Сибирское
Казачество
06 июля 2019 Просмотров: 36 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

«Сарынь на кичку» — что означает клич казаков? / Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной. Как возродилась легенда / Есть будущее у казачества!

Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной. Как возродилась легенда

Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной. Как возродилась легенда

Казачество Кубани считалось значимой военной силой в ходе войн конца XVIII — начала ХХ веков, но революция 1917 года и ликвидация сословий, конечно, изменили положение казаков. Теперь их права и обязанности — в том числе и на воинской службе — стали такими же, как и у всех советских граждан.

Даже провести четкую грань между выходцами из казачьих семей и всеми остальными кубанцами стало очень сложно. Но во время Великой Отечественной войны боевое наследие Кубанского казачьего войска оказалось вновь востребованным.

О том, как это происходило, рассказывают Юга.ру вместе с историком Ильей Киселевым в рамках спецпроекта «75 лет освобождению Кубани».

 

Приказ Ворошилова

Начало этому процессу было положено еще до войны, в 1936 году, когда вышло постановление Центрального исполнительного комитета СССР «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА». На основании постановления 21 апреля вышел приказ народного комиссара обороны маршала Климента Ворошилова, в котором говорилось о переименовании ряда кавалерийских дивизий в казачьи. В числе прочих в приказе были указаны 12-я территориальная кавдивизия Северо-Кавказского военного округа, ставшая Кубанской, и 6-я кавалерийская дивизия Белорусского военного округа, превратившаяся в Кубано-Терскую.

 

В этих соединениях вводили форму одежды, соответствовавшую традициям казачества.

  • Повседневный вариант: кубанка, фуражка или пилотка, шинель, красный башлык, бешмет цвета хаки, синие общеармейские шаровары с красными кантами, общеармейские сапоги и общекавалерийское снаряжение.
  • Парадный вариант: кубанка, красный бешмет и башлык, темно-синяя черкеска, бурка, кавказские сапоги, кавказское снаряжение и кавказская шашка.

 

6-я Кубано-Терская казачья кавалерийская дивизия в сентябре 1939 года принимала участие в освобождении Западной Белоруссии, а 22 июня 1941-го встретила на печально известном Белостокском выступе. Она участвовала в тяжелых оборонительных боях, в числе других соединений Западного фронта оказалась в окружении, где и погибла. На базе 12-й кавалерийской дивизии перед войной была создана 56-я танковая дивизия, дислоцировавшаяся в Краснодарском крае. Ее боевой путь тоже оказался недолгим — в июле 1941-го ей присвоили имя 102-й, а в сентябре того же года переформировали в 144-ю танковую бригаду. В октябре 1941 года эта бригада оказалась в котле под Вязьмой и была уничтожена.

 

Кавалерийские дивизии легкого типа

С объявлением всеобщей мобилизации на смену пришли новые кубанские соединения. Их создание шло в соответствии с постановлением Ставки Главнокомандования от 5 июля 1941 года о формировании кавалерийских дивизий легкого типа. Всего летом 1941-го на Кубани появилось девять таких дивизий общей численностью более 27 тыс. человек — это более половины всех подобных соединений, направленных в действующую армию из Северо-Кавказского округа.

Решение советского военного руководства о создании почти сотни легких кавалерийских дивизий было вынужденным. Советской армии не хватало техники. В условиях Второй мировой войны не приходилось рассчитывать на атаки в конном строю, и кавалерия рассматривалась как дешевая замена мотопехоты, которая передвигается на лошадях, а сражается в пешем строю. По своей структуре и огневой мощи кавалерийская дивизия численностью немногим более 3 тыс. человек соответствовала стрелковой бригаде.

Кубань как одну из основных баз для формирования конных частей выбрали не случайно: советское командование учитывало наличие давних кубанских традиций.

Вместе с тем созданные буквально за несколько недель соединения не являлись казачьими ни по форме, ни по содержанию. Исключением оказалась, пожалуй, только 72-я кавалерийская дивизия. Ее формирование, занявшее почти четыре месяца, шло под непосредственным контролем крайкома ВКП(б). Возглавил соединение сподвижник С.М. Буденного, конармеец генерал-майор В.И. Книга, а в его составе оказались представители партийного и комсомольского актива региона. 72-я кавалерийская дивизия получила казачье обмундирование и должна была представлять Краснодарский край на фронте. Но в мае 1942 года «показательная» дивизия разделила судьбу войск Крымского фронта, потерпевших жестокое поражение на Керченском полуострове. В боях и во время эвакуации на Таманский полуостров кубанские кавалеристы потеряли все тяжелое вооружение и лошадей.

Из остатков дивизии по решению командующего Северо-Кавказским фронтом маршала С.М. Буденного была сформирована 40-я отдельная мотострелковая бригада. Под командованием полковника, а впоследствии генерал-майора Н.Ф. Цепляева это соединение вело тяжелые оборонительные бои на Кубани в августе 1942-го, совершило переход через Главный Кавказский хребет, а затем сражалось на туапсинском направлении. Участвуя в освобождении родного края, 12 февраля 1943 года солдаты и офицеры бригады одними из первых вступили в Краснодар.

Впрочем, и другие конные соединения с Кубани оказались втянуты в кровопролитные бои весны и лета 1942 года, в ходе которых понесли значительные потери. Из их числа только 50-я кавдивизия пережила первый год войны и получила наименование 3-й гвардейской. Ее бойцы и командиры отличились при обороне Москвы, в том числе и на волоколамском направлении, бок о бок со знаменитой 316-й панфиловской стрелковой дивизией. Находясь в составе 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Л.М. Доватора, дивизия совершила рейд по тылам немецких войск. В дальнейшем ее боевой путь пролегал через Белоруссию, Польшу и завершился в Германии.

Помимо нее такую честь заслужили лишь дивизии 17-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса, ставшего 4-м гвардейским. Ополченческие дивизии будущего корпуса создали по инициативе руководства Краснодарского края на основе добровольческих казачьих сотен. Туда попадали жители Кубани, которые по каким-либо причинам не подлежали призыву. Обмундирование и снаряжение они подбирали сами, и вполне естественно, что оно соответствовало традициям кубанского казачества. Приказом наркома обороны Сталина от 4 января эти соединения получили наименование 10-й, 12-й и 13-й кубанских кавалерийских дивизий, образовав 17-й кавкорпус численностью 13,5 тыс. человек. Для их снаряжения Краснодарский край выделил 13 тыс. лошадей, конскую упряжь и седла, холодное оружие. 10-ю кубанскую дивизию вскоре расформировали, а в состав корпуса включили две добровольческие дивизии донских казаков.

За высокие боевые качества, проявленные в оборонительной операции на Кубани в августе 1942-го, конники кубанского корпуса под командованием генерал-майора Н.Я Кириченко и входящие в него подразделения получили звание гвардейских. Наибольшую славу казакам корпуса принесли бои в районе Кущевской 31 июля — 2 августа 1942 года.

 

Казаки 4-го гв. кавалерийского корпуса на марше, 1942 год © Фото с сайта waralbum.ru

    • Казаки 4-го гв. кавалерийского корпуса на марше, 1942 год © Фото с сайта waralbum.ru

Командир 4-го гвардейского кавалерийского корпуса Н.Я. Кириченко © Фото с сайта waralbum.ru

    • Командир 4-го гвардейского кавалерийского корпуса Н.Я. Кириченко © Фото с сайта waralbum.ru

 

Осенью 1942 года кубанские, а вслед за ними и донские дивизии были переброшены в восточные районы Кавказа и до конца года вели бои в калмыцких степях. Обсуждались планы создания на основе 4-го гвардейского корпуса целой конной армии, но дело ограничилось выделением донских дивизий в 5-й гвардейский кавалерийский корпус. Вплоть до окончания Великой Отечественной войны 4-й гвардейский кавалерийский корпус находился в действующей армии, участвовал в освобождении Ставрополья, Кубани, Дона и Украины, стран Восточной Европы. После окончания боевых действий он дислоцировался на территории Кубани и Ставрополья, а летом 1946-го был переформирован в 4-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию. Свое существование она прекратила только в сентябре 1955-го. В этом году в советских Вооруженных силах кавалерия как род войск перестала существовать.

9-я пластунская стрелковая дивизия

Последним опытом советского руководства в деле создания кубанских казачьих частей стало формирование соединения пластунов на базе 9-й горнострелковой дивизии. Сама дивизия имела богатые боевые традиции еще со времен Гражданской войны, на ее счету было участие в битве за Кавказ.

В 1943 году в 9-ю Краснодарскую пл

астунскую дивизию вошли более 10,5 тыс. человек, из них около 6,5 тыс. были призваны в Краснодарском крае. В качестве парадного обмундирования солдаты и офицеры получили черкески, а кубанки стали частью повседневной формы. Они получили редкую для армии военного времени привилегию возвращаться после ранения в свою воинскую часть, тогда как большинство военнослужащих сухопутных войск из госпиталей попадали в запасные части, а затем распределялись по самым разным подразделениям. А вот существенных особенностей в тактике действий пластунов не было. Идея о том, чтобы бесшумно выдвигаться к позициям противника и атаковать их с применением исключительно холодного оружия — как это было в начале и середине XIX века — была исключена суровыми реалиями войны.

В связи со своим особым статусом 9-я пластунская дивизия оставалась на Кубани и фактически не участвовала в боевых действиях до весны 1944 года. Возглавил дивизию генерал-майор П.И. Метальников, под командованием которого пластуны прошли с боями по земле Западной Украины, Польши, Германии и Чехословакии.

16 сентября 1945 года казаков-пластунов встречали на родине. Вот запись из журнала боевых действий дивизии: «Дороги, по которым проходили пластунские полки, были наполнены людьми и устланы цветами. На дорогах останавливали колонны с хлебом и солью, трудящиеся Краснодарского края, знатные люди края и старейшие представители славного Кубанского Казачества. Встреча с казаками-пластунами явилась большим народным праздником всех трудящихся г. Краснодара и Краснодарского края. В частях и подразделениях состоялся торжественный обед».

Конечно, казачьи подразделения времен Великой Отечественной войны — это совсем не те соединения, которые Кубанское казачье войско выставляло до 1917‑го. Жители Краснодарского края составляли основу этих подразделений лишь во время мобилизации. В дальнейшем кубанские дивизии пополнялись военнослужащими из разных регионов страны. Исключением, пожалуй, были только 4-й гвардейский кавалерийский корпус и 9-я пластунская дивизия, с которыми руководство и население края поддерживали связь всю войну. Но и в них было немало тех, кто не являлись кубанцами (особенно среди командного состава). Да и среди самих кубанцев далеко не все были выходцами из казачьих семей. Официально отсутствовала в кубанских частях и важнейшая духовная основа традиционной казачьей жизни — православная вера.

Но все же это позволило продолжить существование и передать опыт хранителей многих воинских традиций казачества, элементов казачьей культуры. К ним приобщались даже те, кто по своему происхождению к кубанскому казачеству не относился. В казачьих подраздениях времен Великой Отечественной войны служили десятки тысяч выходцев с Кубани.

Вместе с тем не стоит забывать, что в 1941–1942 годах в Краснодарском крае было мобилизовано около 600 тыс. человек. Еще по меньшей мере 150 тыс. призывников регион направил в армию в 1943–1944 годах. А значит, большинство кубанцев сражались в самых разных частях и соединениях, на всех фронтах и во всех родах войск.

 

Конники казачьего кавалерийского корпуса на привале, 1942 год © Фото с сайта waralbum.ru

    • Конники казачьего кавалерийского корпуса на привале, 1942 год © Фото с сайта waralbum.ru

 

 

Казаки на службе фашистской Германии

Существование казачьих частей в Красной армии, несомненно, оказывало влияние и на солдат противника, которые традиционно считали казаков опасными врагами. Но нельзя не упомянуть и о фактах сотрудничества с Германией отдельных представителей кубанского казачества из числа белоэмигрантов и советских граждан. Причины этого явления, равно как и политическая сторона коллаборационизма, очень сложны. Но если взглянуть на то, какие формирования создавались и обозначались немцами как казачьи, становится очевидным следующее.

 

Поначалу это были отдельные роты или батальоны из числа советских военнопленных. В 1942 году германскому командованию удалось укомплектовать ими несколько полков. Но даже после захвата части территории Кубани добровольцев было относительно немного. Немцам не удалось завершить формирование единственной кубанской кавалерийской дивизии. Только на завершающем этапе войны противник создал казачий кавалерийский корпус, укомплектованный выходцами из различных регионов и даже теми, кто не имел казачьего происхождения.

В большинстве своем казачьи подразделения использовались Германией в качестве вспомогательных или полицейских сил, своеобразных «колониальных» войск. Их создание в условиях тотальной войны во многом оказалось вынужденной мерой. В Красной армии, напротив, из кубанских казаков формировали полноценные боевые соединения, многие которых стали элитой советских Вооруженных сил.

Пожалуй, это и подчеркивает принципиальное различие, которое было между воевавшими по разные стороны фронта. Одни из них встали на защиту своей страны и своих соотечественников, другие приняли сторону захватчиков. И первых оказалось гораздо больше, чем последних.

 

———————-

«Сарынь на кичку» — что означает клич казаков?

«Сарынь на кичку» — что означает клич казаков?

Все помнят знаменитый клич казаков, разбойников и ополченцев Степана Разина — «сарынь на кичку». Но что это означает? Как ни странно, точного объяснения до сих пор нет.

Зато есть несколько версий. Первая версия — воровская: «кичка» — нос корабля, а «сарынь» — чернь, люди низшего сословия. Предположительно, так разбойники «намекали» бурлакам, что нужно поближе подогнать корабль, который они будут грабить. Считается, что обычно разбойники не трогали бурлаков, которые в такие моменты просто падали на землю.

Впрочем, возможно, все было совсем не так. Другую версию приводит Валентин Пикуль: поскольку в образовании казачьего этноса существенную роль сыграл половецкий субстрат, то есть вероятность, что и это выражение восходит к половецкому языку и переводится примерно как «соколы, вперед!». Если быть более точным, то изначально это выражение звучало у половцев как «сары о кичкоу» и означало «народ, вперед!».

А может быть, все было по-другому. Ведь в Поволжъе проживал народ эрзя, на языке которого «сырнэ кочкамс» означало «брать золото».

Но есть и другие версии — например, что это просто тайное заклятье, наделяющее того, кто его произносит, бесстрашием, силой и неуязвимостью.

———————-

Есть будущее у казачества!

Есть будущее у казачества!

Есть ли будущее у российского казачества, на этот счёт мнения неоднозначны 

 

Есть ли будущее у российского казачества, на этот счёт мнения неоднозначны. Обратимся к закону от 5.12.2005 № 154 ФЗ «О государственной службе российского казачества».

«Российское казачество в установленном порядке:

  • организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
  • принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
  • принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите государственной границе РФ, борьбе с терроризмом».

По сути, казачество должно в перспективе стать новым социальным «сословием», отличительной особенностью которого является служение государству и обществу в гражданской, военной, правоохранительной и муниципальной формах.

Исторически казачество был самостоятельным сословием со своим уставом, укладом жизни, правом на самостоятельное развитие и свободу от всех государственных налогов, но с одной судьбоносной обязанностью: защищать царя и Отечество. Потомки казаков, помня о предназначении казачества, ожидают тех же прав и полномочий, но пока это – только общественная организация. Возможно, поэтому и неоднозначно мнение о будущем наших казаков.

В целом движение за последние десять лет набирает силу. И в Карагайском поселении многое изменилось в организации работы казачества. Андрей Ивлев, атаман Карагайского поселения, родом из казаков, что сыграло немаловажную роль в его решении в 90-е годы вступить в казачество. Переехав жить в Карагайку, он стал членом местного общества казаков. А вот атаманом согласился стать не сразу. Обдумав своё решение, поставил условие, что только при поддержке членов общества он сможет работать. В результате видна слаженная работа коллектива. Весной на собрании, на ряду с отчётом главы и депутатов перед населением, А.В. Ивлев по собственной инициативе представил содержательный отчёт о работе казаков за 2018 – начало 2019 годов. Инициатива связана с тем, что предприниматели материально поддержали, а жители поселения активно участвовали в мероприятиях, объявленных казачеством. Атаман и его соратники считают, что использование финансов (как взносов, так и спонсорских средств) должно быть предельно прозрачным, а от дел должна быть явная польза.

Сделано за указанный период немало: организация празднования Рождества Христова с замечательными призами и интересными аттракционами, за которые не стыдно людям в глаза смотреть.

Проведено 11 субботников в общественно важных и исторических территориях поселения. Население, понимая необходимость этих мероприятий, активно помогает казакам в работе. И это радует, ведь дело-то – на благо всех, а вместе мы – сила! Так считает атаман, и он прав.

Казачество активно участвует в организационных делах административных структур различного уровня, в крестных ходах и спортивных мероприятиях.

Казаков пока только 30 человек, но они уже заявили о себе.

Вот что думают о казачестве жители посёлка, оценивая деятельность казаков нашего поселения.

О.С. Королёва, директор школы:

«Без сомнений будущее у казачества есть. Мнение о наших казаках – только положительное, тесно взаимодействуя со школой, они помогают в организации патриотических мероприятий и юнармейского движения. Всё это положительно влияет на воспитание детей, что очень важно для общества».

А.В. Чернов, районный депутат:

«Работа нашего казачества за последнее время оживилась, всё делается слаженно и обдуманно».

В.М. Астахов, представитель карагайского Совета ветеранов:

«Любое дело на пользу людей почётно и ответственно, а успех зависит от организаторов и исполнителей. В Карагайском хуторском казачьем обществе собрались активные и надёжные жители села, им повезло и с руководителем. Атаман Андрей Ивлев, сплотив и направив общество на конкретные дела, сумел наладить связи с сельской администрацией, общественными организациями посёлка, организовал в школе отряд юнармейцев, лично участвует в различных мероприятиях. Он постоянно ведёт работу по нравственному и патриотическому воспитанию молодёжи, его волнуют и тревожат проблемы наших жителей, он полон планов по улучшению условий жизни селян. Считаю, что пока такие люди в казачьем обществе есть, будущее казачеству гарантировано».

Есть ли будущее у казачества, время покажет. А пока казаки Карагайского поселения делают добрые и важные дела, спасибо им за это.

Валентина Сусанина

———————-

В Тамбовской области рассказали об истории казачества на планшетах

В Тамбовской области рассказали об истории казачества на планшетах

В Тамбове, Мичуринске, Моршанске и Рассказово побывала передвижная планшетная выставка «Казачество на государевой службе» из собрания Государственного исторического музея. Передвижной проект проводится по инициативе Министерства культуры Российской Федерации при поддержке регионального отделения казачьей партии РФ.

На планшетах представлен обзор истории казачества с 1444 по 1917 год, отсюда и название выставки — «Казаки на государевой службе». Помимо репродукций представлены костюмы и оружие. Заслуги казачества в развитии страны и культуры огромны: они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли нравственные идеалы. Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую империю. Выставка вызвала интерес не только у подрастающего поколения, но и у тех, кто на службе не один десяток лет.

Владимир Викленко, атаман Тамбовского отдельского казачьего общества

— «Мы сейчас думаем, как здесь у себя в Тамбове сделать подобную. Сейчас модно все в виде фотовыставки и видиопланшеты, потому что сегодня ветер и трудно держать ее, а так в целом мы будем планировать свою историю казачества. И она будет присоединена к той выставке, которая есть на территории центрального казачьего войска»

На торжественное закрытие планшетной выставки приехало около 500 человек. На протяжении месяца она была наглядным учебным пособием для тех, кто только собирается связать свою жизнь с казачеством. Сегодня эстафетную палочку Тамбов передаёт Воронежу. Проект  будет представлен в 85 субъектах России, а также в 42 странах зарубежья, где проживают казаки и их потомки.

 

———————-

Фестиваль казачьих традиций «Казачья крепость-Красноуфимск 2019»

Фестиваль казачьих традиций «Казачья крепость-Красноуфимск 2019»

Красноуфимск основан в 1736 году в урочище Красный Яр (красивый обрывистый берег) как крепость Красноярская или Уфимская, впоследствии – «Красноуфимская» для защиты уральских заводов от набегов «смутных башкирцев». Население первоначально состояло из вольницы, названной казачеством. Красноуфимская крепость стала центром воеводского управления, имела особую воеводскую канцелярию и принадлежала к Уфимской провинции Оренбургской области.

29 июня в день города Красноуфимск был проведен фестиваль казачьей культуры «Казачья крепость Красноуфимск». Учредителями фестиваля выступили: ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж, Центр патриотического воспитания детей и молодежи при ГБПОУ СО Красноуфимский педагогический колледж», Администрация Красноуфимского городского округа, Отдел культуры ГО Красноуфимск, НО ХКО «Атаманова Гора» ЕОКО «Исетская линия» «Пятый отдел» Оренбургского войскового казачьего общества.

Фестиваль ориентирован на реализацию государственной программы по возрождению казачества на Среднем Урале, возрождение и сохранение народных культурных традиций, развитие и популяризацию прикладного декоративно-прикладного творчества и традиционных воинских состязаний казаков.

Участниками фестиваля выступили гости и зрители Дня города Красноуфимска, казаки, казачки, кадеты ОВКО: НО ХКО «Атаманова Гора», НО ХКО «Красноуфимский (пос.Уфимка), НО ХКО «Артинский».

На площадке фестиваля «Станичная Ярмарка» демонстрировались изделия декоративно-прикладного творчества, картины преподавателей и студентов ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж», проводились мастер-классы с вовлечением зрителей в творческий процесс.

На «Казачьем подворье» была представлена экспозиция казачьего   быта и хозяйствования.

Мастер-класс по владению шашкой (по юношеской программе Федерации «Казарла») для казачьих кадетов провел подхорунжий Поздеев В.А. (НО ХКО «Атаманова Гора»).

Традиционно на подворье выступил победитель Гранта Президента РФ Молодежный ансамбль казачьей песни «Красный яр» (художественный руководитель Муллаярова А.А.).

Украсил программу детский танцевальный ансамбль «Мечта» (руководитель Дворникова И.В.).

Несмотря на ненастную погоду, фестиваль состоялся и доставил удовольствие гостям и жителям города. Участники фестиваля награждены Грамотами и сертификатами.

———————-

Старинные приметы, поговорки и загадки: для волжских казаков провели экскурсию в Волжском краеведческом

Старинные приметы, поговорки и загадки: для волжских казаков провели экскурсию в Волжском краеведческом

Для казачьего городского общества «Станица Верховская» провели увлекательную экскурсию по залам местного музея.

Историк-краевед, в прошлом научный сотрудник музейного комплекса станицы Клетской, потомственная казачка Наталья Елистратова провела для казаков и казачек, а также казачат уникальную познавательную лекцию «Традиции донского казачества. Воспитание молодежи в казачьих традициях, рецепты традиционной кухни».

Она рассказала экскурсантам о казачьих приметах при рождении детей, поговорках и загадках. Присутствующие вспомнили старинные казачьи слова и выражения, которые, к сожалению, уходят из оборотов речи и многие из них забываются.

Взять чугунок ухватом оказалось не так просто. А если в нём будут щи?!

Подобные мероприятия способствуют возрождению традиций и культуры казачества у детей и молодежи, бережному их хранению. А, зачастую, некоторые исторические факты вызывают неподдельный интерес не только у детей, но и у взрослых волжан, искренне считающих себя полноправными наследниками обычаев и традиций казачества.

———————-

В Волгограде прошел вечер памяти писателя Евгения Кулькина

В Волгограде прошел вечер памяти писателя Евгения Кулькина

Вечер памяти поэта и писателя Евгения Кулькина состоялся сегодня в Казачьем театре, и это символично. Потомственный казак, внук двух атаманов, Кулькин посвятил Донскому краю не одну свою книгу.

Вспоминали его сегодня очень тепло. Зал казачьей славы театра с трудом вмещал всех пришедших на вечер. Земляки, родные и близкие литератора говорили о его творчестве, жизни и заслугах, вслух читали его стихи и прозу, рассказывает корреспондент «Волгоградской правды.ру».

Вечер открылся презентацией последней книги Евгения Кулькина «Мания», о которой подробно рассказала сотрудник областной библиотеки им. М. Горького Ольга Назарова.

– Книга написана с эпическим размахом и в самобытном стиле Кулькина. Она рассказывает о грандиозной драме народа во время распада Советского Союза. Издание монументальное, в нем три тома. События разворачиваются в деревне Листопадовка, предположительно, Волгоградской области, в Волгограде и в Москве.

Герои повествования – простые деревенские люди, творческая и руководящая элита, даже Горбачев с Ельциным. Автор с документальной достоверностью воспроизводит приметы конца 1980-х, начала 1990-х. Темы телепередач, новости первых полос и разговоры обывателей того времени хорошо узнаваемы, но главное – Евгений Кулькин с болью сердечной описывает экономический и духовный кризис, в который вверглась целая страна Советский Союз.

Проиллюстрировал книгу известный художник Владислав Коваль, а еще он сделал к юбилею друга памятную медаль.

– Евгений Александрович очень радовался бы сегодняшнему дню, надеюсь, сейчас он незримо присутствует на этой встрече. Ведь он мечтал об этом издании много-много лет, – вспоминает вдова писателя, поэтесса Елизавета Иванникова. – Судьба этой книги непростая и даже в чем-то детективная. Рукопись мы отдали в Москву, но у издателя она непонятным образом пропала. Хорошо, что Евгений Александрович, работая на пишущей машинке, всегда закладывал два листа. И у нас остался второй экземпляр романа.

Заветные тома нового издания с еще хрустящими, пахнущими типографской краской страницами из рук Елизаветы Иванниковой получили друзья и коллеги.

А библиотекари привезли в театр книжную выставку, посвященную творчеству Евгения Кулькина. В Волгоградской «Горьковской» библиотеке, главной в регионе, хранится более 200 экземпляров его произведений, в том числе первая книга его стихов, изданная 59 лет назад в 1960 году. В Союз писателей России Кулькина принимали как поэта, а в дальнейшем появились его прозаические вещи, в том числе повествующие о донском казачестве романы «Хазарань», «Смертный грех» и «Прощеный век».

Своеобразный язык этих текстов с его необычной образностью и народными словечками стал предметом изучения филологов, которые на этом богатом материале защищали свои диссертации.

– Евгений Кулькин в своих романах показывал жизнь страны. Читая его книги, я ловила себя на мысли, что и сама начинаю возвращаться к прошлому своей семьи, к своим корням, расспрашивать близких, задумываться о своем роде. Кулькину удавалось разворошить память и не дать ей застояться в болотце времени, – говорит поэтесса Людмила Киреева. – Евгений Александрович Кулькин и сейчас живет в своих героях и в сердцах своих читателей.

Один из любимых образов в книгах писателя – дождь, редкий гость в сухом климате низовой Волги. Кто-то вспомнил, что прощались с Евгением Кулькиным, провожая его в последний путь, под шум майского дождя. Писатель ушел из жизни 11 мая 2019 года в самый канун своего девяностолетия.

– Мы готовились встретить юбилей любимого автора, но, к сожалению, все сложилось иначе. Теперь главное – сохранить наследие Евгения Кулькина, дать возможность знакомства с ним всем, кто интересуется историей родного края и казачества, – отметил заместитель губернатора Волгоградской области − председатель областного комитета культуры Владимир Попков.

Гости перешли в зрительный зал театра. Погас свет, зажегся экран, с которого на всех посмотрел сам Евгений Кулькин. Он читал стихи, размышлял о своих предках, о судьбе и о деле своей жизни, перелистывал страницы своих многочисленных книг…

Минута молчания. Играет скрипка… Вспомнились слова писателя из его последнего интервью, которое незадолго до своего ухода он дал «Волгоградской правде»:

– Каждый день перед сном я благодарю Бога за то, что дал мне возможность продлить бытие до моего возраста, что избавил в свое время от соблазнов и пристрастий, за которые было бы мне стыдно и муторно, что послал мне прекрасных людей, которыми я горжусь, что даровал мне врагов, которые дали возможность до конца оценить высокую сущность друзей; благодарю я Бога за то, что позволил познать самого себя лучше, чем об этом думают другие. … Многое, что происходило со мной когда-то − сегодня не лишило меня внутреннего зрения. И душа воспринимает и откликается на прошлое с той же открытостью. Может, в этом секрет ее молодости.

Юлия Гречухина

———————-

Казачьи общества в Севастополе получат субсидии на экипировку

Казачьи общества в Севастополе получат субсидии на экипировку

Казачьи общества в Севастополе могут рассчитывать на гранты от городского Правительства.  Постановление о предоставлении субсидий принял в понедельник губернатор Дмитрий Овсянников. По словам директора Департамента общественных коммуникаций Глеба Шагуна, власти выделят деньги казакам на покупку новой экипировки и страховое обеспечение. Он отметил, что такое решение принято после правовой и антикоррупционной экспертиз.

ГЛЕБ ШАГУН, директор Департамента общественных коммуникаций Правительства Севастополя:«Рассматриваемый проект постановления Правительство закрепляет правовые основания для обеспечения членов казачьих обществ личной и групповой экипировкой, техническими средствами, а также осуществления страхового обеспечения членов казачьих обществ, которые несут государственную и иную службу».

…………………………….

35 лет актеру Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра Андрею Григорьеву

Возраст — это всего лишь цифра в паспорте, которая не всегда является определяющим фактором человеческой мудрости. Другое дело — жизненный опыт. Мудрость приходит не с  количеством прожитых лет, а с теми событиями, которые человек переживает в своей жизни.
Актеру Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра Андрею Григорьеву 1 июля исполнилось 35 лет. Возраст замечательный. Все еще впереди. Но глубина его мыслей поражает мудростью, казалось бы, не по годам. Впрочем, давайте знакомиться…
— Андрей, 35 лет — это какой этап в Вашей жизни?
— Осмысленный. Гораздо интереснее, чем молодость.
— Сколько лет Вы уже служите в театре?
— В день моего 35-летия, 1 июля, исполнилось ровно 17 лет. В 18 лет я пришёл в Казачий театр с паспортом и чистой трудовой книжкой.
— Стать актером мечтали с детства?
— Нет, это чистая случайность. Как-то оказался в одной компании с артистами Казачьего театра. Они рассказали, что в театре набирается студия, в которой будут обучать азам актерского мастерства, сценической речи и движениям. Я как раз провалил экзамены в институт, год был свободный, решил ради интереса походить. В итоге зацепило так, что остался в этой профессии навсегда.
— То есть, ни о какой семейной династии речь не идет?
— Нет. Мои родители, дяди, тети – все работали на тракторном заводе. Бабушка приехала восстанавливать Сталинград, родила семерых детей, все они работали на заводе, их дети тоже. А я этого не хотел.
— Удивили родителей своим решением?
— Конечно. Но они всегда были на моей стороне, какие бы решения в жизни я не принимал. К сожалению, родители рано ушли из жизни.
— Вас взяли в театр, можно сказать, со школьной скамьи?
— Да, Владимир Иванович Ляпичев, в то время художественный руководитель и директор театра, взял меня в труппу после студии, вообще без образования. Потом он набрал курс в нашем институте культуры, где и мне посчастливилось учиться. Я очень признателен ему за это. Вообще, надо отдать должное, все коллеги воспитывали меня, как сына, как родного и близкого человека. Не было никакого пренебрежения или высокомерия. В любой момент я мог обратиться за советом и всегда его получал.
— Коллектив часто играет важную роль в судьбах людей…
— Да. И я уверен, что у нас самый лучший коллектив. Были времена, когда я собирался уходить из театра, например, когда были маленькие зарплаты, на которые жить было невозможно. И не уходил только из-за коллектива, из-за людей, которые здесь работают.
— Вы хотели уйти из театра?
— Да такое бывало. Выхожу после отпуска, на первом собрании слышу: «В этом сезоне у нас всё будет по-другому». Всё! Я понимаю, что готов уволиться. Но я никогда не смогу монотонно работать в офисе с 8 до 17 и благодарю Бога за свою работу, где каждый день не похож на предыдущий.
-Кого Вы считаете своим учителем в профессии? 
— Вы знаете, я навсегда запомнил слова моего первого учителя по актерскому мастерству Анатолия Ивановича Трусова, Заслуженного артиста Российской Федерации: «Мне не важно, какими вы станете актерами, мне важно какими вы станете людьми». Эта фраза стала для меня определяющей. А вообще в жизни у меня много учителей, которым я безмерно благодарен: это Владимир Ляпичев, режиссеры Владимир Тихонравов, Алексей Серов и Владимир Морозов. От каждого из них я старался взять что-то в копилку своего опыта. И, конечно же, я очень признателен директору нашего Казачьего театра Андрею Евгеньевичу Зуеву. В самых сложных ситуациях он поддерживал меня так, как никто другой.
— Андрей, не считали, сколько ролей Вы сыграли?
— Недавно нашёл свой репертуарный лист до 2014 года. Мне стало интересно дополнить его сыгранными сейчас ролями. В итоге получилось более 60 ролей. Конечно, там есть и главные роли, и роли второго плана, все они любимые.
—  Совсем недавно театр представил спектакль «Собачье сердце», где Вы играете одну из главных ролей – доктора Борменталя. Насколько она значима для Вас?
— Она жутко интересная. Вообще, честно говоря, я Булгакова побаиваюсь. Мистификация и всё такое. Со мной в паре эту роль репетирует Сергей Ячменёв. Роль большая, играем мы с ним абсолютно по-разному. Но надо отдать должное режиссеру Владимиру Тихонравову, который Сергею позволяет работать в его ключе, а мне — в моём. И что самое интересное – в целом спектакль не меняется.
— Пожалуй, визитной карточкой Казачьего театра является спектакль «Тихий Дон», в котором задействована вся труппа театра. Вы играете Степана, это был Ваш выбор?
— Нет, я предлагал себя на роль Мишки Кошевого. Но Владимир Владимирович предложил мне роль Степана, и я ни разу не пожалел об этом.  Степан – очень сильный человек. Когда я ставлю себя на его место, понимаю, как трудно ему было. Я бы не выдержал, всё бросил и уехал, что, по сути, он потом и сделал. А Степан терпел и, что самое интересное — он жене сочувствовал… Какой характер! Какие сильные были люди!
— Спустя 17 лет, наверняка сложностей в профессии уже не возникает?
— Конечно, возникают! Порой кажется, что играешь так классно, просто нереально, а выходишь в антракт, и режиссер говорит, что его это не устраивает! Ты думаешь: как же так?  Ведь на репетициях играл так же, и все было хорошо! Это как холодный душ. А иногда бывает наоборот: тебе не нравится, а режиссер доволен: «Играешь, как по нотам». Из-за таких непредсказуемостей я еще больше люблю свою работу.
— Андрей, а какой Вы вне театра?
— Я очень люблю свой дом. Я отработал спектакль, никуда не захожу, приезжаю домой и всё — лучшего места для меня нет. Еще я совершенно не переношу жару и очень люблю воду – это моя стихия в любом состоянии: фонтан, озеро, река. Если на улице дождь — я стою на балконе. Если снег — я одеваюсь и иду гулять. Даже, если попадаю в ливень, я никогда не злюсь, наоборот, замедляю шаг, иду медленно. У меня даже заставка на телефоне – капельки.
— Андрей, я знаю, что Вы с Вашей женой Мариной любите животных?
— Да, у нас живут кошка и кот. Вообще у меня была собака, мой преданнейший друг, который жил со мной 13 лет. Бонифаций, так его звали, был всегда со мной: когда не стало родителей, когда я переезжал в свою квартиру. И что самое удивительное – он умер, через месяц после того, как я женился. Как будто передал меня в надежные руки. А у жены такая же история произошла с котом… Как-то раз я увидел котенка под лавочкой,  купил ему еды, постелил салфетку, а он так деликатно начал с нее есть, что я, не раздумывая, сказал: «Пошли домой». Так у нас появилась кошка Серсея. А чуть позже мы купили Маркуса. Я очень люблю имя Марк, и не знал, куда его применить, кого так назвать. И вот когда я увидел объявление, что продается котенок Маркус, сразу же понял, что это наш котенок. Мы с женой поехали за ним на такси в другой конец города, не смотря на то, что было часов 10 вечера. И отдали за него практически последние деньги. Сейчас это наши члены семьи.
— Вы очень сентиментальный человек?
— Да, и это мне мешает жить. Если по телевизору показывают, что кому-то собирают деньги на лечение, я обязательно перечислю. Если по телевизору показывают какие-то душераздирающие новости, я могу и слезу пустить, правда, отворачиваюсь, чтобы жена не видела. Мне ужасно жалко всех бабушек, которые сидят на жаре, на холоде, продавая что-то выращенное своими руками. Мне хочется всем помочь.
— Андрей, какие у Вас планы на ближайшее будущее?
— Вы знаете, после определенных событий в своей жизни, я не строю никаких планов. Я  понял, что у людей не так много времени, как кажется. Вроде бы позавчера только было 25, а сегодня уже 35 лет. И я чувствую, что стал чересчур взрослым, потому что вижу, как  молодые люди что-то не так делают, просто прожигают драгоценную жизнь. Раньше я этого не замечал, но это до поры до времени, пока жизнь не ударила. И теперь я начал ценить время. Иногда смотришь, как пролетают одна секунда за другой и становится страшно…
— Чем Вы гордитесь?
— Я рад, что у меня есть любимый дом семья, любимая работа. Я очень благодарен друзьям, которые так много для меня делают. И так как я человек верующий, я за всё, что со мной происходит, за каждый этап в жизни благодарю Бога. Если ставится пьеса, дается роль, а потом эта роль совместно с партнерами и режиссером получается, я говорю: слава Богу!
— Андрей, от имени читателей нашей газеты, поздравляю Вас с Днем рождения! Успехов Вам в творчестве, в личной жизни! Сохраните в себе такую хрупкую и чуткую душу, как можно дольше. Сегодня такие люди, как Вы – большая редкость…
Беседовала Светлана ЖДАНОВА
Фото Сергея ПУЧКОВА.

———————-

Выставку Казачьей Славы открыли в Горячем Ключе

Выставку Казачьей Славы открыли в Горячем Ключе

В Горячем Ключе не так давно открылась выставка «Горячий Ключ – колыбель возрождения казачества Кубани». Как рассказывает атаман Горячеключевского РКО Василий Аникеев, выставку с удовольствием посещают и местные школьники, и взрослые. Именно здесь они узнают о том, как возрождалась история народного казачьего движения в районе в 1990-2000-е годы.

«Гордость выставки — шашка и насека первого атамана станицы Ключевой Суворина, — рассказывает казачий батька. — Насека — это символ гражданской власти атамана. Несколько лет назад экспонаты нашли при ремонте в старом доме Горячего Ключа. Я эти раритеты выкупил и оставил у себя в надежде когда-нибудь создать музей. Сегодня эти уникальные предметы старины могут увидеть все желающие. Страшно себе представить, сколько вражьих голов сокрушила атаманская шашка, берёшь её в руки и трепет охватывает душевный».

Еще один интересный экспонат – нагайка первого поселенца станицы Бакинской Алексея Шишикина. Ее передал в дар музею его потомок подъесаул Николай Шишкин.

Экскурсии по выставке проводит научный сотрудник городского исторического музея Юлия Лысенко.

Девушка с гордостью показывает исторические фотографии. На них изображены как атаманы станиц района, так и простые казаки, которые участвовали в возрождении казачества.

«19 июля 1990 года в доме по улице Зеленой города Горячий Ключ первая группа потомков казачьих семей собралась на свой первый, после 70-летнего перерыва, Большой Круг, — вспоминает атаман Аникеев. — Тогда пришло 24 казака, которые решили организовать общество для совместной работы на благо родного края».

Так появилась первая официально зарегистрированная казачья организация в Горячем Ключе под названием «Кубанская казачья ассоциация». На круге атаманом был избран Валерий Каюда.

«К слову сказать, казачье общество, созданное на тот момент было единственным в крае», — рассуждает Василий Аникеев.

После рассмотрения организационных вопросов казаки избрали делегатов на первый Всероссийский казачий съезд.
После съезда в столице количество членов общества стало расти. Уже в сентябре 1990 года возродилось Саратовское казачье общество, а к весне 1991 первичные организации были созданы почти во всех населенных пунктах города.
Так, казак Валерий Каюда после избрания атаманом Кубанской казачьей ассоциации занимает эту почетную должность по сей день. Несмотря на свой возраст, а ему уже за 70 лет, батька подтянут и подвижен, сообщается на официальном сайте Кубанского казачьего войска.

———————-

Казаки ДФО отметили юбилей войска на Большом круге

Казаки ДФО отметили юбилей войска на Большом круге

130-летие образования Уссурийского казачьего войска (УКВ) отметили во Владивостоке в субботу, 29 июня. На Дальнем Востоке численность воинов с шашками превышает 5 500 человек. От каждой сотни казаков в столицу Дальнего Востока прибыли по два делегата. Встреча проходила в стенах администрации края. Об этом сообщает «Приморская газета».

На Большой казачий круг прибыли представили со всего дальневосточного федерального округа: Якутское окружное казачье общество — «Якутский казачий полк», Отдельский Камчатский казачий округ, Приморское отдельское (окружное) казачье общество, Амурское окружное казачье общество, Колымское окружное казачье общество, Сахалино-Курильское окружное казачье общество, Средне-Амурское окружное казачье общество.

От имени заместителя председателя правительства России, полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева с приветственной речью перед делегатами выступил представитель полпредства.

Перед Большим кругом прошел Совет атаманов казачьих обществ

 

— Войско живо, пока в нем есть люди, которые болеют казачьим делом. И для которых общее стоит значительно выше, чем личное. Я  наблюдал, как возрождалось войско в 2011 году. И хотел бы сказать отдельные слова благодарности тем атаманам, которые приложили огромные усилия, чтобы войско стало таким, каким мы его видим сегодня, — отметил он.

По поручению губернатора Приморского края с поздравлением к казачьему обществу обратился заместители руководителя аппарата администрации Приморского края Василий Масюк. Пожелав здоровья и счастья все казачьим семьям, он выразил надежду, что и в дальнейшем УКВ будет способствовать процветанию региона и всей России в целом.

Перед внесением знамен Уссурийского казачьего войска

 

— Казаки сыграли большую роль в истории Приморья. Когда первые переселенцы приехали сюда, казаки помогали им осваивать новые земли. И это очень ценно, так как сегодня территорию Приморского края населяют порядка 200 национальностей и народностей. Все они живут в мире и дружбе, — отметил Василий Масюк.

В 2019 году в  Приморье разработают закон, предусматривающий меры поддержки казачьих войсковых объединений. По мнению Олега Кожемяко, в крае следует принять закон в поддержку казачества.

Все 130 лет Русская православная церковь поддерживает казачество, являясь духовным пастырем воинства. На фото (слева на право): войсковой священник Уссурийского казачьего войска Константин Насин, епископ Уссурийский Иннокентий, послушник Владивостокской епархии Кирилл.

 

Напомним, свою историю Уссурийское казачье войско ведет от сформированного на основании Положения об Амурском казачьем войске 1860 года Уссурийского казачьего пешего батальона. Процесс возрождения казачества в России, в том числе Уссурийского, начался в 1990 году. В настоящее время Уссурийское войсковое казачье общество располагается на территории восьми субъектов ДФО.

Вадим Кочугов

———————-

Казаки Екатеринодарского РКО побывали в пешем походе

Казаки Екатеринодарского РКО побывали в пешем походе

 

Казаки Екатеринодарского районного казачьего общества побывали в пешем походе в Северском районе.

Всего в поход отправилось более 20 казаков Екатеринодарского РКО, так же вместе с казаками в пеший поход отправился священник храма Иоанна Крестителя отец Илья. Не смотря на очень протяженный маршрут, который составил 23 километра, казаки без труда преодолели его, останавливались на привалы и несли крест поочередно. До конечной точки маршрута казаки добрались чуть меньше чем за два дня, на протяжении всего похода казаки продемонстрировали очень высокие навыки ориентирования на местности и спортивного туризма.
После установки поклонного креста прошел молебен, как пишет официальный сайт Кубанского казачьего войска. В летний период казаки Екатеринодарского РКО часто отправляются в пешие туристические походы, куда порой берут казачат из казачьих классов города Краснодара.

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *