Сибирское
Казачество
09 ноября 2019 Просмотров: 241 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Татарское казачество? Правда или вымысел? \ Шашка против пики: история казачьего оружия \ Казаки с немецкими корнями

Татарское казачество? Правда или вымысел?

На первый взгляд может показаться странным, как татары могут быть связаны с казаками? Казаки в основном у нас ассоциируются со славянскими народами украинцами и русскими или с походом Ермака на Сибирь.

Но это утверждение можно считать не до конца правильным, так как казачество изначально было военное сословие, которое могло формироваться абсолютно из разных народов. Только потом некоторые историки стали приписывать этому сословию национальность. Да и некоторые, кто называют себя казаками, считают себя отдельным народом от русских, но количество таких людей крайне не многочисленно.

Но сейчас речь пойдет не о истории возникновения казачества, не о спорах тюркское или славянского происхождение имеет слово «казак».

А речь пойдет о татарах служивших в Оренбургском казачьем войске.

Пиратский К. К. Оренбургское казачье войско: пешие батальоны и конные полки. 1867 г.
Пиратский К. К. Оренбургское казачье войско: пешие батальоны и конные полки. 1867 г.

Оренбургское казачье войско было многонациональным по своему составу, но большую часть инородцев составляли именно татары-мусульмане. Наряду с солдатами разных пограничных полков переселённых в первый год создания Оренбургской губернии в ней поселились и татары. В 1744 на реке Сакмаре поселилось 176 семей торговых татар из Казанского и других уездов во главе с Сеитом Хаялиным, основав Сеитовскую (Каргалинскую) слободу или по другому Сеитов посад, на месте которой сейчас существует д.Татарская Каргала.

Татарские надгробия на фоне деревни Татарская Каргала
Татарские надгробия на фоне деревни Татарская Каргала

По задумке татары должны были сыграть важную роль в развитии торговли со странами Востока. К концу 18 века в слободе проживало уже более шести тысяч человек.

В 1799 году состоялся Именной императорский указ по которому ясачные крестьяне и татары Оренбургского округа были выключены из подушного оклада и причислены к Оренбургскому казачьему войску. И в 1817 г. Именным Указом Александра I к Оренбургскому казачьему войску были причислены уже ясачные татары и черкасы.

Постепенно число татар в Оренбургской губернии стало увеличиваться и к 1866 году достигло 19765 человек, из них 10404 проживало в Оренбургском уезде, 3974 в Верхнеуральском, 3148 в Орском, 2240 в Троицком уездах. В городе Орске проживало 878, а в Троицке 1966 татар. В число татар , как правило, не включались мещеряки и тептяри.

В 1891 г. количество татар возросло до 21 581 человек.В 1-м Оренбургском военном отделе татар насчитывалось 17332 человека, во 2-м Верхнеуральском военном отделе 4234 человека, в 3-м Троицком военном отделе 3 человека. В войске 8 % было магометанами.

Татарин Зюлькарнаин Дашкин возглавлял в годы Первой мировой войны 14-й Оренбургский казачий полк
Татарин Зюлькарнаин Дашкин возглавлял в годы Первой мировой войны 14-й Оренбургский казачий полк

В Оренбургском казачьем войске среди офицерского корпуса татары становились старшими офицерами и генералами. Это относится к казачьим офицерским фамилиям Кочуровы и Дашкины.

Ликвидация казачества в 1920 году поставила точку в истории татар-казаков.

Оренбургское казачье войско это не единственное войско, где служили татары. Татарский этнос внес не малый вклад в развитие казацкой культуры и в русское военное дело. Это очень интересная часть истории казацкого сословия, которой незаслуженно уделяют очень мало внимания.

……………………………………………

Шашка против пики: история казачьего оружия

В наши дни образ русского казака стойко ассоциируется с шашкой, однако так было далеко не всегда

Большую часть своей истории в конном бою казачьи части пользовались гораздо более страшным оружием – пикой. Сегодня мы вернемся к истории этих двух видов оружия, поговорим о том, как оценивали наших казаков в бою их враги, и попробуем сделать вывод, какое оружие эффективнее, а какое эффектнее.

Шашка

Казачья шашка – изначально северокавказское холодное оружие, которое стало массово использоваться с XVII-XVIII веков. Любопытно проследить историю её становления. Шашка всегда была вспомогательным оружием (наряду с кинжалом или ножом), только со второй половины XIX века в России шашка стала заменять сабли и палаши, фактически вытеснив их ко времени Первой мировой войны. И если в некоторых частях ещё оставались другие виды холодного оружия, то в частях казачьих продолжали использовать пику.

Мы не станем подробно останавливаться на рубке шашкой, для этого следует написать отдельную статью. Скажем лишь то, что современная фланкировка шашкой, а то и двумя, имеет мало общего с классической рубкой – чтоб «одним ударом на повал», от плеча до седла. Это подтверждает повесть «Поединок» А. Куприна, в которой поручик Бек-Агамалов рассказывает о рубке шашкой самым живым образом: перерубить лошади шею, развалить глиняное чучело или рубить струйку воды так, чтобы не допускать брызг. Легендарный маршал-кавалерист Семен Михайлович Буденный в своих воспоминаниях тоже пишет о «страшных шашечных ударах», а уж он, обладатель шашечного удара чудовищной силы, знал в этом толк.

Но всё это лишь тень пики, потому что шашка использовалась как самостоятельное оружие только в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Всё остальное время в бою шашка на 90% была помощницей пики.

Копьё и пика в конном бою

Чтобы понять суть использования любого древкового оружия в конном бою, нужно немного углубиться в историю. С древнейших времен конник старался получить преимущество как над пешим, так и над конным противником. Это означало увеличение дистанции боя, а достичь этого можно было двумя способами – либо стрелковым оружием, либо удлинением оружия холодного. Конные стрелки выходят из нашего поля зрения, а вот копейщики как раз интересны. Можно вспомнить пример византийских катафрактов, имевших на вооружении чудовищные, почти пятиметровые двуручные пики, или классических средневековых рыцарей, таранным ударам которых мало кто мог противостоять. Ошибкой было бы думать, что огнестрельное оружие вытеснило пику с поля боя. Польские крылатые гусары и русские казаки доказали это на деле.

Русская пика использовалась казаками издревле, но европейцы впервые «познакомились» с казачьей пикой в ходе Семилетней войны. Это оказалось очень неприятным сюрпризом для хвалёной кавалерии прусского маршала Зейдлица: его тяжелым рейтарам и кирасирам просто не хватало длины оружия, чтобы бить изворотливых казаков. Мало того, что казак бил пикой, ему ещё помогал, к примеру, и калмык, который стягивал немецкого всадника из седла арканом. Оставалось лишь зайти на второй круг и «приколоть» барахтающегося на земле немца.

Казачья пика

Пора узнать, что же представляла собой казачья пика. Долгое время, как и у шашки, у пики не было единого стандарта. Каждый казак подбирал себе любимицу-пику по душе, а скорее по телосложению. Однако единым было правило соблюдения длины – нужна была длиннее уланских, чтобы бить первым. Пика была на аршин (71 см) длиннее уланской и достигала 340-400 см.

Известный казачий генерал Яков Бакланов уделял большое внимание развитию рукопашного боя и боя с холодным оружием. На основе его наработок и общего боевого опыта в 1839 году была установлена единая пика. Весом 2300 г, с наконечником длиною 25 см, общая длина пики была 340 см. В 1843 году весь накопленный опыт использования пики был издан в отдельном фехтовальном трактате «Начертание фехтовального искусства владения пикой», где простым и понятным языком и в иллюстрациях были изложены все приемы владения длинной казачьей пикой.

Следующие изменения были внесены в конструкцию пики в 1901 и 1910 годах, но эти пики не нравились казакам, так как были короче и тяжелее. Поэтому многие продолжали использовать «ветеранку» 1839 года.

Пика в бою

«Казакам непременно быть навсегда дротиком вооруженным, яко наисильнейшим их оружием для поражения любого противника, неприлично казаку стрелять, он бьет пикою, особливо в крестец». А.В. Суворов о казачьей пике

Настоящей проверкой для казачьей пики стала эпоха наполеоновских войн. К сожалению противника, опыт Семилетней войны не был учтен в Европе, и казаки стали бичом французской кавалерии. Не важно лёгкой или тяжелой была кавалерия, казаки буквально сметали офицеров и первые ряды французских всадников пиками. Во Франции даже сформировали несколько уланских полков, вооруженных пиками, по большей части «антиказачьих», но, увы, наши казаки были сильнее.

Так, командир 23-го конно-егерского полка французской армии в 1812 году, известный военный теоретик и храбрый кавалерист Жан-Батист де Марбо вспоминал:

«Тогда неприятель ввел в сражение массу казаков. Они нагло кололи пиками французских офицеров, двигавшихся впереди своих эскадронов».

Любопытно и еще одно: опытные казаки настолько виртуозно владели пикой, что шашка им была попросту не нужна в бою. Казак мог наносить пикой не только колющие, но режущие удары и даже плашмя, как дубиной. Более того, рукоять не уступала острию, противник мог быть выбит из седла казаком, ловко крутящим пикой и перекидывающим ее из руки в руку. Немаловажным было и выиграть «левую сторону» противника, что зачастую означало его смерть. Так вспоминал бой против казаков под Прейсиш-Эйлау француский кавалерист Ф. де Брак:

«Под Эйлау в одной из наших атак на казаков, он уже думал уложить одного из них, взяв его с левой стороны, причем казак держал пику «вперед направо»; но вдруг, приподнявшись на стременах, казак быстро сделал «кругом отбей» и сбросил капитана на землю».

После войны с Наполеоном казачья пика ещё не раз приходила на помощь своим опытным и мастеровитым хозяевам. Вспомним хотя бы геройский бой казака Козьмы Крючкова – первого награжденного Георгиевским крестом в Первой мировой войне. Вот что он вспоминал:

«За каждую рану отвечаю смертельным ударом, от которого немец ложится пластом навеки. Уложив несколько человек, я почувствовал, что с шашкой трудно работать, а потому схватил их же пику и ею по одиночке уложил остальных».

В том бою большую часть немцев Крючков уложил пикой, которой (как и любой казак) владел гораздо более виртуозно, нежели противники.

В армии пика пробыла на вооружении вплоть до 1931 года, когда наконец в Красной кавалерии от неё решено было отказаться. Вот такими были три века службы самого страшного казачьего оружия – пики. Того самого русского оружия, которого боялись и уважали все противники.

О героях

О героях

В рамках XXIV Димитриевских образовательных чтений в Новочеркасском Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ)им. М.И. Платова прошла работа секций по направлению «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества»

 

Программа мероприятий была насыщенной и включила в себя практико-ориентированный семинар, конференцию, коллегию духовников казачьих обществ, тематическую книжную выставку.

 

На семинаре «Опыт патриотического воспитания детей и казачьей молодежи. Формирование сопричастности к культурным и духовным традициям Отечества» председательствовал руководитель отдела по работе с казачеством Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Георгий Сморкалов. Сопредседателями выступили директор департамента по делам казачества и казачьих учебных заведений Правительства Ростовской области С.Н. Бодряков, директор института дополнительного образования ЮРГПУ(НПИ) И.А. Ревин.

 

Судя по количеству желающих принять участие в работе семинара, его тема чрезвычайно актуальна. Услышать сообщения об удачных практиках и поделиться своим видением заявленных проблем прибыли педагоги и воспитатели казачьих кадетских корпусов Ростовской области, учебных классов и школ с казачьим статусом, педагоги общеобразовательных школ, руководители патриотических молодежных объединений, среди участников было много представителей духовенства.

 

Приветствуя собравшихся, директор департамента по делам казачества и казачьих учебных заведений Правительства Ростовской области С.Н. Бодряков предложил впредь расширить целевую аудиторию Димитриевских чтений и привлекать к участию не только представителей учебных заведений, подведомственных возглавляемому им департаменту, но и школ и детских садов области, имеющих казачий статус.

 

Об опыте работы по духовно-патриотическому воспитанию студентов на примере Платовской казачьей сотни ЮРГПУ(НПИ) рассказал И.А. Ревин. Иван Алексеевич отметил уже сложившиеся формы и методы работы с платовцамии и нововведение этого года – впервые проведенный День памяти казаков-лейб-гвардейцев. Это мероприятие решено сделать традиционным.

 

Директор Шахтинского генерала Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса В.А. Бобыльченко выступил с подробным докладом и рассказал насколько серьёзную и разнонаправленную работу ведёт корпус, чтобы взрастить в воспитанниках чувство патриотизма, мотивировать их интересоваться историей Отечества, в первую очередь, через историю малой Родины, предков-казаков. Красочный рассказ о поисковых экспедициях, предпринятых кадетами, мероприятиях по увековечиванию памяти донских героев, исторических реконструкциях стал замечательной иллюстрацией к живой и по-настоящему содержательной работе корпуса по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

 

Конференция «Историческая роль казачества в Отечественной войне 1812 года и Великой Победе 1945 г.: сила духа, воинские традиции, воспитание воина» собрала большую аудиторию — студентов, педагогов, представителей научной общественности, казачества и духовенства.

 

В качестве приглашенных экспертов в конференции приняли участие: научный руководитель Южного научного центра РАН, академик Г.Г. Матишов, директор научно-исследовательского института казачества и развития казачьих регионов, профессор А.П. Скорик, руководитель лаборатории казачества Южного научного центра РАН, профессор А.В. Венков, а также заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, доктор исторических наук, профессор Е.А. Паламарчук и исполняющий обязанности директора Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, кандидат философских наук, доцент Д.А. Леусенко.

 

Директор НИИ казачества и развития казачьих регионов, профессор А.П. Скорик рассказал о нескольких «сюжетах» Среднедонской наступательной операции 6 — 30 декабря 1942 года, известной как «Малый Сатурн». Тогда силами Юго-Западного и левого фланга Воронежского фронта советские войска прорвали оборону противника и разгромили основные силы 8-й итальянской армии, оперативной группы «Холлидт» и 3-й румынской армии.

 

О роли донского казачества в Отечественной войне 1812 года поведал руководитель казачьей лаборатории ЮНЦ РАН, профессор А.В. Венков.

 

Профессор Е.А. Паламарчук своё выступление на конференции посвятил подвигу казачества в годы Великой Отечественной войны, а именно — 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса, с командующим которого генерал-лейтенантом С.И. Горшковым он был знаком лично.

 

Д.А. Леусенко подвел итоги работы конференции, подчеркнул особую значимость мероприятия, объединившего академическую науку, системы высшего и кадетского образования, общественные и религиозные организации в деле патриотического воспитания детей и молодежи.

 

В рамках седьмого направления Димитриевских чтений состоялось и заседание Коллегии духовников казачьих обществ Донской митрополии.

 

Также в стенах университета работала книжная выставка «Подвиг наших предков: столица донского казачества и политехнический институт в годы Великой Отечественной»,  организованная научно-технической библиотекой ЮРГПУ(НПИ).

 

Отметим, что региональный форум — XXIV Димитриевские образовательные чтения «Великая Победа: наследие и наследники» работает с 21 октября по 15 ноября на 15 образовательных и культурных площадках Ростовской области.

———————-

В Сургутском районе патрулировать дороги вышли казаки и служба БД Сургутнефтегаза

В Сургутском районе патрулировать дороги вышли казаки и служба БД Сургутнефтегаза

 

Инспекторы ГИБДД по Сургутскому району совместно с представителями хуторского казачьего сообщества «Сургут» и сотрудниками БДД ПАО «Сургутнефтегаз» провели профилактическое мероприятие, направленное на снижение аварийности.

Сотрудники службы безопасности дорожного движения ПАО Сургутнефтегаз провели беседы с водителями пассажироперевозящего транспорта. Представители хуторского казачьего сообщества «Сургут»  пообщались с водителями и пассажирами легковушек. Напомнили о необходимости соблюдения правил дорожного движения, скоростного режима, наказали не пренебрегать ремнями безопасности. Автовладельцам вручили памятки.

С начала 2019 года на территории Сургутского района произошло 159 дорожно-транспортных происшествий, где 18 человек погибло и 258 получили телесные травмы, в том числе пострадали 28 детей.

Мероприятия подобного рода проводятся на территории района регулярно. Общественные организации и работники службы безопасности ПАО Сургутнефтегаз активно помогают инспекторам проводить профилактические мероприятия и рейды, сообщает  служба пропаганды ОГИБДД ОМВД России по Сургутскому району.

 

Служба информации «Вестника»

ФОТО ОГИБДД ОМВД России по Сургутскому району


В Кувандыке состоялись казачьи состязания «Кувандыкская Казарла 2019»

В соревнованиях участвовали команды из Илекского, Новосергиевского района, Кувандыка, Орска, Саракташа, Гая, Новотроицка.

В рамках торжественного открытия состязаний состоялся обряд освещения казачьего оружия.

Затем собравшиеся провели обряд верстания в казаки. Новыми членами Кувандыкского СКО стали четыре человека.

Соревнования «Кувандыкская Казарла 2019» прошли по четырем видам казачьего мастерства: метание ножей, метание казачьего дротика, рубка лозы в пешем строю (Казачья дорожка), рубка мишеней шашкой в статической стойке. По итогам соревнований лучшими стали:

Рубка в статической стойке:

1.     Денисов Виталий – Саракташское СКО

2.     Бутенко Василий Николаевич – Илекское СКО

3.     Поживин Максим Викторович – Кувандыкское СКО

Метание казачьего дротика:

1.     Горюнов Борис – Илекское СКО

2.     Борисов Ярослав Олегович – Оренбургское СКО

3.     Щёголев Александр Юрьевич – Саракташское СКО

Метание ножей:

1.     Мельников Алексей Юрьевич – Кувандыкское ХКО

2.     Борисов Ярослав Олегович – Оренбургское СК

3.     Зябрев Олег Владимирович — Кувандыкское СКО

Рубка шашкой в пешем строю (одним клинком):

1.     Горюнов Борис – Илекское СКО

2.     Бутенко Василий Николаевич – Илекское СКО

3.     Шавкун Денис – Илекское СКО

Победителями соревнований по сумме занятых мест на всех этапах стали:

1.     Бутенко Василий Николаевич – Илекское СКО

2.     Нигматулин Константин — Илекское СКО

3.     Петров Игорь Викторович – Орское ГКО

Победители были награждены грамотами и ценными призами.

Одновременно со взрослыми соревнованиями, работала площадка для детей. Подростки соревновались в фехтовании на учебных шашках, стрельбе из пневматической винтовки, дартсе, бою на мешках.

Соревнования проводили Валов Валерий Александрович и Броницкий Вячеслав Витальевич.

Все участники соревнований получили атаманские призы. После соревнований всех ждал обед: каша, плов, чай.


Казаки-некрасовцы впервые написали этнографический диктант на Ставрополье

Казаки-некрасовцы впервые стали участниками «Большого этнографического диктанта» в Ставропольском крае. Задания они выполняли в поселке Новокумском, сообщили в пятницу в администрации Левокумского района.

«Этнографический диктант впервые написали на Левокумье. <…> В поселке Новокумском проверяли свои знания по этнографии казаки-некрасовцы всех поколений. А также в акции приняли участие школьники и даже глава поселка Роман Киенко», — сообщается на официальной странице администрации Левокумского района в Instagram.

В XVIII веке большинство казаков-некрасовцев эмигрировали в Турцию, не желая подчиняться царю и дав завет не возвращаться в Россию при царях. На родину казаки-некрасовцы вернулись в 1960-е годы, сохранив самобытную культуру и уклад жизни. Сейчас они проживают в поселке Новокумском Левокумского района Ставропольского края, где в этнодеревне сохраняют свой быт, знакомят гостей с традиционной культурой.

На диктант казаки-некрасовцы пришли в своих исконных платьях и костюмах, написание диктанта началось с молитвы, после его завершения старейшины исполнили духовный стих «Многие лета». «Когда казаки-некрасовцы собираются на какое-то важное дело, то обязательно читают молитву, чтобы все прошло хорошо. Участие в диктанте для на было очень интересным, впервые у нас такое событие, мы решили проверить свои знания, расширить кругозор», — пояснила ТАСС участница диктанта, методист Центра казаков-некрасовцев Валентина Лясковская.

Диктант написали 20 казаков некрасовцев, младшему участнику 11 лет, старшему — за 80 лет. В региональной части заданий они нашли и вопросы про свою историю. «Нам было очень приятно, воспряли духом. Есть очень много интересного в нашей культуре, что можно включить даже и в общероссийские вопросы. В следующем году будем обязательно участвовать снова, и подготовимся, мы уже поняли, где нужно свои знания подтянуть», — рассказала Лясковская.

Просветительская акция «Большой этнографический диктант» проводится в России четвертый год подряд. В 2017 году мероприятие получило статус международного — к участию присоединились страны СНГ: Киргизия, Таджикистан, Молдавия и другие. Акция направлена на популяризацию знаний о культуре и традициях народов России.

…………………………………..

Казаки идут по Тульской области маршрутом красных кавалеристов 1941 года

Со 2 по 4 ноября по Московской и Тульской областям проходит конный поход по местам боев 1-го гвардейского корпуса под командованием генерала П.А. Белова

Поход стартовал вчера в поселке Зендиково Московской области.

Сегодня, 3 ноября участники похода прибыли в Венев. Далее они отправятся в деревню Холтобино, затем через село Спасское  в Донской.

Организатор конного похода — Отдельное структурное подразделение Центрального округа РФ Краснодарской региональной патриотической общественной организации «Единый казачий фронт».

Напомним, 2-й кавалерийский корпус под руководством Павла Белова с ноября 1941 года участвовал в Московской битве, особенно отличился в оборонительных боях под Тулой. За отличия в сражениях летом и осенью 1941 2-й корпус 26 ноября получил название 1-го гвардейского. В контрнаступлении и общем наступлении советских войск на западном направлении 1-й гвардейский кавалерийский корпус под командованием Белова не раз отличался в боях: после Ржевско-Вяземской операции (1942), оказавшись в окружении, более 5 месяцев сражался в глубоком тылу врага.

 В Тульской области памятник конникам Белова установлен в Одоевском районе.

………………………………………………………

«Засечная черта» состоялась!

«Засечная черта» состоялась!

26.10.- 04.11.2019 года состоялась юбилейная Профильная кадетская казачья смена лагеря «Засечная черта». Прошёл всего лишь год с того момента, когда впервые казачата из Калуги и Калужской области собрались вместе, чтобы узнать казачьи традиции, постичь азы казачьей воинской культуры, а сколько событий уже произошло! Больше 340 мальчишек и девчонок из 7 районов Калужской области за прошедшие четыре смены познакомились, подружились, научились работать в команде, участвовали в работе творческих мастерских по культуре донских казаков, по фланкировке, строевой и огневой подготовке, обучались навыкам метания ножа и малой сапёрной лопатки, боролись за победу своих отрядов в казачьей военно-спортивной игре «Сполох», участвовали в Фестивале казачьей культуры и фотоконкурсе, снимали клипы на казачьи песни. Профильная кадетская казачья смена лагеря «Засечная черта» состоялась и, как мы надеемся, будет жить и развиваться дальше, благодаря руководству и старшим наставникам лагеря. Большое спасибо хочется сказать командиру лагеря – сотнику, помощнику атамана Калужского ОКО ВКО ЦКВ по развитию традиционной казачьей культуры (инициатору и организатору проведения казачьих лагерных смен) Юшину Дмитрию Петровичу, старшим наставникам: Куликовой Светлане Васильевне – заведующей отделом казачьей культуры ГБУК КО «Дома народного творчества и кино «Центральный», Буянову Алексею Владимировичу – командиру Почетного кавалерийского эскорта Первой калужской кадетской казачьей сотни, Шеваршинову Игорю – руководителю Молодёжной казачьей организации «Засечная черта» Калужского ОКО ВКО ЦКВ, Марусину Станиславу-педагогу организатору лагеря, а также помощникам наставников из числа младшего командного состава 1КККС.

———————-

Казаки с немецкими корнями. Что посмотреть в Миллеровском районе на Дону?

Казаки с немецкими корнями. Что посмотреть в Миллеровском районе на Дону?

История Миллеровского района тесно связана с донским казачеством, собственно, и сам районный центр – город Миллерово, назван в честь известного казачьего рода, Миллеров. Столь нетипичная для донских степей фамилия не должна удивлять – в казаки принимали всякого человека, любого рода-племени, который перешёл в православную веру, делом доказал свою храбрость и был готов жить по традициям, принятым на Дону.

Отсюда в казачьей среде так много фамилий, сохраняющих память о тех народах, к которым принадлежали отцы-основатели родов – Грековы, Турчиновы, Сербины и так далее. Особенность рода Миллеров в том, что доподлинно известно, кто был основателем этой фамилии и при каких обстоятельствах немцы Миллеры стали настоящими донскими казаками.

 

От Петра Первого

Иваном Ивановичем Миллером называли на русский манер Иоганна Мюллера, сына небогатого прусского полковника, поступившего на службу к Петр Первому.  Он отличился во время взятии Азова 16 июля 1696 года и получил от императора личный герб, в котором нашлось место и символам, напоминавшим о штурме турецкой крепости (башня, пушки, полумесяц) и условному изображению части колеса водяной мельницы (Мюллер, переиначенный в русском как Миллер, переводится с немецкого именно как «мельник»).

Иван Иванович так в России и остался, а одна из ветвей его потомков осела на Дону. Иван Абрамович Миллер в молодости участвовал волонтером в крымских походах генерал-фельдмаршала Миниха, был добровольцем в турецкую войну, служил в Астрахани.  С 1742 года Иван Миллер возглавлял медицинское Управления Войска Донского в Черкасске (ныне Старочеркасск), получил чин полковника, и окончательно обруссел. Точнее даже – оказачился. Осев на Дону, принял православную веру и женился на близкой родственнице войскового атамана, и полностью погрузился в казачью среду. По Указу Екатерины Великой от 14 февраля 1786 года войсковой старшина Иван Абрамович Миллер на пустующих землях у реки Глубокой основал свое имение, которое и стало называться Миллеровым.

Тогда так было принято — история сохранила первоначальные названия многих населенных пунктов Миллеровского района, названных по фамилиям их основателей: генерал-лейтенантов Иловайского и Фомина, генерал-майоров Грекова и Волошина, полковников Янова, Машлыкина, Сулина, Мартынова, Долотина и других. Любопытно, что дом Миллеров сохранился и по сей день, только врос уже от старости в землю, но дубовые стены еще крепки. Известно, что Миллеры были богатым родом и основания будущего экономического развития района были заложены именно при этой немецко-казачьей фамилии. 

Трагические события

Огненные события российской истории коснулись и Миллерово. Во время Гражданской войны в поселке проходили кровавые бои и расправы, о чём, в частности, упоминает писатель Михаил Шолохов в своём романе «Тихий Дон». Когда в 1919 году председатель ВЦИК Свердлов издал директиву о т. н. «расказачивании» населенный пункт становится центром антибольшевистского восстания, которое было жестоко подавлено. В 1926 году Миллерово получает статус «города». А с 1933 по 1934 год Миллерово даже успевает побыть центром Северной области. Новое испытание – оккупация 1942 года. Никакой сентиментальности к немецким корням населенного пункта захватчики не проявили. За время захвата, оккупации и освобождения практически все Миллерово (более 1000 зданий и жилых домов) было уничтожено. В местном амбаре немцы держали военнопленных красноармейцев, среди молодых ребят организовывались партизанские движения.  После освобождения Миллеровский район активно развивался, и на сегодня это – богатая сельскохозяйственная территория, с развитой перерабатывающей промышленностью.

Герб Миллеровского района

В рассечённом лазоревом и червлёном поле вверху – половина золотого, с чёрными семенами, цветка подсолнуха, внизу – половина золотого мельничного колеса, переплетённая с двумя скрещенными серебряными казачьими шашками.
Щит увенчан золотой муниципальной короной.  В гербе использованы традиционные цвета Донского края: синий, желтый, красный, белый. Подсолнух – символ достатка, урожая, процветания, тепла и мира. Мельничное колесо указывает на историческую связь с казачьим дворянским родом Миллеров и  символизирует преобразования, богатства края.  Скрещенные казачьи шашки символизируют отвагу, мужество и доблесть казаков, указывают на героическое прошлое района на протяжении всей истории.  

 

Достопримечательности района

— На учете в Миллеровском районе Ростовской области находится 176 памятников археологии, в том числе 6 курганных групп древних кочевников
— Миллеровский краеведческий музей.  Создан в 1967 году первоначально как музей боевой славы, позднее переименованный в краеведческий.  В экспозиции музея собрано большое количество уникальных экспонатов, рассказывающих о жизни и истории развития города, о быте местных жителей разных эпох.  
 —  памятник Женщинам-колхозницам труженицам тыла
— памятник И. А. Миллеру, основателю будущего города Миллерово 
— мемориал «Жертвам фашизма» (расположен на месте концентрационного лагеря «Дулаг-125»).
— Церковь Андрея Первозванного в Миллерово. Построена в 1988 году.
— Церковь Михаила Архангела в с. Позднеевка. Построена в Псевдорусском стиле в 1867 году.
—  лесной массив «Фоминская дача», который расположен в 3-х километрах севернее и западнее хутора Фоминка.  Здесь, в частности, находится вековой дуб,  диаметр  которого составляет 5 м 37 см. Возраст дуба  — около 200 лет. 

———————-

Казаки Карелии выбрали нового атамана

Казаки Карелии выбрали нового атамана

 

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *