Некрасовцы: казаки, которые стали турками / Вопросы истории русского казачества от 22 декабря 2018 года
Некрасовцы: казаки, которые стали турками
Казачье восстание
Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий. Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном – это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.
Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги». Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого. Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне.
Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.
Игнат Некрасов
Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, а другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка, а когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.
После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам – от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, и на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы. Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.
Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.
Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.
Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».
«Заветы Игната»
В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.
Казаки соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди, как «за брак с иноверцами – смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю». Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после победы над Запорожской Сечью в 1775 году.
Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.
Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции – на озере Майнос. После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.
Возвращение на родину
Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.
К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию. В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».
После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, и направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции. Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.
Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.
Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит.
Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.
Терентьев Андрей
———————-
«Самарская лука – центр притяжения казачества»
В пятницу 14 декабря в поселке красная Глинка городского округа Самара по благословению Митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия прошел заключительный тур городского историко-патриотического Фестиваля образовательных учреждений с казачьим компонентом «Самарская Лука – центр притяжения казачества». Организатором мероприятия стала Некоммерческая организация «Казачье общество станицы «Северная» Волжского казачьего войска при поддержке Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа Самара, Департамента образования Администрации городского округа Самара, Самарского окружного казачьего общества. В Фестивале приняли участие более 300 учащихся казачьих кадетских классов школ города, Самарского казачьего кадетского корпуса и Свято-Андреевского кадетского корпуса.
На первом этапе Фестиваля учащиеся приняли участие в тестировании по истории казачества. Казаки станицы «Северная» провели классные часы, на которых рассказывали кадетам об истории Волжского казачества.
Второй этап Фестиваля проходил в школах, где учащиеся приняли участие в конкурсе «Казачество в детских рисунках» и конкурсе сочинений «Казачьему роду нет переводу». По местам, связанным с нахождением известных казаков в Самарском крае, были проведены экскурсии, которые помогли подготовиться к заключительному этапу Фестиваля — Конкурсу «Страницы истории казачества».
Участники мероприятия, в числе которых были казаки станичных казачьих обществ, представители поисковых отрядов, военно-патриотических объединений Самары собрались 14 декабря в живописном месте у подножия Сокольих гор на заключительный этап Фестиваля. Свежий воздух, достопримечательности настоящей этнографической усадьбы, созданной региональной общественной организацией «Русская Слобода», включающей конюшню; тир для стрельбы из лука; площадку для метания ножей и пейнтбола; русский терем; кузницу; автопарк ретро-автомобилей; мини-музей исторического оружия. Русская изба, крепостной вал и ипподром завершают экспозицию усадьбы. Сама поездка в этот экскурсионно-исторический уголок Самары была поощрением для активных участников Фестиваля.
На торжественном открытии мероприятия участников приветствовали представители Администрации городского округа Самара, руководитель СРОО «Русская Слобода» и казаки СОКО. В течение дня на тематических площадках Фестиваля были представлены материалы по истории Волжского казачества, прошли викторина и мастер-классы для учащихся. В рамках Фестиваля работали выставки образцов вооружения ХVI-ХХ и истории поискового движения в Самарской области, представленная поисковым отрядом «Сокол». Дети катались на лошадях, смотрели костюмированные исторические сценки, отвечали на вопросы викторины. Результаты викторины оценивало квалифицированное жюри из казачьих старейшин. Каша из печи, чай из самовара со сладостями, вручение сувениров с символикой Фестиваля и призов победителям в номинациях – все это прошло в заключение мероприятия. По результатам 2018 года лучшему казачьему кадетскому классу Самары будет вручен Гран-При – переходящий флаг Фестиваля, который станет традиционным.
Геннадий Пецин — Атаман НО КО станицы «Северная» ВКВ
———————-
«За веру и верность». ЧКВ отмечает 27-ю годовщину возрождения
27 лет назад на территории Приднестровья было воссоздано Черноморское казачье войско. Сегодня в честь памятной даты в столице прошло торжественное собрание.
«То, что мы празднуем 27-ю годовщину возрождения черноморского казачества, говорит о том, что мы на верном пути. Казаки были, есть и будут верными защитниками своей земли, а казаки-черноморцы – защитниками Приднестровской Молдавской Республики», — отметил атаман ЧКВ Игорь Небейголова.
17 декабря 1991 года состоялся первый Учредительный сход Черноморского казачьего войска Приднестровья. В числе первых инициатив возрожденного казачества было решение о создании воинских формирований, уже с 3 марта 1992 года вышедших на боевые позиции.
«Тогда вы объединились, потому что вам была небезразлична судьба Отечества, встали за веру и правду. С этого момента пройден большой путь развития, созидания, возрождения исконных традиций. Сегодня ЧКВ – опора приднестровского государства. Именно вы охраняете покой приднестровцев, неся погранслужбу, занимаетесь патриотическим воспитанием молодежи», – говорится в послании главы государства, которое зачитал министр госбезопасности Валерий Гебос.
«За этой датой – судьбы людей, их повседневный труд, воля, служение государству, ратные подвиги и героизм. Казаки всегда были там, где опасно и трудно, где кипит борьба за справедливость и веру», — подчёркивается в поздравлении главы Правительства Александра Мартынова.
После окончания боевых действий на основе ЧКВ, одной из воинских частей и формирований ТСО (Территориального спасательного отряда) был создан пограничный отряд, который сразу же приступил к охране государственной границы нашей республики. В 1993 году был сформирован отдельный казачий пограничный полк. Помимо охраны государственной границы, на ЧКВ возложена миссия по патриотическому воспитанию молодого поколения.
«Это праздник тех, кто никогда не продавал свою честь и достоинство. Самой главной миссией казаков была, есть и остаётся защита своего Отечества», — заявил первый президент республики Игорь Смирнов.
В завершение торжественной части военнослужащим ЧКВ вручили государственные награды и присвоили казачьи чины.
История Черноморского казачества тесно связана с приднестровским краем. В 1787 году по приказу императрицы Екатерины II было образовано «Войско верных казаков», получившее впоследствии в пользование земли между Днестром и Бугом по берегу Чёрного моря, откуда и пошло название войска — черноморское.
С 1790 по 1792 год на этой территории бывшие запорожцы основали 25 поселений с резиденцией в Слободзее; в это время население на землях войска насчитывало 1 759 семейств, 5 068 мужчин и 4 414 женщин.
В 1792 году войску предложено было переселиться на Кубань и занять нижнее течение этой реки. Однако ушли не все. И спустя 200 лет потомки черноморцев возродили на территории Приднестровья войсковую казачью структуру.
———————-
Дни памяти Неизвестного солдата и Героев Отечества в Карелии
Дни памяти Неизвестного солдата и Героев Отечества, соответственно 3, 9 и 14 декабря казаки хуторского казачьего общества «Хутор Троицкий» не посчитали возможным отметить неким формальным образом. Заранее было «зарезервировано» межурочное время в средней школе п. Поросозеро, дабы в более доходчиво-благоприятной обстановке встретиться с учащимися нескольких старших классов, рассказать о тех великих событиях боевой истории России, где личное мужество, стойкость, жертвенность во имя отечества были присущи российскому солдату, ставившего защиту Родины выше своей жизни.
Защищать Отечество «не щадя живота своего»! Сей девиз был одинаково верен для всех без исключения сословий. И особенно это относилось к казакам, не только сформировавшим границы Российской империи к концу 19 века, но и стойко защищавших их с невиданной удалью и особенным героизмом. Немало можно вспомнить заслуженных героев из разных столетий нашей сложной истории, начиная с десятника Коловрата и монаха-воина Пересвета, но достаточно помянуть 500 егерей Карятина, отбивавшихся от 40-тысяной армии персов, и сотню казаков есаула Серова, что, помолясь Господу, прорубили себе дорогу через двадцатитысячное персидское войско.
Учащиеся старших классов приняли самое активное участие в столь важном мероприятии, выступая перед собравшимися товарищами со своими впечатлениями о произведениях, в сути своей раскрывших героику суровых будней Великой Отечественной войны. С большим энтузиазмом были встречены стихи Твардовского Александра Трифоновича, с душой и старанием прочитанные казаком-малолетком Карпекиным Иваном. Особо в обеспечении крайне полезного мероприятия следует отметить организаторскую и лекционную деятельность зав. библиотекой Мониной С.В. и преподавателя средней школы Хорт О.Ф.
Безмерно богата такими Героями земля Русская! Тем и сильна, и непобедима. Их неустрашимым мужеством, беспримерной храбростью и жертвенностью во имя Русской земли, их кровного Отечества. И здесь очень важно то, чтобы дети, те, которые придут после нас, кто будет опорой Земли Русской, впитал в себя накрепко ту же любовь, честь и преданность Отечеству, ощущали себя кровным продолжением наших древних и современных героев
Атаман ХКО «Хутор Троицкий», Представительство Оренбургского ВКО
На территории Республики Карелия «Северо-Западное Троицкое»
подъесаул Валерий Кухарь
———————-
24 января может стать днём памяти жертв Гражданской войны и политики расказачивания — Виктор Водолацкий
Российские казачьи организации хотят, чтобы правительство России утвердило 24 января днём памяти жертв Гражданской войны. С этой даты в 1919 году в советской России началась политика расказачивания, напомнил атаман Всевеликого Войска Донского Виктор Водолацкий.
Казачьи организации России намерены обратиться к правительству с просьбой сделать 24 января днём памяти жертв Гражданской войны. Об этом рассказал Виктор Водолацкий.
Во вторник, 18 декабря, в Москве состоялась встреча, посвящённая основным направлениям работы по увековечиванию 100-летней годовщины трагических событий расказачивания в советской России, которое началось в 1919 году. Депутат Государственной Думы и атаман Всевеликого Войска Донского Виктор Водолацкий сообщил, что казачьими организациями России принято решение обратиться к правительству с просьбой сделать 24 января днём памяти жертв Гражданской войны.
«На Большом круге было принято решение обратиться в правительство Российской Федерации с тем, чтобы 24 января включить как День памяти жертв Гражданской войны», — сказал он.
Напомним, что 24 января 1919 года была принята секретная директива «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах». Она предписывала вести самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Данная дата считается началом расказачивания в советской России.
———————-
Помнить историю- открывать будущее
Делегация казаков Миллеровского юрта посетила мероприятие, посвященное освобождению слободы Криворожье от немецко-фашистских захватчиков.
В мероприятии приняли участие 37 казаков во главе с первым заместителем (товарищем) атамана Миллеровского юрта войсковым старшиной В.А. Парфеновым.
Во время пребывания в слободе, делегация казаков совместно с сотрудниками сектора по работе с казачьими обществами Миллеровского района ГКУ РО «Казаки Дона» П.А. Панфиловым, В.Л. Левочкиной, пограничниками Миллеровского района провели встречу с казачьей молодежью школ Криворожского сельского поселения.
На встрече со школьниками казаки рассказали о подвигах советских солдат, об освобождении слободы Криворожье от немецко-фашистских захватчиков и показали ребятам фильм о Великой Отечественной войне.
———————-
Решением Даниловского районного Совета народных депутатов от 2 ноября 2018 года наступающий, 2019-й год, в Даниловском районе объявлен Годом полного Георгиевского кавалера, Героя Советского Союза К. И. Недорубова.
В станице Березовской на базе СДК и кадетской школы-интерната Усть-Медведицкого казачьего округа состоялось открытие Года, посвященного герою-земляку, Константину Иосифовичу Недорубову, и прошла общеепархиальная научно-практическая конференция «История Российского казачества: страницы славы и скорби»
Гимном Всевеликого войска Донского открылись торжества, под знамена Войска и кадетской школы замер зал.
В мероприятии приняли участие атаман Усть-Медведицкого казачьего округа В.Ю. Гречишников, протоиерей Сергий, окормляющий Усть-Медведицкий округ, начальник отдела регионального комитета по делам национальностей и казачества А.В. Бахтуров, руководитель отдела Урюпинской епархии, доцент Волгоградской академии повышения образования Константин Зелинский, внучатый племянник К.И. Недорубова – А.Ф. Костров, доктор философских наук Д.В. Полежаев, руководители, преподаватели школ, казаки Усть-Медведицкого округа, гости праздника.
Духовник казаков округа отец Сергий благословил начало торжеств, поздравил с этим событием всех присутствующих и поблагодарил главу Даниловского района С.С. Копытова за активное участие в подготовке Года К.И. Недорубова.
Право торжественно открыть Год имени человека-легенды предоставлено А.А. Малову – председателю Совета народных депутатов Даниловского района.
— Немало наших земляков, — подчеркнул Александр Малов,- отдали свои жизни за Родину. Наша задача – навечно сохранить в памяти их имена, воспитывать подрастающую молодежь патриотами Отечества!
Затем А.А. Малов вручил группе жителей района памятные Знаки губернатора Волгоградской области «75 лет Победы в Сталинградской битве».
26 октября уходящего года исполнилось 75 лет со дня присвоения звания Героя Советского Союза легендарному казаку, полному Георгиевскому кавалеру, участнику Парада Победы на Красной Площади в 1945 году и церемонии зажжения Вечного огня на главной высоте России – Мамаевом кургане Константину Иосифовичу Недорубову. А 21 мая 2019 года исполнится 130 лет со дня его рождения.
Выступивший руководитель отдела религиозного образования и катехизации Урюпинской епархии Константин Зелинский передал приветствие и благословение участникам торжеств от епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея, а также отметил особую роль казачьей культуры в жизни России и воспитании и воспитании молодежи.
Особое значение торжеств, что состоялись в Березовской, отметил в своем выступлении и А.В. Бахтуров. За активное участие в воспитательной работе с казачеством Алексей Викторович вручил грамоту комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области духовнику казаков Усть-Медведицкого округа протоиерею Сергию.
Атаман Усть-Медведицкого округа В.Ю. Гречишников в своем выступлении обратил внимание участников праздника на предстоящее в следующем году 130-летие со дня рождения Константина Иосифовича Недорубова, что требует особой подготовки всех, от мала до велика. Атаман отметил, что Усть-Медведицкий округ дал Отечеству немало героев-казаков. Это и К.И. Недорубов, К.Ф. Крючков, Ф.К. Миронов, А.М. Каледин, М.Г. Власов, а из новейшей истории – М.М. Попов, М.И. Урасов и многих-многих других наших земляков.
– Сегодня мы должны воспитывать молодежь на самых лучших традициях казаков старшего поколения. В нашем округе есть две казачьи школы, но следует смелее в учебно-воспитательные учреждения внедрять казачий компонент, – убежден Виктор Гречишников. – Сегодня здесь присутствуют директора, преподаватели школ, они должны внимательно присмотреться к этому опыту.
Атаман округа наградил Грамотой за своей подписью протоиерея Сергия, а от главы Серафимовичского района вручил ему Приветственный адрес. Так отмечены заслуги священника перед округом и районом. Всем участникам торжеств В.Ю. Гречишников пожелал здоровья, успехов и всего наилучшего.
Эмоциональным было выступление гостей из Осетии, которые передали в дар землякам К.И. Недорубова копию боевого знамени казачьего воинского соединения времен Великой Отечественной войны, а также портреты К.И. Недорубова, Памятные доски героев войны.
Интересным и познавательным было выступление А.В. Гончарова — директора Даниловского районного музея, который в своем выступлении подробно остановился на истории и вопросах краеведения.
Изюминкой торжеств стала литературно-музыкальная композиция о К.И. Недорубове, представленная воспитанниками Березовской кадетской школы, выступление народного семейного фольклорного ансамбля «Старая станица».
Много познавательного и поучительного почерпнули участники общеепархиальной научно-практической конференции «История Российского казачества: страницы славы и скорби», которую открыла И.В. Демченко – начальник отдела образования Даниловского района.
С докладом «Вызовы современности и возможные ответы на них» выступил Константин Зелинский — руководитель отдела Урюпинской епархии, со словами приветствия к участникам конференции обратилась Ю.С. Зименкова, директор Березовской кадетской школы-интерната.
Затем работа продолжилась по секциям. Автор этих строк принял участие в работе секции для педагогов «История донского казачества на уроках и в музееведческой работе образовательных организаций» и ничуть не пожалел: за обменом мнениями все участники просто забыли о времени… И так было на всех секциях, что говорит о хорошей подготовке не только самой конференции, но и докладчиков.
Надо отметить, весь праздник в Березовской удался на славу, таково мнение всех участников, с кем бы не довелось общаться. Теперь у даниловцев впереди целый год напряженной и очень интересной работы – Год, посвященный Константину Иосифовичу Недорубову – герою-земляку, полному Георгиевскому кавалеру, Герою Советского Союза.
Григорий ВЫПРЯШКИН,
член Союза журналистов России.
Фото Николая ТРИФОНОВА.
———————-
18 декабря 1876 года в Петербурге состоялась первая в России политическая демонстрация
18 декабря 1876 года на Казанской площади в Петербурге состоялась первая в России политическая демонстрация с участием рабочих и студентов. Митинг был вызван ростом стачечного движения в стране. Демонстрация была организована и проведена народниками-землевольцами и связанными с ними членами рабочих кружков. На площади собралось около 400 человек. Страстную революционную речь перед собравшимися произнёс студент Горного института Георгий Плеханов — будущий теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Молодой рабочий Яков Потапов развернул красный флаг. Полиция пыталась разогнать митингующих. Несмотря на яростное сопротивление, многие участники демонстрации были жестоко избиты, более 30 из них было арестовано и предано суду. Пятеро были осуждены на 10–15 лет каторжных работ, 10 приговорены к ссылке в Сибирь и трое рабочих, в том числе Потапов, к заточению на 5 лет в монастырской тюрьме на Соловках. Через год после заточения в монастыре Потапов попытался бежать из острога. Взломав решетку в окне своей камеры, он спрыгнул с третьего этажа на монастырскую стену и в одном белье спустился за монастырскую ограду. Потапов думал найти защиту и помощь у богомольцев, но был схвачен и снова заключен в острог. Условия его содержания были очень суровые. Его не выпускали на прогулки и в монастырскую церковь. Измученный таким режимом, Потапов решил обратиться к архимандриту. Во время службы он подошел к нему, когда тот выходил из церкви. Подойдя к нему под благословение, он просил его облегчить тяжелые условия своего заточения. В ответ на это архимандрит приказал солдату увести Потапова в его камеру. Тогда выведенный из терпения Потапов ударил игумена по лицу. За этот поступок он был приговорен к ссылке на поселение и в 1882 году отправлен в Якутскую область. Такой дорогой ценой он добился своего освобождения из монастырской тюрьмы на Соловках.
———————-
19 декабря в нашей стране отмечается День военной контрразведки
Дата выбрана в связи с тем, что 19 декабря 1918 года в системе силовых структур новообразованного государства РСФСР были проведены преобразования, положившие начало существованию службы, в задачу которой, на тот исторический момент, входила борьба с контрреволюцией в различных формах её проявления. За период своего существования эта служба несколько раз меняла своё название, но основные аспекты, касающиеся особенностей её комплектования и, конечно, спектра решаемых задач, остались неизменными. Что касается задач, то они, пожалуй, лишь расширились. Как же называлась эта служба, и какие задачи она должна была решать? Исторические реалии 1918 года – это Гражданская война, угроза интервенции и борьба большевиков за удержание власти в стране. Независимо от того, о большевиках идёт речь или нет, но любой политический конфликт, в том числе решаемый военным способом, сопровождается не только дипломатическими нотами и сражениями вооружённых сил противоборствующих сторон. Успех обеспечивается в немалой степени ещё и противоборством на невидимом фронте. Речь идёт о диверсионной подрывной деятельности (которая может носить как чисто материальный, так и идеологический характер), разведывательной работе, шпионаже. Именно для борьбы с этим и была создана контрразведка из разрозненных Чрезвычайных Комиссий (ЧК) по борьбе с контрреволюцией и органов Военного контроля. Тогда этот орган получил название Особый отдел ВЧК при Совете Народных Комиссаров РСФСР. Решение было принято Центральным комитетом РКП(б) как раз 19 декабря 1918 года. Именно с этого момента принято отмечать День военной контрразведки в нашей стране, хотя и до 1918 года в царской России также существовала контрразведка. А отмечается этот праздник, прежде всего, в узком кругу высокопрофессиональных сотрудников этого Департамента. Сегодня неизменным остаётся подход к принципу комплектования контрразведки личным составом. С самого начала работы службы особое внимание уделяли личным качествам сотрудников, стоявшие во главе ведомства в первые годы его существования М.С. Кедров, Ф.Э. Дзержинский и В.Р. Менжинский. Важнейшими качествами для сотрудников были искренняя преданность революционным завоеваниям молодой Республики Советов, бесстрашие, честность, неподкупность, находчивость, хладнокровие. Профессиональные качества контрразведчиков оттачивались на практике, которой с лихвой хватало в первые годы существования службы. Профессиональному росту сотрудников способствовала и непрерывно совершенствовавшаяся система подготовки. В наши дни военная контрразведка является частью единой системы органов ФСБ РФ Многие победы и успехи Красной Армии в годы Гражданской войны были обеспечены благодаря работе ОО ВЧК, так же, как в последующие годы контрразведка внесла огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне, спасала жизни солдат и офицеров во время военных конфликтов 20 века. Широко известно название военной контрразведки в годы Великой Отечественной войны – СМЕРШ, что буквально было образовано от словосочетания «смерть шпионам». Сотрудниками этой службы за годы войны было обезврежено около 40 000 шпионов, террористов и диверсантов! Сразу вспоминается прекрасный художественный фильм «В августе 44-го» о работе группы «СМЕРШ», снятый по не менее яркому роману Владимира Богомолова «Момент истины». В наши дни военная контрразведка является частью единой системы органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Однако не надо думать, что работа контрразведчика ограничивается только периодами войн и вооружённых конфликтов. В мирное время эти люди стоят на страже покоя российских граждан, предотвращая террористические акты, пресекая шпионскую деятельность зарубежных спецслужб, обеспечивая защиту сведений, составляющих государственную тайну. Также контрразведка во взаимодействии с военной прокуратурой и другими государственными органами противодействует организованной преступности, коррупции, контрабанде, незаконному обороту наркотиков и оружия, другим негативным проявлениям в армии и на флоте. Помимо поздравлений в свой профессиональный праздник от руководства и коллег, 19 декабря сотрудники контрразведки отдают дань памяти своим погибшим товарищам.
———————-
20 декабря- День работника органов безопасности
Сегодня, 20 декабря, свой профессиональный праздник — День работника органов безопасности — отмечают люди, которые ежедневно решают задачи, связанные с обеспечением государственной безопасности. Однако, только лишь этим круг обязанностей сотрудников органов государственной безопасности не ограничивается, ведь интересы государства тесно связаны с удовлетворением возможности прогрессивного развития личности и общества, поэтому речь также идет и о национальной безопасности. Национальная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз. В эпоху существования СССР этот праздник был хорошо известен как День чекиста. История его установления берет начало (7) 20 декабря 1917 года — именно тогда была образована ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия. Позднее ВЧК сменила множество названий — НКВД, ОГПУ, МГБ, КГБ, ФСБ. Именно День чекиста взят за основу национальных праздников государственной безопасности, которые сегодня отмечаются в некоторых странах СНГ. По традиции, этот профессиональный праздник работников органов безопасности отмечается на государственном уровне, проходят различные торжественные мероприятия, чествования ветеранов, награждение отличившихся сотрудников.
———————-
21 декабря 1610 года убит претендент на русский престол — самозванец Лжедимитрий II
По некоторым данным, претендент на русский престол, самозванец, известный под именем Лжедимитрия II, появился на территории Польско-Литовской державы менее года спустя после гибели во время Московского восстания 27 мая 1606 года царя-самозванца Лжедимитрия I, выдававшего себя за сына Ивана Грозного, царевича Димитрия, якобы чудом спасшегося от гибели еще в 1591 году. В 1607 году вокруг нового самозванца объединилось 3000 сторонников, разбивших вскоре под Козельском армию законного царя Василия Шуйского. Среди них были: польские авантюристы, южнорусские дворяне, украинские казаки, а также остатки разбитого под Москвой войска мятежного крестьянско-казацкого атамана Ивана Болотникова. В мае 1608 года, значительно усилившись, после присоединения к его отряду еще 7000 поляков и казаков из Литвы, самозванец одержал вторую победу над войском Шуйского в битве под Болховым. Среди новых союзников Лжедимитрия II оказались также отряды татарского хана Ураз-Магомета и крещеного татарского аристократа князя Петра Урусова. Летом 1608 года Лжедимитрий II обосновался под Москвой, в укрепленном лагере, в селе Тушино. Это стало поводом именовать самозванца – «Тушинским царем» или «Тушинским вором». Однако, все попытки Лжедимитрия II взять Москву оказались неудачными. В 1609 году уже сам польский король Сигизмунд III возглавил новый поход против России. К нему присоединились и польские союзники самозванца. Оставшись не у дел, в 1610 году Лжедимитрий II бежал под Калугу. Там он поссорился с Ураз-Магометом и велел утопить касимовского хана. В ответ на это, 21 декабря 1610 года друг казненного, князь Урусов, зарубил самозванца саблей во время охоты.
Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Казачий кругъ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество