Гуляния на Троицу и другие православные новости от 30 мая 2018 года
Гуляния на Троицу
Масштабные «Троицкие гуляния» прошли в окрестностях Дядина хутора Усть-Белокалитвинского юрта.
На протяжении многих лет «Троицкие гуляния» являются ярким фестивалем быта и народного творчества, который собирает жителей Белокалитвинского района и многочисленных гостей.
Перед началом праздника в Свято-Троицком храме была отслужена праздничная литургия настоятелем храма, духовным наставником казаков Усть-Белокалитвинского юрта протоиереем Александром Калабуховым. В службе приняли участие глава администрации Белокалитвинского района О.А. Мельникова, директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства И.А. Королькова, атаман Донецкого округа казачий полковник А.Н. Сидаков, начальник штаба – заместитель атамана округа подъесаул А.В. Семиглазов, заместитель главы администрации Белокалитвинского района по вопросам казачества, спорту, молодёжи, делам ГО и ЧС старший вахмистр Н.А. Тимошенко.
Открывая праздник, почётные гости поздравили всех собравшихся с днём Святой Троицы, отметив, что Троица символизирует торжество мира, добра, милосердия.
В числе гостей «Троицких гуляний» в нынешнем году был гражданин Франции, потомок казаков Каменской станицы Мишель Ципляев, который прибыл на Донскую землю по приглашению правления и атамана Донецкого округа.
На открытом воздухе собрались казаки, казачки и казачата, члены творческих коллективов, чтобы вспомнить народные обычаи и обряды, пришедшие к нам со стародавних времен. Каждое сельское поселение района подготовило свой курень и подворье, где можно было увидеть выставки работ мастеров и народных умельцев, театрализованные представления, в которых участники приоткрыли для гостей страницы истории своего края. Играми, хороводами, песнями в исполнении народных коллективов и традиционными обрядами был наполнен праздник.
В ходе праздника конкурсной комиссией во главе с О.А. Мельниковой был объявлен победитель конкурса «Лучшее казачье подворье», которым стало Синегорское сельское поселение. Приз исполняющего обязанности атамана Усть-Белокалитвинского юрта присужден Шолоховскому городскому поселению. В конкурсе на лучший венок победу одержала директор Шолоховского Дворца культуры Ольга Игнатенкова.
Душевным и теплым получился праздник, направленный на сохранение, развитие и популяризацию народного творчества и народной казачьей культуры Донского края.
———————-
Музею Казачьей славы передадут уникальную икону
Завтра, 30 мая, в Челябинске пройдет торжественная передача иконы Пресвятой Богородицы («Взбранная Воевода Победительная») в музей Казачьей славы.
Напомним, что музей этот, расположенный по адресу: Свердловский проспект, 21, открылся совсем недавно. Внутреннее его убранство напоминает русскую избу и все здесь стилизовано под старину. Впрочем, есть здесь настоящий диван, которому уже целый век, рядом — огромный стол и скамьи, застеленные самоткаными половиками.
Посетители музея всегда обращают внимание на стену памяти «Сестры-мироносицы». На ней запечатлены лица легендарных женщин-воительниц. Одна из них — знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова, рядом с ней — Элеонора Прохазка и Василиса Кожина, та самая, что конвоировала пленных французов. Рассказывают, что по пути она иногда продавала их за пятачок в купеческие дома как гувернеров. Можно увидеть здесь и героинь из других войн. Вот, например, командир отряда смертниц Мария Бочкарева, которая защищала Зимний дворец в октябре 1917 года. С ней соседствует Мария Байда, которая в годы Великой Отечественной из автомата уничтожила 15 солдат и одного офицера. Причем четверых убила прикладом, затем отбила у немцев командира и восьмерых бойцов, захватила пулемет и автоматы противника.
Икона с ликом Богоматери для музея специально создал южноуральский иконописец, реставратор образов Владислав Крашенинников.
Стоит отметить, что она станет вторым по счету даром друга и попечителя музея. Напомним, что первая икона «Богородицы Казанской» дважды проходила крестным ходом. Впервые это произошло в Кичигино в честь покровителя Оренбургского казачества и всего российского воинства Святого Георгия Победоносца. В другой раз она возглавила колонну на шествии в честь Кирилла и Мефодия Челябинской епархии.
Как рассказала директор Челябинского областного молодежного казачьего центра «Пчелочка Златая» Ирина Овчинникова, вторая икона является неканонической. Однако по решению Челябинской епархии ее благословили в Свято-Троицком храме.
Ожидается, что на торжественной церемонии передачи иконы будет присутствовать почетный казак Оренбургского казачьего войска, ветеран Великой Отечественной войны Михаил Константинович Резепин, которому пошел уже 104‑й год.
———————-
30 мая православная церковь чтит Преподобную, благоверную княгиню Евфросинию Московскую
Имя преподобной Евфросинии в миру — Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия митрополита Московского 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец. В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств. Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди. Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини — и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот. Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена. Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку — восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской — святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного — святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии…» князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались. И вот пришел 1380 год — новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным. Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва на попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги. В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание — сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» — одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля. Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к явствам, вкушая постную пищу. Людская злоба и клевета не обошли ее. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы — княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд — дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну. Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы — в Кремле — устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве были два женских монастыря — Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские кельи. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переславле-Залесском. С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей? Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле. В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молнеиносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси. В 1407 г., после видения архангела Михаила, предвозвестившего ой скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец-нищий обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою, и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания». Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросинии («радость»). А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам. И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи. По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного — Мария Ярославна — дала обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящен. Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) — вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) — мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) — супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) — мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц. Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью. 7 июля 1907 г. в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю. Накануне, после Литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную Литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский ( 1918 г.). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами. В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора. В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли возможно, т.к. они находятся вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века. При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии кроме небольших частичек ткани от савана нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля. Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же подвале. Так Архангельский собор Кремля стал общей семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского государства. Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния: «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.
———————-
30 мая 1220 года родился Александр Невский
Его отец, великий князь Ярослав Всеволодович первым браком был женат на дочери половецкого хана Юрия Кончаковича, которая умерла за семь лет до рождения Александра . Вторично отец женился на дочери Мстислава Удалого, но два года спустя развелся с нею, и все дети его были от третьего брака — с княжною Феодосией Игоревной Рязанской.
Александру Ярославичу довелось жить в самую мрачную эпоху русской истории, когда Русь дробилась на все более мелкие уделы, на ее земли вторглось татарское воинство, а с запада двигались немцы и шведы. С восьмилетнего возраста князь вместе со старшим братом-погодком Феодором жил и воспитывался в Великом Новгороде. В шестнадцать лет — по смерти брата — Александр уже самостоятельно княжил в Новгороде. Татары не дошли до него, но новгородцы были вынуждены признать власть татарского хана над собою. Главная опасность грозила от ливонских рыцарей, овладевших всей Прибалтикой, набегов литовцев и шведов. Князь приказал выставить «морскую стражу» на побережье Финского залива и строить крепости по реке Шелони, вдоль западной границы новгородских владений.
В 1239 году Александр помог полоцкому князю Брячиславу отразить нападение литовцев и закрепил союз с ним женитьбой на его дочери Александре. Ливонский орден тем временем был разбит сначала отцом Александра под Юрьевом, а затем и литовцами. Папа римский ГРИГОРИЙ IX объединил обескровленный Орден с могущественным Тевтонским орденом, действовавшим в Пруссии. К началу 1240 года сложилась мощная антирусская коалиция в составе Ливонии, Дании, Швеции и Ганзейского союза.
Первыми летом напали шведы. 15 июля на берегах Невы у слияния с Ижорой Александр в стремительном бою разбил численно превосходящего противника, потеряв всего несколько десятков убитых. За эту победу его прозвали Невским. В апреле 1242 г. настала очередь рыцарей-меченосцев. На льду Чудского озера Александр Невский устроил им Ледовое побоище. В 1245 году у Торопца князь разбил и главные силы литовцев, тем самым установив на западных рубежах Руси относительное спокойствие.
Совершенно иной тактики Александр Невский придерживался в отношении Золотой Орды, с которой пытался ладить, понимая, что сил для борьбы с нею у расчлененной и обескровленной нашествием Батыя Руси нет. Во время посещений столицы Золотой Орды Сарая Александру, хорошо знавшему психологию татар, удавалось договориться с ними по-хорошему. Он сумел даже добиться исключительной милости: освободить Русь от обязанности поставлять Орде воинскую силу, что делали все другие покоренные ею страны.
В 1263 г. возвращаясь из Орды, Александр Невский сильно простудился и умер в Городце Волжском. Глава церкви, митрополит Кирилл в таких словах возвестил о его кончине: «…Разумейте все, яко заиде солнце Русской земли». Похоронили Александра в стольном городе Владимире, и православная церковь причислила его к лику святых.
———————-
29 мая 1606 года Василий Шуйский был избран русским царём
Спустя два дня после убийства Лжедмитрия I русским царем избран главный организатор заговора против самозванца Василий Шуйский. Насколько лукав был сам боярин, постоянно менявший свои взгляды, настолько противоречиво и описание процедуры его избрания. В энциклопедиях говорится, что был он избран на Земском соборе, многие авторы говорят, что выдвинула его небольшая кучка бояр, а в учебнике начала века сказано, что избрали его без всякого собора, одним криком толпы на Красной площади. Принимая власть, Василий поцеловал крест на том, что он никого не будет казнить, «не осудя истинным судом с бояры своими», ни на кого не будет налагать опалы безвинно и не будет слушать бездоказательных доносов, т. е. обещал править государством не так, как Иван Грозный или Борис Годунов и самозванец. Это ограничение власти, по общему мнению, было взято с него боярами. Но осталось оно только на словах, так как на самом деле Шуйский был очень самовластен и мстителен и совсем не держал своего слова.
Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество