Сибирское
Казачество
28 апреля 2019 Просмотров: 12 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Мифы о Репине. Репин — отец соцреализма

Невозможно узнать, как отнесся бы Репин к известию, что он — отец соцреализма: это культурное явление случилось уже после его смерти. Он, пожалуй, был бы очень удивлен — как самой идеей соцреализма, так и своей к нему причастностью.

История вопроса

Социалистический реализм как термин появился (как считается) в 1934 году на съезде советских писателей. Тогда основы этого культурного направления были утверждены для литературы, а позже перенеслись и на изобразительное искусство. Соцреализм прославлял ценности общества будущего, а за основной сюжет брал радость производственных будней советского народа. Главным заказчиком стало государство: именно оно указывало, какие идеи должно продвигать новое искусство. Репин, который всегда однозначно высказывался о том, что художник полностью свободен в выборе того, что он изображает, вряд ли смог бы работать по чьей-то указке. Тем более вряд ли по указке огромной государственной машины: агитирующей, пропагандирующей и направляющей ход общественной мысли в то русло, которое было необходимо для политических целей.

«17 октября 1905 г.», 1907–1911 гг.
«17 октября 1905 г.», 1907–1911 гг.

Однако соцреализм быстро «освоил» Репина и прибрал к рукам его наследие. Почему бы не сделать из знаменитого художника выразителя интересов молодого государства? Почему бы не заявить, что Репин — который уже ничего не мог на это возразить, — разделял социалистические взгляды? Что еще задолго до революции он соглашался с ее идеалами — что было отчасти верно, но очень условно. Что, если бы он был жив, гордо понес бы светлое социалистическое знамя в столь же светлое социалистическое будущее.

Благодаря такому позиционированию советских властей Илью Репина долгие годы воспринимали именно в таком формате: провозвестником соцреализма. Его многогранные работы свелись к выгодным для пропагандистской машины идеям: народничеству и социально-критическому пафосу. Но можно ли было загонять этого масштабного художника в рамки? Конечно, нет. Еще при его жизни люди, которые могли говорить с ним напрямую, не всегда понимали, как именно трактовать Репина. Художника «подтянули» к соцреализму, потому что это было удобно.

Репин и большевики

Яркий пример того, как искажались факты в угоду текущим целям, — картина «Отказ от исповеди». Репин написал ее под впечатлением от стихотворения «Исповедь осужденного» Николая Минского, которое представляет собой диалог между осужденным и священником, пришедшим его исповедовать. «Я помню, как мы с Вами вместе, лет десяток тому назад, читали „Исповедь“ и как мы метались, словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные», — вспоминал Репин в письме Владимиру Стасову.

«Перед исповедью» («Отказ от исповеди»), 1879–1885 гг.
«Перед исповедью» («Отказ от исповеди»), 1879–1885 гг.

Классическая известная трактовка картины: изможденный осужденный презрительно и гордо глядит на священника, явившегося его исповедовать. Зачем ему исповедь? Ведь он, революционер и бунтарь, был прав во всех своих идеях и поступках. Но вот в чем загвоздка: оригинальное авторское название картины — «Перед исповедью», и оно в корне меняет суть дела. Если более известное название «Отказ от исповеди» — кстати, присвоенное картине уже в 1936 году, после смерти художника, — дает однозначное толкование, то репинское название — «Перед исповедью» — только ставит вопрос, но ничего не утверждает. Будет ли исповедоваться этот человек? Какова природа его грехов? Это решает сам смотрящий.

Некоторые работы Репина действительно отвечали запросу соцреализма и легко вписывались в создаваемый образ просоциалистического художника. Например, его замечательные портреты простых рабочих, сильных крестьян, честным тяжелым трудом зарабатывающих себе на хлеб, или картины на социально острые темы о том, как «выдохлась» царская Россия. Однако он писал и произведения, которые откровенно критиковали и порицали происходившие после революции изменения.

«Большевики» («Солдаты Троцкого отнимают хлеб у мальчика»), 1908 год
«Большевики» («Солдаты Троцкого отнимают хлеб у мальчика»), 1918 год

Картина «Большевики» была создана по мотивам слухов, которые доходили до Репина во время его вынужденной изоляции в Финляндии. Одна знакомая рассказала ему, как стала свидетельницей неприятного инцидента: пьяные солдаты отнимали у испуганной девочки хлеб. Безобразные изверги в солдатских шинелях на картине Репина бросаются на мальчика, напрочь забыв о добродетели и высоких идеалах, которые скандировала революция. Репин был напуган. «Наступает эпоха хулиганства», — писал он. На родине художника о существовании этой картины даже не знали, хотя сам он считал ее эпохальной. Искусствовед Михаил Каменский говорил, что «Большевики» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно». На нем зажимание крестьян, репрессии, «народные мстители» и настоящие, страшные лица представителей новой власти. Картина осела в частных коллекциях и просто физически не посещала СССР.

Поколение оттепели 70-х годов очень тяжело относилось к Репину. Старательно выписанный образ соцреалистического художника никак не вязался с внезапно подувшим ветерком свободы. Люди устали от навязанного репинского образа, для которого были естественны такие описания: «В каторжном труде бурлаков художник увидел яркий пример беспощадной эксплуатации простого народа, бесправного и униженного, но таящего великие силы и готового пробудиться и разогнуть спину». Или: «Крестьянская тема тесно связана в творчестве Репина с темой революционного движения. В ряде картин художник запечатлел образы героев борьбы за народное освобождение».

Репин не имел отношения к соцреализму

Сегодня мы видим, что то, что происходило с образом Ильи Репина, — конфликт интерпретаций. Сначала он был художником-передвижником. Потом стал художником- народником и проповедником. Потом — революционером. Потом преобразовался в отца соцреализма, к которому, как мы видим сегодня, не имел ни малейшего отношения. Каждая эпоха пыталась интерпретировать творчество Репина (и «приватизировать» его) по-своему, и это еще раз доказывает: его талант был настолько масштабен и широк, что мог вместить любую трактовку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *