Сибирское
Казачество
01 мая 2018 Просмотров: 154 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Как кубанские казаки восстанавливают свою историю и другие новости казачества Южной России

Как кубанские казаки восстанавливают свою историю

Как кубанские казаки восстанавливают свою историю

1930-е годы для кубанских казаков были периодом трагических событий. И только указ 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» вернул казакам право возрождать и продолжать свои традиции.

Что значит название станицы Платнировская, сегодня точно никто не скажет. Известно лишь, что так же в Запорожской Сечи назывался один из 38 казачьих куреней, которые переселились в кубанские степи в конце XVIII века, после русско-турецкой войны. Поэтому сегодня платнировцы гордо называют себя потомственными казаками — потомками запорожских казаков-переселенцев, а в школьном музее скрупулезно восстанавливают историю казачьих семей, постепенно заполняя страницы, которые казались навсегда утраченными.

«Казаки пришли сюда морем, около 200 человек высадились в Тамани. В 1794 году атаманы собрались и кинули жребий — кому в каком месте обосноваться, Платнировскому куреню выпало поселиться на правом берегу реки Кирпили. Так появилась наша станица», — рассказывает руководитель музея школы №25 станицы Платнировской Татьяна Романенко.

«Черные доски» и шашка под стрихой

Множество материалов, которые могли рассказать о платнировских казаках, были утеряны в начале XX века. Но известно, что накануне революции Платнировская была станицей большой и далеко не бедной, а в годы коллективизации сотни семей были раскулачены и, конечно, попали под жернова расказачивания.

«Когда началась коллективизация, на Кубани людей целыми станицами выселяли — вывозили в Сибирь. Моего деда и отца вывезли в Омскую область, где дед вскоре умер от пневмонии. Отцу удалось вернуться — несколько лет он работал в совхозе, недалеко отсюда. Отец поэтому редко рассказывал о казачестве, но я все равно, сколько себя помню, знал, что я — казак», — говорит Владимир Черномаз, представитель одной из старейших в Платнировской казачьих фамилий, бывший глава станицы, в 1990-х стоявший у истоков возрождения станичного казачьего общества.

Но и тем, кто избежал высылки в Сибирь и остался в станице, было очень нелегко. В 1933 году Платнировскую занесли в так называемые черные доски. Так именовались перечни населенных пунктов, которые в годы коллективизации не выполняли планы по сдаче продовольствия. Попадавших в перечень могло ждать полное прекращение поставок продуктов. Так произошло и в станице. Начался голодомор — люди целыми семьями умирали от голода.

«После 1933 года в станице осталось не больше 300 семей, а до революции было 17–18 тысяч человек. Потом сюда, на место высланных, переселяли людей из Ставрополья — целые кварталы были заняты переселенцами», — рассказывает Владимир Черномаз.

Семье начальника штаба Платнировского казачьего общества подхорунжего Александра Будко чудом удалось избежать выселения. Но с тех пор о казачестве дома говорить боялись. «Я узнал о том, что я казак, только после восьмого класса, когда оказался в Средней Азии. Там один старый туркмен мне и говорит: «Сашка, а чего ты усы не носишь? Ты же с Кубани — значит, казак!» Я приехал, стал отца расспрашивать, а он — не надо, мол, об этом говорить», — вспоминает он.

Недавно один из станичников подарил начальнику штаба старинную шашку — ее нашли, когда в доме перекладывали печь. «Когда шли гонения на казаков, за одну такую шашку, да еще с надписью «ККВ» (Кубанское казачье войско — прим. ТАСС) могли поставить к стенке и расстрелять. Но расставаться с шашкой было жалко, старались спрятать. Эту вот спрятали под стрихой (так называли нижний край крыши — прим ТАСС.). А другое оружие, карабины например, просто топили в реке», — объясняет подхорунжий Будко и обещает подарить шашку школьному музею.

Как казаки хату строили

Возле станичной школы №25 есть настоящее казачье подворье — несколько лет назад здесь решили построить хату, в каких раньше жили казаки. Идею руководительницы музея поддержал станичный атаман подъесаул Владимир Тихий.

«Построили с нуля, за два лета, из старого самана, из которого была сложена старая «батюшкина хата» — раньше в ней жил станичный священник. Всего здесь у нас 162 человека работали — атаман руководил, начальник штаба печку клал, ребята из школы подмастерьями были. На второе лето уже делали мазку — мазали хату глиной. У казаков это всегда было праздником — на мазку звали всех соседей, и мы тоже устроили настоящий праздник», — рассказывает Татьяна Романенко.

Внутри хаты — две комнаты. В первой, поменьше, — «малой хате» — готовили еду и занимались другими хозяйственными делами. Большая комната звалась «вылыка хата». Здесь — обязательный красный угол с иконами, железная кровать с горкой вышитых вручную подушек и детской люлькой рядом, огромный сундук — скрыня, посреди комнаты — стол, за которым собиралась семья.

«У казака стол — что в алтаре престол» — значит, что сидеть за ним и вести себя следовало, как в церкви», — ведет экскурсию девятиклассница Юлия Зайцева, в марте этого года победившая в краевом конкурсе юных экскурсоводов-краеведов. Юлия настоящая казачка и знает назначение любого предмета старинной домашней утвари, даже с рубелем и качалкой — деревянными «предшественниками» утюга — управляется мастерски.

Экспонаты собирали, как и саму хату строили, всем миром. В конце концов оказалось, что поместить все, что принесли станичники, в двух небольших комнатках невозможно. Так рядом с хатой появился сарай. Теперь, как говорят сами казаки, на подворье не хватает только конюшни с добрым конем. Но лошадей содержать по современным меркам — дело хлопотное.

«Было у нас три лошади, даже тачанка была, купили где-то в Новороссийске. Мы на ней хотели улицы патрулировать. Один раз выехали — лошадь копытом лягнула «Мерседес», на том дело и кончилось. Продали», — говорит начальник штаба.

Настолько крепкий, что не взорвать

С казачьего подворья хорошо виден Свято-Троицкий храм — старейший в районе, главная достопримечательность станицы. Его построили казаки в самом начале прошлого века. «Никаких меценатов не было, станичники сами собирали средства, приглашали строителей, ведь не зря говорят, что казаки в первую очередь строили не хаты, а храмы. И этот храм построили быстро: начали в 1903 году и за три года закончили, хотя строительство было непростым — кирпич возили на подводах из Ростова», — рассказывает настоятель храма протоиерей Димитрий Кошенков.

Для кирпичной кладки делали особый раствор — в него добавляли яйцо для связки и крепости. «Именно это спасло храм, когда в 1930-х годах власть решила его взорвать. Когда рассчитали необходимый заряд, оказалось, что взрывной волной просто снесет все близлежащие дома. Хотели разобрать по кирпичику — это тоже оказалось невозможным, потому что кирпичи просто не отделялись друг от друга, насколько крепким был раствор», — говорит отец Димитрий.

В 1920-х Свято-Троицкий храм закрыли, снесли купола и отдали здание под зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны он снова был открыт, богослужения велись здесь до 1963 года, когда церковь снова закрыли по настоянию директора местной школы. Возрождение началось в 2000 году — поначалу силами самих станичников, позже к процессу восстановления подключились районные и краевые власти. А потом в оживающий храм люди стали приносить старинные иконы и церковную утварь, когда-то спасенную от уничтожения. «Несколько лет назад мне передали Евангелие — когда здесь жгли богослужебные книги, одна женщина успела выхватить его из огня», — приводит пример настоятель храма.

Сейчас в возрожденной церкви приводят к присяге молодых казаков — по словам станичного атамана, происходит это примерно два раза в год, во время торжественной воскресной службы.

Земля и вера

Сегодня у казачьего общества станицы Платнировской есть свое знамя и своя атаманская насека, на которой выгравированы имена всех станичных атаманов. В обществе числятся 140 человек. «Это реестровые казаки, которые состоят на службе и имеют право носить погоны. У нас есть и своя небольшая дружина, которая помогает полиции поддерживать общественный порядок», — рассказывает станичный атаман Владимир Тихий.

Казаков в станице уважают, отмечает атаман. «Даже больше, чем полицию, особенно молодые. Правда, закон казакам не много позволяет — даже подзатыльник хулигану по закону дать нельзя», — сетует Тихий.

А еще у станичных казаков теперь есть земля — 16 гектаров на всех. Два года назад казаки Кубани получили право арендовать землю без проведения торгов. Предполагалось, что эта мера позволит казачьим обществам стать экономически независимыми и даже создать на селе новые рабочие места. Платнировские казаки получили участок в 10 километрах от станицы.

«Общими усилиями вспахали, засеяли. Вырастили зерно, урожай был 54 центнера с гектара. Правда, техники своей у нас нет, поэтому пришлось заключать договор с сельхозпредприятиями. В этом году хотим овощи посадить», — говорит атаман. Правда, о прибыли, по его словам, говорить пока рано: «Но хотя бы налоги заплатить хватит и с работниками рассчитаться. А то поначалу с каждого казака собирали налог — его надо каждый квартал платить, с первого дня».

По общему мнению, имеющихся 16 гектаров все же маловато. Но увеличивать казачий надел пока не планируется. «Разговоры такие идут, но все земли заняты. Ведь, чтобы нам отдать, надо у кого-то отобрать, а нам конфронтация не нужна», — объясняет атаман.

«Сейчас казаки крестьянством практически не занимаются. А ведь это было основой казачества — православная вера и труд на земле. Теперь земли у казаков почти нет. Вера осталась», — подводит итог Владимир Черномаз.

Елена Гриценко

 

———————-

Проверка округа завершена

Завершена проверка деятельности окружного казачьего общества «Новочеркасский округ»

Войсковой атаман В.Г.Гончаров совместно с членами комиссии и руководителями города Новочеркасска обсудил текущее состояние и перспективы развития округа.

Результаты проверки и предложения комиссии доведены до окружного атамана А.В.Иванченко. Совет атаманов Новочеркасского округа рассмотрел итоги проверки. Атаманы округа согласились с большинством замечаний, выявленных в ходе проверки. На заседании Совета окружной атаман А.В.Иванченко подал рапорт о сложении полномочий по собственному желанию.

Совет атаманов принял отставку. Исполнять обязанности окружного атамана до Большого круга Новочеркасского окружного общества, который намечен на 15 сентября 2018 года, доверено атаману СКО «Донское» А.В.Зорову. Соответствующий приказ подписал Войсковой атаман В.Г.Гончаров.

 

———————-

Нового атамана окружного казачьего общества выбрали на Ставрополье

Нового атамана окружного казачьего общества выбрали на Ставрополье

В воскресенье в Георгиевске состоялось главное собрание краевых казаков – отчетно-выборный круг окружного казачьего общества. В повестке дня значились отчет руководства общества и досрочная отставка атамана Александра Журавского.

Новым атаманом окружного казачьего общества был выбран Сергей Пальчиков. В настоящее время он занимает должность заместителя председателя комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества.

В
комитете Пальчиков курирует вопросы взаимодействия с казачеством.
Сохранит ли он должность после того, как стал атаманом, не сообщается

———————-

«Я – ваш отец, вы – мои дети»: Казаки Ставропольского Округа выбрали атамана

Вчера во Дворце культуры г. Георгиевска прошел отчётно-выборный круг Ставропольского окружного казачьего общества Терского войска. Пожалуй, впервые за последние годы выборы атамана СОКО ТВКО прошли в рабочей, конструктивной и спокойной атмосфере.

Почетными гостями круга стали заместитель председателя Правительства Ставропольского края Юрий Скворцов, председатель комитета краевой Думы по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Юрий Гонтарь, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю Юрий Бочаров, председатель комитета СК по делам национальностей и казачества Александр Писаренко, глава Георгиевского городского округа Максим Клетин, старейшие ветераны казачьего движения в крае Петр Федосов, Александр Месечко и другие.

В работе круга приняли участие 242 выборных казака из 26 районных и городских казачьих обществ СОКО ТВКО. Круг прошел в полном соответствии с казачьими традициями: с молитвой, выборами есаульца (ведущего круга), писаря и приставов для подсчета голосов, в присутствии войскового священника протоиерея Павла Самойленко и под бдительным оком стариков, восседающих слева от президиума с почетными гостями.

Приветствуя казаков от имени Губернатора и Правительства Ставропольского края, Юрий Скворцов поблагодарил их патриотическое воспитание молодежи, службу по охране общественного порядка (в том числе на избирательных участках в день президентских выборов) и большую помощь краю в ликвации последствий разрушительного наводнения 2017 года.

Юрий Гонтарь отметил, что этот круг войдет в летопись казачества Ставрополья особым образом.

— Казачество – это наша гордость и слава, казаки представляют регион везде. Во время проведения дней Ставропольского края в Совете Федерации именно они произвели настоящий фурор своим присутствием, — сказал Юрий Афанасьевич.

О проделанной работе отчитались правление и уходящий в добровольную отставку с поста атамана СОКО Александр Журавский, сохраняющий при этом должность войскового атамана. Он охарактеризовал период начала своего руководства округом как «кризисный» и сравнил состояние СОКО с настоящим временем. Так, менее чем за три года почти в два раза увеличилось количество земли в аренде: если в 2015 году казачьи общества Ставропольского округа в совокупности имели в аренде свыше 41 тысячи га сельскохозяйственных угодий, то сегодня земель уже более 73 тысяч га. При этом, одной из сильных сторон казачьих обществ Ставрополья остается военно-патриотическое воспитание молодежи: сегодня в крае действует порядка 83 казачьих военно-патриотических клубов, где обучается выше 3800 воспитанников. На средства казачьих обществ осуществляется и проведение крупнейших культурных и спортивных мероприятий по всему краю, и поддержка кадетского образования. Так, сейчас в 56 учебных заведениях Ставрополья действует 260 казачьих классов и групп общим количеством более 5800 учащихся. Все это дает видимый результат в призыве на военную службу: за прошедшие три года Южным военным округом было призвано и направлено в Российскую Армию более 400 юношей из казачьих обществ округа.

Журавский пожелал новому атаману продолжить развитие казачьего кадетского образования в крае, а казакам – использовать доходы от арендуемых земельных угодий на приобретение и обустройство собственных помещений и спортзалов для занятий с детьми.

Круг голосованием принял рапорт об отставке Александра Журавского, председатель совета стариков СОКО ТВКО Владимир Картушин представил кандидата на пост атамана, утвержденного Губернатором Ставрополья и получившего благословение Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.

Им стал Сергей Пальчиков, заместитель председателя комитета СК по делам национальностей и казачества. В своей программе дальнейшего развития Ставропольского округа он подчеркнул, что решение выдвигаться на должность атамана для него сложное и ответственное. Среди главных задач он видит, прежде всего, создание методической и материальной базы казачьего кадетского образования в крае: единая программа, подготовка учебников, офицеров-воспитателей и комплекса ежегодных мероприятий. Совместно с краевыми органами власти — дальнейшая работа по развитию и укреплению окружной казачьей дружины и создание ее подразделений на всех территориях Ставрополья. Также Сергей Пальчиков подчеркнул, что главными приоритетами в развитии он считает консолидацию станичных и хуторских казачьих обществ в округе и возрождение института многодетной казачьей семьи, живущей по традиционному укладу, но адаптированному для современных реалий.

Казачество – это не застывшая музейная архаика, а живой организм. Мы должны уметь пользоваться законами, использовать на благо всё, что предлагает нам государство. Это сработает на перспективу и позволит удержать нашу молодежь на Ставрополье. Я убежден, братья-казаки, что при вашей поддержке, войскового атамана, Правительства и Думы края, мы сможем сделать округ сильным партнером государства, — подчеркнул Сергей Юрьевич.

Казаки и атаманы поддержали молодого и активного кандидата. Суть их выступлений сводилась к тому, что Сергей Пальчиков не только происходит непосредственно из казачьей среды, но и принадлежит к молодому поколению казаков, сформировавшихся уже в новое время возрождения и становления казачьего движения на ставропольской земле. Профессиональные знания и опыт работы по государственной поддержке казачества, несомненно, помогут ему нести тяжелую атаманскую булаву.

Подавляющим большинством участников казачьего круга (против — 7 голосов) Сергей Пальчиков был избран атаманом Ставропольского окружного казачьего общества Терского войска. Согласно старинным традициям, он получил «в науку» три удара нагайкой по спине, а затем торжественно зачитал слова присяги на верность казачеству с вековой клятвой: «Беречь казачью честь, приумножать достояние общества, беречь казаков! Я — ваш отец, вы — мои дети!».

Справочно:

Сергей Юрьевич Пальчиков, 1985 года рождения. Родом из кубанских казаков станицы Канеловской Краснодарского края. Семья переехала на Ставрополье и проживала в с. Рагули, затем в с. Татарка.

Имеет два высших образования: Институт дружбы народов Кавказа (2006 г.), Донской государственный технический университет (2014 г.). Квалификация – экономист, магистр менеджмента (стратегическое управление). Общий трудовой стаж — 15 лет, из них государственной службы 9 лет. Имеет классный чин «государственный советник Ставропольского края 3 класса».

Мастер спорта по рукопашному бою, тренер. Казачий чин – есаул, присвоен распоряжением полномочного представителя Президента РФ в СКФО 30 мая 2016 г.

С.Ю. Пальчиковым разработано более 15 предложений в проекты законов, касающиеся казачества Ставропольского края. Принимал участие в разработке краевого закона № 69-кз «О привлечении членов казачьих обществ к государственной или иной службе в Ставропольском крае», изменений в Закон № 29-кз «О казачестве в Ставропольском крае». В 2016 году разработал методические рекомендации о системе взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и казачьих обществ. Также им была инициирована работа по созданию межведомственной комиссии по развитию казачьего кадетского образования.

Женат, воспитывает двух сыновей.

Комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества.

———————-

Социологи поспорили о влиянии казачества на отношение к приезжим в Краснодаре

Исследование об отношении к мигрантам в Москве и Краснодаре стало поводом для спора социологов. Во многом негативное отношение к мигрантам на Кубани сформировано казачеством, которое издавна особо относилось к «иногородним», считает социолог Вера Пешкова. Роль казачества в плане формирования современных взглядов людей сильно преувеличена, заявила автор исследования Наталья Космарская.

Институт социальной политики Высшей школы экономики 1 марта организовал в Москве семинар «Миграционные исследования», на котором старший научный сотрудник отдела Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, социолог и этнолог Наталья Космарская представила некоторые результаты своего исследования об отношении к мигрантам в разных регионах России на примере Москвы и Краснодара, передает корреспондент «Кавказского узла», присутствовавший на мероприятии.

По словам Космарской, выбор Краснодара в качестве «пары» для сравнения с Москвой обусловлен как существенными различиями между городами, так и общей чертой, связанной с тем, что оба долгое время являются магнитом для множества трудовых мигрантов как из различных регионов России, так и из ближнего зарубежья.

В каждом из двух городов было проведено по 30 полуструктурированных интервью с местными жителями, а также ещё 5 бесед с экспертами в Краснодаре. Основная часть интервью была записана с осени 2013-го по весну 2015 года, уточнила автор исследования «Кавказскому узлу».

Не массовый, количественный опрос, а качественная беседа в полуформальной обстановке больше способствует раскрытию сущности взглядов людей, полагает она. «Мы во время своих бесед… вели с респондентами разговор в целом об их жизни в этом городе. Мы не задавали нарочито вопросы об этничности. Были косвенные вопросы, связанные с мигрантами. Например, о транспорте, рабочих местах, безопасности. Например, в Москве специально поставлен вопрос о работе дворников, а в Краснодаре о том, как опрашиваемые относятся к «танцеванию» лезгинки в общественных местах», — рассказала Космарская в своем выступлении.

По ее словам, результаты исследования показали, что тема мигрантов осмысливается в каждом из городов различно. Так, отметила она, мигранты в Москве ассоциируются исключительно с выходцами из Центральной Азии, которые у опрошенных москвичей вызывают беспокойство в связке с проблемой «распила» бюджета, изменением локальной среды обитания и в целом перегруженностью столицы людьми. При этом о выходцах с Кавказа как о «надоевших мигрантах» никто из респондентов в Москве не говорил, указала автор исследования.

«О кавказцах говорили только как о личных знакомых. К ним у собеседников было спокойное восприятие. Видно, что человека это не волнует. Вероятно, потому, что в период проведения исследования не было никаких громких инцидентов с участие кавказцев в Москве», — пояснила Космарская корреспонденту.

В то же время в Краснодаре практически нет интереса к мигрантам из Центральной Азии, так как их там немного, и они изолированно живут на стройках. Зато контрагентами краснодарцев являются приезжие вообще, в числе которых на первом месте выходцы из республик Северного Кавказа, отметила она.

«У жителей Краснодара, с одной стороны, есть ощущение, что они часть Кавказа. С другой — что есть они и есть чужие. Слово «мигрант» там не в ходу. Говорят, «приезжие», «понаехи». Причем этот термин касается и московских, и питерских пенсионеров, решивших на старости пожить в теплом климате, и людей с «северов», и недавних выходцев с Северного и Южного Кавказа. Конечно, те, кого так называют, не очень рады этому слову», — пояснила автор исследования.

По ее словам, в Краснодаре выделяют категорию людей под названием «мусульмане» или говорят конкретно об этнической принадлежности иногородних — «чеченец», «армянин», «дагестанец» и т. д. «Причем отношение к ним в отличие от Москвы персонализировано. То есть указывается на различие каких-то культурно-бытовых особенностей, а не просто на неприемлемость массы людей необычного внешнего облика», — отметила она.

В качестве примера одной из точек напряжения социолог привела отношение к «лезгинке». «Отчего «лезгинка» в Краснодаре вызывает раздражение? Одним из важных факторов является то, что она воспринимается как нарушение некой статусной иерархии. Как сказал один из респондентов, африканцы пусть себе танцуют на площади, они ни на что не претендуют, им ничего не нужно от нас, а кавказцы — другое дело. Даже один из опрошенных местных жителей-адыгов высказал недоумение танцами в городе», — рассказала Космарская.

Кроме того, по ее словам, вопрос о «лезгинке» поставил вопрос и о том, что у русской культуры нет своей «визитной карточки». «В реальности получается, что русская культура и язык на тех территориях, которые можно было считать колонизированными, утратили связь с этничностью. Она стала с советских пор воспринимать как городская, глобализированная культура. Невозможность дать этнокультурный ответ и создает напряжение и раздражение», — полагает социолог.

С замечанием к докладу Космарской выступила старший научный сотрудник Института социологии РАН Вера Пешкова, которая заявила, что сомневается в том, что возможно делать всеобъемлющие выводы, проведя 30 интервью.

«Это качественные исследования. Есть количественные исследования, с ними их и сравниваем. А прекратила я опросы потому что, уже не слышала ничего нового (в ответах респондентов)», — ответила Космарская.

Пешкова также указала на расхождение в терминологии явления, которое было предметом исследования. «В Краснодаре вы не говорите о мигрантах, но делаете выводы именно как о мигрантах. Возможно, речь в исследовании всё же идёт не об отношении к мигрантам, а в принципе об отношении к другим», — полагает она.

По словам Пешковой, не отмечена роль казачества и его влияния на настроения и процессы на Кубани. «В Краснодаре сложность еще и в том, что там казачество. Оно играет важную роль. Этого не прозвучало. А ведь исторически на Кубани имелось разделение на казаков и иногородних», — указала социолог.

В ответ Космарская заявила, что считает преувеличенным современную роль казачества в плане влияния на взгляды людей. «Верхушечные дискурсы по поводу казачества очень преувеличиваются для жизни обычных людей. Попытки сконструировать казачью идентичность провалились… Краснодарцы сами считают, что казаки не могут решать никаких проблем. Да, история во многом определяет отношение к горцам. Но в Краснодаре есть позитивно настроенные к ним люди, те, кто считает себя кавказцем. Но есть и те, кто любых приезжих воспринимает негативно», — сказала она.

 

 

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, КАИЦ, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *