Сибирское
Казачество
28 сентября 2019 Просмотров: 152 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Праздник Воздвижения Креста Господня \ Полагайте Христа фундаментом жизни

Праздник Воздвижения Креста Господня

Праздник Воздвижения Креста Господня

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, отмечаемый 27 сентября, установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Католическая церковь празднует Воздвижение Креста Господня 14 сентября.

———————-

 

Полагайте Христа фундаментом жизни

Полагайте Христа фундаментом жизни

РОССИЯ ПЕРЕЖИВАЕТ СЕЙЧАС НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ. ПОЛИТИКА ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ ЗАСТАВЛЯЕТ НАС ОБОРОНЯТЬСЯ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ И ТВЕРДО СТОЯТЬ НА СТРАЖЕ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ. ДЛЯ ЗАЩИТЫ РОДНОГО ОТЕЧЕСТВА МАТЕРИ ДОЛЖНЫ РАСТИТЬ СИЛЬНЫХ, УМНЫХ И ВЕРУЮЩИХ ДЕТЕЙ. О СВОЕМ ОПЫТЕ ВОСПИТАНИЯ детей, ПАСТЫРСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАССКАЗЫВАЕТ НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА ПРИ МОСКОВСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА, ВОЙСКОВОЙ СВЯЩЕННИК ЦЕНТРАЛЬНОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА, ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ УВД ЮГО-ВОСТОЧНОГО ОКРУГА столицы, МНОГОДЕТНЫЙ ОТЕЦ ИЕРЕЙ МАРК КРАВЧЕНКО

Отец Марк, расскажите, пожалуйста, о своем детстве, о родителях.

Я, Божией милостью, родился в советские годы в семье священника, что, конечно, наложило отпечаток на всю мою жизнь, определило воспитание, которое дали родители. Нас в семье три брата, и росли мы в среде, отличной от той, в которой жили наши одноклассники: мы не были ни октябрятами, ни пионерами, ни комсомольцами также, как отец и дед. Конечно, то, что ты «белая ворона» в классе, влияет на характер, налагает определенную черту, которая, как струнка в жизни, подтягивает тебя и укрепляет. Были различные стычки, драки, но это закаляло наши характеры. Вера и любовь к Богу и ближнему не позволяли нам озлобляться.

С детства мы видели пример отца и матери. Мать у меня закончила два института, но на работу ее не взяли – из-за того, что она была женой священника. Как можно попадью взять в трудовой коллектив? Хотя моя мать была специалистом по программному обеспечению компьютеров, и в таких специалистах тогда очень остро нуждались. Но она, в основном, занималась хозяйством и воспитанием детей.

Отец служил, всегда был востребован. Ему от советской власти досталось много лишений и скорбей, но все это с Божией помощью было преодолено. Можно рассказать много интересного о священнической жизни отца, в том числе связанного с нашим детством.

Главное воспоминание – это ожидание отца после службы. Он исповедовал людей по два-три часа. Священников в годы перестройки не хватало, поэтому крестили за один раз по сто, сто пятьдесят, двести человек! Сейчас я даже не представляю себе, как двести человек крестить одновременно!

Одним из серьезных, сложных периодов в жизни моего отца был раскол во Владимиро-Суздальской епархии. Архимандрит Валентин создал свою, как шутили священнослужители, «свободную от Бога церковь». Отец ездил в Суздаль и проводил беседы с прихожанами, объясняя, чем страшен раскол в Церкви. Все это происходило на наших глазах. Сейчас отец служит в Гусь-Хрустальном Владимирской области, восстанавливает разрушенный Свято-Троицкий храм. При приходе действует духовно-просветительский центр, работает воскресная школа для детей и взрослых. Все лучшее, что видим у отца, мы привносим в свои приходы.

Старший брат служит в Москве и строит храм на Кетчерской улице по программе «200 храмов». Младший брат служит во Владимирской области в Ковровском благочинии.

Батюшка, кто еще из священников, кроме отца, повлиял на Ваше духовное становление?

Господь сподобил нас увидеть многих священнослужителей, носителей целой эпохи, можно сказать, представителей ценнейшего архива церковного. Прошедшие лагеря, ссылки, тюрьмы, они общались с людьми святой жизни, с будущими новомучениками. Мы увлеченно слушали их рассказы об исповедничестве, мученической кончине за веру Христову и это вызывало у нас, детей, благоговейный трепет.

Семьей мы часто приезжали в гости к благочинному Вязниковского района отцу Лонгину (Тарановскому), который отсидел в лагерях за веру не одно десятилетие. Его рассказы для нас, мальчишек, были очень назидательными, увлекательными, и каждый задумывался: а в чем я готов подражать? А смог бы я в таких обстоятельствах выдержать, пострадать за Христа? Не отречься от Бога? Еще детство связано с отцом Вениамином (Румянцевым) из Гороховца, к которому наша семья ездила на исповедь, с отцом Наумом (Байбородиным) из Троице-Сергиевой лавры. Примеры жизни этих батюшек были для нас весьма назидательными.

Во время обучения в семинарии и академии Господь сподобил меня быть рядом с отцом Кириллом (Павловым) и проходить у него ставленническую исповедь перед рукоположением в диакона и во священника. Отец Кирилл – пример еще более значимый. Батюшка для всех нас был легендарной личностью, не только как защитник Сталинграда, но и, что самое главное, как защитник России Духовной. Он поддерживал многих людей в годы гонений, вдохновлял их. Ну, а для меня батюшка был добрым пастырем, утешающим во многих трудностях, путеводным маяком, помогающим избегать столкновений в житейском море с подводными камнями, от которых можно было пострадать. Достаточно было батюшку не послушаться всего один раз, и жизнь пошла бы совсем другим путем. Заслуга духовника в том, что он указывает путь ко Христу, при этом не заслоняя собой Христа, помогая не сбиться в том жизненном крестоношении, к которому каждый из нас призван. Пример батюшки будет жив для нас и для наших детей и поможет быть ближе к Богу и сохранить себя в Церкви Христовой.

Отец Марк, какие были самые яркие, запомнившиеся события в начале Вашего пастырского служения?

Каждый священник в первую очередь отмечает день духовного рождения, когда он становится диаконом, пресвитером. Это самое запоминающееся событие, потому как происходит твоя Пятидесятница. Все мы, священнослужители, переживали это один раз в жизни, и можем засвидетельствовать, что этот день непростой. Непростой, потому что ты становишься служителем алтаря Божия, Престола Божия. Это страшная, величайшая ответственность, которая лежит на каждом из нас. Сам человек эту ответственность понести не может, но лишь благодаря Божественной благодати, о которой говорится в молитве во время Таинства Рукоположения, что сообщается «благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Укрепляясь Духом Святым, каждый из нас совершает таинства у Престола Божия. Невозможное становится возможным. Ведь люди идут к священникам не с радостью, а со скорбями и множеством грехов. И если бы служение священника было основано лишь на человеческом, физическом труде, то никто бы этого не выдержал.

Люди приходят на исповедь, за советом, и, если мы просим у Бога помощи и молимся внутри себя, Господь через нас дает тот единственно верный ответ, который нужен человеку. Это самое важное в жизни каждого священника. Потом приходят и говорят: «Батюшка, спасибо, Вы посоветовали…», и остается только сказать: «Слава Богу, Господь помог, открыл!» Это заслуга Божественной благодати, передающейся испокон веков, свидетельствующей об истинности Церкви и дошедшей до нас от Христа и Его учеников. За каждый день благодаришь Бога, радуешься, что день прожит не зря, удалось кому-то помочь, и ты горишь, как свеча, и освещаешь пространство не напрасно. Людей в храме становится больше, они просыпаются от греховного сна, меняют свою жизнь. Это дает надежду на будущее, страна в целом потихоньку возрождается.

Батюшка, расскажите, пожалуйста, о своем знакомстве с матушкой. Кто-то повлиял на Ваш выбор? Кто благословил Ваш брак?

Ответ на этот вопрос местами даже смешной. Сразу вспоминается, как отец рассказывал нашему старшему брату, третьекласснику, как надо выбирать себе жену, а мы, маленькие, внимательно слушали. Отец заставлял нас читать жития святых и пересказывать их. Потом делать выводы, почему именно так, а не иначе происходит в жизни того или иного святого. Понуждал нас разбираться в жизни: как выбирать друзей, жену.

Этот вопрос вызвал у меня улыбку, потому что ни в школе, ни в семинарии я не давал волю чувствам. Были девчонки, которые мне нравились, но я уже в те годы знал, что надо смотреть на родителей девушки, на всю семью в целом, потому что менталитет семьи, воспитание, которое дали девушке в родительской семье, будут влиять в дальнейшем на всю нашу жизнь. Женившись, приобретаешь не только жену, но и ее родственников. Поэтому, помня советы родителей, их рассказы о своем знакомстве, я до женитьбы особо ни с кем и не встречался.

Первое, на что я обращал внимание: девушка – верующий человек или неверующий. Я с детства понимал, что хочу стать священником, в подражание благому примеру своего отца. В годы семинарии я нес послушание в смешанном хоре, где пели вместе семинаристы и девушки, обучающиеся в регентской школе. Естественно, там с выбором было сложнее, чем в школе. В школе понятно: все неверующие, выбирать некого. А здесь надо было приглядываться серьезней. Но по поводу своего выбора я не переживал, потому что знал, что есть старцы, у которых можно спросить благословение.

Мой отец брал благословение на брак у отца Иоанна (Крестьянкина). Во Владимире был юродивый старец Георгий, с которым я советовался. И ходил он в храм святого князя Владимира, где отец был настоятелем. Обращаться к блаженному Георгию меня благословила петербургская странница Любушка Сусанинская.

Старец Георгий говорил одно-два слова, и все было понятно. Если сказал, что «пешка», значит – человек пустой, ненадежный, и продолжать общение с ним не стоит. Когда мы к нему обращались за советом, понимали, что он помолится и подскажет правильное решение. Поэтому я приезжал к нему на каникулах и спрашивал: «Георгий, а можно мне с этой девушкой познакомиться?» Он говорил: «Не надо», добавляя иной раз какие-то слова. Причем, естественно, я ему не рассказывал подробностей, но он мог сказать: «Теща плохая. Жить с женой не сможешь из-за тещи».

Наконец, когда я приехал в четвертый или в пятый раз и снова спросил: «Можно ли познакомиться?», блаженный Георгий рассмеялся и ответил: «Можно». Услышав ответ, я был даже удивлен. При этом понимал, что прийти спросить у старца – это одно, а вот сможешь ли выполнить совет – это уже вопрос другой и, может быть, даже более важный. Ведь речь шла о выборе самого близкого и дорогого человека.

Получилось так, что, учась в семинарии, я подружился с братом моей будущей жены Сергеем, который сейчас служит в Храме Христа Спасителя. Тогда он иподиаконствовал у патриарха Алексия, а я был келейником и иподиаконом у владыки Арсения, митрополита Истринского. Позднее Сергей познакомил меня со своей мамой, моей будущей тещей.

Теща моя, жена ныне покойного протоиерея Геннадия Куксова, всю жизнь, с детства, ездила к отцу Кириллу (Павлову), а я тоже у него окормлялся. И вот однажды произошло событие, запомнившееся не только мне, но и монахиням, которые несли послушание у батюшки. Когда мать моей будущей жены приехала в очередной раз к батюшке, он воскликнул: «Вот! К Марку Ивановичу теща приехала!» Будущая теща моя стушевалась, но восприняла это как благословение. Как любой верующей матери, ей хотелось, чтобы было благословение старца и духовника на создание семьи.

Получается, Вы «влились» в семью заранее?

Да, «влился» сначала в семью родительскую, а потом познакомился с Натальей. Знакомство было такое. Она приехала из Пскова, где тогда училась, и хотела меня поцеловать в щеку, как друга брата и семьи. А я пошутил, сказав, что целоваться будем после свадьбы. На что была бурная, смешная реакция. В итоге, все переросло в нечто большее, и мы, получив благословение, поженились.

Батюшка, Вы – многодетный отец. Расскажите, пожалуйста, о своих детях.

Детей у меня восемь всего. Из них один малыш, Георгий, у нас умер. Старшему сыну 17 лет. В этом году он поступил в семинарию, в Троице-Сергиеву лавру. Там учились его дед, дяди, отец. Для него учеба в том же самом учебном заведении – и радость, и груз. На нем лежит ответственность – «не стать хуже». Дочка Варвара учится в колледже. Коля, Миша, Сережа – школьники. После них у нас был младенец Георгий, который после двух операций на сердечке умер в возрасте полутора лет. Потом идут Илюша и Таня. Таня самая младшая, ей 4 года. Всего у нас две девочки и шесть мальчиков.

Каковы, на Ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семье?

Для детей всегда важен пример родителей. В семье дети являются лакмусовыми бумажками. Что им родители привили, дали, то они и получили. Иногда в народе говорят, что воспитание ребенка начинается с бабушки. Не только с бабушки. Многое начинается с зачатия ребенка. Все грехи и страсти, которые родители не победили в себе, передаются детям. Детям придется с этими душевными недостатками бороться. Для нас с супругой очень важна была наша духовная жизнь, ответственность за то, чтобы с детьми все было в порядке. Дети за нами смотрят, подглядывают, будут повторять то, что мы делаем.

Самое главное, что мы стараемся привить детям – это вера и страх Божий. Если не будет веры, то не будет и страха Божия. Если у человека с детства было понимание ответственности перед Богом, было богобоязненное, хотя бы временами, житие, то он, даже если оступится и упадет в жизни, встанет и пройдет тот жизненный путь, который каждый христианин должен пройти.

Нужно научить детей уже с детства отвечать за свои поступки, чтобы они понимали, что выбор – за ними, и ответственность за этот выбор – на них. Этот выбор очень ответственный, ведь даже маленькие ошибки могут привести к тяжким последствиям.

Внушаем, чтобы дети всегда говорили правду, даже если она будет горькой. Приходится много беседовать, объяснять, почему нельзя, к примеру, даже мелкий грех совершать. Понятно, что каждый из нас совершает мелкие грехи, но когда человек знает, где грех, а где добродетель, он будет стремиться к той духовной чистоте, к которой каждый из нас призван.

Детям сейчас предстоит бороться не только с телевизором, как это было в советские годы. Им стало доступно то, чего мы никогда не видели. Ребенку ежедневно приходится себя в чем-то ограничивать. Например, в сладком, которое сейчас является химической продукцией и вредит здоровью. В духовной жизни то же самое, много «химии», много всего завуалированного, безнравственного, даже мультики и кинофильмы для детей стали глупыми, не имеющими смысла, по сравнению с теми кинофильмами, мультфильмами, которые создавались в советские годы. Тогда еще мы доедали духовный хлеб предков. Остатки нравственности, невзирая на даже богоборческий и безбожный период, проглядывают во всех мультфильмах советского периода.

Батюшка, как ограничивать детям просмотры телевизора и интернета?

Мы пользуемся советом отца Вениамина. В связи с приближением празднования тысячелетия Руси по телевизору стали показывать фильмы о Церкви, о вере, и наш отец собрался покупать телевизор (до этого он слушал радиоприемник). Отец Вениамин дал по этому поводу замечательный совет: «Да, купить телевизор можно, и смотреть можно, но не больше, чем молились Богу в этот день». Детям можно телевизор посмотреть или в компьютер поиграть (в какие-то развивающие игры или исторические), но опять же не больше того времени, что молились Богу. Учишься ценить время. Потому что просидеть перед телевизором одну серию или две – это быстро, а вот помолиться столько же Богу… Конечно, они не сидят с секундомером у компьютера, но им понятен сам принцип.

Что ценное и важное еще Вы прививаете детям?

Стараемся им привить, чтобы ценили жизнь, ценили время как дар Божий, когда мы можем сделать что-то полезное для себя, для близких, для Отечества. Мы с супругой молимся за детей, и они молятся за нас, особенно в трудные периоды жизни. Смерть нашего младенца, его предшествующая болезнь наложили на детей отпечаток. Они помогали нянчиться, было тяжело, иной раз, может быть, даже роптали, но потом, когда малыш умер, столкнулись с тем, что время уже не вернуть, и прощения уже не попросить… Для них было большим потрясением, что маленького младенца, братика больше нет. Это урок, насколько надо друг друга ценить и любить. Дети приходят к нему на могилку, молятся за него и просят, чтобы он похлопотал у Бога.

К сожалению, сегодня компьютерные игры учат убивать. Детей обкрадывают, изначально формируя некую аморфную личность, для которой нет ничего святого, и у которой нет устремления в будущее.

Отец Марк, с какими сложными проблемами воспитания чаще всего сталкиваются современные родители?

Проблемы есть двух категорий: духовные и материальные. Материальные мы испытываем одни и те же: накормить, дать образование, которое с каждым годом обходится дороже. И чем больше семья, тем больше ответственность. Но, как говорят, воспитай первого, за ним потянутся остальные дети. Проблема современных родителей заключается в том, что многие женщины не имеют возможности заниматься воспитанием детей, перекладывают дело воспитания на других: учителей, воспитателей. И возникает вопрос, кто вообще занимается воспитанием твоего ребенка? В школе, мы знаем, сделали акцент на образовании, и воспитанием заниматься не хотят. Дедушки, бабушки часто живут обособленно, общение с внуками и детьми происходит эпизодически. Ребенок воспитывается интернетом, а правильно пользоваться им родители ребенка не научили. По этой причине происходят те трагедии, свидетелями которых мы становимся. Детки попадают в ненормальные группы, виртуальные пространства, где им навязывают сатанинские идеи, доводящие до самоубийств. Родителям нужно отслеживать, чем дети занимаются в интернете, в каких группах состоят в соцсетях. Это не должно иметь характер полицейского надзора, но ребенок должен понимать, что родители к нему неравнодушны. Неравнодушно и он должен относиться к родителям.

Интернет-среда предлагает ложную трактовку истории нашего Отечества, мировой истории, истории религий. Дети могут набраться этой лжи, которая потом выведет не только на баррикады, но и сделает детей богоборцами. Родители должны очень внимательно относиться к той жизни, которую предлагает виртуальная реальность во всех ее проявлениях. Нужно внимательно воспринимать слова, высказывания своих детей, которые могут насторожить и свидетельствовать о том, что ребенок попал под чужое влияние, в какую-то зависимость. Сейчас в интернете и наркотики распространяются. Как показал случай в Керчи, подросток имел определенные увлечения в интернет-пространстве, которые довели его до массового убийства и самоубийства. Нельзя воспитание своих детей – то, что было нам Богом доверено испокон веков – перекладывать на других.

Батюшка, расскажите, пожалуйста, немного об истории храма святого равноапостольного князя Владимира. Как при нем растут и окормляются кадеты?

Я был поставлен настоятелем храма-часовни, вмещавшего всего 50 человек, который был устроен для духовного окормления кадетов тогда еще казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова. Сейчас мы окормляем не только кадетов, но и всех местных жителей.

Примечательный факт: сначала храм хотели именовать в честь Покрова Пресвятой Богородицы, но впоследствии он был освящен в честь равноапостольного князя Владимира. В свое время кадетский корпус хотели закрывать из-за недостатка финансирования. Возник вопрос, кто возьмет шефство над корпусом для того, чтобы он существовал дальше. В результате, внутренние войска, ныне Росгвардия, в лице Виктора Золотова, взяли шефство над нашим училищем, тогда еще корпусом. Это повысило статус учебного заведения, и оно получило достойное финансирование. Училище теперь у нас Президентское, это более высокий статус и уровень и для преподавателей, и для кадетов.

Самое интересное, что покровителем внутренних войск является святой равноапостольный князь Владимир! То, что сокрыто для людей, было известно Богу! Храм был именован в честь того небесного покровителя, который уже тогда заботился о наших кадетах.

Ребята проходят обучение с 5-го по 11-ый класс. Как в школе-интернате, проживают в училище всю неделю, кроме воскресенья, когда они отбывают из расположения училища домой. Они учатся здесь постоянно, им выдается форма, дисциплинирующая молодых ребят, проводятся занятия по строевой подготовке. Клирики нашего храма преподают духовные дисциплины, проводят встречи с кадетами, ребята узнают все необходимое о православной вере, посещают Божественную Литургию, исповедуются и причащаются.

Поступить в училище при конкурсе, иногда доходящем до 60 человек на место, и учиться здесь не просто. Конечно, приоритет отдается детям сотрудников Росгвардии, из семей военных, семей погибших сотрудников.

Детей военных сразу видно. Они отличаются большей дисциплиной, ответственностью, по сравнению с детьми из семей гражданских. Но, в целом, все здесь подтягиваются, стараются, учатся. Ребята поступают на учебу уже со своими интересами, которые могут дальше успешно развивать. В училище есть свой оркестр, кадетский хор, занятия бальными танцами, борьбой.

Кадеты ежегодно участвуют в военном параде 7 ноября на Красной площади, также принимали участие в конном походе, посвященном войне 1812 года, ездили в паломнические поездки, посетили родину М.А. Шолохова. В этом году кадеты в первый раз участвовали в военном параде на Красной площади 9 мая.

Заботами Владимира Борисовича Зотова, тогда префекта Юго-Восточного округа, была создана замечательная библиотека. Детям в училище дается разностороннее образование и воспитание.

Отец Марк, сегодня среди подростков очень остро стоит проблема сквернословия, оно стало почти уже нормой. Какова причина такого явления?

Причина кроется во взрослых. Приходится признать тот факт, что в советские годы люди не позволяли себе ругаться при женщинах и детях даже в пьяном состоянии. У мужчин в те годы было понятие о благородстве, причем независимо от их происхождения. Люди даже друг друга одергивали, я это помню. А сейчас что произошло? Людей приучили к греху. Установка «все так живут» опускает человека до такой низости, что у него не остается ничего святого, этой психологической установкой можно оправдать все, что угодно. И мы видим, как с молчаливого согласия многих творятся в мире беззакония. В общественном транспорте сквернословам боятся сделать замечание, или не хотят… Дети это слышат и впитывают. Приходится объяснять, что эти слова имеют нехороший смысл и тот, кто этими словами ругается, будет наказан Богом. Самое главное, чтобы подросток понимал, что слово – это дар Божий, что Бог Словом мир сотворил, что слово – это энергия, имеющая огромную силу и огромное влияние.

Если бы мы не были теплохладными в вере, этого безобразия не было бы.

Люди чаще всего приходят в храм только на Пасху и на Крещение – освятить куличи, вербу, взять крещенской воды. А еще больше тех, кто был крещен, и дай Бог, если будет отпет. А остальная жизнь где? Она прошла мимо. В детстве пронесли мимо храма. Родители не воспитали. И сам человек не удосужился зайти. В итоге, у таких людей нет понимания, что есть Бог, вера, духовный мир, загробная жинь.

Я никогда не забуду один случай, произошедший в нашем храме. Один мужчина в разговоре со мной стал бросать обвинения в адрес Церкви. Я уговаривал его зайти в храм, на что он мне ответил, что у него Бог в душе, но ради любопытства все-таки согласился зайти. Входя, он споткнулся о порог и, падая, высказал все, что было на душе. И в душе места Богу не оказалось. На что я ему, конечно, и сказал: «Смотри, ты еще даже не умираешь, и опасность не смертельная, но ты уже в падении говоришь совсем другие слова».

Поэтому, когда мне говорит кто-то, что у него Бог в душе, то мне вспоминается этот случай, и я задаю вопрос: «Когда больно или в минуту опасности, вы что скажете? Что у вас выскочит из души?» К сожалению, это будет не божественное.

Батюшка, что может случиться, если человек упорствует в своих грехах, не исправляет свою жизнь?

Человек верующий понимает, что за все будет возмездие. А как происходит возмездие? Приезжают врачи, констатируют смерть. Как в народе говорят: «Как жил, так и умер». Ругающийся матом умирает особым образом. Господь показывает, что жизнь и бранные слова, которые человек произносил, были Ему неприятны. Тут может быть все, что угодно. Потери памяти и рассудка, когда Бог отнимает ум или когда человек умирает, задохнувшись собственным языком. Смертей, которые обличают жизнь человека и показывают отсутствие покаяния, довольно много.

Детям нужно объяснять, что, по Евангелию, за каждое праздное слово дадим ответ. А если оно было ругательным, а если оно было хульным? Матерщина – это что? Это оскорбление Матери Божией, оскорбление Родины-матери, оскорбление той матери, которая нас родила и воспитала.

Отец Марк, очень остро в нашей стране стоит проблема абортов. Как бороться с этой бедой?

Святейший Патриарх призвал православных людей протестовать против этого бесчинства. Но давайте правде в глаза посмотрим. Любой грех связан не только с состоянием отдельно взятой семьи, но со всей ее родословной, то есть с родом, а далее – со всем народом в целом. Вопрос в том, почему аборт делается? Аборты, в основном – следствие того, что люди хотят пожить в свое удовольствие.

Жизнь собственного ребенка люди приносят в жертву карьере, беспечному житью. Потом они хотят зачать ребенка, но не могут. В итоге у нас полно медицинских центров, где сначала делают аборт, а затем лечат бесплодие. Убийцы собственных детей становятся директорами, политиками, депутатами, бизнесменами… Если они не покаялись, не изменили свою жизнь, будут ли они трудиться на своем посту так, как это нужно для блага Отечества? Нет. А дальше мы видим, что эти политики выступают против запрещения абортов. Это свидетельствует о чем? Если они не пожалели своих детей, то неужели они нас с вами или наших детей пожалеют?

Когда кто-то возмущается плохими чиновниками, нужно в первую очередь задать вопрос самому себе: а ты сам родил, вырастил, воспитал того хорошего чиновника, который для начала не убьет своих детей, а потом, достигнув чего-то в жизни, не принесет чужих детей в жертву собственным амбициям, порокам и страстям?

Батюшка, подскажите, как помогать детям в борьбе со страстями?

Разница между кающимся грешником и упертым гордецом всегда была и будет. Если мы хотим, чтобы у страны было будущее, мы должны объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо. С точки зрения того, что такое грех перед Богом, и что такое правда Божия. Самое главное, чтобы дети понимали, что грех, по учению святых отцов и учителей Церкви, – это начало смерти. Подтверждение этому мы видим в жизни. Пьяница умирает от пьянства и сопутствующих болезней, наркоман от наркотиков… Гордецы раньше погибали на дуэлях, сейчас, иной раз, на встречной полосе сталкиваются, к сожалению, иногда невиновных забирая с собой. Это происходит сплошь и рядом. Когда человек не борется со своими греховными страстями, эти страсти уничтожают его.

А как вразумить такого человека?

Для этого есть Промысл Божий, который всех нас когда-то вразумляет и научает. Важно, слышим ли и слушаем ли мы голос Божий или же, услышав, сопротивляемся.

Поэтому, дай Бог, чтобы и кадеты, и наши детки, и наши читатели понимали, что главное – это борьба с грехом для того, чтобы не умереть не только духовно, но и раньше времени физически.

Отец Марк, а каково значение героя в жизни мальчика? Какие имена сейчас вдохновляют молодых военных, казаков, кадетов на будущие подвиги?

Бог нас миловал еще и тем, что Земля Русская богата великим множеством талантов. Имена святых князей, воинов, преподобных у всех на слуху, они известны всем детям. В школах дети узнают о святых Александре Невском, Димитрии Донском, Сергии Радонежском, Феодоре Ушакове и многих других.

Счастье, что мы родились в России. Мы знаем множество святых из казачьих семей. Это святой Иоанн Русский, мощи которого, хотя и почивают в Греции, на острове Эвбея, но этот святой наш, он нам близок. Надо сказать еще о новомучениках и исповедниках российских, среди которых тоже были святые казачьего происхождения. Самое главное для ребят, чтобы они учили историю, учили и понимали, что история – это предмет, напрямую связанный с религиями мира, и для нас, живущих на Руси – с Православием. В противном случае стояние на реке Угре или чудо, явленное казакам в праздник Покрова Богородицы, становится непонятным. Перевирается история, если не говорить о чудесах и милостях Христа Спасителя, Божией Матери и святых угодников. Кадетам мы это стараемся объяснить, остальные школьники остаются обделенными. Если им родители об этом не расскажут, то они об этом узнают только, когда вырастут. Например, в русско-турецкую войну все защитники знали, что они воюют за Ясли Господа, поэтому, обороняя русские рубежи, духовно были там. Ну, кто у нас на уроках истории об этом говорит? Мало кто. Для того чтобы имя святого, защитника Русской Земли, вдохновляло, ребенок должен о нем знать и слышать. У ребенка верующего кругозор будет шире, потому что он, приходя на богослужение, празднуя память того или иного воина-покровителя небесного будет знать, что ему нужно молиться святым Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, Феодору Ушакову или покровителю флота апостолу Андрею Первозванному.

Для наших кадетов было знаменательным событием, когда один из прихожан, прошедший чеченскую войну, пришел и рассказал, как он остался в живых, благодаря помощи святителя Николая. Он просто упал на колени, а за ним вслед все новобранцы, находящиеся у него в подчинении, все вместе взмолились святителю Николаю, и он их спас от смерти. Всех. Всех до единого.

Детей, воспитанных без Бога, обокрали несколько раз и в воспитании, и в образовании, и во всем. Сейчас имена святых, в том числе защитников Земли Русской, обретают новое значение для всех нас. Казаки, присоединявшие к России Кавказ, Сибирь, Урал, Камчатку, не становились местечковыми князьями, как могли бы сделать. Они служили Родине и присоединяли все земли к России. Таким должно быть мышление у наших современных сограждан, у всех, независимо от занимаемого поста. Нужно делать не для себя, а для блага и пользы Отечества, народа и Церкви.

Отец Марк, Вы являетесь членом Общественного совета при УВД Юго-Восточного округа и ежемесячно проводите беседы с полицейскими. Расскажите, пожалуйста, об этой деятельности.

В адрес полиции и Церкви часто можно услышать нелицеприятные высказывания. Возникает вопрос: а кто этих людей воспитал, вырастил и почему эти структуры или даже наши прихожане стали такими? Мне всегда вспоминается случай, который произошел с моим отцом.

Как-то его вызвали разобрать жалобу на священника. Он выслушал жалобщиц, недовольных выпивающим батюшкой, а потом пошел по рядам и спросил тех, кто больше всех жаловался: «А где ваши дети?» Ни одна из них не назвала достойного места в жизни своих детей. Кто-то пьет, кто-то сидит…

Они на батюшку жаловались, а свои дети оказались еще хуже. И тогда мой отец сказал: «У нас священников нет. Ваше селение за 70 с лишним лет не воспитало ни одного священнослужителя. Вот когда воспитаете, тогда мы вам его пришлем, и он будет вас устраивать». Конечно, на отца пожаловались владыке Евлогию. Отец ответил: «Владыка, пусть они хоть раз задумаются над тем, где мы должны брать священников».

Когда речь заходит о полиции, я хочу спросить, а кто воспитал и вырастил хорошего полицейского, хорошего врача, хорошего учителя, чиновника и тем более священнослужителя? В результате, вопросы зависают в воздухе, потому что ответы на них будут нелицеприятными.

Окормляя полицейских, я говорю о заповедях Божиих, о том, что надо служить Отечеству достойно, поскольку это их призвание. Стараюсь рассказывать о церковных праздниках и о значении духовного и нравственного воспитания человека как личности. У них очень непростое служение, и оно обретает смысл только тогда, когда человек верующий. За сотрудников полиции мы молимся. Кто-то из сотрудников полиции в нашем храме венчался, кто-то крестил своих детей.

Для того, чтобы была соблюдена честь мундира, человек должен духовно-нравственно быть сам себе полицейским. Сам за собой следить, сам себя оберегать от каких-то нехороших действий и поступков. Беседуя с сотрудниками полиции, всегда говорю истину непреложную: грех начинается с помыслов, а помысл превращается в действие. Если поймали воришку в первый раз, значит, есть шанс, что он исправится, а если в первый раз не поймали, он продолжает воровать, становится матерым рецидивистом и уже сам свою жизнь рад бы изменить, да не может. Полиция в какой-то степени помогает соблюдать заповеди Божии тем, кто их забыл. Поэтому честь и хвала тем, кто находится на грани, когда должны быть готовы положить душу свою за други своя. Мы видим, что сотрудники полиции гибнут при исполнении, кому-то из них мстят за их профессиональную деятельность. Но дай Бог, чтобы было больше тех честных и справедливых людей, которые трудятся не ради гордости собственной и собственных амбиций, а к славе Божией, на пользу Отечества. Когда человек полагает в своей жизни краеугольным камнем Христа, то кем бы он ни был, и где бы ни подвизался, это тот фундамент, который никогда не будет разрушен.

Как Вы думаете, что ждет Россию в ближайшем будущем и чего нам остерегаться?

Мне хочется, чтобы Русь встала с колен и в полную силу, но я понимаю, что народ у нас духовно болен. Каждый из нас имеет какую-то болезнь духовную, какой-то греховный недуг, привычку, с которой надо бороться. Какое может быть будущее у страны, которая до сих пор убивает своих собственных детей? По сути дела идет война, на которую стараются не обращать внимания, боятся даже, чтобы священнослужители называли вещи своими именами.

Господь Сердцеведец дал каждому из нас свободу.

Если народ покается в грехах, будет у России одно будущее, а если народ не будет жить по заповедям Божиим – совсем другое. Пророчить здесь невозможно.

Чего остерегаться современникам? Того же, чего и нашим предшественникам – греха.

Батюшка! Что бы Вы пожелали нашим читательницам?

Хранить веру православную, стараться жить по заповедям Божиим. Когда диавол хочет погубить семью, то он начинает с женщины. Потому что женщина, как мать, может погубить детей, а как жена – погубить мужа. На наших читательницах лежит сугубая ответственность, хотя они и именуются немощным сосудом, на них ноша очень серьезная, которую они могут понести только с помощью Божией.

Если будут просить у Бога и у Царицы Небесной помощи и подражать святым, имена которых им даны при крещении, то будет и семья хорошая, и дети воспитанные, и в жизни будет меньше того плохого и злого, что обрекает, подчас, на небытие не только семьи, но и народы в целом.

И дай Бог нашим читательницам никогда не унывать, с упованием на Бога трудиться, чтобы в преклонном возрасте посмотреть вокруг себя и порадоваться на детей и внуков, выросших утешением и радостью. Вот это самое главное. Человек в старости увидит будущее своей родословной, своего рода. Это многого стоит. Это бесценно. Помощи Божией всем и успехов в благих трудах на благо Церкви, Отечества, семьи.

Беседовала Вера Первова

Интервью для журнала Славянка

 

———————-

Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Подготовка к великому празднику — Воздвижение Креста Господня. В этот день в церквях проходит служба, читаются молитвы.

В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

———————-

 

Дорогие о Господе нашем Иисусе Христе, господа атаманы, всечестные отцы, казаки и казачки, братья и сестры!

Дорогие о Господе нашем Иисусе Христе, господа атаманы, всечестные отцы, казаки и казачки, братья и сестры!

Сердечно поздравляем вас с великим двунадесятым праздником Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня!

Дорогие о Господе нашем Иисусе Христе,господа атаманы, всечестные отцы,казаки и казачки, братья и сестры!Праздник Воздвижения Креста напоминает нам об искупительной жертве Иисуса Христа, принесенной за всех нас. Голгофский Крест почитается всеми христианами, как орудие спасения рода человеческого и сопровождает каждого верующего человека от купели крещения до погребения. Крест дарует нам защиту и избавление от диавола, победу над грехом и смертью, надежду будущей жизни и воскресения из мертвых.

Церковные Таинства совершаются силой Креста, потому что в нем действует спасительная сила Христа распятого. «Церковь непрестанно проповедует о силе и животворности его (Креста), проявлявшихся и в прежние века, и ныне совершающихся над верующими: он исцелял всякие болезни, воскрешал мертвых, прогонял от людей полки демонов, погашал страсти в сердцах людей, доставлял чудесные победы на войнах с неверными», — так свидетельствует святой праведный Иоанн Кронштадтский о том, что Силою Животворящего Креста наши предки одерживали бесчисленные победы не только в бранях духовных, но укреплялись знамением Крестным на полях сражений, защищая родное Отечество.

Будем помнить о том, что Господь с высоты Своей славы зрит всю нашу жизнь, все наши беды и скорби, всю внутреннюю борьбу с грехом; приведем себе на память слова святителя Иоанна Златоуста о том, что «Крест – причина бесчисленных благ»; прибегнем в наших скорбях и печалях к живительной силе Креста Господня; с любовью и благогвением поклонимся распятому Господу Иисусу!

Желаем всем, чтобы каждый Божий день начинался и оканчивался осенением себя Крестным знамением и молитвой о том, чтобы милосердный Господь укрепил всех нас и подал силы каждому достойно нести свой крест, свое служение – военное, церковное или мирское.

Атаман ВКО ЦКВ казачий генерал Иван Кузьмич Миронов
войсковой священник ВКО ЦКВ иерей Марк Кравченко
председатель Совета стариков ВКО ЦКВ Георгий Бухтияров
правление войска

 

———————-

Представители Оренбургского казачьего войска приняли участие в вебинаре

Представители Оренбургского казачьего войска приняли участие в вебинаре «Деятельность епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством»

26 сентября 2019 года в Культурно-просветительском центре «Царский» города Екатеринбурга состоялся вебинар». Деятельность епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством». Видеоконференцию возглавил ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин. В мероприятии приняли участие атаманы Оренбургского казачьего войска и их заместители по взаимодействию с Русской Православной Церковью, духовники казачьих обществ ОКВ, руководители и сотрудники епархиальных подразделений по взаимодействию с казачеством.

В ходе заседания были подняты вопросы деятельности епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, духовного окормления казаков в епархиях, противодействия неоязыческим настроениям в среде казачества. С докладами выступили руководитель отдела Каменской епархии протоиерей Евгений Тушканов, руководитель отдела Нижнетагильской епархии иерей Сергей Комаров, духовник Екатеринбургского казачьего кадетского корпуса иерей Андрей Габдрахманов, руководитель отдела Златоустовской епархии протоиерей Андрей Фоменко.

В своём выступлении руководитель отдела по делам казачества Екатеринбургской епархии, войсковой священник ОКВ протоиерей Максим Миняйло доложил о состоянии дел по взаимодействию епархии с казачьими обществами на территории Оренбургского казачьего войска, указал основные направления деятельности епархии: окормление молодежных организаций, развитие кадетского движения, воцерковление казачества, участие казаков в богослужениях. А также отец Максим отметил, что работа ведется плодотворная, но не всегда системная, в связи с чем необходимо заключать нормативные договоры, регламентирующие взаимную деятельность епархии и казачества.

Войсковой священник обратил внимание на слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что наиболее важной задачей епархии была и остается консолидация казачьих общин вокруг храмов, укрепление церковного сознания среди казаков, особенно среди казачьей молодёжи.

———————-

В Екатеринбурге казаки «Исетской линии» сопровождали детский крестный ход на Ганину яму

В Екатеринбурге казаки «Исетской линии» сопровождали детский крестный ход на Ганину яму

22 сентября 2019 года казаки ЕОКО «Исетская Линия» «Пятый отдел Оренбургского казачьего войска» несли службу по охране общественного порядка во время проведения детского крестного хода, посвященного началу учебного года, от храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах г. Екатеринбурга до мужского монастыря святых Царственных страстотерпцев.

Крестным ходом в этот день прошло 1500 воспитанников церковно-приходских школ, православных гимназий, кадетских, патриотических и молодежных организаций. Возглавил крестный ход митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

Шестой год подряд организацией охраны и сопровождения крестного хода занимались казаки хутора «Благовещенский». В этом году к ним присоединились казаки хуторов «Екатерининский» и «Кольцово», а также и со своими кадетами и прихожанами прибыл представитель хутора «Сергинский».

Силами казаков был организован прием приезжающих крестоходцев у Богородице-Владимирского храма, выставлено пять постов для обеспечения мобильности разворота автобусов, выстраивания колонны и дальнейшего сопровождения по ходу движения крестного хода на Ганину яму.

Во время пешего пути протяженностью 8 километров казаки следили за безопасностью детей. По прибытии в монастырь на Ганиной яме у Святой шахты был совершен молебен на начало учебного года. Участники крестного хода подходили к иконам и Поклонному кресту. В это время казаки следили за недопущением давки.

У Державного храма казакам помогали инструкторы военно-патриотического клуба «Уральские медведи» распределять группы крестоходцев на прием пищи. По окончании всех мероприятий была сделана памятная фотография, и казаки благополучно разъехались, выполнив свою задачу.

– У меня ощущение от этого крестного хода очень благостное и приятное, потому что впервые, наконец-то я почувствовал силу организации совместных действий отдела религиозного образования и катехизации, отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии и казаков «Исетской Линии». Сработали все идеально, претензий никаких не было, – отметил атаман хутора «Благовещенский» Андрей Васильевич Кочкин.

Андрей Васильевич благодарит сотрудников ДПС под руководством подполковника Александра Зубаирова за помощь в перекрытии дорог и сопровождении крестного хода машинами ДПС; всех казаков, принявших участие в крестном ходе; и отдел ОРОиК Екатеринбургской епархии за плодотворную совместную работу.

– Для наших казаков – это дань традиции, сколько существует хутор, столько казаки нашего хутора участвуют в этом крестном ходе. Мы считаем сопровождение именно этого крестного хода – нашим делом, одной из наших традиций. Это дело чести хутора и прихода, – подчеркнул атаман хутора «Благовещенский» А.В. Кочкин.

———————-

 

Атаман ВКО ЦКВ И.К. Миронов и казаки войска посетили торжественное мероприятие в Храме Христа Спасителя

Атаман ВКО ЦКВ И.К. Миронов и казаки войска посетили торжественное мероприятие в Храме Христа Спасителя

День памяти святого благоверного князя Дмитрия Донского был отмечен 24 сентября 2019 года торжественным мероприятием, которое прошло в Москве, в Храме Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Атаман ВКО ЦКВ И.К. Миронов и казаки войска посетили торжественное мероприятие в Храме Христа СпасителяНачалось оно с конференции «Дмитрий Донской. Государь. Воин. 630-летие со дня блаженной кончины святого благоверного князя Дмитрия Донского». На пленарном заседании с докладами на тему биографии, истории правления, жизни Дмитрия Донского и членов его семьи выступили кандидаты и доктора исторических наук, профессора, ведущие научные сотрудники институтов, университетов, Музеев Московского Кремля.

Затем состоялся Торжественный акт-концерт, посвященный памяти святого благоверного князя Дмитрия Донского. Приветственные адреса от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, губернатора Санкт-Петербурга Александра Дмитриевича Беглова и других официальных лиц были представлены гостям в начале мероприятия.

В концерте приняли участие Симфонический оркестр и Женская группа Концертного хора МГИМ им. А.Г. Шнитке, солисты Большого театра, Московского театра «Геликон», Камерная группа Русского Народного хора им. М.Е. Пятницкого.

В числе почетных гостей здесь присутствовали казаки Центрального казачьего войска во главе с войсковым атаманом Иваном Кузьмичом Мироновым.

«История Куликовской битвы, ее значение для России хорошо известны всем, кто хоть немного интересуется историей своей страны, — отметил в интервью телеканалу «Союз» помощник атамана ВКО ЦКВ Ю.Е. Коршунов, — так же известно, что в битве на великой реке Дон принимали участие казаки. Подвиг и житие великого князя Дмитрия Донского – огромный пример для нашей казачьей молодежи. Воинская доблесть не ради личной славы, а за други своя, за близких и землю родную – это принцип, который воплотил в жизнь великий князь, и которому мы стараемся учить молодых казаков».

Организаторы мероприятия: общественный Фонд имени великой княгини Евдокии Московской, приход храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке города Москвы, при поддержке Правительства Москвы.

Текст и фото пресс-службы ВКО ЦКВ.

Атаман ВКО ЦКВ И.К. Миронов и казаки войска посетили торжественное мероприятие в Храме Христа Спасителя Атаман ВКО ЦКВ И.К. Миронов и казаки войска посетили торжественное мероприятие в Храме Христа Спасителя Атаман ВКО ЦКВ И.К. Миронов и казаки войска посетили торжественное мероприятие в Храме Христа Спасителя Атаман ВКО ЦКВ И.К. Миронов и казаки войска посетили торжественное мероприятие в Храме Христа Спасителя Атаман ВКО ЦКВ И.К. Миронов и казаки войска посетили торжественное мероприятие в Храме Христа Спасителя Атаман ВКО ЦКВ И.К. Миронов и казаки войска посетили торжественное мероприятие в Храме Христа Спасителя

 

———————-

22 сентября 1839 года состоялась закладка Храма Христа Спасителя в Москве в память об Отечественной войне 1812 года

22 сентября 1839 года состоялась закладка Храма Христа Спасителя в Москве в память об Отечественной войне 1812 года

Храм Христа Спасителя – памятник мужеству русского народа в Отечественной войне 1812 года. 21 декабря того же года Император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении в Москве, лежащей тогда в руинах, церкви во имя Спасителя. Идея строительства воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.

В конкурсе на создание храма принимали участие выдающиеся русские архитекторы. Государь утвердил проект Витберга. И в октябре 1817 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Но вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы. А после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал остановить все работы. В 1832 году Николай I утвердил новый проект Храма архитектора Тона. Император лично избрал место для строительства – на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на этом месте, были разрушены.

(10) 22 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового Храма Христа Спасителя, который строился почти 44 года. Над созданием Храма трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась русскими живописцами Суриковым, Кошелевым, Крамским, Васнецовым, Бруни и др. Авторами фасадных скульптур стали Клодт, Рамазанов, Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Толстого.

———————-

Кадеты МПКУ им. М.А. Шолохова приняли участие в памятных мероприятиях, посвященных 630-летию со дня кончины благоверного князя Димитрия Донского

Кадеты МПКУ им. М.А. Шолохова приняли участие в памятных мероприятиях, посвященных 630-летию со дня кончины благоверного князя Димитрия Донского

24 сентября 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве прошли памятные мероприятия, посвященные 630-летию со дня кончины святого благоверного великого князя Димитрия Донского.

Кадеты МПКУ им. М.А. Шолохова приняли участие в памятных мероприятиях, посвященных 630-летию со дня кончины благоверного князя Димитрия ДонскогоОрганизаторы — Фонд имени великой княгини Евдокии Московской и столичный храм преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке при поддержке Правительства Москвы.

В рамках торжеств в Архиерейском зале состоялась научно-практическая конференция «Дмитрий Донской. Государь. Воин», в которой приняли участие известные историки, сотрудники Института российской истории РАН.

Далее состоялась презентация книги Олега Вронского «Страсти, владычествующие над мирами. Дмитрий Донской и его время», выпущенной Государственным музеем-заповедником «Куликово поле», а также книги для детей известного историка и археолога Татьяны Пановой «Евдокия Московская и ее время».

В завершение в Зале церковных соборов прошел праздничный концерт с участием артистов Большого театра, хора имени М.Е. Пятницкого, а также других известных исполнителей.

Чтобы приобщиться к наследию великого благоверного князя Дмитрия Донского в этот день в Храм Христа Спасителя по приглашению председателя правления Фонда имени великой княгини Евдокии Московской, известной телеведущей, публициста и режиссера Любови Сергеевны Акелиной прибыли кадеты Московского президентского кадетского училища им. М.А. Шолохова – делегация из 60-ти человек учащихся 6-х классов училища в сопровождении офицеров-воспитателей и педагога дополнительного образования клирика храма св. равноап. кн. Владимира при МПКУ им. М.А. Шолохова диакона Александра Шмата. Перед концертом кадеты поклонились святыням находящимся храме Христа, побывали в музее храма.

Памятный вечер оставил неизгладимые впечатления в душах юных воинов, пробудил в них стремление подражать святом князю Димитрию – выдающемуся полководцу, мудрому политику, истинному воину Христову.

———————-

Кадетская Литургия 8-х классов Московского президентского кадетского училища им. М.А. Шолохова

Кадетская Литургия 8-х классов Московского президентского кадетского училища им. М.А. Шолохова

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:22-26).

Кадетская Литургия 8-х классов Московского президентского кадетского училища им. М.А. Шолохова24 сентября по новому стилю Православная Церковь чтит память святого Силуана Афонского, в миру Симеона. Его родители были благочестивыми крестьянами и дали сыну православное воспитание, поэтому с младых лет Симеон решил посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь. Отец посоветовал сыну сначала испытать себя на воинской службе и только потом решать свою дальнейшую судьбу. Предстоящая армейская служба с ее тяготами и обязанностями не испугали будущего старца. Она укрепила характер юноши и еще сильнее привила ему ответственность и исполнительность. Тем не менее, Симеон все чаще думал о монашеской жизни вдали от мирской суеты. Однажды, возвращаясь после прохождения службы домой, он пробыл на Святой горе несколько дней, вернувшись к родным, он простился с ними и навсегда ушел из мира.

Святой Силуан поступил в Русский Пантелеймонов монастырь. Его первые послушания связаны с физическим трудом, который был ему по плечу после жизни в крестьянской семье и армейской службы.

Кадетская Литургия 8-х классов Московского президентского кадетского училища им. М.А. ШолоховаОставив службу земную, святой старец приступил к службе воина Христова и направил все силы на молитвенные подвиги в борьбе с лукавыми помыслами. Он молился с любовью за ближних, о забывающем Творца мире, который лежит во грехах. Отец Силуан считал, что «благодаря молитвам сохраняется мир, а когда молитва ослабнет, мир не устоит».

В один день с афонским старцем, весь православный люд чтит память преподобных Сергия и Германа Валаамских. Святые собрали братство, которое стало светочем Православия на Севере Руси. Подвижники основали монашескую обитель – Валаамский монастырь, не оставляют своего братства они и сейчас, но присутствуют в монастыре, молитвенно его охраняя.

Испросить молитвенной помощи и поддержки в делах мирских, военных, учебных пришли в этот день в храм св. равноап. кн. Владимира при Московском президентском кадетском училище им. М.А. Шолохова войск национальной гвардии РФ кадеты 8-х классов училища.

Вечером накануне праздника в училище прошла исповедь кадетов.

За Божественной Литургией будущие воины приобщились Святых Христовых Таин.

По окончании Богослужения кадеты, получив небольшие сладкие угощения, поспешили в училище, чтобы приступить к занятиям.

———————-

Празднование в честь перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского

Празднование в честь перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале 17 века в европейской части России, в семье благочестивых дворян, но скрывал свое происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Подвижник много странствовал, но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья (Пермский край). Его беседы были тем благодатным семенем, из которого постепенно возросли обильные плоды духа на Урале и в Сибири, где преподобный особенно почитается. Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Праведный Симеон Верхотурский преставился в 1642 году, когда ему было лишь 35 лет. Он был погребен на Меркушинском погосте при храме Архистратига Михаила. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления.

Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого та, что с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души. 25 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В честь этого события и установлен сегодняшний праздник.

Память праведному Симеону Верхотурскому празднуется также 31 декабря, в день прославления (1694).

———————-

День памяти преподобного Силуана Афонского

День памяти преподобного Силуана Афонского

Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, которая проживала в селе Шовском Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской губернии. Родители Симеона были людьми трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Как впоследствии вспоминал старец, большая и дружная семья жила бедно, однако, никогда не отказывала в помощи нуждающимся, порой даже делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока Симеона.

С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. Возможно, по этой причине он был вынужден оставить сельскую школу, проучившись в ней только «две зимы». Но стремление к знаниям было присуще преподобному всегда.

Жизнь набожной семьи Антоновых была неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он постигал церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению «Жития святых». Спустя несколько лет юноша, возлюбив Господа всей душой, открыто пожелал удалиться в монастырь и принять постриг. Его стремление, однако, не встретило поддержки у отца, который настоял на том, чтобы сын сначала поступил на военную службу и лишь после ее прохождения принял решение, кем ему стать.

Повинуясь родительскому слову, Симеон вернулся к своей обычной жизни. Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался соблазнам мира. Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже зажиточный, он наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению.

Но Господь уберег его от погружения в греховную пучину, вновь призвав уйти от мирской суеты и вступить на путь монашества. Однажды, вернувшись домой с гулянья, он задремал и в тонком сне, глядя на себя как бы со стороны, увидел, как в него проникает «смрадный змий». Почувствовав отвращение, он проснулся и в момент пробуждения услышал слова, произнесенные Самой Пресвятой Богородицей: «Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь». Осознав свои грехи, юноша горячо раскаялся в них перед Господом и возблагодарил Божию Матерь за проявленную к нему доброту. К Симеону вновь вернулось желание посвятить свою жизнь Богу.

Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. Он считался исполнительным воином, примерным в поведении, верным в отношениях с товарищами по службе, за что его и любили сослуживцы. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покой и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге.

К тому времени определилось и место его будущих монашеских подвигов — Святая Гора Афон. Незадолго до окончания воинской службы Симеон испросил молитв и благословения святого праведного Иоанна Кронштадтского. Всего одну неделю Симеон пробыл дома после окончания службы. Собрав подарки для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон.

Осенью 1892 года преподобный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь в пору расцвета этой обители. Жизнь послушника в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой. Пройдя путь начальных иноческих испытаний, в 1896 году Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени.

Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания.

Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу, а в 1938 году старец схимонах Силуан мирно скончался.

Своей подвижнической жизнью он явил пример кротости, смирения и любви к ближним. Спустя 50 лет, в 1998 году Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви на 11 сентября (по старому стилю).

———————-

23 сентября День памяти мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

23 сентября День памяти мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора (305 — 311), родные сестры, происходили из Вифинии (Малая Азия). Отличаясь особым благочестием, сестры-христианки пожелали хранить девственную жизнь и не соприкасаться с миром. Они избрали себе уединенное место в пустыне и проводили свою жизнь в подвигах поста и молитвы. Слава о святой жизни девиц скоро распространилась, так как по их молитвам стали совершаться исцеления больных.
Вифинской областью управлял в то время правитель по имени Фронтон, который приказал схватить сестер и привести к нему. Сначала он пытался убедить их отречься от Христа, обещая большие почести и награды. Однако святые сестры твердо исповедали пред ним свою веру, отвергнув все предложения правителя, объяснив ему, что они не дорожат временными земными благами и готовы умереть за своего Небесного Жениха. Придя в ярость, правитель обрушил свой гнев на старшую из них — святую Минодору. Святая мужественно терпела муки и, наконец, воскликнула: «Господи Иисусе Христе, веселие сердца моего, надежда моя, приими с миром душу мою!» и с этими словами предала дух свой Богу.
Через четыре дня привели на суд младших сестер Митродору и Нимфодору. Перед ними положили для устрашения израненное тело старшей сестры. Девицы плакали о ней, но были также непреклонны. Тогда подвергли истязаниям святую Митродору. Она скончалась, призывая до последнего вздоха возлюбленного ею Господа Иисуса Христа. Затем подвели третью сестру Нимфодору. Перед ней лежали тела замученных старших сестер. Фронтон надеялся, что это зрелище устрашит юную девицу. Делая вид, что он сожалеет о ее молодости и красоте, он стал ласково убеждать ее поклониться языческим богам, обещая высокие награды и почести. Святая Нимфодора, отвергнув его речи, разделила участь своих старших сестер. Она была замучена до смерти ударами железных прутьев.
Тела святых мучениц хотели сжечь на костре, но сильный дождь угасил разведенный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Христиане взяли тела сестер и погребли с почестью около так называемых Теплых вод в Пифиях (Вифиния). Часть мощей святых мучениц хранится на Афоне в Покровском соборе Русского Пантелеимонова монастыря, а рука святой Митродоры находится на Святой Горе в монастыре Пантократор.

———————-

День памяти праведных Иоакима и Анны

День памяти праведных Иоакима и Анны

Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова. Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию, из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.

В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.

Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.

С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию. До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.

Источник: Российское казачество, ЦКВ, Российское казачество, ЦКВ, Российское казачество, Российское казачество, ЦКВ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *