, бывшем против ереси Македония. Скончался мирно в 386 г. В его время в Иерусалиме было видение креста на небе. Сияние креста было сильнее солнечного. Видение продолжалось несколько часов, и множество иудеев и язычников крестилось тогда (читайте 7 мая). В его же время римский император Юлиан, отступивший от веры Христовой, вопреки пророчеству Спасителя (Мф. 24:2) хотел восстановить иудейский Иерусалим и храм. Св. Кирилл говорил, что усилия императора будут тщетны. Иудеи во множестве собрались в Иерусалиме и принялись за работу. Но землетрясение с бурей и вихрем разметало приготовленный материал и орудия, причем многие из работников были задавлены; затем новым землетрясением вырвано было из земли уцелевшее основание древнего храма, огонь же, вылетавший из земли клубами, сжигал все строительные орудия, опалял работников, а на одежде их и даже на теле оставлял знак креста. Иудеи оставили тогда свое предприятие, а многие из них крестились.
———————-
1 апреля православная церковь чтит Мучеников Хрисанфа и Дарию
Святые Хрисанф и Дария пострадали в Риме в 283-ем году. Святой Хрисанф происходил из языческой семьи; получил хорошее образование. Среди книг ему попадались такие, в которых язычники рассуждали о христианстве. Но юноша захотел прочитать книги, написанные самими христианами. Юноше довелось найти книги Нового Завета. Священное Писание просветило душу разумного юноши. Он нашел скрывавшегося от гонений пресвитера Карпофора и принял от него святое Крещение. После этого он начал открыто проповедовать Евангелие. Отец юноши всячески старался отвратить сына от христианства и женил его на красавице Дарии, жрице Афины Паллады. Однако святой Хрисанф сумел обратить свою жену ко Христу, и молодые супруги по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь. После смерти отца они стали жить в отдельных домах. Святой Хрисанф собрал вокруг себя нескольких обращенных ко Христу юношей, а вокруг святой Дарий собрались благочестивые женщины. Горожане пожаловались епарху Келерипу, что святые Хрисанф и Дария проповедуют безбрачие. Святой Хрисанф был отдан на мучения трибуну Клавдию. Однако пытки не смогли поколебать мужество молодого мученика, ибо сила Божия явно помогала ему. Пораженный этим, трибун Клавдий уверовал во Христа и принял святое Крещение вместе с женой Иларией, с сыновьями Иасоном и Мавром и со всеми домашними и воинами. Когда весть об этом дошла до императора Нумериана (283 — 284), то он приказал всех их казнить. Мученик трибун Клавдий был утоплен в море, а его сыновья и воины были обезглавлены. Христиане похоронили тела святых мучеников неподалеку в пещере, и святая Илария стала постоянно ходить туда, чтобы молиться. Однажды ее выследили и привели на мучения. Святая попросила дать ей несколько минут для молитвы, закончив которую скончалась. Служанка похоронила святую в пещере рядом с сыновьями. Святую Дарию мучители отдали в блудилище. Но там ее охранял посланный Богом лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Мученица проповедовала им Христа и обращала на путь спасения. Святого Хрисанфа бросили в смрадную яму, куда стекали все нечистоты города. Но ему воссиял Небесный Свет, а вместо смрада яма наполнилась благоуханием. Тогда император Нумериан велел отдать святых Хрисанфа и Дарию в руки палачей. После истязаний мученики были живыми зарыты в землю. В пещере, расположенной неподалеку от места казни, стали собираться христиане, празднуя день мученической кончины святых. Они совершали Богослужения и причащались Святых Тайн. Узнав об этом, языческие власти приказали засыпать вход в пещеру, заполненную молящимися. Так в муках погибло множество христиан, из которых двое известны по именам: мученики пресвитер Диодор и диакон Мариан.
———————-
2 апреля- Страдание преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патрикия
Во дни святейшего патриарха иерусалимского Илии, который был вторым патриархом того же имени во святом городе Иерусалиме, уже находившемся тогда во власти агарян (а в Царьграде в то время царствовали Константин и Ирина), возникло у агарян междоусобие, сильно разорявшее страну: варвары, воюя между собою, опустошали не только села, но и города, как Елевеерополь, Аскалон, Гаэу, Скарифию и другие. Нападая врасплох, они, если и не убивали всех людей, однако грабили всё имущество и умерщвляли тех, кто им сопротивлялся; устраивая засады по дорогам, они схватывали прохожих, били, ранили их и грабили у них всё до последней рубашки; хорошо еще было, если отпускали живым раздетого, избитого и израненного путника. Тогда и святой город Иерусалим находился в большом страхе; туда стекались жители окрестных городов и сел; они охраняли стены и готовились отразить разбойнические набеги варваров. В то время и славная обитель святого Харитона была так сильно разорена, что потом уже не могла оправиться, но пришла в окончательное запустение; и лавра преподобного Саввы также претерпела много горя; в нее из разных мест собрались святые отцы и при игумене Василии преподобном угождали Богу постническим житием. Во время агарянского междоусобия и разбойнических нападений они не выходили никуда из своей обители. Хотя они и могли бы, оставив лавру, спастись от варваров в Иерусалим, но не хотели покинуть того святого места, где первоначально приняли на себя иго Христово; раз умерев для мира, они не страшились смерти, но, положившись на Христа, говорили: — Владыка наш, если захочет, может спасти нас от рук варварских, — если же будет угодно Его праведной воле отдать нас варварам на убиение, то пусть Господь поскорее пошлет нам мучение, полезное для души. Примем — говорили они друг другу, — полезное от руки Владыки нашего, не возвратимся от страха из безмолвной пустыни в суету мирскую, чтобы не осудили нас все, как робких, не соблюдающих повелений Господа нашего, говорящего: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Хорошо видеть удаляющихся от мира в пустыню и идущих по Христовым стопам; но как плохо видеть, если они, немного пожив в пустыне, бегут оттуда из страха перед людьми и возвращаются в мир; пусть не посмеется над нами общий всех враг диавол, боязнью варваров изгоняющий нас из безмолвной пустыни в город; он много раз был побеждаем нами с помощью Христа, Царя нашего и бежал от нас как пёс, позорно прогнанный. Нам не надо каменных стен для защиты: вместо стены необоримой — защитник наш Христос, Которому мы у святого Давида научились петь: «Будь мне каменною твердьшею, домом прибежища, чтобы спасти меня» (Псал. 30:3).
———————-
3 апреля- Память во святых отца нашего святителя Кирилла, епископа Катанского
Святой Кирилл был родом из Антиохии; он был ученик Апостола Петра и им был поставлен епископом Катанским в Сицилии. Хорошо и богоугодно пас он свою паству, приводил неверных к вере Христовой и сотворил много чудес, из которых упомянем одно. В той местности был источник с горькой водой; святитель же Божий Кирилл, помолившись Богу, переменил горечь этого источника на сладость. Увидев это, эллинский начальник, идолопоклонник, уверовал во Христа, а с ним уверовали и многие другие. Достигши глубокой старости, святой Кирилл почил святолепным сном смерти и погребен был с честью на том острове (Сиицилии), подавая исцеление прибегающим к нему с верою.
———————-
Войсковой священник ВКО ЦКВ иерей Марк Кравченко совершил рабочий визит в Тверскую митрополию
29 марта 2019 года состоялся рабочий визит войскового священника Центрального казачьего войска иерея Марка Кравченко в город Тверь. По благословению правящего архиерея, митрополита Тверского и Кашинского Саввы, совещание с атаманами, казаками и окормляющим их духовенством прошло в здании Епархиального управления.
В совещании приняли участие: иерей Андрей Фонарёв, председатель Епархиального Отдела по взаимодействию с казачеством; протоиерей Михаил Королёв, окормляющий священник Тверского Станичного казачьего общества; протоиерей Виктор Гуров, директор МБУДО ДЮЦ «Новая Корчева» (г. Конаково); протоирей Сергий Чивиков, окормляющий священник Селижаровского Хуторского казачьего общества и другие окормляющие казаков священники.
По поручению Товарища атамана Центрального казачьего войска Г.Н. Сидорина в совещании принял участие Н.Г. Шаповалов. Другими участниками были: атаман Тверского Отдельского Казачьего Общества (ТОКО) А.С. Новоселов; товарищ атамана ТОКО Ю.А. Мякеньких; атаман Тверского Станичного Казачьего Общества А.Г. Меньшиков; атаман Конаковского Станичного Казачьего Общества П.М. Макеев; атаман Ржевского Станичного Казачьего Общества С.А. Баранов; товарищ атамана Рамешковского Хуторского Казачьего Общества В.В. Ивушкин; товарищ атамана Бологовского Хуторского Казачьего Общества А.С. Племяник; заместитель атамана Кимрского Станичного Казачьего Общества по работе с молодёжью А. Шевцов; председатель Суда чести С.П. Новосёлов; председатель Совета стариков В.А. Ермошкин; В.Б. Архаров.
Были обсуждены вопросы, касающиеся сотрудничества Церкви и казачества, в частности, в сфере взаимодействия руководителей епархиальных отделов с атаманами казачьих обществ и Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством; вопросы, связанные с предоставлением отчетности епархиального отдела в синодальный комитет, освещение событий в СМИ, практика духовного окормления казаков и ряд других тем. Обсужден и намечен план дальнейших мероприятий.
Встреча прошла в продуктивной и дружественной атмосфере. Участники отметили необходимость дальнейшего укрепления взаимодействия государственных, казачьих и церковных структур и выработали совместные решения по обсуждаемым проблемам.
Подводя итоги, отец Марк поблагодарил прибывших на встречу участников совещания и просил передать слова признательности и благодарности митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве за оказанное содействие и помощь в организации и проведении данного мероприятия. «Надеюсь, дорогие мои, что наше доброе соработничество послужит на благо Церкви, Отечеству и Казачеству, и мы с вами используем должным образом тот добрый потенциал, который имеем по милости Божией».
Источник: КАИЦ, КАИЦ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, ЦКВ