Сибирское
Казачество
04 мая 2021 Просмотров: 937 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

О национальной культуре, как духовно-стратегическом оружии \ 4 мая 1838 Тарас Шевченко был выкуплен из крепостных

О национальной культуре, как духовно-стратегическом оружии

Несмотря на обильный поток самого разного рода писем и сообщений, которые ежедневно поступают в адрес КИАЦ, при их открытии, жемчужины действительно важной, проникнутой заботой, любовью, а порою и болью за судьбу казачьего народа мыслей и информации, обнаруживаются весьма редко.

Полученное недавно письмо и прилагаемые к нему проекты, автором которых является директор-художественный руководитель Фестивально-гастрольного агентства «Разгуляй», Председатель Межрегиональной общественной организации «Союз Казачьей Танцевальной  культуры», Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии Александр Михайлович Литовченко, явило  на сегодня, пожалуй, одну из наиболее крупных такого рода жемчужин.

За многие годы работы (12-ть педагогических, 12-ть профессиональное руководство Госансамбля «Казачья вольница» – Краснодарская филармония; 12-ть частный бизнес: фестивально-гастрольное агентство и пр.), в данный момент Александр Михайлович, как он пишет: «Фиксирую только председательство Межрегиональной общественной организации «СОЮЗ КАЗАЧЬЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ».

С позволения Александра Литовченко привожу его письмо, адресованное мне, как руководителю КИАЦ. Надеюсь, казаки и казачки, особенно занимающиеся сохранением, поддержкой и развитием казачьей культуры, откликнутся на поднимаемые в нем проблемы и вопросы. После чего, сообща подумаем, что можно и нужно сделать, чтобы их решить, используя казачьи и не только казачьи информационные и иные ресурсы. Подумаем также, каким образом в решении этих проблем задействовать государственные структуры, ответственные за реализацию госполитики в отношении российского казачества, включающую в себя содействие сохранению и развитию культуры российского казачества, а также тесно связанную с ней задачу воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности к служению Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества.

Напоминаю, что Президент России В.В. Путин объявил 2022 год Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Так что есть время и возможности, чтобы к следующему году подготовить ряд крупных и менее крупных проектов, представляющих богатую казачью культуру во всех её красках и многообразии.

Далее предоставляю слово Александру Михайловичу, включая от себя вставки видео и некоторые пояснения по тексту, выделяемые мною цветом):


Выступать комиссаром подлинности и полноты понимания казачьей культуры не стану. Но верую, что Казаки России — длинномашбатный проект матушки истории, и она нам не подвластна. Но чувствуется время, день и час, когда мы вырываемся из жёстких объятий, сотворившей нас истории и начинаем творить казачью жизнь сами. Мир меняется быстрее, чем человек, но истина остаётся неизменна и, главное, как ею распорядиться. И еще вдогонку, несколько смыслов, от собратьев по возрождению: «Безыдейный, бездуховный народ, к сожалению, ничего не построит и, скорее всего, будет завоёван»

Письмо мотивированно, как реакция и впечатления меня, казака, на культурологическую профильность, национально-творческую практику в деятельности вашего Центра (имеется ввиду КИАЦ), на большое будоражащее пространство и время истории российского казачества. Листы письма отразят, только то, что увидено и услышано в цифровом контенте Вашего Центра.

А там дэ жэвэ казацка Слава, там без Духа нэ можно!

Вычитывая Стратегию до 2030 года, мы сами испытываем ответственность в деятельности, направленной на национальную безопасность, воплощенной развернутой политикой и поддержкой российского казачества. Нам так важно, чтобы было исполнено законодательное регулирование вопросов сохранения, охраны, изучения, использования, актуализации и пропаганды нематериального культурного наследия, где будет представлено традиционное народное исполнительское искусство, обычаи, обряды и церемонии, а особенно, массовая праздничная культура, развернутая индустрия.

Для этого вот уже 14 лет мы выстраиваем себе сами социальный заказ на проведение общественно значимых событий, акции в художественно-праздничной форме (о списке и форматах речь в проектах).

Сознание многих управленцев от культуры так вязко, что им проще видеть предметы искусства, их ощупывать. И как им точно сложнее с явлениями нематериальной, духовной культуры, тем более оценить её, в торопливом рапортовании на «верх».

В силе нематериальной, национальной культуры результаты не скоротечны, они насыщено аккумулируются в российском народе, в его поколениях, за счет яркости и образно обустроенных представлениях традиции в воинских церемониях, сюжетно-обрядовых театрализациях, музыкально-танцевальных представлениях.

Констатируя не жизнерадостность возобновленного, реконструированного исторического посыла, в некоторых наших государственных репродукциях непрямого контакта, хочется заявить, что с нашим участием можно сменить восприятие российским народом телевизионные версии, на живое восприятие массы национальных людей объединенных в Театре-сфера, до отказа наполненным историческим контентом (начиная с 9-12 веков), правдой о Российском казачестве.

Каждый раз, вырывая из уст тинэйджеров: «Зачем нам быть на массовом празднике, национальном площадном представлении, — мы же всё видим по ТВ». Мы не дадим разновозрастной публике отвыкнуть от прямого очеловеченного общения, тем более на таком популярно всеми фольклоре, каким является творчество казаков России!

Сейчас очевидно: казачьей многожанровой культуре не помогают.

А многие при этом делают очень умный вид, отвлекая и манипулируя, покрикивая: духовность, духовность. Кстати, нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Где же, уникальная семейно бытовая традиция и ежедневная культура, где воинская культура, где межнациональный паритет? Типология казачьего народа столь многообразна и завершена, что она сама явит базовые духовные скрепы, помноженные на факты уникальной истории казачества и не только как Российского явления. НО! Должны быть постоянно события ее произнесения и представления!

Еще раз о массовой культуре – это засилье образов, за которыми не стоит реальность. Поэтому в образах «насилия» не чувствуется боль, в «сексуальных» образах из рекламы нет желания, а за эмоциями в интернете нет живого общения. Мы свидетели действительно «упражнений» вокруг пустоты.

Паники нет, — человечество создало столько великого, что и нам с вами хватит вполне, и вообще всем. Вопрос о Представлении Национального в пространстве и времени нашей и других жизни.

Всё формируется и разваливается во времени и пространстве.

В этот дуализм активнейшим образом вмешивается политика государственных мужей, всегда находящихся в положении «временщиков».

Отвлечение и подмена: грамоты, дипломы, сертификаты.

Грамоты — лучше мнение профессионального специалиста со стороны;

Диплом — участие в большом национальном многожанровом, выездном проекте;

Сертификат – дополнительное профессиональное образование у мастеров.

Я никогда не думал, что органы образования такие вражистые: сертификат финансовая основа руководителя, флешмоб – лучший национальный танцмассив.

Отправляя именно Вам материал, не могу не привести хотя бы один пример, чтобы остаться в обосновании. Нам взрослым ясно, что молодежь является «социокультурным продуктом» своего времени. В последнее время снижение ценностей духовной культуры среди россиян, особенно среди молодежи (вся предыдущая практика наша опирается как на казачью молодежь, в основном образовательную, так и на молодежь, ориентированную на восприятие массового национального представления на основе казачьей традиции), связано с глубоким общественным кризисом в стране. На глазах происходит искажение исторически сложившейся общечеловеческой и национальной иерархии этических и эстетических ценностей в искусстве и быту, уменьшение фундаментального значения народного и духовного искусства.

Так вот, после программы «Самоварфест — 2019» представители администрации (президент Фонда «Культура наций», директор Фестиваля русского гостеприимства «САМОВАРФЕСТ» Долгарева Наталья Андреевна), информирует читателей о яркости и самобытности содержания праздника: «На нем выступили более 500 участников — граффити, скейтбординг, битбокс, рэп-фристайл, DJ-сеты, хип-хоп-спектакли, брейкинг с мастер-классами, а также уникальный фьюжн из национального коллектива и ультрасовременных музыкальных жанров сделали эту сцену одной из самых популярных на празднике». В письменном обращении к Наталии Андреевне, я интересуюсь, как это соотносится с нашей русскостью? Как, каким образом, здесь представляется, позиционируется наша многожанровая, многонациональная праздничность россиян. Для вас замечу, что это формат – молодежный!

Молодежь особенно восприимчива к массовой культуре, которая в первую очередь для нее и создается, и не случайно в настоящее время эскапистско-развлекательная тенденция превратилась в постоянное культивирование «массовой культуры», которая табуирована на официальном уровне превознесена и идеализирована как новое «прогрессивное явление». Тому есть доказательства об участии Запада в произносимых тенденциях.

Мы пойдем дальше, создавая новые события коллективных, соборных форм общения, труда и переживания нашей самобытной общностью.

Опора на собственные силы, искореняя философию бедности.

Тем более, что факт на нашей стороне: традиционная казачья культура оказалась столь притягательной и востребованной в современном обществе!

Понимая наличие функционального дефицита в деятельности казачьих структур, в первую очередь, руководящего звена, не внимательное, не целево-программное отношение к культурной деятельность. Она, культурная деятельность — это общественная практика по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей, и предоставлению культурных благ в области: культурного наследия, в т.ч. нематериального культурного наследия, профессионального и любительского художественного творчества.

И в качестве отвеса, я и творческие партнеры ответственно заявляем, что можем обеспечить уникальные площадные национальные представлении, в стилистике Театра-сфера и, 6 часов, не отпуская разновозрастную публику, представлять:

«Дикое Поле», «Хмельной дух минувшего», «Курган казачьей Славы!», «Там дэ живе казацка слава», «Росстань», «Шоб, було не хило», Пластуновская Казарла, «Праздничная Толока», «Тихий Дон» — 5-я версия снимается здесь, А у нас нынче гостюшки, Булавинская подкова, Танцмарафон – «Казак-FM» — все это фигуры памяти нашей истории…

«Казачью Триаду», как базовый сценарий «Казачьей станица Москва -2021» я высылаю Вам.


Такое вот письмо прислал уважаемый Александр Михайлович Литовченко. Ждем, как минимум, ваших комментариев, а как максимум конкретных предложений и проектов по развитию казачьей культуры, которые можно было бы вынести на рассмотрение Комиссии по работе с общественными объединениями казаков Совета при Президенте РФ по делам казачества. Это позволит включить отобранные проекты в план реализации Стратегии госполитики в отношении казачества на 2022 год, а значит, заручиться их государственной поддержкой.

И, в заключение, хочу поделиться видео, сделанным специально для этой статьи. Показанные на них кадры были отсняты в 2019 году в Тамани, во время проведения XXVI Всероссийского фестиваля-конкурса «Казачок Тамани». Александр Михайлович, готовил танцевальную часть галла-концерта и проводил тренировки коллективов перед выступлениями на сцене ДК культуры поселка Веселовка. Планировалось взять у него специальное интервью для КИАЦ, но обстоятельства сложились так, что сделать задуманное не получилось. Очень надеюсь, что это удастся сделать при следующей нашей встрече.

А.Зборовский

Источник: КАИЦ


4 мая 1838 стараниями Жуковского, Брюллова, Пушкина и других Деятелей культуры Тарас Шевченко выкуплен из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко.

В частности, при сборе средств 1000 рублей поступило от царской семьи.

В 1836 году, срисовывая статуи в Летнем саду, Шевченко познакомился со своим земляком, художником И.М. Сошенко, который, посоветовавшись с украинским писателем Е. Гребенкой, представил Тараса конференц-секретарю Академии художеств В.И. Григоровичу, художникам А. Венецианову и К. Брюллову, поэту В. Жуковскому.

Симпатия к юноше и признание одарённости малороссийского крепостного со стороны выдающихся деятелей русской культуры сыграли решающую роль в деле выкупа его из неволи. Далеко не сразу удалось уговорить Павла Энгельгардта: апелляция к гуманизму успеха не имела. Личное ходатайство прославленного академика живописи Карла Брюллова только утвердило помещика в его желании не продешевить и он вытребовал огромную по тем временам сумму — 2 500 рублей.

Брюллов сообщил друзьям, «что это самая крупная свинья в торжковских туфлях» и просил Сошенко побывать у этой «амфибии» и сговориться о цене выкупа. Сошенко перепоручил это непростое дело профессору Венецианову как человеку, принятому при императорском дворе, но даже авторитет придворного художника делу не помог.

Забота о нём лучших представителей русского искусства и литературы трогала и обнадёживала Шевченко, но затянувшиеся переговоры с его хозяином повергали Тараса в уныние.

Узнав об очередном отказе, Шевченко явился к Сошенко в отчаянном настроении. Кляня судьбу, он угрожал отомстить помещику и в таком состоянии ушёл. Сошенко встревожился и, желая избежать большой беды, предложил друзьям действовать без промедления. Было решено предложить Энгельгардту небывалую для выкупа крепостного сумму. В апреле 1838 года в Аничковом дворце проходила лотерея, в качестве выигрыша в которой была картина Брюллова «В.А. Жуковский».

Вырученные от проведения лотереи деньги пошли на выкуп крепостного Шевченко.


А вот у меня всегда при прочтении стенаний «политических украинцев» по поводу рабства Шевченко и причитаний о его чрезвычайной талантливости — возникал вопрос.

Если Тарас Григорьевич был настолько талантлив, как поэт и художник…

Если он был чрезвычайно востребован….

ТО ПОЧЕМУ ОН НЕ ВЫКУПИЛ СЕБЯ САМ?

Да-да. Как поступали сотни и тысячи талантливых крепостных в то время (уходили на откуп).

Предположу. Нет-нет. Я не утверждаю — я предположу, что рассказы о востребованности Т.Г. все же значительно преувеличены. Вот и выходит, что выкуп Шевченко — это всего-лишь хлопоманская прихоть Пушкина, Белинского и Брюллова — трех столпов РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. …. и семейства Романовых.

Сам же Т.Г. для своей свободы не сделал ничего, ровным счетом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *