Сибирское
Казачество
26 июля 2018 Просмотров: 29 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Казачий исторический альманах за июль 2018 года

25 июля 1812 года в ходе Отечественной войны начался бой под Островно

25 июля 1812 года в ходе Отечественной войны начался бой под Островно

Трёхдневные бои под Витебском между отступающей 1-й русской армией Барклая-де-Толли и наступающей французской армией вошли в историю как бой под Островно. Этот бой был необходим для того, чтобы сдержать продвижение французского авангарда. Потери сторон были равны: каждая из сторон потеряла до 4 тысяч человек.

———————-

21 июля 1579- день обретения Казанской иконы Божией Матери

21 июля 1579- день обретения Казанской иконы Божией Матери

В 1579 году, после пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть Казани, Божия Матерь трижды являлась во сне девятилетней девочке Матроне и велела обрести на пепелище её икону. Когда мать с дочерью стали копать на том месте, где до пожара была печь, на глубине двух локтей (около 1 м) они обнаружили икону. Одним из первых очевидцев этого чуда был простой священник Никольской церкви Ермоген, впоследствии Патриарх всея Руси. К месту обретения иконы сразу же пришло множество народу, город огласился праздничным звоном. Этот день с тех пор стал ежегодно праздноваться сначала в Казани, а потом и по всей Руси. На месте обретения иконы в том же, 1579 году, царь Иван Грозный основал Богородицкий монастырь, где хранилась явленная Казанская икона.

 

 

 


Более 300 участников реконструкции битвы казаков с турками съедутся в Азов

Более 300 участников реконструкции битвы казаков с турками съедутся в Азов

Более 300 человек примут участие в исторической реконструкции Азовского осадного сидения донских казаков 1641 года.

Согласно информации из официальных источников, реконструкция сражения за Азовскую крепость между донскими казаками и воинами Османской империи состоится 4 августа в рамках фестиваля военно-исторических клубов.

Ожидается, что оно соберет более 10000 зрителей.

С 1 августа на берегу Дона в Азове появится исторический лагерь, воссоздающий быт четырехвековой давности. На улицах города можно будет увидеть людей в костюмах середины 17 столетия.

4 августа, после реконструкции Азовского осадного сидения донских казаков 1641 года, на центральной площади начнет работу восточный базар времен Великого шелкового пути.

———————-

18 июля 1770 года в ходе Русско-турецкой войны русская армия разгромила на реке Ларга турецкую армию

18 июля 1770 года в ходе Русско-турецкой войны русская армия разгромила на реке Ларга турецкую армию

18 июля 1770 года в ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 годов русская армия (39 тысяч человек) под командованием Петра Александровича Румянцева разгромила на реке Ларга турецкую армию (80 тысяч человек). Потери противника составили около 1 тысячи человек убитыми. Русские понесли потери убитыми и ранеными приблизительно 90 человек. В сражении выявилось преимущество новой тактики Петра Александровича Румянцева перед общепринятой. Расчленение армии на дивизионные и полковые каре позволяло действовать наступательно и маневрировать на поле боя. Румянцев применил рассыпной строй егерей, действовавших перед фронтом каре, а также обход войск противника с целью атаки во фланг. За эту победу Пётр Александрович Румянцев был награжден высшей военной наградой России — орденом Святого Георгия 1-й степени.
———————-

17 июля- День памяти преподобного Андрея Рублева, иконописца

17 июля- День памяти преподобного Андрея Рублева, иконописца

Святой Андрей Рублев жил во времена великих князей Димитрия Иоанновича Донского и сына его Василия Димитриевича. Он был родом, вероятно, из Москвы либо окрестных мест. Однако род Рублевых был известен также в Пскове. Еще отроком у преподобного Сергия он облекся в ангельский образ и был наречен в иночестве Андреем, мирское же имя его осталось неизвестным. Святому Андрею от рождения был дан дивный дар священного образописания. С детства он был научен иконному художеству лучшими Цареградскими мастерами из тех живописцев, что во многом трудились на Руси. Возможно, что в юности святой Андрей был послан в Болгарию, в город Тырново. По молитвам духовного отца своего, божественного Сергия, преподобный Андрей преуспел во святом деле иконописания более своих учителей и прочих живописцев русских. Около 1390 г. святой Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, утвердил монастырь во имя Нерукотворенного образа Спаса нашего, Господа Иисуса Христа, близ Москвы на реке Яузе. Прежде этого святой митрополит Алексий благословил по согласию с преподобным Сергием это место и одного из его учеников, святого Андроника, на воздвижение монастыря. Ученика своего Андрея авва Сергий послал в эту обитель на послушание. Святой Андрей пребывал во обители Спасове при игуменах Андронике, Савве и Александре. Он обрел там друга и сопостника, Даниила Черного, также преизрядного и славного живописца, возрастом старше себя. В то время в монастыре воздвигли каменный храм и преподобный Андрей с Даниилом и с учениками расписали церковь. Каждый день блаженные старцы, Андрей и Даниил, припадали к чудотворному образу Нерукотворенного Спаса древнего греческого письма и со многими слезами просили у Господа благодатного наставления к писания святых икон. Свой труд преподобные отцы совершали во взаимной любви, в постах и молитвах и иных подвигах, соревнуясь в добродете-ли и исполняя заветы аввы Сергия. По его заповеди они со тщанием скрывали свои духовные труды. Преподобные писали святые образы во все дни, в праздники же не писали, но непрестанно созерцали святые иконы Гос-пода нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери Приснодевы Марии и святых. Жили они по правилам святых афонских отцов. Особенную любовь имел преподобный Андрей ко Пречистой Божией Матери и Приснодеве Марии, подающей немедленную помощь всем просящим, и многие ночи проводил пред святым Ее образом в плаче и покаянии и со многим тщанием писал образы Божией Матери. Святый митрополит Киприан узнал о даре иконописания преподобного Андрея; часто призывал его и беседовал с ним о духовном делании и о священном искусстве образописания. Преподобный Андрей был весьма прилежен чтению. Он знал все книги Священного Писания, жития святых, писания святых — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Дионисия Ареопагита — и другие произведения, написанные на славянском языке. Смиренный Андрей мог не только писать святые образы, но и поучать духовному деланию. По поручению великого князя и митрополита в 1405 г. святой Андрей вместе с лучшими иконописцами того времени Феофаном Греком и старцем Прохором с Городка расписал в Москве соборную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. После смерти митрополита Киприана, по повелению великого князя в 1408 г. иноки Даниил и Андрей были посланы поновить стольный Успенский собор города Владимира. По просьбе князя Юрия Звенигородского и по благословению святого Саввы игумена преподобный Андрей написал Деисус для соборной церкви святого Успения в Звенигороде и многие другие иконы. При игумене Никоне, ученике Сергиеве, татарский князь Едигей во время набега на Русскую землю разорил и сжег монастырь Святой Троицы. Перед этим святой Сергий явился игумену Никону преподобному в тонком сне упредил его о нашествии поганых и повелел братии скрыться в безопасное место. По возвращении братии в обитель на месте сожженной деревянной церкви во имя Святой Троицы был воздвигнут каменный храм. Для «иконного строения» игумен Никон призвал преподобного Андрея. Ему было по-ручено расписать храм и иконостас, а также написать икону Пресвятой Троицы. Преподобный Андрей воззвал к великому авве Сергию, дабы молитвами и предстоянием своим пред Господом помог ему через образ Троицы пред человеками прославить и перед ангелами вознести, да воззре-нием на сей образ побеждается ненавистная рознь мира сего. Святой Андрей явил совершенную любовь к духовному отцу своему Сергию и чрез нее возшел к небесной высоте богомыслия, ибо познание Всесвятыя Троицы во Единице есть высота и глубина и предел истинного богословия. После этого святой Андрей вернулся в Спасский монастырь. Спустя некоторое время он заболел и был призван в небесные обители. В сонном видении, Светом Небесным Нетварным осиянный, со светлым и радостным ликом он явился другу своему Даниилу и звал его последовать за ним. Преподобный Даниил также вскоре преставился, ибо великая была между ними любовь, так что и смерть не могла разлучить их надолго. Образы, писанные преподобным Андреем, были прославлены многими чудесами и доныне просвещают мир светом дарованной им благодати. Его творчество стало частью Церковного Предания. Уже Стоглавый собор 1551 г. указал на его творчество как на образец, к которому должны стремиться все православные иконописцы. Канонизирован Собором Русской Православной Церкви 6-9 июня 1988 г.

———————-

Сегодня 100 лет со дня расстрела царской семьи Романовых

Сегодня 100 лет со дня расстрела царской семьи Романовых

В ночь на 17 июля Николай II, царица, пятеро их детей и несколько приближенных были без суда и следствия расстреляны в небольшой комнате в нижнем этаже дома, куда жертвы были заведены под предлогом эвакуации. Самого царя застрелил из пистолета в упор комендант Ипатьевского дома Янкель Юровский. Трупы убитых вывезли за город, облили керосином, пытались сжечь, а затем закопали.

———————-

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1992 г. N 3321-1

О РЕАБИЛИТАЦИИ КАЗАЧЕСТВА (в ред. Федерального «закона» от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Исходя из требований «Закона» РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер.

2. Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с «Законом» РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

3. Признать за казачеством права на:

возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;

установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с «Законом» Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации»;

абзац утратил силу. — Федеральный «закон» от 26.06.2007 N 118-ФЗ;

(см. текст в предыдущей «редакции»)

восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;

создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

Права, указанные в настоящем пункте, обеспечиваются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, Московским и Санкт-Петербургским городскими Советами народных депутатов и исполнительными органами соответствующих уровней.

4. Перечисленные в «пункте 3» настоящего Постановления положения не должны ущемлять права каких-либо других групп населения или отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

Никто не может быть принуждаем к казачьему укладу жизни.

5. Установить, что сооружения, памятные места, иные объекты и предметы, связанные с культурно-историческими событиями в жизни казачества, произведения материального и духовного творчества казачества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, являются общероссийским достоянием казачества и охраняются государством в соответствии с действующим законодательством.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать совместно с общественными объединениями казаков комплексную государственную программу возрождения казачества, согласовав ее с соответствующими органами государственной власти и управления;

в срок до 1 ноября 1992 года с участием представителей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественных объединений казаков разработать нормативные акты, регулирующие порядок применения «пункта 3» настоящего Постановления.

7. Рекомендовать республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить необходимые условия для реализации комплексной государственной программы возрождения казачества; рассмотреть возможность создания комитетов (комиссий) по делам казачества.

8. Ввести в действие настоящее Постановление с момента опубликования.

 

———————-

Реконструкцию стояния на реке Угре представили 300 участников военно-исторических клубов

Реконструкцию стояния на реке Угре представили 300 участников военно-исторических клубов

Крупнейшая реконструкция стояния на реке Угре 1480 года стала кульминацией Дней Москвы в Калужской области. В ней приняли участие более 300 представителей военно-исторических клубов из соседних регионов,Татарстана и Башкортостана, сообщил в субботу ТАСС директор объединенных музеев Калужской области Виталий Бессонов.

«Участие принимают [в представлении] более 300 реконструкторов. Причем это не только реконструкторы, которые моделируют военную историю, но и фольклорную реконструкцию, гражданскую историю <…> [здесь представлены] ладья, которая задействована на реке Угра, и артиллерия, которая впервые в полевом сражении массированно использовалась в 1480 году. Все это <…> для того чтобы те, кто приехал на поле, погрузились в атмосферу 15 века и стали соучастниками этого процесса», — сказал Виталий Бессонов.

Атмосфера и сценарий

Организаторы сделали все, чтобы воссоздать атмосферу тех времен: это около 600 лошадей, шатры, посуда и костюмы. Последнему уделяют особое внимание. «Мы шьем, мы изучаем разные источники — это зимой, а летом разъезжаем по различным фестивалям» — сказал член московского клуба военно-исторической реконструкции «Русская крепость» Алексей.

Реконструкция стояния на реке Угре проводится в Калужской области с 2011 года. Участники сообщили, что единого сценария нет, каждый раз реконструкция разная. «Сейчас [перед началом реконструкции] была репетиция, мы отработали ряд моментов. А когда массовые бои, тут уже как сложится, это уже спорт» , — продолжает Алексей.

Кульминация Дней Москвы

Реконструкцию 2018 года можно назвать особенной не только потому, что она самая масштабная за восемь лет, в этот раз она стала кульминацией Дней Москвы в Калужской области. «[Это] еще один шаг по пути укрепления двухстороннего стратегического партнерства. Насыщенная деловая и культурная программа Дней позволит обменяться опытом, наметить новые совместные проекты и подарить незабываемые впечатления калужанам и москвичам» , — говорится в приветствие мэра Москвы Сергея Собянина, которое со сцены зачитал руководитель департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Виталий Сучков.

Калужская область занимает второе место по величине товарооборота с Москвой среди субъектов Центрального федерального округа.Товарооборот между городом Москвой и Калужской областью в 2017 году превысил 150 млрд рублей. С 2010 года рост товарооборота составил свыше 30 млрд рублей.

История Стояния

В 1480 году в результате судьбоносного исторического события — Великого стояния на реке Угре, произошло окончательное освобождение Руси от ига ордынских ханов, была обретена независимость Российского государства с центром в Москве. После Победы на Угре соседние страны признали Московское государство, на берегах Угры родилась держава, которая больше никогда не теряла свой суверенитет.

———————-

14 июля 1700 года заключен Константинопольский мирный договор с Турцией

14 июля 1700 года заключен Константинопольский мирный договор с Турцией

Этот договор закрепил результаты Азовских походов царя Петра I 1695-1696 годов. За Россией остался город Азов с прилегающей территорией и вновь построенные крепости: Таганрог, Павловск, Миус.

———————-

13 июля 1790 за напечатание книги «Путешествие из Петербурга в Москву» арестован Александр Радищев

13 июля 1790 за напечатание книги «Путешествие из Петербурга в Москву» арестован Александр Радищев

13 июля 1790 года книга Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» была объявлена «зловредной» и изъята, по приказу императрицы Екатерины II, из печати и продажи под угрозой «наказания, преступлению сему соразмерного». За две недели до этого был арестован и сам автор, которого поначалу приговорили к смертной казни, в ожидании которой он провел месяц в Петропавловской крепости. Казнь в итоге была отменена, а высшую меру наказания заменили на 10-летнее заключение в Сибири, в Илимском остроге, откуда он вышел досрочно, после того как царем стал в 1796 году Павел I. А полную свободу писателю даровал воцарившийся в 1801 году Александр I.

«Путешествие» — роман в жанре путевых заметок – был создан Александром Радищевым под впечатлением от «Сентиментального путешествие» англичанина Лоуренса Стерна и, конечно, от Французской революции, которая на тот момент выглядела почти мирной. О кровавых последствиях, казнях и раздоре между группами революционеров Радищев узнал уже в Сибири.

Книга была напечатала в собственной типографии автора, без указания его имени, в июне 1790 года, откуда попала сначала на прилавки магазинов и лично в руки некоторым видным литераторам (например, Державину), а потом и на стол к Екатерине II. Ознакомившись с произведением, в котором Радищев критикует и самодержавие, и крепостное право, наблюдая за жизнь угнетенных, нищих крестьян в деревнях между двумя городами, императрица вынесла и произведению, и автору, которого она назвала «бунтовщиком, хуже Пугачева», однозначный приговор. Имя автора выдал купец Золотов, в чью лавку были доставлены первые экземпляры «Путешествия».

До сих пор до конца неясно, что именно побудило Александра Радищева, в то время дослужившегося до начальника Петербургской таможни, написать эту «самоубийственную» книгу. Одни исследователи считают, вслед за самой Екатериной II, что автор искал легкой писательской славы – в этом сам Радищев признавался на допросе. Другие верят, что писатель обращался к самой императрицы, надеясь, что на троне все еще «философ», хотя Французской революции 1789 года власти стали настороженнее. И в этом случае, многие историки и литературоведы склоняются к тому, что Радищев все понимал и выпускал книгу намеренно, прекрасно догадываясь о последствиях.

Тот самый первый тираж книги был почти полностью уничтожен, а запрещенное произведение ходило в списках. В 1836 году критическую статью о Радищеве и его книге написал Пушкин для своего журнала «Соврменник», в которой поэт, не соглашаясь с автором «Путешествия», признавал в нем хоть и заблуждавшегося, но самоотверженного человека. Пушкинская статья, запрещенная цензурой, лишь в 50-х годах, вместе с самим произведением, вновь стала поводом для обсуждения. В том числе и Герценом, который ознакомился с книгой после ее издания в Лондоне – он называет Радищева «святым, пророком и борцом».

Запрет на публикацию романа был снят лишь в 1905 году, однако массово произведение стали печатать в 70-х – сейчас «Путешествие из Петербурга в Москву» входит в школьную программу.

———————-

12 июля 1697 года завершилась экспедиция казака Владимира Атласова, открывшего Камчатку

12 июля 1697 года завершилась экспедиция казака Владимира Атласова, открывшего Камчатку

Весной 1697 с отрядом из 120 человек (60 казаков и 60 юкагиров) предпринял поход на юг от Анадырского острога, через Корякский хребет. Достигнув Камчатки, отряд Атласова разъединился. Лука Морозко со своими людьми отправился исследовать восточное побережье Камчатки, а Владимир Атласов отправился исследовать западный берег полуострова. Затем отряды снова объединились и их дальнейший маршрут пролег по центральной части Камчатки. В ходе похода были захвачены четыре корякских острожка, поставлен на реке Кануч памятный крест и на реке Камчатке заложен Верхнекамчатский острог. Маршрут экспедиции закончился на южной оконечности полуострова, где из устья реки Нынгичу (Голыгиной) Атласов имел возможность наблюдать неизвестные ранее острова. Вернувшись затем в Вехнекамчатский острог и оставив там своих людей, Атласов отправился в Анадырь, а затем в Якутск, в который вернулся в 1700.

 


10 июля 1709 состоялась Полтавская битва

10 июля 1709 состоялась Полтавская битва

 

———————-

 9 июля 1906 императором распущена Государственная дума Российской империи I созыва

9 июля 1906 императором распущена Государственная дума Российской империи I созыва

9 июля 1906 года пришедшие на заседание депутаты нашли двери в Таврический дворец запертыми и прибитый рядом на столбе манифест о роспуске Думы. Так закончила свою работу Государственная дума Российской империи I созыва — первый в России избранный населением представительный законосовещательный орган, проработавший 72 дня, с 27 апреля (ст. ст.) 1906 по 9 июля 1906 года.

Сам император Николай II свое решение мотивировал так: «Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населенно. Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям. Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение народного быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всею силою государственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве».

В манифесте также было объявлено о проведении новых выборов по тем же правилам, что и в I Государственную думу.

———————-

8 июля - День семьи, любви и верности (День Петра и Февронии): история праздника

8 июля — День семьи, любви и верности (День Петра и Февронии): история праздника

Очень известным праздником является День святого Валентина. Наверное, нет такого человека на нашей планете, который бы не слышал о нем. А вот о Дне семьи, верности, любви, который отмечается 8 июля (славянский день влюбленных), знают немногие люди. Давайте познакомимся с историей этого праздника и его традициями, ведь это часть нашей культуры.

———————-

7 июля 1718 года за измену был казнён царевич Алексей Петрович — сын царя Петра I

7 июля 1718 года за измену был казнён царевич Алексей Петрович — сын царя Петра I

Царевич Алексей Петрович родился 18 февраля 1690 г. в подмосковном селе Преображенском в семье царя Петра I и царицы Евдокии Федоровны, урожденной Лопухиной. Раннее детство Алексея прошло в обществе матери и бабушки, царицы Натальи Кирилловны, а после сентября 1698 г., когда Евдокия была заточена в Суздальский монастырь, Алексея взяла на воспитание тетка, царевна Наталья Алексеевна. Мальчик отличался любознательностью и способностью к изучению иностранных языков, по характеру был спокойным, склонным к созерцанию. Он рано начал бояться отца, чьи энергичность, вспыльчивость и склонность к преобразованиям скорее отталкивали, чем привлекали Алексея.

Образованием царевича занимались иностранцы — сначала немец Нейгебауэр, потом барон Гюйссен. Параллельно Петр старался приобщить сына к военному делу и периодически брал его с собой на фронт Северной войны.

Но в 1705 г. Гюйссен перешел на дипломатическую службу, и 15-летний царевич, в сущности, оказался предоставлен самому себе. Большое влияние на него начал оказывать его духовник, отец Яков. По его совету в 1707 г. царевич навестил в Суздальском монастыре свою мать, чем вызвал гнев Петра. Отец начал нагружать сына разными поручениями, связанными с армией, — так, Алексей побывал с инспекциями в Смоленске, Москве, Вязьме, Киеве, Воронеже, Сумах.

В конце 1709 г. царь отправил сына в Дрезден, под предлогом дальнейшего изучения наук, а на самом деле желая устроить его брак с немецкой принцессой. В качестве кандидатуры была выбрана София-Шарлотта Брауншвейг-Вольфенбюттельская, и хотя Алексей не питал к ней особенных симпатий, но и перечить воле отца не стал. В октябре 1711 г. в Торгау в присутствии Петра I Алексей женился на Софии. Как и следовало ожидать, счастливым этот брак не стал. В 1714 г. у Алексея и Софии родилась дочь Наталия, а 12 октября 1715-го — сын Петр. Десять дней спустя София скончалась от последствий родов.

К этому времени царь был уже сильно недоволен сыном. Его раздражало как пристрастие Алексея к вину, так и его общение с людьми, которые составляли скрытую оппозицию Петру и его политике. Особую ярость царя вызвало поведение наследника перед экзаменом, который Алексей должен был сдать после возвращения из-за границы в 1713-м. Царевич так боялся этого испытания, что решил прострелить себе левую руку и таким образом избавить себя от необходимости делать чертежи. Выстрел оказался неудачным, руку только опалило порохом. Петр пришел в такой гнев, что жестоко избил сына и запретил ему появляться во дворце.

В конце концов царь пригрозил лишить Алексея наследственных прав, если он не изменит своего поведения. В ответ Алексей сам отказался от престола не только за себя, но и за новорожденного сына. «Понеже вижу себя, — писал он, — к сему делу неудобна и непотребна, также памяти весьма лишен (без чего ничего возможно делать) и всеми силами умными и телесными (от различных болезней) ослабел и непотребен стал к толикого народа правлению, где требует человека не такого гнилого, как я. Того ради наследия (дай Боже Вам многолетнее здравие!) Российского по вас (хотя бы и братца у меня не было, а ныне, слава Богу, брат у меня есть, которому дай Боже здоровья) не претендую и впредь претендовать не буду». Петр I остался недоволен таким ответом и еще раз призвал сына или изменить поведение, или постричься в монахи. Царевич посоветовался с ближайшими друзьями и, услышав от них многозначительную фразу о том, что «клобук к голове не прибит будет», согласился на постриг. Впрочем, царь, отбывавший за границу, дал Алексею на раздумья еще полгода.

Именно тогда у царевича созрел план бежать за границу. Ближайшим помощником царевича стал бывший приближенный Петра I Алексей Васильевич Кикин. В сентябре 1716-го Петр прислал сыну письмо, где приказывал немедленно прибыть в Копенгаген для участия в военных действиях против Швеции, и Алексей решил воспользоваться этим предлогом, чтобы скрыться без помех. 26 сентября 1716 г. вместе с любовницей Ефросиньей Федоровой, ее братом и тремя слугами царевич отбыл из Петербурга в Либаву (ныне Лиепая, Латвия), откуда через Данциг направился в Вену. Такой выбор был неслучайным — император Священной Римской империи Карл VI, резиденция которого находилась в Вене, был женат на сестре покойной супруги Алексея. В Вене царевич явился к австрийскому вице-канцлеру графу Шенборну и попросил предоставить ему убежище. В знак благодарности за гостеприимство Алексей предлагал австрийцам следующий план: он, Алексей, дожидается в Австрии смерти Петра, а затем с помощью австрийцев занимает русский престол, после чего распускает армию, флот, переносит столицу из Петербурга в Москву и отказывается от ведения наступательной внешней политики.

В Вене этим планом заинтересовались, однако открыто предоставлять приют беглецу не рискнули — ссориться с Россией в планы Карла VI не входило. Поэтому Алексея под видом преступника Кохановского отправили в тирольский замок Эренберг. Оттуда он по тайным каналам отправил в Россию несколько адресованных влиятельным представителям духовенства писем, в которых осуждал политику отца и обещал вернуться страну на старый путь.

Между тем в России начались розыски беглеца. Петр I приказал русскому резиденту в Вене Веселовскому во что бы то ни стало разыскать царевича, и тот довольно скоро выяснил, что местопребыванием Алексея является Эренберг. Одновременно русский царь вступил в переписку с Карлом VI, требуя вернуть Алексея в Россию «для отеческого исправления». Император уклончиво ответил, что об Алексее ему ничего не известно, но, видимо, дальше решил не связываться с опасным беглецом, потому что Алексея решили отправить из пределов Австрии в крепость Святого Эльма возле Неаполя. Впрочем, русские агенты «вычислили» беглого царевича и там. В сентябре 1717 г. небольшая русская делегация во главе с графом П. А. Толстым явилась в Неаполь и начала уговаривать Алексея сдаться. Но тот был непреклонен и возвращаться в Россию не желал. Тогда пришлось пойти на военную хитрость — русские подкупили секретаря неаполитанского вице-короля, и тот «по секрету» сообщил Алексею, что австрийцы не собираются его защищать, планируют разлучить с любовницей и что в Неаполь уже едет сам Петр I. Услышав об этом, Алексей впал в панику и начал искать контактов со шведами. Но его успокоили — обещали, что ему будет разрешено жениться на любовнице и вести в России частную жизнь. Письмо Петра от 17 ноября, в котором царь обещал полное прощение, окончательно убедило Алексея в том, что все в порядке. 31 января 1718 г. царевич прибыл в Москву, а 3 февраля произошло его свидание с отцом. В присутствии сенаторов Алексей раскаялся в содеянном, а Петр подтвердил свое решение простить его, поставив лишь два условия: отказ от прав на престол и выдача всех сообщников, помогавших царевичу бежать. В тот же день Алексей в Успенском соборе Кремля отрекся от прав на трон в пользу своего трехлетнего сына Петра.

4 февраля начались допросы Алексея. В «допросных листах» он подробно рассказал все о своих сообщниках, фактически свалив всю вину на них, и, когда их казнили, решил, что все худшее позади. С легким сердцем Алексей начал готовиться к свадьбе с Ефросинией Федоровой. Но она, возвращавшаяся в Россию отдельно от царевича по причине родов, была немедленно арестована и на допросах рассказала о возлюбленном столько, что фактически подписала ему смертный приговор. Теперь Петру стало ясно, что его сын не просто попал под влияние своего окружения, но и сам играл активную роль в заговоре. На очной ставке с Федоровой Алексей сначала отпирался, но затем подтвердил ее показания. 13 июня 1718 г. Петр I устранился от следствия, попросив у духовенства дать ему совет, как поступить с сыном-изменником, а Сенату приказав вынести ему справедливый приговор. Верховный суд из 127 человек решил, что «царевич утаил бунтовый умысел свой против отца и государя своего, и намеренный из давних лет подыск, и произыскивание к престолу отеческому и при животе его, чрез разные коварные вымыслы и притворы, и надежду на чернь и желание отца и государя своего скорой кончины». 25 июня под охраной четырех гвардейских унтер-офицеров царевич был доставлен из Петропавловской крепости в Сенат, где выслушал смертный приговор.

Дальнейшие события покрыты завесой тайны до сих пор. Согласно официальной версии, 26 июня 1718 г. в 18 часов Алексей Петрович внезапно скончался в возрасте 28 лет от «удара» (кровоизлияния в мозг). Но современные исследователи предполагают, что истинной причиной смерти Алексея стали пытки. Также возможно, что он был убит по приказу Петра I. Похоронили царевича в Петропавловском соборе в присутствии отца. Сын Алексея Петровича вступил на престол Российской империи в 1727 г. под именем Петра II и правил три года. В его царствование произошла официальная реабилитация Алексея.

Подобно многим историческим личностям со сложной и необычной судьбой, фигура царевича Алексея Петровича издавна была «лакомым кусочком» для исторических романистов, драматургов, поклонников «теории заговоров», а с недавних пор и кинорежиссеров. Существует множество трактовок жизни Алексея — от безоговорочного осуждения «полного ничтожества и предателя» до столь же безоговорочного сочувствия тонкому и образованному юноше, безжалостно растоптанному собственным отцом. Но как бы ни относились к нему последующие поколения, нет сомнения, что царевич Алексей Петрович был одной из самых загадочных и драматических фигур русской истории.

Вячеслав Бондаренко, Екатерина Честнова

 

———————-

5 июля 1793 года в семье Сибирского генерал-губернатора родился Павел Пестель

5 июля 1793 года в семье Сибирского генерал-губернатора родился Павел Пестель

5 июля 1793 года в семье Сибирского генерал-губернатора родился Павел Пестель, декабрист, виднейший член тайных обществ, начиная с самого первого — «Союза спасения».

Свою программу Пестель изложил в «Русской правде», своде законов будущей российской республики. Это был наиболее разработанный и самый радикальный документ декабристского движения. Однако именно радикализм этой программы, а также характер самого Пестеля, несмотря на его ум, организаторские способности и талант заговорщика, отталкивали от него большинство декабристов. В восстании Пестель не участвовал: его арестовали до мятежа. А на допросах назвал имена всех заговорщиков. Декабристы вспоминали, что когда Северное общество стало действовать нерешительно, Пестель объявил, что ежели их дело откроется, он не даст спастись никому, мол, чем больше будет жертв — тем больше пользы.

Пестеля казнили вместе с четырьмя другими декабристами.

 

———————-

2 июля 1708 г. Донские Казаки потерпели поражение под Тором на Донце

2 июля 1708 г. Донские Казаки потерпели поражение под Тором на Донце

Русская армия продвигалась вниз по Дону, преодолевая сопротивление крепких булавинских частей. Партия соглашателей ликовала. Упадочная пропаганда противников борьбы способствовала ослаблению духа. Неудачное нападение булавинцев на Азов решило исход борьбы и судьбу атамана Кондратия Булавина (Донской атаман и борец за казачью независимость). Долгоруков приближался к Черкасску и в лагере Булавина наступило уныние. Малодушные готовы были примкнуть к небольшой группе заговорщиков, во главе которой тайно стоял Илья Зерщиков, один из булавинских старшин. 7-го июля они попробовали взять Булавина живым; но тот укрылся в крепких стенах каменного дома. С ним осталось около 50-ти преданных делу людей. Они защищались пока хватало сил. Когда же противники готовы были уже ворваться в их убежище, Булавин застрелился из пистолета. Предание говорит, что с ним вместе покончила жизнь его дочь Галина, заколовшая себя кинжалом.

———————-

23 июля 1918 года вспыхнуло восстание семиреков в станицах

23 июля 1918 года вспыхнуло восстание семиреков в станицах

23 июля 1918 года вспыхнуло восстание семиреков в станицах Сарканской, Лепсинской, Копальской, Аксуйской, Абакумовской, Арасанской и Тополевской. 25 июля казаками-повстанцами был совершен налет на самый южный город Семиреченской области — Пржевальск. Местами к казакам стали присоединяться киргизы (казахи) и крестьяне-старожилы. Захват белыми северных районов области поставил советскую власть Семиречья под угрозу. 22 июля 1918 г. Семиреченский облисполком вынес решение об объединении командования советскими отрядами оперирующими в северной части области, и о создании штаба войск Семиреченского Северного фронта, чем было положено начало образования Семиреченского фронта. Командующим большевицкими войсками области был назначен областной военный комиссар Л.П. Емелев.

———————-

22 июля 1654 года зародилось белорусское казачество

22 июля 1654 года зародилось белорусское казачество

Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г., когда  православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский вместе со своими спутниками (4 шляхтича и 4 мещанина) и их слугами прибыли к царю. Алексеи Михай­лович принял его милостиво, пожаловал 40 соболей и 50 рублей, а так же чин полковника и разрешение организовать полк, в который набирать «шляхту и всяких служащих людей…»

Шла война, по приказу Гетмана Богдана Хмельницкого на территории Белоруссии находился 20 тысячный казацкий корпус Золаторенко.

Поклонский считал, что на Белоруссии должно быть создано свое самостоятельное белорусское казачество, подчиненное не Хмельницкому, а через него, Поклонского, непосредственно царю.

Первый крупный успех Поклонский имел в городе Чаусы, добровольно перешедшем к русским 6 августа. После присяги Поклонский «тех чаусовцев и сельских крестьян переписав и собрав войска пеших 800 че­ловек». Через несколько дней в его полку уже было около 1000 пеших с бердышами и рогатинами и с пищалями, да конных со сто человек».

После сдачи Могилева (24 августа) весь Могилевский уезд был передан Поклонскому. Это значительно подняло авторитет полковника у местного населения и превратило уезд в сферу его влияния.

Командный состав для своего полка комплектовался из шляхты, иногда даже польской. Так, одним из сотников был шляхтич Яковинский, принявший православие.

На основании царской грамоты Поклонскому, данной 28 декабря 1654 г., и других актов полк был организован на казацкий манер. Кроме полковника, существовала еще полковая старшина: полковой судья, полковой есаул, полковой знаменосец, полковой священник. Полк делился на сотни.

Часть казаков жила по своим дворам в Могилевском уезде, а остальные, не имевшие оседлости, были расположены для прокормления по еврейским дворам в трех уездах — Головчинском, Белыницком и Тетеринском. Казаки Белорусского полка получили из царской казны не жалованье, а лишь содержание натурой, причем если не имели своих хозяйств. В одном из писем они сообщают об этом: «Мы из казны денег не емлем, только головы за честь и за хлеб полагаем».

Могилевский уезд, был сферой Белорусского полка, приближавшейся к полковому положению на Украине. К концу 1654 г. в нём было 4 тыс. человек.

Полк принимал участие во всех военных операциях. По приказанию царя он был послан под Борисов и Минск с задачей не пропускать польские войска за Березину, однако был оттеснен оттуда прорвавшимися к Могилеву поляками.

Источник: Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество, Российское казачество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *