Сибирское
Казачество
29 апреля 2018 Просмотров: 76 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Казачий праздник и другие новости культурной жизни российского казачества за 29 апреля 2018 год

Казачий праздник

Казачий праздник

На базе школы № 16 Тбилисского района прошел открытый казачий сбор, посвященный Дню реабилитации казачества.

В нем приняли участие учащиеся классов казачьей направленности.

Мероприятие подготовила педагог-организатор центра «Казачок» Олеся Акуленко. На сборе присутствовали казаки-наставники, представители Геймановского ХКО, классные руководители классов казачьей направленности и педагогические работники Центра дополнительного образования детей «Казачок».

С приветственным словом к присутствующим обратился атаман Геймановского хуторского казачьего общества Юрий Гаирбеков. Он рассказал учащимся об истории Кубанского казачьего войска и привел интересные факты возрождения казачества.

Ребятам показали презентацию, посвященную кубанскому казачеству и Тбилисскому районному казачьему обществу, рассказали об обычаях и

В благодарность учащиеся исполнили для гостей стихотворения и песни, посвященные казачеству.

Александр Попов

———————-

В казачьей горнице

В казачьей горнице

 

В Аксае в рамках муниципального проекта «Слава Богу, что мы казаки!» состоялось открытие центра казачьей культуры.

Центр казачьей культуры «Станица Аксайская» разместился на базе центральной районной библиотеки имени М.А. Шолохова. Здесь создана комната казачьего быта «Казачья горница».

Открыли центр казачьей культуры атаман Аксайского юрта войсковой старшина С.И. Марков и заместитель юртового атамана, историк и краевед М.П. Астапенко, которые перерезали символическую красную ленточку.

Руководитель центра казачьей культуры С.М. Сухорукова познакомила гостей с обстановкой в казачьей горницы начала прошлого века. Центральное место занял Святой угол, в котором представлены образы наиболее почитаемых на Дону святых, покрытые вышитым рушником. Большое внимание уделено столу, стоящему в горнице, за которым собиралась казачья семья и принимались гости. Среди других элементов казачьего быта представлены рубель (предмет, использовавшийся хозяйками для глаженья белья), прялка, старинное зеркало и многое другое. Фотографии на стене конца XIX – начала XX века переносят гостей горницы в прошлое.

Участников открытия центра поздравил атаман Аксайского юрта С.И. Марков, который поблагодарил работников культуры за внимание к казачьей истории и традициям.

Затем перед гостями выступили казаки Аксайского юрта, получившие известность благодаря своим литературным талантам – М.П. Астапенко, В.М. Переладов, Г.П. Теплый и М.С. Джунько.

В ходе открытия центра казачьей культуры также состоялась презентация творческого объединения «Аксайские казачата», который создан благодаря совместному сотрудничеству центральной районной библиотеки имени М.А. Шолохова и аксайской школы № 2. Ребята порадовали гостей казачьими песнями, которые разучили специа

———————-

 

«Казачьему роду нет переводу!»

«Казачьему роду нет переводу!»

21 апреля 2018 в ДК «Малинники» Городского досугового центра города Калуги состоялся долгожданный праздник настоящей русской казачьей культуры, фейерверк традиционных песен, кадрилей и боевых искусств — II Калужский открытый городской фестиваль-конкурс казачьей песни «Казачьему роду нет переводу».

«Казачьему роду нет переводу!»Мероприятие было открыто традиционным молебном и танцем кадетов казачьего кадетского класса из средней общеобразовательной школы № 6 города Людиново.

В конкурсе приняли участие 20 коллективов из Калуги, Калужской области, Московской области и г. Москвы. От всех участников и на сцене, и в зале исходила такая творческая энергетика, что зрители тоже не остались безучастными! Зал подпевал известные казачьи песни, затаив дыхание, слушал старинные традиционные песни, в восторге аплодировал коллективам, которые пели старинные калужские песни о казаках.

Очень порадовали зрителей кадеты-казачата из Людиново, исполнившие вне конкурсной программы казачий пляс.

И как же было приятно, что большинство наших участников — молодёжь! Парни и девушки, которым нет ещё и 14 лет, с таким удовольствием и на высоком профессиональном уровне пели и плясали, искусно владели шашкой и нагайкой, а сойдя со сцены, чинно и благородно общались с «коллегами» по сцене, с которыми только что познакомились на нашем празднике!

«Казачьему роду нет переводу!»В конце конкурсной программы даже отдельский атаман пустился в пляс под казачью лезгинку!

После конкурсной части в помещении Дома культуры председателем жюри был проведён мастер-класс по традиционным казачьим распевам и казачьему плясу, а во дворе Дома культуры состоялся мастер-класс по фланкировке шашкой, который провёл руководитель клуба «Беркут» Сидоренко Д.С.

После подведения итогов конкурса состоялось награждение участников. Победителям были вручены дипломы соответствующих степеней и традиционные статуэтки, участникам – дипломы участников, а партнёрам фестиваля – благодарственные письма.

Мы очень признательны и благодарны всем участникам фестиваля-конкурса за доставленное удовольствие! Отдельное спасибо и низкий поклон артистам, среди которых:

  • группа «Семиреки» Образцового детского фольклорного ансамбля «Луговое кольцо» Калужского ОКО ВКО «Центральное казачье войско», действующая при МБУДО «Товарковская школа искусств», руководители — заслуженный работник культуры Калужской области Рагрина Наталья Михайловна, Бахмат Людмила Алексеевна;
  • фольклорный ансамбль «Колокольцы» ГБУ ДО КО «ОЦ ДОД им. Ю.А. Гагарина», руководитель Родионова Наталья Георгиевна;
  • фольклорный ансамбль «Барыня» ДШИ № 2 им. С.С. Туликова г. Калуга, руководители Ващилина Ольга Николаевна, Каргаполова Марина Леонидовна;
  • фольклорный ансамбль «Кожевенная слобода» (старшая группа) МБОУДО ДПЦ «Содружество», руководители Кондратьева Ольга Анатольевна, Назарова Инна Васильевна;
  • ансамбль народной песни «Кожевенная слобода» (средняя группа) МБОУДО ДПЦ «Содружество», руководитель Кондратьева Ольга Анатольевна;
  • Детский фольклорный ансамбль «Казачата» МКУДО «Малоярославецкая детская школа искусств», руководитель Завацкий Владимир Александрович;
  • фольклорный ансамбль «Лазори» МБУК «ГДЦ» г. Калуга, руководитель Качнов Юрий Викторович;
  • фольклорный ансамбль «Сабуряне» г. Москва, руководитель Гавлюкова Алла Викторовна;
  • фольклорный казачий ансамбль «Карижа» Калужского ОКО ВКО «ЦКВ», действующий при МКУДО «Малоярославецкая детская школа искусств», руководитель Завацкий Владимир Александрович;
  • ансамбль «Трилистник» — православный клуб при Троицком соборе г. Серпухова Московской области, руководитель Свирепова Ольга Васильевна;
  • фольклорный ансамбль «Любава» Климовского сельского дома культуры, с. Климов-Завод, Юхновский район Калужской области, руководитель Думчева Людмила Викторовна;
  • народный самодеятельный коллектив «Калужская тальянка» МБУК «ГДЦ» г. Калуга, филиал «Дом мастеров», руководитель Раков Владимир Никанорович;
  • ансамбль народной песни «Русское Поле» — Товарковское МБУ «Культурно-досуговый центр» пос. Товарково, Дзержинский район Калужской области, руководитель Кураков Николай Александрович – заместитель атамана Товарковского хуторского казачьего общества Калужского ОКО ВКО «ЦКВ»;
  • ансамбль казачьей песни «Горлица» МКУК «Бабынинский районный Дом культуры», руководитель Силаев Андрей Александрович;
  • ансамбль народной песни «Гармония», Людиновское хуторское казачье общество ВКО «ЦКВ», руководитель Савицкий Владимир Сергеевич;
  • ансамбль казачьей песни «То-Русь» МБУК «Районный центр досуга населения» г. Таруса, руководитель Ушаков Юрий Петрович;
  • Кадетский класс 7″а» МКОУ Средняя школа №6 имени Героя Советского Союза А.И. Свертилова, г. Людиново, офицер-воспитатель – атаман Людиновского хуторского казачьего общества ВКО «ЦКВ» Грязнов Михаил Петрович;
  • подростково-патриотический клуб «Беркут», г. Калуга, руководитель Сидоренко Дмитрий Станиславович.

«Казачьему роду нет переводу!»Отдельно хочется поблагодарить компетентное и очень доброжелательное жюри. Председатель жюри — Чирков Юрий Ефимович, президент Фонда казачьей культуры, руководитель мужского фольклорного ансамбля «Братина» и женского фольклорного ансамбля «Чапура» при Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, член Российского Фольклорного Союза, этнограф (г. Санкт-Петербург). Сорокин Николай Иванович — заслуженный работник культуры Калужской области, хореограф народного танца, солист ансамбля казачьей песни «Вольный ветер» (г. Калуга). Юшин Дмитрий Петрович- начальник орготдела, помощник атамана Калужского ОКО ВКО «ЦКВ» по развитию самобытной казачьей культуры.

Оргкомитет фестиваля-конкурса сердечно благодарит соорганизаторов фестиваля — Дом Культуры «Малинники» Городского досугового центра в лице директора Семиютиной И.Г. и руководителя мастерской народных традиций, «вечного двигателя» казачьей традиционной культуры Куликову С.В., а также Калужское отдельское казачье общество войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», в лице атамана казачьего полковника Комисаренко Б.В.

Оргкомитет фестиваля-конкурса

 

———————-

 

«Готов к труду и обороне!» Пресс-релиз

«Готов к труду и обороне!» Пресс-релиз

27-29 апреля 2018 г. в Новой Москве, пос. Щаповское, д.Кузенево на базе оборонно-спортивного центра «Преображенский» пройдет регионально-войсковой этап Всероссийского слета казачьей молодежи «Готов к труду и обороне».

Мероприятие проводится в соответствии с решением постоянной профильной комиссии Совета при Президенте РФ по делам казачества по содействию развитию системы казачьего образования, организации работы с казачьей молодежью, ее военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию.

Цели и задачи мероприятия:

  • развитие интереса к воинским традициям российского казачества, повышение уровня физической подготовленности;
  • спортивно-патриотическое воспитание, создание условий для увеличения численности молодежи, успешно выполнившей нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
  • обобщение и распространение успешного опыта работы молодежных казачьих организаций Российской Федерации;
  • воспитание у казачьей молодежи гражданственности, высокой духовности и морально-нравственных качеств в духе патриотизма, готовности к служению Отечеству;
  • формирование в молодежной среде культуры здорового образа жизни, потребности в занятиях спортом.

В мероприятии примут участие 17 отдельских (окружных) казачьих обществ ВКО ЦКВ.

По итогам мероприятия будут выявлены победители в личном и командном зачете. Участникам, показавшим лучший результат будет предоставлена возможность отстаивать честь ВКО ЦКВ на Всероссийском слете, который пройдет в г. Азов Ростовской области в июне 2018 года.

 

———————-

Тимофей Чайкин: Казачья молодежь должна осознавать свой нравственный долг и исполнять его, несмотря ни на что

Тимофей Чайкин: Казачья молодежь должна осознавать свой нравственный долг и исполнять его, несмотря ни на что

Начало нового учебного года подвигает поразмышлять об особенностях духовно-нравственного состояния молодого поколения, в частности, современной казачьей молодежи. Своими мыслями и выводами о значении воспитания в системе непрерывного казачьего образования в Российской Федерации, о необходимости молодым казакам выстраивать гармоничные отношения с Богом, миром и людьми делится ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин, духовник МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет).


— Ваше Преподобие, благословите!

— Бог благословит!

— Будучи молодым священником, расскажите, пожалуйста, о своем пути к Богу.

— Вырос я в многодетной семье православного священника, да и среди моих близких были и есть много священнослужителей. Так что мой путь к Богу был предопределен. Конечно, я счастлив, что по промыслу Божиему являюсь продолжателем священнического рода. Один мой прадед, к примеру, после кончины супруги принял монашеский постриг и со временем стал схиархимандритом. Брат и сестры имеют связь с Церковью и служением Богу, за что я Господу благодарен. В младенчестве родители меня крестили, избрав ответственных крестных. Крестный мой – священник, а крестная – матушка священника.

В 2005 году я поступил в Московскую духовную семинарию; после ее окончания продолжил образование в Московской Духовной Академии. Знания, которые были получены в стенах Лавры преподобного Сергия, помогли мне и помогают до сих пор в пастырском служении, в моей работе в Синодальном комитете, общении с казаками, которые ищут путь к Богу. Потому что главная задача окормляющего духовенства – на путь принятия Православной веры как «путиводительной звезды» в жизни наше казачество наставить. Ведь путь казака в прошедшие века и сегодня – служение «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству». Казачата видят, усваивают и перенимают нормы поведения взрослых, в том числе в приходской жизни, а также обычаи и традиции казачества, отношение к труду, защите Отечества. В этом заключена необратимая сила личного примера.

Одновременно с учебой в МДА, я окончил исторический факультет Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, защитив дипломную работу на тему «Тертулиан — учитель христианской нравственности» и могу преподавать теологию. Поэтому уместно сказать, что полноценно посвящая свою жизнь Богу, ты не лишаешь себя светских знаний. И сегодня, неся одно из своих послушаний в светском ВУЗе, в Первом казачьем университете, я в полном праве могу духовно окормлять молодых казаков.

Священник Тимофей Чайкин:


«Ты здесь должен один раз для себя твердо понять, речь всегда идет только о тебе. Ты принял Православную веру, ты крестился, за тебя родители твои, твои крестные молились, по вере этих людей были даны обеты Богу: я, Господи, принадлежу Тебе, я согласен Твои заповеди соблюдать. Это уже твоя ответственность. Коли она на тебе есть, великая ответственность перед Богом, ты обязан отвечать за свои дела и поступки именно как православный христианин. Так же у казаков. Казак, как и священник, принимает присягу в храме на Кресте и Евангелии перед казачьим братством, перед святыми иконами, являясь в прямом смысле слова частью Церкви, обещает служить вере Православной, Отечеству и казачеству. Я думаю, что это главные слова в жизни, и ты будь готов за свои слова понести ответственность, Господь ведь спросит именно с тебя».


«…не нужно впадать в другой соблазн, ныне очень распространенный: дети — это потом, сначала профессия, пожить для себя. Не деньги надо зарабатывать, тем более ценой отказа от деторождения, а заниматься собственной духовной жизнью. К духовным людям Бог особенно внимателен, никогда не оставит такую семью, сколько бы детей в ней не родилось. Никогда казачьи семьи или семьи священников не оставались без куска хлеба, хорошего образования. Из таких семей дети выходят порядочными, с большим потенциалом человечности, творческих способностей, и знающих, как этим потенциалом правильно распорядиться».

…Я очень люблю церковное пение. Поэтому в храме Оковецкой иконы Божией Матери, ныне кафедральном соборе Ржевской епархии, где настоятелем был мой отец, протоиерей Константин Чайкин, мы создали смешанный молодежный хор из более 20 человек, и, признаться, исполняли довольно сложные музыкальные произведения. Конечно, мы не пели Рахманинова, но духовные сочинения и переложения традиционных распевов Павла Чеснокова и Александра Кастальского, других авторов исполняли. Вокальную динамику нашего хора благосклонно отмечали священство и прихожане, да и митрополит Тверской и Кашинский Виктор, а в годы моей ранней юности архиепископ, положительно отзывался о нашем исполнении. Осмелюсь утверждать, что в Тверской области мы были одним из успешных певческих коллективов. Поэтому поступая в Московскую духовную семинарию, я мечтал попасть в братский хор под управлением известного, уникальнейшего регента Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Матфея Мормыля, с которым связана вся певческая история нашей Православной Церкви. Для многих поколений выпускников МДА он был общепризнанным авторитетом и очень любимым «батей»! Мне посчастливилось не просто войти в круг певчих, но последние годы сопровождать его. В 2008 году я был рукоположен ректором владыкой Евгением Верейским во диакона в Покровском академическом храме. Вскоре я пришел в Донской монастырь, где служил дьяконом при епископе Павлово-Посадском Кирилле, ныне митрополите Ставропольском и Невинномысском. Спустя 3 года меня рукоположили в сан священника, и я служил в Лесном городке Одинцовского района Московской области. Позднее Указом Святейшего Патриарха я был зачислен в клир города Москвы и определен служить в храме святого праведного Иоанна Кронштадского в Жулебино, где последние пять лет совершаю свое пастырское служение.

— Вы работаете в Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством 7 лет. Какое место в жизни Комитета и казачьего духовенства занимали вопросы духовного окормления казачьей молодежи в начале его деятельности и теперь?

— По благословению митрополита Кирилла мне посчастливилось стоять у истоков создания Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Помню первые шаги Комитета и всех сотрудников. Сначала было сложно понять всем нам, что такое Синодальный комитет, чем он должен заниматься, какие меры по воцерковлению не просто православных верующих, а именно казаков мы должны предпринять. Исторически казаки связаны с православием, но как это донести и самому казачеству, и только формирующемуся войсковому казачьему духовенству? Само казачество еще было разрозненно, да и годы безбожной советской власти сильно ударили по казакам. В 2009 году был создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, который возглавил Александр Дмитриевич Беглов, ныне Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. По благословению Святейшего Патриарха членом Совета стал председатель Синодального комитета митрополит Кирилл. И весь этот период совместной работы Церкви, казачества и государства стал едва ли не самым плодотворным временем в деле возрождения российского казачества.

Тогда, в 2010-2011 годах казаки, конечно, говорили о поддержке казачьих традиций. Но не все понимали, что такое Православная вера, поведение православного человека на протяжении всей его жизни, а не только представление о том, что, приняв Таинство крещения, изредка заходить в храм, оставить поминальную записку, постоять со свечой. Процесс воцерковления затрагивал несколько пластов в работе Синодального комитета: определение правового статуса института войскового священника, руководителя епархиального отдела по взаимодействию с казачеством; проведение катехизаторской работы, направление созданных Комитетом методических материалов духовникам, атаманам, а также в образовательные организации с казачьим компонентом для формирования уникальной системы казачьего воспитания, которая является едва ли не главным элементом казачьей культуры в целом. Именно в силу мощной генетики российского казачества, в отличие от других социальных групп, оно сохранило историческую память и желание восстановить свои устои и традиции, прежде всего православные. Содержание природы такого явления, как казачество, действительно всеобъемлюще. Это защитники в самом высоком смысле слова — охранители государственных интересов, Русской Православной Церкви, своих общин, всего народа. Все эти черты носят исключительно позитивный характер, достойно проявлены в славных походах и в мирной жизни, поэтому и примеров для формирования в современном молодом поколении казаков патриотических взглядов, духа товарищества, милосердия и социального служения более чем достаточно.

Воцерковление казачьей молодежи стало также одной из задач Синодального комитета. В 2010 году было рано говорить о молодежных организациях и объединениях. Их еще попросту не существовало. Понимание как организовывать такую работу самому государству, войсковым казачьим обществам только формировалось. Ведь когда человек с активной жизненной позицией состоит в организации, у которой есть устав, программа действий, тогда он более качественно сотрудничает с различными органами власти, общественными объединениями, учреждениями Русской Православной Церкви. Напомню, что мы в первый же год работы Синодального комитета провели мероприятия казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений. Позднее была определена коллегия войсковых священников, которую утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ и пригласил в нее представителей Украинской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Казахстанского митрополичьего округа. Священноначалием также было принято Положение о руководителе епархиального профильного отдела. Со всем казачьим духовенством мы находимся в постоянном рабочем и братском контакте.
Напомню, что на заключительном заседании казачьего направления Международных Рождественских чтений в январе 2016 года митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл настоятельно рекомендовал священству с особенным вниманием сосредоточиться на пастырском окормлении казачьей молодежи.

Сегодня работа с молодыми казаками ведется более точечная. Во многих организациях существуют свои уставы, которые определяют взаимодействие с епархиями Русской Православной Церкви, с духовниками, окормляющими казачество. Этот список организаций постоянно обновляется, и он нужен для того, чтобы через правящих архиереев назначить бы туда казачьих духовников.

И Синодальный комитет, и казачьи духовники на местах усердно трудятся, чтобы у молодежи выстраивались гармоничные отношения с Богом, миром и людьми. Наш совместный опыт показывает, насколько плодотворным может быть взаимодействие государства, Церкви и общества в вопросах культурного и духовного просвещения и воспитания молодежи. Буквально пару слов о форумах казачьей молодежи, которые мы провели в Санкт-Петербурге в прошлом году, и в Севастополе — в нынешнем. На Евразийские форумы «Казачье единство» приезжают представители всех войсковых казачьих обществ, Белоруссии, Казахстана. Участники имеют возможность совершить паломничества к святым местам, поклониться святым мощам, помолиться вместе с братьями-казаками из других казачьих обществ в исторических соборах и храмах великих русских городов, внять наставлениям Владыки митрополита, получить его благословение, а также послушать лекции священников и преподавателей, посетить известные музеи и театры. Такие впечатления и переживания постепенно складываются в психологическую готовность к «служению Отечеству не за страх, а за совесть».

— В России создана и развивается уникальная система непрерывного образования с казачьим компонентом. Конкурс в казачьи кадетские корпуса растет ежегодно. Чем, на Ваш взгляд, объясняется такое большое внимание государства к образованию казачат, да и самих родителей при выборе образовательной организации для своих детей?

— Когда говорят о системе непрерывного образования с казачьим компонентом, имеют в виду поддержание, развитие своего рода цепочки – от детского сада до ВУЗа. С таким ВУЗом Синодальный комитет взаимодействует самым активным образом, — это МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет).

Ядром системы являются, конечно, казачьи кадетские корпуса. Напомню, что решение об открытии корпусов принимают администрация субъекта РФ и войсковое казачье войско во главе с атаманом при поддержке Совета при Президенте РФ по делам казачества и Министерства образования и науки РФ. Не исключаю, что кем-то данный сегмент российского образования воспринимается как экзотика. Между тем мы с радостью наблюдаем, как происходит духовное возрастание казачат, едва ли не с первых шагов их жизни.

Сегодня в России открываются все новые и новые казачьи кадетские корпуса. Это действительно «штучные» учебные заведения, которые есть не что иное как один из источников формирования российской элиты, посвятившей себя защите национальных интересов, служению народу.

Недаром с давних времен бытует такая поговорка: «Ученье образует ум казака, а православное воспитание – нрав». Понимая важность уникального соединения воспитательного и образовательного процессов для сохранения основополагающих традиций казаков и членов их семей, представители власти, казачества, образовательных и общественных организаций обратили внимание на существовавшую форму учебных заведений и до революции 1917 года. Сегодня в России действуют 30 казачьих кадетских корпусов. Казачьих школ насчитываются сотни, а казачьих классов – тысячи по стране. Только в Москве их более 100. Кроме того, открыты казачьи кадетские профессиональные училища, центры дополнительного образования для казаков.

Прежде чем поступить в казачий кадетский корпус, ребята должны успешно пройти испытания, конкурируя с ровесниками. К примеру, конкурс в МПКУ им М.А.Шолохова, имеющему в программе обучения казачий компонент, достигает 80 человек на одно место! Подростки получают знания не только по общеобразовательным дисциплинам, но и по истории казачества, основам Православной веры, обучаются строевой подготовке, правилам рукопашного боя и так далее. Это же новое качество системы российского образования. Почему люди отдают своих детишек в казачьи классы, казачьи кадетские корпуса? Могу ответить словами родителей этих же детей: «Мы хотим, чтобы ребенок вырос настоящим патриотом, беззаветно любящим свою Родину, стремящимся жить полнотой церковной жизни». И Синодальный комитет направляет духовников окормлять учащихся в казачьи образовательные организации, разумеется, с согласия их родителей.

Первый казачий университет, который возглавляет член Совета при Президенте РФ по делам казачества ректор Валентина Николаевна Иванова, объединяет 18 региональных институтов. Мы знаем, что филиальную сеть федеральных ВУЗов в последнее время существенно сокращают. А в МГУТУ Божией милостью и заботой митрополита Кирилла все остались на месте. В региональных институтах есть духовники, которые окормляют студентов и преподавателей, проводят постоянную духовно-просветительскую работу. И сама жизнь, и история России, наконец, история Русской Православной Церкви много раз убедительно доказывала, что без духовного стержня, без обращения нашего внутреннего взгляда к горнему миру, — туда, где замысел свой о человеке Господь проявил, чтобы бессмертная душа, которая была дана каждому человеку по рождению, прожила бы свою жизнь вместе с телом не зазря, а принесла бы добрый плод для вечной жизни в Царствие небесном, — нет и не может быть стабильного государства, единой, неделимой нравственности в обществе, прочного мира в семьях и душах людей.

— Уже несколько лет Вы являетесь духовником МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет). В головном здании в Москве и в 18 региональных институтах открыты Духовно-просветительские центры. Насколько студенты-казаки воцерковлены? Можно ли охарактеризовать такой деликатный процесс как степень стояния в вере, духовного укрепления студенческой казачьей молодежи?

— Мы сотрудничаем с МГУТУ с 2011 года, с той поры, когда ВУЗу еще не был присвоен статус «Первый казачий университет». Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества было определено сделать одним из ведущих направлений – обучение казаков, поступающих в университет по направлению войскового казачьего общества и администрации субъекта Российской Федерации. Понимая, что казачество – это образ жизни, воспитательный компонент в программах и деятельности этого учреждения со временем стал все более весомым, во многом благодаря участию Русской Православной Церкви.

ВУЗ готовит главным образом специалистов пищевой промышленности. Учитывая, что абитуриенты приезжают по целевому набору в Москву из «казачьих» регионов – скажем, из Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Волгоградской областей, где есть развитое сельское хозяйство, то, получив профессию и вернувшись в свой край, они становятся успешными практиками. А казаки в мирные периоды возделывали землю, занимались рыболовством, животноводством, виноделием и приучали к труду свое потомство. Эта традиция не прерывалась, только у нынешней казачьей молодежи появилась положительная возможность, поступив на бюджет, получить современную профессию, гарантированное трудоустройство и пастырское благословение на начало всякого доброго дела.

Университет всегда дорожил поддержкой главы Синодального комитета митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Он благословил создание духовно-просветительских центров в головном ВУЗе в Москве и филиалах, способствовал открытию кафедры теологии, на которой молодых казаков и студентов, не связанных с казачеством, обучают основам Православной веры. Недавно открылись курсы по изучению старославянского языка. Надеемся, по милости Божией, и церковнославянский язык будут преподавать. В духовно-просветительский центр им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, где находятся иконы, и куда приходят казаки утром и вечером, чтобы прочесть молитвы. Репутация ВУЗа и его филиалов во многом укрепляется потому, что молятся верующие, молится митрополит Кирилл и окормляющее казаков духовенство, усердно трудится на общее будущее весь Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.Насколько воцерковлены студенты-казаки, это отдельный вопрос. У молодых людей была в семьях разная степень религиозности. Вместе с тем, отмечу, что в этом ВУЗе учились люди, будучи уже иподьяконами у архиереев южных епархий Русской Православной Церкви. Разные люди приходят, — есть те, кто имеют духовное начало, и те, кто только начинают знакомиться с бесценными духовными сокровищами Церкви. У всех этих ребят есть возможность получить более глубокую духовную подготовку и укрепиться в своей вере. Мы регулярно проводим молебны, церемонии принесения присяги для первокурсников, приглашаем на службы в Донской ставропигиальный мужской монастырь, в том числе 1 сентября, когда православные люди празднуют День Донской иконы Божией Матери. И в этом году студенты-казаки молились за Божественной литургией. Я уверен, что их молитвы, обращенные к Пресвятой Богородице, не останутся тщетными. Пресвятая Владычица поможет в их пути. Также в головном офисе и в региональных институтах мы проводим различные лекции и видеоконференции по духовно-нравственному воспитанию, основам Православной веры, вопросам семьи и брака, преодолению неоязычества. Кроме того, ребята нередко приходят в храм святого праведного Иоанна Кронштадского в Жулебино, в котором я служу,- они исповедуются, причащаются, видят в вере утверждение и спасение. Конечно, это воцерковленные люди, которые усвоили, что нужно осознавать свой нравственный долг и исполнять его, несмотря ни на что.

— Какое глубоко созидательное, спасительное значение имеет общение пасомых с пастырями. Все мы, верующие, составляем единое общество – Святую Церковь. Но молодые казаки должны построить прежде всего свою малую Церковь – семью. Как им помочь, чтобы их семьи не распадались, а были крепкими, счастливыми, основанными на казачьих традициях? 

— Я считаю, что люди, вступающие в совместную жизнь, не должны пренебрегать Таинством Венчания. Почему? Когда люди приходят венчаться, замечательные молитвы возносит священник вместе с новобрачными, их родителями и друзьями, о том, чтобы Господь соединил два этих тела во единую личность. Соединил, укрепил и утвердил в любви вечной. Тогда сложно диаволу вмешаться и разрушить Богом освященный союз. А когда человек сам находит вторую половину, сам определяет, как ему жить дальше, не обращается ко Господу, то, конечно же, враг рода человеческого вмешивается в трудную минуту и усугубляет сложную ситуацию, а не разрешает ее. Люди невоцерковленные действительно нередко расходятся в разные стороны, хотя серьезных причин к расставанию может и не быть. Таким людям я говорю: найдите в себе силы обернуться назад, мысленно вернуться к моменту вашего же решения идти одной дорогой, обвенчаться и продолжить свою семейную жизнь уже под благословением Божиим. Кстати, бытует мнение, мол, назад оглядываться не стоит. Так вот бояться оглядываться нужно на грех. А когда дело правое, на него можно много раз оглянуться и подумать о добром продолжении совместного пути. Вот поэтому в воспитании казака или казачки всегда правильно расставляли приоритеты. Но, помимо твердого желания все вместе преодолеть и продолжать идти дальше, не нужно впадать в другой соблазн, ныне очень распространенный: дети — это потом, сначала профессия, денег подзаработать, пожить для себя. Не деньги надо зарабатывать, тем более ценой отказа от деторождения, а заниматься собственной духовной жизнью. К духовным людям Бог особенно внимателен, никогда не оставит такую семью, сколько бы детей в ней не родилось. Никогда казачьи семьи или семьи священников не оставались без куска хлеба, хорошего образования. Из таких семей дети выходят порядочными, с большим потенциалом человечности, творческих способностей, и знающих, как этим потенциалом правильно распорядиться.

А ведь есть семьи, где близкие люди даже питаются порознь… Вольготность и жизнь без ограничений для молодых, случается, куда опаснее скромности и обычных житейских притеснений. Достигнув совершеннолетия, такие люди не понимают, что им надо делать дальше. Семейная жизнь любого человека, независимо от материального достатка, это – разного рода трудности, преодоления, но всегда общие радости в семейных праздниках, семейных походах в храм Божий. Например, когда ты вместе с родителями, с братьями и сестрами обращаешься ко Господу с молитвой за помощью своему заболевшему родственнику. Когда вся семья встает на молитву, идет на Литургию, когда перед твоими глазами пример постоянного горения во имя Господа, который являет отец-священник, — все это огромное счастье, самая мощная в жизни молодого человека духовная поддержка.

Нужно опираться на заповеди Господни, потому что они никогда не обманут. Поступать с людьми, согласно своей совести, через которую говорит с нами Господь Бог. Потому что совесть – это голос Божий, звучащий внутри нас. Размышляйте, думайте своей головой, образовывайтесь, будьте верными своей совести, преданными стране и Господу нашему.

— Сегодня очень востребовано участие православных людей в социальной работе Церкви. 

— Как говорили старые мастера, важно не только дать знание, важно уметь его взять. Самое главное — чтобы человек не стал предателем своей же жизни. Учиться не для того, чтобы наполниться пусть даже нужной информацией. А для того, чтобы знания приобретенные воплощались в благие дела. Например, есть больницы и приюты, где нуждаются в твоем деятельном участии, энергии, терпении, добром, ободряющем слове. По соседству со многими храмами живут пожилые прихожане, которым требуется забота. Ко мне в храм много раз подходили люди с просьбой о помощи. И Церковь сразу откликается. Чуть позднее, буквально через несколько дней, появляется женщина, которая сама изъявляет желание помочь кому-то. Вот так Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения, возрастания любви к Богу и друг к другу, устранения каких-либо противоречий. Дай Бог, чтобы делу милосердия служили как можно больше представителей молодежи.

— Какое движение нужно сделать самому человеку, что быть полезным в приходской жизни и вести православный образ жизни естественно? Как соединить современных, технологически оснащенных молодых казаков с жизнью в Церкви?

— Когда мы обращаемся к молодым казакам, мы хотим их видеть умными, образованными и ответственными. И здесь можно провести параллель – человек, принадлежащий к казачеству, и человек, принадлежащий в Православной вере. Много схожего. Очень много крещенных, но не приходящих в храм Божий, не участвующих в Таинствах Церкви. И казаков нередко справедливо поругивают за поверхностное отношение: вроде в форме, вроде и в храм заходят, а дальше-то что?

Я уверен, что, начиная с самого детства, каждому человеку, каждому казаку нужно твердо уяснить, что на нем лежит колоссальнейшая ответственность. Не только на всем казачестве, не только на всей Русской Православной Церкви, а лично на нем. Люди же привыкли думать, говорить и оправдывать себя «а я, как все». И на исповеди признаются: «Я грешу, как все». Не надо говорить про всех и про других. Ты здесь должен один раз для себя твердо понять, речь всегда идет только о тебе. Ты принял Православную веру, ты крестился, за тебя родители твои, твои крестные молились, по вере этих людей были даны обеты Богу: я, Господи, принадлежу Тебе, я согласен Твои заповеди соблюдать. Это уже твоя ответственность. Коли она на тебе есть, великая ответственность перед Богом, ты обязан отвечать за свои дела и поступки именно как православный христианин. Так же у казаков. Казак, как и священник, принимает присягу в храме на Кресте и Евангелии, перед казачьим братством, перед святыми иконами, являясь в прямом смысле слова частью Церкви, обещает служить вере Православной, Отечеству и казачеству. Я думаю, что это главные слова в жизни, и ты будь готов за свои слова понести ответственность, Господь ведь спросит именно с тебя. И если сегодня каждый молодой казак задумается: а что мне надо хорошего сделать? Сегодня мне 30, завтра я буду старше, потом дети и внуки, атаман и братья казаки, — все эти люди будут смотреть на мое поведение, дела и слова, умение прожить честно, отбросив осуждение и гордыню, проявить любовь к своему ближнему, не осуждать его, а терпеть его недостатки, — это и есть жизнь православного христианина, если угодно, единственно верная гражданская позиция. Также и в казачестве: любить свою страну, служить ее интересам, отбросив всяческую нечисть, примешивавшуюся с разных сторон, уважать свою историю, свою семью, родителей. Нести свой крест не в распространенном понимании какого-то притеснения, а в понимании естественного пути спасения. Спасения не может быть без крестоношения.

Неслучайно мы ежедневно, перед началом любого дела, на каждом богослужении читаем молитву «Царю Небесный». Чтобы Господь освятил наш путь Духом Святым. Поэтому всем так важно читать молитвы осмысленно, призывать благодать Духа Святаго, чтобы она освящала нас и помогала нам разумно думать. Если мы разумно думаем, то обязательно поймем истинное наше предназначение, найдем свое место в служении Церкви и казачеству. И каждый из нас поставлен на то место, где, положив труд, может приобрести святость.

Наталья Селиванова
Фото из архива Пресс-службы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

———————-

Молодые казаки Кораблина присягнули на верность отечеству

МОЛОДЫЕ КАЗАКИ КОРАБЛИНА ПРИСЯГНУЛИ НА ВЕРНОСТЬ ОТЕЧЕСТВУ

18 учащихся агротехнологического техникума, вступившие в казачий военно-патриотический клуб «Кораблинские донцы» (руководитель преподаватель ОБЖ, подъесаул Кирилл Браткин), приняли присягу на верность Отечеству, вере и казачеству. Это стало возможным благодаря соглашению о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности, духовно-нравственном воспитании молодежи, заключенному между администрацией техникума и станичным атаманом войсковым старшиной Владиславом Брюшковым и его заместителем – есаулом Юрием Радионовым.

Кораблино в числе 18 станиц и хуторов (городов и сел) Рязанской области вошло в общественную организацию по развитию казачества «Рязанский округ донских казаков», зарегистрированную Минюстом России.

«Кораблинские донцы» – молодая организация, в которую могут вступить все жалеющие. Молодые казаки намерены участвовать в шествии «Бессмертный полк», которое пройдет по улицам города.

———————-

В Адыгее создадут центры казачьей культуры

В Адыгее создадут центры казачьей культуры

В Калмыкии будут созданы центры казачьей культуры. Первый такой центр будет создан в Яшалтинском районе республики, сообщили в пресс-службе регионального правительства.

«Опыт Яшалтинского района затем будем переносить на другие районы Калмыкии», — отмечается в сообщении.

Кроме того, в классах казачьей направленности будет представлена книга по истории российского и калмыцкого казачества.

«Для создания книги использовались архивные документы, письма ветеранов и личный опыт. Представители калмыцкого казачества уже ознакомились с книгой и высоко оценили ее», — приводит «Интерфакс-Юг» слова автора издания Виктора Гончарова.

 

———————-

В Астрахани прошёл конкурс среди знамённых групп и почётных караулов

В Астрахани прошёл конкурс среди знамённых групп и почётных караулов

В Астрахани в преддверии Дня Победы состоялся областной конкурс  знамённых групп и почётных караулов, организованный Центром военно-патриотического воспитания, казачества, подготовки населения к военной службе и региональным отделением ДОСААФ России. Участие в конкурсе приняли 13 команд из учебных заведений Астрахани и районов Астраханской области.

Представители образовательных учреждений соревновались в умении обращаться со знаменем, правильности выполнения элементов смены почётных караулов, а также в знании государственных символов Российской Федерации, Уставов ВС РФ и истории Российской Федерации.

По итогам конкурса первое место заняли представители Казачьего кадетского корпуса им. атамана  И.А. Бирюкова, второе – у учеников Икрянинской СОШ, третьими стали учащиеся Большемогойской СОШ.

———————-

Девочки-казачки оказались на высоте!

21 апреля состоялось очередное прослушивание участников XII Московского международного фестиваля «Салют Победителям» в номинациях литературная композиция и литературно-музыкальная композиция.

В задачи фестиваля входит Развитие и информационная поддержка всех видов детского коллективного и индивидуального творчества, Сохранение и развитие лучших традиций народного творчества, Организация содержательного и интересного досуга детей, подростков и молодежи и обеспечение активного участия детей, подростков и молодежи в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 73-годовщины разгрома немецко-фашистских войск.

Организаторами фестиваля являются: Казачий женский клуб «Богородица», Общероссийский этнокультурный центр «Казачий рубеж», при поддержке «Казачьего Информационно-Аналитического Центра». Непосредственное руководство мероприятиями фестиваля осуществляет Оргкомитет.

Информация для желающих принять участие в Фестивале размещена на главной странице сайта Казачий Информационно-Аналитический Центр.

Полная видеозапись наиболее интересных выступлений участников фестиваля будет опубликована на сайтах Общественной телерадиокомпании «МОИ ТОВАРИЩИ» и «Казачий Информационно-Аналитический Центр» после галла концерта и церемонии награждения победителей.

Ниже представлено непродолжительное видео прослушивания участников фестиваля, которое проходило в выставочном зале библиотеки № 107 им. Ильича, ВАО Москвы.

Наибольший интерес, на мой взгляд, вызвало выступление сестер Маши и Вики Хаустовых. Мама этих замечательных девочек рассказала, что их семья из казачьего рода донских казаков.

Молодцы казачки!

 

Руководитель КИАЦ
Алексей Зборовский

Источник: Российское казачество, Российское казачество, ЦКВ, ЦКВ, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, КАИЦ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *