Сибирское
Казачество
09 июля 2019 Просмотров: 11 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Казачья литературная гостиная

6 июня исполнилось 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Под знаком этого события прошли многие встречи и мероприятия, посвященные, как великому поэту, так и великому русскому языку. Эта дата стала поводом для встречи с потомственным казаком Никитой САМОХИНЫМ, человеком неравнодушным и к русской литературе и к русскому языку, членом Союза писателей России. Он поделился с читателями «Казачьего Круга» своим взглядом на творчество и русский язык, который переживает не лучшие свои времена. Все, кому не лень, «мусорят» в языке как только могут, отчего простые красивые слова уже не вызывают в нас тех глубоких чувств, как было когда-то…
—  Как Вы считаете, что необходимо поэту, для написания хорошего стихотворения?
— Состояние души в первую очередь, когда простота и естественность искренней поэтической речи совпадают с художественным смыслом.
— Прочла Ваш новый сборник стихов «Заряница». Очарована, с каким восторгом и выразительностью языка в нем запечатлена живая красота казачьей земли — жгучих степей Задонья, как единство стиля умело сочетается с поэтической лирикой и героикой сегодняшнего дня, с забытой стариной славянской культуры. Как Вам удаётся выразить простые житейские истины так сокровенно тонко с простой естественностью казачьей речи?
—  Думаю, оттого, что писать стихи я начал уже в зрелом возрасте, всегда был наблюдательным, интересовался нашей культурой и впитал опыт многих поколений своих предков – казаков. Одним словом, знаю, о чем говорю.
— Кто был Вашим учителем из поэтов? Творчество каких поэтов Вам наиболее близко?
— Моими учителями стали волгоградские писатели: Евгений Лукин, Татьяна Брыксина и Василий Макеев. А из классиков предпочитаю творчество Тютчева, Лермонтова, Есенина и, конечно, Пушкина, который никогда не сомневался в неразрывности понятий «Россия» и «Казачество», воплощая отношение к ним в героях многих своих произведений – казаках.
— Что бы Вы хотели рассказать читателям о своём народе?
—  Правду о подвиге русского человека в Великой Отечественной войне, чтобы сохранить её для потомков. Чтобы знали и помнили.
— Да, я читала Ваши стихи о войне в «Казачьем Круге», действительно, «прорастёт весна однажды»…
— Каких поэтов Вы порекомендовали бы молодежи сегодня?
—  Сейчас очень востребован  Владимир Маяковский – такой же взрывной и неугомонный, как нынешняя молодёжь. Но нужно помнить и о поэтах 19 века, таких, как Афанасий Фет или Федор Тютчев с их нежными, лирическими стихами.
— Как Вы считаете, нужна ли поэзия современному человеку?
— Конечно, ведь поэзия имеет самое волшебное из свойств – запечатлевать в нас мгновения нашего бытия.
— С Вами согласна. Тайна поэзии – в её выразительности, сердечности, предельной искренности, мягкой задушевности и глубокой правде жизни. И, наконец, чтобы Вы пожелали молодым поэтам и нашим читателям?
— И тем и другим читать как можно больше хорошей литературы, классиков, учиться у них, но не забывать, что поэт должен быть самобытен и честен перед собой и читателями.
Беседовала Надежда БЕЛЕНКОВА, член Союза журналистов России.

———————-

В серии «Слово Святейшего Патриарха» вышла книга «Казачество. Отечество, вера, служение»

В серии «Слово Святейшего Патриарха» вышла книга «Казачество. Отечество, вера, служение»

Вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Казачество. Отечество, вера, служение». Восьмой выпуск серии «Слово Святейшего Патриарха» посвящён казачеству. Книга к изданию подготовлена Издательством Русской Православной Церкви и Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством. Красочно оформленное издание содержит подборку репортажных фотографий и иллюстрации, необходимых для более ясного понимания исторического фона событий.
«Христово воинство», как иногда себя именуют сами казаки, имеет многовековую историю, которая тесно связана с Православием.  В книге особое внимание уделяется попытке найти ответ на вопросы кто такие казаки и какое место занимает вера в их жизни.

«Славная история казачества не должна остаться музейным экспонатом, но без возрождения веры ничего не получится, не будет никакого казачества. Казак без веры – не казак: снимай форму, и иди с миром. Как не может быть без веры священника или монаха, так не может быть без веры и казака. Православие – это образ жизни казака, по-другому быть не может!», – говорит Святейший Патриарх Кирилл.

Историческая справка для книги написана председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом.

———————-

Казаки поздравили хранительницу казачьей истории

Казаки поздравили хранительницу казачьей истории

Поздравить Наталию Александровну пришли казаки Екатеринодарского РКО, председатель Краснодарской краевой территориальной организации профсоюза работников культуры Василий Семихатский, директор Государственного академического Кубанского казачьего хора Анатолий Арефьев, первый войсковой атаман Владимир Громов, директор издательства «Традиция» Алексей Белозеров и многие другие.

Тем, кто интересуется историей Кубани Наталию Александровну представлять не нужно. Всю свою научную жизнь, а это без малого 46 лет, она посвятила изучению истории кубанского казачества.

— Не казачка по крови, а по сути, она сделала для кубанских казаков больше, чем кто бы то ни был, ‑ отметил в своем поздравительном слове Владимир Прокофьевич.

Родители Наталии Корсаковой переехали на Кубань, когда она была совсем маленькой. Ее детство прошло в казачьей станице Вознесенской. Ее воспитала и сформировала как личность, казачья среда.

— У нас в станице не было чужих детей, ‑ вспоминала Наталия Александровна, ‑ и накормят, и проследят, а если надо и поругают за дело.

Поэтому, когда после окончания института она пришла работать в музей, то выбрала себе тему: «История и культура кубанского казачества XIX–XX век».

Неоценима ее заслуга в возвращении регалий на историческую Родину символов казачьей чести — воинских регалий Кубанского казачьего войска. Символично, что чествовали юбиляршу в зале «Регалий и реликвий Кубанского казачьего войска».

От имени атамана ККВ Николая Долуды, казаков и стариков, Наталию Корсаковупоздравил старший помощник войскового атамана Владимир Чепинога. Он отметил, что трудно оценить ту просветительскую работу, тот огромный вклад, который Наталия Александровна внесла в сохранение богатейшего историко-культурного наследия Кубани. И передал ей низкий поклон от всех кубанских казаков, а также вручил орденский знак «За Веру, Кубань и Отечество» I степени.

Генеральный директор музея-заповедника им. Е. Фелицына Игорь Победа вручил юбиляру тираж Библиографического указателя трудов Н.А.Корсаковой, подготовленный научной библиотекой музея.

Также юбиляра поздравил помощник атамана Екатеринодарского РКО по изучению традиционной казачьей культуры войсковой старшина Федор Бунин. С виновницей торжества их связывает многолетнее знакомство: она была его научным руководителем практики, которую он проходил в музее, будучи студентом.

В своем ответном слове Наталия Корсакова поблагодарила присутствующих за то, что разделили с ней такой личный праздник. А научные сотрудники отдела истории, этнографии и природы музея подготовили и продемонстрировали  фильм о жизни и достижениях юбиляра.

 

———————-

7 июля 1770 года произошло Чесменское сражение

7 июля 1770 года произошло Чесменское сражение

 

Чесменское сражение между русскими и турецкими флотами в Эгейском море у западного побережья Турции стало одним из крупнейших сражений эпохи парусного флота.

В ночь на (26 июня) 7 июля 1770 года после обнаружения турецкого флота под командованием капудан-паши Хасан-бея, русская эскадра, возглавляемая графом Алексеем Орловым и адмиралом Георгием Спиридовым, в составе девяти линкоров, трех фрегатов, одного бомбардирского корабля и 17 мелких судов, атаковала и уничтожила флагманский корабль турецкого флота. Турецкие корабли скрылись в Чесменской бухте и были там заблокированы русскими кораблями.

Победа русского флота в Чесменском сражении оказала большое влияние на дальнейший ход русско-турецкой войны. Благодаря этой победе, русский флот серьезно нарушил турецкие коммуникации в Архипелаге и установил эффективную блокаду Дарданелл.

В память о Чесменской победе была выбита медаль, которой награждались все участники сражения. Граф Орлов был награжден орденом Святого Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии – Чесменский. Адмирал Спиридов получил высший орден Российской империи – Святого Андрея Первозванного.

В честь этой победы в 1775 году в Гатчине был установлен Чесменский обелиск, в 1778 году в Царском Селе – Чесменская колонна. В Петербурге в 1774-1777 годах был построен Чесменский дворец, а в 1777-1778 годах – Чесменская церковь.

А в 2012 году, согласно Федеральному закону «О днях воинской славы и памятных датах России», в нашей стране была установлена новая памятная дата — День воинской славы — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении в 1770 году.

———————-

День семьи, любви и верности

День семьи, любви и верности

Уже несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.

Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.

В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.

Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.

После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.

Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она — причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.

Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.

В 2008 году Межрелигиозный совет России приурочил к памятной дате День семьи, любви и верности. Символом праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок. Также бытует мнение, что ромашка – цветок примирения. Вскоре специально для этого праздника выпустили медаль, на одной стороне которой изображены святые Петр и Феврония, а на другой – ромашка. Так на разных сторонах одной медали соединились и дополнили друг друга два праздника: православный и светский. По традиции медаль вручают семьям, в которых царят достойные подражания любовь и взаимопонимание. День семьи, любви и верности отмечают в 40 странах.

Памятники Петру и Февронии
Памятники Петру и Февронии
Памятники Петру и Февронии

В 2008 году у здания ЗАГСа в Муроме появился первый памятник Петру и Февронии – «Союз любви – мудрый брак». А с 2009 года скульптурные композиции стали устанавливаться во многих городах России в рамках общенациональной программы «В кругу семьи».

 

———————-

9 июля 1762 года в результате дворцового переворота на российский престол взошла Екатерина II

9 июля 1762 года в результате дворцового переворота на российский престол взошла Екатерина II

Екатерина II на балконе Зимнего дворца, приветствуемая гвардией и народом в день переворота 28 июня (9 июля) 1762 года. По оригиналу Иоахима Кестнера

В ночь на (28 июня) 9 июля 1762 года, когда российский император Петр III находился в Ораниенбауме, его супруга Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозгл
ашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами.

Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Между тем Петр, узнав о происшедшем, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, однако они были отвергнуты. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола.

Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления ее программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений.

В первые годы своего царствования молодая царица осуществила реформу Сената (1763); провела секуляризацию церковных земель (1764), значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине, что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; основала ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище).

Вслед за Петром I Екатерина считала, что Россия должна занимать активную позицию на мировой арене, вести наступательную политику. В период ее правления в результате русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье, а также принята под российское подданство Восточная Грузия (1783).

Источник: Казачий кругъ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *