Как казаки приспосабливались к походным невзгодам и лишениям \ Фестиваль на Троицу
Как казаки приспосабливались к походным невзгодам и лишениям
Где только не бывали казаки за историю своего существования, в какие только условия не попадали они в походах. Они замерзали в ледяной Сибири, голодали на китайской границе и сгорали дочерна в пустынях Средней Азии. Кубанский казак Федор Иванович Елисеев писал в воспоминаниях, что на войне казаки привыкали к такой ненормальной жизни и к таким невыносимым условиям существования, какие в мирное время могли только ужаснуть.
НА КАВКАЗЕ СНЕГ, В ПУСТЫНЕ ГОЛОД
Часто в походах казаки погибали не столько от пуль, сколько от снежных буранов, голода и обвалов. На Кавказе казакам не давал расслабиться суровый климат: зимой сугробы достигали в высоту трех метров; было невозможно разгрести узкие, «в одного коня» тропы, приходилось то голодать из-за застрявшего где-то обоза, то замерзать из-за отсутствия дров в холодных каменных хижинах горцев. В невыносимых условиях казаки вели боевые действия на Кавказе и во время Первой Мировой: они долгое время жили под открытым небом под непрекращающимся снегопадом.
Во время похода на Каспий в 1851 году казаки Оренбуржского войска голодали. Местное население бежало от них, и разжиться провиантом было негде, а дичи в степи не было – уже к маю степь являла собой выжженную солнцем пустыню.
Часто ее специально выжигали, чтобы лишить казачьих лошадей подножного корма, – об этом пишет историк из Оренбурга Елена Викторовна Годовова в статье «Повседневная жизнь казаков в экстремальных военно-полевых условиях». Доходило до того, что на казака приходилось в сутки по четверти фунта сухарей – то есть всего по 100 г! Настоящей проблемой в походах по Средней Азии была вода – источники пересыхали, колодцы оскверняли враги, чтобы лишить казаков воды – бросали к них падаль и дохлых собак.
НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ – ГОЛОД И ЛЕДЯНЫЕ ВЕТРА
В книге «Первый Нерченский полк Забайкальского казачьего войска» (составитель А. Е Маковкин, 1907 год) говорится о том, что на Дальнем Востоке условия тоже были не сахар. Зимой стояла стужа до 30 градусов с сильнейшими ветрами, а летом начинались ливни, и передвигаться можно было с трудом. Не хватало домов с крышами, где казаки могли бы согреться и обсохнуть. В книге приводится случай, когда, утопая по колено в грязи, казаки спускались с перевала, за день прошли только 9 км, а к ночи вышли к китайскому селению, где хибар на всех не хватило и многим пришлось ночевать под дождем.
Во время конфликтов на границе с Китаем казаки на заставах месяцами оставались без провизии. Они добывали еду себе и лошадям сами, и хорошо, если проходящие мимо воинские части оставляли им хоть какие-то припасы. Так как жить приходилось в постоянной угрозе набега китайцев, то многие не оставались в селениях, а были вынуждены жить в отдалении от них, другие же заставы стояли в чистом поле, где найти провиант было целой проблемой.
Не лучшим было снабжение казачьих частей в Первую Мировую: по воспоминаниям казака Бахтурова, донские казаки частенько воевали не на сытый желудок. Обозы опаздывали, и иногда днями приходилось довольствоваться сухим пайком – сухарями, которые были по твердости схожи с железом.
ГИБЕЛЬ ИЗ-ЗА НЕПОГОДЫ
Бывало так, что из-за непогоды казаки гибли сотнями. Например, при штурме турецкой крепости Эрзерум из-за снежного бурана батальон донцов-пластунов за одну ночь потерял полтысячи бойцов из-за снежной бури, которая застала казаков в горах, – они просто замерзли.
6000 человек получили обморожения, а 45 – сорвались в пропасть. Многие замерзали, стоя на часах: казак укрывался буркой, его заносило снегом и он засыпал вечным сном. Казаки часто страдали от цинги: в Каспийском походе она выкосила половину состава, а те, кто вернулся домой, остались без зубов.
КАК КАЗАКИ СПАСАЛИСЬ
По-разному. На Дальнем Востоке зимой спасали овчинные тулупы и китайские шапки с ушами, а ноги казаки согревали, разминая их активной ходьбой. От обморожений смазывали руки и лицо жиром – гусиным, свиным, медвежьим. Окоченевших часовых растирали водкой, спиртом, поили ромом, коньяком. Когда не было возможности развести костер, чтобы согреться, устраивали «кучу малу».
Особо ценились у казаков люди, способные в пустыне или в горах найти воду. Историк Годовова приводит в пример оренбуржского казака Никлая Агапова, который умел находить воду, а в крайнем случае договариваться с местными проводниками, расчищал ручьи и родники для получения хорошей, качественной воды. В походах воду запасали во фляги, в меха и в кубышки. Особо ценили «хивинские», в которые входило до 7 ведер воды. Такой объем груза везли уже не лошади, а верблюды.
При передвижении войск в Средней Азии приходилось идти на ухищрения – казаки разбивались на несколько отрядов, которые шли один за другим, либо шли разными маршрутами, так как встречающиеся на пути колодцы были маловодными и не могли обеспечить водой сразу всех.
ТАК ПРОЙДЕТ
Разумеется, качество воды и пищи сказывалось на здоровье воинов. Ни диарею, ни отравления каким-то особым способом казаки не лечили, полагаясь на голодание и ограничение пищи. Фельдшеры в отрядах были, но набор медикаментов был ограничен.
Способы готовить местную еду перенимали у туземцев. Например, в Каспийском походе у местных научились правильно готовить ячмень – его обжаривали в котлах с жиром, затем лущили, провеивали и только потом варили с мясом.
В пустыне у Сырь-Дарьи от холода спаслись, копая «могилы для живых» – большие ямы в песке и набиваясь в них по несколько человек сразу. Несмотря на то, что воздух в пустыне ночью охлаждался быстро, раскаленный за день песок еще долго хранил тепло и спасал казакам жизнь и здоровье.
От вшей спасались, заваривая белье в горячей воде с золой, а в пустыне прожаривая одежду над костром или на солнце каждые три дня. Там же устраивали сухую баню – раздевались донага, обтирались песком, а потом счищали его с кожи. Брились в походных условиях обязательно. Те, кто бороды не носили, просто подпаливали щетину и стирали остатки полотенцем, а бородатые казаки, чтобы поддерживать опрятный вид, подвешивали шашку за темляк и брились ее лезвием – об это пишет автор А. С. Мовчан в книге «Казаки (быт и традиции)».
———————-
Горсть памяти
Казаки Войска Донского принимают участие во Всероссийской военно-патриотической акции «Горсть Памяти».
Цель акции проста и понятна — увековечить память участников Великой Отечественной войны.
Условия акции предполагают забор земли с мест воинских захоронений в «солдатские кисеты» — специальные контейнеры, которые в дальнейшем с воинскими почестями разместят в гильзах артиллерийских снарядов на прилегающей территории в историко-мемориальном комплексе главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации.
В акции уже приняли участие казаки Донецкого округа.
В Миллеровском юрте представители казачьего общества совместно с учащимися Фоминской казачьей школы, воспитанниками лицея № 7 города Миллерово, а также представителями районной общественности собрали землю с братских могил в хуторах Фоминка и Донецкий лесхоз, а также с могилы советского бойца З.Р. Окружко.
«Горсть памяти» с территории Мемориального комплекса Воинской Славы в Каменске-Шахтинском казаки, специалисты сектора по работе с казачьими обществами города Каменска-Шахтинского ГКУ Ростовской области «Казаки Дона», воспитанники казачьей детско-молодежной организации «Донцы» и активисты юнармейского клуба «Каменские казачата» передадут 22 июня в военно-патриотический парк «Патриот» вместе со всеми «солдатскими кисетами» Ростовской области.
———————-
Фестиваль на Троицу
На Арбатской площади станицы Кущевской впервые прошел межрегиональный фольклорный фестиваль «На Троицу. Зеленые Святки».
На площади была представлена выставка-ярмарка работ мастеров народных промыслов и ремесел. Свое искусство продемонстрировали умельцы из таких городов, как Новочеркасск, Сочи, Краснодар, Геленджик, Абинск, Ейск и районов Крыловский, Каневской, Северский, Староминский, Динской, Павловский и многочисленные мастера Кущёвского района.
В многочисленных работах представлена вся широта казачьей кубанской души. Видно сколько тепла и любви вложено в выставленные на выставке работы.
Жители и гости Кущевского района увидели яркие выступления творческих коллективов Крыловского района и сельских поселений Кущевского района. Песни, танцы исполненные с большой любовью к своей малой Родине Кубани и светлому празднику Святой Троице не оставили зрителей равнодушными.
В заключение фестиваля около 70 его участников получили дипломы.
———————-
Посещение Осетии Верховным Атаманом СКВРиЗ |
17 апреля 2019 года делегация СКВРиЗ во главе с Верховным Атаманом «Союза казаков–воинов России и зарубежья» Дьяконовым Николаем Леонидовичем посетила Республику Северная Осетия-Алания для закладки камня в память о трагических событиях на кургане памяти в г. Беслан.
Памятные мероприятия начались с посещения Города Ангелов, кладбища жертв теракта в бесланской школе, к памятнику были возложены венок и цветы.
В мероприятии принимали участие министр по вопросам национальных отношений РСО-Алания А.А. Цуциев, Атаман Аланского казачьего округа Харитон Едзиев, Руководитель Северо-Осетинского РО СКВРиЗ Константин Мириков, Атаман Терско-Малкинского окружного казачьего общества ТВКО Николай Любуня, Руководитель Северо-Осетинского РО «Двуглавого Орла» Георгий Зозров, представитель ГУ ФСК в Республике Южная Осетия Инал Беппиев представители СМИ и другие.
Далее все участники мероприятия почтили память невинно убиенных казаков у Кургана памяти в Беслане и заложили камень в память о трагических событиях — памяти терских казаков, безвинно убиенных в годы геноцида 20-х годов. В апреле 1920 года несколько тысяч стариков, женщин и детей стали жертвами гонений, воздвигнутых на терское казачество.
Больше всего пострадали станицы, расположенные по реке Сунже от станицы Тарской до Грозного. В память о погибших, в 1990-е годы терскими казаками был сооружен курган и водружен поклонный крест.
После установки камня состоялся поминальный митинг, который возглавил Верховный Атаман «Союза казаков – воинов России и зарубежья» Николай Дьяконов. Были также возложены венок и цветы к месту трагедии.
На месте Кургана памяти предполагается соорудить мемориал. В комплекс войдут часовня, поклонный крест на кургане, благоустроенный участок с зелеными насаждениями. Территорию мемориала предполагается огородить и провести к ней асфальтированную подъездную дорогу.
Позже состоялась рабочая встреча верховного Атамана «Союза казаков–воинов России и зарубежья» Николая Дьяконова с руководством Общественной организации «Алания». На встрече также присутствовали: руководитель Северо-Осетинского РО СКВРиЗ Константин Мириков,труководитель Северо-Осетинского РО «Двуглавого Орла» Георгий Зозров, представитель ГУ ФСК в Республике Южная Осетия Инал Беппиев, председатель «Фонда содействия развитию, межнациональных и внешних связей Осетии» Лев Лалиев, представители СМИ и другие.
Рабочая встреча была посвящена планированию дальнейшего эффективного сотрудничества в области межнациональных отношений, социально–экономического сотрудничества и духовно нравственного воспитания подрастающего поколения.
В завершении встречи от имени руководства «Двуглавого орла» и Войсковой Православной Миссии были вручены почетные грамоты и благодарности наиболее активным членам казачества Северной и Южной Осетии.
———————-
Юбилей округа
В этом году своё 10-летие отметит Общественная организация казаков «Особый северный казачий округ» Регионального отделения Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья» в Республике Коми (ООК в РК «ОСКО» РО «СКВРиЗ» в РК).
Многовековая история российского казачества полна непростых обстоятельств. Казаки не раз вынуждены были воссоздавать свои материальные и духовные ценности, зачастую — на территориях, далеких от исторической родины. И сумели сохранить беззаветную преданность идеалам казачества, национальную идентичность и свое истинное духовное богатство – религию, культуру, национальные многовековые устои.
На сегодняшний день ООК в РК «ОСКО» принимает активное участие в культурной и общественной жизни Республики Коми, тесно взаимодействует с Русской православной церковью – Сыктывкарской и Коми-Зырянской, Воркутинской и Усинской епархиями.
В составе добровольных дружин казаки Регионального отделения СКВРиЗ в РК участвуют в охране общественного порядка.
Много времени уделяют в ООК в РК «ОСКО» воспитанию молодежи: работают казачьи классы, организуются выездные лагеря, где занимаются детьми в летние и иные каникулы. Основные цели такого воспитания — сознательное отношение к труду, народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям России, родного края, казачества, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
Знаковыми культурными мероприятиями для республики стали организованные казаками Особого северного казачьего округа фестивали «По северу, по вольному» и «За Веру и Отечество», чемпионат «Казарла».
Широко известен в нашей республике и за её пределами народный ансамбль казачьей песни «Вольница», лауреат и победитель многих межрегиональных и всероссийских конкурсов.
Поддержка социально значимых мероприятий республиканского Дома дружбы народов и Министерства национальной политики, которую оказывает «Особый северный казачий округ», способствует укреплению и развитию межнациональных отношений, взаимопониманию и дружбе народов, формированию патриотизма, сохранению культурно – исторического наследия и популяризации национальных культур, обычаев, традиций народов, проживающих в нашем регионе. Убеждены, что нынешнее поколение казаков, их дети и внуки будут чтить и приумножать традиции предков, сохраняя уважительное отношение и к этническим традициям других народов.
***Сегодня в России насчитывается около семи миллионов казаков, в Коми живут более двух тысяч представителей этого сословия.
Еще креститель древних коми Стефан Пермский просил у московского князя прислать вольных воинов на Пермь Вычегодскую для охраны основанного им в Усть-Выми монастыря, а Ермак собирал здесь дружины перед походом за Урал. Точно известно, что в XVI в. российское правительство целенаправленно отправляло жителей Коми края в Сибирь для строительства укрепленных пунктов и создания в них впоследствии войска. Вот что, например, говорит Вычегодско-Вымская летопись: «Лета 7095 [1587 г.] князь великий Феодор повелел взяти в новый городок Тоболск из вычегоцкие и вымские пермяки в служилые казаки пять десят и с жоны и с детми, а подможные им от земских по 20 рублев ежелет». Или там же: «Лета 7101 [1593 г.] повеле князь великий Феодор послати пермяки вычегжаны и вымичи на Пелынь и на Березов городки строити. Того же лета велено отпустить от Вымскова уезду в Сибирь 60 ратных в казаки и дать им от земских людей подможных по 20 рублей на человека».
Достаточно много переселенцев из Коми края уходило Сибирь и в XVII в., когда правительство России стало поощрять вольнонародную колонизацию того региона. Зыряне становились крестьянами и жителями острогов, многие из них поступали на военную службу в березовские, енисейские, ленские казаки и служилые люди. Самые известные зыряне-первопроходцы — Дмитрий Михайлович Зырян и Фёдор Алексеевич Чукичев, чьи имена связаны с присоединением к России бассейнов рек Яны, Индигирки, Алазеи, Колымы и Пенжины. Оба они начинали службу рядовыми казаками на Енисее.
В XX веке, в период Гражданской войны, часть представителей традиционных казачьих войск России оказалась на территории Коми в качестве мигрантов, ссыльных спецпоселенцев. Их потомки и составили основной костяк этнических казаков, проживающих в Республике Коми.
Первые казачьи общества стали создаваться в нашем регионе в 90-х годах прошлого века, многие группировались по территориальной принадлежности, вокруг своих исконных казачьих войск: донцы, терцы, сибиряки, кубанцы. На тот момент в казачьих объединениях насчитывалось около 2000 казаков.
В 2009 году была сформирована общественная организация казаков «Особый северный казачий округ», в который вошли 600 человек.
———————-
Товарковские «Семиреки» на «Казачьей заставе»
С 14 по 16 июня 2019 года калужская делегация в составе заведующей отделом казачьей культуры «Дома народного творчества и кино «Центральный» Куликовой С.В. и группы «Семиреки» Образцового Народного фольклорного ансамбля «Луговое кольцо» Калужского ОКО ВКО «ЦКВ» из посёлка Товарково Дзержинского района Калужской области (руководители — заслуженный работник культуры Калужской области Рагрина Н.М., Бахмат Л.А.) приняла участие в VI Межрегиональном фестивале традиционной казачьей культуры «Казачья застава — 2019», который прошёл в селе Казаки Елецкого района Липецкой области.
Хутор из куреней и концертная сцена гостеприимно приняли 15 делегаций из 10 краёв и областей России и ближнего зарубежья, туристов из Ельца, Липецка, Орла, Ростова-на-Дону, делегацию города Кировска Луганской Республики, других городов и даже Казахстана.
Наши казачата в нелёгкой соревновательно-фестивальной борьбе завоевали звание лауреата III степени в номинации «Фольклорный ансамбль»!
Народная мастерица, казачка из Калуги Куликова С.В. с большим успехом провела бесплатные мастер-классы для всех участников праздника по традиционному плетению поясов.
Калужане приняли участие в выставке ремёсел, продегустировали блюда местной традиционной кухни, стали участниками старинных обрядов и в целом познакомились с жизнью современного казачества Липецкой области.
Настоящим мужским зрелищем стали состязания на кубок атамана «Казачий рубеж»: зрители увидели искусную фланкировку и показательные выступления кинологов.
Отдел казачьей культуры Калужского областного центра народного творчества,
фото Куликовой С.В.
———————-
Солнечногорские казаки приняли участие в международной поисковой экспедиции
Казачий поисковый отряд им Я.П. Бакланова ХКО Солнечногорского района ОКО МО ВКО «ЦКВ» принял участие в международной поисковой экспедиции «Ржев — Калининский фронт», открытие которой состоялось 8 июня 2019г. в Ржевском районе Тверской области.
В ходе проведения поисковых работ обнаружены останки более 80 красноармейцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Командиры казачьих поисковых отрядов, принявших участие в экспедиции, решили создать Ассоциацию казачьих поисковых отрядов Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». Работа экспедиции продолжается.
Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, ЦКВ, ЦКВ