Сибирское
Казачество
31 декабря 2018 Просмотров: 51 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Новогодние поздравления \ Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной. Как возродилась легенда

С Новым годом 1

Ваше высокоблагородие! Господин атаман!

Уважаемый Геннадий Аркадьевич!

Сердечно поздравляю Вас, а в Вашем лице казаков братской Республики Беларусь и их семьи с наступающим Новым 2019 годом и светлым Рождеством Христовым! Новый год и Рождество – совершенно особенные и добрые праздники. Они пробуждают в душе каждого из нас большие ожидания и надежды – мы с надеждой смотрим в будущее в ожидании великих событий и добрых свершений. Пусть эти прекрасные праздничные дни станут началом яркого и счастливого Нового, 2019-го, года. Пусть они наполнят Ваши сердца радостью, дома – любовью ближних, а жизнь – верой. Пусть предстоящий год станет для всех нас временем плодотворной работы, реализации творческих планов, духовного совершенствования. Желаю Вам крепкого здоровья, хорошего новогоднего настроения, сохранения на долгие годы бодрости духа, неиссякаемой жизненной энергии!

 С уважением – войсковой старшина (подполковник в отставке и кавалер), ветеран боевых действий в Афганистане и Республике Мозамбик Александр НУРЕЕВ.

 

С Новым годом 2

ПОЗДРАВЛЕНИЯ ОТ КАЗАКОВ РАМЕШКОВСКОГО ХУТОРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ.

Уходящий год становится историей, историей в развитии российского казачества. На нас лежит огромная ответственность за возрождение казачества, а авторитет казачества нужно укрепить только повседневной созидательной работой, основанной на взаимном доверии и поддержке братьев – казаков.

Всем казакам, от мала до велика,
Сегодня, самый пламенный привет!
Судьба казачья с Родиною слита,
Служить Отчизне – казака обет!

Желаю, чтобы в Ваших домах всегда пребывали добро, мир и согласие. Пусть Светлый праздник Рождества Христова подарит Вам душевное спокойствие и радость бытия. Пусть навсегда останутся за нашим порогом несчастья, вражда и зависть – все то, что разъединяет людей.

Спасибо за сохранение казачьих традиций и истории!

Вам жизнь даёт бесценные советы…
Того, что есть, могло бы и не быть…
Представили?  За каждый лучик света
Учитесь жизнь свою благодарить …

 Атаман РХКО, есаул Сергей Корсаков.

———————-

Эй, кОзаки -кИзяки!

Такое вот письмо пришло сегодня в адрес КИАЦ:

Здорово дневали!

Не так давно на Вашем ресурсе (и не только) появилась информация о призыве отдельных граждан изменить наименование нашего народа.
В ответ на эти призывы,  просим опубликовать на Вашем ресурсе Открытое письмо Петра Севостьяновича Косова, а также мой отзыв на это письмо.
Ваш ресурс давно завоевал центральное место в информационном обеспечении казаков. И пользуется заслуженным уважением.
Данное письмо в Ваш адрес согласовано с П.С. Косовым. Ваши правки, грамматического характера, принимаются.

Спасибо.

С Уважением, Роман Манченков.

Выполняю просьбу Романа Манченкова.


Эй, кОзаки -кИзяки!

А иного обращения вы не заслуживаете. Ваше паскудное обращение прочел. И сразу вспомнил «Тихий Дон», когда казаку сказали, что его предки холопы. На что он ответил ёмко: «да ты ж поганка…».

В детстве, я задал однажды наивный вопрос отцу почему у нас в хуторе все деды бывшие белые, а красных дедов казаков не было? Он сказал: «Ну почему не было? Был один. Когда он назвался красным казаком, собственный батя, не взирая на возраст, зажал его голову между ног и бил ремнем, пока бляхой не разбил яйцы».

Хотел я было узнать у своего бати, как сложилась судьба красного казака. Но отец в жесткой форме мне ответил, что не достоин тот, чтобы о нём помнили. Куда-то ушел ночью. И больше его никто не видел.

Однажды я с тем же вопросом обратился к своей бабушке. Она старой веры была. А она мне так чинно и обыденно отвечает: «Так в нашем хуторе предателей не было, все у нас казаки».

Вот и подумай, кто вы такие? Разве казаки, что выставляете на показ такие срамные вопросы? Я гипотетически представил такую картину. Пришел бы я к деду своему, который чудом вернулся из эмиграции, перенеся нечеловеческие испытания, и сказал бы ему, что я «кОзак».

Дед, наверное, не убил бы меня. Уж очень любил. Но с этой минуты я для него перестал бы существовать и превратился в Изгоя. Вот такая судьба ждет на Дону кОзаков. Кто подал идею смены на «кОзаков», те шакалы в шкуре куркана. Да вы поди и таких слов не знаете.

Вы прикрываетесь поводом, реестровые себя казаками называют. Брешете, кОзаки! Я, когда приезжаю в Ростов-на-Дону, то вижу их бредущих во след полицейских. Когда сам в справе, то их останавливаю и заставляю поприветствовать меня, как старого казака. Как-то решил остановить патруль. Ребята честно признались, что не казаки по происхождению. А только работают «в казачестве». Я решил уточнить и спросил: «А чьих вы будете, что балакаете? Хохлы? Они как-то опустили головы, да так невнятно ответили: «Да диду. Прав ты. Наши предки из Малороссии». И справа на них гибридно-лётчицкая. Времен первых советских авиаторов. На нашу совсем не похожа.

Ты погань блеяла о каких-то запорожских корнях? Ну и дуй на родину передков. Надеюсь, в какой стороне и в какой стране искать своё место знаешь. Еще и казакам бред несешь про запорожцев. Да через два, максимум три поколения, (если оторваться от своего этноса, от среды) теряется всё. Язык и менталитет в том числе.

Вспомните Вишнивецкого (Байду), который с черкасами (запорожцами) пошел в предгорья Кавказа искать предков черкас. И что он нашел в Пятигорье- черкас? Нет. Он нашел кабардинцев и адыгов- черкесов, которые ничего общего с черкасами не имеют. Разошлись за 500- 600 лет их стежки-дорожки.

Реестр так зажат в юридических противоречиях, что ему из этого никогда не выбраться. По-настоящему службу им никто не даст. У нас в РФ только Кадыров имеет такую льготу. Они что не понимают, что атаман, это не атаман, а общественный деятель. А круг- не круг, это собрания тех же членов. И это сразу было ясно. Ну какой казак пойдет за десять тысяч рублей в месяц, шлындать по городу и ловить одиноких пикетчиков. Вот эти казаки, внуки малороссиян, и шастают по городу. Оставьте их в покое, они же казаками не хотят быть.

Теперь про Козаков и Малороссиян. Рекомендую Вам прочесть статью об украинизации казачьих областей. Да, действительно ряд станиц не расположены по Дону, Хопру, Донцу и Медведице и при наших прадедах были основаны и заселены малороссиянами. Так среди донцов появились Иваненковы, Левченковы, Чуприновы. И как я уже говорил, в третьем поколении, они все усвоили, все впитали и бились за казачий Присуд.

Да, в девяностые в казачье движение пришло немало с фамилиями Петренко, Рубин, Дзюба. Они и не скрывали свои малороссийские корни. И только отдельные затевали никчемные споры и рассказы – на тему, как называть «казачество» или «казацство», «казачий», или «казацкий».

Гордый этноним «казак» появился как минимум тысячу лет назад. Тысячу лет!!! Вдумайтесь казаки!!! Не только деды и прадеды, но пращуры себя так именовали. Через какие беды прошёл наш народ. Не один раз за тысячелетнюю историю казалось, что больше никогда никто не скажет: «я казак». Здесь и половецкий разбой, и исламизация ханом Узбеком Золотой орды. И занятие турками казачьей столицы Азова в 1471 году и карательная акция Петра и Мазепы 1708-1709гг.

24 января 1919 года мы будем вспоминать скорбную дату выхода Директивы оргбюро никакого не «расказачивания», а истребления казаков. Станица, казак, лампас- всё было под запретом. И никто не помыслил менять славное имя. Даже палачи в графе «национальность» писали «казак», чем усугубляли судьбу любого попавшего в их руки казака. Даже в конце 1940- х. годов тюремщики в справках, по случаю освобождения казака из заключения, писали в графе национальность- «казак».

Я держал в руках такие справки. Их отбирали при выдаче паспортов. И что теперь? Почему мы должны отдать поле сражения без боя? Даже без единого выстрела? А почему «КОзаки», а не «казахи» или «японцы» ли «чукчи».

На Кубани, под мощным давлением со стороны казаков, детям казаков выдают свидетельство о рождении, где в графе «национальность» значатся «Казак» или «Казачка». Что теперь снова идти в ЗАГС? «Малахольными» на Дону именуют таких КОзеков.

Кто чурается нашего исторического названия, которое берет свои корни в племенных сплетениях Дикого поля, тот действительно не имеет права называться казаком. Пусть хоть милицейский кОзак, хоть кизяк реестровый. Но перестаньте лить говно на наш народ и займитесь своими делами.

Слава тебе Господи, что мы Казаки и никто иные.

Казак Станицы Каргальской Петро Косов.

23.12.2018 г.


Отзыв на Открытое письмо Председателя союза ветеранов казачьего возрождения Дона П.С. Косова «Эй, кОзаки -кИзяки!», ставшее ответом на призыв неких «кОзаков» новой формации, отказаться нашему народу от своего исконного исторического наименования «казак».

Косова Петра Севостьяновича сейчас из современных «неоказаков» вряд ли кто помнит. А я его знаю около тридцати лет. Вспоминаю как я с моим батей- атаманом станицы Ольгинской, часто посещал наши казачьи мероприятия. Он первый из нас в 1991 году сказал, что казаки народ и нет у нас иного пути. Всё остальное от лукавого.

Это именно его потом мудрейший человек писатель Анатолий Вениаминович Калинин назовет » Спасителем России» за подвиги, которые он совершал при освобождении казаков, русских солдат и офицеров из чеченского плена. В количестве трёх сотен освободил. В России, СССР (думаю и в Мире) нет такой операции, когда сразу было освобождено 39 спецназовцев. А он, с нашими аксайскими казаками, сделал это.

Я его видел в разных ситуациях. Небольшого роста светловолосый с голубыми глазами. Он всегда спокоен, дипломатичен. Видимо эти качества позволили ему вести успешные переговоры с мятежными Дудаевым, Масхадовым, Басаевым. Иначе миссия, в воюющей Чечне не удалась бы.

Но все-таки два случая в его биографии, о которых я знаю, говорят о том, что внутри внешне спокойного человека скрыт вулкан и динамит.

Уже в начале этого столетия, в здании Администрации области, где размещался штаб ВКО ВВД, состоялся разговор. Сравнительно мирный по началу такой разговор. И один из атаманов нелестно отозвался о моём (теперь покойном) отце и наших казаках- станичниках. Пётр Севостьянович, стоявший прямо перед ним, вдруг со всей силы снизу врезал в челюсть говорящему. И тот не упал, а рухнул, снося по пути столы и стулья. До этого говорун всё хвастался, что каратист. Сам, если не в два раза выше, то значительно моложе и крупнее. Мы тогда договорились держать всё произошедшее в тайне. Долго потом рука у Петра Севостьяновича болела.

Второй случай я знаю уже со слов одного коллеги Косова по ингушскому периоду. В Республике Ингушетия шло заседание госсовета, членом которого был Косов П.С. Выступали поочерёдно. Один ингуш начал выступление со слов: «Вот казачкИ….» Косов резко встал и произнёс: » Магомед покинь заседание немедленно, иначе я…» Ингуш апеллировал к герою Советского Союза генералу Аушеву. Воцарилась минутная тишина. Аушев посмотрел на обеих и твёрдо сказал: «Магомед покинь зал.»

Косов сел на своё место. Магомеда больше никто не видел во дворце (здание бывшего Назрановского РК КПСС). А Косов продолжил свою миссию по освобождению военнопленных. Он в 1990-е годы много выступал. Мало и редко писал. С компьютером не дружил до недавнего времени. И стал его осваивать, когда полностью потерял слух и стал инвалидом.

И сейчас я думаю, что сподвигло старого казачину сесть за компьютер и дать отповедь? Таким был мой отец. Год назад покинувший нас навсегда.

«Эх, казаки, куда нам отступать? Нам этот бой на небесах зачтётся. А на Дону приятней помирать. Недаром вольным Дон у нас зовётся!» Это слова из любимой песни Петра Севостьяновича.

По всему видно он решил дать свой последний бой врагам казачества. И как он любит гутарить: «держитесь ляхи…». Для этого поколения слово КАЗАК не пустой звук. Не игра слов, а существо всей их жизни. Весь её смысл. Её альфа и омега.

Я целиком и полностью поддерживаю ветерана казачьего движения. Нет места среди нас вот таким кОзакам. Не позволим взорвать изнутри природных казаков. Чума на ихнюю крышу и анафема во веки веков.

Донской казак станицы Ольгинской Роман Манченков

25.12.2018 г.


На фото: Петр Севостьянович Косов

———————-

Круг - основа казачьего самоуправления!

17 декабря 2018 года, традиционно и в соответствии с Уставом, в Камешковском хуторском казачьем обществе прошел ежегодный отчетный Круг, на котором присутствовали все казаки общины в полном составе. Были заслушаны отчеты руководителей по направлениям деятельности. О проделанной работе перед казаками отчитались кошевой атаман Кочетков Е.Г., руководитель информационного отдела Папаева С.В., атаман общества Грибоедов А.А.

Кроме этого, казаки обсудили ряд волнующих вопросов, связанных с укреплением и улучшением имеющейся материальной базы хутора, оптимизацией работы информационного сайта казачьего общества. Обсуждались основные моменты работы с ФРШ «КАЗАРЛА». Так же на повестку дня выносились вопросы об экстренном оповещении казаков, взаимодействии с другими казачьими организациями, поддержкой братьев – казаков оказавшихся в МЛС и другие важные вопросы. Были спланировали основные мероприятия на будущий год.

По всем вопросам были приняты конкретные решения.

Слава Богу, что мы казаки!

 

 

 

 

———————-

Как отличить казаков этнических от граждан в казачьей форме, не имеющих казачьих корней

Предлагаемый вниманию казаков материал взят из соцсетей и приведен с незначительными  сокращениями. Принадлежит он двум авторам. Первым является протоиерей Елисей Елисеев. Судя по информации в Интернете, это российский религиозный и общественный деятель, настоятель старообрядческой церкви в селе Суходол Приморского края, член Общественной палаты Приморья. Второй — Атаман хуторского казачьего общества «Южное Бутово» Центрального казачьего войска, президент Фонда поддержки и возрождения традиций казачества «Казачья диаспора» Владимир Казарин.

Они затронули тему которая наверняка вызовет интерес у тех, кого мучает вопрос — как отличить казаков этнических от граждан в казачьей форме, не имеющих казачьих корней? Вот что они пишут.

Доброго здоровья!

Прошу прощения. Прошу потратить некоторое время на вопрос, который предлагается на рассмотрение…

Многие годы идет размывание понятий «казак», «казачество», «народ казачий». Этнические казаки говорят о продолжающимся геноциде нашего народа, о том, что ФАДН не считает нас народом и этносом в принципе. В то же время, реестровых государство превращает в ЧОП, всячески поддерживая и развивая новый вид «казачества»…

Конфликт налицо, конфликт не имеющий правового способа разрешения.

Некоторое время назад появилась мысль, как отделить этнических казаков от ДНК в казачьих костюмах.

Мой первый атаман Георгий Омельченко (УКВ) называл себя кОзаком. Он был по роду из запорожцев, так звалась его предки.

Я подумал, что «ларчик просто открывается» — отделить этнос от реестра может одна буква «о».

И вот сегодня интересный материал появился в Фейсбуке. Прошу обратить внимание. Почитать… Подумать…

Прошу разослать материал по всем знакомым казакам, как этническим, так и в реестре. Давайте подумаем…

М.б. это будет путь к окончанию гонений, признанию казачьего этноса и народосбережению…

С поклоном и наилучшими пожеланиями,

протоиерей Елисей Елисеев.


Владимир Казарин. «КОЗАК или КАЗАК?!»

БРАТЫ! Хочу обратиться ко всему честному, природному, родовому и служивому казачеству.

Может быть, я изобрету очередной велосипед, но давайте честно!

Всех уже давно задолбал всеобщий дебилизм в отношении понятия, такого слова, как «КАЗАК». Давайте честно скажем себе что мы казаки заблудились в 2 соснах.

Ну, объясните мне, почему слово «КЛЮЧ», воспринимается всегда в контексте того предложения, которые вы произносите, и ни у кого не возникает вопрос, когда увидите гаечный ключ, ключ для замочной скважины, ключ как природный родник. Здесь всё в порядке. Но как только слышу слово «казак», то полет фантазии зашкаливает до невозможных высот.

Я предлагаю сделать искусственное разделение слово «КАЗАК» на два слова — КОЗАК И КАЗАК.

Всех природных, родовых отнести к первому слову КОЗАК и, соответственно КАЗАК — это младший чин служивого казака казачьего общества, входящего в реестр казачьих обществ РФ.

Почему так, а не иначе?!

Отвечаю, потому что грамматически нам никто не даст изменить слово казак для реестрового казачьего общества, и мы в очередной раз просто поломаем кучу копий.

Поэтому я предлагаю просто в данной битве отступить принять на себя понятие «КОЗАК», как природный, как рождённый, как казак по роду и на этом поставить точку.

Буква «О» присутствует в словах рОдОвОй, рОжденный, прирОдный, это даст возможность избежать путаницы. В противном случае нас так и будут до скончания веков разводить между этими двумя соснами, ссорить друг с другом.

Я лично для себя хочу принять это понятие, и с сегодняшнего дня я буду в своих постах, в своих комментариях, в своей жизни в обращение к братам козакам и казакам, употреблять эти два разных слова. Если я буду слышать слово «казак», я буду понимать это, как младший чин реестрового казачьего общества. Если я буду слышать слово КОЗАК — это значит родовой природный рождённый Козаком.

Браты, я обращаюсь к вам: Вадим Табуров, Владимир Попов, Аркадий Казаков. И все, кто поддерживает родовое казачество. Прошу вас: давайте распространим это понятие во всех группах, на всех информационных ресурсах, которые нам доступны.

Я понимаю, что такие вопросы не решаются вот так в личном порядке, но ждать невозможно, когда казаки Дона, казаки Кубани соберутся и на каком-либо кругу в конце концов разделят эти два понятия. Поэтому я предлагаю начать с себя, а вы начните с себя.

Давайте дадим неделю на обсуждение, может быть, есть какие-то другие мнения по этим двум словам, и через неделю, однозначно, скажем как мы, вот мы с вами будем называть служивое казачество. И как мы будем называть родовое казачество, чтобы это максимально было понятно широкому неопределенному кругу лиц.

Браты, обращаюсь ко всем родовым природным, реестровым казакам, а также общественным казакам. Поддержите! Давайте хоть что-то сделаем для КОзаков и для Казачества в целом, что-то существенное, что в конце концов прекратит все эти распри. Прекратит всю эту войну между собой в умах наших и, в конце концов, даст нормальное развитие дальнейших событий.

Надеюсь на взаимопонимание и достижения конечного результата. СПАСИБО ВСЕМ.

———————-

Вышел в свет предновогодний выпуск газеты «Казачий КругЪ»

Вышел в свет предновогодний выпуск газеты «Казачий КругЪ»

Праздничный номер открывает интервью с тремя участницами традиционного конкурса «Донская красавица», которое вышло под заголовком «Не скупитесь на добро». Юные казачки делятся семейными традициями и секретом успеха.

Не передовице читатели найдут поздравление с Новым годом и Рождеством Христовым атамана Всевеликого войска Донского казачьего генерала В.Г. Гончарова. Читателей «Казачьего Круга» с наступающими праздниками также поздравляют в этом выпуске председатель комитета по делам национальностей и казачестве Волгоградской области Л.А. Титов, атаман Второго Донского округа А.А. Махин, атаман Усть-Медведицкого округа В.Ю. Гречишников, атаман Хопёрского округа Ю.М. Горбунов, атаман Волгоградского округа А.А. Кривенцев, атаман Волжского округа В.А. Сухоруков, а также духовник казаков Волгоградской области протоиерей Олег Кириченко.

В рубрике «Даты в нашей истории» вышел материал, посвящённый провозглашению 2019 года во Всевеликом войске Донском Годом истории и культуры донских казаков, а следующего 2020 года – Годом единения казачества. Автор рассуждает о современном состоянии казачества и месте казаков в системе координат российского общества накануне 450-летия служения донских казаков Российскому государству.

В рубрике «Доказано делом» вышла заметка, рассказывающая о прошедшем заседании штаба народных дружин Волгоградской области, на котором были подведены итоги деятельности в уходящем году. Из материала читатели узнают, какую оценку получили народные дружины в 2018 году и какие перспективы вырисовываются перед этими общественными структурами в будущем.

Традиционная рубрика «Казачья кухня» и её автор Светлана Жданова порадуют читателей рецептами праздничных блюд для рождественского стола, в том числе старинного казачьего блюда, известного с XIX века – баранины с овощами – рецепт которого восстановлен благодаря рассказам старожил Старочеркасской станицы.

Ссылка на издание: http://www.don-kazak.ru/Kazachy_Krug_28_12_2018_%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82.pdf

———————-

В Новошахтинске состоялась товарищеский турнир по правилам вольной борьбы

В Новошахтинске состоялась товарищеский турнир по правилам вольной борьбы

Организаторами мероприятия выступили заместитель атамана городского казачьего общества «Новошахтинское» Петр Доценко, тренер по вольной борьбе Георгий Убирия, представители Новошахтинского автотранспортного техникума им. Героя Советского Союза И.Г. Вернигоренко Светлана Котова, Татьяна Сумская, Людмила Коваль.

Товарищеская встреча прошла в формате турнира по вольной борьбе, но по облегченным правилам: дети до 12 лет боролись 2 периода по 1,5 минуты, предварительные поединки у юношей 12-18 лет длились 2 периода по 2 минуты, финальные встречи у взрослых спортсменов — 2 периода по 3 минуты, согласно, официальных правил вольной борьбы.

Всего в турнире приняли участие около 30 девушек и юношей. Спортсмены представили секцию вольной борьбы тренера Георгия Убирия, секцию армейского рукопашного боя тренера Петра Доценко и секцию спортсменов Новошахтинского автотранспортного техникума.

В результате турнира чемпионами стали Валерия Петренко, Дарья Ожогина, Гоча Тыркин, Дамир Аторидшоев, Алена Любимова, Артур Лебедев, Владислав Лебедев, Арсений Кошинский, Ярослав Зайцев, Максим Губарев, Гульвер Убирия, Михаил Убирия, Алина Тыркина.

В завершении состоялось дружеское чаепитие для участников товарищеской встречи, все ребята получили новогодние подарки от Деда Мороза.

———————-

Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной. Как возродилась легенда

Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной. Как возродилась легенда

Даже провести четкую грань между выходцами из казачьих семей и всеми остальными кубанцами стало очень сложно. Но во время Великой Отечественной войны боевое наследие Кубанского казачьего войска оказалось вновь востребованным.

О том, как это происходило, рассказывают Юга.ру вместе с историком Ильей Киселевым в рамках спецпроекта «75 лет освобождению Кубани».

Приказ Ворошилова

Начало этому процессу было положено еще до войны, в 1936 году, когда вышло постановление Центрального исполнительного комитета СССР «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА». На основании постановления 21 апреля вышел приказ народного комиссара обороны маршала Климента Ворошилова, в котором говорилось о переименовании ряда кавалерийских дивизий в казачьи. В числе прочих в приказе были указаны 12-я территориальная кавдивизия Северо-Кавказского военного округа, ставшая Кубанской, и 6-я кавалерийская дивизия Белорусского военного округа, превратившаяся в Кубано-Терскую.

 

В этих соединениях вводили форму одежды, соответствовавшую традициям казачества.

  • Повседневный вариант: кубанка, фуражка или пилотка, шинель, красный башлык, бешмет цвета хаки, синие общеармейские шаровары с красными кантами, общеармейские сапоги и общекавалерийское снаряжение.
  • Парадный вариант: кубанка, красный бешмет и башлык, темно-синяя черкеска, бурка, кавказские сапоги, кавказское снаряжение и кавказская шашка.

 

6-я Кубано-Терская казачья кавалерийская дивизия в сентябре 1939 года принимала участие в освобождении Западной Белоруссии, а 22 июня 1941-го встретила на печально известном Белостокском выступе. Она участвовала в тяжелых оборонительных боях, в числе других соединений Западного фронта оказалась в окружении, где и погибла. На базе 12-й кавалерийской дивизии перед войной была создана 56-я танковая дивизия, дислоцировавшаяся в Краснодарском крае. Ее боевой путь тоже оказался недолгим — в июле 1941-го ей присвоили имя 102-й, а в сентябре того же года переформировали в 144-ю танковую бригаду. В октябре 1941 года эта бригада оказалась в котле под Вязьмой и была уничтожена.

 

Кавалерийские дивизии легкого типа

С объявлением всеобщей мобилизации на смену пришли новые кубанские соединения. Их создание шло в соответствии с постановлением Ставки Главнокомандования от 5 июля 1941 года о формировании кавалерийских дивизий легкого типа. Всего летом 1941-го на Кубани появилось девять таких дивизий общей численностью более 27 тыс. человек — это более половины всех подобных соединений, направленных в действующую армию из Северо-Кавказского округа.

 

Решение советского военного руководства о создании почти сотни легких кавалерийских дивизий было вынужденным. Советской армии не хватало техники. В условиях Второй мировой войны не приходилось рассчитывать на атаки в конном строю, и кавалерия рассматривалась как дешевая замена мотопехоты, которая передвигается на лошадях, а сражается в пешем строю. По своей структуре и огневой мощи кавалерийская дивизия численностью немногим более 3 тыс. человек соответствовала стрелковой бригаде.

Кубань как одну из основных баз для формирования конных частей выбрали не случайно: советское командование учитывало наличие давних кубанских традиций.

 

Вместе с тем созданные буквально за несколько недель соединения не являлись казачьими ни по форме, ни по содержанию. Исключением оказалась, пожалуй, только 72-я кавалерийская дивизия. Ее формирование, занявшее почти четыре месяца, шло под непосредственным контролем крайкома ВКП(б). Возглавил соединение сподвижник С.М. Буденного, конармеец генерал-майор В.И. Книга, а в его составе оказались представители партийного и комсомольского актива региона. 72-я кавалерийская дивизия получила казачье обмундирование и должна была представлять Краснодарский край на фронте. Но в мае 1942 года «показательная» дивизия разделила судьбу войск Крымского фронта, потерпевших жестокое поражение на Керченском полуострове. В боях и во время эвакуации на Таманский полуостров кубанские кавалеристы потеряли все тяжелое вооружение и лошадей.

Из остатков дивизии по решению командующего Северо-Кавказским фронтом маршала С.М. Буденного была сформирована 40-я отдельная мотострелковая бригада. Под командованием полковника, а впоследствии генерал-майора Н.Ф. Цепляева это соединение вело тяжелые оборонительные бои на Кубани в августе 1942-го, совершило переход через Главный Кавказский хребет, а затем сражалось на туапсинском направлении. Участвуя в освобождении родного края, 12 февраля 1943 года солдаты и офицеры бригады одними из первых вступили в Краснодар.

Впрочем, и другие конные соединения с Кубани оказались втянуты в кровопролитные бои весны и лета 1942 года, в ходе которых понесли значительные потери. Из их числа только 50-я кавдивизия пережила первый год войны и получила наименование 3-й гвардейской. Ее бойцы и командиры отличились при обороне Москвы, в том числе и на волоколамском направлении, бок о бок со знаменитой 316-й панфиловской стрелковой дивизией. Находясь в составе 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Л.М. Доватора, дивизия совершила рейд по тылам немецких войск. В дальнейшем ее боевой путь пролегал через Белоруссию, Польшу и завершился в Германии.

Помимо нее такую честь заслужили лишь дивизии 17-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса, ставшего 4-м гвардейским. Ополченческие дивизии будущего корпуса создали по инициативе руководства Краснодарского края на основе добровольческих казачьих сотен. Туда попадали жители Кубани, которые по каким-либо причинам не подлежали призыву. Обмундирование и снаряжение они подбирали сами, и вполне естественно, что оно соответствовало традициям кубанского казачества. Приказом наркома обороны Сталина от 4 января эти соединения получили наименование 10-й, 12-й и 13-й кубанских кавалерийских дивизий, образовав 17-й кавкорпус численностью 13,5 тыс. человек. Для их снаряжения Краснодарский край выделил 13 тыс. лошадей, конскую упряжь и седла, холодное оружие. 10-ю кубанскую дивизию вскоре расформировали, а в состав корпуса включили две добровольческие дивизии донских казаков.

За высокие боевые качества, проявленные в оборонительной операции на Кубани в августе 1942-го, конники кубанского корпуса под командованием генерал-майора Н.Я Кириченко и входящие в него подразделения получили звание гвардейских. Наибольшую славу казакам корпуса принесли бои в районе Кущевской 31 июля — 2 августа 1942 года.

 

Казаки 4-го гв. кавалерийского корпуса на марше, 1942 год

    • Казаки 4-го гв. кавалерийского корпуса на марше, 1942 год © Фото с сайта waralbum.ru

Осенью 1942 года кубанские, а вслед за ними и донские дивизии были переброшены в восточные районы Кавказа и до конца года вели бои в калмыцких степях. Обсуждались планы создания на основе 4-го гвардейского корпуса целой конной армии, но дело ограничилось выделением донских дивизий в 5-й гвардейский кавалерийский корпус. Вплоть до окончания Великой Отечественной войны 4-й гвардейский кавалерийский корпус находился в действующей армии, участвовал в освобождении Ставрополья, Кубани, Дона и Украины, стран Восточной Европы. После окончания боевых действий он дислоцировался на территории Кубани и Ставрополья, а летом 1946-го был переформирован в 4-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию. Свое существование она прекратила только в сентябре 1955-го. В этом году в советских Вооруженных силах кавалерия как род войск перестала существовать.

9-я пластунская стрелковая дивизия

Последним опытом советского руководства в деле создания кубанских казачьих частей стало формирование соединения пластунов на базе 9-й горнострелковой дивизии. Сама дивизия имела богатые боевые традиции еще со времен Гражданской войны, на ее счету было участие в битве за Кавказ.

В 1943 году в 9-ю Краснодарскую пластунскую дивизию вошли более 10,5 тыс. человек, из них около 6,5 тыс. были призваны в Краснодарском крае. В качестве парадного обмундирования солдаты и офицеры получили черкески, а кубанки стали частью повседневной формы. Они получили редкую для армии военного времени привилегию возвращаться после ранения в свою воинскую часть, тогда как большинство военнослужащих сухопутных войск из госпиталей попадали в запасные части, а затем распределялись по самым разным подразделениям. А вот существенных особенностей в тактике действий пластунов не было. Идея о том, чтобы бесшумно выдвигаться к позициям противника и атаковать их с применением исключительно холодного оружия — как это было в начале и середине XIX века — была исключена суровыми реалиями войны.

В связи со своим особым статусом 9-я пластунская дивизия оставалась на Кубани и фактически не участвовала в боевых действиях до весны 1944 года. Возглавил дивизию генерал-майор П.И. Метальников, под командованием которого пластуны прошли с боями по земле Западной Украины, Польши, Германии и Чехословакии.

 

16 сентября 1945 года казаков-пластунов встречали на родине. Вот запись из журнала боевых действий дивизии: «Дороги, по которым проходили пластунские полки, были наполнены людьми и устланы цветами. На дорогах останавливали колонны с хлебом и солью, трудящиеся Краснодарского края, знатные люди края и старейшие представители славного Кубанского Казачества. Встреча с казаками-пластунами явилась большим народным праздником всех трудящихся г. Краснодара и Краснодарского края. В частях и подразделениях состоялся торжественный обед».

Конечно, казачьи подразделения времен Великой Отечественной войны — это совсем не те соединения, которые Кубанское казачье войско выставляло до 1917‑го. Жители Краснодарского края составляли основу этих подразделений лишь во время мобилизации. В дальнейшем кубанские дивизии пополнялись военнослужащими из разных регионов страны. Исключением, пожалуй, были только 4-й гвардейский кавалерийский корпус и 9-я пластунская дивизия, с которыми руководство и население края поддерживали связь всю войну. Но и в них было немало тех, кто не являлись кубанцами (особенно среди командного состава). Да и среди самих кубанцев далеко не все были выходцами из казачьих семей. Официально отсутствовала в кубанских частях и важнейшая духовная основа традиционной казачьей жизни — православная вера.

Но все же это позволило продолжить существование и передать опыт хранителей многих воинских традиций казачества, элементов казачьей культуры. К ним приобщались даже те, кто по своему происхождению к кубанскому казачеству не относился. В казачьих подраздениях времен Великой Отечественной войны служили десятки тысяч выходцев с Кубани.

Вместе с тем не стоит забывать, что в 1941–1942 годах в Краснодарском крае было мобилизовано около 600 тыс. человек. Еще по меньшей мере 150 тыс. призывников регион направил в армию в 1943–1944 годах. А значит, большинство кубанцев сражались в самых разных частях и соединениях, на всех фронтах и во всех родах войск.

 

Казаки на службе фашистской Германии

Существование казачьих частей в Красной армии, несомненно, оказывало влияние и на солдат противника, которые традиционно считали казаков опасными врагами. Но нельзя не упомянуть и о фактах сотрудничества с Германией отдельных представителей кубанского казачества из числа белоэмигрантов и советских граждан. Причины этого явления, равно как и политическая сторона коллаборационизма, очень сложны. Но если взглянуть на то, какие формирования создавались и обозначались немцами как казачьи, становится очевидным следующее.

Поначалу это были отдельные роты или батальоны из числа советских военнопленных. В 1942 году германскому командованию удалось укомплектовать ими несколько полков. Но даже после захвата части территории Кубани добровольцев было относительно немного. Немцам не удалось завершить формирование единственной кубанской кавалерийской дивизии. Только на завершающем этапе войны противник создал казачий кавалерийский корпус, укомплектованный выходцами из различных регионов и даже теми, кто не имел казачьего происхождения.

В большинстве своем казачьи подразделения использовались Германией в качестве вспомогательных или полицейских сил, своеобразных «колониальных» войск. Их создание в условиях тотальной войны во многом оказалось вынужденной мерой. В Красной армии, напротив, из кубанских казаков формировали полноценные боевые соединения, многие которых стали элитой советских Вооруженных сил.

Пожалуй, это и подчеркивает принципиальное различие, которое было между воевавшими по разные стороны фронта. Одни из них встали на защиту своей страны и своих соотечественников, другие приняли сторону захватчиков. И первых оказалось гораздо больше, чем последних.

 

———————-

В Ростовской области начали подготовку к проведению VI Всемирного конгресса казаков

В Ростовской области начали подготовку к проведению VI Всемирного конгресса казаков

Сегодня, 21 декабря, в областном правительстве прошло первое заседание организационного комитета по подготовке и проведению в 2020 году VI Всемирного конгресса казаков и празднования 450-летия служения донских казаков Российскому государству.

Заседание прошло под председательством заместителя губернатора Ростовской области Михаила Корнеева.

В работе приняли участие представители органов исполнительной власти, Законодательного Собрания Ростовской области, территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, органов местного самоуправления, учреждений образования и культуры.

Были определены основные направления деятельности по подготовке к проведению конгресса: разработка «дорожной карты», организация межведомственного взаимодействия, в частности, с Министерством иностранных дел РФ, с целью получения информации о казаках, проживающих за рубежом и готовых принять участие в конгрессе и др.

— Этот конгресс имеет огромное значение не только для Ростовской области, но и для всего казачества в целом. И он находится на особом контроле у губернатора. Утвержден состав оргкомитета, основной задачей которого является подготовка к проведению этого мероприятия на высочайшем уровне, — подчеркнул заместитель губернатора Ростовской области Михаил Корнеев.

Напомним, конгресс планируется провести в столице донского казачества – городе Новочеркасске. В нем примут участие делегации всех войсковых казачьих обществ Российской Федерации, а также представители общественных объединений казаков, и казаки, проживающие за рубежом. Предполагается, что на конгресс соберутся более 400 казаков из России, дальнего и ближнего зарубежья.

Председатель оргкомитета Михаил Корнеев дал поручение создать рабочую группу, разработать символику и девиз VI Всемирного конгресса казаков.

———————-

29 декабря 1932 года в СССР установлено почетное звание «Ворошиловский стрелок» 1-й и 2-й степеней

29 декабря 1932 года в СССР установлено почетное звание «Ворошиловский стрелок» 1-й и 2-й степеней

Значок «Ворошиловский стрелок» 29 декабря 1932 года в честь председателя Реввоенсовета СССР, наркома по военным и морским делам Климента Ефремовича Ворошилова — «отличного стрелка из всех видов стрелкового оружия», Центральный комитет Осоавиахима установил почетное звание «Ворошиловский стрелок» 1-й и 2-й степеней, присваиваемое с вручением соответствующего нагрудного значка.

Подготовка ворошиловских стрелков стала неотъемлемой частью оборонно-массовой работы и вскоре была превращена в широкое движение трудящихся, молодежи за овладение стрелковым делом.

Осенью 1934 года в Бауманском районе Москвы открылся первый в стране клуб Ворошиловских стрелков, который первым представлял оборонное Общество на международных соревнованиях, где встретились команды клуба Ворошиловских стрелков и команда Портсмутского стрелкового клуба США.

Победили москвичи, выбившие на 207 очков больше американских спортсменов. Изготовлялся знак в различных организациях, в том числе и на Ленинградском монетном дворе (ЛМД). Всего было выпущено почти 700 тысяч экземпляров «Ворошиловского стрелка», а общее количество награждений по разным сведениям достигло 6-9 миллионов. В Рабоче-Крестьянской Красной Армии награждения знаком «Ворошиловский стрелок» проводились с 1934 года до мая 1939 года, когда появилась награда «За отличную стрельбу РККА», а в оборонных организациях звание присваивали вплоть до начала Великой Отечественной Войны.

———————-

30 декабря 1922 года образован Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

30 декабря 1922 года образован Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) — бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье — по численности населения. СССР занимал восточную половину Европы и северную треть Азии.

СССР был создан 30 декабря 1922 года, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР. Эта дата, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с Украинской и Белорусской советскими социалистическими республиками и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой, и считается днем образования СССР. Эти республики возникли после Октябрьской революции 1917 года и распада Российской империи.

Первоначально в состав СССР вошли только эти четыре союзные республики, а в последующие годы были созданы и вошли в состав СССР и другие. С 1956 по 1991 год в состав СССР входили 15 союзных республик: Российская СФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР.

Являясь крупной и мощной страной, с богатым экономическим потенциалом, занимая ведущее место в мире по запасам многих полезных ископаемых, страной богатейших культурных традиций, СССР за годы своего существования пережил разные периоды — были достижения и потери.

Однако, к концу 1980-х годов изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками и к радикальным изменениям политической ситуации в стране. В результате, в 1990 году все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, а произошедшие события в Москве в августе 1991 года ускорили процесс распада СССР.

К сентябрю 1991 года из Союза вышли Литва, Латвия и Эстония. 8 декабря 1991 года руководители РСФСР, Украины и Белоруссии на встрече в Беловежской Пуще объявили, что СССР перестал существовать, и договорились сформировать новую ассоциацию — Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате руководители 11 республик подписали протокол об образовании этого содружества. 25 декабря первый и последний президент СССР Михаил Горбачев ушел в отставку, и на следующий день СССР был распущен.
Источник: Белказак, КАИЦ, КАИЦ, КАИЦ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *