Сибирское
Казачество
09 сентября 2018 Просмотров: 157 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

265-летие со дня рождения Героя Отечественной войны 1812 года, атамана войска Донского, генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова

7 интересных фактов об атамане Платове

Семь интересных фактов об атамане Платове

Матвей Платов своей судьбой доказал: казак может все.  Он стал графом и профессором Оксфорда,  его боготворили англичане,  а казаки, полюбившие всей душой своего героя, складывали песни о его победах.

 1 Из каземата в атаманы

1800 год. Платов сидит в Петропавловской тюрьме из-за доноса: якобы он мечтает свергнуть с престола нового императора, ведь к этому времени слава Матвея Ивановича гремела по всей империи. Злые языки поговаривали, что Павлу I был не мил донской казак. Однако через год Павел I вместе с французами выступает против Англии. В планах — поход в Индию, где базировалась одна из сильнейших британских колоний. Возглавить лучшие казачьи войска государь предлагает Платову. Император знал, что за Платовым пойдут тысячи казаков хоть к черту. В короткий срок к походу были подготовлены: 41 конный полк и две роты конной артиллерии, которые составили 27500 человек и 55000 лошадей. Казаки с войском отправились в далекий и сложный путь через всю Азию. Однако дойти до заветной цели им не удалось — в пути до них дошла весть о смерти Павла и вступлении на престол Александра I. К этому времени казачьи войска дошли до Оренбурга и планировали поход через Бухару. Уже на Дону Платов получил императорскую грамоту, в которой говорилось: «Известные Ваши достоинства мне и долговременно беспорочная служба побудили меня избрать Вас в войсковые атаманы Войска Донского…». Так начиналась атаманская жизнь Матвея Ивановича Платова. А про Индийский поход вспоминали как о фантастическом плане Павла I.

2 Градостроитель

Практически ежегодно столицу области Войска Донского – Черкасск — затапливало. Расположение на островах создавало уйму проблем как для жителей столицы, так и для приезжих. Атаман Платов давно вынашивал проект создания новой столицы. Место под нее нашли на Бирючьем Куту («Волчье логово»). В 1804 году Император Александр I утвердил представление Матвея Ивановича «об основании на Дону нового города, который будет именоваться новым Черкасском». План города разрабатывал известный французский инженер Франц Деволан. А в 1805 году в день Вознесения Господня состоялась торжественная закладка города, который получил имя Новочеркасск. Поговаривают, что когда закладывали войсковой собор, под него спрятали золотой ларец с надписью «Город войска Донского, именуемый Новый Черкасск, основан в царствование Государя Императора и самодержца Всероссийского Александра Первого». Историческое событие ознаменовал 101 выстрел из орудий. По сей день стоит Новочеркасск, теперь уже столица мирового казачества, а в центре, возле Войскового собора, стоит памятник основателю города — атаману Матвею Ивановичу Платову.

 3 «Терпи казак, графом будешь»

Есть пословица «терпи казак, атаманом будешь», она точно характеризует жизнь Матвея Ивановича. С детских лет, проявлявший большой интерес к военному делу, Платов быстро заслужил первое офицерское звание. За героизм Матвей Иванович неоднократно удостаивался наград и почестей, получая с удивительной быстротой чины и звания. Сама императрица Екатерина II одарила его великолепной саблей… К 1812 году Платов стал одним из старейших генералов российской армии. Великая война стало для него возможностью показать свою силу и умение вопреки всем ненавистникам. Доходило до того, что высшие чины обвинили его в пьянстве, а некоторые напрямую выражали свое недоверие в полководческих способностях казачьего атамана. Наперекор всем, Платов отметился удачными военными операциями, которые повернули войска Наполеона на Запад. Уже на границе Российской империи Платов добрался до войск маршала Нея и разгромил их. За все это 29 октября 1812 года Платов был возведен в графское достоинство.

 4 «Как Платов сменил Наполеона»

Еще до Великой войны Платов встретился с Наполеоном. В 1807 году, когда между Александром I и Наполеоном был заключен Тильзитский мир. В свиту императора был включен Матвей Платов. Во время одной из встреч императоров, Наполеон решил отметить русских генералов орденом Почетного легиона. В это число входил и Платов. Узнав про это, казачий атаман заявил: «За что ему меня награждать? Ведь я ему не служил, и служить не могу никогда». Эти слова офицеры передали Наполеону, который не заставил долго ждать ответа. Знакомясь с русскими генералами, Наполеон не удостоил рукопожатием только одного Платова. Донской казак припомнил эту обиду. На одном из военных смотров Платов поступил хитрее. Он долго и пристально смотрел на Наполеона, чем взволновал его самолюбие. К Платову подъехал генерал из его свиты и спросил: «Атаману не нравится великий император, что он так пристально смотрит на него?». «Я вам скажу, что я вовсе не на императора вашего смотрю, ибо в нем нет ничего необыкновенного, такой же, как и прочие люди. Я смотрю на его лошадь, а как сам знаток, то весьма хочется мне узнать какой она породы», — ответил ему Платов. Лишь дипломатия останавливала Наполеона и Платова от конфликта. В конце концов, они даже обменялись подарками. Наполеон подарил казаку табакерку с собственным портретом, а Платов подарил императору боевой лук. Эта табакерка стала для Платова в некотором роде военным трофеем. Лишь после 1814 года и победы над Наполеоном Платов заменил портрет на табакерке на «более приличный антик». Так донской атаман «сменил» Наполеона.

5 «Как англичане казаками стали»

Когда Париж был захвачен союзниками, британцы пригласили к себе Александра I, которого вновь сопровождал Матвей Платов. На туманном Альбионе весть о том, что Платов едет вместе с императором разнеслась очень быстро. Уже по приезду в Лондон, Платова восторженно встречали жители города. «Ура, Платову!» — можно было услышать по всему городу. Донской казак стал для британцев живой легендой. Очевидцы тех событий рассказывали, что однажды толпа после богослужения вынесла Платова из храма на руках и несла до самой кареты. Визит атамана в театры приостанавливал представление. Платову присвоили звание почетного доктора права в Оксфордском Университете. Вальтер Скотт при встрече с донским казаком был удивлен его знанию истории, много из разговора с Платовым использовал в своих будущих произведениях, а британское правительство присвоило новейшему кораблю имя «Граф Платов». В британском обществе появился большой интерес к казакам, они были настолько влюблены в этих героев великой войны, что некоторые британцы стали называть себя казаками. В том числе и знаменитый лорд Байрон как-то заявил: «А я казак!» Вот так британцы, влюбленные в Платова, стали казаками.

 6 «Платов» номиналом в 250 рублей

Не только на  картинах, гравюрах и обложках книг красовался портрет атамана Платова. В 1918 году  платовский анфас  был изображен на донских купюрах достоинством в 250 рублей и на купонах в 50 копеек. Во все времена атаман Платов оставался героем для казачества. Деньги, напечатанные Ростовской конторой Госбанк, были в ходу вплоть до 1920 года. Купюры с Платовым можно было найти в ресторанах Севастополя или на базарах в Средней Азии. На ростовском печатном станке было изготовлено порядка 25 миллионов рублей.  Подделать их было очень сложно, ведь банкноты печатались на специальной бумаге с водяными знаками, уникальным номером и за подписью управляющего банком Р. Э. Гульбиным. Планировались, что донские деньги должны были начать официальное обращение по всему Югу России, но их использование прекратилось в 1920-м, когда началась эвакуация белых. Сейчас «платовские» 250 рублей – это легенда нумизматов и настоящая историческая реликвия.

 7 Дары Франции на Донской земле

Матвею Ивановичу было дело до всего, если это касалось Донского края. Всячески поддерживал Платов разведение у казаков винограда. Вино, которое делали казаки, славилось еще в XVIII веке. Например, в 1772 г. после путешествия по Дону французский путешественник Паллас был настолько восхищен благородным напитком, что сравнил его с прекрасными образцами итальянского вина. Платов, прочитав хвалебные записи француза, решил, что на Дону стоит активно развивать виноградарство. В 1815 году казачий генерал привез из французской провинции Шампань лучшие и знаменитые сорта винограда, которые через пару лет дали первый урожай. Вино же из него  казаки делали вместе с именитыми немецкими виноградарями, которые приехали на Дон с берегов Рейна по приглашению Платова.  По сей день в разных станицах и хуторах растут те самые кусты винограда, привезенные с военного похода из Франции. Как отмечал историк Е. П. Савельев, «белые вина Раздорские и красные Цимлянские при умелой выдумке могут спорить с лучшими заграничными».

———————-

Праздник к юбилею атамана Платова пройдет в Лефортово в парке «Казачья Слава»

8 сентября 2018 года в парке «Казачья Слава» состоится праздничное мероприятие, приуроченное к 265-летию со дня рождения Героя Отечественной войны 1812 года, атамана войска Донского, генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова.

В программе праздника:

  • Народные гулянья;
  • Выступление казачьего ансамбля из города Новочеркасска;
  • Выступление ансамблей образовательных учреждений;
  • Демонстрация походной церкви атамана Платова;
  • Выставка детского творчества и рисунков;
  • Работа полевых кухонь.

Также  во время праздника будет открыта «Казачья лавка», где любой житель сможет приобрести обмундирование, снаряжение, камуфляжи, головные уборы, флаги, знаки отличия и сувенирную казачью продукцию.

В торжествах примут участие представители российского казачества, Правительства Москвы, депутаты Государственной и Московской городской Думы, Духовенства Русской православной старообрядческой церкви.

Приглашаем представителей СМИ на мероприятие!

Дата проведения: 8 сентября 2018 года

Время проведения: с 12.00 до 16.00 час.

Место проведения: парк «Казачья Слава»

Адрес: ул. Красноказарменная, д. 6А, м. Авиамоторная

Справочно:

Матвей Иванович Платов — один из самых известных донских атаманов, участник многих войн и походов против завоевателей России. Показал себя бесстрашным, талантливым командиром и полководцем в войне 1812 года, был награжден золотым оружием, его полки входили в Париж, лично Наполеон, в знак восхищения и уважения наградил его высшей правительственной наградой.

Став героем лесковского «Левши», он даже угодил в художественную литературу, а подобные вещи всегда подчеркивают значительность исторической личности.

В рамках празднования 200-летия событий Отечественной войны 1812 года в 2013 году в сквере района Лефортово был открыт памятник М.И. Платову. В этом же году территорию сквера обустроили и наименовали парком «Казачьей славы» — специально для установки памятника.

Место установки памятника определено историческим окружением. В  непосредственной близости расположены памятники архитектуры Дом офицеров, Красные Казармы, Екатерининский дворец. В Рогожской слободе – духовном центре русской православной старообрядческой церкви – хранится полотняная походная церковь, подаренная М.И.Платовым старообрядческой общине.

———————-

Алексей Котелевец: алтайские казаки вернулись из экспедиции к Ануйской крепости

Алексей Котелевец: алтайские казаки вернулись из экспедиции к Ануйской крепости

Казаки Алтайского края вернулись из экспедиции, проведённой с целью обнаружения местонахождения и исследования Ануйской крепости, входящей в Колывано-Кузнецкую укреплённую линию.  Подробности в программе «Интервью дня» расскажет руководитель проекта «Навеки прописан на Алтае», заместитель председателя некоммерческого партнёрства «Казаки Алтая» Алексей Котелевец.

———————-

Лабинские казаки организовали фотовыставку

Лабинские казаки организовали фотовыставку

В городе Лабинске прошли торжественные мероприятия, посвященные дню города и района.

На центральной площади города разместился казачий курень, в котором представили предметы казачьего быта прошлого века.

Главную часть заняла фотовыставка, посвященная 100-летию окончания Первой мировой войны. Выставку подготовили казаки Лабинского городского казачьего общества. Здесь впервые были показаны фотоснимки, рисунки и письма участника Первой мировой войны лабинского казака Самсоненко Трофима Ильича, который служил в 3-й Кубанской пластунской бригаде на Кавказском фронте. Лабинцы и гости города подолгу останавливались у стенда с фотографиями с Турецкого фронта, рассматривая запечатленные события той далекой и незаслуженно забытой Великой войны.

На фотоснимках отображен и переход наших войск Русско-турецкой границы, и герои пластуны, возвращающиеся с боевых позиций, и пленные турки, и казаки на привале во время отдыха. Лабинскими казаками подготовлена еще одна выставка — «Забытые герои Великой войны».

Это более 40 портретов лабинских казаков-участников Великой войны. В течение сентября и октября фотовыставки будут демонстрировать в городском музее и выставочном зале города Лабинска. Для казачат города и района на выставки организованы экскурсии.

———————-

Казачество в Татарстане

 Казачество в Татарстане

Некогда гонимые репрессиями советской власти казаки взялись за возрождение своих общин в 90-е годы. За 25 лет они смогли воссоздать 11 войсковых казачьих обществ. И если на Кубани или на Дону они считаются народным достоянием и патрулируют улицы вместе с полицией, то в Татарстане в этом направлении пока не удалось достигнуть больших успехов. О жизни представителей казачества в РТ – в материале ИА «Татар-информ».

Мы пообщались с представителями нескольких казачьих сообществ Татарстана – всего их в республике 14. Один из них, Юрий Егоров, занимает должность атамана станичного казачьего общества Алексеевского района. Он стоял у истоков создания первой казачьей организации «Казанский союз казачества земляков», которая была открыта в республике в 1992 году. По образованию он историк, поэтому много времени уделяет изучению истории казачества.

 

Татарстан – родина казаков 

Егоров рассказывает, что Татарстан – это родина многих казаков, об этом свидетельствуют и названия некоторых населенных пунктов, например село Казаклар в Арском районе. Казаки селились на татарской земле еще со времен Золотой Орды и постепенно обросли местными традициями.

«Первые следы казаков на территории современного Татарстана появляются в 1444 году, когда хан Улу-Мухамет в очередной раз пришел брать Казань. В составе его войска были 1000 донских черкасов и 2000 волжских казаков, которые здесь потом и осели. Жили они в основном в Закамье – здесь была очень удобная переправа, Камское Устье, грабь – не хочу“, – смеется Егоров.

В этих событиях казачьи селения впервые упоминаются в истории, хотя наш собеседник считает, что они здесь селились еще со времен Золотой Орды, так как входили в состав золотоордынского войска. Но со временем казаки стали исчезать. Этому способствовал ряд исторических событий: одни казаки перешли во вновь образованное Оренбургское казачье войско, других репрессировали за участие в Пугачевском восстании.

Казаки – татары, грузины и чуваши

География поселения казаков достаточно широка. Встретить их можно на территории всей России, причем самых разных национальностей и вероисповеданий, рассказывает Юрий Егоров.

«Казаки – это народ, который в ходе исторического процесса превращается в воинское сословие. Затем это сословие ликвидируют, но народный дух и народная культура, какие-то элементы народного диалекта все равно остаются до нашего времени. И надо сказать, что это все является привлекательным для представителей многих других народов», – отмечает атаман.

Таким образом, можно встретить казаков с самыми разными национальностями – от чувашей до грузин, рассказывает Егоров.

«Надо упомянуть казаков-нагайбаков – их целый район в Челябинской области. Их села носят очень интересные названия: Париж, Кассель, Фершампенуаз. Это поселения, возникшие после Отечественной войны 1812 года. Их стали именовать по местам боевых действий, в которых казаки принимали участие», – делится он.

Кроме этого, значительную часть оренбургского казачества составляли казаки-мусульмане, которые говорили на татарском и башкирском. Многие казаки использовали татарский язык, чтобы русские не догадывались, о чем они говорят.

«В мое детство, которое прошло в Казани на улице Зорге, со мной по соседству жил один старенький-старенький бабай. Что характерно, у него была очень богатая жилетка, богато украшенная тюбетейка и штаны с лампасами. Говорили, что он побывал и у белых, и у красных. Когда он надевал эту свою жилетку на праздники, мало того что она была украшена национальным орнаментом, она у него еще была украшена орденами. Мне это запомнилось“, – вспоминает казак.

Репрессии и семейные тайны

Как историк Егоров заинтересовался не только общей историей казачества, но и своей личной. Ему удалось составить семейное древо до седьмого колена. Однако о том, что он имеет такие корни, он узнал в уже зрелом возрасте.

«О собственных казачьих корнях я узнал от бабушки, которая начала говорить об этом за две недели до смерти. Многие скрывали свое происхождение, боясь репрессий», – делится Егоров.

Поводов для молчания у бабушки Юрия Егорова было предостаточно.

«У моей бабушки было четыре брата – двое из них воевали на красной стороне, двое на белой. Ее брат-близнец ушел в Харбин с Семеновым. Двух старших братьев расстреляли – одного белые, другого красные. Четвертый брат служил в Красной Армии, затем в охране на железной дороге. Он возмущался варварским закрытием храмов, и за это его быстренько уволили и отправили в ссылку», – рассказывает атаман.

По словам Егорова, в 1938 году дед тоже пострадал от репрессий. Но тогда его спас одноклассник Вячеслав Молотов, который к этому времени уж успел занять свой пост в Кремле. Весь семейный фотоархив после этого был уничтожен, единственное, что уцелело, – это бабушкина биография, где было написано, что она дочь казака станицы Краснояровской, 4-го отдела Забайкальского казачьего войска.

Военно-патриотическое воспитание и трудные подростки

Времена гонений минули. Теперь казаки могут не скрывать своего происхождения и заниматься общественно-полезными делами – к примеру, воспитанием подрастающего поколения. Алексеевское казачество взяло шефство над местным аграрным колледжем.

«В первую очередь мы уделяем внимание так называемым трудным подросткам. При колледже мы основали военно-патриотический клуб. Многие ребята так называемого первого призыва в будущем году заканчивают колледж и недавно приняли казачью присягу. Они наша опора и надежда, на них направлены все наши помыслы», – отмечает Егоров.

В свой круг казаки берут всех ребят без исключения, независимо от происхождения и вероисповедания.

«Исторически сложилось так, что среди казаков много старообрядцев, был определенный процент мусульман, а казаки-буряты и калмыки были буддистами. То есть казачество по своей природе – явление многоконфессиональное и многонациональное. И когда мне говорят «вот он мусульманин, его принимать нельзя», я отвечаю, что мусульманин, православный – это все прилагательные к человеку. Ведь в первую очередь надо смотреть, что внутри у человека», – считает Егоров.

Поэтому стать казаком может каждый. Присягу можно принимать с 14 лет, правда, форму придется покупать самому.

«Форменная одежда называется справой. Традиционно казак приобретает ее самостоятельно. Если казак не достиг трудоспособного возраста или учится в вузе, не может зарабатывать сам или у него тяжелое экономическое положение, общество находит способ его одеть. Полный комплект на все сезоны обойдется в 50 тысяч рублей», – объясняет наш собеседник.

В основном казаки занимаются воинской подготовкой и участвуют в культурных мероприятиях. Патрулирования улиц в Татарстане нет – в этом плане не удалось достигнуть договоренности с правоохранительными органами. Но есть пример, когда несколько лет подряд казаки Черемшанского района помогали поддерживать порядок на избирательных участках. Правда, все это на добровольных началах и безвозмездно.

Семейные ценности

О том, как живут современные казачьи семьи, мы узнали, сходив в гости к Шуваровым. Глава семейства – Алексей Шуваров, со своей супругой Ольгой он воспитывает двух детей – одиннадцатилетнюю Катерину и шестилетнего Ивана. Оба ребенка занимают первые места во всевозможных музыкальных и творческих конкурсах, а Ваня даже стал героем одной из передач «Лучше всех» на Первом канале. Медаль шоу попала в многочисленную коллекцию остальных наград отпрысков семейства.

Когда мы навестили Шуваровых, у порога нас встретили дети. Они поздоровались и ушли заниматься своими делами – Катя читать, а Ваня играть, чтобы не мешать разговору взрослых.

«В основе казачьего воспитания – уважение к старшим. Иногда бывает, приходишь в гости, а ребенок хозяев даже ухом не поведет. Пришли бабушка, дедушка, любой взрослый, что бы они ни делали – читали, играли, кушали, – они обязаны встать и встретить, руку подать, обнять, поцеловать и, условно говоря, дальше уйти своими делами заниматься», – рассказывает Шуваров-старший.

Алексей рассказал, что дети много внимания уделяют казачьим традициям, знают историю своих предков и с удовольствием распевают народные песни.

Отец попросил сына показать, как тот умело управляется с шашкой. Ваня с важным видом взял оружие и продемонстрировал несколько приемов.

«Эта шашка – подарок моих друзей с Урала. Она не заточена, чтобы никто не поранился. Да и затачивать ее не для чего – в мирное время живем», – отметил Алексей.

На стене рядом с шашкой в доме Шуваровых висит и нагайка, также входящая в традиционный арсенал казаков.

Мама в день нашего визита была на работе, поэтому ее обязанности выполняла дочка. Как только мы сели за стол, маленькая хозяйка предложила чаю – вскипятила воду, заварила чай и разложила в вазочку угощения.

«Современные родители пытаются читать какие-то книжки по воспитанию детей, спрашивают советов у психологов. Зачем? Ты пойди к своей матери и спроси, как тебя воспитывали. Они тебе скажут. Со временем ничего не поменялось», – рассказывает Алексей.

Шуваровы считают, что детей нужно воспитывать так, чтобы они не бросили своих родителей в старости.

«Теща рассказывала, что когда ее дед пришел после войны с ранением, он не стал больше работать. Говорит, мол, я воспитал девять детей, неужели они не смогут обо мне позаботиться? Я хромой после войны остался, родину для них защищал. Для чего я вообще их растил?» – приводит пример глава семейства.

Он сетует на то, что в современной жизни от традиционной русской культуры практически ничего не осталось, вместе с ней утрачиваются и простые семейные ценности.

«Мы занимаемся зарабатыванием денег, обустройством жилья, сменой автомобиля, кредитами. А жизнь-то проходит. А потом мы оставляем после себя человека-потребителя, который не способен позаботиться ни о самом себе, ни о своих старых родителях», – считает Алексей Шуваров.

Он утверждает, что благодаря традициям он никогда не ссорится со своей супругой.

«Я занимаюсь мужскими делами – покупкой машины, ремонтом квартиры, и жена сюда уже не суется. Ее дело – выбрать цвет занавесок», – рассказывает казак.

Надо идти в ногу со временем, но не забывать о традициях, считает Шуваров. Понятно, что время диктует свои правила. Так, например, еще два-три века назад к маленьким детям относились намного хуже, сравнивая их со скотиной. В семейной хронике Шуваровых сохранилось письмо прадеда Ольги, которое он пишет своему сыну.

«Олин дядя воевал в Первой мировой, куда уехал на коне брата – на своего денег собрать не смог. И вот ему пишет отец: “У нас все хорошо. Береги коня старшего брата, смазывай подковы свиным жиром, только в гололед не мажь». В общем, перечисляет вот такие вот бытовые хлопоты. Потом начинает перечислять приветы от родных, причем не просто называет их по именам, а по имени-отчеству. В то время у Олиного дяди была младшая сестра, лет двенадцать ей было. Он называет ее последней: “…Вот передает тебе привет Лизавета Евдокимовна и прочая скотина”», – вспоминает старое письмо Алексей.

Видимо, раньше то ли из-за того, что детей было много в семье, то ли оттого, что от них не было никакого толку, к детям было такое пренебрежительное отношение, размышляет Шуваров.

«Потом пишет: “У нас все нормально, мы с твоим братом крышу перекрыли. Сейчас теленок родился, корова вымя отбила, не знаю, будет молоко – не будет. Повели к фельдшеру…” Это все описывает. Потом спрашивает: “Как у тебя дела? А у твоей сестры дитя померло, вот о чем тебе и сообщаем”. То есть получается, отец сообщает сыну, что его племянник умер. Ему пять лет было. А потом опять пишет: вот козел заболел. То есть между строк о смерти сообщает. Каждый по-своему это письмо трактует», – рассказывает Алексей.

В семье Шуваровых очень трепетно относятся к сохранению памяти о предках, уважают старших и особое внимание уделяют воспитанию детей. Надо сказать, что дети у них действительно замечательные и наверняка их ждет большое будущее. Конечно, о воинском предназначении казачьего сословия в семье вспоминают только глядя на шашку и нагайку, висящую на стене, но это только к лучшему. Пусть историческое назначение сословие потеряло в современном мире, но очень здорово, что они сохраняют свою историю и находят ей применение в дне сегодняшнем.

 

Елена Кривопатре

———————-

На избирательных участках Ростовской области дежурят казаки

На избирательных участках Ростовской области дежурят казаки

Безопасность донских избирателей в единый день голосования совместно с полицейскими обеспечивают казаки. Они следят за порядком на избирательных участках. Об этом в эфире телеканала «ДОН 24» заявил директор департамента по делам казачества Сергей Бодряков.

«Охрана на выборах начала обеспечиваться с 6 сентября, когда почти 9000 казаков-дружинников начали заступать на несение службы на избирательных участках. По опыту прошлых лет, выборы на Дону проходят спокойно, без конфликтов. В прошлом году казаки-дружинники предотвратили пожар на избирательном участке: вовремя отреагировали и вызвали пожарных», – отметил Бодряков.Напомним, казачьи дружины в области появились в 2000 году. Вначале были созданы пешие дружины, а через год появились конные. В настоящее время их штатная численность составляет 1161 человек, 107 из них — конные подразделения.

В Ростовской области проходят выборы депутатов Законодательного собрания региона шестого созыва, а в 12 городах и районах региона будут избраны депутаты местных парламентов. Информационное агентство «ДОН 24» ведет текстовую трансляцию Единого дня голосования.

———————-

Губернатор в День города поздравил тульских казаков

Губернатор в День города поздравил тульских казаков

Глава региона поблагодарил тульских казаков. В Туле в субботу 8 сентября празднуют День области и города-героя. В областной столице организована обширная программа праздничных мероприятий.

Участие в праздновании в центре Тулы принимает Губернатор Алексей Дюмин. Как сообщает корреспондент ИА «Тульская пресса», он поздравил казаков, которые в августе организовали дежурство по содействию в охране общественного порядка на набережной Упы и отреставрированной улице Металлистов.

«Спасибо за то, что помогаете, правительство, в свою очередь, будет поддерживать казачество», — отметил тульский Губернатор.

Дюмин на память сфотографировался с представителями казачьего движения и атаманом Западного окружного казачьего общества ВКО «ЦКВ» Алексеем Альховиком.

Напомним, Алексей Дюмин — член Совета при Президенте РФ по делам казачества.

 

———————-

9 сентября 1913 г. Петр Нестеров первым в мире выполнил «мертвую петлю»

9 сентября 1913 г. Петр Нестеров первым в мире выполнил «мертвую петлю»

9 сентября 1913 года над Сырецким аэродромом Киева военный летчик Петр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии «петлей Нестерова», или «мертвой петлей». Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу. Петля Нестерова своё название «мёртвая» получила из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, а пилоты обычно не выживали. В то время по инструкции в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены, крутые виражи и спирали. Но 9 сентября 1913 года нестеровский «Ньюпор» взмыл в небо. На высоте 800-1000 м летчик выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 м мотор был включен, и самолет устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно приземлился. Чего только не писали газеты о том полете! Многие причисляли поступок Нестерова к «безрассудным». Но куда больше было откликов подобных этому: «Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. «Мертвая петля» не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других – смелых – побеждать дух смерти в воздухе…». Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский. Вскоре и другие авиаторы, у нас и за границей, начали выполнять «мертвые петли». Больше всех прославился своими фигурными полетами французский авиатор Адольф Пегу, сделавший «мертвую петлю» вторым после Нестерова. Нестеров прожил короткую, но изумительно яркую жизнь. В годы Первой Мировой войны совершил первый в истории воздушный таран и геройски погиб. Имя его золотыми буквами внесено в летопись русской и мировой авиации.

———————-

 

Положение о проведении Цикла проектов казачьей культуры в 2018 году

Положение о проведении Цикла проектов казачьей культуры в 2018 году

При поддержке: Министерства культуры Российской Федерации, Правительства г.Москвы, Ставропольского края, Орловской области, Администрации Калужской области.

Организатор: Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско»

Направление проекта: народное творчество

Статус проекта: всероссийский

Место и даты проведения:

Калужская обл. г. Калуга — 21-23 сентября

Орловская обл., г. Орел — 5-7 октября

Ставропольский край — 19-21 октября

г. Москва — 2-4 ноября

Цикл мероприятий казачьей культуры проводится в соответствии со Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года; в рамках реализации пп.1.п.5 Протокола заседания Совета при президенте Российской Федерации по делам казачества от 16.11.2016 №16, согласно п. 3.1.3 Протокола расширенного заседания постоянной профильной комиссии по содействию развитию казачьей культуры Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества №П-112 от 14.12.2015 года, в целях сохранения, развития и популяризации народного любительского творчества и традиционной культуры казаков, проживающих на территории Российской Федерации.

Цели проекта: развитие культурных традиций российского казачества; развитие сотрудничества в области казачьей культуры; культурное, духовное и нравственное воспитание молодежи;

Задачи проекта: методическое сопровождение Центров (отделов) казачьей культуры, в том числе координация деятельности центров (отделов) казачьей культуры, войсковых культурно-просветительских центров (далее — ЦКК) в рамках реализации пп.1.п.5 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества от 16.11.2016 №16; определение целей и задач, направлений деятельности при приведении в соответствие с Концепцией формирования ЦКК; знакомство специалистов в сфере казачьей культуры с региональными особенностями самобытной казачьей культуры в рамках комплексного подхода к сохранению, освоению и популяризации казачьих традиций; обмен опытом специалистов в сфере казачьей культуры с участием членов войсковых казачьих обществ, в том числе руководителей любительских творческих коллективов; создание позитивного образа российского казачества в различных целевых группах, в том числе среди подрастающего поколения, казачьей молодежи; пополнение фонда методических материалов по традиционной казачьей культуре.

Актуальность проекта: Выбор места и времени проведения проекта обуславливается тем, что в данных регионах стремительно растет интерес к самобытной казачьей культуре. Учитывая, что специалистов по данному направлению не выпускает ни один ВУЗ или СУЗ культуры в России, назрела необходимость проведения семинаров-практикумов, проводимых ведущими российскими специалистами в области казачьей культуры для ознакомления руководителей и специалистов ЦКК, руководителей любительских творческих коллективов с самобытной казачьей культурой и координации деятельности профильных специалистов по данному направлению.

Проведение проекта направлено на достижение следующих результатов:

  • координация деятельности и методическое сопровождение центров (отделов) казачьей культуры, войсковых культурно-просветительских центров (далее — ЦКК) в рамках реализации пп.1.п.5 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества от 16.11.2016 №16;
  • повышение квалификации работников культуры и специалистов других заинтересованных организаций, членов войсковых казачьих обществ, работающих в области самобытной казачьей культуры;
  • создание условий естественного бытования, сохранения и поддержки казачьей культуры;
  • консолидация лучших российских ансамблей и самобытных исполнителей, руководителей и участников творческих коллективов, членов войсковых казачьих обществ, пропагандирующих казачью культуру и сохраняющих казачьи традиции регионов России;
  • введение лучших образцов самобытной казачьей культуры в современный культурно-просветительный процесс, концертную практику, формы социокультурной деятельности;
  • подготовка методических материалов для специалистов в области самобытной казачьей культуры.

Проект позволит запустить процесс координации формирования кадрового потенциала в сфере традиционной казачьей культуры, учреждений культуры, образования, центров казачьей культуры, войсковых казачьих обществ и иных заинтересованных организаций.

Программа Проекта включает в себя 4 семинара-практикума по казачьей культуре в 4 регионах Российской Федерации (график см. выше).

В программе Проекта примут участие в качестве ведущих мастер-классов:

ведущие российские специалисты в области казачьей культуры, различных регионов в том числе руководители и специалисты профессиональных казачьих коллективов:

Н.А.Гангур – декан факультета дизайна, изобразительных искусств и гуманитарного образования Краснодарского государственного института культуры, доктор исторических наук, профессор (г.Краснодар);

Н.А.Кривопуст — музыкальный руководитель Детско-юношеской фольклорной студии «Наследие» при Московском государственном музыкальном театре фольклора «Русская песня» (ГБУК г. Москвы) под руководством народной артистки России Надежды Бабкиной, художественный руководитель Школы традиционной культуры «Махоня» НП «Махоня», член экспертной комиссии по присвоению, подтверждению званий «Московский городской творческий коллектив», «Ведущий творческий коллектив города Москвы» Департамента культуры города Москвы, директор НП «Творческое объединение по поддержке социально-значимых проектов «Махоня», директор Всероссийского фестиваля-конкурса народного творчества «Золотые кружева», член Попечительского Совета ДБФ «АРТ Фестиваль — Роза Ветров», Лауреат XII Фестиваля художественного творчества педагогов дополнительного образования Москвы «Признание», победитель конкурса педагогов «Роза ветров — Вершины мастерства» в рамках XXII Международного конкурса детского и юношеского (любительского и профессионального) творчества «Роза Ветров 2016», Член жюри международного фольклорного конкурса в Болгарии «Болгарская роза» (с 2011 года по настоящее время), автор сборника песен «Яблонь моя…», записанных в с.Суринск, Самарской области (2002 г.), Лауреат международных и всероссийских конкурсов;

А.М.Литовченко — директор театрально-концертного агентства «Разгуляй», балетмейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской Республики (г. Краснодар);

О.Г.Никитенко – зав. кафедрой традиционной культуры Волгоградского государственного института искусств и культуры, заслуженный работник культуры РФ, Лауреат международных и всероссийских конкурсов, профессор – (г.Волгоград);

Д.В.Морозов — руководитель Центра русского фольклора ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д.Поленова», художественный руководитель народного хора РАМ им.Гнесиных;

В.В.Павлюченков – Президент Федерации казачьих боевых искусств, Член Ассоциации каскадеров России, Член союза кинематографистов России, руководитель кружка мужской традиционной культуры «Казачий спас» ГБУК г.Москвы «ЦК «Меридиан»;

В.В.Путиловская — кандидат педагогических наук, доцент кафедры вокально-хорового и хореографического образования ИХО ВГСПУ, обладатель гран-при и лауреат всероссийских и международных конкурсов, член Российского фольклорного союза, член Союза театральных деятелей России, специалист по жанрам Волгоградского областного центра народного творчества, художественный руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Покров»;

В.А.Тихонов, педагог высшей категории Ростовского колледжа культуры, балетмейстер — постановщик, заслуженный артист республики Северная Осетия -Алания, балетмейстер народного хореографического ансамбля «Новый век» Ростовского колледжа культуры;

В.И.Толстяков – специалист по бытовой казачьей хореографии (г.Москва) и др.

Участники семинаров-практикумов познакомятся:

с методикой организации деятельности и основами менеджмента центров (отделов) казачьей культуры, войсковых культурно-просветительских центров; историей и локальными традициями российского казачества; методикой организации мероприятий на основе казачьей культуры; воинской культурой казаков; с методиками освоения музыкально-песенного и хореографического материала различных жанров, поработают над техникой звука (дыхание, диалектные особенности, звукоизвлечение, интонирование); познакомятся с особенностями освоения казачьего танцевального (бытового и народно-сценического) лексического материала регионов России. В завершении семинаров-практикумов проходят творческие показы по результатам работы групп (по направлениям).

В качестве участников семинаров-практикумов приглашаются:

  • хормейстеры, хореографы, фольклористы, специалисты – этнографы, руководители и сотрудники ЦКК, руководители любительских творческих коллективов, специалисты по традиционной казачьей культуре регионов России и другие заинтересованные категории специалистов, занимающихся вопросами сохранения и популяризации истории и культуры казачества.
  • любители народного творчества, члены войсковых казачьих обществ;
  • специалисты, работающие с казачьей молодежью;
  • специалисты по ИЗО и ДПИ;
  • менеджеры и маркетологи в сфере культуры, образования и молодежной политики.

Общие требования к участникам Проекта:

Все участники должны представить в оргкомитет Заявки в электронном виде (см. Приложение №1);

Все участники должны иметь: (мужчины сапоги и справу, женщины туфли с невысоким каблучком, длинную юбку/казачий костюм, платочек в руку для участия в творческих показах семинаров-практикумов), сменную обувь, тетради для записей, флешки для копирования аудио- и видео-записей;

Дополнительно по группам:

Вокалисты: альбомные листы для рисования графиков мелодического текста, бумажный клей, цветные карандаши;

Хореографы: сменную репетиционную форму, специальную танцевальную обувь; тетради (формат А4) для записи,

Фланкировка: удобная одежда для игр и рукопашных приемов.

Условия участия в семинарах-практикумах:

Для участия в Проекте (не позднее, чем за 10 дней до начала регионального этапа Проекта (см. график проведения выше) необходимо заполнить заявку участника (Приложение №2) и в формате Word направить на e-mail координатора проекта.

На основании поданных заявок Оргкомитет проекта осуществляет отбор кандидатов для участия на бюджетной основе, поскольку количество бюджетных мест на каждом мероприятии ограничено.

При условии включения в список на бюджетные места, проезд участников осуществляется за счет направляющей стороны, проживание и питание за счет федеральных средств.

Участие ведущих мастер-классов определяется при наполнении групп.

Организаторы проекта оставляют за собой право вносить изменения в программу мероприятий, мастер-классов и пр.

Решение Организационного комитета окончательно и пересмотру не подлежит.

Ответственность за жизнь и здоровье участников в пути следования несет руководитель делегации.

Руководитель проекта:

Дмитрий Леонидович Иванов – заместитель войскового атамана ВКО «Центральное казачье войско» по культурно-просветительской деятельности – руководитель 1 Рабочей группы постоянной профильной комиссии по содействию развитию казачьей культуры Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества

Координатор проекта:

Повх Даниил Олегович – специалист Отдела по культурно-просветительской деятельности ВКО «Центральное казачье войско»
сот. тел. +79252601145
e-mail: с9252601145@yandex.ru

 

Источник: Российское казачество, КАИЦ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, ЦКВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *