Сибирское
Казачество
18 августа 2019 Просмотров: 17 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Кондуйская церковь. Объект культурного наследия не имеющий аналогов.

Сегодняшняя статья об одном известном в юго-восточной Даурии и Забайкальском крае, но мало известном в масштабах России православном храме.

Кондуйская церковь. Автор фото : Р.Литвинцев

Церковь во имя пресвятой Богородицы и священно мучеников Кирика и Иулиты в селе Кондуй является прекрасным образчиком старославянского стиля в архитектуре. И благодаря свое необычности в плане использования материалов для постройки, церковь спокойно может претендовать на важное место в перечне историко-культурных памятников России.
Главной особенностью конечно же является то, что церковь построена из камня который был взят с развалин средневекового дворца монгольского хана Исунке.
Дворец располагался в 10 км от современного села Кондуй на территории средневекового города, ныне известного как Кондуйское городище. Дворец был богато украшен золотом, разноцветной черепицей, искусной филигранью и резьбой по камню, каменными головами драконов, статуями буддистских монахов. Сам факт использования языческих украшений с монгольского дворца при постройке православного храма по меньшей мере необычен. Вряд ли что-то подобное можно встретить часто.
Возникают вопросы как использование драконской тематики (а дракон в православии является одним из олицетворений сил зла) повлияло на освящение храма? Кому пришло в голову использовать помимо бутовых камней с руин дворца еще и статуи и элементы декора, явно плохо уживающихся с православной традицией.
В середине 18 века казачий урядник Николай Эпов впервые проявил интерес к приметным развалинам, именно он впервые провел первый скоп кургана, возвышенности на которой находился дворец. Он обнаружил много кирпича, глиняных изделий керамики и конечно же различных украшений. Вскоре многочисленная семья Эповых перебралась из Нерченска в падь Алгачи, но природные условия мало годились для жизни и ведения хозяйства, Эповы перебрались в долину реки Барун-Кондуй и при казачьем пограничном посту основали поселок. Следует конечно же отметить, что само село Кондуй появилось примерно в 1773 году и семья Эповых была фактическими основателями села, даже планировалось назвать поселок Эповским, но по неизвестным причинам он стал именоваться непонятным словом Кондуй. До сейчас доподлинно не известно, что значит это слово. Существует множество противоречащих друг другу версий и легенд, которые как раз восходят к периоду создания дворца в 11-12 веке ( прим. В одной из следующих статей напишем подробнее про Кондуйское городище и ханский дворец). Умирая младший сын Василия Семен завещал своей супруге Марии Семеновне построить церковь в Нерчинске, но она решила строить ее в Кондуе. Семья Эповых была очень богатой и обладала колоссальными финансовыми средствами, поэтому проблемы с финансированием строительства не испытывала.
В Нерчинскую епархию был отправлен запрос с целью получения разрешения на использование в качестве строительного материала камней с развалин старинного дворца. по непонятным причинам вскоре Маприя Семеновна получила такое разрешение.
Архитектурный проект будущего храма был составлен протоиереем Кириллом Сухановым, он же возглавил строительство. Благословение на начало строительства было получено летом 1805 года.
Строительство благословил епископ Иркутский Вениамин (Багрянский). В 1806 году западный предел в честь мучеников Кирика и Иулиты был закончен. Быстрота строительства была связана как раз с тем, что использовался готовый материал с дворца.

Головы драконов. Из фондов МУК «БРКМ»

В стены здания были вмурованы головы драконов, которые в древние времена держали коньки крыши дворца, а также базы из под колонн залов дворца. Расположение драконов как декоративного элемента в стенах церкви различное. С западной стороны всего два изваяния которые вмурованы с двух сторон от входа. Эти драконы больше остальных. В 1806 году церковь была освящена, но следует отметить с большими трудностями. Епархиальное начальство увидев драконов усмотрела в них языческую символику и отказалось освящать храм. Строители для решения возникшей проблемы приняли элегантное и простое решение. Они просто замазали драконов глиной.  Церковь получилась приземистой. Первым священником Кондуевской церкви в 1806 году стал отец Стефан Пляскин. К слову в конце 19 века замазанные драконы ввели в заблуждение Алексея Кирилловича Кузнецова, знаменитого исследователя, краеведа. Он решил что вмурованные драконы это изображение языческой богини плодородия.

Вход в церковь. 

Интересным и бросающимся в глаза элементом украшения служат колоны при входе, сводчатые окна с кованной решеткой.
Строительство же второго и главного предела в честь Богородицы было завершено только через девять лет в 1815 году. Это связано с использованием привозного чудского камня. В 1820 году был открыт второй штат, вторым священником был назначен отец Василий Писарев. Вместе с отцом Стефаном он служил до 1825 года. После них были священники Антоний Громов и Петр Стуков. Отец Петр так же содействовал открытию приходской школы в селе. Он писал:
«… Стремление к образованию за последние годы у кондуевских казаков постоянно растет. На средства их, назад тому 7-8 лет (1874 г.), открыто и содержится приходское одноклассное училище, дети некоторых из них обучаются в средних учебных заведениях: при училище казаки имеют своего учителя — Николая Егоровича Эпова, коллежского регистратора, кончавшего курс в Иркутской учительской семинарии…»
Отец Петр был женат на одной из Эповых, он был похоронен в 1834 году у стен Кондуйской церкви. К прискорбию и сожалению его могила не сохранилась.
У церкви была колокольня, к сожалению сейчас визуально это наблюдать не возможно. Колокола к ней заказывались в самой Москве. Всего было привезено 4 колокола, самый большой из них весил более 1200 фунтов.

Сводчатые потолки. Чердачное помещение. Автор фото: Р.Литвинцев.

Александр Арефьевич Зайков, родившийся в 1919 году, хорошо помнит, какой была церковь до ее закрытия. « Внутри все сияло золотом, было много красивых икон, подсвечников » .
Дорогой, золотой иконостас выполняли мастера привезенные из Москвы. Кроме колоколов из Москвы была провезена серебряная люстра на 250 свечей. В 1880-х годах благодаря усилиям отца Дмитрия (Малышева) были собраны средства на устройство нового золоченного иконостаса во втором пределе храма.

У церкви в 2019 году. Во время международного археологического фестиваля «Кондуйское городище». Автор фото Ю.Волокитина.

Так же здание было оштукатурено и возведена новая двух метровая каменная ограда. От нее сейчас осталось лишь основание. За время своего существования как действующего, храм неоднократно посещало высокое церковное начальство. Храм был жемчужиной Нерчинской епархии. Колокольный звон по утру был слышан на десятки верст, перекликаясь с пенье жаворонков создавал благодатное ощущение единения неба и земли.
Храм действовал до 1929 года. Последним священником в нем служил отец Лука (Эпов).
В начале 30-х в стране началась индустриализация, которая требовала колоссальных средств. Страна должна была пройти путь от аграрной до мощной индустриальной державы за десяток лет, в других странах этот процесс тянулся столетиями. Требовалась много меди, церковные колокола шли на переплавку. Церковная утварь, иконы, золочение, все шло на продажу. Храмы разорялись по всей стране, Кондуйскую церковь не миновала эта участь. С 1930- х годов колокольный звон больше не слышен над живописной долиной, колокольню разобрали ввиду отсутствия колоколов. Опустевшая церковь превратилась в склад. С 1995 года церковь считается объектом культурного наследия.

Использованная литература:
— А.К. Кузнецов. Развалины Кондуйского городка и его окрестности. Владивосток, 1925.
— В.Г. Эпов. Род Эповых. Чита: «Поиск», 2002.
— Материалы МУК «Борзинский районныйкраеведческий музей».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *