Сибирское
Казачество
10 июля 2019 Просмотров: 11 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Выстрел в цель: как в Москве обучают конно-лучной стрельбе \ Со дна Цимлянского водохранилища подняты загадочные надгробия

Выстрел в цель: как в Москве обучают конно-лучной стрельбе

Выстрел в цель: как в Москве обучают конно-лучной стрельбе

Конно-лучная стрельба как вид спорта в России появилась совсем недавно — около двух лет назад. Но в Москве и области уже есть школы, где обучают и управлять лошадью, и на ходу стрелять из лука. Корреспондент «Вечерней Москвы» попробовала себя в этой роли и узнала, как попасть прямо в яблочко.

— Краги надевать будете? — таким вопросом меня озадачила тренер конно-спортивной школы «Матадор-Нагорное» Наталья Савельева. Так как на лошади в своей жизни я каталась только два раза (и столько же раз стреляла из лука), то что такое краги — не знала.

Оказалось, всего лишь кирзовые или кожаные голенища, они защищают ноги при езде от травм.

После того как я надела необходимую экипировку, мне вывели коня и показали, как правильно крепить на поясе колчан со стрелами.

— Конно-лучная стрельба — очень древнее искусство. Но как спорт появилось в России только два года назад. Создана федерация конно-лучной стрельбы, она и организует соревнования, в том числе федерального масштаба. Инициаторы — казаки, а точнее — джигитовщики. Именно они решили создать этот вид спорта, — рассказала Наталья Савельева.

И это, надо сказать, спорт не из легких. Если, придя в школу, решаешь всерьез заняться конно-лучной стрельбой, нужно уже быть опытным всадником. Первые же несколько занятий по стрельбе — это сплошная теория. А у меня на нее времени не было.

Взобраться на лошадь мне удалось с первого раза. Теперь — вперед, на трассу с мишенями. Сразу стало понятно, почему надо быть первоклассным наездником, зачем нужно чувствовать лошадь. Так как руки заняты луком и стрелами, управлять животным трудно. Я отпустила поводья и тут же испугалась — а вдруг лошадь понесет? Ведь повлиять на это трудно, а вот упасть — легко.

— Потому так важен опыт верховой езды, — говорит Наталья Савельева. — Чтобы в экстренных ситуациях одной рукой усмирить лошадь. Что касается стрельбы, то тут тоже много премудростей. Правильно держать стрелу и лук — иначе выстрелить не удастся. Или, что еще хуже, можно травмировать того, кто находится рядом. Новички слишком зажимают стрелу, перекручивают позвоночник, задирают плечи, — наставляла меня Наталья.

Кажется, я совершила все эти ошибки.

Стрела у меня предательски свалилась, зафиксировать ее и натянуть тетиву не удалось даже тогда, когда лошадь стояла спокойно. А уж чтобы в движении попасть в мишень ну хотя бы параллельно земле… И как это другие делают — чтобы прямо да в цель? Особенно когда лошадь несется галопом… Для меня это так и осталось загадкой.

Этот новый вид спорта — сложный, но динамичный и красивый, хотя и требует хорошей физической подготовки и ловкости. Есть, к примеру, так называемый корейский маршрут — за 14 секунд нужно успеть сделать три выстрела.

13 и 14 июля в Серпухове пройдет международный турнир по конной стрельбе из лука, куда приедут участники из более чем 20 стран мира. Может, я успею подготовиться?


В Казани пройдет чемпионат Поволжья по рубке шашкой «Казарла»

(Город Казань KZN.RU, 8 июля). 14 июля в Казани на площадке Национального музея РТ состоится чемпионат Поволжья по рубке шашкой «Казарла». Он пройдет в рамках мероприятия «Между Волгой и Доном…», посвященного истории казачества в Поволжье.

Соревнования по традиционному владению клинковым оружием казаков пройдут в несколько этапов разного уровня сложности для различных возрастных категорий участников. К примеру, соревнующимся предстоят такие упражнения, как «Рубка мишени вперед», «Рубка лозы между метками», «Рубка лозы под шапкой», «Рубка веревки», «Рубка вывешенной мишени», «Укол вывешенной мишени» и другие.

«Участие в соревнованиях предполагает обязательное ношение казачьей формы во время состязаний и выполнения упражнений, но совсем не обязательно для этого быть казаком. Это как надеть кимоно для участия в соревнованиях по карате, – рассказал руководитель исполкома Российского союза боевых искусств по РТ Александр Даренков. – А вот шашки пойдут в ход самые настоящие».

Кроме того, в рамках мероприятия «Между Волгой и Доном…» для горожан проведут интерактивную лекцию о казачестве «Баллада о казаках», а во дворе музея в течение дня будут работать ремесленные лавки с мастер-классами. Для посетителей в здании музея пройдет ярмарка изделий мастеров народно-художественных промыслов, интерактивная лекция с фондовым показом «Холодный блеск клинка», концерт казачьих ансамблей РТ «Мое Отечество – моя Россия», квест-игра «Тайны старого казака», а также состоятся обзорные и тематические экскурсии. На территории музея также будет функционировать интерактивная детская площадка «Татарстан – наш общий дом», откроется творческая мастерская «Город мастеров».

Подробную информацию о программе можно узнать по телефону: +7 (843) 292-89-84.

Торжественное открытие чемпионата «Казарла» состоится в 12.00 во дворе Нацмузея РТ, сообщает филиал Российского союза боевых искусств по РТ.

………………………………………………

Со дна Цимлянского водохранилища подняты загадочные надгробия

В тот год на Цимле у станицы Нижний Чир выдалась необыкновенно сухая и жаркая погода. Водохранилище сильно обмелело, отступило далеко от привычных берегов. Обнажилось чёрное, вязкое, илистое дно.

Три надгробия задают загадки

Здесь и увидел отец Николай Охотников, священник церкви святых апостолов Петра и Павла, три глубоко завязших надгробия.

Принялись вытаскивать их на твёрдый берег. Нашлись добровольцы, пригнали грузовик. Но тот не сдюжил, закашлялся, заплевался вонючим дымом и заглох. Пришлось отложить затею.

На следующий год отец Николай снова засобирался к памятному месту. Вода не вернулась, и надгробия по-прежнему выглядывали из ила. С техникой уже не связывались, всё делали руками – что называется, брали на пузо. Надрывались, но затею не бросали. Надгробия оказались тяжеленными. Как они сумели дотащить их до храма, и сами по сей день удивляются. Но – доволокли. Положили рядом с храмом. И рядом упали, долго не могли отойти.

Когда пришли в себя, принялись очищать камни от грязи. А потом изумляться стали, на загадки надгробий свои догадки высказывать. Загадок много оказалось, и за каждой своя непростая история читается.

Первая: почему три эти камня оказались в таком необычном месте, не на кладбище? Нет там кладбища. Ничего нет. Была когда-то голая степь, над которой раскинулось водохранилище. Надгробия относятся к началу 20 века – значит, должны были располагаться, если не на кладбище, то уж точно на территории храма. Тем более что запечатлевают они уход в мир иной людей не простых.

Отец Николай считает, что надгробия кто-то выкинул с территории храма после революции. В те годы, вместе с церквями разоряли и всё, что лежало вокруг. Революция полумер не признаёт – крушить, так уж крушить на всю катушку. В Нижнем Чиру сегодня от шести храмов только один и остался: Петра и Павла. Да и тот пережил и разор, и запустение, и шельмование. Остальные нижнечирские церкви сгинули безвозвратно.

Неужто снова масоны?

Сами камни тоже необычны. Вот памятник из чёрного мрамора (дорогущее изделие!) изображает дерево с отрубленными ветвями. Существует несколько версий происхождения этого, довольно необычного, дизайна. По одной из них, такой памятник означал, что пресёкся род, на ушедшем закончилась династия. По другой – количество детей умершей.

Существует также версия, что это знак масонов. Дерево – символ жизни. А пень с обрезанными ветками – символ перехода из земной жизни в неземную. Трудно сказать, какая из трёх более всего подходит к нашему памятнику. Надпись удостоверяет, что когда-то под ним была погребена жена полковника Мария Георгиевна Борисова (?), скончавшаяся в 1910 (?) году. Буквы и цифры трудно читаются – кто-то, видимо, в порыве классовой ненависти изрядно потрудился, чтобы изуродовать плиту. Вандалы, увы, бывают во все времена.

А о классовой ненависти уместно говорить ещё и потому, что в годы гражданской войны станица Нижне-Чирская стала центром восстания казаков 2-го Донского округа против большевиков. Кровушка и с той и с другой стороны обильно окропила здешние земли. Советская власть установилась в станице лишь в 1920 году, озверевшие победители отвели душеньку на всех и на всём, до кого и чего могли дотянуться. В том числе, и на захоронениях классовых врагов. И тут уж только Бог им судья.

Полковник и ктитор успокоились рядом

Два других памятника более традиционны. Под одним ровнёхонько 110 лет назад упокоился полковник Пётр Макарович Садчиков. Под другим в 1913 году – ктитор Троицкой церкви, гражданин Московской губернии (эвон, откуда перебрался на благословенные казачьи земли!) Георгий Мартынович Мартынов.

Здесь тоже есть странность. Ктитор – это церковный староста или персона, на счёт которой выстроен храм. Троицкая церковь действительно существовала в станице Нижне-Чирской, но среди её прихожан Георгий Мартынов не числится. Мы можем утверждать это, благодаря замечательной книжке «Верховое Донское казачество. Исторические сведения о станицах, хуторах и их жителях» нашего выдающегося учёного, краеведа Сергея Рябова. В ней приводятся подробнейшие и разнообразнейшие данные о населённых пунктах и людях казачьего края.

С другой стороны, Георгий Мартынов мог построить Троицкую церковь и в Московской губернии, гражданином которой являлся. Храмы, посвящённые святой Троице, воздвигались по всей Руси-матушке. А здесь он был прихожанином Крестовоздвиженской церкви, тоже, увы, погибшей.   Кстати сказать, в числе прихожан этой церкви значатся и Борисовы, и Садчиковы. Так что, можно смело предположить, что все три надгробия когда-то располагались на территории Крестовоздвиженского храма. Но что происходило между начальной и нынешней точками их странствий, пока остаётся загадкой.   Так хочется надеяться, что только пока.

Крест и тамга из зазеркалья

Есть во дворе храма Петра и Павла и вовсе загадочный предмет. Это массивный камень (скорее всего, из песчаника) овальной формы. Неутомимый отец Николай обнаружил его в Липовой балке. Сам он считает, что это был, скорее всего, межевой камень, располагавшийся на границе земель.

Но вызывают некоторую оторопь высеченные на нём изображения. Православный восьмиконечный крест выбит в зеркальном отображении – нижняя перекладина поднимается слева направо, а должно быть наоборот. Крест символизирует распятие Иисуса Христа. С ним вместе, как повествуют Евангелия, приняли мученическую кончину два разбойника. Тот, кто был справа от него, раскаялся в грехах, слева – так и умер разбойником. Поэтому перекладинка поднимается направо, указывая на возвысившегося духом.

Так же зеркально отображается и верхний рисунок, напоминающий рукописную букву «т». Это так называемая тамга – государственный герб крымских ханов. Или, как ее еще называют, трезубец Гираев. Именно Хаджи Гирай, потомок Чингисхана и первый крымский хан, утвердил тамгу как государственный герб. Почему и она перевёрнута – ещё одна пока загадка.

Как и то, что на одном древнем камне рядышком угнездились символы и православия, и ислама. Как вообще такое могло случиться? Видно, далеко не всё ясно во тьме прошедших веков.

И всё же главной достопримечательностью храма Петра и Павла остаётся сам отец Николай Охотников. Не щадя сил, после трудов праведных, он выбирается на просторы родного края, неустанно выискивает свидетелей и свидетельства богатейшей его истории и щедро делится ими со всеми, кто только пожелает. Если спросить его, зачем ему всё это нужно, он лишь искренне удивится самой постановке вопроса. Для него сохранять историческую память – так же естественно, как и дышать.

Вот кабы всем нам так. Может, совсем по-другому – проще и лучше – устроилась бы наша жизнь…

………………………………………………..

В Богдановиче состоялось выездное совещание по вопросам проведения Всероссийского чемпионата по рубке шашкой «Казарла»

В Богдановиче состоялось выездное совещание по вопросам проведения Всероссийского чемпионата по рубке шашкой «Казарла»

Источник: Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *