Сибирское
Казачество
16 декабря 2018 Просмотров: 57 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Казак без веры – не казак \ Патриарх Кирилл заявил о недопустимости создания независимой церкви на Украине

Казак без веры – не казак

Казак без веры – не казак

Вопрос, откуда у нас на Смоленщине взялись казаки, возникает нередко, но знатоки утверждают, что задаёмся мы им исключительно по причине незнания своей истории.

Ещё в 1609-1611 годах донские сотни участвовали в обороне Смоленска от польских войск. Некоторые из этих воинов остались жить здесь. Переезжали к нам казаки из земель Кубанского, Донского и Терского войска и в другие времена, поэтому возрождение этих традиций у нас в регионе в настоящее время – не такая уж и диковинка. Нередко случается встретить мужчин в казачьей форме, которые на добровольных началах помогают полиции, пожарным и МЧС. А ещё смоленские казаки большое внимание уделяют воспитанию подрастающего поколения. О том, как все эти добрые начинания поддерживает Православная Церковь корреспондент «Смоленской газеты» побеседовала с руководителем отдела Смоленской епархии по взаимодействию с казачеством иереем Геннадием Дегтяром.

Всегда на передовых рубежах

– Отец Геннадий, традиции казачества неразрывно связаны с православием. Почему необходим специальный отдел для работы с казаками, в чем заключается его назначение?

– Наша Церковь уже давно занимается социальной работой, окормлением различных обществ. Казаки также являются нашими прихожанами: мы с ними, в любом случае, должны работать. И после создания Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в епархиях было необходимо создать свои отделы на местах, что и было сделано. Мы сейчас работаем, казачество окормляем. Приходим на казачьи круги, советы атаманов и на какие-то другие мероприятия, когда нас приглашают, потому что, как сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Казак без веры – не казак». Нам хотелось бы видеть наших казаков в Церкви, и это есть, только ещё не в той мере, как бы нам хотелось. В среде казачества эти традиции были отчасти забыты, утрачены: старшее поколение погибло в войнах, было расстреляно, расказачивалось, – некому было все это передавать последующим поколениям. Православных людей у нас в стране по различным подсчетам 3, 5, по самым смелым утверждениям – 10 %. Так и в казачестве традиции православия возрождаются постепенно, но это процесс очень длительный, ожидать каких-то быстрых результатов мы не можем. Главное, что есть люди, которые понимают важность этой работы. Синодальный комитет в Москве помогает нам в ее организации, и, мне кажется, положительные результаты уже есть.

– А расскажите подробнее о том, какие мероприятия проводит отдел?

– Естественно, казаки участвуют в богослужениях. Мы также окормляем их в их мероприятиях, в исторических реконструкциях. Очень большую надежду сейчас возлагаем на молодое казачество, кадетские классы. У нас есть военно-патриотический клуб «Пластун», кадеты при «Хуторе Рай» и другие кадеты. Стараемся воспитывать молодое поколение так, чтобы они знали то, что было раньше, знали свою историю, понимали, что казаки – это воины, которые всегда были на защите рубежей России. Всегда стояли на передовой линии и не только в военном деле, но и в науке, и в искусстве. Они внесли большой вклад в расширение территории нашей страны, в дело защиты Отечества, в том числе во времена Великой Отечественной войны, потому что православный дух, дух воинства – очень сильный. Это вызывало уважение и у врага. Все это нужно возрождать, чтобы остаться той Россией, которой мы были. И, конечно, в центре этого находится именно Православие, которое я и представляю как духовник и городского казачьего общества, и «Хутора Рай», и как руководитель отдела.

Старые традиции в современных реалиях

– Нередко сталкиваюсь с тем, что сетуют казаки на то, что не так много у них сфер применения своих сил, а желание есть.

Даёт ли Православная Церковь возможности казакам приложить свои силы в каких-то делах?

– Церковь пытается давать такие возможности. Мы не будем скрывать, что мужчин в храмах у нас мало, а казаки – это, конечно же, мужчины, воины. Они помогают нам в обустройстве территорий храмов, в крестных ходах, торжествах, в праздник Смоленской Одигитрии в охране общественного порядка, в организации подхода к иконам. Конечно же, какую-то серьёзную загруженность мы не можем им дать, но тем не менее. Главное, что они приходят в храм, и хотелось бы, чтобы они приходили не одни, а с семьями.

– Как мне показалось по общению с некоторыми казаками, у нас люди сейчас несколько инертные, а они такие активные, инициативные, желающие что-то делать. Это действительно так или такая иллюзия у меня сформировалась по отдельным личностям?

– Есть такие активные люди, которые могут отложить личные дела ради общественных. Но, конечно же, в массе своей еще такого понимания нет. Я недавно общался с родовым казаком, который мне рассказывал о традиции, что казак, когда нужно было собраться всем казакам, оставлял все, что бы там ни было дома, что бы ни было на работе. Если есть какой-то сбор, есть какая-то проблема, казаки бросали все и собирались вместе. Сейчас они обычные люди, гражданские, работают где-нибудь на заводе, еще на каких-то предприятиях. Это даже чисто физически непросто – уйти с работы, и превалирование мирского существует.

Раньше, живя в станице, казак был земледельцем, мог бросить свой плуг, перестать пасти скот и прибежать, куда нужно, а сейчас это проблематично. Я это всё где-то понимаю, потому что я сам как священник Богу принадлежу, но у них существуют эти препоны, подчас объективные. Однако я думаю, что в каких-то серьёзных, экстремальных ситуациях, когда будет нужна помощь, они активизируются гораздо быстрее, чем какой-то мирской человек, потому что они казаки, потому что они понимают, что это необходимо, потому что они всегда на передовой, на передней линии какого-то события. Когда-то это сработает, как нужно, как у этих активных людей, которые сейчас, действительно, такие, что могут забыть и поесть, и семью, и ребенка в детском саду, может быть даже. «Казачий спас» вместо йоги

– Но тут, кстати говоря, есть такой стереотип: говорят, что казачество – это где-то там, в далеком прошлом, и то, что сейчас есть, это какое-то не настоящее. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Это ложный посыл. Если сейчас они надевают форму, которую стремятся стилизовать под старину, то это, чтобы отличаться. Как мы отличим казака от американского солдата? Ну, конечно, по форме. А некоторые люди спрашивают, зачем нужно владение шашкой, нагайкой, казачья воинская культура, если сейчас уже есть танки и самолеты? Но мы же понимаем, что у нас с 90-х годов прошлого века возрождается каратэ, японское искусство владения мечом, и все это существует как какая-то диковинка, а то родное, что у нас было, мы как-то не хотим и забываем. А это же очень интересно. Я вот даже сам пробовал шашкой работать. Это просто по-мужски, развивает и силу, и выносливость, и ловкость, чего мы часто, лёжа на диванах, просто лишены. Комфорт нашей жизни убивает в нас мужчин, воинов.

Мужчина – это всё-таки добытчик и защитник. Нужно вспомнить о своих корнях. Я иногда удивляюсь. Спрашиваю человека: «Ты православный?» Отвечает, что да и в храм регулярно ходит, а потом разговариваешь дальше, и выясняется, что при этом он занимается йогой, каратэ или какими-то видами борьбы – то есть не нашим каким-то деланием. У нас есть всё своё, а мы почему-то ухватываем что-то новомодное, что нам предлагают. Есть же «Казачий спас» – специальная боевая подготовка. Надо овладевать всем этим, с рассуждением ко всему подходить, понимать, что идёт возрождение наших традиций. Сейчас это переходит и в современные формы. Наша молодёжь, кадеты посещают и классы МЧС, и пожарные части, и выставки оружия, и овладевают перед армией какими-то военными специальностями или в армии получают профессию водителя БТР и другие профессии. Это всё есть и будет: мы должны идти вместе со страной, вместе с развитием прогресса. Но своё традиционное нужно беречь, передавать детям, внукам. Сейчас вследствие всемирной глобализации стираются грани между народами и культурами – мы этого не хотим. Мы не хотим быть такими. Мы должны показать, что у нас есть интересного в своей культуре. Пока это лежит в каких-то глубинах, но вот казаки – старые, родовые, – они могут показать нам, что это такое, как этим можно пользоваться в наше время.

Такая работа будет продолжаться, и дай Бог, чтобы таких энтузиастов было больше, чтобы они шли в школы и преподавали ребятам фланкировку (Искусство крутки шашки. Этим искусством в совершенстве владели многие казаки – Ред.) и владение другими какими-то вещами. Дети этим интересуются и загораются, начинают изучать историю, культуру, казачьи и православные традиции. Они начинают понимать, почему Русь такая, почему мы так живём, должны ли мы принимать какие-то другие вещи, которые нам предлагают. И это очень хорошо и очень важно. Таким образом, казачество у нас на Смоленщине возрождается, и мы можем говорить о том, что этот процесс идет успешно.

Материал подготовлен при грантовой поддержке Фонда «Православная инициатива».

 

Татьяна Борисова

———————-

Патриарх Кирилл заявил о недопустимости создания независимой церкви на Украине

Патриарх Кирилл заявил о недопустимости создания независимой церкви на Украине

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает недопустимым предоставление независимости православной церкви на Украине.

«Может быть, эти люди (сторонники независимой церкви — ИФ) и правы, и в независимом государстве должна быть как бы и независимая церковь? (…) Почему бы не допустить такое в отношении Украины?.. Нельзя допустить», — сказал патриарх в воскресенье, обращаясь к верующим после литургии в храме Святой Татьяны в Люблино.

По его мнению, это недопустимо, поскольку сторонники независимой церкви, «те, кто стремятся утвердить так называемую незалежную церковь», исполнены злобы, готовы насильно добиваться своей цели и «погубить жизни других людей».

Однако, сказал патриарх, «мы верим, что церковь православная устоит, что никакие расколы, никакие раскольнические объединения, никакое участие светской власти, никакая злобная и воинственная риторика, не способны будут оторвать верующих (…) от жизни во свете божием».

15 декабря в Киеве должен состояться так называемый объединительный собор, который призван создать на Украине церковь, независимую от Московского патриархата. Реализации этой идеи власти страны добиваются с апреля, когда президент Петр Порошенко обратился к патриарху Варфоломею дать Украине томос об автокефалии.
Каноническая православная церковь от участия в этом проекте отказалась. В преддверии собора в разных епархиях УПЦ проводятся обыски, а духовенство вызывают «на беседы» в СБУ.

Как сообщалось, митрополит Онуфрий и другие епископы канонической Церкви приглашения на «объединительный собор» отослали обратно в Стамбул.

———————-

В РПЦ назвали оскорбительным письмо патриарха Варфоломея Киевскому митрополиту

В РПЦ назвали оскорбительным письмо патриарха Варфоломея Киевскому митрополиту

В Московском патриархате назвали грубым и оскорбительным письмо патриарха Варфоломея, в котором он пригрозил митрополиту Киевскому Онуфрию утратой титула главы УПЦ в случае неявки на «объединительный собор».

«Митрополит Онуфрий вместо ответа вернул это письмо отправителю. Мне тоже не хотелось бы обсуждать такого рода документ. Знаю, что после того, как был опубликован его греческий текст, иерархи разных поместных Церквей прочли его, и многие из них сказали: мы теперь еще больше будем уважать митрополита Онуфрия», — рассказал «Интерфаксу» в пятницу замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.

По его словам, у предстоятеля УПЦ действительно очень высокий личный авторитет не только на Украине, но и в международной православной среде.

«Его справедливо почитают человеком духовным, праведным по жизни. Так что симпатии православных не на стороне того, кто такое грубое, оскорбительное письмо отослал. Он ведь этим не митрополита Онуфрия унизил, а себя», — считает представитель Русской церкви.

Т.н. объединительный собор, намеченный на 15 декабря, призван создать на Украине церковь, независимую от Московского патриархата. Реализации этой идеи власти страны добиваются с апреля, когда президент Петр Порошенко обратился к патриарху Варфоломею дать Украине томос об автокефалии.

Каноническая православная церковь от участия в этом проекте отказалась. В преддверии собора в разных епархиях УПЦ проводятся обыски, а духовенство вызывают «на беседы» в СБУ.

———————-

СБУ заявила о доказательствах

СБУ заявила о доказательствах «разжигания межнациональной вражды» Московским патриархатом

В ходе следственных действий у священнослужителей Украинской православной церкви (Московского патриархата) собрано достаточно доказательств фактов разжигания межнациональной вражды, заявляют в Службе безопасности Украины.

«Обыски и допросы, которые были, проводились в рамках конкретных уголовных производств, которые открыты не сегодня и не вчера», — рассказал заместитель главы СБУ Виктор Кононенко на брифинге в Киеве в четверг.

Он отметил, что в ходе этих обысков были изъяты материалы, которые свидетельствуют о проведении деятельности, направленной на разжигание межнациональной вражды.

«То есть, есть соответствующие доказательства. И в ходе допросов священников тоже. Материалы, которые нами изымались, размещены на сайте СБУ, — можете сами посмотреть, является это законным или противоправным. Я считаю, что, если говорят о том, что есть одна вера, а все другие верующие — это неканонично, раскольники — это ограничение их прав», — сказал он.

По утверждению Кононенко, «СБУ задокументировали намерения организовать в Киеве и других регионах провокации накануне проведения объединительного церковного собора».

«Согласно российским инструкциям было предложено провести на территории Киево-Печерской лавры в Киеве акций протеста против получения Украиной томоса и создания единой поместной православной церкви», — сказал зам главы СБУ.

По его данным, «настоятель лавры митрополит Павел должен был координировать действия протестующих».

Отвечая на вопрос о том, есть ли основания для задержания митрополита Павла, Кононенко сказал: «Нет, если будут, он будет задержан, пока их (оснований — ИФ) нет». «Для подозрения этого еще мало, но работа в этом плане проводится, митрополит Павел обязательно будет допрошен в рамках этого уголовного производства», — подчеркнул он.

———————-

Патриарх Кирилл обратился в ООН и к Папе Римскому в связи с давлением на УПЦ

Патриарх Кирилл обратился в ООН и к Папе Римскому в связи с давлением на УПЦ

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил обращения главам мировых церквей, генеральным секретарям ООН и ОБСЕ, главам Франции и Германии о нарушении прав иерархов и верующих канонической Украинской православной церкви. Об этом сообщает в пятницу Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Русской православной церкви.

«В последнее время вмешательство руководителей светского украинского государства в церковные дела приобрело характер грубого давления на епископат и клириков Украинской православной церкви, что позволяет говорить о начале полномасштабных гонений», — цитирует ОВЦС патриарха.

———————-

СМИ узнали, что у новой украинской православной церкви не будет патриарха

СМИ узнали, что у новой украинской православной церкви не будет патриарха

Проект устава автокефальной украинской православной церкви предусматривает, что новую церковь будет возглавлять предстоятель с титулом митрополит Киевский, а не патриарх, сообщает интернет-издание «Украинская правда» со ссылкой на текст проекта устава.

Как отмечается, документ, который есть в распоряжении редакции, представлен на украинском и греческом языках и является начальным вариантом устава, утвержденным 29 ноября Синодом Вселенского патриархата. Правки, которые за последние дни были в него внесены совместной рабочей группой Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ-КП), Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), представителями УПЦ Московского патриархата и экзархами Константинопольского патриарха, в опубликованном документе не учтены.

Но уже из этого проекта известно, что на начальном этапе титул патриарха глава новой Украинской церкви не получит, хотя сама церковь станет автокефальной, то есть независимой и равноправной с другими поместными церквями.

Синод новой церкви, согласно документу, должен состоять из 12 архиереев. Каждые полгода половина Синода будет проходить ротацию, а срок полномочий члена Синода будет составлять один год.

Предстоятеля автокефальной церкви будут выбирать на поместном соборе.

Миро для новой церкви на данном этапе будет вариться Константинопольской церковью, но все остальные атрибуты церковной независимости украинская церковь получает сразу.

Объединительный собор

Сегодня в Киеве откроется объединительный собор, на котором предполагается создать единую поместную церковь Украины. Таким образом власти страны рассчитывают при поддержке Константинополя сделать еще один шаг к получению томоса об автокефалии, с просьбой о даровании которой президент Украины обратился в апреле к патриарху Варфоломею.

Инициаторы создания автокефальной церкви предполагали, что в работе объединительного собора примут участие епископы УПЦ Московского патриархата и представители двух неканонических церквей — т.н. Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Однако УПЦ МП от участия в соборе сразу отказалась.

Если религиозная структура все же будет создана, то, по информации Киевского патриархата, ее лидер получит томос об автокефалии из рук патриарха Варфоломея в Стамбуле 6 января.

———————-

В Волгограде говорили о взаимодействии казаков с Русской православной церковью

В Волгограде говорили о взаимодействии казаков с Русской православной церковью

В Царицынском православном университете прошла научно-практическая конференция, посвященная духовному окормлению и нравственному воспитанию казачества в Волгоградской епархии.

В работе конференции приняли участие священнослужители, деятели науки и культуры, представители властей Волгограда, профильных ведомств и образовательных учреждений региона, а также Синодального комитета Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

Конференция начала работу с молебна в Церкви Троицы Живоначальной Свято-Духова монастыря. Затем состоялось пленарное заседание и, непосредственно, сама конференция. Она была разделена на четыре секции. Обсуждались вопросы организации взаимодействия казаков с Русской Православной Церковью, включение в образовательную программу кадетских корпусов и классов истории православной и казачьей культуры нашего края, реализацию молодежных проектов, взаимодействие Русской Православной Церкви, государства и казачьих обществ. У них всегда на первом месте было служение вере православной и Отечеству.

Стремясь сохранить внутреннее единство и верность православной церкви, казаки испокон веков заботились о сохранении духовной культуры, традиций, а также защите государственных устоев. Определяющей характеристикой казака должен быть его внутренний мир, подчеркнули участники конференции.

Для этого важно с детства нужно приобщать к православной вере, ведь в народе говорили: «Казак без веры — не казак!».

Для этого в образовательным процессе кадетских корпусов, школ и классов воссоздается традиционная казачья культура, проводятся тематические занятия, мероприятия патриотической и духовной направленности.

———————-

Войсковой священник иерей Марк Кравченко принял участие в заседании Совета Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Войсковой священник иерей Марк Кравченко принял участие в заседании Совета Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества

В начале декабря текущего года в Центре Императорского Православного Палестинского Общества состоялось заседание Совета Московского областного отделения ИППО. Вёл заседание Почётный член ИППО, руководитель МОРО ИППО Юрий Смирнов, в работе заседания принял участие и выступил с докладом исполняющий обязанности Управляющего делами ИППО Георгий Веренич.

 

Войсковой священник иерей Марк Кравченко принял участие в заседании Совета Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского ОбществаНа повестке дня было выдвинуто несколько вопросов: отчёт о работе Совета и отделения в 2018 году, вручение членских билетов и знаков вступившим членам Общества, вручение наград ИППО и другое.

После благословения на начало доброго дела протоиерея Бориса Токарева заседание открыл руководитель отделения Юрий Смирнов. Юрий Петрович рассказал об основных итогах 2018 года, выделив мероприятия, проведённые в рамках общего плана ИППО. Особое внимание в докладе было уделено 5-й церемонии вручения Международных премий имени первых председателей Императорского Православного Палестинского Общества Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, совместным проектам отделения и Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства, в частности, участию в работе Международного форума «Дни сада в Бирюлёво» и организации круглого стола на тему «Вклад Московского областного регионального отделения Императорского Православного Палестинского Общества и Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства в развитие научной деятельности на территории России и Святой Земли».

Также говорилось о совместных мероприятиях с посольством Палестины и об участии в мероприятиях ИППО, посвящённых 100-летию со дня мученической кончины Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, а именно установке Поклонного креста в с. Ершово.

Юрий Смирнов также упомянул и другие проекты отделения: программу «Возвращение памяти», целью которой является сбор информации о членах Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, и проект под общим названием «Крестный ход. От Государя к Преподобному», цель которого – возродить традиции крестных ходов к православным святыням. Юрий Смирнов также обратил внимание на пока не решённые проблемы отделения.

В целом работа Совета МОРО ИППО была признана удовлетворительной.

В планах работы на 2019 год – проведение годового собрания, расширение паломничества, участие в деятельности Молодёжной секции ИППО.

Сергей Забурниягин, заместитель руководителя МОРО ИППО, напомнил о проведении 16–18 июля текущего года крестного хода, посвящённого годовщине убиения святых Царственных страстотерпцев и преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Сергей Викторович выразил надежду, что крестный ход, организованный отделением, получит в следующем году поддержку церковных, государственных и общественных организаций.

Секретарь отделения Ритта Бутова рассказала о работе по разбору и систематизации исторического архива и библиотеки ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме. Во время проведения работ была осуществлена первичная систематизация материалов и оценка их состояния. Общее количество книг, которые в настоящее время приведены в порядок, составляет более 5 тысяч экземпляров. Следующим этапом работы станет постановка книг на учёт, создание каталогов и в перспективе электронная оцифровка текстов. В будущем исторический архив и библиотека ИППО могут стать частью музейного комплекса Сергиевского подворья в Иерусалиме.

Действительный член ИППО, главный архитектор ООО «Товарищество реставраторов» Андрей Анисимов рассказал о своих проектах в Мурманске и в городе Свободный Амурской области и предложил ИППО принять в них посильное участие.

Благотворительным акциям «Живое наследие», цель которых напомнить современному поколению о важнейших событиях истории нашей страны, было посвящено сообщение Антонины Стороженко.

И. М. Кожевников рассказал об инициативе отделения по созданию казачьего конвоя ИППО. С приветствием от Московского регионального отделения ИППО выступил Сергей Житенёв.

На заседании состоялось вручение членских билетов и знаков ИППО М. В. Солнцеву и А. В. Ковтуну и наград членам ИППО, оказавшим помощь и поддержку в организации торжественной церемонии освящения и открытия в селе Ершово Одинцовского района Московской области Поклонного креста в память о Великой княгине Елизавете Фёдоровне.

Почётным знаком памяти Великого князя Сергея Александровича награждён М. В. Солнцев, председатель Координационного совета ветеранских организаций Одинцовского района Московской обл., генерал-майор в отставке. Почётный знак памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны вручён С. В. Забурниягину, заместителю руководителя МОРО ИППО.

Почётным знаком памяти Василия Николаевича Хитрово награждён А. Г. Балышев, член МОРО ИППО.

Почётный знак памяти Алексея Афанасьевича Дмитриевского вручён И. М. Кожевникову, члену МОРО ИППО.

Среди участников заседания был и действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, Войсковой священник Центрального казачьего войска, настоятель храма св. равноап. кн. Владимира при Московском президентском кадетском училище им. М.А. Шолохова войск национальной гвардии РФ иерей Марк Кравченко. В мае 2018 года он стал лауреатом премии Императорского Православного Палестинского Общества имени Великого князя Сергея Александровича.

———————-

Священномученик Климент, папа Римский

Священномученик Климент, папа Римский

Священномученик Климент, папа Римский, жил в I в. Родители его были родственниками римских императоров и язычниками; их звали Фавст и Матфидия. Родной брат отца его, человек развращенный, прельстился красотой братниной жены и старался склонить ее к измене мужу. Но Матфидия, не желая обличить его гласно, решилась на некоторое время удалиться из Рима. Она сказала мужу, что видела во сне одного из богов, который сказал ей, что если она не выйдет из Рима на 10 лет, то умрет нечаянной смертью вместе с двумя сыновьями-близнецами. Фавст отпустил ее с близнецами Фастином и Фавстианом, а третьего малютку, Климента, оставил при себе. Дорогой буря разбила корабль, но Матфидия и сыновья ее были спасены силой Божией. Ее выкинуло на остров, где она начала жить трудами; а малюток взяли морские разбойники и продали одной женщине, которая воспитала их вместо собственных детей. Они, услышав проповедь о Христе, крестились и последовали за апостолом Петром. Фавст соскучился, не получая известия от жены, и сначала послал слуг, а затем и сам отправился искать ее. Отрок Климент начал учиться. Повзрослев, он стал думать, что родители его, вероятно, умерли, и что сам он, со временем, должен будет умереть. «Где же все мы будем после смерти, и есть ли какая жизнь после этой кратковременной?» — задавал себе вопросы Климент. Услышав о новом учении, проповедуемом Христом, он отправился в Иудею, но корабль прибило бурей к другому месту, где проповедовали апостолы Варнава и Петр. Климент принял крещение от Петра и здесь встретил своих братьев-близнецов. Тут же, случайно, была найдена Петром и мать их Матфидия. Какова была радость матери, встретившей своих детей после долгой разлуки! Св. Петр крестил и Матфидию. Здесь св. Петр встретил и Фавста, искавшего жену с детьми, и его тоже крестил. Фавст и Матфидия скоро умерли. Тогда св. Климент стал неотлучным спутником апостола Петра. Апостол перед своей смертью рукоположил его в епископы в Риме. Трудным было время, когда епископствовал Климент, но он, несмотря на это, обратил ко Христу множество людей, не только из простого народа, но и из сановных и благородных граждан. Язычники восстали против Климента и обвинили его в оскорблении народной религии, но было много и таких, которые защищали его. Тогда император Траян приказал отправить святого в заточение в пустынное место — Херсонес (нынешний Крымский полуостров). Там св. Климент нашел более 2 тысяч христиан, осужденных на тесание камней в горах. Ту же работу поручили и ему самому. Здесь он утешал христиан, а язычников обращал ко Христу, так что в течение одного года число верующих так возросло, что было построено более 70 церквей, и вся страна превратилась из языческой в христианскую. Узнав об этом, Траян приказал утопить святого Климента в Черном море. Когда святитель был ввержен в море, то верующие, по просьбе учеников его, Корнилия и Фива, молились, чтобы Господь показал им честное тело святого мученика. Тогда море отступило от берега, и христиане, пройдя по сухому дну моря, увидели чудесную мраморную пещеру, где покоились мощи св. Климента. Они хотели было взять их с собой, но Корнилию и Фиву было откровение свыше не делать сего, ибо само море ежегодно на семь дней будет открывать мощи для поклонения. И это продолжалось до IX в. Затем море перестало отступать, и так было 50 лет. В то время прибыли в Херсонес учителя славян Кирилл и Мефодий и стали побуждать епископа Георгия позаботиться об открытии мощей св. Климента. Епископ собрал весь народ с крестным ходом и молитвой отправились к морскому берегу. Но море не расступилось, в полночь же оно озарилось светом, и святые мощи сами собой явились поверх воды. Их перенесли в церковь, и от них совершилось много чудес. Часть мощей перенесена была святыми Кириллом и Мефодием в Рим, глава же и большая часть мощей впоследствии взяты были святым князем Владимиром в Киев в Десятинную церковь.

———————-

9 декабря православная церковь чтит Преподобного Алипия Столпника

9 декабря православная церковь чтит Преподобного Алипия Столпника

Преподобный Алипий Столпник жил в Адрианополе, в Пафлагонии, в конце VI — начале VII вв. При рождении яркий свет озарил комнату, где он родился, что значило, что он будет светить миру своей благочестивой жизнью. Мать Алипия скоро овдовела и посвятила себя воспитанию сына. Вскормив, привела его к епископу Феодору и посвятила на служение Богу. За прекрасные качества все полюбили Алипия, и он скоро сделан был диаконом. Алипию хотелось уединиться, и он ушел было в пустыню; но все стали сожалеть о нем, так как он украшал церковь и свои» примером благотворно действовал на других, и, найдя его в пустыне, упросили вернуться в город. Алипий скорбел о своем возвращении, но ангел Божий явился ему и сказал: «Не скорби; знай, что везде, где человек живет благочестиво и богоугодно, место свято». Святой поселился близ города в одной из гробовых пещер. Здесь жило много бесов. Несмотря на все диавольские козни, он поселился тут. Над пещерой стоял идол; Алипий сверг идола и поставил крест. Скоро он воздвиг там церковь. Многие приходили к Алипию из города для молитвы и поучения. Через некоторое время он взошел на столп для подвигов, терпел и холод, и зной, и все перемены погоды. Бесы много раз бросали в него камнями, но, видя твердость, оставили его. Когда же некоторые из приходивших пожелали поселиться близ его столпа, то он устроил неподалеку от себя с одной стороны мужской, а с другой женский монастырь. В женском жили его мать и сестра. Подвизался св. Алипий 53 года. За 14 лет до кончины ноги его были поражены язвами, и он не мог стоять, а лежал на одном боку, терпя болезнь и благословляя Бога, подобно многострадальному Иову. Часть мощей св. Алипия хранится на Афоне.

———————-

10 декабря- Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой

10 декабря- Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»

Празднование иконе Знамения Пресвятой Богородицы установлено в Новгороде в 1170 г. Великий князь Андрей Юрьевич пошел войной против новгородцев. Собрав огромное войско, подступил к Новгороду. Новгородцы со своим архипастырем Иоанном (в иночестве Илией) обратились с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице. Ночью во время молитвы архиепископ услышал голос от иконы: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа на Ильинской улице; возьми оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознеси на городские стены. Тогда увидишь спасение городу». Он отправил за иконой протодиакона, а сам начал совершать молебное пение; но посланные никак не могли сдвинуть икону с места. Тогда отправился за ней сам Иоанн, и когда пели молебен, то икона сама двинулась. Архиепископ принял на руки икону и вознес на городскую стену. Тут, во время нападения врагов, икона вдруг отвратила свой лик от нападающих и обратила его, в знамение своей милости, к городу, и в это время заметны были на лике ее слезы из очей Богородицы. Тогда тьма облегла полки неприятелей, и они обратились в бегство. Новгородцам оставалось только преследовать врагов. Это было 27 ноября. После того икона получила название Знамение, то есть чудо, Пресвятой Богородицы, и установлено было празднование. В 1566 г. по молитве перед этой иконой был остановлен ужасный пожар в Новгороде, а в 1611 г, шведы, производя грабеж в этом городе, хотели войти в церковь Знамения, чтобы разграбить; но лишь вступили на порог храма, как невидимой силой были отброшены назад. На иконе Богоматерь с распростертыми к небу руками и с Младенцем Иисусом, сидящем на лоне Ее без всякой поддержки. Правой рукой Он благословляет мир, а левой держит свиток — знак Своего спасительного закона. Замечательна икона Знамения, находящаяся в Царском Селе, в придворной церкви, и прекрасным древним письмом, и многими чудесами. Икона принесена в дар царю Алексею Михайловичу патриархом Константинопольским Афанасием и с того времени сделалась особенно чтимой в царском роде. Петр Великий благословил ею дочь свою Елисавету, как наследницу престола после Екатерины I. Императрица Екатерина II любила молиться перед нею. В 1820 г., по молитве перед сей иконой императора Александра I, а в 1863 г. — Александра II, остановлен был пожар во дворце. В 1831 и 1848 гг. молитва перед нею спасла от холеры Царское Село.

———————-

11 декабря православная церковь чтит Преподобномученика Стефана Нового

11 декабря православная церковь чтит Преподобномученика Стефана Нового

Преподобномученик Стефан Новый родился в 750 г. в Константинополе от благочестивых родителей, по их молитвам. Сама Пресвятая Богородица явилась матери его и обещала, что у нее будет сын, как она и просила. В 40 день по рождении Стефана мать, придя с ним в храм, сказала в молитве Богородице: «Тебе, Пресвятая Богородица, после Господа посвящаю моего возлюбленного сына, которого Ты даровала мне». Возрастая, отрок показал себя весьма благонравным и особенно полюбил чтение творений св. Иоанна Златоуста. Родители отдали его в пустынь на гору Авксентиеву, в Вифинии, к старцу Иоанну. Однажды со слезами на глазах старец предсказал Стефану, что место их жительства будет возделано и взращено им, но иконоборцы разорят и опустошат его. Скоро старец умер, а Стефан прославился подвигами, так что стали стекаться к нему многие любители иноческого жития, и при пещере образовалась обитель. В это время началось гонение на иконы, и к св. Стефану приходили многие за советом; он советовал не имевшим надлежащей крепости духа скрываться от гонителей. Скоро узнал о Стефане царь — гонитель икон Копроним -и хотел лаской и подарками склонить его к тому, чтобы он подписал постановление бывшего беззаконного собора против употребления икон. «Собора я не подпишу, — сказал Стефан, — а за святые иконы я готов умереть. Даров царских не приму». Царь разгневался и искал повода погубить его. Подговорил одного юношу, чтобы тот поступил к нему в монастырь. Святой принял юношу, но юноша бежал из монастыря и сказал царю, что св. Стефан насильно постриг его. Тогда царь послал множество воинов, чтобы разорить Авксентиеву обитель, а самого святого с бесчестием и побоями, в цепях, отправить в темницу. В темнице вели с ним спор поборники ереси. Святой окончательно опроверг все их доводы против иконопочитания. Тогда царь приказал сослать св. Стефана на остров Геллеспонт, в Проконнес. Здесь святой поселился в пещере. Сюда пришли и ученики его, жившие в Авксентиевой обители, и таким образом тут основалась обитель. Св. Стефан начал совершать чудеса. Он исцелил одного из воинов, повелев ему поклониться иконе Спасителя и Пресвятой Богородицы. Услышав об этом чуде, Копроним призвал к себе воина, разгневался и назвал его идолопоклонником. Воин, испугавшись царского гнева, обещал ему, что более не станет кланяться иконам. Господь наказал этого воина: конь сбросил его и он вышел в отставку в чине полковника и в 1.893 г. по благословению о. Иоанна принял священнический сан и служил в различных церквах Москвы. После смерти жены в 1895 г. о. Леонид принял постриг с именем Серафим и был зачислен в штат Трице-Сергиевой Лавры, а вскоре, возведенный в сан архимандрита, был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Еще до принятия монашества он начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря», которой немало способствовал прославлению в 1903 г. преподобного Серафима Саровского. Позднее им был написан акафист преподобному.

———————-

12 декабря православная церковь чтит Мученика Филумена

12 декабря православная церковь чтит Мученика Филумена

Мученик Филумен жил в III в. при царе Аврелиане, в Ликаонии, и занимался продажей зернового хлеба. За веру во Христа его представили к правителю Филиксу и жестоко мучили. Потом ему вбили гвозди в голову, руки и ноги и гнали его до тех пор, пока он совсем не изнемог и не предал дух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

———————-

13 декабря православная церковь чтит Апостола Андрея Первозванного

13 декабря православная церковь чтит Апостола Андрея Первозванного

Апостол Андрей назван Первозванным потому, что первый сделался учеником Иисуса Христа. Происходил он из Вифсаиды и был сначала учеником Иоанна, Предтечи и Крестителя Христова. Однажды Иоанн, увидев идущего Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий» (Ив. 1:36). Андрей пошел за Иисусом. Потом он, вместе с братом Петром, снова призван был Иисусом Христом на берегу Галилейского моря. «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков», — сказал им Иисус. Св. Андрей был одним из близких учеников Христовых. По сошествии Святого Духа, он проповедовал в Иерусалиме и был на Иерусалимском соборе. Затем св. Андрей трижды путешествовал по Европе и Азии, всюду насаждая учение Христово, и совершал множество чудес. С ним проповедовал в некоторых местах святой апостол Матфий, избранный на место Иуды предателя. Однажды заключили в темницу святого Матфия. Узнав об этом, апостол Андрей подошел к темнице, и двери ее отворились сами собой. Апостол вошел в темницу; тогда вдруг спали оковы с рук и ног не только у Матфия, но и у прочих 17 узников, и все узники уверовали во Христа. В Синоне враги напали на дом, где остановился св. Андрей, и хотели сжечь его. Извлекши святого из дома, влачили по улице, бросая в него камнями; наконец, едва живого, выбросили за ворота, в поле. Но Господь, явившись, исцелил его и повелел снова, без всякого страха, идти в город. «Посмотрите на вражду ваших ложных богов, как они вооружены друг против друга, — говорил св. Андрей язычникам в г. Самосате. — А истинный Бог -один. Он благ, Делатель добра и Источник мира». Святой Андрей, проповедуя по южному побережью Тавриды, достиг города готов — Херсонеса, где обратил многих ко Христу. Из Херсонеса направился вверх по Днепру до гор киевских. Здесь, на горах, водрузил крест, благословил их и изрек следующие пророческие слова: «На сих горах воссияет благодать Божия, и город великий будет создан здесь, и церкви многие воздвигнет Господь в нем». Наконец, святой апостол прибыл в Византию, нынешний Константинополь, поставил здесь епископа Стахия и отправился в город Патры. Тут он обратил ко Христу многих жителей, жену губернатора Эгеата Максимиллу и брата его Стратоклиса. Эгеат разгневался на святого и посадил его в темницу. Христиане с плачем окружили темницу. Апостол сотворил крестное знамение, и двери темницы отворились. Он совершил в темнице таинство Евхаристии, причастил христиан и рукоположил Стратоклиса в епископы. На другой день Эгеат приказал распять св. Андрея, но не пригвождая к кресту, а привязав, чтобы доставить ему большие мучения. Св. апостол подошел ко кресту, преклонил колени и произнес приветствие сему орудию спасения рода человеческого. Четверо суток висел он на кресте и поучал народ. Друзья и ученики апостола хотели снять его со креста, но он просил не снимать, и скончался. Это было в 62 г. по Р.Х. Страток-лис и Максимилла похоронили его святое тело. Эгеат, мучимый совестью за смерть апостола, лишил себя жизни. Мощи святого апостола Андрея при императоре Констанции были перенесены в Константинополь, в храм святых апостолов. В 1208 г. крестоносцы перенесли их в Италию, в город Амальфи, где они и почивают. Глава находится в Риме, кисть от правой руки — в московском Успенском соборе, части мощей имеются на Афоне и в других местах.

———————-

14 декабря православная церковь чтит Пророка Наума

14 декабря православная церковь чтит Пророка Наума

Св. пророк Наум — из 12 малых пророков. Он родом из Елкоша, города в северном Израиле, проповедовал в царствование Езекии то есть между 727 и 698 гг. до н. э. Полагают, что он пророчествовал во время царствования иудейского царя Езекии, когда было разрушено царство израильское. Он предсказал разрушение Ниневии. Известная под его именем ветхозаветная книга содержит в себе яркую картину религиозно-нравственного и политического состояния Израиля и даёт много указаний на историю Ассирии. Книга пророка Наума представляет из себя последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из неё произошёл Сеннахирим, умысливший зло против Сущего, а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Разъясняется, что Ниневия заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и колдовством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут её, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребён в своем отечестве. Оставил после себя книгу, состоящую из трех глав.

 

———————-

15 декабря православная церковь чтит Мученицу Миропию

15 декабря православная церковь чтит Мученицу Миропию

Мученица Миропия происходила из Ефеса от благочестивых родителей. Жила в III в. во время Декиева гонения на христиан. Страшась мучений, она удалилась вместе с матерью на остров Хиос. Но и сюда прибыл ненавистник христиан, воевода Нумерий. Замучив воина Исидора (память 14 мая), он приказал бросить его тело на съедение зверям и птицам; а чтобы христиане не погребли тела, поставил для этого стражей. Св. Миропия, воспользовавшись сном стражей, погребла тело святого мученика. Тогда Нумерий разгневался на стражей и требовал, чтобы непременно было найдено тело, в противном случае угрожал им смертной казнью. Узнав об этом, св. Миропия подумала: «Если эти невинные стражи погибнут из-за меня, то совесть моя не будет спокойна, и мне придется отвечать на суде Божием». И, придя к стражам, сказала: «Успокойтесь, тело св. Исидора погребла я». Стражи привели св. Миропию к Нумерию. Ненавистник христиан приказал мучить ее и бросить в темницу. Тут явился св. Миропии мученик Исидор, и она скончалась. Это было около 250 г.

 

 

———————-

16 декабря православная церковь чтит Преподобного Савву Нижегородского

16 декабря православная церковь чтит Преподобного Савву Нижегородского

Преподобный Савва Нижегородский, или Сторожевский, был учеником св. Сергия Радонежского. О происхождении его ничего не известно. Под руководством святого Сергия Савва прожил до преклонных лет и был пресвитером и духовником братии. Многие и из мирян врачевали свои душевные недуги у него. Когда великий князь Димитрий Донской основал обитель в благодарность за победу ду над Мамаем, то св. Сергий поставил Савву настоятелем этой обители. После того некоторое время он был настоятелем и в обители св. Сергия. Здесь полюбил св, Савву Звенигородский князь, сын Донского, Георгий, или Юрий, и просил его найти близ Звенигорода место для устроения обители. Савва нашел прекрасное место на уединенной Сторожевской горе: так названа гора оттого, что Звенигород был сторожевым городом для Москвы на случай нашествия врагов — литовцев и поляков. Здесь князь и устроил монастырь, а прп. Савва сделался настоятелем этого монастыря. Он предсказал князю победу над камскими болгарами, и князь, одержав победу, весьма щедро одарил монастырь. Со временем святой угодник удалился в пещеру, недалеко от монастыря, для уединения. В 1406 г. он скончался. Много чудес совершалось при гробе св. Саввы, и в 1652 г. были открыты его мощи, оказавшиеся совершенно нетленными.

 

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *