Сибирское
Казачество
12 декабря 2018 Просмотров: 62 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

«Колхоз — хорошо, но и состоятельное казачество — любо»

«Колхоз — хорошо, но и состоятельное казачество — любо»

«Колхоз — хорошо, но и состоятельное казачество — любо»

В Екатеринбурге собрали атаманов из свердловских городов, чтобы обсудить «историческое наследние и вызовы современности» казачества. Инициатором выступил Центр традиционной культуры Среднего Урала, подконтрольный областному минкульту. В итоге на мероприятии казаки поделились своим опытом привлечения государственных грантов (в том числе для поисков предков во Франции), рассказали о создании этнопарка, где проводят свадьбы и корпоративы, а также договорились помогать друг другу пропагандировать казачью культуру.

Сегодня, 5 декабря, в Центре традиционной культуры Среднего Урала прошел круглый стол «Казачество на Урале: историческое наследие и вызовы современности», на котором собрались атаманы из разных городов региона. Первым делом собравшимся напомнили, что казачество на Среднем Урале имеет право на существование. Так, по словам атамана Среднеуральского отдельного казачьего общества Олега Черкасова, сначала казаки, проживающие на территории области, занимались выращиванием бахчевых культур, причем делали это вполне успешно, умудрившись в один год продать арбузов на 1 тыс. рублей. Потом же, «как высушили болото, прорубили дороги и изменился климат», оренбургское казачество встало на охрану лесов екатеринбургской губернии. «Многие слышали крылатое выражение, что казаков на территории Свердловской области нет, не было и не будет. Однако у нас есть источники, которые говорят, что казаки в том числе охраняли местные золотые заводы», — отметил Черкасов.

Сейчас историю казачества на Среднем Урале Черкасов пытается воссоздать с помощью проектов, к которым привлекает кадетов из Первого уральского казачьего корпуса при Богдановичском политехникуме. Деньги на исследования он пытается получить с помощью системы государственных грантов. Например, в этом году казаки провели проект с названием «Может быть, они были неправы, но они были людьми», в рамках которого 30 подростков изучили областные архивы и обнаружили могилы 11 казаков, погибших в Екатеринбурге в годы Гражданской войны. «Это казаки не только белого движения, но и Красной армии. Дети нашли документы, в которых говорится, что целый полк Троицких казаков вступил в партию большевиков и воевал на их стороне. Живая история всегда лучше учебников. По документам дети изучают зверство белых и красных казаков, позиции выравниваются, воспринимаются осознанно», — отметил атаман.

В рамках другого проекта детей свозили во Францию в поисках следов Русского экспедиционного корпуса, воевавшего в Первой мировой войне. «27 хлопцев и девчат отправились во Францию, 25 человек прибыли в Россию для знакомства с казачьей культурой. Результат получился исключительно хороший, всем понравилось, есть даже интервью директора католического лицея, где он благодарит нас за проект», — резюмировал Черкасов.

Тему истории продолжила жительница Арамиля Ирина Исмагилова, рассказав собравшимся о проекте этнопарка «Арамильская слобода». В прошлом году его создал на собственной земле атаман одноименного станичного общества Василий Стародубцев по схемам острога 1675 года, «когда по территории области проходила граница с башкирскими землями». В комплексе есть жилая и оружейная избы, небольшой скотный двор, гостиница и кафе. В слободе можно сходить на экскурсию, остановиться на пару ночей, а кроме того, согласно сайту учреждения, там можно провести свадьбу, корпоратив, тимбилдинговое мероприятие и фотосессию. Казаков, к слову, возмутило, что атаман не сделал казачий курень общественным, но после непродолжительной беседы спор утих, а участники дискуссии согласились, что «колхоз — это хорошо, но и состоятельное казачество тоже любо».

В «Арамильской слободе», рассказывала Исмагилова, организуют специальные мероприятия к Новому году. В частности, там будет принимать детей «казачий Дед Мороз» в казачьей военной экипировке.

«Не все знают, но ранее вместе с Дедом Морозом из Великого Устюга по городам России путешествовал и казачий Дед Мороз. Он представлял казачество и даже был у Путина! У него была своя почта, ему писали именно казачата. Он исполнял какие-то желания и очень сильно дружил [с детьми]. Единственное — в 2016 году он умер от сердечного приступа, ему было 50 с копейками», — рассказала она.

Представительнице этнопарка напомнили, что в русской традиции Дедом Морозом является Николай Чудотворец, на что Исмагилова ответила, что святой также будет представлен на площадке. «Кроме того, у нас будут казачьи забавы, песни. Дети будут отгадывать казачьи загадки. Нам кажется, что это будет очень интересно и необычно», — подвела итог руководитель проекта «Арамильская слобода».

Свой вариант слободы для сохранения традиционного казачьего быта в области планирует создать и атаман хутора «Манчажский» Павел Кузнецов. Пока его проект лишь прорабатывается, но уже известно, что на территории острога будет «зоопарк» домашних животных. «В наше время люди с бурным интересом приезжают посмотреть на ту же корову или лошадь», — сказал он.

Сейчас же Кузнецов занимается патриотическим воспитанием молодежи: обучает детей истории казачества, владению оружием и строевой подготовке. Его «дозор» состоит из трех отрядов, разделенных по возрастному принципу, хотя воспитанники не старше 16 лет. В каждом отряде есть свой «атаман» — его выбирают сами подростки, «чтобы все с детства знали, что каждый казак может стать атаманом», после избрания ребенку вручается нагайка.

Коллегам Кузнецова было интересно, выделывает ли он шкуры овец, которых содержит на подворье. В ответ атаман посетовал, что сейчас на шкуры нет спроса и отсутствуют мастера. Он добавил, что достать настоящее казачье седло стало очень сложно.

Атаман кировградского общества «Хутор Чистый» Николай Хомутов назвал свое выступление «Трезвые казаки — пример настоящего патриотизма». «Трезвость — это базовая национальная ценность России. Каждый мужчина имеет определенные звания в жизни — отец, сын, воин. Исполнять эти роли он может только трезвым», — объяснил он, продолжив рассказ достижениями его трезвых подопечных. В частности, кировградские казаки добились того, что их стали «видеть в городе». «Вот один из фактов признания нашего общества — 9 мая мы возложили гирлянду из живых цветов, не из пластмассовых каких-то, к мемориалу памяти воинов Великой Отечественной войны», — отметил Хомутов. Тема доклада пришлась по душе не всем. Один из казаков, сидевших в зале, заметил, что нельзя ставить знак равенства между «трезвым» и «патриотом». Хомутов объяснил, что имел в виду вопрос воспитания детей. «Только трезвый человек, любящий родину, может стать примером для ребенка», — сказал он.

Наметив планы по сохранению быта, участники конференции обсудили возрождение казачьей культуры. Сейчас, отметили атаманы, даже самые настоящие станичники с трудом воспринимают традиционные песни, а дети же совсем не могут их петь. Выход предложил директор Первоуральского народного дома и участник фольклорного ансамбля «Воля» Сергей Саблин — по его мнению, мелодии нужно транслировать на федеральных каналах. «Человеку же что показывают по телевизору, то он и слушает. Сегодня вот рэп популярен — и у нас все рэп слушают. Никто его 20–30 лет назад не знал, а теперь он из всех утюгов. Если сейчас начать транслировать старинные казачьи песни, то через 20 лет люди будут любить их», — сказал он.

Саблин также добавил, что вслед за возрождением интереса к культуре, после появления старых казачьих мелодий на ТВ произойдет и социально-экономический рост в стране. «Народ преобразится, это будет другой народ. Общество человеческое ведь в какой культуре живет, таковы и результаты. Вот есть Япония, в ней трепетно относятся к национальной культуре. И в результате эта небольшая страна имеет огромные экономические успехи», — отметил он. Впрочем, каких-либо конкретных предложений, как именно привлечь внимание СМИ к казачьим традициям, атаманы не нашли.

 

Иван Маслов

 

 

———————-

Азишскую пещеру отдадут казакам

Азишскую пещеру отдадут казакам

7 декабря, ФедералПресс. Традиционно пятница – время новостей под рубрикой «Антислухи».

В пятницу под руководством губернатора Кубани Вениамина Кондратьева может пройти совещание, где будет рассмотрена судьба Азишской пещеры на плато Лагонаки. Известную на весь край туристическую достопримечательность якобы планируется передать в ведение Хадыженского хуторского казачьего общества. Информацию об этом «ФедералПресс» сообщил осведомленный источник, пожелавший сохранить анонимность.

«Не совсем понятно, каким образом Азишская пещера относится к Хадыженску. Ведь, фактически, она располагается на территории Мезмайского сельского поселения. Тогда логично было бы передать ее Мезмайскому казачеству. Или районному обществу казаков. Но последнее противоречит краевому закону № 532-КЗ, где черным по белому в статье 20 говорится о передаче казачеству без торгов только земель сельхозназначения», – комментирует ситуацию источник.

По словам конфидента, передача туристической достопримечательности лишит еще одного источника получения средств района. Сейчас Азишской пещерой, как и расположенным неподалеку Гуамским ущельем, распоряжается ОАО «Апшеронск-Лагонаки», где часть акций принадлежит Апшеронскому району, часть – администрации Краснодарского края и часть – частным лицам. Получается, что после передачи объекта доходы от его эксплуатации будут поступать казачеству.

«Эта затея может идти от атамана района (и председателя райсовета) Александра Шилина. Возможно, в момент ЧС и безвластия (после отставки главы района) он переговорил с Николаем Долудой (вице-губернатора региона, атаман ККВ – прим. ред.) и воспользовавшись слабостью исполнительной власти района решил направить пещеру в ведение казаков. Сам Шилин коренной хадыженец, а возглавляющий Хадыженское хуторское общество атаман Роман Зинченко – его креатура», – отмечает анонимный эксперт.

Примечательно, что сейчас руководит ОАО «Апшеронск-Лагонаки» Александр Куделя – родной брат экс-министра курортов и туризма Кубани. «Все это похоже на передел сфер влияния. Если казакам удастся заполучить пещеру, то следующим на очереди будет Гуамское ущелье», – сетует конфидент «ФедералПресс».

———————-

X межрегиональный благотворительный смотр-фестиваль «Казацкая слобода» пройдет сегодня в Курске

X межрегиональный благотворительный смотр-фестиваль «Казацкая слобода» пройдет сегодня в Курске

8 декабря в 12.00 на базе Детской школы искусств № 6 Курска состоится X межрегиональный благотворительный смотр-фестиваль «Казацкая слобода». Он проходит в рамках мероприятий, посвященных празднику иконы Божией Матери Курской Коренной.

Организаторы фестиваля: Курский областной благотворительный фонд «Венец добра», центр народного творчества «Русь», Курское историко-родословное общество, Курское дворянское собрание, представители казачества.

Участие в фестивале примут профессиональные и самодеятельные коллективы и исполнители Курской, Воронежской, Орловской, Брянской и Белгородской областей.

———————-

Зауралье хотят объявить исконной землёй русского народа и казачества

Зауралье хотят объявить исконной землёй русского народа и казачества

На заседании Комитета по региональной политике и местному самоуправлению Курганской областной Думы 12 декабря (в День 25-летия российской Конституции) планируется обсудить вопрос о включении в План областного парламента на 2019 год внесения изменения в Устав Курганской области. В частности, предполагается его дополнить такими словами: «Курганская область является исконным местом проживания русского и казачьего народа, составляющего большинство населения области». Предложение об этом дополнении Устава в адрес Курганской областной Думы поступило от зарегистрированного в Зауралье 15 июня 2018 года регионального отделения ООВПП «Защитники Отечества». ст.3 п.1 Конституции Российской Федерации устанавливает равенство национальностей, указывая, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.» Невзирая на то, что положения Конституции Российской Федерации не разделяют российский народ на национальности, а также не выделяют в особую категорию казачество, предложение Курганской отделения «Защитников Отечества» было включено в повестку комитета и имеет все шансы попасть в План законотворческой деятельности областных депутатов. В определении Конституционного суда от мая 2010 года говорится: «Национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения». Зато земля в Курганской области может стать исконным местом проживания русского и казачьего народа. Это будет первый в России прецедент, когда на уровне регионального законодательства возникнут титульные нация и историко-этнографическое объединение. Интересно, что до XVI века и прихода русских, на территории Зауралья проживали четыре основных этноса — татары, башкиры, калмыки и киргиз-кайсаки (предки казахов), представленные среди населения региона и в настоящее время.
———————-

Казачьи традиции сильны в Самарском регионе

Казачьи традиции сильны в Самарском регионе

1 декабря во Дворце культуры железнодорожников имени А.С. Пушкина   прошел праздник сотрудничества и добрососедства народов России «Слава Богу, что мы – казаки!», который был приурочен к 28-ой годовщине с начала возрождения казачества в Самаре, Самарской области и Поволжье.
Организаторами мероприятия выступили Самарская региональная культурно-просветительская общественная организация «Ассамблея народов Самарской области» и Самарская казачья общественная региональная организация «Самарское казачье землячество» при поддержке Администрации Губернатора Самарской области.
Всех гостей праздника встречали звуки духового оркестра Детской школы искусств № 14 города Самара, расположившегося в фойе Дома культуры. Там же можно было увидеть и приобрести атрибуты настоящего казака – нагайки, головные уборы и одежду, а также отведать ароматные казачьи пирожки с картошкой и капустой. А выставка архивных фотографий рассказывала об   истории казачьего возрождения в Самаре.
Председатель Совета СРКПОО «Ассамблея народов Самарской области» Юрий Еругин рассказал об основных вехах славной истории волжского казачества, о возрождении казачества в Самарской области и Поволжье в последнее десятилетие XX века. Он отметил, что это мероприятие – еще один прекрасный повод встретиться с казаками-ветеранами, обсудить назревшие вопросы и пути развития организации.
28 лет назад в тогдашнем Куйбышеве проходил Первый, учредительный круг, который послужил началом возрождения Волжского войска, в нем приняли участие 14 человек, на нем был избран первым атаманом Самарского казачьего землячества потомственный уральский казак Борис Гусев.
Самарское казачье землячество после созданного летом 1990 года в Москве Союза казаков России — одна из первых казачьих организаций России, а также первая, созданная и зарегистрированная организация казаков города Самары (тогда Куйбышева), Самарской области и всего Приволжского федерального округа. После этого появились казачьи организации в Тольятти, Сызрани, Кинеле, Чапаевске, Саратове, Пензе, Уфе, Ижевске и других населённых пунктах Приволжского федерального округа.
Продолжением работы по возрождению казачества в регионе стало создание в 1993 году Самарской региональной культурно-просветительной общественной организации «Волжское казачье войско». А в 1996 году было создано Волжское войсковое казачье общество. С 2013 года и по настоящее время Войсковым атаманом ВВКО является казачий полковник,  руководитель департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Юрий Иванов.
В составе Волжского казачьего войска во все времена служили люди разных национальностей и разных вероисповеданий. Сегодня Волжское войсковое казачье общество и все другие казачьи объединения нашего региона вносят немалый вклад в укрепление дружбы между народами, в патриотическое воспитание молодежи, а также в дело сохранения и популяризации уникальной казачьей культуры и традиций.
Православная вера, патриотизм и жертвенная готовность встать на защиту Отечества – все это в казачестве передавалось из поколения в поколение. И, несмотря на жесточайшие репрессии, казачий дух остался непоколебимым, многие жители Поволжья осознают себя потомками казачьих родов и легендарных казачьих атаманов.
Особое значение в воспитании молодежи имеет кадетское движение и главное достижение – это открытие в 2016 году в Самаре казачьего  кадетского корпуса. Обучение в казачьих кадетских классах — это укрепление духа и тела, обретение правильных нравственных ориентиров, многие ребята получают здесь путевку в жизнь, обретают профессию. Об этом говорил директор Самарского казачьего кадетского корпуса, атаман станицы «Красноглинская» Волжского войскового казачьего общества, казачий полковник Александр Рябов.
Трудно найти равнодушные лица в зале, когда поют и танцуют казаки. Порадовало зрителей выступление автора-исполнителя казачьих песен Павла Коровина. В концерте также выступили: фольклорный ансамбль «Песни России» (руководитель Наталия Широкова, г.о. Чапаевск), ансамбль казачьего кадетского клуба «Междуречье» (руководитель подъесаул Эдуард Сергеев), детский вокальный коллектив «Соловушки» (руководитель Людмила Абрамова), народный ансамбль казачьей песни «Россы» Дворца культуры «Дружба» посёлка Алексеевка (руководитель Татьяна Белик) ансамбль народной песни «Потешки» и ансамбль казачьей песни «Родничок» (руководитель Ольга Минаева). Ансамблю казачьей и русской песни «Дубравушка» (руководитель Светлана Балабашина, г.о. Тольятти) подпевал весь зал.

———————-

Годовщину возрождения казачества в Поволжье отметили в Самаре

Годовщину возрождения казачества в Поволжье отметили в Самаре

Накануне в Самаре прошел праздник, приуроченный к 28-й годовщине начала возрождения казачества в Поволжье. Памятная дата — 30 ноября 1990 года. Именно в этот день в Куйбышеве было учреждено «Самарское казачье землячество». Сегодня казаки хранят военные традиции, занимаются патриотическим воспитанием и сотрудничают с русской православной церковью. Например, занимаются восстановлением храма в селе Павловка Сергиевского района.

 

 

 

———————-

У донских казаков забрали землю, выданную в обход законных процедур

У донских казаков забрали землю, выданную в обход законных процедур

УФАС Ростовской области выявила схему обхода обязательных торгов при выделении земель сельскохозяйственного назначения. Оказалось, что земли донским казакам выделялись на «льготной основе», то есть без проведения торгов, после чего земли передавались хозяйствующим субъектам.

Как пояснили в антимонопольном ведомстве, льготный порядок предоставления государственной или муниципальной земли не может ограничивать права других субъектов, также заинтересованных в получении участков и в обход публичных процедур их предоставления. После рассмотрения нескольких обращений управление ФАС по Ростовской области выдало предписания о незаконно выданной казакам земле и проведении торгов через публичные процедуры. Виновные в нарушении антимонопольного законодательства привлечены к ответственности.

Как сообщал «Обзор», вице-губернатор Ростовской области Михаил Корнеев обвинил муниципальных глав в нелюбви к казачеству. В десяти районах, в том числе  Багаевском, Белокалитвинском, Кашарском, Тацинском, казаки не получили ни сотки земли. Местные власти отказали казачьим обществам в выделении земли, сославшись на отсутствие свободных участков. При этом в соответствии с региональным законодательством с 2015 года казаки имеют право без проведения торгов на получение земли под сельскохозяйственные нужды.

Уточняется, что сегодня в Ростовской области в реестре состоят около 26 тысяч казаков, более 16 тысяч из которых несут охрану общественного порядка, в том числе патрулируют улицы вместе с полицейскими, а некоторые даже помогают пожарным.

———————-

На поддержку казачества в Краснодарском крае выделят 3 млрд рублей

Власти Краснодарского края планируют выделить на реализацию программы «Казачество Кубани» в 2019-2021 годах около 3 млрд рублей. Такие показатели предусмотрены проектом бюджета региона на трехлетний период.

«В проекте закона на реализацию государственной программы предусмотрены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 1 069 645,1 тыс. рублей, на 2020 год — 1 071 633,4 тыс. рублей, на 2021 год — 1 073 707,3 тыс. рублей», — отмечается в пояснительной записке.

Около 60% суммы ежегодно планируется выделять на финансовую поддержку со­ци­ально ориентированных ка­зачьих об­ществ, примерно 25% предусмотрено на обеспечение деятельности каза­чьих ка­детских корпусов региона. Также запланированы ассигнования на финансирование ГКУ КК «Казаки Кубани», ремонт зданий профильных учебных заведений и другие расходы.

Изменение объема бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы на 2019 год обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение участия казачьих дружин в охране общественного порядка на постоянной основе на территории Краснодарского края и на проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию казачьей молодежи», — говорится в пояснительной записке к проекту бюджета.

Как сообщал РБК Краснодар, в 2018 году Краснодарский край выделил из регионального бюджета 1,1 млрд руб. на поддержку казачества в 2018 году. По программе «Казачество Кубани» на поддержку социально ориентированных казачьих обществ было направлено 572 млн руб. субсидий. Наибольшие суммы получили Екатеринодарское (110 млн руб.), Адлерское (48,6 млн руб.), Сочинское (27 млн руб.), Новороссийское (27 млн руб.) и Анапское (26 млн руб.) районные казачьи общества.

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, КАИЦ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *