Сибирское
Казачество
30 марта 2018 Просмотров: 66 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Обзор новостей казачьего мира: март 2018 г.

В июне 2018 года исполнится четверть века подростковому казачьему военно-спортивному патриотическому клубу «Пластун». Родился он в северном городе Стрежевой, что в Томской области. Задумал и воплотил в жизнь его появление тогдашний стрежевской атаман Александр Петрович Казаков. Читателям нашего журнала нет необходимости во всех подробностях рассказывать о повседневной жизни казачат в сотнях подобных клубов. Естественно, что в них преподаётся история казачества, полная героических примеров истинного служения России, ведётся моральная и физическая подготовка к воинской службе, познаются её азы, совместно со старшими казаками мальчишки участвуют в казачьих, государственных и религиозных праздниках, религиозных церемониях.

Стрежевской клуб не стал исключением. Кроме всего прочего, он не терял связь со своими выпускниками. Старшие казаки провожали их в армию до областного центра. Добились прохождения службы стрежевских казаков в одной части. На личных контактах с её командованием, организовали в ней казачий взвод. Неоднократно, помимо дня присяги, посещали часть, оказывая ей и своим землякам реальную помощь, столь необходимую армии в «лихие девяностые».

Когда А.П. Казаков был избран Томским отдельским атаманом Сибирского казачьего войска, вслед за ним в областной центр постепенно и плавно переселился и «Пластун». Возможно это не совсем правильно, но именно так уж и случилось. Вероятно, по образцу и подобию переселения начальников из Питера в Москву. В «столице» области клуб преобразовался в казачьи кадетские классы при средней школе. На этом его собственная история могла бы и закончиться. Ан нет. Количество участников различных спортивных соревнований ограничено. Как же сделать так, чтобы соревновались не только лучшие, но ВСЕ кадеты? Чтобы не сидела бОльшая их часть среди зрителей? Стали заявлять на соревнования сразу несколько команд, якобы между собою не связанных. Одни боролись за награды как собственно казачьи кадеты, другие, «в гражданке», как ученики средней общеобразовательной школы № 41, третьи, в «гражданке» же, как военно-спортивный клуб «Пластун». Иногда даже приходилось добавлять и выдуманные на период ристалища коллективы типа «Стремя», «Нагайка» и т.п.
«Пластун» же клуб реальный, официально-бюрократически зарегистрированный, и сражался за победу всегда. Кстати, успешно. В своём кадетском качестве он расцвёл. Много где побывал. Не все родители мальчишек ходили по Москве, видели Байкал, тем более Владивосток. Сыновья были и ходили, и видели эти города. В Москве, на белую зависть некоторых родителей, так и неоднократно. Дважды на «Кремлёвской ёлке», дважды на соревнованиях кадетских школ и классов. Всегда возвращались с серьёзными наградами. Т.е. «катались» не зря.
В наше время школьник, посетивший с родителями-бизнесменами десяток стран, не вызовет большого удивления. Особой зависти тоже. Завидуют нашим мальчишкам. Их значкам «За дальний морской поход», которые далеко не у каждого моряка имеются. А имеющие таковые взрослые «морские волки» выпучивают глаза, узнав, что поход прошёл под парусом. Что 16-летний «салага» — участник Сибирской арктической экспедиции. Да он же и стремительные горные реки лихо покорял.

А парашютный значок с несколькими цифирями на мундире 15-летнего кадета чего-нибудь да стоит?
Остальное, повторюсь, нашему читателю явно знакомо. Всё как у всех кадет и «клубников». Стрельбы из боевого оружия, лошадки, рукопашка, танцы и вернисажи, значки мастеров спорта и т.д.

Стрежевские «пластунские» традиции не забыты. Связь со служащими «срочку» и курсантами ВВУЗов поддерживается. Осенью вернулись отслужившие. Всего трое. Два морпеха с Тихого океана: матрос и старший матрос. Сержант-спецназовец с Северного Кавказа пришёл домой с двумя медалями.

Ушёл Казаков с отдельского атаманства и, кроме одного выпустившегося кадетского класса, остальные успешно развалились. Но теперь вновь подымает голову, отошедшая было на вторые, вспомогательные роли, «гражданская» часть «Пластуна». И опять с ними возится неугомонный Александр Петрович.
———————-

Сегодня Верховный Атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья казачий генерал Виктор Петрович Водолацкий подписал соглашение о сотрудничестве с ВКО Волжское Казачье Войско. Это соглашение заключено в свете резолюции Большого круга, состоявшегося 15 февраля 2018 года в Храме Христа Спасителя. Оно позволяет объединить усилия СКВРиЗ и ВКО ВКВ в сохранении и развитии казачества, обычаев, традиций казаков, самобытной казачьей культуры.

ВКО Волжское Казачье Войско стало третьим после ВКО Енисейское Казачье Войско и ВКО ЦКВ заключившим с СКВРиЗ соглашение о сотрудничестве.

———————-

Казачество — одна из визитных карточек Оренбурга. Однако вслед за появлением казачьего патруля появились и недовольные этим явлением. Может быть, это происходит из-за незнания?

Одним из главным заблуждений о казаках является их возраст. Почему-то многие думают, что казак – это мужчина средних лет с очень длинной и атмосферной бородой. Мы разрушим этот и еще пару мифов о казаках.

Редакции «Оренбургской недели» удалось побывать на одном из ночных дежурств казачьего патруля. Встретили нас Виктор Журавлев и Евгений Глущенко.

Казачество в лицах

Виктор Журавлев носит казачью форму с 11-го класса. Как признался парень, еще в школе он всерьез увлекся историей. Особенно его привлекал XIX век. Хотелось почувствовать все на себе, как все было. Долго искал тематический исторический клуб, но безуспешно. Случайно узнал из газеты о казаках. Знак судьбы. С тех пор с шашкой и нагайкой не расстается. Сегодня он носит звание харунжего, что по своей сути приравнивается к лейтенанту. А совсем скоро Виктора ждет повышение. Он станет сотником.

А вот история Евгения Глущенко тесно переплетается с Виктором Журавлевым. Случайно встретились, подружились. Находясь в гостях у Виктора, Евгений решил примерить мундир. Понравилось. Практически на следующий день уже состоял в казачестве. Как признается парень, он с детства хотел пойти по стопам своего отца и стать военным. Но по ряду причин мечта не сбылась. А тут такая альтернатива. Родные положительно отнеслись к задумке парня. Как оказалось, прадед Евгения по маминой линии был атаманом нынешней Челябинской области. Супруга молодого человека тоже хорошо отнеслась к его выбору. Теперь она терпеливо ждет его дома с непростых дежурств.

Пока еще молодой человек носит звание ниже, чем у друга – на его обмундировании нашиты погоны младшего урядника (младшего сержанта). Но и его в скорости ждет повышение. Евгений признался нам, что не жалеет, что полгода назад стал казаком. Говорит, что при условии, если их общество получит статус госструктуры, останется здесь в качестве военного врача. Да-да, Евгений студент 6 курса медицинского университета.

Бди!

На долю наших героев выпали ночные дежурства. Охраняют они святая-святых Оренбурга – набережную. Парни скромно говорят, что работа в целом спокойная. Хотя, случайно, в беседе с нами они рассказали, что несколько раз ловили так называемых «закладчиков». Кстати, пока мы находились вместе с патрулем, в поле нашего зрения попал подозрительный прохожий. Но тревога оказалась ложной.

Их дежурство начинается в 21.00, а заканчивается в 9 утра. Все это время молодые казаки неустанно и неусыпно стоят на страже спокойствия горожан.

Интересный факт

Всем известно, что неотъемлемой атрибутикой казака является нагайка. Но мало кто знает, что на вооружении казаков иногда встречается кнут, длинной от 3 до 5 метров. А называется он арапник.

Наши наблюдения
  • Казаки могут быть молодыми
  • Участники общества обладают вполне современными взглядами и неплохим чувством юмора
  • Казаки очень ответственно относятся к своей работе
  • Борода – необязательный атрибут казака
  • Все обмундирование казаки шьют за свой счёт
  • В Оренбурге очень сложно найти мастера по пошиву казачьей формы. В городе всего две точки, где можно найти профильного портного
Прямая речь

Виктор Журавлев, хорунжий:

— Казачество – это семья, со своими проблемами. Но это очень сплоченная семья, которая всегда придёт к своим на помощь. И не только к своим. Казаки всегда были опорой государства. И не просто сказаны слова, что не спасут Россию ни англичане, ни французы, ни японцы, а Россию спасут казаки! Я не знаю, что думают люди, когда смотрят на нас со стороны. Думаю, это не всегда положительные мысли. Но те, кто живёт этим, знает, что казаки не разрозненные люди, а единое целое. Занимаюсь этим по велению сердца и разума! Защищать Родину — это наш долг.

Евгений Глущенко, младший урядник:

— Мне очень нравится идея возрождения исторического наследия, реализуемая казаками. Мне хочется хоть чем-то помочь народу. А главное для меня – это возможность возрождения семейных ценностей.

Татьяна Гайдук

———————-

В Ростове-на-Дону побывала делегация от Республики Беларусь.
На встречу с атаманом войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» В.Г.Гончаровым прибыли советник отделения Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в г.Ростове-на-Дону В.В.Неронский и депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь — член Постоянной комиссии по международным делам А.П.Хищенко и член Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы, Верховный атаман республиканского общественного объединения «Белорусское казачество» Н.Д.Улахович.
Встреча атаманов прошла в русле укрепления взаимодействия и сближения казаков СНГ, Европы и мира.
— Взаимодействие казаков Российской Федерации и Республики Беларусь способно стать еще одним прочным каналом связи между нашими государствами и народами, — отметил Виктор Гончаров. – Героическое прошлое народа нужно бережно передавать патриотической молодежи наших стран.
В свою очередь, атаман Улахович подчеркнул необходимость искать точки соприкосновения и строить крепкие, доброжелательные отношения.

———————-

При участии дружинников из казачьих сообществ за 2017 год в Петербурге были раскрыты два преступления При участии дружинников из казачьих сообществ за 2017 год в Петербурге были раскрыты два преступления, сообщили «Росбалту» в пресс-службе регионального ГУ МВД.
Казаки помогли полицейским задержать 347 человек за административные нарушения, 208 казаков участвовали в обеспечении охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
В Главке считают привлечение казаков к правоохранительной деятельности приоритетным направлением.

———————-

В период матчей Чемпионата мира по футболу в Волгоградской области на трех федеральных постах ДПС вместе с полицейскими будут нести службу активисты местных казачьих организаций.

В связи с этим принято решение пошить новую форму казакам, которые будут приданы в усиление сотрудникам ДПС.
По словам начальника ГУ МВД по Волгоградской области генерал-лейтенанта Александра Кравченко, «были выделены финансы по усилению трех федеральных постов ДПС казаками, казаки сформированы, но, правда, в той одежде, в которой они заступили на службу, не видно, что они казаки, поскольку это камуфляжная форма». Шеф волгоградский полиции пообещал, что проблема с новой формой для станичников будет решена:
«Достигнута договоренность с должностными лицами администрации области о том, как должна выглядеть новая форма. Думаю, в кратчайшие сроки казаки начнут нести службу по полной программе вместе с гаишниками».
Генерал Кравченко подчеркнул важность присутствия казаков на постах ДПС в традиционной для них форме одежды:
«Мы тем самым подчеркнем, что у нас казачий край, что принципиально важно с учетом многочисленных гостей, которые приедут к нам и со всей страны, и со всего мира».
Источники «НГ» в местной полиции отметили, что присутствие казаков на постах дорожно-постовой службы будет далеко не декоративным:
«Им придется нести полноценную службу, наравне с гаишниками, так как в региональной ДПС ощущается заметная нехватка кадров. За последние годы в рамках организованной руководством федерального МВД кампании оптимизации в области было сокращено более 140 гаишников. Так что просьба об усилении казаками – это вынужденная мера, которая должна помочь волгоградским сотрудникам ДПС в напряженные дни мундиаля».
Андрей Серенко

———————-

Более 600 казаков Терского войскового казачьего общества приняли участие в минувшие выходные в традиционных памятных мероприятиях в Беслане по невинно убиенным терцам. Делегации съехались в Северную Осетию из соседних субъектов СКФО: Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Ставрополья, Ингушетии. Мероприятие посетили 250 казаков из Ставропольского края, вместе с ними — ученики казачьих кадетских классов.
Участников поминовения приветствовали представители республиканской власти, в частности министр РСО-Алания по вопросам национальных отношений Аслан Цуциев, духовенство, местные жители.
Поминальные мероприятия ежегодно проходят на кургане неподалеку от Владикавказского аэропорта в преддверии даты 27 марта 1920 г. Она связана с приказом С. Кирова и Г. Орджоникидзе по выселению из ряда станиц казачьего населения вместе с детьми и стариками и последующему массовому расстрелу выселенцев вооруженным конвоем возле железнодорожной станции Далаково (ныне город Беслан).
Поле с курганом на месте трагедии никогда не использовалось для сельскохозяйственных работ. Ежегодно там собираются терские казаки, совершают поминальное богослужение, а затем возлагают цветы. Также терцы молитвенно поминают жертв теракта в бесланской школе: возлагают цветы на кладбище «Город Ангелов» и в здании разрушенной боевиками школы. После панихиды и возложения цветов по традиции прямо в поле прошел постный поминальный обед, сообщили в Комитете Ставропольского края по делам национальностей и казачества.

———————-

22 марта в рамках областного фестиваля казачьей культуры «Станица Вознесенская» состоялось открытие Центра казачьей культуры.
С приветственным словом к гостям праздника обратились заместитель председателя правительства Ивановской области — директор департамента внутренней политики Евгений Нестеров и атаман Ивановского областного казачества есаул Валерий Шепелев.
«Открытие первого в Ивановской области фестиваля казачьей культуры играет большую роль в возрождении российского казачества и популяризации его деятельности в нашем регионе», – отметил Евгений Нестеров.
Он подчеркнул, что именно такие мероприятия помогают жителям больше узнать о казачьей культуре, ее традициях и обычаях.
Концертной программе предшествовала стилизованная ярмарочная площадка, где были представлены элементы декоративно-прикладного искусства. Также гости праздника могли принять участие в казачьих играх и конкурсах.
На сцене областного координационно-методического центра культуры и творчества выступили народные коллективы и солисты города и области. В их числе — ансамбли «Добрица» и «Горлица», коллектив «Русь», «Русские узоры», ансамбль танца «Родник», ансамбль народной песни «Купель».
Для справки:
В Ивановской области насчитывается около 300 казаков с учетом незарегистрированных казачьих организаций региона. 15 октября 2016 года было достигнуто организационное единство Ивановского казачества. Областным атаманом избран Валерий Венальевич Шепелев.
С 2016 года проводится регулярная работа с молодежью в военно-патриотическом направлении, налажено сотрудничество с МЧС, на практике реализуется опыт казачеств других регионов, усвоенный после посещения крупномасштабных федеральных мероприятий.
Культурно-досуговое формирование «Центр казачьей культуры» создан в 2017 году на базе автономного государственного учреждения Ивановской области «Областной координационно-методический центр культуры и творчества». В 2018 году будет продолжена работа по увеличению численности казачества, регистрации незарегистрированных казачьих обществ, по внесению казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, по привлечению реестрового казачества к охране общественного порядка.
По материалам Ивановского Дома национальностей

———————-

Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев вручил медаль художественному руководителю Кубанского казачьего хора на праздничном концерте в честь юбилея маэстро.

На концерте зачитали поздравительную телеграмму от президента РФ. Владимир Путин отметил уникальный вклад Виктора Захарченко в сохранение и развитие исторического, творческого и духовного наследия русского казачества, его самобытных традиций.

«Отрадно, что и сегодня вы полны сил и творческих планов, ведете активную концертную деятельность, радуете поклонников новыми работами. Желаю вам доброго здоровья и благополучия, а Кубанскому казачьему хору — успехов и процветания», — сообщается в телеграмме.

Вениамин Кондратьев поздравил Виктора Захарченко с 80-летием, поблагодарив его за развитие культуры и духовной жизни в регионе.

«Вы нашли свое призвание еще в юности и всю жизнь служите искусству, чувствуете каждую песню душой и сердцем. Спасибо за то, что вы делаете для Кубани. Ваша музыка помогает не упасть духом и возрождает духовность, которая всегда была присуща русскому народу», — сказал глава края.

Председатель ЗСК Юрий Бурлачко отметил активную гражданскую позицию народного артиста, его участие в формировании краевых законов в области культуры и патриотического воспитания молодежи, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края.

———————-

В Челябинске 23-го марта вспомнят творчество российского донского поэта, историка, журналиста, издателя и общественного деятеля Николая Туроверова. Почетный гость поэтического вечера – ветеран Великой Отечественной войны в звании Почетного казака Оренбургского казачьего войска Михаил Резепин, которому 26-го марта исполнится 103 года.

 

Участниками мероприятия станут также студенты и школьники города, военнослужащие подшефных воинских частей Чебаркульского гарнизона, воспитанники военно-патриотических клубов, представители казачества, общественности города.

«Поэтический вечер готовят военнослужащие подшефного учебного центра по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы Центрального военного округа, студенты Челябинского государственного института культуры и активисты музея казачьей славы», – рассказали агентству «Урал-пресс-информ» организаторы.

30-го марта 2018-го со дня рождения Николая Туроверова исполняется 119 лет. По инициативе челябинского областного молодежного казачьего центра «Пчелочка Златая» и при поддержке общественного движения «За возрождение Урала» в предъюбилейный год было решено организовать поэтический вечер памяти Николая Николаевича.

Не только казаки, разбросанные по всему миру в результате политических катаклизмов 20 века, с благоговением произносят имя Николая Туроверова. Сегодня во многих странах мира массово переиздаются его книги, что говорит о востребованности и популярности творчества этого замечательного автора.

Имя Николая Туроверова плохо знают на его родине: на Дону, в России. А между тем это был видный поэт и деятель культуры русского зарубежья, оставивший многотомное поэтическое наследие.

———————-

Михаил Митрофанов: В гостях у «Эха Москвы в Благовещенске» хозяйка казачьей лавки и ателье «Аксинья» Елена Корнилова из Владивостока. Елена Юрьевна, здравствуйте!

Елена Корнилова: Здравствуйте!

М.М.: Как вы попали в Благовещенск? Вы здесь впервые?

Е.К.: В Благовещенске я не впервые. Я была по молодости лет, когда училась и в стройотряде ездила проводником, это были 70-80-е годы.

М.М.: В плацкартном вагоне?

Е.К.: Да. Народ более общительный, чем в купе.

М.М.: Вы были в Благовещенске довольно давно.

Е.К.: Да, но недавно был фестиваль, меня приглашали казаки. Я показывала нашу казачью культуру, привозила одежду. Очень трудно по всей России и по всему миру обеспечивать казаков их национальной одеждой, их форменным обмундированием. Лавок в России не так уж много, мы работаем уже шестой год.

М.М.: Вы говорите лавок не так много, а сколько их на Дальнем Востоке?

Е.К.: На Дальнем Востоке я одна. Наша лавка официальная и правильно одевает казаков.

М.М.: Есть еще лавки, которые неофициальные и неправильно одевают?

Е.К.: Люди же ищут, где подешевле, где-то не могут найти лучше, кому-то отдают пошить на группу людей, а потом смотришь и ужасаешься. Им на картинке показывают, какая должна быть форма, а как это сшить, никто не знает. Есть такие люди, которые дали мужскую рубашку и просят из нее сшить гимнастерку. Ее шьют, но внешне она больше похожа на рубашку армейского типа. Не всегда это правильно и точно сделано. Шить форму должны мастера, каждый должен делать то, что он делает профессионально.

М.М.: Кто определяет – мастер человек или нет? Есть какой-то стандарт? Или есть специальная комиссия, которая выдает лицензию?

Е.К.: В быту я всегда обшивала себя и свою семью сама.

М.М.: Обшивали в казачьих традициях?

Е.К.: Первую парочку я одела и сшила в 75 году.

М.М.: А как это было? Вы проснулись и решили, а давай-ка я что-нибудь сошью? Вас кто-то научил?

Е.К.: Я этническая казачка. Моя мама родилась и жила в Ростовской области, после войны и после концлагерей, которые она прошла, они попали в Казахстан, там она встретила моего папу.

М.М.: Их сослали туда?

Е.К.: Их освободили, а потом они проходили проверку. Эпоха тогда была: если попал в концлагерь, то не очень чистый человек. Моя мама окончила пожарный техникум, как инженер-профилактик она попала в тот район, где добывают уголь. Впоследствии это сказалось, и я стала тоже наследным пожарным. Я не тушила пожары, я была заместителем начальника отряда по снабжению. Племянник был водителем пожарной машины.

М.М.: В Благовещенск вы приехали на казачью конференцию?

Е.К.: Да.

М.М.: И вы здесь организовываете выставку?

Е.К.: Здесь будет проходить выставка на казачью тематику. Сказать, что мы возрождаем казачество, уже поздно – невозможно все время возрождать казачество. Казачество родилось, восстановилось, теперь главное – утвердиться, чтобы все было массово, потому что казаков по России и по миру много.

М.М.: Они неправильно одеваются? Или они разобщены?

Е.К.: Территориально у нас 12 казачьих войск в России. У каждого есть своя форма: реестровая, бытовая общественная и одежда для повседневной носки. Основная казачья лавка у нас в Москве, но она тоже не может обеспечить всех казаков.

Алексей Воскобойников: Спрос высокий?

Е.К.: Достаточно высокий. Не хочется себя хвалить, но мы пытаемся одеть казаков Дальнего Востока согласно тем старым традициям, которые были раньше. У нас в чем сложность? Сюда пришли казаки всех регионов: Дон, Кубань, Сибирь, Забайкалье, Амурская область. У нас на Дальнем Востоке представители практически всех войск.

М.М.: Если все тогда смешалось, то сейчас что? Эклектика какая-то в одежде, во всей атрибутике? Во что вы одеваете, если говорите, что все разное?

Е.К.: У нас в казачьих структурах много различных подразделений. У нас есть СКВРиЗ (Союз казаков-воинов России и зарубежья), есть атаман Водолацкий, есть атаман казачьих войск Ратиев, есть Союз казаков России, есть реестровые и много еще различных структур. А есть казаки, которые казаки по жизни, и им не нужна никакая другая структура. Они живут своей жизнью, они могут пойти на праздники, на которые могут пойти казаки, они одеваются в свою национальную одежду. Если у нас надо встать в строй, то у нас встанут все в гимнастерках или в бекешах. Встанут все одинаково красиво, потому что мы встречаем и верховных лиц, духовных лиц, и владыки к нам приезжают. Крестных ходов без казаков не бывает, мы несем церковную утварь, все наши регалии и надеваем форму той войсковой структуры, к которой мы приписаны. Но если у меня праздник, я имею право надеть одежду той территориальности, которая у меня по роду-племени.

М.М.: Есть одежда, различающаяся по войску, к которому вы приписаны, а есть – по внутренним ощущениям и традициям?

Е.К.: По роду-племени донской или кубанский, он имеет право ношения черкески с красными лампасами.

М.М.: Вы это все знаете?

Е.К.: В идеале очень трудно все знать, но я стараюсь почти все знать.

М.М.: Как все происходит? К вам обращаются и говорят, мы хотим что-то конкретное или посоветуйте нам и научите, во что одеваться?

Е.К.: Первый вопрос: приписаны ли вы к какому-либо обществу? Если человек говорит, что приписан (иногда человек затрудняется точно сказать структуру), то может назвать атамана и сотоварищей, но, как называется эта структура, не может. Если я знаю атамана, то я уже понимаю, какую ему нужно форму.

М.М.: Если о территориальности:например, я из Амурской области и живу в Райчихинске?

Е.К.: Я спрашиваю, вы реестровые или общинные? Если реестровый, то есть варианты: юдашкинская форма – пиджаки с карманами и с рубашками.

М.М.: В честь Валентина Юдашкина?

Е.К.: Это его работы. Это современность, казаки вынуждены надевать, как реестровую форму одежды, но мы мало кто любит.

М.М.: Вынуждены?

Е.К.: Потому что, если не вступишь в реестр, то многое тебе будет отказано.

А.В.: Есть еще один внешний вид – это сценический образ казака. Может быть, это профанация с точки зрения модельера то, что мы на сцене видим? Коллективы художественной самодеятельности, чтобы было удобно для танцев?

Е.К.: В прошлый мой приезд мы были на концерте, посвященном казакам, и у вас 50 на 50 это было идеально правильно, потому что сама казачья одежда подразумевает танцы, исполнение песен. Для удобства форма была исторически правильная, но для танца, есть маленькие нюансы. Я сама профессионально танцевала, я народник, может быть маленькое изменение во благо удобству. Но иногда руководители, которые начинают шить какие-то костюмы, например, у девочки платье будет зелено-оранжевое, и, значит, мальчику нужно сшить зеленое с оранжевым. У него получаются не желтые лампасы, а оранжевые, рубашка зеленая.

М.М.: А это неправильно?

Е.К.: Неправильно. Если делать форму, то ее нужно делать правильно, согласно твоему региону. Если ты показываешь танец кубанских казаков, то там должна быть черкеска, шаровары, кубанка. Если мы хотим показать, что мы амурские казаки песнями и танцами, то форма должна быть именно амурских казаков.

М.М.: Дорого стоит комплект казачьей формы для мужчины?

Е.К.: Смотря какой сезон. Первое, что надевает казак – это гимнастерка, штаны, сапоги, папаха и амуниция, все это стоит примерно 15 тысяч рублей.

А.В.: Папаха самая дорогая?

Е.К.: Сапоги.

М.М.: Все натуральное? Материал откуда берете?

Е.К.: Да. На Западе достаточно много фабрик. Самые хорошие шашки производят в Златоусте.

М.М.: А кожа и сапоги?

Е.К.: Сапоги для удобства всегда были хромовые.

М.М.: Вы сами их делаете?

Е.К.: У нас есть западные мастера. Я им звоню. Если нога нестандартная, мы ее обмеряем и заказываем. Через 3 дня в Благовещенск придет посылка с казачьими сапогами, которые сюда заказали. Дальше одевается бекеша или полушубок.

М.М.: Бекеша – это?

Е.К.: Полушубок определенного фасона. Если мы посмотрим «Тихий Дон», то Гришка Мелехов во время войны ходил в бекеше. Раньше часто использовали дубление, полушубки, сейчас это делается из шинельного сукна.

А.В.: Вы занимаетесь современной одеждой?

Е.К.: Обязательно.

А.В.: Я расскажу нашим радиослушателям. Елена Юрьевна пришла в толстовке, на ней изображены лихие всадники и написано: «Слава богу, мы казаки!». Это у вас делается?

Е.К.: Печатать такую вещь отдельно дороговато. На Западе есть оптовые компании, которые печатают для казаков. На футболках печать делается нашими, мы делаем печать Уссурийского казачьего войска, тексты придумываем и делаем сами. Если эксклюзивно, то делаем мы. Если это стандартно для многих регионов, то это делают московские регионы.

М.М.: Вы упомянули фильм «Тихий Дон», вы смотрели современную экранизацию? Скажите, а у вас много вопросов к художнику по костюмам?

Е.К.: По костюмам вопросов мало. Ну, знаете, как: «Ну не верю». Когда снимали старый фильм, они жили в станицах, они видели, как живут там, понимали, как надо говорить. Гутару нашему по-казачьи они учились среди народа. А здесь артистам сказали говорить такой текст, он его учит, и, когда этот текст читается, но не по-казачьи читается. Они пытаются, что-то сказать, но у них не получается.

Е.К.: Конкретно «Тихий Дон» для вас особая тема, и ателье не случайно называется «Аксинья»?

Е.К.: Не случайно. Аксинья – это имя первой казачки, которая вышла на всемирный экран. Я по роду-племени своему донская казачка. У меня было желание назвать «Гамазея», но это не всем понятно. Компаний «Аксинья» очень мало на рынке. Самая известная – это фабрика, которая производит сувенирную продукцию.

А.В.: «А» очень легко в каталогах искать.

М.М.: Я напомню нашим радиослушателям, что речь идет об экранизации фильма 1957- 1958 годов, где Аксинью играла Элина Быстрицкая.

Е.К.: Которая до сих пор казачка, все чины и подарки ей.

М.М.: Григория Мелехова играл Петр Глебов.

А.В.: Еще был один культовый фильм «Кубанские казаки», насколько аутентичны там были костюмы?

Е.К.: Там – в идеале, но единственное, когда фильм сейчас начали разукрашивать, то цветовая гамма… Я не знаю, кто консультировал, может быть, они решили, что надо так. Оказалось, что у некоторых кубанских казаков верх у кубанки был зеленого цвета, а должен быть красного цвета.

М.М.: Это самое главное замечание?

Е.К.: Да. По одежде по форме все правильно и идеально. Иногда просматриваю, какие нюансы, как рукавчик правильно сидит, какие оборочки. То, что мы любим и можем себе позволить, не всегда совпадает с тем, и поэтому стараешься что-то добавить или убрать. На сегодняшний день стилизованные костюмы, которые я ношу и мы шьем людям для постоянной носки, они не всегда похожи на ту парочку, которая с басочкой и юбки в рюшечках. Есть много интересных моделей, которые мы с удовольствием шьем.

М.М.: В фильме «Свинарка и пастух» тоже присутствуют казаки?

Е.К.: Да. В то время казаки не могли полностью головы поднять.

А.В.: В загоне немножко были?

Е.К.: Да.

М.М.: С одной стороны, кино про них снимали, но, с другой стороны, не особо показывали их как военных.

Е.К.: Их показывали, как жителей этого региона.

М.М.: Казаки – это национальность?

Е.К.: Это народ.

М.М.: Это образ жизни? Социум?

Е.К.: Как может быть дворянин и купец? Это сословие. То есть купец – казаком не может быть, два сословия невозможно смешать.

М.М.: Это не сословие. С другой стороны, казак может быть русским и украинцем?

Е.К.: Он может проживать на Кавказе, на Украине, в Молдавии, но нация, которая подразумевает свою речь, национальную одежду, у них свой специфический дух воина. Если сейчас скажут, что где-то беда, казаки в первую очередь пойдут. Когда начались действия Луганск – Донецк, даже дальневосточники участвовали в этих действиях, они защищали интересы народа, казаков – в первую очередь.

А.В.: Во время переписи населения казак пишет, что он казак?

Е.К.: Официально мы пишем. Есть вкладыш, и на них многие писали, что они казаки. Я писала – я казачка. Казачий род ведется от отца, у меня папа –не казак, у меня казачка – мама.

М.М.: Как получилось, что папа – не казак? Это не осуждалось? Это нормально?

Е.К.: Не осуждалось. Это была эпоха 50-х годов, когда не сильно говорили казак, казачка. Они жили в Караганде, 43 год, у папы немецкая фамилия, их высылали всех подальше, но встретились и создали семью. Я в 19 лет во Владивостоке встретила парня с чубом, который говорил: «Ох, как я жалкую, шо я тебя не там повстречал». Я говорю: «И о чем?». Он говорит: «Ты ж бы вышла за меня там, а тут же не поедешь». Я говорю: «Как? Не поеду. Поеду». И я поехала на Дон.

М.М.: Как снова оказались во Владивостоке?

Е.К.: Я не вписалась в казачью семью. Я, будучи замужем за казаком, уже имела статус казачки. И мои дети, и внуки –они уже казачата.

М.М.: Скажите, где можно увидеть выставку?

Е.К.: В Амурском областном доме народного творчества. Мы занимаем большую территорию, чтобы показать одежду, сувенирную продукцию, которую производят казаки всех регионов России.

М.М.: Там можно посмотреть и что-то приобрести?

Е.К.: У нас продукция казаков Великого Новгорода, Крымского казачьего региона, сибирского региона и наши изделия. 30 марта в 12 часов в Центральной библиотеке будет конференция, и там тоже будет экспозиция. Участники и ведущие праздника будут одеты в одежду произведенную нами.

М.М.: Желающие могут прийти, вход свободный. Спасибо большое.

 

———————-

14 марта 2018 года в Сибирском казачьем институте технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)» состоялась встреча кадет с известным российским путешественником, пилотом воздушного шара «Святая Русь» Валентином Ефремовым.

На встрече присутствовали духовник института иерей Олег Ганженко, хуторской атаман казачьего объединения «Казачья слобода» казачий полковик Сергей Хлызов, преподаватель института Олег Гардиенко и 60 кадет.

Воздухоплаватель рассказал, что сейчас совершает экспедицию «Россия от запада до востока», во время которой собирается пройти по северу нашей страны до мыса Дежнева – крайней материковой точки России и всей Евразии. Путешественник установит на мысе колокол и якорь памяти всех первопроходцев и первооткрывателей Земли Российской. Экспедиция совершается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Встречаясь с молодежью, Валентин Ефремов пропагандирует традиционный православный образ жизни и любовь к Родине. Всю свою жизнь он борется за экологию, за чистоту природы и призывает ребят беречь и любить природу, потому что это есть Божье творение.

Валентина Ефремова в первую очередь тянет в экспедиции не столько открытие новых просторов перед собой, сколько желание заинтересовать всех людей проблемами экологии. Так, его бесстрашный перелет над аномальной зоной озера Байкал (еще известной как Бермудский треугольник Байкала) на воздушном шаре, привлек внимание общественности к загрязнению озера и остановил поток отходов от целлюлозно-бумажного комбината.

В ходе встречи путешественник демонстрировал документальные фильмы об экспедициях на Северный полюс, озеро Байкал и др., рассказывал об опасностях и больших трудностях, возникающих у него на пути, но преодолеваемых с Божьей помощью.

В завершение встречи иерей Олег подарил гостю икону Спасителя, а кадеты – знамя омского казачьего института, чтобы оно осталось на мысе Дежнева. Но Валентин Ефремов предложил ставить на знамени печати тех городов и поселений, которые встретятся на его пути, а когда воздухоплаватель достигнет мыса – сам распишется на знамени и вернет его в институт. Эту идею все присутствующие единогласно поддержали и решили поместить знамя в музее института.

Путешественник обещал в мае вернуться в Омск и покатать воспитанников казачьего института на своем воздушном шаре «Святая Русь», а также приглашал записаться в Нижегородский клуб путешественников, председателем которого он является. Кадеты остались вдохновленными и выразили свое желание полетать.

———————-

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *