Сибирское
Казачество
26 мая 2018 Просмотров: 76 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд - Пока оценок нет
Размер шрифта: AAAA

Казачий городок – Урюпинск на Хопре

В сентябре 2018 года столица российской провинции – город Урюпинск готовится отметить 400-летие с момента своего основания. Учитывая столь важное событие в нашей истории, редакция газеты «Казачий Кругъ» предлагает краеведам, казакам, хорошо знающим жизнь и историю главного города Хопёрского казачьего округа, читателям, неравнодушным к своей малой родине,  присылать письма в редакцию  на электронную почту kazachy_krug@ mail.ru или по адресу: Волгоград, ул. Рабоче-крестьянская, 15, о граде Урюпинске и его известных людях. Письма в бумажном формате принимаются только отпечатанные на машинке чётко и ясно. Непременно указывать полностью фамилию, имя, отчество автора, обратный адрес и телефон. Желательны фотографии – помечайте, кто автор снимков.
Полемика вокруг топонима «Урюпинск» среди местных краеведов длится уже не один десяток лет. Свою версию происхождения названия города несколько лет назад привёл член Союза журналистов России, корреспондент «Урюпинской правды» в 90-х годах Игорь Иванович Евдокимов.

Из какого языка, от какого народа и племени пришло к нам название города отыскать трудно, но предпринять такую благородную попытку не грех любому исследователю старины. Кто вырыл первую землянку у Хопра и назвал ее урчащим словом? Был ли это загадочный буртас или неведомый эрзянин, лихой хазарский наездник или странствующий торговец-булгарин?
Старорусские слова «юр» + «упа» могут означать открытое возвышенное место на реке. Чувашско-русский словарный вариант прочтения «ур» + «юпа» – это ров с развилинами. И то и другое не лишено смысла, так как отражает признаки места обитания человека…
Автор этой публикации Игорь Евдокимов, мой земляк, хопёрский казак, родился в 1951 году в станице Михайловской Урюпинского района.

 

Игорь Иванович известен жителям города Урюпинска и Урюпинского района и как журналист, поэт, и прозаик, автор поэтических сборников, книг и материалов по краеведению. Некоторое время был заместителем главы администрации Урюпинского района. Член Союза журналистов России, с 1990 по 1994 год работал корреспондентом районной газеты «Урюпинская правда». Тогда же стали появляться его первые небольшие рассказы и повести, которые публиковались в областных и центральных газетах.
Игорь Евдокимов – один из авторов коллективных сборников «Голгофа», «Тропинка к дому», «Надежда». А в своей книге «Земля прихопёрская» автор пытается ответить на вопрос, «откуда мы родом», и даёт при этом свою версию происхождения местных названий казачьих городков и хуторов Урюпинского района.
Сегодня мы открываем новую рубрику исследовательской статьей Игоря ЕВДОКИМОВА.
Владимир ВЕСОВ.

Версия или легенда?
Хорошо защищенные от зимних ветров и посторонних глаз глубокие балки Прихоперья оказались надежным укрытием для гонимых племен и народов. На правом берегу Хопра, по его среднему течению, где река изгибается подковой, появились несколько родоплеменных становищ, окатанных земляными валами, с частоколом для защиты от врагов и диких зверей.

Здесь же в конце XV века на высоком, продуваемом всеми ветрами месте, появился сторожевой караул Великого княжества Рязанского, получивший название Юрупы (в поздних летописных транскрипциях Юрюпинск, Юрепинск, Оурюпинск, Урюписк, Курепин, Урюпин), что означало высокое место над рекой. Племенное кочевье, расположенное в низине, приютило дозорных ратников, и по урочищу растянулся древний городок.
Выбранное место отвечало всем требованиям тогдашней военной науки. В ясный день отсюда можно было вести наблюдение за территорией в радиусе двадцати верст. Широкий и труднопроходимый для конных степняков лес в пойме реки, сама река надежно защищали городок от неприятелей. В тревожное время сторожа стояли на юру неподвижно, «с коней не сседая». По два караульных человека объезжали свои урочища, порученные «их бережению», до пятнадцати верст направо и налево от наблюдательного пункта. В случае обнаружения движения татар, они тотчас давали о том знать в ближние города, а сами, пропустив неприятеля, определяли его численность по конским следам и срочно доносили о том. Главная же защита княжества обеспечивалась засечными линиями в его глубине, представлявшими собой многокилометровые земляные валы и завалы буреломом (засеки – небольшие крепости).
Заботясь об укреплении и расширении своих владений, князья не обращали внимания на национальные признаки подданных. В украинных городках оседали болгары, черемисы, мордва, татары и другие представители племен средней России.

Тюркское влияние
Какого же роду-племени были первожители-урюпяне? Их следы в истории отыскать так же трудно, как и найти исчезнувшую Атлантиду. Какой  бы  романтичной ни казалась нам связь с  ранним средневековьем, она крайне бедна фактами. Можно лишь диву даваться, как небольшое поселение наших пращуров из века в век сохраняло жизненную преемственность, не исчезло в истребительных набегах.
Нашему городку повезло в том, что, являясь одним из немногих уцелевших, он как бы соединил в себе две великие истории: историю государства Российского и историю земли Всевеликого Войска Донского, складывавшиеся своеобразно.
Во внутреннюю жизнь казачьих земель московское правительство не вмешивалось. Сношения с казаками шли через Министерство иностранных дел (Посольский приказ). Все казачьи земли находились на положении союзных земель к Московскому государству. Создавая самостоятельно свои порядки, свое управление, свое Войсковое право, казаки сохраняли тесную связь с Россией – связь религиозную, национальную, политическую и культурную.

Однако заметим, что к концу XVI века донское казачество еще не представлялось цельным и единым механизмом. В это время существовали два четко определившихся центра расселения донских казаков: одни избрали местом обитания Средний Дон в районе Клетского, Медведицкого и Вешенского городков, другие – нижний Дон в районе Черкасска, Маныча и Раздор. Первые стали именоваться верховыми, а вторые – низовыми. Между ними существовали значительные различия. Военные интересы верховых были направлены против Астрахани и Большой Ногайской орды, низовых – в сторону Азова и Крыма. В низовых городках жили более зажиточно, «низовому войску» шло царское жалование, из низовых выбирались атаманы и старшины. Верховые же казаки, к которым позже отойдет Урюпин, долгое время считались как бы людьми второго сорта.
В первой четверти XVII века произошло слияние верхового и низового казачества в рамках нового автономного образования – Войска Донского. Высшим органом власти на Дону стал Войсковой круг, который, кстати, всегда собирался в низовых городках. Между землями донских казаков и основной территорией России был огромный незаселенный и неосвоенный земельный массив. К концу XVII века в результате вторжения туда мощных колонизационных потоков донских казаков, заселения помещиками, получавшими землю в пользование в этих местах, строительства церквей и монастырей, он исчезает. Донское казачество обосновывается, заселяет Прихоперье. К казакам отошла часть южных территорий Московского княжества.


Урюпин сменил свой военно-политический статус, превратившись в северный форпост Войска Донского, и был переселен на левый берег Хопра, за водную грань от северного соседа. Новое место расположения соответствовало классической схеме островных казачьих поселений. Весной, когда Хопер выходил из берегов, Урюпин оказывался окруженным со всех сторон полой водой. Это было очень важно с точки зрения обороны. В пору просыпавшегося первотравья – корма для коней, кочевники начинали свои самые разрушительные походы. Вода надежно прикрывала городок от внезапных набегов.
Есть версия, что переселение городка на левый берег реки было осуществлено из-за «сильнейших наводнений». Однако это вызывает сомнения. Гидрологи свидетельствуют о том, что Хопер за три-четыре минувших столетия, наоборот, «ослаб и обмелел, впадавшие в него ранее небольшие речки пересохли». Если посмотреть также на географическую карту, можно заметить: правобережье на 70–80 метров выше к уровню моря, чем противоположный берег. Был ли смысл переселяться от наводнений в более низкое место? Кстати, в прошлом веке рядом со Старым городком, не боясь никакого подтопления, появились казачьи хутора Горский и Захоперский, не уступавшие по количеству населения древнему Урюпину. Значит, левый берег был выбран по чисто военно-стратегическим соображениям? Еще более спорно предположение, что причиной переселения стало хозяйственное освоение земельных угодий на равнинном левобережье, поскольку таковое казакам запрещалось вплоть до XVIII века, То есть, до того времени, как городок уже перебрался на новое место.


Период перехода управления пограничным городком от московских царей в руки донских атаманов обошелся без каких-либо эксцессов. Во второй половине XVII века пространство между рекой Иловлей и Урюпиным активно заселяется христианским населением. К 1707 году по Хопру значились 26 казачьих городков. Приток русского населения сделал Урюпин преимущественно русским казачьим городком. Слабым отголоском пребывания в нем иных поселенцев остались фамилии, сохранившиеся среди урюпинцев: Мордовцевых, Мордвинцевых, Черемисских, Ургаповых, Татариновых.


Крупным политическим потрясением для Прихоперья явилось восстание казаков под предводительством Кондратия Булавина. Для городка Урюпина, ставшего к этому времени станицей, оно обернулось очередной трагедией. В 1708 году Урюпинская была спалена царскими войсками. В 1717 году она была опять разрушена набежавшими крымскими и кубанскими татарами. На ее полное восстановление потребовалось пять лет.
И, по свидетельству историков, 8 декабря 1722 года обоз российского императора Петра Первого, возвращавшийся из Персидского похода, на ночь расквартировался в станице Урюпинской.
Игорь ЕВДОКИМОВ

Источник: Казачий кругъ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *