Сибирское
Казачество
27 мая 2019 Просмотров: 198 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - 1 оценок.
Размер шрифта: AAAA

Казаки – национальность, сословие или состояние души!?

Казаки – национальность, сословие или состояние души!? Часть 1.

Предисловие от КИАЦ

С автором этой публикации Ильёй Качановым вы можете познакомиться в статье Светланы Болотниковой «Илья Качанов: Казаки на картах есть, а купцов и дворян – нет». В ней он рассказывает о себе и о причинах, подтолкнувших его к написанию данного по сути исследования. Там же приведены ответы Ильи на доводы некоторых критиков его работы.

Интересны также его взгляды на проводимую государством политику в отношении казачества. Состоя в то время (статья от 2017 года) в рядах Терского войскового казачьего общества, вот что он, к примеру, думает в отношении «реестрового казачества».

– Да. Это превращение казаков в МЧС, ДОСААФ, клуб любителей пива или клуб понятых, которые ходят подписывать полицейские протоколы.

Казакам всегда было нелюбо, когда их отправляли исполнять полицейские функции. Казачьи дружины более нужны для отстаивания интересов простых граждан, для надзора за полицией, которой в нашем государстве, к сожалению, доверия нет у простых граждан.

Материал целиком в одном статье не помещается и его пришлось разбить на три части. Это первая его часть. При публикации третьей части будет дана ссылка по которой желающие смогут скачать весь текст исследования в одном файле.


Чтоб понять предназначение народа — нужно знать его историю.

Введение.

Почему я решил изложить свои мысли на эту тему? Да потому, что лично меня, как человека, казака очень волнует этот вопрос. Вопрос самоидентификации. Кто я? Этот вопрос должен стоять у каждого человека на первом месте. Так как вся сознательная жизнь протекает уже в соответствии с тем, кем человек себя ощущает.

В настоящее время многие казаки и бывшие войсковые атаманы (Громов, Глуховский, Федосов) говорят о том, что возрождение казачества зашло в тупик, так как, возрождая казачество, не возрождают казачий народ. Сам термин «возрождение казачества» по отношению к казакам неправилен. Термин «казачество» использовался во времена существования различных сословий. Так слово «казачество», можно поставить рядом со словами «духовенство», «дворянство», «купечество», «крестьянство». Но в наше время век сословий прекратил своё существование и о казаках нужно говорить как о народе. Почему не может существовать возрождение татарчества, чеченчиства, черкесчиства или руссчиства? Да потому, что это абсурд. Можно (возрождать) укреплять татарский, чеченский, черкесский, русский народ. Нужно (возрождать) развивать и укреплять казачий народ, который подвергся геноциду во время гражданской войны 1917 – 1922 годах. Часть казаков эмигрировало, а часть постарались ассимилировать в великоросский и малоросский народы. Пытались и пытаются придать вновь «возрождённым» казакам военную, составляющую часть, казачьего народа, забыв, что в тело — то нужно и душу вложить. А душа это не только создание песенно-танцевальных коллективов. Душа – это, когда казак и с винтовкой и с культурой дружен (обычаями, традициями, верой, историей, своим языком — гутором, балачкой). Иначе говоря, менталитет, дух казачий у него.

Кто такие «русские»?

В Российской империи значение слова «русский» существенно отличалось от его современного употребления. Оно охватывало всех восточных славян – потомков исторической Руси. Русский народ представлялся как единая общность: великороссов (московиты), малороссов(украинцев), белорусов. В переписи 1897 года казаки были указаны как сословие, 2,3% от населения Российской империи. На данном историческом этапе великорусский этнос исчез, вернее, взял себе общее название всех восточных славян — русские. Кто ж такие русские? Русские — это славяне, которые жили в Киевской Руси. Она (Киевская Русь) занимала территорию Украины (Малороссии), Белоруссии, Московии (Великороссии), где и образовалось три народа великороссы, малоросы, белорусы. Все они именовали себя русы, русичи (русские). Их объединяли: общий язык, вера, менталитет, история. К ним можно так же отнести и поморов, русин, казаков. Один из известных помор — это Михаил Васильевич Ломоносов великий русский учёный. Конечно он русский, но он из этноса поморов, которые проживали в Архангельской области. Некоторые ученые относят казаков к четвертой ветви русского народа. Общая вера, история и родственный язык, несмотря на различную ментальность, помог влить казаков в Русский мир. Но казаки сохранили свою самобытность.

Предки казаков в 9 веке проживали в «Диком поле», имели различные корни. Потомки скифов, сарматов, бродников, торков, берендеев, касогов, хазар, славян, черкассов, половцев, чигов: вот племена, которые объединились в казачий народ.

Сословие или народ? А посольства к кому ж тогда?

Так вот, рассматривая идентификацию казаков, давайте представим, что мы согласны с версией тех ученых, которые утверждают, что казаки военное сословие. Тогда, возникает вопрос, для чего было создано это сословие? Или же оно образовалось самостоятельно? И что ж такое сословие? Сословие – это социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии, обязанности определяются законом. Принадлежность к сословиям передаётся по наследству. В период формирования Российского государства сословия разделялись на «тяглые» (обязанные государству повинностями и податями) и «служилые» (обязанные службой). В Московском государстве высшим привилегированным классом являлась традиционная аристократия: князья и бояре, а низшие слои аристократии были представлены дворянами и «боярскими детьми». Они и составляли служилое сословие. К служилому сословию относились так же стрельцы. Стрелецкое войско было создано по приказу царя Иоанна IV (Ивана Грозного) в 1550 году. Вначале оно состояло из трех тысяч человек. Позже в 1680х годах количество стрельцов дошло до пятидесяти пяти тысяч человек. В начале Иоанн IV (Иван Грозный) положил выплачивать стрельцам жалование в размере четырёх рублей в год. Первое известное боевое дело стрельцов — было взятие Казани в 1552 году. Стрельцы стали первым регулярным войском Московского царства.

В то же самое время во взятии Казани по своему желанию участвовали и казаки. Неожиданно для московских войск стало появление армии донских казаков (от 7 до 12 тысяч) под предводительством атамана Сусара Фёдорова, предложивших Ивану Грозному свои услуги. Однако сам приход казаков первоначально вызвало большой переполох. Многочисленное казачье войско, не предупредив царя, подошло ночью и, став лагерем, разожгло множество костров для обогрева и приготовления пищи. Появление в темноте большого количества огней свидетельствовало о прибытии значительной вооруженной силы и вызвало беспокойство, как в лагере осажденных, так и в лагере осаждавших. Иван Грозный выслал лазутчиков в разведку. Возвратившиеся лазутчики ещё больше напугали московское войско, рассказав о том, что они увидели ангелов, поскольку сам вид казаков на тот момент представлял экзотическое зрелище. Дело в том, что, отправляясь в поход, казаки специально набили в донских плавнях всякой птицы и украсили своё одеяние, нашив на него во множестве добытое птичье перо. Появление казаков значительно продвинуло ход осады, поскольку с их приходом, русское войско стало активно вести минно-взрывные подкопы под стены Казани.

Хочется отметить, что казаки уже в то время представляли значительную силу, действующую по собственному желанию и по своей воле. Действуя самостоятельно, под руководством своих выборных атаманов, они стали той силой, которая помогла одержать победу Московскому царству над «Диким полем» (Казанским, Астраханским, Сибирским Ханствами и Ногайской ордой). Какое сословие может показать себя так в автономных действиях, будь то военных или иных? Ни одно!!! Все сословия взаимно связанны и взаимозависимы. Крестьяне и купцы нуждаются в защите, а дворяне, стрельцы, нуждаются в обеспечении, которое, дают податное сословие. Одни казаки и добытчики, и защитники, и самоуправители. Казачья станица сочетала в себе функции социальной, военной и хозяйственной организации.

Казаки играли главную роль во взятии Казани. За добровольное и героическое участие в штурме Казани, царь Иван Грозный даровал жалованную грамоту донским казакам на «реку Дон со всеми притоками» в вечное пользование, подтверждающую независимый статус донского казачества. В результате, было подтверждено взаимодействие Московского царства с донскими казаками, которое вплоть до начала 18 (восемнадцатого) века, шло через посольский приказ, а позже через коллегию иностранных дел (то есть, говоря современным языком, через «министерство иностранных дел»). Уже это даёт нам возможность говорить об абсурдность мнения, что казаки сословие. Через посольский приказ сносились цари с иностранными государствами, чем на данный момент и было Донское войско (Донская республика). И не стоит особо делать упор на дарение казакам реки Дон. Царь подарил и так то, что принадлежало казакам. Казаки и так жили на Дону.

Иначе говоря, Иван Грозный подарил казакам их дом, в котором они и так проживали. Как вы отнесетесь к тому, что кто — то подарит вам вашу же собственность? Единственное, что мог сделать Иван Грозный, так это подтвердить законодательно земли казаков в их пользовании. Тем более что эти земли, находившиеся в «Диком поле», были под постоянными набегами кочевников. Это как в той пословице: «На тебе Боже, что мне не гоже!». Почему ж цари не имели связей с другими сословиями через посольский приказ? Да потому, что глупо общаться со своим же государством, со своими слугами через министерство иностранных дел. Из этого следует, что цари считали Донское войско отдельным государством, а казаков отдельным народом.

В Московском государстве дворянское сословие было создано как военно – служилый слой, противопоставляемый боярам (высшего слоя феодального общества). Главная обязанность дворян (помещиков) состояла в несении военной службы. Зачем же тогда понадобились казаки? Или дворяне не справлялись со своими обязанностями?

Казаки – дворяне.

Кстати, если казаки сословие, то почему после дарования казакам дворянского звания они не переставали считать себя казаками? Например, донские атаманы за свои заслуги получили графские титулы: М.И. Платов и Ф.П. Денисов, но как казаками были, так и остались. Иван Грозный наградил Ермака Тимофеевича титулом князя Сибирского за покорение Сибири. Но от этого он не перестал быть казаком. Позже всё это отразилось в создании дворянского сословия в казачьем народе.

С присоединением Земли Донских казаков к России, там были установлены общеимперские права гражданского состояния. В 1797 году император Павел первый ввел у казаков армейские чины с присвоением офицерам дворянского звания. Казак получал личное дворянство после производства в первый офицерский чин, или продвинувшись по статской службе до чина 9-го класса (титулярный советник), или будучи награжденным орденом, учрежденным для чиновников и офицеров. Потомственное дворянство казак приобретал, дослужившись до чина действительного статского советника в гражданской или до чина полковника в военной службе или, если был награжден орденом святого Георгия, ордена святого Владимира, а также любым другим орденом первой степени. Если же казак, за особые заслуги, награждался крупным поместьем, он становился «поместным дворянином». Донские атаманы Платов М.И. и Денисов Ф.П., получив поместье, возведены были в графское достоинство, они стали дворянами «титулованными». В 30х. годах 19 века, когда оформляли Донское дворянство, в Войске Донском было собрано 2500 дворянских дел Донских казаков.

Казаки — купцы.

В казачьем народе мы так же можем увидеть ещё одну сословную группу казаков. Это казаки купцы. Термин «казаки – купцы» встречается в киевских актах уже в начале 16 века. А в 1804 году по представлению атаман Платова, было предложено издать Указ, по которому казаки, посвятившие себя торговле или промышленной деятельности, освобождались от очередной военной службы, но обязывались платить в кассу Войска по сто рублей в год, за всё время службы их сверстников. Кроме этого, торговые казаки своим кошем должны были поставлять рыбу, икру, виноград, груши, и другие фрукты для «презента» от Войска императорскому двору. В 1827 году на Дону было образованно торговое общество, названное Пятисотенным (в его состав вошли 500 казаков), с утверждением «Положения о праве донских казаков на торговлю». В пояснительной записке к Положению отмечалось: «Заниматься правильною и постоянною торговлею служивым казакам, не состоящих в торговом обществе, нельзя, потому что они будут стоять на очереди на службу, им тогда останется для торговли время только между двумя очередными службами, но такая торговля не может быть названа прочною; а потому, ни торгующему, ни обществу не может приносить значительной пользы».

Окончательное оформление Торгового общества было закреплено указом Николая первого от 12 сентября 1834 года. В «Положении об управлении Войска Донского» говорилось, что членами Общества могут быть лишь казаки, обладающие капиталом не менее 5 тысяч рублей, в войсковую казну они обязаны уплачивать ежегодно 200 р., причем на протяжении всего официального срока казачьей службы – 30 лет. Вывод из служебного состояния значительной части казаков сразу же создал на Дону пусть ещё слабую, но достаточно перспективную прослойку собственных негоциантов, способных эксплуатировать богатства края для пользы войска (народа) и войсковой казны. К тому же казаки Общества получили доступ к кредитам, которые ранее мелким торговцам просто не давали из – за слишком больших «служилых рисков». Общество торговых казаков, составлялось из служилых казаков и казаков приготовительного разряда. Общее число казаков служилого состава, допускаемых в члены торгового общества, определялось военным советом.

Всякий желающий вступить в торговое общество должен был заручиться свидетельствами: отправление той станицы, которой он принадлежал, о его благонадежном поведении; от доверенных торгового общества, о действительном ведении торговли или занятиях, а также о том, состоит он управляющим или приказчиком по торговым делам другого лица. Казакам, было, наконец, предоставлено право — вступать в торговое общество не поодиночке, а целыми семействами с взносом, установленной платы за каждого члена семьи. В «торговые» тут же подались видные донские семейства имеющие на Юге России серьезное «дело» — Жученковы (станица Старочеркасская), Парамоновы (станица Нижне-Чирская), Корольковы (станица Константиновская) и др. В 1859 году число членов Донского торгового общества было увеличено до тысячи человек, а через десять лет – уже до полутора тысяч человек. Донской казак мог добровольно во всякое время выйти из общества и прекратить торговлю, но при этом был обязан рассчитаться с кредиторами, в противном случае он подвергался действию законов о торговой несостоятельности. Выйдя из купеческого казачьего общества, казак-купец вновь становился на войсковую службу. К концу 19 века на Дону среди казаков купцов выделялись казаки-миллионеры; Парамоновы, Кошкины, Панченко, Максимовы, Панины, Чурилины, Дутиковы и др.

Казаки – священники.

В среде духовенства мы так же находим казаков. Изначально в казачьих войсках было мало священников. Но по мере расширения и укрепления Российского государства количество священнослужителей увеличивалось. Духовное сословие состоит из белого и черного духовенства. Иначе говоря, из монахов и священников. Если, как некоторые утверждают, что казаки военное сословие, то каким образом в среде казаков присутствует свой слой священничества? Ведь это же не их занятие. Их занятие — война.

Выбирали священников в станицах из своей среды по тем духовным качествам и интересам, которые он проявляет. Выборный священник участвовал с казаками во всех их походах. Это не способствовало его духовному образованию, но помогало иметь авторитет в казачьей среде. Позже, выборного кандидата в священники, отправляли для испытания и посвящения на должность, к епархиальному владыке.

В 1841 году Уставом духовных консисторий система выборов духовенства была окончательно упразднена. Казаки начинают избранных казачат посылать учиться в семинарии. Духовенство из казачьей среды отличалось тем, что оставалось в казачьем сословии и получало земли наравне с другими казаками. Дети казачьего духовенства числились в посемейных списках в казачьем звании, и несли военную службу, если не становились священниками.

Крестьянское сословие.

К крестьянскому сословию — относились жители сельской местности, работающие в основном на земле. Сельское хозяйство и разведение животных — вот основной вид их деятельности. Хотя среди крестьян можно было встретить и кузнецов, ткачей, гончаров, плотников и т.д.

В 1649 году всё ещё свободные крестьяне были окончательно закабалены. Юрьев день был отменен. И они стали холопами, крепостными помещиков, бояр, церкви или государства. Давайте представим, что эти мирные люди, привыкшие к мирной работе, вдруг побежали в «Дикое поле», где обитали орды кочевников, которые совершали набеги на Русь (сначала Киевскую, потом Московскую) и уводили многочисленные полоны в рабство. Что с ними бы там произошло? Да полонили бы их и продали б в рабство, так как воинской наукой они не владеют, а кочевники наоборот постоянно совершенствуют воинское искусство, участвуя в набегах. Да, и вообще, бежать в «Дикое поле» было бы очень опасным предприятием, так как, проживая в лесной местности, крестьяне во время набега могли схорониться в лесах. В степи же у них не было такой возможности. Ну, непривычна для лесного жителя степь. Он как голый там себя чувствовать будет. Да сама казачья жизнь круто отличалась от крестьянской.

Казаки жили «с травы и воды». «Кормил нас, молодцов Бог: подобно птицам, мы не сеем и не собираем хлеба в житницы, но всегда сыты» — говаривали наши предки. Тоесть, ведение сельского хозяйства у казаков не приветствовалось и каралось смертной казнью. «Если станут пахать, то бить до смерти и грабить и на того суда не давать». Могли ли крестьяне, живущие от земли и называвшие её матушкой придумать такой закон? Думаю, нет! А вот Дон – батюшка, казаков кормил вдоволь, без обработки земли. Но после подавления казачьих восстаний – войн Разина и Булавина, государство взяло казаков в «ежовыё рукавицы». На самостоятельных походах за «зипунами» была поставлена точка. И для своего прокорма казаки разрешили обработку земель. Тем более что на казачьих землях появляются люди, которые не все могли оказачиться и влиться в казачий народ. Те, кто не мог из — за здоровья, или слабого духа, или по другим причинам, и занимались обработкой земли, которую позже переняли и казаки.

Воля на Дону!? Да не про каждого!!!

Один из мифов о том, что любой крестьянин, бежавший на казачьи земли, автоматически становился казаком, развеивается тем фактом, что на территории Донского войска, во время освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, у донских казачьих дворян было освобождено 286156 крестьян. По 6 ревизии 1811 года за донскими казаками числилось 76 857 крепостных крестьян. В 4 ревизии 1782 года на Дону проживало 26 579 крепостных крестьян, которых ранее именовали «приписными» или «податными». Первоначально эти приписные – податные крестьяне, находились в войсковом, станичном подчинении и платили натуральный оброк станицам, на чьих землях они работали. Позже на них наложила руку войсковая старшина.

Так, например войсковой Донской атаман Иловайский Алексей Иванович «за утеснением в землях» получил от станицы Луганской и других станиц 425 человек приписных крестьян. Казаки называли этих крестьян иногородние или иногородцы, подразумевая под этим названием малороссов и великороссов пришедших на их землю и принадлежавших к иному роду, не казачьему и не кавказскому. Кавказцы же иногородними не считались. Здесь четко видно, что казаки отличают себя от другого русского населения.

Казаки есть, а крепостного права нет!

Некоторые ученые утверждают, что крепостные крестьяне, бежали в степь от помещиков в поисках воли, они-то и стали казаками. Но позвольте с этим не согласиться! Первые попытки введения крепостного права в государстве Московском относятся к 1497году «Судебнику»» Ивана третьего, а окончательное закрепление крестьян к 1649 году «Соборному уложению» Алексея Михайловича Романова. А когда же казаки появились на исторической сцене?

Бытует предание что, первым казаком на Руси, считается былинный богатырь Илья Муромец, который проживал в 10 — 11 веке. Его называли старый — матерый казак. Его мощи захоронены на Украине, в Киево-Печерской Лавре.

В 1240 году в «Тайной истории монголов» упоминается термин казак. Так называют вольного человека, не связанного семейными узами.

В 1303 году упоминается термин «казак» в словаре половецкого языка «CodexCumanicus», где имеется фиксация наименования казак в виде «cosac» (в значении «стража»). (Codex cumanikus// BibliothecaeadtemplumdivimarciVenetiarum. – Dudapestini: Editioscient. AcademHung., 1880. – P.118.)

Исторические источники говорят о существовании казаков в Крыму в начале 14 века.17 мая 1308 года в «Сугдейском синаксаре» отмечается «в тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками». Сугдей – это современный город Судак в Крыму, он входил в состав Золотой Орды, а синаксар – это сборник, в котором отмечались все события, происходящие в городе. (Антонин арх <иепископ>. Заметки 12 – 15 веков, относящиеся к крымскому городу Сугдей (Судак), приписанные на греческом Синаксаре // Записки Одесского общества истории и древности.. – Одесса: Городская типография, 1863. – Т. 5. С. 613.)

Накануне Куликовской битвы 1380 года Дмитрию Донскому, гребенские казаки, проживавшие на Дону, преподнесли в дар икону Божьей Матери.

По литовским летописям казак Мамай спас великого князя литовского Витовта, после поражения, нанесенное ему на реке Ворскле ханом Тимуром Кутлуга и темником Едигеемв 1399 году. За что казак Мамай получил титул князя Глинского.

В 1444 году рязанские казаки разбили татарского султана Мустафу в битве на реке Листани.

В1467 году казаки под началом атамана Ивана Руды участвовали в захвате Казани.

В 1489 году польский хронист Мартин Бельский говорит о создании в низовьях Днепра укрепленного казацкого лагеря (Сечи).

В 1520 — 1521 году после присоединения Рязанского княжества к Москве, рязанские казаки в поиске новых мест жительства уходят на Кавказ, где поселились между реками Терек и Сунжа. Так возникло на Тереке первое Войско, Гребенское.

1552 году казаки под началом Сусара Федорова участвуют в покорении Казани и присоединения царства Казанского к царству Московскому. В 1554 и в 1556 казаки участвуют в покорении Астраханского ханства. В 1582 покорение казаками под предводительством Ермака ханства Сибирского. Здесь явно видно, что казаки существовали ещё до возникновения крепостного права.

Городовые казаки.

К тяглому населению в Московском государстве, помимо крестьян, относились и посадские люди. Посадские люди, говоря современным языком, это горожане. В пограничных городах Московского царства принимались на службу казаки и другие вольные люди. Звались они — городовые казаки. Не нужно путать их с остальными казаками т.к. они были учреждены правительством и представляли собой отдельный класс служивых людей. Количество таких казаков было небольшое. В царствие Ивана Грозного городовые казаки поступили в ведомство стрелецкого приказа (стрелецкий приказ, говоря современным языком — это министерство обороны).

Возможно, именно это впоследствии и породило ту неясность в отношении с казачьим народом. С вольными донскими, терскими, яицкими, волжскими, запорожскими казаками царь сносился через посольский приказ (министерство иностранных дел), а с городовыми казаками через стрелецкий приказ (министерство обороны).

Городовые казаки в Смутное Время в большинстве своём активно поддерживали самозванцев. После воцарения Романовых они, опасаясь репрессий, массово бежали на Дон и Кавказ. Донские казаки называли их верховскими и новоприходцами. Со временем, городовые казаки, не имевшие ярко выраженной этнической принадлежности, исчезли т.к. они оказались не нужны Российской империи. А вольные: донские, терские и другие — считавшие себя отдельным этносом сохранились в Российской империи, несмотря на неоднократный геноцид, проведенный по отношению к ним правителями России. А именно: жестокие подавления восстаний Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачёва.

Так и хочется провести аналогию между городовыми казаками и казаками-«дружинниками», которые не имеют под собой этнической основы и, в принципе, нужны государству как собаке пятая нога. Казаки могут сохраниться в веках только как этнос, народ, национальность, а не какая — то эфемерная сверхсила, не имеющая своей культуры, обычаев, традиций, веры, языка.

Казаки – это народ!!!

Итак, мы видим, что в казачьем народе присутствуют и казаки – дворяне, и казаки – священники, и казаки — купцы. Изменив свой социальный статус эти казаки, как были казаками, так ими и остались. Как связывали они свою жизнь с войском (народом), так, и после изменения своего статуса, продолжали связывать себя с ним (войском). Из приведенных выше фактов мы видим, что в казачьем народе присутствуют различные сословные группы. Как же так получается, что внутри одного казачьего сословия, существует еще несколько других сословных групп (дворянства, купечества и духовенства). У казаков, как и у других народов Российской Империи, присутствовало сословное деление на дворян, купцов, духовенство, и простой народ! Как среди татар, грузин, великороссов, малороссов присутствовало сословное разделение, так же оно было и в среде казаков. Уже это показывает, что казаки были не только военным сословием, как представляют некоторые, но и самобытным народом со своей элитой в казачьем народе.

Российское правительство в разное время (Московского царства, Российской империи, СССР, Российской Федерации) искало разумное сочетание демократии и авторитаризма по отношению к казачьему народу. То переводило казаков в военно – служилый народ, то в сословие, переселяла казаков, расформировывало и переформировывало казачьи войска, реорганизовывало их, устраивало геноцид, и, по-моему, до сих пор не знает, что делать с казаками. Когда-то казаки сотрудничали с центральным правительством на основе договоров. Но как только государство нарушало этот договор, казаки начинали бунтовать, вплоть до казачьих войн Разина, Булавина, Пугачёва.

И на данный момент мы видим, что почти все законы о казачестве и казачьем народе не реализованы. Почему так происходит это тема отдельного разговора.

Так сословие или народ на картах исторических и политических!?

Знаете ли вы хоть одно сословие, которое проживало так компактно как казаки? Территория расселения казаков была определена границами казачьих войск. И вне границ казачьего войска казаки старались не селиться. Компактность расселения казаков указывало на их самосознание, как отдельной этнической группы, заселивших определённую территорию.

Давайте взглянем на исторические и политические карты. На них отмечены казаки как народ или как сословие? Вы считаете, могли ли картографы, нанося на карту казаков как сословие вместе с такими народами как калмыки, татары, башкиры, мордвой и т.д. Или же всё — таки они имели ввиду казаков как народ? В иностранных атласах можно увидеть «Землю Донских казаков», «Казаков Тартарии», «Казачью страну», «Территория Казаков Донских». А если заглянуть в учебники истории, там на картах вы найдете Донских казаков, Терских казаков, Яицких казаков, Запорожских казаков. Скажите мне на какой карте можно увидеть расположение сословных делений? Да ни на какой!!! Это же абсурд. Такую карту никто, никогда не создавал. Тогда какой смысл выделять одно сословье и обозначать его на картах? Почему на картах нет дворян или крестьян, или мещан? Да потому что это сословия, а не национальность. А казаки указаны на картах вместе с другими народностями и имеют четкую территорию своего расселения. Значит казаки – это народ! (Смотреть карты в конце книги).

Когда и как казаки из народа вдруг сословием стали!?

Когда же создали казачье сословие? Первые попытки ещё можно отнести к городовым казакам, но как я писал – это класс служилых людей постепенно исчез после смутного времени, влившись в вольный казачий народ. Чтоб определить казаков в сословие, Московским царям требовалось привести их в полное подчинение. А изначально – это привести их к присяге, так как казаки служили царю до той поры, пока им этого хотелось.

Первая попытка русских царей принудить Казаков к присяге или «крестному целованию на службу московскому царю» относится к 1632 году. Она закончилась неудачно. Донские Казаки в войсковой отписке заявили категорически по этому поводу, что на Дону «Крестного, государь, целования, как зачался он казачьими головами, не повелося. При бывших государях, старые атаманы и казаки им, государям, неизменно служили не за крестным целованием». Донцы указывали также, что даже служилых Казаков, приходивших для гарнизонной службы в украинные города, «и тех бывшие государи ко кресту приводить никогда не указывали. А с нами того крестного целования не обновится, чего, искони веков не было».

После жесткого подавления восстания Степана Разина для Московского царства сложилась удачная ситуация чтоб привести казаков к присяги.

В 1671 году — Земля Войска Донского целовала крест на верность Московскому государю. С этого момента царь стал официальным сюзереном донских казаков. То есть, если до этого казаки с Московскими царями были в союзных (дружественных) отношениях, то с этого момента они стали их вассалами (подданными).

В 1721 году — Коллегия Ино­странных дел в Петербурге передала сношения с Доном в ведение Коллегии Военной, запрещено собирать Войско­вые Круги. Это означало, что казаков окончательно присоединили к Российской империи и видят в них только вооружённую силу. 3-го января 1721 года Донская Церковь подчинена Воронежскому епископу. В том же году приказано донским правите­лям называться Войсковыми «наказными» атаманами. От этого времени свой пост они занимали не по выборам, а по назначению императора.

В 1723 году – Указом Петра Первого казаков при­казано именовать Военно-служилым народом. (А.П.Скорик, А.А.Озеров. Этносоциальный адрес донцов: научно-полемический дискурс. Ростов-на-Дону изд СКНЦ ВШ 2005). Одним росчерком пера казаки из просто народа стали военно–служилым народом, что приблизило их к сословию.

В 1775 году — Донские старшины получили права русского дворянства, чем оформлено начало социаль­ного расслоения казаков.

В 1797 году — император Павел первый ввел у казаков армейские чины с присвоением офицерам дворянского звания. Казак получал личное дворянство после производства в первый офицерский чин, или продвинувшись по статской службе до чина 9-го класса (титулярный советник), или будучи награжденным орденом, учрежденным для чиновников и офицеров.

В 1835 году — Указа­но считать Казаков военным сословием. Здесь видно, как за 112 лет из «военно-служилого народа» казака превратились в «военное сословие». Упразднено ста­рое географическое название «Земля Донских Казаков». Вместо него введено административное наименование «Земля Войска Донского» управляемая на основании особого Положения.

В 1848 году — Свободно избранным станичным ата­манам указано не приступать к выполнению обязанностей, раньше утверждения их в этой должности Окружным атаманом. Окончательное уничтожение казачьей демократии.

В 1870 году — По указу императора Александра II, «для согласования наименования Земли Войск Донского и Войскового Правления Войска Донского с принятыми наименованиями в империи», повелено Землю Войска Донского переименовать в Область Войска Донского, а Правление из Войскового в областное. От этого же года в донских частях начал применяться русский дисциплинарный устав.

В XIX веке ни о каких вольных казаках речи уже не могло быть, так как царская власть жестко ограничила казачью демократию.

Почему в казаках присутствуют другие народы?

К людям, не имеющим казачьих корней, но желающим стать казаками, относится термин «оказачивание». Наряду с термином оказачиваться т.е. влиться в казачий народ, существуют аналогичные термины отуречиться и ополячиться означавшие вливание в соответствующий народ. Думается, что никто не будет оспаривать существование таких народов как турки и поляки. Почему ж казачьему народу ставят в укор то, что он принимал и принимает в свои ряды людей другой национальности. Так в казачьих фамилиях присутствуют названия тех народов, из которых пришли эти люди в казаки. Например: Черкашины, Черкасовы, Татариновы, Москаленко, Поляковы, Ляховы, Грековы и т.д. Всем известен великий русский писатель А.С. Пушкин. Никто ж не считает его эфиопом на основании того, что предок у него был эфиоп. Или Лермонтова М.Ю. не считают шотландцем на основании того, что его предки вышли с Шотландии. Болгарский народ был некогда тюркский, а стал славянским. Что же в этом случае говорить об отдельных выходцах из разных народов. Конечно же, проживая в «Диком поле», находясь в состоянии вечной войны, казаки принимали в свой народ людей различной национальности. Лишь единицы из них выживали в этой войне и вливались в казачий народ. Вот что пишет историк Сухоруков В.Д. о разнонародном притоке сил в казачий народ. «Такое слияние разноплеменности, сделало в наружности донцов какую – то особенность и дало им, если можно сказать, собственную – казачью – физиономию, довольно отличительную от русских». (Сухоруков В.Д. «Историческое описание Земли Войска Донского». Новочеркасск 1903 год. С.107 – 108.)

Другой момент, что в Российской империи существовала сословная монархия и казаки уже рассматривались не как народ, а как сословие.

Неся в боевых действиях большие потери, казаки уже не имели возможности расширять свои ряды за счет людей других национальностей т.к. государство строго следило за численным составом казаков. Понимая, что этим государство ослабляет казаков как военную силу, было решено приписывать другие народы, но не к казачьему народу, а к казачьему сословию. Так появились казаки – калмыки, буряты, осетины и т.д. Эти народы, сохраняя свою национальную принадлежность и стали сословными казаками.

Казаки — это род войск?

Кто-то говорит, что раз казаки — это войско, то они относятся к вооруженным силам государства, то есть они род войск. Но казаки в понятие «Войско» вкладывали другое значение. Войско — это не просто вооруженные мужчины. Войско – это территория расселения народа, это — мужчины, женщины, дети, старики. Войско — это казачья республика, которая когда-то имела своё народное управление, которое позже поэтапно упразднялась и ликвидировалось Российскими правителями. Казаков называли Войсковым сословием (а не военным).

Некоторые, относят казаков, к роду войск именуя их: то пограничниками, то кавалеристами. Хотелось бы отметить, что казаки служили не только в кавалерии. Да 2/3 кавалерии Российской империи составляли казачьи части. Но казаки присутствовали в таких родах войск как артиллерия и пехота. В пехоте были прославленные казачьи пластунские части, наводившие ужас на врага. Во время первой мировой войны Донское Войско выставило 6 пластунских батальонов, Кубанское войско 24 пластунских батальона. Служили казаки так же в артиллерии. Одно Донское Войско по объявлению мобилизации в 1914 году выставило 1 гвардейскую и 21 армейскую конную батарею 6-орудийного состава. Это составило примерно 6 тысяч казаков из более 100 тыс. мобилизованных донцов в первую мировую войну.

Немало казаков находилось и в авиации. Так как их было не мало перечислим самых известных. Кубанский казак Вячеслав Матвеевич Ткачев вступил в Первую мировую войну войсковым старшиной Кубанского казачьего войска, командиром 20-го корпусного авиаотряда Западного фронта. Однокашник легендарного аса Нестерова по учебе в кадетском корпусе, подъесаул Ткачев – выпускник Гатчинской авиашколы, еще до 1914 года был признанным летчиком в стране. В 1913 году он совершил первый в истории воздушный перелет между Киевом и Екатеринодаром – 1320 верст над безлюдной местностью, где не было ориентиров. Киевское общество воздухоплавания наградило его золотой медалью «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелет». Уже в сентябре 1914 года войсковой старшина Ткачев возглавил список военных летчиков мира – кавалеров ордена Святого Георгия 4-й степени. В самом начале января 1917 года, по распоряжению полевого генерал — инспектора военно-воздушного флота – великого князя Александра Михайловича, была издана новинка в истории русской авиации – «Материал по тактике воздушного боя. Составил – В.М. Ткачев».
«Князь русской авиации» Александр Михайлович Романов начертал в кратком предисловии такие слова: «Войскового старшину Ткачева от души благодарю за составление первого руководства по тактике воздушного боя. Этот труд составляет первый шаг на пути к изучению борьбы в новой стихии. Прошу всех летчиков твердо усвоить приводимые основы воздушного боя».

Первым специализированным военным аэродромом в Российской империи был, как известно, аэродром в Гатчине. А первым его начальником стал потомственный казак Уральского казачьего войска – Георгий Георгиевич Горшков. Горшков стал летчиком-инструктором и обучал Нестерова, Крутеня и других. Бесспорен вклад Горшкова в развитие дальней разведывательной авиации. В апреле 1915 года, командуя тяжелым бомбардировщиком «Илья Муромец-Киевский», есаул Горшков совершил полет над территорией противника в глубину более 500 километров и вернулся, доставив в штаб фронта более 50 фотоснимков особой важности. В Гражданскую войну кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени полковник-казак Горшков сражался у белых. В 1919-м он расстрелян в Одесской ЧК.

Среди донских казаков первым генералом-летчиком в ХХ веке стал Вячеслав Григорьевич Баранов, уроженец станицы Луганской. В мае-июне 1914-го возглавляемая им группа летчиков Гвардейского корпуса совершила перелет по маршруту Петербург – Псков – Ямбург – Гатчина – Петербург. Последовавшие события затмили этот подвиг. На фронте Баранов – признанный мастер разведывательной авиации, награжден почетным Георгиевским оружием. В Гражданскую войну полковник Баранов – Главком ВВС Всевеликого Войска Донского. Весной 1919 года между восставшими казаками («Вешенское восстание» описано в романе «Тихий Дон») и ставкой ВВД, впервые им был организован регулярно действующий «воздушный мост». Хрупкие аэропланы ночами перевозили почту, рации.

Служили казаки и во флоте. Так в Азовском войске была вооружённая флотилия из 29 мелких судов, матросами же в оной были казаки. Опять же отметим самого известного. Михаил Коронатович Бахирев донской казак, вице-адмирал, родился в городе Новочеркасске в семье сотника Войска Донского К. Г. Бахирева. Участвовал в подавлении восстания боксеров 1899 – 1902 года, русско-японской войне 1904 – 1905 года, в первой мировой войне. Расстрелян ЧК 1920 году.

Можно конечно сделать упор на то, что казаки имели собственное чинопроизводство от чина казака, приказного и урядника и хорунжий, сотника, есаула и войскового старшины. Отрицать это никто не станет. К примеру, казак – это был первый чин в казачьих частях. Но эти, же казачьи части относились к разным родам войск. К кавалерии, к артиллерии, к инфантерии (пехоте). Казачье чинопроизводство шло не только в кавалерии, артиллерии, пехоте, но и в авиационных частях, если авиатор был казаком.

Итак, мы видим, что казаки служили во всех родах войск Российской империи. Казачьи военные части можно рассматривать не как отдельный род вооруженных сил, а как национально этнические формирования Российской империи. В этих военных частях преобладали казаки. Но так, же можно найти и другие народы, приписанные на время службы к воинским казачьим частям. Подобные национальные военные части в Российской империи были созданы из башкир, калмыков, финнов, латышей, кавказцев.

Нужно четко разделять и понимать, что был и есть казачий народ и было казачье сословие, куда помимо казачьего народа были приписаны калмыки, буряты, осетины и другие народности. В Российской империи казак ещё был и первым военным чином в казачьих частях, который соответствовал чину рядового.

На данный момент в Российской Федерации сословная монархия упразднена. В настоящее время в воинских частях военного чина «казак» не существует, хотя есть воинские части, носящие название «казачьи». Слава Богу, сохранились ещё казаки, считающие себя народом.

Но появилось такое явление как казачьи общества, организации, объединения и даже войска, куда может прийти любой православный гражданин РФ и «вступить» в «казаки». Возникает вопрос. Когда это гражданин «вступает» в «казаки», то с кем он ассоциирует казаков? Ежели с народом, то он должен влиться в это народ, принять его обычаи, традиции, культуру и менталитет. Оказачиться иначе говоря. В сословие же он вступить не может, так как сословий нет с их привилегиями и повинностями. Да и воссоздавать сегодня сословия невозможно, да и не нужно. Пришлось бы тогда менять конституцию РФ. Итак, многие ли верстанные казаки готовы влиться в казачий народ? По переписи населения 2002 и 2010 годов это незаметно. Укрепляя казачий народ, укрепляется, и Россия. Лев Толстой писал: «Вся история России сделана казаками» (Полн. собр. соч. в 90 т. М., 1952 г., т. 48, стр. 123). Были казаки сильны, была и Россия сильна от Варшавы и Хельсинки до Калифорнии.


На фото: Илья Качанов. vk.com

———————-

Казаки – национальность, сословие или состояние души!? Часть 2.

(Продолжение. Начало см. здесь)


Казачья государственность.

Возможно ли такое, чтоб какое-то отельное сословие имело свою государственность? А казаки имели свои государства – республики, которые через посольства общались с другими государствами: Речью Посполитой, Московским царством, Крымским ханством, Молдавским государством, Османской империей, Швецией и другими, заключали договора и союзы, вели войны, торговали. С усилением Российской государственности все казачьи республики были уничтожены и преобразованы в казачьи войска, а позже в области.

Казачья государственность ненадолго возродилась во время гражданской войны 1917 – 1922 годов. Были созданы казачьи республики: Всевеликое Войско Донское 1918 -1920 год, Кубанская Народная Республика январь 1918 – март 1920 год, Забайкальская Казачья Республика август 1918 – ноябрь 1920 год, Оренбургский Казачий Круг декабря 1917 – январь 1920 год и другие. Эти государства имели свои парламенты (войсковые круга), свои правительства, свою армию, суд, флаг, гимн, свою валюту и т.д. То есть все признаки государственности. Возможно, ли хоть одному сословию создать своё государство? Думается, нет! Эти казачьи государства возникли вынужденно из — за беспредела и анархии возникшей после свержения законного царя Николая второго. Бывший атаман Всевеликого Войска Донского Краснова Петра Николаевича в своей статье «Казачья самостийность» Берлин 1922 года писал о том, что оторвать казаков от России невозможно.

Тоже самое произошло после распада СССР, когда осенью 1991 года были самопровозглашены несколько казачьих государственных образований: «Донская Казачья Республика», «Терская Казачья Республика», «Армавирская Казачья Республика», «Верхне-Кубанская Казачья Республика». Созданные эти республики в конце 20 века явно были национальные, а не сословные. Возможно, если бы государство поддержало эти республики, то и не было бы ни каких чеченских войн и массового переселения русскоязычного населения с Северного Кавказа.

В настоящее время в некоторых кругах СМИ говорят о создании отдельной страны Казакии. Территориально рамки этой страны определяют Доном, Кубанью и Тереком, так как это территория Присуда, Старого (Дикого) поля. Хотелось бы понять, почему из границ казачьего Присуда вычеркнули Днепр, Волгу, Яик (Урал)? Али это не исконные казачьи земли, али Хортица колыбель Сечи перестала ей быть из -за того что, Сечь была уничтожена Екатериной второй? А как быть с землями освоенными казаками? Сибирью, Дальним Востоком, Семиречьем? В моем понимании «Казакией» можно назвать всю территорию, которая когда-либо была освоена казаками и присоединена к Российской империи или хотя б территории 11казачьих войск.

В наш современный век, когда все объединяются, отделять себя от Русского мира было бы чрезвычайно недальновидно и опасно. Наши предки не были глупыми, что пытались объединить силы с Московским великим княжеством, а позже царством. Как в песне поется вместе, и жить, и работать веселей. Была бы Русь чужда не стали бы казаки грудью на защиту Руси.

Тяжело казакам как раньше, так и сейчас. То цари геноцид проводят (при подавления К. Булавина) и в сословья определяют, то большевики устраивают поголовное уничтожение. И в наш век всемирной демократии казачий народ должен доказывать то, что он есть. Не признают казаков за народ. До сих пор не исполнены законы о территориальной и социальной реабилитации казаков. Принижается роль казачьего народа в истории России. И некоторые, смотря на это, уходят в радикализм, говоря об отделении казаков от России. Но разве можно из тела вырвать сердце? Сможет ли сердце жить без тела али наоборот? Нет, конечно!!! Но почему ж тогда повсеместно только и слышно: «Что казаки? Такого народа нет». Не это ли приводит к радикализму? Мы есть, а нас не видят или не хотят видеть. Вспоминаются слова одной казачьей песни.

Что же ты сделала матушка Русь?

Чем пред тобой казаки провинились?

Иль защищали мы плохо тебя?

Или в церквах за тебя не молились?

Помни родная, мы дети твои!

А дети на мать обижаться не могут!

В трудное время ты нас позови,

И казаки как один все помогут!

Помни всегда, что беда не беда,

Если казак у границ твоих будет.

Он защитит и накормит тебя,

Помни о нем, он тебя не забудет!

Почему казаки говорят о Казакии? Возможно, ещё по тому, что у казаков нет уверенности в Москве. Нет уверенности, что Москва не бросит казаков на Кавказе, да и не только на Кавказе как это произошло во время распада СССР. Яицкие (уральские), семиреченские казаки оказались за рубежами нашей родины, 25 миллионов русскоязычного населения, были предоставлены самим себе и подверглись гонению. В самой России в Чечне и Ингушетии казаки подверглись геноциду и были вынуждены покинуть исконно казачьи земли. Возможно ли повторение такого сценария? Думается, что в нашей стране возможно всё и нужно быть готовым ко всему!

Отдельная от России Казакия — это абсурд хотя бы, потому что не найдется такого количества казаков для создания независимого государства. Говорить о создании отдельного государства от России могут либо враги казачьего народа, либо не дальновидные люди. Создание Казакии сразу же вовлечёт это государство в вооруженный конфликт со своими соседями. А вот говорить о казачьей автономной республике в составе России мне кажется нужно. Почему якуты, адыги, татары, буряты имеют свои республика, а казаки нет? Ведь по закону о реабилитации народов от 26 апреля 1991 года казаки имеют право на территориальную реабилитацию. Почему ж это закон не исполнен? Можно обвинять в этом кого угодно, но думаю, в этом виноваты в первую очередь мы, сами казаки.

Кто-то может сказать, что количество казаков настолько малочисленно, что ни о какой автономии и речи быть не может. Хотелось бы таким гражданам указать на республику Адыгея, где адыгов 30% от населения. А меж тем они после развала Советского Союза из автономной области, входившей в Краснодарский край, смогли добиться создания Республики Адыгея в рамках РФ, несмотря на то, что в республике они находятся в национальном меньшинстве.

Казаки вне Присуда.

Давайте же посмотрим на то, кем считали себя казаки, которые по тем или иным причинам покинули своё отечество. А таких групп казаков было не мало.

Одно из ярких доказательств того, что казаки — народ, а не сословие — это казаки Некрасовцы. Эта группа донских казаков вынужденно в 1709 году, после подавления восстания Булавина, ушла с Дона на чужбину в Османскую империю. Их потомки, спустя века, вернулись на родину и как триста лет назад, сейчас считают себя казачьим народом.

В 1775 году по приказу Екатерины второй Запорожское войско было уничтожено. Часть казаков ушло в Османскую империю и там основали новую Задунайскую Сечь. После начавшийся русско-турецкой войны 1778 – 1791 годов большинство казаков вернулось, и из них было создано Черноморское войско, которое в последствии было переселено на Кубань. Но не все казаки вернулись. Окончательный переход Задунайской Сечи на сторону России произошёл в 1828 году во время очередной русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов. В течение 50 лет казаки за рубежом сохраняли свою самоидентичность и после принятия российского подданства были поселены на берегах Азовского моря. Из них было создано Азовское войско. Основная часть казаков этого войска служили на флоте. В обязанностях войска было наблюдение за Черноморским побережьем. Азовское войско выставляло вооружённую флотилию из 29 мелких судов. Позже в 1865 году Азовское войско было упразднено, а желающие состоять в казачьем сословии были переселены на территорию Кубанского войска.

Советская власть и ликвидация казачества.

В 1917 году 10 (23) ноября Советская власть, ЦИК советов рабочих и солдатских депутатов издало декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, куда и причислили казаков. С 29 февраля по 6 марта 1920 года в Москве состоялся первый всероссийский съезд трудовых казаков, на котором повторно издали приказ о повторном упразднении «казачьего сословия». На съезде присутствовало 466 делегатов: от Оренбургского войска- 169, от Донского – 122, от Сибирского – 79, от Семиреченского — 4, от Кубанского – 2, от войсковых частей – 51, от иногородних – 11. Остальные войска представлены не были. Самое интересное оказалось в том, что, упраздняя казачье сословие, советы отнесли его к национальности. Во всех анкетах казаков в графе «национальность» ставился прочерк. Что же из этого вытекает, что казаки люди без национальности, интернационалисты и вненациональны? Если первоначально на территориях проживания казаков были созданы национальные по своему составу советские республики, то позже казачьи земли были разделены по другим административным единицам.

Объявляя об уничтожении казачьего сословия, советская власть, тем не менее, создавала вооруженные казачьи части, которые участвовали в войне на стороне большевиков. По данным некоторых исследователей на стороне большевиков, в гражданской войне, в Красной армии служило 20 процентов казаков. Казаками была укомплектована 2-я Донская сводная казачья кавалерийская дивизия. Были созданы вооруженные части, получившие названия Червонного (Красного) казачества. Получается, что советы, создали сословные военные части, или это всё-таки были национальные формирования? Такие же национальные части Советы формировали из китайцев, латышей, башкир, киргизов и других народов. Но даже те казаки, которые поддержали советскую власть, и привлекли не малое количество казаков на её сторону, не нашли благодарности с её стороны. Миронов, Сорокин были расстреляны. В 1925 году в результате военной реформы, отменившей всеобщую воинскую повинность, в Красной армии были ликвидированы те, немногочисленные воинские части, которые назывались казачьи.

С приходом к власти Гитлера, в 1933 году и создании напряженной международной ситуации советское руководство вынужденно усиливать свою армию. В 1936 году 15 марта казаки Дона, Кубани и Терека обратились к Сталину с письмом о желании служить Советской власти. А 20 апреля того же года с казаков были сняты ограничения по службе в рядах Красной армии. И 23 апреля 1936 года по приказу наркома Ворошилова ряд кавалерийских дивизий получили название казачьи: 10-я Терско-Ставропольская территориальная казачья дивизия, 12-я Кубанская территориальная казачья дивизия, 4-я Донская казачья, 6-я Кубано-Терская казачья и т.д. Специальным актом было восстановлено ношение, ранее запрещенной казачьей формы. К концу Великой Отечественной Войны в РККА находилось два казачьих корпуса: 4-й гвардейский кавалерийский Кубанский казачий корпус и 5–й гвардейский кавалерийский Донской казачий корпус. Получается интересный факт. С одной стороны, Советская власть объявила о ликвидации сословий и казаков, как сословия, а с другой стороны она создает казачьи военные части.

Советы временно возрождают этнические казачьи территории.

Так же весьма странным нахожу тот факт, что советская власть с одной стороны ликвидировала казаков, как сословие, а с другой стороны создавала целые административные этнические казачьи территории.

В 1924 году советская власть решила пойти на очередной эксперимент, «в согласии с волеизъявлением народностей» и «в целях скорейшего развития классового самосознания национальностей» упразднялась и расчленялась по национальному признаку Горская АССР. Были созданы Чеченский, Ингушский, Северо-Осетинский, Кабардино-Балкарский, Карачаево-Черкесский Автономные Округа.

А также появилась административная единица под названием Сунженский казачий округ. В Декрете ВЦИК об упразднении Горской АССР отмечалось, что Сунженский округ, автономная административная единица, состоит в непосредственном подчинении всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и управляется Съездом Советов и избираемым им исполнительным комитетом, действующим на правах губернского исполнительного комитета. В состав округа, общая площадь, которого ограничивалась 1185,5 кв. км. вошли два района Слепцовский и Терский. Согласно результатам переписи 1926 года по Северо-Кавказскому краю, более 70% населения Сунженского округа составляли казаки. Практически одновременно с созданием Сунженского казачьего округа с правами современной «национальной республики» создаются казачьи районы на территории Северо-Кавказских национальных автономных областей. Так в 1924 году в Карачаево-Черкесской АО формируется «Баталпашинский район». Около 65% населения этого района были казаки.

В 1925 году в Северной Осетии был создан «Притеречный район». Постановлением президиума ВЦИК № 333 гласило: «Организовать в составе Северо-Осетинской автономной области Северо-Кавказкого края самостоятельный казачий округ (на правах района) с центром в станице Ардонской. В состав нового округа включить: Змейскую, Ардонскую, Архонскую, Николаевскую, хутор Ардонский». Всего в округе на территории 329 кв. км проживало около 20 тысяч жителей, 70% из них были казаки. Главным отличием казачьего административного образования от других районов было то, что он «ввиду особых условий имеет право сношения с краевым центром, минуя Северо-Осетинские власти».

В Кабардино-Балкарской АО в том же 1925 году был образован «Казачий район» в составе станиц Пришибской, Котляревской, Александровской с подчиненными им населенными пунктами. Территория округа насчитывала 285 км кв. с население 9355 человек из них 70% были казаки. На заседании третьего пленума ЦК Кабардино-Балкарской АО председатель Облисполкома Бетал Калмыков заявил следующие: «Казачество не является чужим народом, вклинившимся в наши земли, а есть частица нашей области. Надо будет организовать немедленно Казачий ревком и торжественно открыть Казачий округ на Котляревской. Надо дать им возможность самоуправляться и наряду с этим помочь им средствами. Пусть об этом нашем самостоятельном Казачьем округе по всему Северному Кавказу говорят».

Формирование вертикали Советской Власти в казачьих автономиях имело свои характерные черты. В административных органах, милиции и прочих органах самоуправления были преимущественно казаки. Несмотря на то, что право избирать и быть избранными лишались определенные категории граждан, все равно станичники голосовали, как правило, за крепких хозяев, которые не могли быть угодны Советской Власти. Ужесточение требований и расширения круга лиц, лишенных избирательных прав, не давали ожидаемых результатов и приводили к тому, что в местах управлений казачьих районов находились люди, неудобные для Советской Власти. Нередко случалось, что милиционеры-казаки оказывали негласную поддержку антисоветскому подполью. Все это привело к тому, что казачьи автономии просуществовали недолго. Все они были ликвидированы с официальной формулировкой экономической отсталости, раздутости штатов управления и необходимости укрупнения и интернационализации административно-территориальных образований. В 1927 году прекратил свое существование Казачий район на территории Кабардино-Балкарии. В 1929 году был ликвидирован Сунженский округ. В 1931 году Притеречный округ был переименован в район и вошел в полное подчинение властей Северной Осетии. В том же 1931 году был упразднен Баталпашинский район. Многие руководители казачьих районов были расстреляны под разными предлогами.

Перепись казаков в СССР.

В 1926 году была произведена первая перепись в СССР. Северо-Кавказский Краевой Исполнительный Комитет принял решение об учете людей, причисляющих себя к казакам на территории края. Это решение было опротестовано ЦСУ СССР, затем поддержано ЦИК СССР, принявшим соответствующие постановление. В состав Северо-Кавказского края входили Армавирский, Донецкий, Донской, Кубанский, Майкопский, Сальский, Ставропольский, Таганрогский, Терский, Шахтино-Донецкий округа, автономные города Владикавказ и Грозный, Адыге-Черкесская, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаевская, Северо-Осетинская и Чеченская автономные области, Сунжинский и Черкесский автономные округа. Население Северо-Кавказского края в 1926 году насчитывало 8 363 500 человек. Казачьему народу себя причислило 2 301 900 человек, что в процентном соотношении по краю, составило 27,52%. Это была первая и последняя перепись в СССР, где казаки указывались как национальность.

Казак – состояние души?

Некоторые из людей говорят, что казак — это состояние души. И в этом я отчасти могу с ними согласиться, так как каждый человек, любой национальности имеет душу. Но у еврея это состояние души одно, у француза другое, а у казака третье. Как понять состояние души определённого народа. Конечно же, по его культуре, по его обычаям и традициям, по его песням, танцам, сказкам, пословицам и поговоркам. И ещё, говоря о «казаках по состоянию души», следует учитывать непостоянство данной категории, т.к. оно может меняться под воздействием определённых факторов и жизненных событий. Сегодня поступил как казак, а завтра как немец или еврей.

Казачий язык: гутор и балачка.

Казаки имеют свою территорию расселения, свою культуру, обычаи, традиции, свой разговорный язык — гутор и балачка, то есть все, признаки народа, нации. На данном этапе казачий язык в своей массе ассимилировался в великоросский и малоросский языки. Вспоминаю своё детство и как «учил» свою прабабушку говорить правильно, по-русски, как в школе учили. Ассимилировали нас и учили правильно говорить, правильно думать, правильно верить (от обезьяны люди пошли). Это сейчас понятно, что язык то другой был. Но дело сделано, язык почти утерян.

Вильгельм Гумбольдт, один из основателей современной лингвистики, писал: «Язык есть, как бы внешнее проявление духа народа, язык народа есть его дух. Строение языков у человеческого рода различно, потому что различными являются и духовные особенности народов». Своеобразен был язык казачий. Историк Сухоруков В.Д. характеризовал казачий язык как смешение великоросского и малоросского языка с большой примесью татарских и калмыцких слов. Некоторые считают казачий язык диалектом то ли великоросского, то ли малоросского языков.

Диалект – это разновидность языка, которую используют на конкретной территории. Так существуют «окающие» и «ыкающие» наречия и говоры. От этого слово не меняется. В казачьем же языке присутствуют слова, которые мы не найдем в великоросском языке.

«Они уихали давеча всей кагалой, а я ноня сам до куреня шкандыбаю».

Однако, чем же отличаются казачий гутар и балачка от великоросского и малоросского языка? Конечно же, это славянские языки. Давайте рассмотрим отличие гутора от великоросского языка.

  1. Одна из ярких отличительных черт, характерных для гутара – отсутствие среднего рода. Там, где мы видим его в русском и украинском, в казачьем он принимает формы женского или мужского: мясо – мяса, яблоко – яблок, небо – неба…
  2. Отличительная черта гутара – синтетическое словообразование, характерное для германских и романских языков. Так, вместо «отвечать» казак скажет «держать ответ», испугаться – «возыметь страх», умирать – «смертушку приять», разорять – «чинить разор», побить – «дать бубней». Смысловые поля строятся вокруг целой группы вспомогательных глаголов: держать, приять, чинить, возыметь… Исследователь-донец Николай Бубнов насчитал десять подобных глаголов.
  3. Интересна топосная и хроносная структура (представление в языке места и времени). Это будущее и предбудущее (с вспомогательной частицей зарас), характеристики положения: сбочь (сбоку), обочь (близко сбоку), под (внизу), под низом (ещё ниже) и т. д. и т. п.
  4. Сложная система указательных местоимений: утэтот – этот, утэн – этот, более отдалённый, утот – тот, энтот – тот, но находящийся дальше и т. д.
  5. Специфическая фонетика с мягким «г», смягчённым «т» на конце слов (бегить, мотыляить) и т. д.
  6. Особая падежная система, где многие существительные и местоимения склоняются иначе, чем в русском языке. Напр., по-русски я-меня-мне-меня-мной-мне, на гутаре: я-мине-мине-мине-мной-мине. И во многих иных формах сливаются дательный и родительный падежи – возможно, дальнейшие исследования укажут, что гутар имеет иную, более упрощённую падежную систему
  7. Наконец, лексический состав, изученный наиболее подробно: большое количество слов с тюркскими (майдан, калган, кабарга), готско-германскими (вакан, рдянай, хата), кавказскими (кунак, адат) корнями.

Что скажут пословицы и поговорки.

В таких казачьих пословицах как: «Казаки от казаков ведутся», «Казачьему роду нема переводу», «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть», «Слава Богу, что мы казаки» явно преследуется мысль, в которой казаки пытаются обособить себя от остальных народов и сказать, что мы казаки, мы другие, не хуже и не лучше вас, а просто другие. Лично для меня концовка поговорки «… казаком нужно быть» в настоящее время гораздо больше значит, чем «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать…». Многие рожденные по роду казачьему, забыли о том, что они казаки и ассимилировались в другие народы. То есть потеряли они дух казачий, менталитет казачий. Другие же став казаками или родившись ими попав в пучину чиновничества, власти и золотого тельца перестали быть носителями казачьего духа свободы и воли став послушными и покорными исполнителями того что им сверху укажут. И поэтому многие казаки по духу, но не по крови мне, гораздо ближе, родовых и природных, которые потеряли казачий дух, водку хлещут, да чинами и медалями обвешиваются. Возможно, нам казакам, нужно снять свои погоны да медали, чтоб хоть как-то отделить себя от того огромного потока ряженых, которым видать только и хочется покрасоваться на улицах наших городов!?

Давайте же попробуем сравнить казачьи и великоросские пословицы и поговорки.

Казачьи пословицы и поговорки

— Добрая война лучше худого мира

— Мужик врага ждет, казак врага ищет

— И про единого казака война будет

— Краше умирать в поле, чем в бабьем подоле

— Береженного Бог бережет, а казака сабля

— Здравствуй царь в Москве, а мы казаки, на вольном Дону!

— Не тот казак, что водою плывет, а тот, что против воды

— Руби меня, сабля татарская, но не смей бить, плеть боярская

— Що буде, то буде, а казак панщины робити не буде.

— Пришли казаки с Дону, тай прогнали панив до дому.

— Где тревога, туда и казаку дорога.

Источник: КАИЦ, КАИЦ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *