Сибирское
Казачество
21 апреля 2019 Просмотров: 33 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Кривощековский вариант появления Новосибирска : серия статей о роли казачества в истории города

Предисловие

В 2013 году город Новосибирск отмечает 120 день рождения. За эти годы поселок на правом берегу Оби превратился в мегаполис. Первоначально поселок назывался Александровский. После смерти императора Александра III, оставившего о себе недобрую память в глазах жителей названием «нахаловка», поселок был переименован в честь здравствующего царя Николая II в Новониколаевск.

Поселок быстро рос. Менялся его статус. Через 10 лет, после начала строительства железнодорожного моста, поселок Новониколаевский Кривощековской волости, Колыванского уезда, Томской губернии превратился в безуездный город Новониколаевск.

Координаты Новосибирска

5501 — северной широты

8255— восточной долготы

Рожденный в конце XIX века в период бурного развития капитализма в России и освоения Россией восточных территорий город – акселерат, город – выскочка сделал новый рывок в период Советской индустриализации.

После вихря революций и урагана гражданской войны родилась новая страна. Появляется новое административное деление. В декабре 1925 года образован Западно-Сибирский край. Центром края становится город Новосибирск, переименованный из Новониколаевска в те же самые декабрьские дни.

Безуездный город Томской губернии становится центром обширного региона и некоронованной столицей Сибири.

         Иногда возникает вопрос: «Почему именно на правом берегу Оби  возник поселок строителей железнодорожного моста, а не на обжитом левом берегу? По-видимому, причин несколько. Первая – поселок на правом берегу был рядом со стройкой. Вторая – земли, начиная с правого берега Оби, до Тихого океана принадлежали Кабинету, т.е. фактически царствующему дому Романовых, следовательно, налоги за аренду земли шли в царскую казну. Это – экономическая составляющая. Позднее, когда городу требовались земли, он вынужден был выкупать их.

В новом поселке усиленно застраивались овраги по берегам рек Каменки и Ельцовки 1-й, т.к. арендная плата за неудобицу была самой низкой.

При утверждении Кривощековского варианта строительства железнодорожного моста на первый план выходила экономическая сторона – он был значительно дешевле других предлагаемых вариантов. Александр III, как рачительный хозяин руководствовался  заветами Петра I «…дабы казну зряшно не разорять» утвердил Кривощековский вариант.

Через 2 года Указ Александра III начал претворяться в жизнь. 30 апреля 1893 года  к правому берегу Оби в месте впадения в неё реки Каменка причалил караван барж, доставивший строителей и строительные материалы.

Развертывается строительство поселка и подготовка к закладке первой опоры будущего моста.

Слова Указа Александра III, о начале строительства Сибирской железной дороги, выбитые на постаменте памятника. 2012г.

Новая деревня на правом берегу

Принято считать, что именно со строительства железнодорожного моста на Транссибирской магистрали начинается история Новосибирска. Однако, это – вопрос спорный. Имеется немало документов подтверждающих, что еще до начала строительства железнодорожного моста на правом берегу существовало поселение, которое известно под различными названиями: «Кривощековский выселок»,  «Новая деревня» — селение  «Новониколаевское».


Трасса железной дороги по берегам р. Оби с мостовым переходом у села
Б. Кривощеково и населенные пункты, существовавшие до начала
строительства железнодорожного моста. ****

На приведенной схеме показаны селения по берегам Оби, в т.ч. Кривощековский выселок. Обратите еще на одну деталь схемы. Большое Кривощеково  показано на берегу Оби и рассечено трассой железной дороги.

В «Музее истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГАХА» хранятся материалы Зайцева Кузьмы Петровича, кандидата архитектуры, члена Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и культуры. Независимый историк, как называет себя К.П. Зайцев, представляет доказательства, что на правом берегу реки Оби вблизи устья Каменки существовал Кривощековский выселок. В его статье «ГОРОД НАЧАТ ЗАКАМЕНСКОЙ СТОРОНОЙ» приведен план выселка Кривощековской и Закаменской части Кривощековской волости. На плане показаны поселения на левом и правом берегах, а также  переправы через реку Обь.

О поселке, существовавшем на правом берегу до начала строительства железнодорожного моста, упоминает Н.Г. Гарин-Михайловский. В Дневнике «Карандашом с натуры» он пишет: «Изменение первоначального проекта – моя заслуга, и я с удовлетворением теперь смотрю, что в постройке намеченная мною линия не изменена. Я с удовольствием смотрю, что как разросся на той стороне бывший в 1891 году поселок, называвшийся Новой деревней. Теперь это уже целый городок, и я уже не вижу среди его обитателей прежней кучки смиренных, низкорослых вятичей, год-другой до начала постройки поселившихся было здесь». 17 июля 1898г., ст. Кривощеково.

«С началом строительства железнодорожного моста село Новониколаевское было приговорено к переселению на новые участки застройки. Топоним «Новониколаевское» незаметно затерялось в бурном ходе начинавшегося строительства железной дороги и нескончаемом потоке приезжающих рабочих-строителей и торговцев в будущий город на берегу сибирской реки Оби». Из статьи К.П. Зайцева «НОВАЯ ДЕРЕВНЯ» – село «НОВОНИКОЛАЕВСКОЕ».

Поверим документальным источникам о существовании поселения на правом берегу и продолжим путешествие в прошлое.


План выселка Кривощековской и Закаменской части Кривощековской волости. **

Россия в последней четверти XIX века.

По-видимому, следует обрисовать политическое положение России. С середины XIX века. Россия осваивает южную часть Дальнего Востока (Приморье), которая, благодаря открытиям Г.И. Невельского, была присоединена к России. Россия получает выход в Японское море. На берегу Амурского залива закладывается город Владивосток с прекрасной бухтой Золотой рог. Однако, Амурский залив иногда замерзает, что создавало определенные трудности при базировании военно-морского флота. С целью укрепления позиций на Дальнем Востоке в 1891 году Россия получает у Китая в аренду на 45 лет южную часть Ляодунского полуострова, где строится военно-морская база Порт-Артур и город Дальний с выходом в незамерзающее Желтое море.

Строится Владивосток. В 1891 году цесаревич Николай Александрович из Японии прибывает во Владивосток. Рана, нанесенная мечом японского полицейского, не помешала цесаревичу участвовать в закладке строительства Транссибирской магистрали. От Владивостока до Москвы почти 10000 километров, а до Санкт-Петербурга ещё дальше.


Владивосток. Железнодорожный вокзал. Ровесник Транссиба. ****

Свое начало железные дороги России берут от Царскосельской железной дороги, которая соединила Санкт-Петербург с Царским селом в 1837 году. За прошедшие полвека были построены многие железные дороги. В восточном направлении железная дорога доходила до Екатеринбурга и Челябинска. До Владивостока оставалось каких-нибудь 7500 километров.

При Александре III Россия не вела ни одной войны, что и позволило выделить крупные средства на самую великую в мире железнодорожную стройку не только XIX века, но и вообще в истории.

Предстояло выполнить грандиозный проект по постройке Транссибирской железной дороги, которая должна была соединить скоростным транспортом западные и восточные территории Российской Империи. В последнее десятилетие XIX века одновременно от Тихого океана и от Урала началось осуществление масштабного проекта. На расстоянии семи с половиной тысяч километров необходимо было уложить стальные рельсы, построить мосты, виадуки, станции, депо и создать инфраструктуру. Железная дорога пролегала, зачастую, по малонаселенным и безлюдным местам. Прокладка железной дороги вызывала к жизни и промышленному развитию новые центры и города. Ярким примером такого развития является наш мегаполис, гордо именуемый Новосибирск. Российские инженеры имели огромный опыт прокладки железных дорог в безлюдных местах. Талант российских инженеров восхищал писателя – фантаста Жюля Верна. В своем романе «Клодиус Бомбарнак» описаны не только «путевые заметки репортера», а что, на мой взгляд, самое главное, он описал организацию строительства железных дорог в России и технические решения российских инженеров при прокладке Закаспийской железной дороги. Российскими инженерами-путейцами был разработан, как бы теперь сказали, вахтовый метод строительства железных дорог и строительные поезда.

Жюль Верн предполагал, что в России начнется строительство Великого Сибирского железнодорожного пути и, что  Закаспийская железная дорога соединиться с Транссибом. Правда, Жюль Верн прогнозировал стыковку железнодорожных магистралей в Омске. Даже буйная фантазия великого романиста не могла предвидеть, что две Великие железнодорожные магистрали в будущем соединятся в том месте, где во времена Жюля Верна не было намека на сколь-нибудь значимое поселение. Такого масштабного проекта, как строительство Транссиба, осуществленного за короткий срок, история земной цивилизации не знала. Темпы строительства железных дорог в Российской Империи были в два раза выше, чем в США.

В 70-х годах XIX века железные дороги России в восточном направлении доходили до Урала. Далее до Тихого океана существовал только Московский тракт, который пролегал в узкой полосе по широте и прерывался великими реками, текущими с юга на север. В местах переправ Московского тракта через реки  возникли города, которые имели оборонительное значение. Например, Тобольскна слиянии рек Тобол и Иртыш, Омск на реке Иртыш, Томск на реке Томь, Красноярск на реке Енисей, Иркутск на реке Ангара. В Забайкалье Московский тракт восточнее Читы уходил на север к Якутску, а от Якутска тракт шел к Охотскому морю.

Обратите внимание, что на берегах Оби в месте прохода Московского тракта не было крупного города. В тоже время южнее и севернее 55северной широты на отрезке примерно 250-300 километров издавна были известны переправы через Обь у Ордынска, (до 1420), Кирзы (1480), Bеpх-Сузуна (1526), Чингиса (1629), Бердска (1652), Кривощеково и Малое – Кривощеково (1698), Орт-Оры (1706), Ташары (1719), Дубровиной (до 1750) и многих местных «покосных» из прибрежных дере­вень. В местах переправ транзитных дорог устраивались «ряжи и сходни причалов» для ладей, барж, паузков, строились хлебные магазины (амбары), плотбища леса, заводи для ремонта и постройки весельных и парусных судов.


Новониколаевский поселок. 1893г. ****

 

 

 

 

 

 

 

Вид Ново-Николаевского поселка. 1898г. ****

Широкая колонизация Сибири началась по существу после походов Ермака. Форпостом колонизации являлся Тобольск. По сути, все древние города Сибири имеют примерно равный возраст и начинались они с постройки острогов (крепостей). Известны даты рождения крупных городов Сибири стоящих на Московском тракте: Тобольск (1586), Тюмень (1586), Омск (1716), Томск (1604), Красноярск (1628), Иркутск (1686), Якутск  (1632), Кузнецк (1617, после 1931 – Новокузнецк).

 

 

Томск. Вид с Воскресенской горы. 2005г.

Новосибирск единственный город Сибири, который не начинался с острога. Ближайший к Новосибирску Чаусский острог был в 60 верстах ниже по течению Оби. Почему именно там был поставлен острог, с точки зрения современного человека понять трудно? В Томске острог был поставлен  на высокой Воскресенской горе. В оборонительном значении – весьма прекрасное место. В Красноярске острог стоял на высоком берегу (на том месте в настоящее время стоит часовня). Нижегородский кремль стоит на высоком берегу у впадения Оки в Волгу. Почему наши предки не оценили для постройки острога на Ключ-Камышенское плато? Не будем строить догадки, и рассуждать, каким был бы наш город оцени казаки Ключ-Камышенское плато, т.к. история не признает сослагательного наклонения. Как говорится в известной оперетте: «Что выросло, то выросло»!

Разобравшись с политической обстановкой конца XIX века к моменту прокладки Транссибирской железной дороги и начала строительства железнодорожного моста через Обь обратим внимание на левобережье, где находятся корни будущего мегаполиса.

Освоение Верхнего Приобья

Существуют различные версии появления поселения Кривощекова. В конце XVII века старообрядцы основали на берегах Оби несколько поселений. В 1713 году старообрядцы помогли казакам Томской крепости поставить на протоке Оби Чаусский острог, который должен был защищать от набегов кочевников-джунгар хлеборобный район Верхнего Приобья. Новый хлебородный район должен был обеспечивать служилых людей хлебом. В зону ответственности Чаусского острога входила деревня на берегу Оби, поставленная по заданию воеводы казаком Федором Криницыным по прозвищу Кривощек.

Большинство сведений о создании поселения содержатся в документах горнорудных предприятий. Новое поселение развивалось с большой скоростью и быстро начало претендовать на выделение в административную единицу. К началу колонизации, которая имела массовый характер, поселение имело официальное название Кривощековская.

Не привыкший сидеть на месте Федор Криницын отправился на Алтай и к 1716 году заложил деревню под Барнаулом, которая также получила название Кривощековская. В этой деревне он прожил недолго, после  чего его следы теряются.

По другой версии Верхнее Приобье начинает заселяться преимущественно на левом берегу после прокладке через тайгу Московского тракта.

Зайцев К.П. собрал материалы, согласно которым волостное село Большое Кривощеково находилось на левом берегу в пойменной части. Село занимало территорию от берега Оби до возвышенности, занимаемого жилым массивом «Горский». Положение села Большое Кривощеково мы видели ранее на схеме трассы железной дороги по берегам р. Оби с мостовым переходом у села Б. Кривощеково

«История Большого Кривощекова»

Возникновение села Кривощекова интересует многих почитателей наследия далекого прошлого вашего города Новосибирска. Чтобы понять и оценить значение исчезнувшего с лица земли поселения следует в наше время более внимательно изучить его прошлое, которое определило появление нового, более успевающего поселения – города Новосибирска. К такому изучению мы и попытаемся пригласить почитателей истории города на Оби вместе пройти по памятным местам и датам, шаг за шагом в не столь отдаленное прошлое.

Дмитрий Панафидин при расспросе о его прошлом утверждал, что он в «деревню Кривощекову» перешел из деревни Панафидиной Чaуcского же ведомства 40 лет тому назад, построил свой двор и живет здесь «безвыходно». Допрос этот состоялся в 1748 году, что дает право определить и утверждать о существовании «деревни Кривощековой» уже в 1708 году. Была ли она поселена в несколько семей по Губернскому решению или на берегу около устья  левого притока Оби речки Тулы основатель-засельщик построил свой рыбацкий двор и к. нему подселялись «охочие люди» – деревня существовала как новое поселение.

В 1727 году в свет вышла карта собранной полуденной части Сибирской Губернии, на ней, в месте впадения речки Тулы, на берегу Оби за старицами, обозначено село «Кривощеково». Карта охватывает южную часть всей Западной Сибири, где нанесены реки, речки, ручьи и озера, населенные пункты по хозяйственному значению – город, слобода, село, деревня, поселье и оборонительное поселение – крепость, форпост, острог, застава и даже дозор. По приведенным признакам к 1727 году «Кривощеково» было уже селом с населением более 100 дворов обывателей, которые имели свое самоуправление и зависимые поселения о примыкающих окрестностях к Оби.

Кочевые племена «черных калмыков» и степняки-царевичи Кучума устраивали набеги на Барабу и Приобье, разоряя местное население и уводя в плен мужчин. Для предотвращения внезапности нашествия кочевых племен в лето 1750 года из Томской Воеводской канцелярии по острогам и форпостам было объявлено строгое незамедлительное распоряжение: «…селам и деревням …обнести кругом надолбами и рогатками, рвами и палисадами..». Были пёречислены все населенные пункты Приобья в том числе и «…Большой и Малый Кривощековых….». Это первое упоминание о Большой Кривощековой», которое неофициально упоминается во всей литературе по истории города Новосибирска, до настоящего времени.

В описании материалов и принадлежностей Чаусского острога, основанного в 1718 году на месте Чаусского Зимовья в деревне Анисимовой (ныне село Чаус под Колыванью), за 1759 год значится «...да сверх оного содержится под смотрением Чаусской конторы описные… пожитки, подьячего Бориса Демидова, канцеляриста Семена Окаемова, подканцеляриста Никиты Шмакова в селе Кривощекове». Такой должностной уровень слушателей определяет состав управления села Кривощекова, как административного поселения, которое могло сложиться не ранее чем полстолетия и при наличии подчиненных поселений.

Село Кривощеково, расположенное на берегу Оби, представляло более всего дозорное и охранное поселение на большом водном пути от Чаусского острога до Бердска при сопровождении грузов Томск-Барнаул. Крестьяне. Кривощековой с основания поселения занимались постройкой и ремонтом дощаников и лодок, сопровождением речных судов «обществом по разверстке», перевозили вверх и вниз по Оби зерно, жженый древесный уголь, разный провиант и ремесленные изделия бытового наз­начения в крестьянском хозяйстве. В период навигаций по Оби и притокам «ходили на веслах и под парусами», а зимой «исправляли извоз и ямщину» на Барнаульском гужевом тракте. В Кривощековой занимались плотницким,  кузнечным и веревочным делом, готовили спасти для речного флота, ковали разное бытовые и  хозяйственные принадлежности, в том числе «впрок». Для привозного и своего провианта,  привозных товаров, обменного  фонда зерна злаковых и другого были построены «казенные магазины» — амбары. Интересно отметить, что для хранения запасов зерна, соли, парусины, веревины и «разных железных снастей» строитель Павел Кузьмин с 1724 по 1727 годы за «…построенные в Чаусе и Кривощекове 10 амбаров…» получил 268 рублей 29 копеек, что по тем временам представляло приличную сумму вознаграждения.

Приподнятая  полоска левого берега Оби «наспроть Каменки» отделялась старицами речки Тулы и ленточными озерами от нагорной территории и была ограничена, что не позволяло расширять застройку села Кривощекова. Приходящее население «отряжалось крестьянским обществом» в соседние деревни или на «пусторожние земли», отграниченные для сельскохозяйственных угодий как на правом, так и на левом берегах Оби за боровыми делянками в пределах Кабинетского владения. Кроме; того, при больших паводках прибрежная полоска становилась опасным островком для жителей Кривощековой. Через Кривощековское крестьянское общество прибывающие из России и других мест «получали приемные приговора о дозволении поселиться», где будет выбрано место нового поселения или на подселение к обществам существующих деревень Кривощековской волости – Бугровой, Вертковой, Ерестной, Мало-Кривощековой и на правом берегу Оби – Усть-Ини, Каменки, Ганюшкикиного Зимовья, Луговой и Мочищей. Самое село Кривощеково бы­ло ограничено в «200 -250 душ мужеского полу» – хозяев дворов, обеспечивающих содержание волостного правления, церкви и охранного отделения. Следует обратить внимание на существовавшее положение церкви, имевшем в своем ведении всех актов гражданского состояния по учету населении,  приписанного к «приходу церкви». По историческим документам (приходским книгам) известно о приходе с 1746 года, когда существовала молельная изба. В 1778 году в селе Кривощекове и в приходе числилось  душ:

Население

муж

жен

мч

дети

Церковнослужители

3

3

1

4

Отставных солдат

3

5

4

3

Посадских

45

42

32

21

Заводских крестьян

173

175

131

105

Ясачных

25

33

18

23

Всего населения

249

258

186

176

В приходе Николаевской церкви

435

414

512

472

Через 4 года с приростом

496

469

623

592

В любом населенном пункте церковь строилась за счет крестьянского и обывательского общества и содержалась «всем миром». Так происходило и в сале Кривощекове с возрастанием количества прихожан в 1881 году старая «огнившая» Николаевская церковь постройки 1824 не удовлетворяла «потребность мирян» и была построена новая, более вместительная, рубленая из бревен с обшивкой и на каменном фундаменте. Одновременно были построены новые здания волостного правления и других общественных помещений. Интересно отметить, что в 90~е годы, вплоть до полного выселения села Кривощекова, население оставалось, примерю на одинаковом уровне: духовных дворов 4 (к. 6, ж.9:), мещан (д. 6 м. 8 ж. 10), военных (д. 20, м. 41, ж. 44), крестьян д., 170 (м. 468, ж. 464).

На приводимой нами схеме съёмки 1890 году показана планировка села Кривощековского не только на левом, но и на правом берегах Оби. Коренное село представляло тот принцип застройки, которых в наше время называют свободной планировкой. Расположенное в две улицы параллельно берегу Оби и старице речки Тулы, село на узкой полоске разместилось группами усадеб, разделенных переулками вдоль набережной части и продиктованных укладом сельского бытового хозяйственного устройства. У переправы через Обь в центре села оставлена вместительная общественная площадь с общественными зданиями, оформлявшими своей архитектурой центр села, что является характерным в градостроении сельских поселений. Усадебная, застройка дворами выявила уличный характер поселения при свободной постановке жилых домов и других построек на усадьбах. Свободная постановка  построек на усадьбе продиктована местными конкретными условиями рельефа приподнятой прибрежной части берега Оби, который представлял выход гранитов на дневную поверхность. Основными типами жилища были клетские избы в 4 стены, пятистенок и в две клети на связи. Жилые дома имели холодный прируб-сени или высокий низ, называемый подклетью, которая устраивалась из-за подтопления «близкой водой». Изба с подклетом обеспечивала бытовые нужды семьи при устройстве ремесленных помёщений, хранилища припасов, содержания птицы и выхаживания нарождавшихся домашних животных. До нашего времени живы еще образцы древнего традиционного сельского жилища в Буграх, Ерестной, Усть-Ине и даже на некоторых улицах г. Новосибирска – переселенцев.


Предполагаемый фундамент Никольской церкви. 2012г. Фото К.Ощепкова.

Переселение с. Кривощекова произошло по причине строительства Транссибирской железной дороги, при котором участок берега оказался в полосе отчуждения железной дороги и размещения вспомогательных сооружений при возведении  железнодорожного мостового перехода через реку Обь».

Предположения К.П. Зайцева подтверждаются найденными летом 2012 года на пустыре поблизости от котлована и городского пляжа остатками кирпичного фундамента предположительно Никольской церкви. Об этой находке поведали 49 каналу ТВ историк-любитель К. Голодяев, старший научный сотрудник Краеведческого музея Н. Минина. Корреспондент А. Могилин и оператор Д. Евстигнеев. Предположение подтвердил начальник Управления по Государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области А. Кошелев.


Наложение плана Кривощеково на вид из космоса (наложение выполнено К.Голодяевым).****

 


Наложение плана Кривощеково на вид из космоса (наложение выполнено К.Голодяевым). ****

Возможно, в середине 50-х годов прошлого века следов села Большое Кривощеково можно было найти значительно больше. Однако, при строительстве Коммунального (Октябрьского) моста через Обь для строительства, более чем километровой, дамбы в пойме на левом берегу потребовалось значительное количество грунта. Для строительства (намыва) дамбы использовали песок, который добывали и транспортировали здесь же  с помощью земснаряда. Котлован рядом городским пляжем на левом берегу  — бывший песчаный карьер заполненный водой, который поглотил большую часть территории бывшего села Большое Кривощеково.

В настоящее время существует план строительства 4-го автодорожного моста. Предполагается построить мост чуть выше железнодорожного моста с выходом к нему от Южной площади через парк «Городское начало» на правом берегу и через пойму по останкам села Большое Кривощеково, на левом.


Вариант строительства 4-го автодорожного моста. 2012г.
Новосибирск МЕТРО, №13, 12 — 18.04.2012

 

 

 

 

 

В настоящее время исчезает само слово «Кривощеково» из истории г. Новосибирска. Не существует станции «Кривощеково», а есть «Новосибирск-Западный». Всего несколько домов осталось от улицы Кривощековской, исчезают старые деревянные избы и дома с кружевами карнизов и резьбой наличников.


Станция Кривощеково. ****


Вокзал станции Кривощеково. 60-е годы. ****

К.П. Зайцев предложил: «Следуя историческим событиям предшествующим появлению большого города Новосибирска, полуторамиллионный город; может создать свои Кремль – память своему предку в форме и характере музея под открытым небом – «Большое Кривощеково». Сюда, на левый берег Оби, где стояло село, репатриировать еще оставшиеся старые постройки, воссоздать обстановку начала строительства, облагородить заброшенный участок набережной, ограниченный двумя мостами через Обь. Такой музей будет исторически, экономически и идеологически одобрен новосибирцами и воспринят как дань уважения культурному наследию на­шего поколения, которое сформировалось самой историей Новосибирска». Краеведы, побывавшие на месте развалин Никольской церкви, предлагают если не сохранить, то хотя бы поставить там памятный знак. Предложение более чем разумное, т.к. в Новосибирске исторические места и объекты тают как снег весной.


Вокзал станции Новосибирск-Западный (Кривощеково). 2009г.


Большое Кривощеково. План застройки. **

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большое Кривощеково. Волостное правление.

 


Большое Кривощеково. План Волостного правления. **

 

 

 

 

 

 

 


Большое Кривощеково. Никольская церковь. **

 

 

 

 

 

 

 


Большое Кривощеково. У переправы. **

Несколько слов о трассе железной дороги на подходе к железнодорожному мосту. Обратите внимание, что железная дорога проходит по уступу возвышенности. Казалось бы, разумнее провести трассу железной дороги по равнине, но для прокладки трассы в пойменной части требовалась земля для  насыпи перед железнодорожным мостом. После прорезки уступа образовавшиеся «излишки» земли отправлялись в тело железнодорожной насыпи в пойменной части. Аналогичный принцип прокладки трассы железной дороги виден на правом возвышенном берегу  как для Транссибирской магистрали от берега Каменки до поймы реки 1-я Ельцовка, так и для Алтайской железной дороги.


Строительство железной дороги. Отсыпка насыпи. ****

 

 

 

 

 

 


Пойма левого берега. Акватория котлована. 60-е годы. ***

 

 

 

 

 

 


У подножия Горской. 60-е годы. *

 

 

 

 


У подножия Горской. 2009г.

Село Большое Кривощеково, которое затем «влилось» в наш город, застраивалось без определенного плана, по усмотрению его жителей, а позднее – по распоряжению сельского старосты и народного схода. В 1892 году село имело три улицы разной ширины, отходящих лучами от базарной площади. На главной улице от Базарной до Соборной площади располагались торговые лавки и дома. Просторная Соборная площадь была образована постройками, принадлежащими Николаевской церкви: дом причта, церковные кладовые и огороды. На выезде из села Кривощеково высился дом волостного правления и рядом с ним – полицейского участка с «каталажной каморой».

В связи с ожидающимся строительством моста всю осень и зиму 1890-91 годов обыватели села Кривощеково гадали и судачили: куда будут переселять крестьян, военных и прибывающих переселенцев из России, как нарежут усадьбы для переселения, будет или нет «подмога от властей», куда лучше переезжать на постоянное жительство?

Начальство Алтайского горного округа, ведавшее всеми землями, лесами и водами кабинетского хозяйства, не спешило с выделением новых участков из царских земель, не имея точных данных о месте постройки железнодорожного моста через Обь, и о том, где будет проходить дорога. Когда стало известно о принятии варианта по проекту Гарина-Михайловского, алтайское горное начальство решило «наделять посельщиков участками на правом берегу Оби» в незаселенном месте кабинетских владений.         Этот вариант предусматривал устройство моста через Обь на месте существовавшей переправы, которая размещалась на территории села Кривощеково и выходила на правый берег ниже устья речки Каменки. В этом месте левый и правый берега Оби представляли материковый (коренной) выход гранитного массива на поверхность, образуя ровные возвышения площадок причалов. Таким образом, вся территория села Кривощеково оказалась в полосе отвода для левобережной предмостной части дороги. Для перемещения застройки села не было удобного сухого места, так как за селом по подгорной долине ветвились рукава – старицы речки Тулы и мокрое займище вдоль стариц.       В начале 1892 года жителям Кривощекова стало известно о том, что казна будет возмещать убытки в связи с переселением из полосы отчуждения железной дороги. Крестьяне, имевшие наделы пахотной земли смежные с землями деревни Бугры, обратились в крестьянское общество с прошением переселиться туда. Сход любой деревни ревностно относился к подселению лишних ртов, принимая к себе «порядочных хозяев с мужиками в семье», но часто препятствуя поселению семей с дочерьми, определяя: «ни души, ни работы». На женщину земли не полагалось, и в мужские работы она не допускалась.
Весной 1892 года было получено известие об окончательном решении направления линии железной дороги от Оби до Томи и моста у села Кривощеково. Не дожидаясь специальных указаний, жители Кривощекова начали переселяться на правый берег Оби к устью речки Каменки. Горное начальство разрешило нарезку усадеб на боровых кабинетских дачах по правому берегу речки Каменки, в Закаменской стороне и выше устья Большой Ельцовки для переселенческого пункта. Многие жители Кривощекова получили усадьбы и за лето успели переселиться на новое место жительства. На берегу Оби, у самой переправы, первым переселился и построил лавку, амбары и жилой дом торговец Чередов. Недалеко от устья Каменки, на перекате за бродом, стояли мельница, амбар и дом крестьянина Александра Рудзинского. Сюда, на пригорок, переселилась большая часть жителей Кривощекова, и поселье получило наименование «Кривощековский выселок».         Произошло так, что Горному правлению поступило большое количество челобитных на новое поселение от прибывающих переселенцев из России. В связи с этим была распланирована местность вдоль Гусинской дороги в Закаменской стороне на безлесном взгорье к родниковому ручью Сузунка. Сюда, на взгорье, переселились безземельные крестьяне из деревни Усть-Иня, образовав Инскую улицу. На этом взгорье было распланировано и отведено первоначально 7 кварталов, а внизу, вдоль берега Оби, подселялись переселенцы к «10 дворам Гусинского выселка», приютившегося возле устья Каменки, куда позднее перенесли переправу через Обь. Ниже устья Каменки, на берегу Оби, между двумя оврагами, были построены кожевенный завод, склады и жилые помещения. В настоящее время на этом месте расположен грузовой порт и его службы. К этому месту на берег Оби перенесли казенные амбары и пристань. Так совершалась подготовка к строительству железной дороги и моста через Обь, так начинался будущий город Новосибирск.  В левобережье, на месте будущего городского района, располагались: село Кривощеково-506 человек, деревня Малое Кривощеково-479 человек, деревня Вертково-168 человек, деревня Ерестная и деревня Перово. Эти поселения отражены на приведенной ранее схеме.


Окрестности Новосибирска. 1924г. ****

На левом берегу  видим станцию Кривощеково, село Бугры, деревню Вертково и Малое Кривощеково. За пределами карты осталась деревня Ерестная.

На этой карте нет села Большое Кривощеково (оно исчезло при строительстве железнодорожного моста через Обь). Жители села Большое Кривощеково переселились на новые места. Одни переселились на правый берег Оби, а другие переселились на возвышенность и к станции Кривощеково. На карте указано Кривощеково в том месте, где находится станция Кривощеково. Если сравнить нахождение станции Кривощеково и деревни Перово на карте приведенной ранее, то их местоположение практически совпадает. Можно предположить, что станция Кривощеково поглотила д. Перово и расширила прилегающую территорию за счет переселенцев. Название деревни Перово исчезло и даже не сохранилось в названии улицы или квартала.


Левобережье Новосибирска. 30-е годы. ****

Почти 40 лет от начала строительства железнодорожного моста через реку Обь правый и левый берега Оби развивались самостоятельно. На правом берегу строился и развивался город Новониколаевск – Новосибирск, а левобережье оставалось вспомогательной площадкой и поставкой рабочей силы для строительства железной дороги и города на правом берегу. Село Большое Кривощеково было попросту сметено строителями железнодорожной магистрали и железнодорожного моста. Часть жителей перебрались в правобережье, а часть перебазировалась на склоны и  возвышенную часть левобережья, т.е. к подножию и территории нынешнего жилого массива «Горский». Через пойму левого берега от возвышенной части и до берега реки Обь была отсыпана высокая насыпь, выходящая к опорам железнодорожного моста. В пойме реки затерялись следы Большого Кривощеково.

         Перед железнодорожным мостом возник блокпост «Левая Обь» и остановочная платформа пригородных поездов с таким же названием. Частенько, прежде чем пересечь реку по железнодорожному мосту, пригородные и другие поезда, ожидали прохода встречного поезда, т.к. железнодорожный мост был одноколейным.

         Блокпост представлял собой двухэтажное строение. На площадку второго этажа вела открытая деревянная лестница. С блокпоста управляли семафорами и стрелочными переводами. Время от времени работницы выходили  на верхнюю открытую площадку блок поста к проходящему поезду с набором сигнальных флажков. Блокпосты были как на левом, так и на правом берегу. Аппараты  управления семафорами были аналогичными, что на левом, что на правом берегу. Однако, накладные буквы на аппаратах отличались: на левобережном были буквы «Ом. ж.д.» (Омская ж.д.), а на правом «Том. ж.д.» (Томская ж.д.). Это объясняется тем, первоначально по Оби пролегала граница двух железных дорог. Позднее с включением левобережья в границы города стык железных дорог был отодвинут на запад на станцию «Чулымская. Ныне эти железные дороги объединены в одну Западно-Сибирскую железную дорогу.

         Когда-то единая левобережная часть входила в Бугринский район Новосибирского округа, центром которого являлось село Бугры.

         В 1930 было принято решение о строительстве крупных  заводов на ле­вом берегу реки и  железной дороги от станции Толмачево к шахтам и рудникам Кузбасса.

         В соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 20.10.1930 был образован Заобский район. В городскую черту Новосибирска включены населенные пункты: Большое Кривощеково (остатки села Большое Кривощеково и станция Кривощеково), с. Бугры, деревни: Вертково, Ерестная, Перово, Малое Криво­щеково, Устъ-Иня, сельскохозяйственная опытная станция, внеусадебные земли селений Каменское и сельхозкоммуны им. Сырцова. Центром района стало Большое Кривощеково, точнее сказать новое Кривощеково. Район за­нимал площадь 143 кв. км с населением 45 тысяч человек

         2 декабря 1934 года (на следующий день после убийства С.М. Кирова)  Постановлением Прези­диума Новосибирского городского Совета Заобский район переименован в Кировский.

         Рассмотрим населенные пункты, вошедшие в новый район города Новосибирска.

         По берегам реки Тулы  протянулись три  населенных пункта. Ближе к устью находилось село Бугры, выше по течению деревни Вертково и Ерестная.  К 30-м годам прошлого века границы поселений практически стерлись, а вдоль реки Тулы протянулась «большая деревня» длиной около 7 км.  Эти три деревни связаны единой улицей Тульская. Извилистая улица Тульская проходила и проходит в настоящее время по левому берегу реки Тула,  к счастью, не копируя конфигурацию причудливого русла реки. Улица Тульская  начинается от Бугринской рощи и заканчивает свой бег пересечением улицы Петухова, поблизости от транспортного кольца на стыке улицы Хилокской и Ордынского шоссе.

         Село Бугры. Село Бугры протянулось вдоль левого берега р. Тула  до Бугринской рощи, которая отделяла село от берега Оби. Ближе к  Бугринской роще был заселен правый берег р. Тула. Бугринская деревня  была  основана в кон­це XVIII века (в списке селений 1777 она еще не отражена). Возможный первопоселенец ее —  Герасим Быков, представитель одного из самых мощных по численности старожилых кла­нов Приобья. В 1823 ему было 84 года, и он стоял первым в списке налогоплательщиков —  Окладной книге. Кроме 2-х семей Быко­вых, в Буграх жили: Шевелевы (6 семей), Редровы и Томиловы (по 4), Чистяковы (3), Кочергины (2), Антипьевы, Белобородовы, Белоусовы, Епанчинцевы, Жеребцовы, Усти­новы, Шмаковы (по 1 семье). К 1842   названный список пополнили семья Горбуно­вых и две  Третьяковых. К 1823 в Буграх прожи­вали всего 28 семей — 78 ревизских душ мужского пола, в 1842 соответственно 34 — 114, в 1858 — 41 семья — всего 283 душ обоих полов, в т. ч. 143 мужского пола.

         В 1820-е в хозяйственном комплексе Бугры насчиты­валось 135 лошадей, 120 голов рогатого скота, 81 десятин пашни; к 1842 эти показатели выросли соответственно до -149, 136, 167, при этом подушевой по скоту показатель снизился с 3,3 до 2,5 голов, по пашне же увеличился почти вдвое (с 0,68 до 1,33 десяти). У Федора Белоусова появилась пасека из 10 ульев. Братская семья Антипьевых, Ефима и Ива­на, имела колесчатую мельницу на р. Туле — с «начала поселения в деревне». Хозяйственная деятельность жителей ориентировалась преимуще­ственно на промыслово-аграрные занятия.

         Полноценный аграрный комплекс имели в 1823 только 11 семей, в 1842 — 14. Из про­чих — 7 семей хлеба не сеяли, зарабатывали наймом, а 13 вели подсобное х-во, лошадей использовали вне аграрной сферы. рас­кладку налогов на жителей деревни. Сово­купная сумма денежных налогов на жителей деревни. составляла 404 руб. серебром, объем заводских отработок, пе­ших и конных — 106 душ. Среднестатисти­ческая семья в Буграх платила 12,15 руб. и отра­батывала 3 души заводского урока. По это­му признаку Бугры — самая состоятельная де­ревня из 9 протогородских поселений.

         В 1910 году в селе Бугры был построен единственный в Сибири механический солодовенный завод. Строительство Бугринского солодового завода началось в 1907 году, когда австрийские подданные Б. Ульман и М. Шевес от фирмы «Российское Торгово-Промышленное Товарищество Неэр, Ульман и Шевес» обратились с просьбою к томскому губернатору разрешить постройку в деревне Бугры Бугринской волости Томской механического солодового завода. Сырьём для завода должен был служить ячмень, который выращивали крестьяне окрестных сёл, а продукция завода – солод, который предназначался для пивзаводов города, а также деревень, где стали появляться небольшие пивоварни.

         Здание Бугринского солодовенного завода сохранилось до нашего времени. Сохранившееся здание Бугринского солодовенного завода по улице Социалистическая № 67 в Кировском районе города Новосибирска признано памятником архитектуры регионального значения. Решение облисполкома № 282 от 18.07.1990г.

         Кирпичное здание, единственное сохранившееся от усадьбы Бугринского солодовенного завода, состоит из двух объемов — высотного и двухэтажного. Ранее существовавшая на крыше девятиметровая труба разобрана.  Вместе с тем, здание представляет интерес и как памятник истории развития промышленности в Сибири. Это была первая механическая солодовня в Сибири. Основные габариты в плане: 52,4×17,7 м.


Бывший Бугринский солодовый завод. 2013г.


Бывший Бугринский солодовый завод. 2013г.

         В 1924 году местной властью было решено передать солодовенный завод пивзаводу «Вена-2», так как он для изготовления пива покупал солод на российском рынке. 18 октября 1924 года городской отдел местного хозяйства принял завод от Толкачёва Н.И. Новым заведующим заводом был назначен И.Ф. Дьяко. После ремонта начала работать солодовня № 1, а с марта 1925 года и вторая солодовня. Кроме солода завод очищал и перерабатывал гречневую крупу, для чего имелось необходимое оборудование. 1 июля 1925 года, по окончании летнего сезона, работа на заводе была остановлена для выполнения очередного ремонта.

         С октября 1925 года, когда гречерушное отделение было переведено на Вертковскую мельницу, завод снова стал производить только солод. До октября 1941 года бывший солодовый завод входил на правах цеха в состав пивзавода «Вена», В годы Великой Отечественной войны в помещениях бывшего пивзавода «Вена» разместился эвакуированный из подмосковного Кускова завод N 759, давший начало современному Новосибирскому химзаводу.

         После войны бывший солодовый завод долгое время находился в составе Новосибирского завода безалкогольных напитков, вырабатывая солод для кваса. В семидесятых годах прошлого веса пожаром было уничтожено южное деревянное крыло завода и повреждена башня.

1908г. В селе Бугры впервые в Сибири был показан кинофильм.

         Вот что  имело и чем располагало  село Бугры при реке Туле в 1911году. Число наличных душ -343 мужского пола и 350 женского пола. Земли во владении селения 5516 десятин, волостное правление,  церковь, мужское  церковно-приходское училище Министерства внутренних дел, женское церковно-приходское училище,  солодовенный завод, 1 паровая и 1 водяная мельница, кожевенный завод Коптелова М.И.  (32 рабочих), 1 казенная винная лавка, 1 трактир, 1 пивная лавка, 5 торговых лавок, 1 хлебозапасный магазин.

19 февраля 1918г. в селе Бугры состоялся сход крестьян, на котором избран местный орган власти — сельский Совет.

В 1926 году село Бугры имело 236 дворов  и 1287 жителей.

Топоним села Бугры сохранился в названиях улиц: Бугринская, Новобугринская, Бугринский выселок и в названии лесного массива Бугринская роща.

            Деревня Вертково. Деревня возникла в середине XVIII века. С конца того же столетия вошла в пространственный комплекс топографически соседствующих с ней селений: деревня Ерестная и деревня Бугринская. Растянувшись вдоль  реки Тула, эти селения стояли в пределах 1 версты друг от друга. Это была типичная для Сибири картина: «большая деревня» (притрактовая или приречная) состоявшая из более мелких структурных элементов, автономных лишь формально. Неподалеку в прибрежной части Оби находилась деревня. Малое Кривощеково. Историки до сих пор спорят, в каком году появилась деревня Вертково  в 1735-м или же три десятилетия спустя — в 1764-м? Одно известно точно: в числе самых первых жителей было две семьи Быковых, две семьи Важеновых, две семьи Вертковых и семья Томиловых. В 1823 году все общество насчитывало 11 семей. Самыми богатыми селянами были Быковы, Важенины и Жеравины. Они имели по 17–20 голов скота и около 10 десятин пашни на работника. Наследники Быковых имели на паях с Епанчинцевыми (вероятно, жителями Бугринской деревни) колесчатую мельницу на реке Туле. В 1858 году в 8 дворах деревни проживали 54 человека. В 1823 году в роли «добросовестных» выборных «роскладчиков» денежных налогов и заводских работ выступали Федор Банников и Тимофей Жеравин при старшине Петре Банникове. Среднестатистическая семья вертковцев отчисляла в казну 9,27 рубля налога и отрабатывала 2,26 души заводских отработок. По данным 1892 года в деревне Вертково проживало   168 человек. В 1926 году деревня Вертково имела 110 дворов, в которых проживало  449 жителей.  Земли во владении селения 2.317 десятин. В деревне была 1 паровая мельница, 1 водяная мельница, 1 торговая лавка и 1 хлебозапасный магазин.       В связи с образованием Заобского района города Новосибирска деревня Вертково вошла в городскую черту. Во время Великой Отечественной войны там была проложена улица Оборонная, которую позже переименовали в Вертковскую. Улица Вертковская длиной более 3 км идет с запада на восток по Ленинскому и Кировскому районам города

            Деревня Ерестная.     Деревня Ерестная возникла, как и прочие деревни  по реке Туле, не ранее середины XVII века. В 1777 в ней жили Русаковы, Кузивановы, Пайвины, Быковы.     В 1823г налоговый документ зафиксировал 112 ревизионных душ. Самая большая фамилия была Быковых, в этой фамилии было11 семей. В древне насчитывалось 200 голов лошадей, 170 голов скота. 49% пашни пахали за счет работников. Состоятельные семьи Иван Жуков и братья Быковы. Каждый из них имел при одном работнике по 10 лошадей, 10 коров, 6-7 десятин пашни. В 1926 году в Ерестной было 296 дворов, в которых проживал 1481 житель,       Как память о деревне Ерестной сохранила  короткая (около 500м) улица Ереснинская, которая начинается от безымянного проезда, выходящего к стыку с улицами Хилокская и Толмачевская, и заканчивается перед улицей Тульской.

         Деревня Малое Кривощеково.    Деревня Малое Кривощеково расположилось на левом берегу Оби выше впадения в Обь реки Тула напротив устья реки Иня на правом берегу. Деревня, возникла, очевидно, не ранее начала XVIII века. В начале 60-х годов XVIII века  в деревне проживало только 7 семей: В. и И. Кривошеиных, А. Устинова, П. Таскина, А. Брагина, И. Седельникова, С. Харлапанова, с 1777 — Г. Мордвина.

         В 1823 году по численности на­селения (84 ревизских души мужского пола — 23 се­мьи) Малое Кривощеково фактически сравнялась с волост­ным центром, по поголовью скота (400 голов, в т.ч. 200 лошадей) и объему пашни (153 десятины) обошла волостное село Кривощеково. В среднем на двор здесь приходилось 18 голов скота и 7 десятин пашни. В 1823 ее жителями были: Артамоновы (1 семья), Брагииы (5), Гусельниковы (2), Кривошапкины (3), Мор­двин (1), Овчинников (1), Плотниковы (2), Пупковы (2), Седельниковы (2), Устинов (1 семья). Социальная  структура деревни Малое Кривощеков выглядела так: высшие группы — 26%, середняки — 22, прочие (бедные, неимущие, беспосевные) -52%. Самый состоятельный двор был у 70-летнего Ивана Иванова Мордвина. Он имел 3 дома, 100 голов скота и 30 десятин пашни при 5 работниках муж. п. и семье не менее 15 душ (7 ревизских душ мужского пола). Иван Аверкиев Брагин при 1 работнике и 2 ревизских ду­шах семьи выращивал 25 голов скота и пахал 6 десятин пашни.

К 1842 число семей выросло до 38,  пого­ловье скота достигло 550 (в т.ч. 280 лоша­дей), а пашня увеличилась в два раза, до 320 десятин.

         К 1858 деревня Малое Кривощеково  обогнала по дворности и людности волостной центр, число дворов в ней достигло 66, в них проживали 364 душ обо­его пола, в т.ч. 174 мужского пола.

         По данным 1892 года в  деревне Малое Кривощёково проживало  479 человек

В 1926 году деревня Малое Кривощёково  насчитывала 371 двор и 1930 жителей. Деревня Малое Кривощеково исчезла. Её улицы и кварталы растворились в юго-восточной части Кировского района. Лишь остановка автобуса на улице Прокопьевской – Малое Кривощеково – сохранила память о старинной деревне. Ещё в 60-е годы прошлого столетия существовала пристань «Малое Кривощеково», куда от пристани «Октябрьская» ходил речной трамвайчик.

         Мы ознакомились со всеми населенными пунктами левобережья, вошедшими в состав Заобского района Новосибирска. В Постановлении упомянуты деревня Устъ-Иня, сельскохозяйственная опытная станция, внеусадебные земли селений Каменское и сельхозкоммуны им. Сырцова.  Мне пока не удалось найти сведений о сельскохозяйственной опытной станция и землях селений Каменское и сельхозкоммуны им. Сырцова.

         По-видимому, сельхозкоммуна носила имя Сергея Ивановича Сырцова советского партийного и государственного деятеля, который был первым секретарем Сибкрайкома ВКП(б) в 1926-1929 г.г. Руководил про­цессом индустриализации края, критикуя Сталина за слишком высокие ее темпы. На Пленуме ЦК не был поддержан большин­ством и выведен из ЦК как участник «пра­во-левацкого блока», снят с работы в пра­вительстве. В дальнейшем работал в «Экспортлесе», управлял трестом, возглавлял военно-химический завод в Ногинске. В 1937 году необосно­ванно арестован и расстрелян. Реабилитирован в 1957 году.

            Вновь образованный район назывался Заобским и, естественно, предположить, что присоединенные земли находятся на левом берегу. Однако, деревня Усть-Иня находилась на правом берегу Оби  «немного ниже устья Ини».

         Усть-Иня. Деревня Усть-Иня существовала уже в 1734.

         К 1823 году в Усть-Ине проживала 21 семья. Со­вокупное хозяйство Усть-Ини состояло из 80 лошадей, 90 коров и около 90 десятин пашни.

         К 1858 году число дворов вы­росло до 28, население до 260 человек (в т.ч. 93 мужского пола). Близ Усть-Ини, на р. Плющихе, функци­онировали построенные «с давних пор» мельницы: четыре мутовчатые и одна колесчатая.  В 1892 году  население деревни Усть-Иня составляло 523 человека.

         Прошло 120 лет со дня закладки первой опоры железнодорожного моста. В настоящее время через реку Обь в Новосибирске перекинуто 6 мостов, включая Северный объезд. Строительство первого железнодорожного моста не затронуло территорий села Бугры и деревни Усь-Иня. Город-акселерат развивается и в начале XXI века строители 3-го автодорожного моста (Оловозаводского) растревожили размеренную жизнь старинных селений.   На этом закончим экскурс в прошлое и вернемся во времена образования нового района в левобережье.

         Соцгород.

Форми­рование городского промышленного района в Левобережье на­чалось в годы первых пятилеток со строительства комбината «Сибкомбайн», ныне трижды ордено­носное производственное объединение «Сибсельмаш». В 1937 году было принято Постановление Правительства СССР о возведении прокатного завода по выпуску стального листа и ленты специального назначения в составе комбината «Сибкомбайн». Окончание строительства и монтаж производственных корпусов были завершены в годы Великой Отечественной войны.  Для снабжения электроэнергией промышленных предприятий Левобережья была построена Левобережная ТЭЦ (ТЭЦ-2). В 50-е годы прошлого столетия ТЭЦ-2 реконструировали. По выражению одного из руководителей ТЭЦ-2: «К старой пуговице пришили новое пальто».

Промышленную зону левобережья разместили на низменной заболоченной местности.  Идущая по кромке возвышенной части района железная дорога разделила промышленную и жилую части нового района.


Строительство завода «Сибкомбайн». 1930г. ****


МеталлСтрой. Заводоуправление. 1931г. ****

В 1940 году в юго-восточной части Левобережья начинается строительство Сибирского оловянного металлургического завода. Окончание работ по строительству Оловозавода намечалось на 1943 год. Начавшаяся война ускорила процесс строительства, В 1942 году завод дал первую продукцию. В этом же году началось строительство на пустыре между речкой Тулой и железной дорогой Кузбасского направления  начинается строительство завода расточных станков – «Тяжстанкогидропресс». В 1943 году завод выдал первую продукцию


Строительство Левобережной ТЭЦ. ****

         Промышленное строительство в Новосибирске в годы первой и второй пятилеток со всей остротой требовало четкого плана развития города в социальном, планировочном и территориальном от­ношениях. Особое вни­мание было уделено проектированию плана Левобережья города, где развивался завод-гигант машиностроения и где новый город, зарождающийся на индустриальной основе, должен был отразить социалистические формы общественной жизни и быта. В 1930 году постановление Экономического совета (ЭКОСО) РСФСР дало предписание вести дальнейшую планировку Новосибирска на основе отдельных небольших городов: город на правом берегу Оби, город на левом берегу и город в районе Комсомольского моста на основе круп­ного Инского железнодорожного узла.

         На основе этого предписания началось проектирование новосибирского левобережья как самостоятельного «города социалистического типа», градостроительно не связанного с правобережной частью Новосибирска. Это выставлялось как «достижение советской градострои­тельной науки и практики» (проект выполнен бригадой проектировщиков под руководством архитекторов Д.Е. Бабенкова, А.Д. Власова, Н.Х. Полякова – бригада ВОПРА).


Генеральный план левобережья Новосибирска. 1931г. ****

         В основу проекта легла прямоугольно-диагональная система укрупненных кварталов площадью в 20-30 га, прорезанных широкими зелеными полосами.

         Прямоугольно-диагональная сетка улиц и их трассировка с севера на юг и с запада на восток продиктована необходимостью защиты от юго-западных ветров и организации связи с промышленным районом, портом, вокзалом и населенными пунктами по Оби. Зеленые полосы шириной в 500-650 м на севере и санитарно-защитные полосы на юге предназначались для защиты Соцгорода от ветров. Полосы в 200 м, пролегающие с запада на восток, выполняли  функции пешеходных бульваров. Проект представлял большой теоретический и практический инте­рес, хотя в нем и находили еще отголоски «классицистического формализма» из-за диагонального расположения городских магистралей. Однако сходство было скорее внешним, так как эти транспортные связи были функционально необходимы. Речь шла не о формальном заимствовании градостроительных приемов классицизма, а о поиске кратчайших трудовых, культурных и общественных связей между важными эле­ментами города. Четкость общей планировки, единообразие всех пла­нировочных элементов и их взаимосвязанность придали плану города значительную цельность и эстетическую выразительность. 31 мая 1930 года  на Левобережье состоялась закладка Социалистического города. Начавшаяся Великая Отечественная война помешала мирному строительству. План в целом не был реализован, однако в последующей застройке левобе­режья Новосибирска от него сохранились трас­сировка четырех главных магистралей, комплекс жилых зданий, кинотеатр «Металлист», а также местополо­жение общественного центра. За короткий период на пустынной возвышенной части  в предвоенные годы вырос Соцгород.


Администрация района Ленинского района. 2008г.


Строительство кинотеатра «Металлист». 1930г. ****

         Развитие Левобережья.

         Важнейшим этапом развития Левобережья стали годы Великой Отечественной войны. На территории Новосибирска и Левобережья в частности размещаются эвакуированные из западных районов СССР предприятия.  «Сибкомбайн» превратился  в комбинат «Сибсельмаш». На площадке завода «Сибкомбайн» разместились эвакуированные предприятия. Среди эвакуированных заводов были Пороховой завод из Подмосковного Затишья (ныне Электросталь), Патронный завод из Подмосковного Климовска и другие. В годы войны коллективы предприятий работали под лозунгом: «Всё для фронта! Всё для победы!» «Сибсельмаш» — единственный из заводов г. Новосибирска награжден орденом Отечественной войны. На мемориальном комплексе «Монумент Славы» на металлических плитах отлиты названия предприятия и объемы продукции, выданной для общей Победы. Для обеспечения жильем в Левобережье, кроме кварталов Соцгорода, было построено большое количество двухэтажных брусчатых домов. В настоящее время – это головная боль. Дома отслужили не только свой век, но и прихватили в счет будущего. Ввиду нехватки жилья двухэтажные дома надстраивали и приспосабливали под жильё полуподвальную часть. Это жильё не просто ветхое, а фактически аварийное.

Ленинский район. Аварийное жилье. 2011г. Новосибирск МЕТРО, №50(601), 22 — 31.12 .2011


Ул. Степная. Жилой дом. 2009г.

В начале 50-х годов на четной стороне улицы Станиславского и улице Мира рядом с ДК Ефремова возвели жилые комплексы. В начале 1950-х на пустырях южной части Левобережья развернулось строительство промышленных объектов. В 1950 начал строиться один из самых крупных в стране предприятий электротехнической промышленности завод «Сибэлектротяжмаш» (турбогенераторный завод). В 1954 основан завод «Сиблитмаш» (литейные машины и автоматические линии), в 1955 «Электротерм» — завод электротермического оборудования. На новую производственную площадку (западнее улицы 2-я Станционная) с территории «Сибсельмаша» перебазируется завод «Сибтекстильмаш».

         На пустыре восточнее водонапорной башни в начале 50-х годов закладываются корпуса Новосибирского электротехнического института (ныне Новосибирский Государственный Технический Университет). К 1960 году рядом с НЭТИ поднялись корпуса Института кооперативной торговли и общежитие Новосибирского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (НИИГАиК), ныне Сибирская Государственная Геодезическая Академия.

         Строящиеся предприятия и учебные заведения вызывают необходимость в возведении жилья. Осенью 1957 года на картофельном поле по обе стороны пр. Маркса развертывается строительство жилого массива. В дальнейшем строительство жилых массивов продолжалось. В Левобережье были построены жилые массивы Станиславский, Троллейный, Западный, Юго-западный, Затулинский, Горский, Северо-Чемской, Южно-Чемской, Чистая слобода. После сноса ветхого жилья в районе улиц Титова, Степная, Серафимовича, Тихвинской, Римского-Корсакова, Вертковской и других растут этажи жилых зданий.

         60 лет Правобережье и Левобережье Новосибирска жили в разных часовых поясах. Правобережье имело 4-х часовую разницу с Москвой, а Левобережье – 3 часа. В начале 50-х годов прошлого столетия в Новосибирске ввели единое правобережное время. В Новосибирской области единое время было введено только с 1957 года. В конце прошлого столетия по инициативе губернатора НСО Индинка И.И. Новосибирск перешел в другой часовой пояс,  имея  3 часовую разницу с Москвой. В настоящее время много говорят, то об отмене, то введении летнего времени. Мне кажется, что это вопрос в большей мере надуманный. Больше всего протестуют против «летнего» времени зимой те, кто любит поспать.  Мне доводилось бывать в запанных городах России, живущих по московскому времен. Например, Нижний Новгород и Казань. Они лежат, практически, на одной широте и с Москвой, и с Новосибирском. Новосибирцам было непривычно в декабрьские дни выходить с завода после окончания смены в 4  часа дня на темную улицу. В Казани  в декабрьские дни темнота наступала в половине 4-го дня. Московское время в Казани объяснимо исторически. После того как Иван Грозный взорвал крепость в Казани, он приказал построить там кремль. Русскими зодчими Яковом Постником и Иваном Ширяем был воздвигнут кремль. На башне с въездными воротами установили часы и настроили их на московское время. Местные жители жили и, возможно, живут по-прежнему в московском часовом поясе, как кроты, в декабрьской темноте  в 4 часа пополудни. Например, в Чехии рабочий день начинается очень рано: с 6 часов, с тем, чтобы максимально использовать светлую часть суток на личные нужды. По-видимому, надо прекратить споры, а вернуть Москву и всю Россию из Декретного времени в поясное время и заниматься полезным делом, а не словоблудием.

         Город Казань появился в повествовании как бы сам собой. Почему именно для сравнения поясного времени появилась Казань? Возможно, потому, что Казань является ближайшим конкурентом Новосибирска на третью строчку в рейтинге городов России.

         Наши предки не зацикливались  на часовых поясах, а открывали и осваивали новые земли, идя «встреч солнцу». Соединили открытые земли в страну, которая, по словам Н.В. Гоголя «…ровнем-гладнем разметнулась на полсвета». Прокладывали тракты и строили железные дороги. Возводили мосты и строили города. Наша задача не растерять и приумножить всё великое, что создано предыдущими поколениями. Сохранить язык. Сохранить и продолжить нашу историю. Передать накопленное богатство последующим поколениям.

         В изложенном материале очень кратко представлена история возникновения города Новосибирск и в особенности  его Левобережья.  Приведены некоторые сравнительные фотографии. На этом можно закончить повествование и поставить точку, но история продолжается. Насколько полезна и интересна информация — судить читателям.

*           Фотографии  Г.В. Жаннина-Перро

**         Материалы К.П. Зайцева

***       Фотография В.Ф. Киласевой

****     Фотографии из литературных источников и материалов музеев

Остальные фотографии Антипенко Б.Н.        

Список литературы

1.  С.Н. Баландин «Новосибирск, история градостроительства 1945-1985гг», Новосибирск, 1986.

2. «История промышленности Новосибирска» в 5-ти томах, Новосибирск 2004.

3. «Новониколаевск-Новосибирск, история города», в 2-х томах, Новосибирск, 2005.

4. «Города России», Ридерз-Дайджест, 2006.

5. «История промышленности Новосибирска» в 5-ти томах, Новосибирск 2004.

6. Открытки с видами Новосибирска разных лет.

7. «Новосибирск» МЕТРО», Новосибирская еженедельная газета.

8. Материалы К.П. Зайцева из фондов «Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГАХА».

9. Материалы из фондов «Музея города Новосибирска.

10. Материалы из фондов «Центра истории развития Ленинского района»  и всем предоставившим иллюстративные материалы.

Автор:
Антипенко Борис Николаевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *